Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения «первый лист»

Анализ стихотворения Тютчева Первый лист

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта — пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому — стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов.

В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка.

Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень — это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности.

В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон — восторженный — не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая.

Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое.

Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста — его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект

— молодые березовые листья — воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид».

Напишите анализ стихотворения Тютчева — Первый лист в кратце

Напишите анализ стихотворения Тютчева — Первый лист в кратце

  1. Скоро весна! Короче!
  2. Автор описывает наступление весны. Стихотворение овеяно жизнерадостным настроением. Мы видим зарождение новой жизни, е обновление. Автор использует такие эпитеты, как молодой, сквозной, полупрозрачною, золотым, новорожднной. Используется сравнение «зелень, как дым». Также мы видим олицетворение «грзы берз». Эти средства художественной выразительности помогают увидеть ту лгкость, с которой идт зарождение новой жизни, некую волшебность этого действа. И кажется, что вс это может растаять, как дым, но в конце стихотворения утверждается, что это не так «не встретишь мртвого листа».Обновление жизни завершено, оно неизбежно — в этом оптимистичный финал. Вс идт своим чередом в этой жизни. Умирание сменяется зарождением нового.
  3. Афтор пытался наследовать форму сонета. но число строк разное и рифма хромает. так как последние строчки о смерти — то можно сделать вывод, что настоящей любовью афтара была смерть, а весна этот так, для виду

Навигация по записям

«Первый лист» Ф.Тютчев

«Первый лист» Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым,— И вот живые эти грезы, Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов.

В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка.

Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности.

В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое.

Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер.

Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится …», «Еще земли печален вид…».

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Первый лист»

Анализ стихотворения «Первый лист»

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя – секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная – холостая и гиперхолостая.

Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.

Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.

Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.

«Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы…» – уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.

«И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной. » – эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.

Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением – выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).

Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер – «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».

Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.

Листья в стихотворении – главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.

Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.

Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».

Федор Тютчев — Лист зеленеет молодой ( Первый лист )

Pervy list

List zeleneyet molodoy.Smotri, kak listyem molodymStoyat obveyany berezy,Vozdushnoy zelenyu skvoznoy,

Poluprozrachnoyu, kak dym.

Davno im grezilos vesnoy,Vesnoy i letom zolotym, —I vot zhivye eti grezy,Pod pervym nebom golubym,

Probilis vdrug na svet dnevnoy.

O, pervykh listyev krasota,Omytykh v solnechnykh luchakh,S novorozhdennoyu ikh tenyu!I slyshno nam po ikh dvizhenyu,Chto v etikh tysyachakh i tmakh

Ne vstretish mertvogo lista.

Gthdsq kbcn

Kbcn ptktyttn vjkjljq/Cvjnhb, rfr kbcnmtv vjkjlsvCnjzn j,dtzys ,thtps,Djpleiyjq ptktym/ crdjpyjq,

Gjkeghjphfxyj/, rfr lsv///

Lfdyj bv uhtpbkjcm dtcyjq,Dtcyjq b ktnjv pjkjnsv, —B djn ;bdst nb uhtps,Gjl gthdsv yt,jv ujke,sv,

Ghj,bkbcm dlheu yf cdtn lytdyjq///

J, gthds[ kbcnmtd rhfcjnf,Jvsns[ d cjkytxys[ kexf[,C yjdjhj;ltyyj/ b[ ntym/!B cksiyj yfv gj b[ ldb;tym/,Xnj d nb[ nsczxf[ b nmvf[

Yt dcnhtnbim vthndjuj kbcnf/

Послушать стихотворение Тютчева Первый лист

Темы соседних сочинений

← Первый ландыш↑ ТютчевПесок сыпучий по колени →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/pervyj-list

Готовые школьные сочинения

Ноя 24 2012

Природа в лирике Тютчева — часть 2

Лениво тают облака.

Здесь это одно «лениво тают» стоит всякого длинного подробного описания.

Как неожиданно и ярко

По влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла;

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла…

Изнемогла! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе, в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги. Еще Тургенев заметил, что «язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов»1.

Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта.

Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее ёмкие и поэтически точные картины родной природы.

Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Одна из основных тем природы Тютчева – тема ночи. Многие его стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с миром рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами,

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла…». В ней столько тайн и загадок. Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты:

Лил теплый, летний дождь – его струи

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство великобритании

По листьям весело звучали…

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворений Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта.

«Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием»1 — такого рода признания нередки в его письмах. Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта.

Могущество весны объясняется ее торжеством над прошлым и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:

И страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.

Любовь к жизни, почти физический «переизбыток» жизни ясно виден во многих стихотворениях поэта, посвящённых весне. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни.

Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая,

Румяный цвет, златые сны?

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех». Они передают расцвет природной жизни. Гроза – грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слова «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни.

Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа («Первый лист»). В жаркий августовский день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи («В небе тают облака…»).

Поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне («Когда в кругу убийственных забот…»).

Яркое зрительное впечатление возникает даже тогда, когда поэт называет не сам предмет, а те признаки, по которым он угадывается:

И облаков вечерних тень По светлым кровлям пролетела. И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень.

Одною из лучших картин, написанных пером Тютчева, считаем мы стихотворение «Весенние воды». Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко.

Сколько жизни, веселости, весенней свежести в этих стихах! На душе как будто несколько лет свалились долой с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему… Наконец, вот еще стихотворение, которое принадлежит к лучшим произведениям Тютчева, да и вообще всей русской поэзии: «Я помню время золотое».

Тютчева называли поэтом переходных состояний. Осень — это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Порой и осенью ему чудится дуновение весны.

Ярким примером этого стало стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году, которое является одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста.

Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь. Над грустно сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед “божественной стыдливостью страданья”.

Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо “хаос шевелится” — таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает “божественность” её красоты и боль её “стыдливого страданья”. Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания.

Вечерняя природа какими-то отдельными признаками похожа на живое существо. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

Все во мне, и я во всем!..

Несмотря на то, что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия.

Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является “Полдень”. Представления о природе здесь близки к античным. У древних греков считалось, что полдень — священный час.

В этот час покой охватывает все живое, ведь сон здесь является и покоем.

И всю природу, как туман,

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Природа в лирике Тютчева — часть 2 . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/priroda-v-lirike-tyutcheva-chast-2/

Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

Скажутина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

НОУ школа-интернат №26 ОАО «РЖД»

г. Нижнеудинск

Урок литературы в 10 классе

«Фет и Тютчев»

(по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;

Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;

Репродукции художников – импрессионистов;

Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);

Раздаточный материал для сопоставительного анализа;

Презентация к уроку.

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

Дидактические:

Обучение различным приемам анализа  поэтического текста;

Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Развивающие:

Развитие образного мышления;

Развитие умений анализировать и синтезировать;

Развитие навыков сопоставительного анализа;

Воспитательные:

Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать  красоту слова);

Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);

Воспитание патриотизма.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Апробация диагностической карты анализа урока;

Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;

ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:

Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)

Развитие личностных качеств.

Проект урока.

Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

Обращение к эпиграфу:

                                Не то, что мните вы, природа:

                                Не слепок, не бездушный лик –

                                В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                В ней есть любовь, в ней есть язык…  (Ф.И.Тютчев)

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никогда от века

Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышат я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.  (А.А.Фет)

1 этап: организационный, целенаправляющий:

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством.  Прислушайтесь!

Проблемные вопросы по эпиграфам:

  1. Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?
  2. Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?
  3. Как характеризуют авторов отрывки?

Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.

2 этап. Создание психологического настроя.

Учащиеся читают стихотворения  Тютчева и Фета. Чтение сопровождается музыкой Чайковского,  Шопена, на экране слайд- шоу с пейзажами, подобранными к стихотворениям.

Стихотворения Фета А.А. :

«Это утро, радость эта…»

«Георгины»

«Первый ландыш»

«Я жду… Соловьиное эхо…»

Стихотворения Тютчева Ф.И.:

«Видение»

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

«Смотри, как на речном просторе…»

«Первый лист»

«Как неожиданно и ярко…»

Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения.  Делают выводы и записывают их в таблицу:

Образ мира А.А. Фет Ф.И.Тютчев
Лирический герой и автор Нет сословных характеристик.Я = природа Я и мироздание. Космическое сознание
Эмоциональный тон Радость Печаль о несовершенстве бытия и мироздания
Взгляд на мир Созерцатель Мыслитель
Образ Музы Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия. Поэзия божественная, небесная
Язык Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций. Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.

3 этап. Сопоставительный анализ текстов.

Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)

Краски Звуки Запахи и вкусовые ощущения Образы
Ночь у Фета Серебристый лист, свет полночный Не вздохнет; тишиною грудь полна Тоньше запах сочных трав; воздух чист Ум светлей, мирнее нрав
Ночь у Тютчева Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой. Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул Сладко дремлется, сладко светит Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

или

«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)

Эпитеты, определения Глаголы Образы, сравнения
«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев) Дрожащими листами, жадными устами, белую струю Об иве:Клонишь, ловишь, томится, трепещетО струе:Бежит, плещет, блещет, смеется Ива – девушка, ее любовь несчастна.
«Ива» (Фет) Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад Лирический герой:Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишьИва:Ветви перегнулись, бороздят Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.

4 этап: делаем выводы.

Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.

5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.

6 этап: рефлексия.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола движения

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.

7 этап: домашнее задание.

Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/27/urok-literatury-v-10-klasse-fet-i-tyutchev-po-tvorchestvu-aa

Тема весны в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема весны  в лирике Ф.И. Тютчева

Дипломная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

Глава 1.  «Любовь  земли и прелесть года, Весна благоухает нам!»: образ весеннего мира в лирике  Ф.И.Тютчева……………………………….….. 12

Глава 2. «Мир, избытком жизни упоенный…»: мотив грозы в весенней лирике Ф.И. Тютчева……………………………………………..…….….…26

Методическая  глава.  Мотив грозы в поэзии Ф.И. Тютчева: урок литературы в 9 классе…………………………………………………..……39

Заключение……………………………………………………………….…….51

Библиографический список……………..……………………………….…..53

Введение

Стихи Ф. Тютчева о природе вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы еще со школьной скамьи не запомнил «Весенней грозы» и «Весенних вод».

Для одних на том и заканчивается знакомство с поэтом, для других «Весенняя гроза» и «Весенние воды» становятся началом более глубокого общения с ним, исходной вехой любви к нему.

Эта любовь неразрывно сливается в нашем сознании с любовью к родной природе, что и делает наше чувство к поэту в особенности теплым и крепким.

Весенние стихотворения  поэта — лирические шедевры, навсегда вошедшие в сокровищницу не только русской, но и мировой поэзии. Общепризнанное воспитательное значение стихотворений позволило включить их в азбуки, буквари, хрестоматии для детей и юношества.

Литературное наследие Тютчева очень невелико. Ни художественная проза, ни драматургия, ни эпос никогда  его не влекли, да и лирических стихотворений  им было создано за полвека очень  немного. Лишь ограниченный круг переживаний и настроений побуждал Тютчева к поэтическому творчеству, лишь на немногие темы он чувствовал потребность говорить языком искусства.

Постоянно проходят сквозь все творчество Тютчева основные темы, настойчиво повторяются основные образы, из стихотворения в стихотворение переходят излюбленные выражения, превращаясь в своего рода формулы. Создаются стихотворения со схожей образностью, часто с повторением тех же выражений.

Это как бы новые попытки выразить все те же мысли и чувства, с которыми в поэзии Тютчева сочетаются те же образы.

Эти особенности творчества Тютчева создают впечатление  исключительно тесной связи между  его стихотворениями; каждое воспринимается на фоне всех остальных: настойчивое  повторение тем, образов, словосочетаний придает им особую значительность, заставляет искать философский смысл, заложенный в них.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - лес

Образы цветов, настроения радости, ликования, пиршества природы, осмысления весны как времени  воскресения жизни и торжества  света позволяют выделить стихотворения об этом времени года в творчестве Тютчева в единый цикл.

История изучения пейзажной  лирики Тютчева началась с критической  статьи Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты», написанной в 1850 году. Разбирая опубликованные в пушкинском «Современнике» «Стихотворения, присланные из Германии» не известного ему г. Ф. Т.

, Некрасов приходит к выводу: «Любовь к природе, сочувствие к ней, полное пониманье ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления — вот главные черты таланта г. Ф. Т.» (36, 208-209).

Двадцать четыре стихотворения, помещенные в статье, критик делит на три группы: стихотворения, «которые содержанием своим представляют только «картину» и более ничего» (36, 180); стихотворения, «в которых к мастерской картине природы присоединяется мысль, постороннее чувство, воспоминание» (36, 180), и стихотворения смешанного содержания.

Некрасов упоминает в статье четыре весенних стихотворения: «Весенние воды», «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины…»), «Не то, что мните вы, природа…», «Я помню время золотое…», сопровождая их цитирование эмоциональным комментарием.

Оспаривая название статьи, критик относит талант «г. Ф. Т.» к первостепенным поэтическим талантам: «Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т.

написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства. Заключим нашу статью желанием, чтобы стихотворения г. Ф. Т.

были изданы отдельно: мы можем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения» (36, 209).

Близок в оценке пейзажной  лирики Н. А. Некрасову и первый биограф Тютчева И. С. Аксаков. В биографическом очерке Аксаков также восхищается даром Тютчева-пейзажиста. «Где Тютчев не имеет себе подобных, — пишет он, — это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета, более избитого стихотворцами всего мира.

К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, — всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душою природы.

Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна красота самой природы» (3, 26). Аксаков упоминает три стихотворения весеннего цикла: «Весенние воды», которые, по его мнению, «так и обдают чувством весны, молодым, добрым, веселым» (3, 67), «Весенняя гроза» и «Я помню время золотое…».

И Некрасов, и Аксаков сравнивают тютчевские стихотворения о весне со стихотворениями Е. А. Боратынского и А. А. Фета. Оба приходят к мысли о том, что стихи Тютчева более лаконично, точно и живо передают ощущения весны.

Русский философ начала XX века B.C. Соловьев в статье «Поэзия Ф.И. Тютчева», напечатанной в 1895 году в «Вестнике Европы», рассматривая пейзажную лирику Тютчева, выделяет в ней темное, страшное начало. По мнению B.C.

Соловьева, поэт «никогда не забывает, что светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания».

Основа мироздания, как считает философ-мистик, — хаос, «то есть зияющая бездна всякого безумия и безобразия» (59, 112). B. C.

Соловьев пишет о постоянном присутствии в ней страха перед древним хаосом, о темной основе поэзии Тютчева, скрытой под прекрасной светлой оболочкой: «Жизнь и красота в природе — это борьба и торжество света над тьмою, но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила.

И для красоты вовсе не нужно, чтобы светлое начало овладело ею, подчинило ее себе, до известной степени воплотилось в ней, ограничивая, но не упраздняя ее свободу и противоборство» (59, 119). В силу своих убеждений Соловьев выделял в творчестве Тютчева именно «темный корень мирового бытия», недооценивая, на наш взгляд, то, что большинство стихотворений о природе пронизаны светлым, гармоничным и животворящим началом.

Статья Соловьева оказала  большое влияние на последующее  изучение творчества Тютчева, так как  в ней философ впервые осмысляет  одну из важнейших сторон лирики поэта — устремленность к осознанию глубинных тайн мироздания.

В.Ф. Саводник, соглашаясь с мнением B.C.

Соловьева, выделяет в поэтическом наследии Тютчева «аполлоновскую» и «дионисийскую» струю: «В творчестве Тютчева можно различить две струи: одну — аполлоновскую, светлую, жизнерадостную, отражающую жизнь так, как она представляется острому и ясному взору художника; другую — дионисийскую, бьющую темной и кипучей волной из самых недр души поэта, полную мистических прозрений и холодного ужаса» (53, 11). Исследователь подробно анализирует не только «дионисийское», но и «аполлоновское» начало пейзажной лирики Тютчева. Он восторженно отзывается о некоторых весенних стихотворениях, в частности глубоко анализирует поэтический манифест «Весна» (1838).

Религиозный философ начала XX века C. Л. Франк, так же как и русские символисты, в оценке творчества поэта оказался под влиянием идей B.C. Соловьева, высказанных в статье «Поэзия Ф.И. Тютчева». Франк считает, что поэтическую картину мира Тютчева составляет внимание как к светлому, так и темному началу жизни.

Вопреки догматическим религиозным учениям философ утверждает, что и злое, темное, демоническое начало по природе своей божественно: «Двойственность светлого и темного образует основную черту его [Тютчева — Е.К.] картины мира. В этих стихиях мы имеем, таким образом, два противоположных и враждебных друг другу начала. эти начала оба божественны, прекрасны, привлекательны.

Всепроникающий контраст и вечная борьба между светом и тьмой только потому значительны и существенны, что оба начала вмещаются в божественно-вселенское бытие, и борьба разыгрывается в ее пределах» (64, 19). Таким образом, творчество Тютчева, по мнению C.Л. Франка, дуалистично. Вслед за B.C.

Соловьевым философ утверждает, что поэта притягивают оба начала, но более подробно исследователь анализирует светлую струю мира, выразившуюся в весенних стихотворениях Тютчева.

C. Л. Франк считает: «Описания весны у Тютчева принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики» (64, 19). Весна в творчестве поэта несет с собой, по мнению C.Л. Франка, идею света и радости, является воплощением небесного, горнего начала в земной жизни: «Свет и радость дают нам непосредственно почувствовать разлитое в природе божественное начало.

Небесная, горная стихия, удаленная от земли и противоположная ей, есть все же не какое-либо обособленное от бытия начало, а именно стихия, органически проникающая собою все бытие, а следовательно, доступная и на земле. В пределах земной жизни ее воплощениями, ближайшим образом, являются весна и утро» (64, 20).

Таким образом, Франк полагает, что через воспевание весны Тютчев познавал божественное начало.

Д. Д. Благой в статье «Гениальный русский лирик Ф.И. Тютчев» ученый утверждает мысль о том, что поэзия Тютчева никогда не была пронизана меланхолическими мотивами, наоборот, поэт любит и воспевает живой, динамичный, меняющийся мир. Выражение философии Тютчева исследователь видит в стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…».

Цитируя первые четыре стиха, ученый отмечает: «Эта горячая сыновняя преданность «матери-Земле» — зримому, осязаемому, чувственно воспринимаемому миру и дала возможность Тютчеву стать таким проникновенным, таким единственным в своем роде поэтом природы» (11, 435). В статье Д. Д. Благой упоминает несколько стихотворений весеннего цикла: «Не то, что мните вы, природа…

», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Первый лист», «Нет, моего к тебе пристрастья…».

Новым этапом в развитии тютчеведения стала книга правнука поэта К.В. Пигарева «Жизнь и творчество Тютчева», изданная в 1962 году. Монография представляет собой первое детальное исследование как биографии, так и творческого пути гениального русского лирика. Значимость книги К.В.

Пигарева становится очевидной при сопоставлении с работами других ученых, которые в советское время ограничивали свои исследования рамками статьи или главы в учебниках по истории русской литературы XIX века. К.В.

Пигареву были хорошо известны архивы Тютчева, бережно сохраненные его женой, детьми и внуками, ученый проводит детальный и глубокий анализ поэтического наследия своего прадеда, прослеживая развитие идейно-художественных исканий поэта.

В книге «Жизнь и творчество Тютчева» и в более поздней монографии «Ф.И. Тютчев и его время» К.В. Пигарев тонко анализирует лирические произведения, входящие в него. Ученый приходит к выводу: «Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы его [Тютчева- Е. К.] стихов.

Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам» — «Любовь земли и прелесть года…

», таковы с детства запомнившиеся каждому из нас ликующие строфы «Весенней грозы» и «Весенних вод», поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Еще земли печален вид…

», изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится…», таковы, в особенности торжественные строфы «Как ни гнетет…» (45, 106). Таким образом, К.В. Пигарев замечает, что весенние стихотворения Тютчева объединяют единые мотивы радости, торжества жизни и света.

Мнению К.В. Пигарева созвучен вывод В.Н. Касаткиной. В двух монографиях  «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева» (1969) и «Поэзия Ф.И. Тютчева» (1978) исследовательница  выявляет в весенней лирике поэта  торжество светлого, а вовсе не темного, как считал B.C. Соловьев, корня мирового бытия. В.Н.

Касаткина объединяет семь стихотворений 1830-х годов — «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…

» — в весенний цикл, основной мотив которого — воспевание весны как молодости: «Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. Весна для него прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии» (23, 48).

Анализируя стихотворения о самом прекрасном времени года, исследовательница приходит к выводу, что в понимании поэтом весны можно выделить несколько аспектов: «Он изобразил приход весны как нечто вселенски значительное («Весна»); весна у него — это «надрайская» сфера жизни («Что пред тобой утехи рая»), это и особое состояние человеческого сердца («Душа, душа, спала и ты…»). Весна — жизнь сердца, его пробуждение, власть мечты над ним, появление веры в идеал или счастье или просто -брожение чувств и желаний, обновление души» (23, 51).

Б.Я. Бухштаб анализирует весенние стихотворения Тютчева, исходя из собственного деления лирики Тютчева на циклы. В пейзажной лирике поэта он выделил три «основных эмоциональных комплекса, реализованных в трех картинах мира»: «блаженный мир», «мертвый мир» и «бурный мир», оговорив, что предложенная классификация является условной.

Большинство весенних стихотворений, по мнению ученого, входят в блаженный мир», так как воспевают особое состояние человеческой души. «Весенние воды» и «Весеннюю грозу» исследователь включает в «бурный мир». Так же, как К.В. Пигарев и В.Н. Касаткина, Б.Я. Бухштаб видит в весенней лирике поэта торжество радости жизни над мертвенным покоем.

Все это «светлый мир» (14, 35).

О преобладании весенней темы в ранней лирике Тютчева пишет и И.О. Шайтанов в книге «Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы» (1998): «В ранних стихах Тютчева царит весна. Она в мире, и она в душе.

Она в природных стихах и в любых иных; везде она — символ обновления, начала жизни, а то и самой жизни» (68, 183).

Однако в книге ученый не выделяет весенний цикл стихотворений Тютчева, большая часть монографии посвящена анализу поэтического манифеста «Не то, что мните вы, природа…».

Таким образом, история  изучения пейзажной лирики Тютчева показывает, что весенним стихотворениям поэта в исследованиях как XIX, так и XX века, уделялось недостаточное внимание. До сих пор не существует более или менее подробного филологического анализа произведений весенней лирики поэта. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Источник: http://referat911.ru/Literatura/tema-vesny-v-lirike-fedora/61037-1525135-place1.html

Yahta org :

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Первый лист».

Читайте также:  Эдгар дега "голубые танцовщицы": описание картины

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева «Первый лист»

Анализ стихотворения «Первый лист»

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и 2-ая строфы являются пятистишием, заключительная – секстиной либо шестистишием. Рифмовка в каждой из строф различная – холостая и гиперхолостая.

Мысли о том, жизнь не постоянна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и не достаточно кто мог понять его трудный внутренний мир.

Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное опасение поэта.

Природа Тютчева всегда молодая, молодая. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.

«Лист зеленеет молодой.

ПреподавателиОкончила Творческую мастерскую с получением сертификата по специальностям: «Моделирование и дизайн ногтей», «Маникюр», «Педикюр». Обучалась в «Институте красоты»с получением сертификата по специальностям «Техника украшения тела — био-тату, блеск-тату».
Читать далее Презирать правописание слово презирать правописание ударение в слове презирать орфография слова презиратьКурицу он не презирал, но и не уважал: птица, по собачьему разумению, должна обязательно летать, а эта только ходит. Заслужить почет — заслужить презрение. ○ Новатору — почет и уважение, а лодырю — позор и презрение.
Читать далее В России открыли новую смертельную болезнь — СМИВ Якутии генетики открыли новое смертельное заболевание , о котором до сих пор не было известно. На данный момент из 16 пациентов, в которых было диагностировано заболевание, живы только двое.
Читать далее Буш позволит военным одевать пленных в женское бельеПоправки сокращают до 10 количество правонарушений, в которых могут быть обвинены представители США. Среди них пытки, убийства, изнасилования, захват заложников и другие.
Читать далееNissan X-Trail T31/АккумуляторМаркировка японских аккумуляторов Тип аккумулятора указан по японскому стандарту JIS. Материал из NissanWiki Согласно сервис-мануалу , стр.
Читать далее Пример традиционного контент-анализа. Часть перваяРФ(при этом никакой конкретики не будет — содержание и непосредственно содержание интервьютутдля нас не играют роли, и еще это довольнозатруднительнонаглядно преподнести в формате скриншотов). Также подобает отметить, что это могли быть идругиетексты — например, результаты фокус групп, публикации в средства массовой информации и т.д.
Игровые и тематические экскурсии Для обучающих природоведение: Животные Ленинградской области, Природные просеки нашей страны. Для обучающих географию: Животные моря, Животные Африки, Животные Австралии и Южной Америки, Животные Арктики и Антарктики. Для обучающих зоологию:

Компьютерный экспресс-анализ стоматологических больных на ВИЧ-инфекцию Попадание крови на рубец можетслучитсядаже без травмы края десны, а при снимании вторичного оттиска для получения поддесневого участка шеек перцев, надлежащую дезинфекцию оттисковчастоне проводят из-за возможности их деформации.

Новогодние мероприятия в январе Продолжительность — 1,5 ч.. Адрес: Иркутский тракт, д. 37В (2 этаж) Новогодняя сказка-детектив для детей «Следствие водит Дед Мороз» 7 января, в 11.00. Дворец общегосударственного творчества «Авангард»

Ведение беременности у метро «Улица 1905 года» После установления казуса наступления беременности, дама ставится на диспансерный учет. Постановка на учет в ранние стажи беременности (до 12 недель)дает возможностьсвоевременно выявлять и устранятьвероятныеопасности для матери и плода, прогнозировать роды ирезультативнопредупреждатьвероятныеосложнения.

Народные эмблемы, традиции, православный календарь, именинники, астрологический прогноз для родившихся в-й декаде (14 -20 января). Алиса в государстве чудес» и «В Зазеркалье» Кэрролл Льюис (настоящее имя Чарлз Лютвидж Доджсон). Научные работы Кэрролла Льюиса предвосхищали некоторые сущности математической логики. Родился 27 января 1832 года в Дарсбери, в Англии, в многодетной семье англиканского первосвященника. 14 января 1911 года

Афиша 2014 ПЛАН

концертно-просветительской деятельности МБОУ ДОД ДМШ на 2013-2014 назидательный год Август Экскурсии по детской музыкальной выучке для воспитанников МБДОУ № 6, 14 Сентябрь Библиотечный задача для обучающихся первого года обучения «Книга – твой друг»Шпаргалки по методам социально-психологического исследования — СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТВ; метраж ионосферы при аудио- и видеозаписях, количество рисунков с определенным содержимым, сюжетом и прочее.

Гороскоп на 14.01.2012. Гороскоп на 14 Января Хорошо встречаться с высокопоставленными людьми, посетить высокоразвитое мероприятие. Тем не наименее, не стоит брать на себя большие речения и приниматькоренныерешения.

Источник: http://yahta.org/item-609a

Школьные сочинения

Поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг, поэзия проникает в самые тайные уголки души человека. Некрасов называл Ф. И.

Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Тургенев писал: «Тютчев один из самых замечательных русских поэтов; мы скажем более: …Тютчев, принадлежащий к поколению предыдущему, стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону… на одном Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит, и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине…»

Лирика Тютчева — философская. Его стихи философичны по глубине, по темам: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.

Мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь, и поэзия Тютчева — не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, а сам неостановимый поиск.

Тютчев — поэт-философ, лирик-мыслитель, он шел не от идеи к явлениям жизни, а от действительности, которая пробуждала мысль, наполняя ее своим содержанием.

«Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле», — говорил Тютчев. Ни один русский человек не может остаться равнодушным к красоте окружающего мира.

В «Весенней прозе» в каждой строфе звучит праздничная музыка весны: « Первый гром грохочет », «гремят раскаты», «все вторит… громам», «птичий гам».

Создается впечатление веселья в природе, игры, забав: «Резвяся и играя, грохочет гром», гром «весенний, первый», ему все весело вторит. Вот как чудесно Тютчев описывает морской пейзаж:

  • На бесконечном, на вольном просторе
  • Блеск и движенье, грохот и гром…
  • Тусклым сияньем облитое море,
  • Как хорошо ты в безлюдье ночном?

Всю лирику Тютчева пронизывает идея слияния человека и природы.

Поэт решительно выступает против тех, для кого природа — всего лишь «слепок» и «бездушный лик», лишенный внутренней жизни, кто не способен откликаться на зов матери-земли, кто остается глух к зову человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать и любить. Для Тютчева природа — такое же одушевленное, разумное существо, как и человек:

  • В ней есть душа,
  • В ней есть свобода,
  • В ней есть любовь,
  • В ней есть язык.

У Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны.

Создавая вдохновенные стихотворения, поэт рисует картины природы и размышляет о загадках мироздания, вековечных вопросах человеческого бытия.

Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от человеческого глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между ней и человеком:

  • С горы скатившись, камень лег в долине.
  • Как он упал никто не знает ныне
  • Сорвался ль он с вершины сам собой,
  • Иль был низринут волею чужой.
  • Столетье за столетьем пронеслося:
  • Никто еще не разрешил вопроса.

В стихотворении «В душном воздухе молчанье…» в первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных — душевное волнение девушки, ощущающей наплыв незнакомого ей чувства любви. Еще органичнее, в виде «двух проявлений стихии одной» показано тождество природы и человека.

Гармония в природе у Тютчева обнаруживается даже в «стихийных спорах»: вслед за бурями и грозами всегда наступает успокоение, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой.

Бури и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще всего оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

Тютчев живо, грациозно и верно изображает природу, наверное, потому, что прекрасно понимает ее, потому, что ему доступны ее тайные, неуловимые черты и оттенки.

Стихотворения Тютчева очень коротки, но ни к одному из них нечего добавить, каждое слово точно и метко. По словам Некрасова, оттенки в произведениях Тютчева «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше».

Слова Некрасова подтверждает стихотворение Тютчева «Утро в горах»:

  • Лазурь небесная смеется,
  • Ночной омытая грозой,
  • И между гор росисто вьется
  • Долина светлой полосой…

Тютчеву знакомо чувство трепетной любви и нежности к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле его предков, на земле, где родился поэт. Наверное, именно эти чувства побудили поэта написать стихотворения «Естьвосени первоначальной…», «Чародейкою Зимою… », « Первый лист». От стихотворения «Весенние воды» веет свежестью и ободряющей силой:

  • Еще в полях белеет снег,
  • А воды уж весной шумят
  • Бегут и будят сонный брег,
  • Бегут, и блещут, и гласят…

Поэзия Тютчева — это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего перед лицом природы. Но тютчевская лирика — не просто лирика пейзажей. В тютчевской поэзии читатель всегда оказывается перед целым миром.

Поэт умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь и в свете дня, и во тьме ночи, и в страшном хаосе, и в прекрасной гармонии.

В стихотворениях Тютчева настолько обнажена душа поэта, что по ним можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения:

  • О, вещая душа моя!
  • О, сердце, полное тревоги,
  • О, как ты бьешься на пороге
  • Как бы двойного бытия!

Стихотворения о любви в лирике Тютчева проникнуты глубочайшим психологизмом, настоящей человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний.

Строки, возникшие из-за самого большого чувства в жизни поэта — любви к Е. А.

Денисьевой, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеют равных не только в русской, но и в мировой любовной лирике:

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

«Денисьевский цикл» — это роман в стихах, в котором с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, проявляется потребность человека в счастье и ограниченность человеческих возможностей его достижения. Лучшие стихотворения любовной лирики Тютчева замечательны тем, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого:

  • Любовь, любовь — гласит преданье
  • Союз души с душой родной
  • Их съединенье, сочетанье,
  • И роковое их слиянье,
  • И… поединок роковой…

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу. Брала их в руки и бросала. Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне, которая, наблюдая роман своего мужа, сохранила самообладание, достоинство и любовь к поэту. На склоне лет поэт понял это и оценил, что ушло из его жизни со смертью жены:

  • Любима ты, и так, как ты, любить
  • Нет, никому еще не удавалось!
  • О, господи!.. И это пережить…
  • И сердце на клочки не разорвалось…

Философская основа не делает лирику поэта абстрактной. Тютчев превосходно умеет воссоздавать «пластически верные», по словам Н. А. Некрасова, изображения внешнего мира.

Пользуясь многообразием красок своей поэтической палитры, прибегая к словесным полутонам и оттенкам, поэт вызывает у читателя точные и зримые образы, превосходно передает в стихотворениях жизнь природы, вечную смену ее явлений.

Эту жизнь Тютчев улавливает в бурном гомоне вешних вод, трепете молодых березовых листьев, переливах зреющих нив, блеске движений моря, томном, легком шелесте осенних деревьев.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Поэзия — это музыка. Размышление по поэзии Ф. И. Тютчева . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-274.htm

Ссылка на основную публикацию