Природа в стихах а. н. майкова: анализ стихотворения “осень”

Анализ стихотворения Майкова Осень



Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой

И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой –

И, как безумный, пою!

«Осень» А.Майков

«Осень» Аполлон Майков

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой

И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой —

И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения Майкова «Осень»

Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе.

Поэтический дебют Майкова состоялся в 13-летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение.

С этого момента подросток решил, что непременно свяжет свою судьбу с литературой, и позже никогда не жалел об этом выборе.

Аполлона Майкова нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Действительно, у этих двух поэтов есть общая черта? Оба они посвятили огромное количество стихов родной природе, тонко чувствуя ее переменчивость, красоту и совершенство.

Лес, поле, речка и сад могли затронуть в душе Майкова самые потаенные струны, в результате чего на свет рождались удивительно тонкие и восхитительные стихи, наполненные светом, радостью и теплотой.

«Осень» — одно из таких произведений, которое Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенном недалеко от Москвы.

Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать».

Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности. так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства.

Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес».

Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники.

Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения “Осень”

Анализ стихотворения “Осень”

Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.

В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.

Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!».

Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания.

Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда.

Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.

Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:

«Листья шумят под ногой…

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой –

И, как безумный пою!»

В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.

Стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

  • План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст. Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения. 3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения.

4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.

8) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции?

9) Какое впечатление произвело на тебя произведение?

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень».

Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы.

…Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: …Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора.

Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние.

Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: …Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек.

…Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.

…Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни.

…Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой).

Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.).

сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они [цветы] «), метафора («щёки горят») и другие.

8) В стихотворении Майкова «Осень», как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.

9) Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите

Татьяна Ученик (118), закрыт 6 лет назад

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой

Читайте также:  Килиманджаро – вулкан под снежной шапкой в африке

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой

И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой –

И, как безумный, пою!

Как писать – совершенно не знаю, как то нужно помочь ребёнку. Задание на лето.

Sungirl Профи (626) 6 лет назад

План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст. Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие – вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения. 3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения.

4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.

8) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции?

9) Какое впечатление произвело на тебя произведение?

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова “Осень”.

Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы.

. Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: . Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора.

Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние.

Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: . Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек.

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.

Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни.

Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой – И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой).

Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет (“вешнюю леса красу”, “кудрявых груздей”, “пурпур брусничных кистей” и т. д.).

сравнение (“как безумный, пою”), олицетворение (“глядит ясность прозрачных небес”, “что ей сказали они [цветы] “), метафора (“щёки горят”) и другие.

8) В стихотворении Майкова “Осень”, как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.

9) Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

Дарья Воробьёва Ученик (102) 7 месяцев назад

Послушайте стихотворение Майкова Осень

Темы соседних сочинений

← Осенние листья↑ МайковПейзаж →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/majkova/osen

Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс

Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы. А вслед за этим поэт подчеркивает, что не смотря на это, душа его радуется.

После первых строк, в которых описывается настроение автора, перед читателем предстает описание природы. Оно действительно звучит с некоторой тоской. Прежних утех уже нет, увяли цветы, собраны все ягоды и грибы. Теперь лес пуст – летней таинственной обстановки как не бывало.

Вместо этого теперь там лежит лишь ворох осенней листвы под ногами, на которой ночует мороз. Ясность леса холодна. Понятно, что здесь описывается период самой поздней осенней поры.

От того и нагоняется тоска. Тоска о том, что совсем недавно еще было живо, весело росло и цвело. Автор очень точно сравнивает состояние осеннего леса со временем, когда смерть собирает свою жатву. Ведь все увяло – погибло.

Однако, в строках этих хоть и проскальзывают такие невеселые замечания, настроение поэта радостное. Он говорит, что он весел душой и поет, как безумный. Отчего же? Да, картина осеннего умирания природы печальна.

Но, все это – неизбежный закон природы. Ведь вслед за тем, что увяло сейчас, через какое-то время родится новое. Автор прекрасно знает об этом.

Поэтому тоскливые нотки в стихотворении тут же сменяются радостными воспоминаниями о весне и лете.

Автор вспоминает весь период от первого подснежника, до самых поздних осенних цветов. И те чувства, что испытывал он при виде их, сохранились в душе и будут согревать ее зимней порой.

В этом стихотворении не только мастерски описан осенний пейзаж, но еще и звучит мысль о том, что каждое время года по- своему прекрасно. Природа хороша в любом своем состоянии и способна поднять настроение и благоприятно воздействовать на человеческую душу. Главное – уметь понимать ее.

3 класс по плану

  • Анализ стихотворения Есенина ЦветыСтихотворение Сергея Есенина напрямую связано с одним из периодов его жизни, а именно, когда поэт не за долго до того как ушёл из жизни, предсказывал свою близкую смерть. В стихотворении автор выразил все свои сокровенные чувства и мысли.
  • Анализ стихотворения Гумилева ПамятьЗмеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.
  • Анализ стихотворения Тютчева В часы когда бываетФедор Тютчев прошёл довольно таки сложный жизненный путь. Много препятствий стояло перед ним, которые ему обязательно нужно было пройти, для достижения желаемой цели. И одной из самых больших трагедий его жизни, является любовь.
  • Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от мукиКогда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких
  • Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 3, 6 классДанное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы.

Источник: https://analiz-stihov.ru/majkov/osen-3-klass

«Пейзаж», анализ стихотворения Майкова

Стихотворение «Пейзаж» Аполлон Майков написал в 1853 г. в возрасте 32 лет и опубликовал в 1858 г. в журнале «Подснежник» № 2. Стихотворение вошло в цикл «На воле». Он состоит из стихов, описывающих природу в разное время года и жизнь человека в тесной связи с природой.

Литературное направление и жанр

Исходя из названия, стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Описывая природу, автор сам оказывается внутри картинки, превращаясь в лирического героя. Его состояние – отрешённость от всех житейских проблем, сосредоточенность на вечном.

Несомненно, пейзаж Майкова очень реалистичен, как будто написанные словами пейзажи Шишкина. Традиция соединения пейзажа с бытовыми картинками встречае тся ещё уПушкина в «Евгении Онегине».

Через 20 лет после Пушкина Майков обращается к тем же образам: жучка, крестьянский быт и крестьянский мальчик.

В личности Майкова слились два таланта – художника и поэта. В юности он сделал выбор в пользу поэзии ещё и потому, что имел слабое зрение. Но продолжал писать любимые пейзажи словом.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 30 стихов, причудливо срифмованных между собой, на первый взгляд, без особого порядка. Чередование разных видов рифмовки создаёт то четверостишья, то двустишья, которые не всегда совпадают с интонационной завершённостью предложений.

Стихотворение начинается с появления лирического героя в первых четырёх стихах. Он идёт, куда глаза глядят, по лесной дороге. Глагол, с которого начинается стихотворение – люблю. Он создаёт настроение стихотворения. Весь «Пейзаж» о том, что любит лирический герой. А любит он созерцать гармонию природы.

Следующие 12 стихов описывают осенний лес, который видит вокруг лирический герой. Потом лирический герой выходит на опушку, где на реке стоит мельница. Созерцание бытовой картинки (воз, на котором дед тешит внучка, вертящаяся вокруг и лающая жучка) завершает пейзаж.

Тема стихотворения – созерцание осенней природы, находящейся в гармонии с человеком. Основная мысль состоит в том, что именно близость с природой делает человека счастливым, способным наслаждаться собственной жизнью.

Тропы и образы

В начале стихотворения возникает образ лесной дорожки. Поэт использует уменьшительно-ласкательный суффикс для её обозначения, но при этом лесная дорожка – это что-то извечно существующее (эпитет глубокая колея) и бесконечное (метафора нет конца пути).

Лес описан яркими эпитетами: лес и ельник зелёные, осинник жёлтый. Цвет передают даже глаголы: лес пестреет, осень румянит клёны.

Читайте также:  Баобабы - жизнелюбивые и щедрые гиганты

Природа в стихотворении живая, что отражено в олицетворениях: осень румянит клёны, осинник бьёт тревогу, папоротник дремлет.

Сравнения традиционны для описания природы: лист устлал дорогу, как ковёр, опавшие листья подобны водам. А вот сравнение красных мухоморов со спящими сказочными карлами необычно.

Майков – мастер и зрительных, и слуховых образов: лирический герой не только производит шум, шуршание листьев, но и слышит малейший шорох в чаще.

По одной детали читатель способен дорисовать целую картину: косой солнечный луч обозначает наступление вечера, тяжёлый воз – свидетельство его загруженности мукой, которую дед везёт с мельницы. Тяжёлая работа крестьян – залог их благополучия.

Старик и дитя – не просто образ семейной идиллии, но и тип взаимоотношений между поколениями крестьян, когда «деда страхом тешит внучка». Весёлая жучка – непременный атрибут счастливого крестьянского детства, как и детства дворянских детей. Поэтому для лирического героя пушистая жучка в лесном сумраке – неизменно счастливое завершение хорошего дня, такого же, как в детстве.

Целый пейзаж составляется из отдельных картинок, которые отделены друг от друга многоточиями. Лирический герой описывает всё, на что падает его взгляд. В такой безыскусности особая прелесть стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и образец для подражания – «Евгений Онегин» Пушкина. Женские рифмы в стихотворении чередуются с мужскими. Перекрёстная рифмовка четверостиший чередуется с парно срифмованными двустишьями. Одно четверостишье имеет кольцевую рифмовку.

По произведению: «Пейзаж»

По писателю: Майков Аполлон Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/maykov/1257-peizazh-analiz

Урок чтения А.Майков Осень

Урок чтения.

2 класс

(Программа «ПЕРСПЕКТИВА» по учебнику Л.Ф. Климановой)

Тема урока: А. Майков «Осень».

Цели: – знакомство со стихотворением А. Майкова «Осень» и творчеством поэта;

– обучение правильному чтению стихов;

– развитие памяти, речи, мышления.

Планируемые результаты:

– предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение;

– метапредметные: соотносить литературный текст с художественным образом, познакомиться с биографией и творчеством поэта, составлять план работы на уроке и работать по алгоритму, взаимодействовать в паре и группе;

– личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: портрет А. Майкова, сборники его стихов, иллюстрации осенней природы.

Ход урока.

Орг. момент.

Загадка об осени.

Ребята, вспомните, как называется раздел, который мы начали изучать?

(«Краски осени»)

– О чем мы будем читать в этом разделе?

Сегодня утром на крыльце нашей школы я увидела конверт с письмом, оно адресовано вам, ученикам 2 «б» класса.

Как вы думаете, от кого письмо и что там написано?

Давайте прочитаем!

(Письмо красочно оформлено)

(Ученик читает письмо от королевы Осени:

«Дорогие ребята!

Приглашаю вас в гости на «Осенины», которые состоятся 11 октября.

В программе праздника:

– конкурс чтецов

– выставка рисунков и поделок

– конкурс юных сочинителей «Золотое перо»

– представление «Наш театр».

Жду вас с нетерпением!

Надеюсь на ваше творческое участие и активность.

Королева Осень.

– Ребята, вы готовы идти на этот праздник?

(Нет)

– Почему?

(Нет рисунков и поделок, не сочинили рассказы и стихи про осень, нет постановки для театра, мало знаем стихов об осени)

– Какую цель поставим перед собой?

(Узнать новые стихи об осени, начать подготовку к празднику, к конкурсу чтецов)

– Одно стихотворение мы уже выучили!

– Кто готов рассказать наизусть стихотворение А, С. Пушкина «Осень»?

(Дети рассказывают)

Беседа:

Оцените выступление: что понравилось? Какие замечания?

Как бы ты оценил себя?

– Какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение? (Радостное, он восхищался красотой осенней природы)

– Кому из вас очень нравится осень?

– Расскажите о своём настроении и ощущениях.

(Дети рассказывают: «Мне очень нравится осень. Она радостная. Листья желтеют и шуршат под ногами. Моросит дождик.»

«Осень солнечная, тёплая, золотая. Люблю собирать букеты из осенних листьев. Весело.»

«Я люблю осеннюю пору. Осень яркая, красивая. Листья падают, кружатся в воздухе. На душе радость.»

«Осень ветреная, сырая. Дожди моросят и льют всё время. На дорогах грязь, лужи. Грустно.»

– Да, осень бывает разная.

– Возможна ли связь между осенней природой и настроением человека?

Обоснуйте своё мнение.

Физкультминутка.

Итак, домашнее задание мы проверили.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

Любая работа выполняется по плану.

– Составим план урока.

На доске открывать пункты:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Знакомство с произведением и автором.

  3. Работа над содержанием.

  4. Конкурс на лучшего чтеца.

  5. Рефлексия (итог урока).

  6. Домашнее задание.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 28, «Осень» А. Майков

Аполлон Николаевич Майков – русский поэт, родился в Москве. Древний род Майковых был богат одарёнными людьми.

Отец – академик живописи, мать – поэтесса и переводчица, брат – литературный критик и публицист, другой брат стал историком литературы.

В ранние годы Майков увлекался и живописью и литературой. У него очень много стихов не только для взрослых, но и для детей. Он тоже любил осень, поэтому сочинил стихи об осени для детей. Можно взять в библиотеке и почитать.

– А сейчас я прочитаю вам стихотворение «Осень».

Внимательно послушайте, постарайтесь представить себе картины по услышанному.

– Опишите, какие представления возникли в вашем воображении.

– Мы с вами подошли к 3 пункту плана. Работа над содержанием тоже требует определённого порядка.

Объединитесь в группы и попытайтесь составить порядок работы с художественным (поэтическим) текстом.

(Дети составляют алгоритм. Представитель от каждой группы зачитывает свой алгоритм. Учитель постепенно открывает на доске алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.)

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.

  1. Прочитай текст.

  2. Определи тему текста.

  3. Определи жанр текста.

  4. Объясни непонятные слова и выражения.

  5. Назови слова и выражения, передающие настроение.

  6. Определи главную мысль.

  7. Научись выразительно читать.

(Далее идет работа над текстом стих-я по алгоритму)

  1. Прочитайте внимательно текст (жужжащее чтение).

  2. Тема текста – осень.

  3. Жанр текста – стихотворение (есть рифмы, подчеркнуть, чтение хором с карандашом).

  4. Кроет лист – укрывает землю; вешнюю леса красу – красота эта весенняя, весной деревья одевались листвой, а осенью эта красота опадает; любо – любить, люблю. Что любит автор?

Чтобы написать такое красивое стих – е, нужно вдохновение.

Где поэт наблюдал эту осеннюю картину?

Мысленно представьте то, что он увидел.

  1. Какое настроение у вас возникло? (Радостное, бодрое.) Сожалеет ли автор, что пришла осень?

Найдите слова автора, которые помогают понять нам это, подчеркните их.

  1. Главная мысль: автор хотел показать нам показать красоту и любовь к осени.

Рассмотрите фото на стр. 28.

– Какой период осени запечатлён на ней? Обоснуйте своё мнение.

– Какие краски преобладают на фото?

– Соответствует фото стих – ю?

– Как можно озаглавить фото?

  1. Выразительное чтение стих – я.

Чтение у доски 3 учен.

– Чьё чтение понравилось больше? Почему?

– Кто прочитал более выразительнее, интереснее?

Молодцы! Всем спасибо!

Рефлексия.

Итак, мы подошли к концу нашего урока.

– Кому было интересно на уроке?

– Достигли ли мы цели на нашем уроке?

– Кого можно похвалить за работу на уроке?

Молодцы, работали все дружно, активно. Не забывайте, что нас пригласили на праздник, готовьтесь.

Домашнее задание: выучить стих – е «Осень».

Спасибо за урок.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-chtieniia-a-maikov-osien.html

Вестник Педагога | Публикация Сычевская Наталья Германовна

Автор: Сычевская Наталья Германовна
Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ССШ №7 Населённый пункт: город Камышин Наименование материала: конспект урока

Тема: А.Н.Майков “Осень”

Дата публикации: 21.12.2015
А.Н.Майков «Осень»

Цели:

1. Расширять представления учащихся о жизни и творчестве А.Н.Майкова, показать красоту поэзии А.Н.Майкова. 2. Формировать умение анализировать поэтический текст. 3. Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников. 4. Развивать эмоции и познавательный интерес. 5. Воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

Тип урока

: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование

: Портрет А.Н. Майкова, таблицы с названиями поэтических средств, выставка книг, музыкальные произведения, пейзажные зарисовки, разноуровневые задания для работы со стихотворным произведением.

Ход урока:

1. Организационный момент

. Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делают упражнения, дети повторяют за ним. – Из глубокого колодца (руки «О») – Солнце медленно встает (руки над головой), – Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.) – Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты) – Новый день она начнет (руки вниз широко). Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки. Учитель Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа. На сегодняшнем уроке Будем думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать.

Целеполагание:

ребята, как вы понимаете «выразительно читать»? Ответы детей (выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы). Учитель. Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это нужно? Дети.

Кто выразительно читает, тот представляет картину, написанную в стихотворении, учится видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить – хороший, приятный собеседник, его приятно слушать. Учитель.

Я бы добавила, что выразительное чтение помогает заглянуть в удивительный мир поэзии. А что значит

удивляться?

Подберите синоним к этому слову: восхищаться, радоваться, восторгаться.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

Приготовились, начали. Повторяем 3 раза. Учитель. Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете «душа, язык природы»? Дети. Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.

Актуализация опорных знаний

Учитель. – На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения? (поэзия и проза) – Что такое прозаическое произведение? Нестихотворное литературное произведение. – Что такое поэзия? Это стихотворное произведение. – Как называют автора стихотворного произведения? Поэт.

– С творчеством каких поэтов мы уже познакомились на уроках литературного чтения? – Дети. А.С. Пушкин, А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев идр. Учитель. Назовите фамилии поэтов, которые писали о природе, рисовали картины пейзажа? – Дети. А.С. Пушкин, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др. – Учитель.

Читайте также:  Проект конкурса ученических работ: "войди в природу другом"

Постепенно осень поселилась в наших садах, парках, дворах, русские поэты очень любили осеннее время года и воспевали ее в своих стихах. Обратите внимание на выставку книг, которая представляет самую маленькую часть из всех книг, посвященных природе.

С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Дети читают стихи, остальные оценивают их чтение, им помогает памятка, которая вывешена на доске. 1. Выразительно ли читал? 2. Соблюдал ли нужную интонацию? 3. Правильно ли выдерживал паузы? 4. Выделял ли голосом особые места? 5. Не было ли ошибок в словах? Идет опрос учащихся, выставление оценок

Вступительная беседа перед работой над новым произведением

. Учитель. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу. Мне сегодня хочется отметить ваши замечательные рисунки. Благодаря им в классе создалась осенняя атмосфера. Учитель. Дети, что помогло вам увидеть красоту осенней природы? Дети. Внимательное отношение к окружающей нас действительности.

Физминутка

Мы листочки осенние На веточках сидели, Дунул ветер, полетели, Полетели, полетели и… На землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Повертел их. Покружил И на место посадил.

Изучение нового материала.

Осень наступила, осень золотая Листья закружила в листопадных стаях Стаи те из листьев разнесла по лесу Осень наступила, время лучше нету. Учитель. Все деревья и даже кусты разукрасила осень. По-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь.

Пусть, как были летом, так и останутся. Вот и остались ели да сосны по-летнему, темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем осеннем уборе. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали.

И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток… Спешит, торопится осень, все новые и новые краски находит она для своей картины, серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев.

Невеселая картина получилась, но есть в ней что-то замечательное… Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством русских поэтов, а именно с творчеством Аполлона Николаевича Майкова и его стихотворением «Осень». Я просила подготовить небольшое сообщение о биографии Майкова А.Н.

Рассказ о поэте.

А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897

года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать –

писательница. У Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н

Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской

природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но

посвятил свою жизнь поэзии.

Учитель. Прежде чем мы познакомимся с текстом стихотворения «Осень», хочу обратить ваше внимание на то, что в нем вам встретятся непонятные слова и выражения.

Работа с новыми словами. Запись на доске.

Вешняя – весенняя

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы учителя к ученикам. 1. Назовите стихотворение и его автора. 2. Прочитайте стихотворение про себя, без речедвижения. 3. 1 ряд – чтение хором вслух. 4. 2 ряд – чтение парами по 2 строчки. 5. 3 ряд – чтение цепочкой по две строчки. 6. К какому роду литературы относятся эти стихи? Пейзажная лирика. 7. Что описывает поэт? Уголок природы. 8.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Грусти. 9. Какие чувства овладели поэтом? Печальные, грустные. 10. Найди признаки осени, описанные в стихотворении: золотой лист, сучья трещат, листья ногой загребать, свянул последний цветок, и др. 11. Каково отношение автора к осени? Любит ли он осень? Докажи строчкой из произведения. (Любо в лесу мне бежать.) 12.

Какие чувства испытывает поэт осенью? Изменяется ли его настроение? Почему? В каких строках? Сначала картина грустная, а потом автор весел и «как безумный поет» Почему автор весел? За осенью придет зима, а потом весна, в природе не бывает плохого времени года. 13. Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? Сказочность, торжественность.

Зарядка для глаз.

Закрепление нового материала. Работа в тетрадях.

Учитель. Какие языковые средства помогают поэту показать свое отношение к тому, что он описывает в произведении? Дети. Поэту помогают эпитеты и олицетворения. Учитель открывает на доске таблички с названиями языковых средств.

Давайте повторим, что означает каждый из этих названий. Дети объясняют, как они понимают каждое из языковых средств. (Ответы детей). Учитель. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной.

Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание. Но вслед за осенью придет зима со своими красотами, а дальше долгожданная весна и лето. Но в природе нет плохого времени.

Сейчас мы с вами совершим прогулку в осенний лес.

Показ слайдов «Прогулка в осенний лес»

Учитель. Что вы чувствовали, когда гуляли по осеннему парку? (ответы детей). Я вижу, что осенний пейзаж тронул ваши души, восхитил ваше воображение. Но он удивлял и заставлял восторгаться не только вас, мои юные читатели.

У меня в руках – шкатулка мудрых мыслей: высказывания писателей, пословицы и поговорки. Давайте мы откроем ее и прочитаем. Содержание высказываний. 1. Ноябрь – сентябрю внук. 2. Сентябрь – чародей цвета. 3. Сентябрь – пора золотой осени. 4. Ноябрь – ворота зимы. 5. Ноябрь без топора мосты наводит. 6.

Сентябрь холоден да сыт. 7. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком. 8. Упал с дерева один лист – жди осени. 9. «Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». (К.Г.Паустовский) 10.

«Лес учит человека понимать прекрасное». А.П.Чехов 11. «Нет ничего изобретательнее, чем природа» Цицерон

Итог урока

. Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами А.Н.Майкова (ответы детей). Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет любви и доброго отношения в ваших делах.

Домашнее задание

. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Осень», сделайте к нему рисунок, передайте свое отношение к этому времени года. На рисунке запишите самые красивые строки этого стихотворения.

Рефлексия

. У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока в, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над, чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок; Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес… Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою! Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал. Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни! Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой – И, как безумный, пою!

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2564

Майков А – Осень(стих)

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_USER_AGENT

Filename: views/audio.php

Line Number: 34

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_USER_AGENT

Filename: views/audio.php

Line Number: 34

Аполлон Майков стихотворение «Осень» Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок; Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес… Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою! Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал. Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни! Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой – И, как безумный, пою! Майков Аполлон Николаевич [1821 – 1897] – русский поэт, переводчик. Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами. Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта – искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного. Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

http://maykov.ouc.ru/

Источник: http://www.staroeradio.com/audio/15096

Ссылка на основную публикацию