Природа в поэзии бориса пастернака

Тема природы в лирике Б. Пастернака

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / Тема природы в лирике Б. Пастернака

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В любом случае, это обогащает нас опытом, делает богаче и мудрее.     Тема природы занимает одно из главных мест в творчестве Б. Пастернака.

Поэт своеобразно изображает мир природы и взаимоотношения человека с ней. Этот мир необычен, сложен и многообразен. Вспомним хотя бы такие произведения Пастернака, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Ландыши» и другие.     В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой передает свое предоощущение весны как всемирной жажды обновления жизни.

В этой прелестной лирической миниатюре окружающий мир представлен звучащим на многие лады. Здесь и плавность, и шуршание, и грохот природы (клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «ветер криками изрыт» и т.д.) Все это звуки приближающейся весны. Здесь поэт очень удачно, на мой взгляд, использует прием звукописи: пролетка – ливень – слезы; колеса – клик – слякоть – слагаются – лужи.

    В данном стихотворении большое место занимают черные (темные) оттенки цвета («весною черною горит», «обугленные груши», «чернеют проталины»). Но они не кажутся мрачными, так как передают динамику прихода весны. Поэтому здесь черный цвет ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Получается, что черные краски в этом стихотворении являются символом обновления жизни.

    Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Это слово ассоциируется с вьюгой, поземкой, холодом, морозом, ветром, а также с февральской лазурью. То есть оно связано с ощущением скорой весны и таянием снега. Таким образом, уже первое предложение в стихотворении заявляет о приближении самой молодой поры года.

    В композиции этого произведения, на мой взгляд, можно выделить внутренний и внешний планы. Внешний – это образ приближающейся, во всем чувствующейся весны. Внутренний план повествует о процессе пробуждения поэзии. Лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся жизни, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».

При этом в произведении усиливаются и нарастают чувства, ощущения, переживания. Природа и поэзия уравниваются. Поэзию творит включение поэта в мир живой природы.     В1927 году Б. Пастернак пишет стихотворение «Ландыши», вошедшее в его сборник «Поверх барьеров». При произнесении названия этого произведения возникают ассоциации: ландыш серебристый, душистый, «светлого мая привет».

В мыслях рисуется хрупкость, чистота, стройность, изящество этого весеннего цветка.     Однако, перечитывая текст Пастернака, убеждаешься, что таких ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с неполного предложения: «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня».

Образ жары создается с помощью эпитетов, метафор, а также звукописи. Как эхо, повторяются звуки слова «жара» и сходные с ними: грузный полдень, жары нещадная резня. Поэт гиперболизирует этот образ, усиливает его, используя в первой и второй строфах такие глаголы и глагольные формы, как «хряснет», «обламываясь», «рухнет».

    В третьей и четвертой строфах стихотворения мы наблюдаем метафору «жары нещадная резня» и сравнение «Весна здесь сказочна, как Углич». Эти тропы связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает красавиц Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами. Совсем, как в Угличе.

    В четвертой строфе уже чувствуется присутствие лирического героя. Он способен всмотреться и насладиться миром, укрывшим его от жары. Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно:     И вот ты входишь в березняк,     Вы всматриваетесь друг в дружку.     Более того, внимательному наблюдателю природа открывает свои тайны.

В этом состоит ее удивительное чудо:     Но ты уже предупрежден.     Вас кто-то наблюдает снизу:     Сырой овраг сухим дождем     Росистых ландышей унизан.     Такое олицетворение помогает автору подчеркнуть, что природа тоже ждет встречи с человеком, прислушивается и присматривается к нему. Таким образом, в стихотворении показан путь человека к природе.

    Осмысление лирики Пастернака, посвященного природе, позволяет нам увидеть, что все его стихотворения глубоко философичны. Они не просто раскрывают красоту русской природы, ее тайны.

Эти произведения показывают взаимоотношения и взаимопроникновения природы и человека друг в друга, результатом которого является творчество.

Природа для лирического героя – мастерская, где «производится чудо».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / Тема природы в лирике Б. Пастернака

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00079701184864256545

Сочинения на Getsoch.ru

Тема человека и природы в лирике Б. Пастернака

«Милый Пастернак, Вы – явление природы…»
Марина Цветаева

       Борис Пастернак появился на свет в семье знаменитого художника и известной пианистки. Его детство прошло в окружении людей искусства, которыми прививалась любовь в музыке, поэзии, художественному творчеству.

       В детстве Пастернак желал связать свою судьбу с сочинением музыки, таково было влияние композитора Скрябина. Но вскоре будущий писатель и поэт решил круто изменить направление деятельности и получил образование на философском факультете университета.

       К теме отношений человека и природы в творчестве Пастернак подходит философски и музыкально.

       Произведения Пастернака отличаются целостностью мировоззрения, основой которого стала идея любви к жизни, благоговения перед природой. Смысл человеческого существования определялся Пастернаком как умение «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».

Жизнь, по мнению поэта, состоит из мелочей. И нужно стремиться к тому, чтобы каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, превращать в праздник – праздник единения с природой, открытия мира и человека.

А предназначение человека, владеющего искусством слова, — внушение человеку веры в жизнь, обучение умению удивляться и восторгаться красотой природы.

       Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

       Пастернак пытается объяснить читателю, что не нужно приносить интересы личности потребностям общества. В природе все гармонично, и единение с ней позволит человеку преодолеть все стоящие перед ним проблемы: преодолеть страх одиночества, кратковременность жизни на земле и увидеть новые горизонты за гранью человеческого сознания.

       В книге стихов «Сестра моя – жизнь» любовная история героев развивается на фоне природных явлений. Начавшись весной:

       О неженка, во имя прежнихИ в этот раз твойНаряд щебечет, как подснежник,

Апрелю: «Здравствуй!»,

       она   развивается знойным летом (стихотворения «Степь», «Душная ночь»), а осень становится для влюбленных порой расставания («Осень… Как приелось жить!»).

Все приметы мира, в котором живет – любит, испытывает счастье, страдает – человек, встают в стихах в его опаленном страстью восприятии.

Мир и человек предстают как одно целое: гроза, которая, «как жрец, сожгла сирень» выглядит и как вспышка страсти (стихотворение «Наша гроза»).

       Книга стихов «Сестра моя – жизнь» писалась в годы социально – политических катаклизмов в России, на фоне революционных потрясений. Но лирический герой Пастернака не ощущает себя щепкой на дороге мироздания. Ощущение единения с природой позволяет ему быть выше сиюминутных катаклизмов.

       Герой этот эмоционально воспринимает все, что его окружает: «намокшая воробышком сиреневая ветвь», и снег, уподобленный кокаину, и весенний дождь, усмехающийся черемухе, и тишина – лучшее из всего, что слышал лирический герой. В восторг приводит его прогулка по ночной степи:

       Как были те выходы в тишь хороши!Безбрежная степь, как марина.Вздыхает ковыль, шуршат мураши,И плавает плачь комариный,И Млечный Путь стороной ведетНа Керчь, как шлях, скотом пропылен.Зайти за хаты, и дух займет:Открыт, открыт с четырех сторон.

Он готов расплакаться от счастья, наблюдая за плачущим садом (стихотворение «Плачущий сад»).

       Это особенное, почти навязчивое сближение человека и мира останется характерной чертой стиля Пастернака на протяжении всего его творчества.

       Но Пастернак идет и дальше утверждения, согласно которому все в окружающем мире живо и разумно. Он говорит о том, что творческое начало исходит не от человека, а от природы, и поэт взят ею как бы «напрокат» как орудие, средство выражения (стихотворение  «Определение поэзии»). Недаром Цветаева написала в письме Пастернаку: «Милый Пастернак, Вы – явление природы…»

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/289-tema-cheloveka-i-prirody-v-lirike-b-pasternaka.html

2. Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака

Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, музыкальные. Умение в нескольких строках показать живость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написания Пастернак сам определял как стремление «поймать живое», «мгновенную, рисующую движение живописность».

Текли лучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

«В лесу»

Природе в лирике поэта принадлежит центральное место. Однако это не просто любование пейзажем, не только взгляд со стороны — это глубокое погружение в жизнь, в бесконечные грани кристалла мироздания. Неудивительно, что многие стихи Пастернака несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности.

Для того чтобы разграничить где метафорическое описание переходит в онкозиональное понятийное поле, достаточно прочувствовать всю любовь Бориса Пастернака к природе, его внимание к каждой ее детали.

Наметанным глазом внимательный поэт замечает «намокшую воробышком сиреневую ветвь», весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами. Увиденные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нам проникнуться ощущением необыкновенной прелести и непостижимости бытия.

Рассвет расколыхнет свечу,

Зажжет и пустит в цель стрижа.

Напоминанием влечу:

Да будет так же жизнь свежа!

В стихотворениях Пастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзаж здесь существует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолько очеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясь закатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природными картинами, а с их характерами, внутренней жизнью:

И вот ты входишь в березняк.

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на природу: поэт убежден, что деревья, камни, земля чувствуют настроенного на общение человека, могут объясняться от собственного имени, используя доступные им средства. Именно поэтому в стихотворениях Пастернака природа часто внимательно вглядывается в поэта, или даже перенимает его умение писать.

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Поэт верно замечает, что у природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекается фотографией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза, покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая «белой женщиной мертвой из гипса наземь падает навзничь». Внимание к тонкостям, деталям помогает поэту создать точные и незабываемые образы.

Но вот приходят дни цветенья,

И липы в поясе оград

Разбрасывают вместе с тенью

Неотразимый аромат.

Пастернак постоянно ощущает дыхание вселенной. Он убежден, что «и через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья».

Поэзия, по мнению Пастернака, растворена в окружающем мире, она везде, она «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».

Просторы земли поэт сравнивает с внутренностью собора и счастлив от сознания того, что ему удается иногда услышать далекие отголоски хора мироздания.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Отцом поэта был известный художник Леонид Пастернак, матерью — пианистка Розалия Кауфман.

Читайте также:  Мамонтовы горячие источники в йеллоустоуне

Роль биографии в творчестве поэта не случайна: Борис Пастернак создал свою поэтическую систему на принципах и чертах, перенятых у родителей.

От отца-художника в поэзии Пастернака — вся яркость и насыщенность красок и образов, а поскольку главная тема его творчества — природа, то и видна эта живописность лучше всего в произведениях о природе:

Большое озеро как блюдо.

За ним — скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой

Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то черной тенью

Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

«Когда разгуляется»

Начиная с детских воспоминаний и до последних дней, Пастернак всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях. Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1989. Вступительная статья Д.С. Лихачева, примечания Е.Б. Пастернака

От матери Пастернак внес в свою поэзию музыку, причем наиболее часто музыка и природа «живут вместе»:

Но вот их снимали, и, в хлопья облекшись,

Пускались сновать без оглядки дома,

И плотно захлопнутой нотной обложкой

Валилась в разгул листопада зима.

«Баллада»

Кому ужонок прошипел?

Кому прощально машет розан?

Опять депешею Шопен

К балладе страждущей отозван.

«Все утро с девяти до двух»

В юности Пастернак увлекался философией и даже ездил учиться в Марбург, но вскоре неожиданно бросил все и уехал в Италию: Его тянуло к пластическому восприятию действительности.

О поэзии еще было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он — созерцал». Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы в двух томах. «Библиотека поэта». С-П., 1990.

Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всей его творчестве природа оживляется и одухотворяется:

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется:

Там мир заключен. И, как Каин,

Там заштемпелеван теплом

Окраин, забыт и охаян,

И высмеян листьями гром.

Кустарника сгусток не выжат.

По клетке и влюбчивый клест

Зерном так задорно не брызжет,

Как жимолость — россыпью звезд.

«Счастье»

Обращает на себя внимание и характер сравнений: явления природы сравниваются с людьми, с частями человеческого тела: все это — способы оживить пейзаж:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

«Три варианта»

Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности — действительности действующей, — подчеркивается поэтом постоянно. Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1989. Вступительная статья Д.С. Лихачева, примечания Е.Б. Пастернака.

Природа ж — ненадежный элемент,

Ее вовек оседло не поселишь.

https://www.youtube.com/watch?v=v879Fr2wY5Q

Она всем телом алчет перемен

И вся цветет из дружной жажды зрелищ.

«Спекторский»

Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек — это часть природы:

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся — и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий,

И смерти освобождены.

«Сосны»

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Через состояние природы можно понять любовь лирического героя: таким образом, тема природы присутствует и в любовной лирике Пастернака:

Взгляни, как Альпы лихорадит!

Как верен дому каждый шаг!

О, будь прекрасна, бога ради,

О, бога ради, только так.

«Из поэмы (Два отрывка)»

Кроме того, любовь к самой природе видна во всем творчестве Пастернака:

Яблоне — яблоке, елочке — шишки.

Только не этой. Эта в покое.

Эта совсем не такого покроя.

Это — отмеченная избранница.

Век ее вековечно протянется.

Этой нимало не страшно пословицы.

Ей небывалая участь готовится:

В золоте яблок, как к небу пророк,

Огненной гостьей взмыть в потолок.

Как я люблю ее в первые дни,

Когда о елке толки одни!

«Вальс со слезой»

Все нынешней весной особое.

Живее воробьев шумиха.

Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо.

«Весна»

Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой всегда, а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека.

Холодным утром солнце в дымке

Стоит столбом огня в дыму.

Я тоже, как на скверном снимке,

Совсем неотличим ему.

Пока оно из мглы не выйдет,

Блеснув за прудом на лугу,

Меня деревья плохо видят

На отдаленном берегу.

«Заморозки»

Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение:

Когда ж трава, отряхиваясь, вскочит,

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим — все?

«Петухи»

Природа тоже нуждается в поэте, ждет его стихов:

Одна оглядчивость пространства хотела от меня поэм;

Одна она ко мне пристрастна,

Я только ей не надоем.

«Двадцать строф с предисловием»

А бывает и так, что сама природа, подобно поэту, тоже пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго, до зари,

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Особый вопрос — природа и Бог — связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа имеет божественное начало:

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

«На Страстной»

Надо сказать, что у Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в историческом контексте:

Тот год! Как часто у окна

Нашептывал мне, старый, «Выкинься».

А этот, новый, все прогнал

Рождественскою сказкой Диккенса.

Вот шепчет мне: «Забудь, встряхнись!»

И с солнцем в градуснике тянется

Точь-в-точь, как тот дарил стрихнин

И падал в пузырек с цианистым.

Его зарей, его рукой,

Ленивым веяньем волос его

Почерпнут за окном покой

У птиц, у крыш, как у философов.

Ведь он пришел и лег лучом

С панелей, с снеговой повинности,

Он дерзок и разгорячен,

Он просит пить, шумит, не вынести.

«Январь 1919 года»

Мотив революции связан у Пастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака такой же, как у Блока — метель. Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийся навстречу природе, незыблемому началу:

Прислушайся к вьюге, сквозь десны процеженной,

Прислушайся к голой побежке бесснежья.

Разбиться им не обо что, и заносы

Чугунной цепью проносятся понизу

Полями, по чересполосице, в поезде,

По воздуху, по снегу, в отзывах ветра,

Сквозь сосны, сквозь дыры заборов безгвоздых,

Сквозь доски, сквозь десны безносых трущоб.

«Дурной сон»

Если затрагивать тему времен года в поэзии Пастернака, то можно отметить, что наиболее часто встречаются описания зимы, следом — весны, а потом уже — лета и осени, причем если символ зимы — это метель (буран, снег), то символ лета — это гроза («Июльская гроза», «Наша гроза» и т. д.). Гроза — это проявление стихии, а этот мотив в целом тоже важен в теме природы у Пастернака:

Над шабашем скал, к которым

Сбегаются с пеной у рта,

Чадя, трапезундские штормы,

Когда якорям и портам,

И выбросам волн, и разбухшим

Утопленникам, и седым

Мосткам набивается в уши

Клокастый и пильзенский дым.

Где белое бешенство петель,

Где грохот разосланных гроз,

Как пиво, как жеванный бетель,

Песок осушает взасос.

Стихия свободной стихии

С свободной стихией стиха.

Два дня в двух мирах, два ландшафта,

Две древние драмы с двух сцен.

«Вариации. 1. Оригинальная»

В этом стихотворении видны два мотива, сближающие Пастернака и Тютчева: мотив природной стихии мотив воды (водной стихии).

Если говорить о приемах в изображении природы в поэзии Пастернака. Прежде всего бросается в глаза то, что все описания природы построены по принципу цепочки авторских ассоциаций:

С утра жара. Но отведи

Кусты, и грузный полдень разом

Всей массой хряснет позади,

Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,

В разгранке зайчиков дрожащих,

Как наземь с потного плеча

Опущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,

Здесь белизна сурьмится углем.

Непревзойденной новизной

Весна здесь сказочна, как Углич.

«Ландыши»

Как видно на примере этого отрывка, сравнения в поэзии Пастернака всегда неожиданны и необычны:

Все было тихо, и, однако,

Во сне я слышал крик, и он

Подобьем смолкнувшего знака

Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем скорпиона

Над гладью стихших мандолин

И женщиною оскорбленной,

Быть может, издан был вдали.

«Венеция»

Такие ассоциации и сравнения обычно столь необычны, что можно говорить о приеме остранения: например, часто рядом с описанием природы мы можем встретить бытовые детали:

Текли лучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

«В лесу»

Все описания природы у Пастернака всегда детализированы и подробны — это, я думаю, ясно из ранее приведенных отрывков.

Многие стихотворения о природе у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своей красоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы — это мгновенные зарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент — талант художника дает о себе знать:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Кто иглы заслезил

И хлынул через жерди

На ноты, к этажерке

Сквозь шторы жалюзи.

Кто коврик за дверьми

Рябиной иссурьмил,

Рядном сквозных, красивых

Трепещущих курсивов.

«Давай ронять слова»

Через все творчество Пастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо за свою жизнь и возможность созерцать природу (хотя иногда проскальзывает мотив тайны, непостижимости природы):

Расколышь же душу! Всю сегодня выпень.

Это полдень мира. Где глаза твои?

Видишь, в высях мысли сбились в белый кипень

Дятлов, туч и шишек, жара и хвои.

«Воробьевы горы»

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7088

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою. Б. Пастернак В истории русской литературы можно встретить немало писателей и поэтов, которые красиво и вдохновенно писали о мире природы.

Но очень немногие могли настолько полно слиться с этим миром, раствориться в нем, как оригинальный и самобытный поэт XX века Борис Пастернак. “Вы – явление природы, – писала ему Марина Цветаева. – Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком”. Подобное сравнение встречается и у других авторов.

“Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и – вдруг – прорыв в слово – чаще всего довременное какое-то: точно утес заговорил или дуб “, – так говорил о поэте А. Н. Архангельский.

И эти сравнения не случайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии восторженного, молчаливого наблюдения – за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. “Природы вечный соглядатай” – эти слова, сказанные о себе прекрасным поэтом А. А. Фетом, можно смело отнести и к Б. Пастернаку.

Лирический живописец постоянно “подглядывает” за природой, как за живым, самостоятельно существующим, развивающимся и чувствующим существом: Душистою веткою машучи, Впивая впотьмах это благо, Бежала на чашечку с чашечки Грозой обуренная влага.

На чашечку счашечки скатываясь,

Читайте также:  Исландия. география, описание и характеристики страны

Скользнула по двум, и в обеих Огромною каплей агатовой Повисла, сверкает, робеет. Только приблизившись вплотную, вглядевшись, затаив дыхание, чтобы случайно не спугнуть это чудо, можно увидеть волшебное движение капель дождя по чашечкам цветка. Автор растворяется в природе полностью, сливается с ней, совпадает во всех чувствах и движениях души.

Поверхностный, беглый взгляд никогда не способен уловить тончайшие оттенки переливающегося знойного воздуха в хвойном лесу: Текли тучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Бога полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика. Пастернак испытывал искренний, неподдельный восторг перед миром природы.

И этот восторг, все состояние своей души поэт стремился подарить нам, его читателям. “Во всем мне хочется дойти до самой сути”, – говорил он. И наиболее ярко это стремление отразилось в стихах о природе. В постоянном внимании поэта к необъятным земным просторам, к вечно сменяющим друг друга временам года, к восходам и закатам солнца скрыта главная тема его поэтического творчества.

Ему, как никому другому, удалось проникнуть в самую глубину жизни окружающего мира, понять взаимосвязь всех предметов и явлений в нем. В природе, как ни в чем другом, отражаются все явления этого мира, все переживания человеческой души: Земля и небо, лес и поле Ловили этот редкий звук, Размеренные эти доли Безумья, боли, счастья, мук.

У Пастернака даже человек отсутствует как самостоятельный герой – он слит, растворен в природе, его почти не видно. А природа живет, дышит, мыслит, чувствует.

Гроза угрожает, как злая женщина; снег идет в ногу со временем “стопами темными”; слышится “ручейков бессонных болтовня”; дождик ходит по просеке “как землемер и метчик”, или “скорей забывчивый, чем робкий”, топчется у порога, или как чудесный поэт, пишет стихи, “пуская в рифму пузыри”, волны-мысли набегают в ровном ритме.

Ни у кого другого природа не выступает настолько одушевленной, как у Пастернака. В его пейзажах чувствуется живая душа – то игривая и озорная, то суматошная и порывистая. Пейзажная лирика поэта во многом носит философский характер.

Образы природы то выступают объектами реальной действительности, то олицетворяют человеческие переживания, то призваны создать определенное настроение, то выступают в роли каких-либо символов. Даже смысл самого своего призвания – смысл поэзии Пастернак передает с помощью образов природы: Это – круто налившийся свист.

Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Поэт смотрит на мир совершенно по-новому и как бы впервые. Потому его образы такие волшебные, такие непривычные, но почему-то все же понятные и близкие любому, кто сможет проникнуться чувствами автора, взглянуть на природу его глазами.

Это даже не образы, это некое эмоциональное состояние самого человека – слезы счастья, упоение, восторг: Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь, Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! У капель – тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез. В стихах Бориса Пастернака сама природа радуется, словно удивляясь собственному существованию.

И тому же, что и природа, раду-етсячеловек. Он словно подражает ей, заражается ее эмоциональным состоянием. Такая взаимосвязь укрепляется еще и тем, что природа часто становится неким зеркалом, в котором отражается душа человека.

И чтобы это отражение было приятным и гармоничным, человек должен жить, беря пример с мира природы, который, подобно храму, открыт всем желающим, всем способным в него войти. Как будто внутренность собора – Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано. Но не каждый человек обладает такой способностью, ведь Сколько надо отваги, Чтоб играть на века.

Как играют овраги, Как играет река. Да, в стихах Бориса Пастернака природа предстает храмом, идеалом, частью вселенской жизни, частью человеческой души, отражением любых эмоций и любых явлений. Она – зеркало, она – путеводная звезда, она – источник радости и надежды. Но она еще и мудрый целитель, способный излечить от любых болезней и человека, и общество, и весь окружающий мир.

Снег может “выводить” боль, “как пятна с башмаков”, пыль глотает “дождь в пилюлях”. У поэта степные травы играют роль “сонных лекарств”, “туман снотворен, ковыль как мед”, а после дождя в воздухе пахнет “выпиской из тысячи больниц”. Великий мастер художественного слова Борис Пастернак сумел увидеть, услышать, почувствовать, понять мир природы в его мельчайших деталях, во всех его изменчивых состояниях и проявлениях – так, как не сумел, наверное, никто до него. Читая стихотворения Пастернака, мы погружаемся в этот волшебный мир всем своим существом, начинаем жить его жизнью, дышать его дыханием, чувствовать то, что чувствует окружающая нас природа. Мы словно попадаем в сказку. И эта сказка всегда со счастливым концом. Задумываясь над смыслом собственной жизни или вообще вселенского бытия, мы все чаще и чаще видим перед собой пейзажи Пастернака, слышим эхо его строк: Пусть ветер, рябину занянчив. Пугает ее перед сном, Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

(No Ratings Yet)
Loading…

Написати твір сімя найбільший скарб.

Ви зараз читаєте: Мир природы в лирике Б. Л. ПастернакаТвір на тему: Природа – наш спільний дім »

Источник: http://ukr-lit.com/mir-prirody-v-lirike-b-l-pasternaka/

Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Мне нравятся стихи  Бориса Леонидовича, но их нельзя «быстренько» прочесть (и тем более понять), им нужно уделить время… Вчитаться и представить эти сложные сравнения. По-моему, человек часто в его стихах лишь наблюдатель…

Например, меня поразило стихотворение с простым названием «Ландыши». (Кстати, у  его произведений, в основном, простые названия. ) Там есть сравнение этих цветков с «сухим дождем». А ведь, действительно, белые цветочки похожи на капли дождя.  И много приёмов поэтических использует автор: и контраст «белизна углем», и разные сравнения «весна как Углич»

Тут же обращение к кому-то: «Но отведи…». И с бором герой всматриваются друг в друга, то есть лес тоже живой, тоже смотрит, даже осознаёт.

В стихотворении «Сосны» колхозники смеются, работают. Они похожи на часть пейзажа, но весьма деятельную. Они создают сказочные стога «с дом», где отдыхает и Солнце, и Месяц.

Люди только номинально присутствуют, как наблюдатели величественной природы, в стихотворении «По грибы». Повествование от их лица лишь обозначено: плетёмся, плутаем, уходим. А там уж и гриб прячется за пень, и Солнце свет бросает…

В некоторых стихотворениях совсем нет людей. К примеру, «Весна в лесу», где только Небо «в ветках застряло», и Сосна «щурится от солнца». Очень подробное описание прихода весны, очень яркое. (Один из примеров: лужи заполнены водой и солнцем.)

Так сильно природа очеловечена, что уже не поймёшь, кого или что имеет в виду поэт. Вот стихотворение «Звезды летом». То ли люди, то ли звёзды те самые «рассказали, спрашивают, движутся»… 

В «Сирени» люди как бы мерещатся… Описан сад, вот объявлен отдых, всюду дела бросают… Кто-что? В то же время сирень тут «седая», а тучи «играют» в горелки.

А есть вариант очеловечивания даже месяца календарного. Так его и зовут – Июль. Будто бы Борис Пастернак с семьёй сдаёт этому Июлю дом. И практически описывается этот месяц, как человек. Он говорит вслух, таскается-мешается, даже в халате крадется… Хулиган ног не вытирает на пороге! Но они его всё-таки ласково называют «наш приезжий жилец». 

В стихах этих столько символов, образов, сквозь которые приходится пробираться (к счастью, мне они нравятся), что забывает, кажется, автор о человеке. В смысле, так подробно живо описывается природа, что уже и не до человеческих привычных чувств. Но человек уже внутри этой природы, она уже – большой человек. Природа и Человек неразрывно связаны, соединены глубоко-глубоко.

Также читают:

← Человек и природа в рассказе Старик и море Хемингуэя ← Лирика Рубцова↑ ДругиеФилософская лирика Заболоцкого → Человек в тоталитарном государстве →

  • Образ и характеристика Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие сочинениеОдним из главных персонажей произведения является молодая девушка по имени Елизавета Бричкина, выросшая в семье лесничего.
  • Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс сочинениеСтихотворения Николая Михайловича Рубцова представляют сочетание искренних чувств, позитивных мыслей, через которые читатель знакомится с его миропониманием, отношением к разным сторонам жизни
  • Образ и характеристика Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя сочинениеГалерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем другие персонажи. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.
  • Сочинение по картине Лоси Степанова 2 классНа картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом
  • Сочинение Описание внешности Мамы (человека) 7 классЯ очень сильно люблю свою маму. Она у меня самая красивая. Каждое утро ее можно увидеть сильно растрепанной, только что проснувшейся, такой какой ее сделала природа.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/chelovek-i-priroda-v-lirike-pasternaka-v-tvorchestve-stihah

Тема природы в творчестве Б.Пастернака

Сочинения › Пастернак Б.Л.

Готовые Домашние Задания

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

Пейзаж — неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”.

Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему.

Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака.

Нельзя сказать, что большая часть стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его лирике практически нет чисто “пейзажных” произведений. Однако многие из названий его стихотворений как будто отсылают нас к этому виду поэзии: “Осень”, “Август”, “Зимняя ночь”, “В лесу”, “Июльская гроза”. Для понимания подобного рода несоответствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака.

https://www.youtube.com/watch?v=aNSmvRC10VM

Основные темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Тем самым утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и имеет место быть природа.

Отсюда вытекает и место и назначение пейзажа в лирике Пастернака. У него все не так, как у мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходилось доказывать, что “не то, что мните вы, природа… в ней есть душа…”. Тютчев одухотворяет природу — человеческим духом, он делает ее параллелью к человеческим страстям:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Тютчев остро чувствует противоборство, таящееся в природе. Кроме того, именно он расширил границы природного до масштабов космического, и это, пожалуй, единственное совпадение (хотя и не случайное) восприятия природы у него и у Пастернака.

Для Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как нечто само собой разумеющееся.

Читайте также:  Времена года, погода и климат на сейшельских островах

И не разрешимых коллизий, противостояний у него также нет.

Природа — один из многих обликов жизни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не полностью тождественный. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью “перемешан” с обиходом. Он одомашнен, приручен:

Гроза в воротах.На дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее.

У Пастернака нет резкого противопоставления природы и города, как, скажем, в лирике Есенина; тем более нет у него и того неприятия мира природного, которое свойственно поэзии Маяковского.

Природа выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Необыкновенно точно и полно говорят об этом следующие строки:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Возникает ощущение, что у Пастернака в стихах все — о природе. Почти в каждом стихотворении явлена она нам — наряду с прочим. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах, сравнениях, метафорах. Он пишет:

Как бронзовой золой жаровенъ,

Жуками сыплет сонный сад.

Предмет мира природного сравнивается с предметом обихода. Еще один пример подобного рода — сравнение шелка со льдом:

И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Такие образы в поэзии Пастернака делают затруднительным ответ на вопрос, насколько то или иное стихотворение можно считать “пейзажным”.

Иногда поэт совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа. Стихотворение “Ветер” написано как будто в совершенно привычной нам по творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к деревьям. Сравнение с деревом вновь проявляется в стихотворении “Сосны”:

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены…

Марина Цветаева некогда сравнила Пастернака с деревом, добавив, что чтобы ни писал поэт — это всегда природа, “возвращение вещей в ее лоно”.

Носителем природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота, естественность, таящаяся в ней способность давать жизнь другим делают женщину ближе к природе. В стихотворении “Любить иных — тяжелый крест” героиня — из числа таких же “основ” жизни, что и весна:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Обычно в поэзии других поэтов пейзажные описания сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах, вопросами о развитии природы, о ее начале и конце, о месте человека в ней. Пастернак же пишет:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Чувство благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отражение в лирике, то есть то, что мы понимаем под словом “пейзаж”, составляют один из основных мотивов его творчества.

Внимание поэта — пристальное, не упускающее ни малейших подробностей, деталей — практически в каждом его стихотворении обращено к прекрасному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга.

Пастернак не выбирает и не разделяет природу на привычную глазу и экзотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом.

Она исцеляет, она же становится неиссякаемым истоком, причиной поэзии: у Пастернака февраль — повод для того, чтобы “достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд”. Она является основой и целью бытия:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель —

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель.

Сочинения по теме:

  • Музыкальный стержень стихов Б.Пастернака сочинение
  • Тематика стихов Б.Пастернака сочинение
  • Образ поэзии — образ жизни в творчестве Б.Пастернака сочинение
  • Божественное предназначение лирики Б.Л. Пастернака сочинение

Источник: http://1soch.ru/pasternak-bl/raznoe-556/tema-prirody-v-tvorchestve-b-pasternaka

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

    Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что, безусловно, отразилось в его творчестве. 

    Жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака:

    Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе

    Расшиблась весенним дождем обо всех…

    Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Кстати, необходимо заметить, что у Пастернака нет разделения на живую и неживую природу, все едино. Автор наделяет весь окружающий его мир свойствами, равноправными с поэтом, он перестает быть пассивным объектом описания. 

    До Пастернака окружающая среда давалась через человека. У Пастернака она – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

    Только белых мокрых комьев

    Быстрый промельк маховой.
    Только крыши, снег и, кроме
    Крыш и снега, — никого.

    Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является и особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.

И ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств, а путем сопоставления его с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел бы показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать взаимопроникновение.

Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь: 

    Февраль. Достать чернил и плакать!

    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.

    В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», «слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений.

    Также природные явления помогают автору передать свои философские размышления по поводу глобальных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. 
    Надо сказать, что тема зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но, читая дальше, мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта? 

    Снег идет, снег идет,

    Словно падают не хлопья,
    А в заплатанном салопе
    Сходит наземь небосвод.

    Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:

    Потому что жизнь не ждет.

    Не оглянешься, и – святки.
    Только промежуток краткий,
    Смотришь, там и новый год.

    С годами человеческой жизни автор сравнивает падающий снег, и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора: 

    Снег идет, густой-густой.

    В ногу с ним, стопами теми,
    В том же темпе, с ленью той
    Или стой же быстротой,
    Может быть, проходит время?

    В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас: 

    Снег идет, снег идет,

    Снег идет, и все в смятеньи…

    Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. Жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного. 

    И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает… И глядят на нас «удивленные растения». 

    Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака. Ей отведено огромное по значимости место в произведениях поэта. Как мы могли убедиться, именно через нее Пастернак пытается показать единение живого и неживого, всего мироздания. Окружающая среда в творчестве поэта самобытна, живет своей жизнью, тем самым помогая в полной мере передать переживания лирического героя.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pasternak-b-l/raznoe/5672-mir-prirody-v-lirike-b-l-pasternaka

Природа в лирике пастернака

Природа в лирике пастернака Поэт Борис Пастернак — лирический живописец. Огромное ко­личество его стихов посвящено природе.

В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества.

Пастер­нак точно так же, как в свое время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь — именно «божий мир».

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на писательской даче. Все ручьи, овраги, старые дерева этого чудесно­го места вошли в его пейзажные зарисовки.

Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими кар­тинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.

Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем роб­кий», иной дождик у Пастернака ходит по просеке «как землемер и метчик». Гроза у него может угрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как человек, который боится упасть.

Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго до зари

Крапают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоя­щим дождем.

Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности кра­сок предстает перед читателем Урал в стихотворениях «На парохо­де», «Урал впервые». Есть у него и зарисовки севера — «Ледоход», «Отплытие».

Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изо­бражает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен:

Недавно этой просекой лесной

Прошелся дождь как землемер и метчик.

Лист ландыша отяжелен блесной,

Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,

Они росой оттягивают мочки,

Не любят дня, растут особняком

И даже запах льют поодиночке…

Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних по­ездах». В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические го­ризонты, и обновленную утонченным чувством природу.

С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, по­жалуй, только Куинджи.

Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки:

Глухая пора листопада.

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо,

У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает ее перед сном,

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.

Источник: https://prepodka.net/priroda-v-lirike-pasternaka/

Ссылка на основную публикацию