Природа глазами клода моне

Глазами Моне: об особом зрении, уникальной сетчатке и слепоте художника

История жизни Клода Моне, какой бы биограф за нее ни брался, редко обходится без офтальмологических откровений и медицинских загадок. Некоторые всерьез утверждали, что глаза Моне обладают особым строением и сетчатка его устроена совсем иначе, чем у остальных людей. Другие — нарочно или случайно используют яркие метафоры об опаленных глазах и спавшей пелене.

Третьи пытаются выяснить, какие именно научные труды о цветовом спектре влияли на творчество Моне и закладывали основу его взгляда на мир. Поль Сезанн сказал однажды о Моне замечательно и, скорее всего, в шутку: «Моне — это только глаз.

Но, Боже мой, какой глаз!»Однажды Клод Моне поделился своей мечтой с американской художницей-импрессионисткой Лилой Кэбот Перри: «Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть — так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу».

Моне не повезло, он родился зрячим, но всю жизнь пытался писать именно так — как будто видит этот мир впервые, не разбирая от восторга деталей и не пытаясь анализировать и находить смыслы.

У Клода была врожденная непереносимость любой стройной методики преподавания, он плевать хотел на уроки академического рисунка и классической композиции, он зевал или злился, когда перед ним излагали «систему знаний». И всякий раз сбегал. Рассказывая о своих первых настоящих учителях, Эжене Будене и Яне Йонгкинде, Моне так прямо и говорит: они развили мое зрение, научили видеть. Ни школ, ни учителей, ни теорий ему больше никогда не понадобится. Одно только зрение.

«Вид не Рюэль-ле-Гавр» — первая живописная работа 18-летнего Моне, написанная на пленэре в компании сутулого худого моряка Эжена Будена, которого Камиль Коро называл «королем небес». Моне утверждал, что пережил в тот день настоящее озарение, изменившее всю его жизнь.Многочисленные нули в аукционных ценах на произведения искусства — это по большей части бизнес и грамотный маркетинг, но только не в случае с Клодом Моне. Его картины совершенно ненаучно и всегда неожиданно производят гипнотическое, щекотно сладостное, предательски расслабляющее впечатление.

  • Клод Моне. Прогулка в Аржантёе, 1875

Искания импрессионистов всегда вращались вокруг этой самой мысли: очистить мир картины от смыслов и сюжетов — и наполнить его эмоциями. Современные психологи, раскрывая со своей профессиональной колокольни секреты импрессионистической живописи, утверждают, что этим художникам удалось именно технически изобразить мир таким, каким его видит новорожденный ребенок — размытым и неясным. И мы, глядя, на «Стог сена» или «Пруд с кувшинками» невольно включаем психофизиологическую память о том времени, когда воспринимали и оценивали происходящее вокруг предельно просто: приятно-неприятно, надежно-опасно, вкусно-невкусно. Не зная толком, что все это значит.«Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами» — эта рекомендация уже признанного гения Моне молодым художникам представляет собой намного больше, чем урок живописи. Это урок детского мировосприятия, единственного условия создания эмоциональной картины. Искусствоведы добавляют, что в этом наставлении — еще и четко сформулированный принцип искусства будущего, абстрактного.Знаменитый, красноречивый и любимый французами политик, «отец победы» Жорж Клемансо был самым близким другом Моне в последние несколько десятилетий его жизни, близким соседом и вдохновителем знаменитых панно с кувшинками, которые сейчас находятся в овальном зале музея Оранжери. И, как редкое счастливое сочетание, большим ценителем искусства. Но до всех этих прославивших его сфер деятельности Клемансо был врачом. А потому настойчивые разговоры об «уникальной сетчатке» Моне в его устах стоит воспринимать скорее как научный термин и попытку исследования, а не как образное выражение. К примеру здесь: «Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни».«Если пристально вглядеться в соборы Моне, то возникает ощущение, что они написаны каким-то переливчатым строительным раствором, брошенным на холст в приступе ярости. Но в ее дикой вспышке столько же страсти, сколько выверенного знания. Как удалось художнику, отделенному от своего полотна всего на несколько сантиметров, ухватить тот тонкий и вместе с тем точный эффект, который можно обнаружить лишь на расстоянии? Очевидно, благодаря загадочной особенности своей сетчатки. Но для меня важно одно — то, что я вижу всю эту громаду целиком, в ее державном величии и могуществе», — писал Клемансо о знаменитой серии с изображением Руанского собора.И здесь существует большой соблазн отнести гениальность Моне на счет физиологической одаренности, но самое интересное начинается дальше. Свои последние шедевры художник создаст уже практически слепым, когда сетчатка перестала работать.Солнечный свет, знойный летний и ледяной зимний, каждый божий день жег глаза Клода Моне, приближая неизбежное. Он был здоров и крепок, вынослив и энергичен в свои 60 с хвостиком. Но с каждым годом видел все хуже. Хрусталик тускнел и мутнел, его фантастически настроенная природой сетчатка получала меньше света, цвета виделись блеклыми и унылыми, на весь окружающий мир как будто набросили желтоватый фильтр.На сайтах современных офтальмологических клиник можно найти картинки, имитирующие взгляд на мир с катарактой (фото вверху).

Артхив обработал фотографии из сада Моне в Живерни таким образом, чтобы можно было представить, каким видел свои цветники страдающий от катаракты Клод Моне. И сравнил их с поздними работами художника. (Оригиналы фотографий с видами сада в Живерни: dturista.com).

  • Реконструкция: какой видит эту клумбу человек с катарактой.
  • Фото знаменитого мостика Клода Моне.
  • Реконструкция: как мог видеть этот мостик испытывающий проблемы со зрением Клод Моне.

Свои самые любимые картины Моне не подписывал, чтоб не было соблазна их продать. И только самые близкие друзья и только в самые удачные дни могли попробовать заполучить что-то из этого запаса. Актеру и режиссеру Саше Гитри понадобилось несколько месяцев, чтоб уговорить Клода продать ему одну из них, работу из старых запасов. Моне вздохнул, поставил подпись на холсте, и прошептал: «Послушайте, Саша. Я подписал ее 81-м годом, хотя на самом деле это работа 82-го года. Вас я не хочу обманывать. Просто дело в том, что единицу мне писать легче, чем двойку…»

Ему было 72, когда врачи вынесли заключение: катаракта обоих глаз, острота зрения левого глаза — одна десятая нормы, правый глаз способен различать только свет.

Врачи так объясняют происходящие при катаракте процессы цветовосприятия: хрусталик выполняет важную защитную функцию — поглощает световые волны до того, как они достигнут сетчатки.

Со временем хрусталик мутнеет, желтеет и начинает поглощать все более короткие волны, искажая таким образом цветовые потоки, попадающие на сетчатку глаза.

А значит, сетчатка глаза художника уже не получала достоверной информации об окружающем мире из-за помутнения хрусталика.

Доктор Кутла наверняка осознавал, что делает, а значит, был отчаянным храбрецом с запредельным самообладанием: он вызвался сделать операцию на глазах.

Операцию на глазах Моне! Клод то негодует, то орет, то молчит целыми днями, то жалуется своему другу Жоржу Клемансо, до дрожи боясь одного упоминания о клинике и докторе: «Откуда я знаю, может, они дадут мне другие глаза? А мне нужны глаза Моне! Как иначе я продолжу работать?»

На фото: Клод Моне, 27 августа 1905 года.

Особенности цветовосприятия человека, больного катарактой, врачи находят уже в венецианском цикле Клода Моне. Но чем ближе к 1923 году, когда художник решился на операцию, тем более явными и несомненными выглядят эти изменения.К легким, благодарным пациентам Клод Моне точно не относился.

В парижскую клинику доктора Кутла он приехал вымотанным и в полном отчаянии, увидев приближающийся к глазам скальпель, запаниковал, начался приступ с тошнотой и рвотой. После пациенту были строго-настрого прописаны послеоперационные три дня неподвижности.

В первую же ночь Моне пытался сорвать повязку и в приступе ярости кричал, что лучше полностью ослепнет, чем три дня пролежит неподвижно.

Всего таких операций на правом глазу Клода Моне доктор Кутла провел три. Но ожидаемого результата они так и не принесли: мир снова поплыл перед его глазами.

Только теперь прооперированный глаз, из которого удалили хрусталик, стал восприимчив к коротким волнам и видел все в насыщенном сине-фиолетовом цвете. В то время как левый глаз продолжал видеть все в желтом. Мозг, не в силах совместить два изображения, показывал раздвоенную картинку.

«Лучше ослепнуть, чем видеть природу такой, какой вижу ее я», — в отчаянии говорит Моне. И возвращается к работе над своим последним шедевром.

«Катаракта заставила его верить не зрению, а воображению», — рассказывает британский арт-критик Вальдемар Янушчак. 8 огромных панно, которые в овальных залах Музея Оранжери создают ощущение пронизывающей, баюкающей, гулкой, обволакивающей водной бесконечности, были написаны 86-летним художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.НенюфарыХудожник-сюрреалист Андре Массон назвал инсталляцию в Оранжери Сикстинской капеллой импрессионизма.

Источник: https://artchive.ru/publications/1824~Glazami_Mone_ob_osobom_zrenii_unikalnoj_setchatke_i_slepote_khudozhnika

Глазами Моне: об особом зрении, уникальной сетчатке и слепоте художника

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-05-26 16:14:00Вадим Алешин
vakin
2017-05-26 16:14:00История жизни Клода Моне, какой бы биограф за нее ни брался, редко обходится без офтальмологических откровений и медицинских загадок.

Некоторые всерьез утверждали, что глаза Моне обладают особым строением и сетчатка его устроена совсем иначе, чем у остальных людей. Другие — нарочно или случайно используют яркие метафоры об опаленных глазах и спавшей пелене.

Третьи пытаются выяснить, какие именно научные труды о цветовом спектре влияли на творчество Моне и закладывали основу его взгляда на мир. Поль Сезанн сказал однажды о Моне замечательно и, скорее всего, в шутку: «Моне — это только глаз.

Но, Боже мой, какой глаз!»
Клод Моне, «Тополя возде Аржантёя», 1875 и Огюст Реуар, «Портрет Клода Моне», 1875

Клод Моне в Живерни 1915 г.

Учиться видеть

Однажды Клод Моне поделился своей мечтой с американской художницей-импрессионисткой Лилой Кэбот Перри: «Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть — так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу». Моне не повезло, он родился зрячим, но всю жизнь пытался писать именно так — как будто видит этот мир впервые, не разбирая от восторга деталей и не пытаясь анализировать и находить смыслы.

У Клода была врожденная непереносимость любой стройной методики преподавания, он плевать хотел на уроки академического рисунка и классической композиции, он зевал или злился, когда перед ним излагали «систему знаний». И всякий раз сбегал.

Рассказывая о своих первых настоящих учителях, Эжене Будене и Яне Йонгкинде, Моне так прямо и говорит: они развили мое зрение, научили видеть. Ни школ, ни учителей, ни теорий ему больше никогда не понадобится. Одно только зрение.
Клод Моне.

Вид близ Рюэль-ле-Гавр
1858, 46×55 см
«Вид не Рюэль-ле-Гавр» — первая живописная работа 18-летнего Моне, написанная на пленэре в компании сутулого худого моряка Эжена Будена, которого Камиль Коро называл «королем небес».

Моне утверждал, что пережил в тот день настоящее озарение, изменившее всю его жизнь.
Клод Моне у своего пруда с кувшинками, 1905.

Дать почувствовать

Многочисленные нули в аукционных ценах на произведения искусства — это по большей части бизнес и грамотный маркетинг, но только не в случае с Клодом Моне.

Его картины совершенно ненаучно и всегда неожиданно производят гипнотическое, щекотно сладостное, предательски расслабляющее впечатление.Клод Моне. Виллы Бордигеры1884, 115×130 см
Клод Моне.

Прогулка в Аржантёе1875Клод Моне. Ледоход

1880

Искания импрессионистов всегда вращались вокруг этой самой мысли: очистить мир картины от смыслов и сюжетов — и наполнить его эмоциями. Современные психологи, раскрывая со своей профессиональной колокольни секреты импрессионистической живописи, утверждают, что этим художникам удалось именно технически изобразить мир таким, каким его видит новорожденный ребенок — размытым и неясным. И мы, глядя, на «Стог сена» или «Пруд с кувшинками» невольно включаем психофизиологическую память о том времени, когда воспринимали и оценивали происходящее вокруг предельно просто: приятно-неприятно, надежно-опасно, вкусно-невкусно. Не зная толком, что все это значит.

«Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно.

Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами» — эта рекомендация уже признанного гения Моне молодым художникам представляет собой намного больше, чем урок живописи. Это урок детского мировосприятия, единственного условия создания эмоциональной картины. Искусствоведы добавляют, что в этом наставлении — еще и четко сформулированный принцип искусства будущего, абстрактного.

Клод Моне и Жорж Клемансо на японском мостике в Живерни, 1921 г.

Жить глазами

Знаменитый, красноречивый и любимый французами политик, «отец победы» Жорж Клемансо был самым близким другом Моне в последние несколько десятилетий его жизни, близким соседом и вдохновителем знаменитых панно с кувшинками, которые сейчас находятся в овальном зале музея Оранжери. И, как редкое счастливое сочетание, большим ценителем искусства.

Но до всех этих прославивших его сфер деятельности Клемансо был врачом. А потому настойчивые разговоры об «уникальной сетчатке» Моне в его устах стоит воспринимать скорее как научный термин и попытку исследования, а не как образное выражение.

К примеру здесь: «Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи.

Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни».
Клод Моне. Руанский собор, симфония в сером и розовомКлод Моне. Руанский собор на закатеКлод Моне.

Руанский собор, главный вход, утренний туман
Клод Моне. Руанский собор, главный вход на солнце

«Если пристально вглядеться в соборы Моне, то возникает ощущение, что они написаны каким-то переливчатым строительным раствором, брошенным на холст в приступе ярости. Но в ее дикой вспышке столько же страсти, сколько выверенного знания.

Читайте также:  А.п. чехов "вишневый сад": описание, герои, анализ пьесы

Как удалось художнику, отделенному от своего полотна всего на несколько сантиметров, ухватить тот тонкий и вместе с тем точный эффект, который можно обнаружить лишь на расстоянии? Очевидно, благодаря загадочной особенности своей сетчатки. Но для меня важно одно — то, что я вижу всю эту громаду целиком, в ее державном величии и могуществе», — писал Клемансо о знаменитой серии с изображением Руанского собора.

И здесь существует большой соблазн отнести гениальность Моне на счет физиологической одаренности, но самое интересное начинается дальше. Свои последние шедевры художник создаст уже практически слепым, когда сетчатка перестала работать.
Клод Моне на дорожке своего сада в Живерни.

Учиться не видеть

Солнечный свет, знойный летний и ледяной зимний, каждый божий день жег глаза Клода Моне, приближая неизбежное. Он был здоров и крепок, вынослив и энергичен в свои 60 с хвостиком. Но с каждым годом видел все хуже.

Хрусталик тускнел и мутнел, его фантастически настроенная природой сетчатка получала меньше света, цвета виделись блеклыми и унылыми, на весь окружающий мир как будто набросили желтоватый фильтр.На сайтах современных офтальмологических клиник можно найти картинки, имитирующие взгляд на мир с катарактой (фото вверху).

Артхив обработал фотографии из сада Моне в Живерни таким образом, чтобы можно было представить, каким видел свои цветники страдающий от катаракты Клод Моне. И сравнил их с поздними работами художника. (Оригиналы фотографий с видами сада в Живерни: dturista.com).
Фото сада в Живерни.
Реконструкция: какой видит эту клумбу человек с катарактой.

Клод Моне.

Дорожка через сад в Живерни1902, 89×92 смФото знаменитого мостика Клода Моне.Реконструкция: как мог видеть этот мостик испытывающий проблемы со зрением Клод Моне.Клод Моне. Пруд с водяными лилиями (Японский мостик)

1900, 90.2×92.7 см

Свои самые любимые картины Моне не подписывал, чтоб не было соблазна их продать. И только самые близкие друзья и только в самые удачные дни могли попробовать заполучить что-то из этого запаса.

Актеру и режиссеру Саше Гитри понадобилось несколько месяцев, чтоб уговорить Клода продать ему одну из них, работу из старых запасов. Моне вздохнул, поставил подпись на холсте, и прошептал: «Послушайте, Саша. Я подписал ее 81-м годом, хотя на самом деле это работа 82-го года.

Вас я не хочу обманывать. Просто дело в том, что единицу мне писать легче, чем двойку…»

Ему было 72, когда врачи вынесли заключение: катаракта обоих глаз, острота зрения левого глаза — одна десятая нормы, правый глаз способен различать только свет.Врачи так объясняют происходящие при катаракте процессы цветовосприятия: хрусталик выполняет важную защитную функцию — поглощает световые волны до того, как они достигнут сетчатки.

Со временем хрусталик мутнеет, желтеет и начинает поглощать все более короткие волны, искажая таким образом цветовые потоки, попадающие на сетчатку глаза. А значит, сетчатка глаза художника уже не получала достоверной информации об окружающем мире из-за помутнения хрусталика.

Доктор Кутла наверняка осознавал, что делает, а значит, был отчаянным храбрецом с запредельным самообладанием: он вызвался сделать операцию на глазах.

Операцию на глазах Моне! Клод то негодует, то орет, то молчит целыми днями, то жалуется своему другу Жоржу Клемансо, до дрожи боясь одного упоминания о клинике и докторе: «Откуда я знаю, может, они дадут мне другие глаза? А мне нужны глаза Моне! Как иначе я продолжу работать?»
На фото: Клод Моне, 27 августа 1905 года.Клод Моне.

Сумерки, ВенецияКлод Моне. Японский мостикКлод Моне. Японский мостикКлод Моне. Пруд с водяными лилиямиОсобенности цветовосприятия человека, больного катарактой, врачи находят уже в венецианском цикле Клода Моне. Но чем ближе к 1923 году, когда художник решился на операцию, тем более явными и несомненными выглядят эти изменения.

К легким, благодарным пациентам Клод Моне точно не относился. В парижскую клинику доктора Кутла он приехал вымотанным и в полном отчаянии, увидев приближающийся к глазам скальпель, запаниковал, начался приступ с тошнотой и рвотой. После пациенту были строго-настрого прописаны послеоперационные три дня неподвижности.

В первую же ночь Моне пытался сорвать повязку и в приступе ярости кричал, что лучше полностью ослепнет, чем три дня пролежит неподвижно.

Всего таких операций на правом глазу Клода Моне доктор Кутла провел три. Но ожидаемого результата они так и не принесли: мир снова поплыл перед его глазами.

Только теперь прооперированный глаз, из которого удалили хрусталик, стал восприимчив к коротким волнам и видел все в насыщенном сине-фиолетовом цвете. В то время как левый глаз продолжал видеть все в желтом. Мозг, не в силах совместить два изображения, показывал раздвоенную картинку. «Лучше ослепнуть, чем видеть природу такой, какой вижу ее я», — в отчаянии говорит Моне. И возвращается к работе над своим последним шедевром.

Перекур. Клод Моне пишет панно с кувшинками для Музея Оранжери, 1926.

Вместо зрения

«Катаракта заставила его верить не зрению, а воображению», — рассказывает британский арт-критик Вальдемар Янушчак. 8 огромных панно, которые в овальных залах Музея Оранжери создают ощущение пронизывающей, баюкающей, гулкой, обволакивающей водной бесконечности, были написаны 86-летним художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.

Клод Моне. Водяные лилии1926Клод Моне. Водяные лилии : облака1926Клод Моне. Водяные лилии: утренние ивы1926Клод Моне. Водяные лилии: зеленое отражение1926Клод Моне. Ненюфары

1926, 602×219 см

Художник-сюрреалист Андре Массон назвал инсталляцию в Оранжери Сикстинской капеллой импрессионизма.

Автор Анна СидельниковаРеконструкция фото: Татьяна Сомова

Источник — Артхив

Источник: https://vakin.livejournal.com/1628470.html

Мир глазами художника – Клод Моне

Изумрудный 

Кобальт синийзеленый

Вермильон красный

Краплак красный

Сиена жженная

Кость жженая

1884

Свинцовые белила

Кадмий желтый

Кобальт синий

Краплак красный

Вермильон красный

Желтый светлый

Изумрудный зеленый

Милори зеленый

1919

Цинковые белила

Кадмий желтый

Жёлтый крон

Кадмий оранжевый

Вермильон красный

Краплак красный

Кобальт фиолетовый

Кобальт синий

Ультрамарин

Изумрудный зеленый

О жизни художника потерявшего зрение

В 1908 году, в возрасте 68 лет, Моне начал терять зрение из-за катаракты, затронувшей оба его глаза.

С развитием катаракты, восприятие цветов начало искажаться: белые стали  желтыми, зеленые стали оранжево зелеными, красными и оранжевыми. Голубой и фиолетовый заменили красный и оранжевые цвета.

Детали исчезали, а формы становились пятнами и размывались, как в картинах «Плакучие ивы» (1919) и «Водяные лилии» (1920).

Тем не менее, даже с ухудшением зрения, Моне не прекращал работать. Ориентироваться в красках, ему помогали подписанные тюбики, а также раз и навсегда установленный порядок размещения красок на палитре.

«Мое плохое зрение, означает, что я вижу все в тумане, — пишет Моне, — «Но даже так мир прекрасен, и именно так, я собираюсь его изобразить».

В 1911 году, Моне писал другу: «Три дня назад, я с ужасом осознал,  что больше ничего не вижу правым глазом».

 В течении нескольких следующих лет, его левый глаз постепенно слабел, и летом 1922 года, художник вынужден был прекратить работать. Тогда Клод Моне был практически слеп.

К счастью, его друг Клемансо, убедил Моне на операцию, и уже в 1923 году художник смог видеть правым глазом, нося специальные зеленые очки. Но зрение все равно оставалось слабым, и от операции на левом глазу, художник отказался.

В этом же году, Клод Моне вернулся к живописи.

 Серия картин «The House Seen from the Roses Garden» отображает влияние операции на восприятие цвета.

Когда Моне писал картины, ориентируясь на левый глаз, пораженный катарактой, все представлялось красным, а небо оранжевым, а если с помощью прооперированного глаза, тогда окружающее становилось синим.

«Я вижу только синий, больше не вижу не красный, не оранжевый; это ужасно меня беспокоит, ведь я знаю, что эти цвета существуют, потому что я знаю, что на моей палитре есть красный, оранжевый, особенный зеленый, и редкий фиолетовый; я больше не вижу их как видел раньше, хотя я все еще помню как они выглядят», — пишет Клод Моне.

Несмотря на столь серьезные препятствия, Моне продолжал писать картины до 1926 года, всего пару месяцев до того, как уйти из жизни.

Источник: http://zhivopis-maslom.com/ru/stati/142-mir-glazami-

Клод Моне — человек солнца

«Моне — это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!» Поль Сезанн

14 ноября 1840 года в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Его знаменитые кувшинки, маковые поля, здание Парламента относятся к самым дорогим и почитаемым картинам мира.

Моне запомнился в мировой истории прежде всего как революционер в искусстве. Он первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

Картина «Впечатление. Восход солнца» стала отправной точкой для творчества всех импрессионистов.

Однако как и у большинства новаторов, жизнь художника складывалась непросто. Еще в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу своей жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Но то наследие, которое Клод Моне оставил после себя, считается настоящим достоянием всего человечества и разбросано по самым лучшим музеям и галереям мира.

В этот день редакция AdMe.ru решила рассказать вамоб истории создания лучших картин художника и приводит его самые известные цитаты.

Терраса в Сент-Адресс, 1867

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от безденежья художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом.

Две фигуры, сидящие в креслах, — это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным.

В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.

Здание парламента в Лондоне, 1904

Клод Моне нарисовал серию картин Вестминстерского дворца, здания британского Парламента, во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имеют одинаковый размер и точку зрения — окно Моне в больнице Св.

Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, окрашены в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период он оставил свою раннюю рабочую практику- доводить картины до конца на месте перед объектом.

Поле маков у Аржантея, 1873

Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать. На картине — жена и сын Моне.

Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.

Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.

Завтрак на траве, 1866

ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив ее в качестве залога хозяину дома в Шайи.

По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части.

Потом он решил все-таки написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он создает уменьшенный вариант большой композиции.

Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1866

Клода Моне называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Моделью для «Дамы» послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери. «Дама» отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом — это настоящий Моне в его лучших проявлениях.

Женщины в саду, 1866

Несмотря на то что «Женщины в саду» — одна из самых больших по размеру картин, когда-либо написанных импрессионистами (ее размеры 255×201 см), Моне работал над ней на пленэре, для чего ему пришлось выкопать в саду канаву и поднимать или опускать холст с помощью ворота. Моделью для всех четырех женских фигур послужила его будущая жена, Камилла.

Маннпорт, 1883

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Кувшинки, 1916

Национальный музей Западного искусства, Токио

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках.

Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта.

На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Другие известные работы

Побережье возле Сент-Адресс, 1867

Дама в саду Сент-Адресс, 1867

Стога сена в Живерни, 1884

Антиб, вид из садов Салис, 1888

Дорожка в саду Живерни, 1900

Водяные лилии. Облака, 1903

Известные цитаты Клода Моне:

  • Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить.
  • Тот, кто утверждает, что он закончил холст, ужасно высокомерен.
  • Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям.Цвет это моя однодневная одержимость, радость и страдания.
  • Мой сад — мой самый красивый шедевр.
  • Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз.
  • Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами.
  • Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума.

Моне, рисующий в своем саду в Аржантее, Огюст Ренуар.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/klod-mone-chelovek-solnca-585705/

Белые картины Клода Моне. 7 самых красивых зимних пейзажей — Дневник живописи

Я видела много картин импрессиониста Моне своими глазами как в России, так и в других странах. Однако на его зимние пейзажи обратила внимания лишь недавно. Их не так много: Моне предпочитал рисовать яркие краски лета – маки, воду, парусники, цветущие сады.

Кстати, до Моне художники зимними пейзажами особо не увлекались – то ли потому что снег считался маловыразительным, то ли его в принципе сложно писать.

Однако у Моне получалось писать снег так, что просто не остаётся ни единого шанса остаться к зиме равнодушным.

1. Сорока. 1869 г

Клод Моне. Сорока. 1869 г. Музей Д’Орсэ, Париж.

Для меня “Сорока” – самый приятный глазу зимний пейзаж кисти Моне. Хотя, казалось бы, ничего особенного в изображении нет – даже главная героиня Сорока сидит одиноко на плетне где-то сбоку и едва различима на общем фоне.

Не знаю как Моне это делал, но ты смотришь на картину и прямо-таки ощущаешь скрипучесть снега под ногами; лёгкую резь в глазах от отраженного солнца; желание дернуть ветки, чтобы пушистый снег осыпался тебе прямо на голову.

2. Бульвар Сен-Дени. Аржантей. Зима. 1875 г

Клод Моне. Бульвар Сен-Дени. Аржантей. Зима. 1875 г. Бостонский художественный музей

Моне несколько лет прожил с семьёй в сельском городке Аржантей недалеко от Парижа. Он много писал пейзажи самого городка и его окрестностей, в том числе и “Бульвар Сен-Дени”.

В картине Моне как всегда смог показать самое очаровательное того места и той погоды, которую он изображал. Снег крупными хлопьями, ветер (судя по тому, как держат зонтики прохожие) и солнце – и уже легко представить, как ты идёшь по бульвару со своим зонтиком, думая, что зря сегодня так легко одета.

3. Норвегия. Деревня Сандвикен в снегу. 1895 г

Клод Моне. Норвегия. Деревня Сандвикен в снегу. 1895 г. Чикагский институт искусств.

“Деревня Сандвикен в снегу” – малоизвестная картина Моне.  Хотя нужно отметить, что это один из 29 (!) пейзажей Норвегии кисти художника. Все они были написаны в 1895 году, когда Моне гостил у своего внука, проживающего в Осло.

Такая норвежская зима парижанам не знакома – все заснеженно и покрыто синей дымкой от мороза. В России зима выглядела бы также, разве что таких живописных мостиков, пусть и со сломаными перилами, у нас вряд ли найдёшь.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

4. Льдины. Туманное утро. 1893 г

Клод Моне. Льдины. Туманное утро. 1894 г. Художественный музей Филадельфии, США

Плюсовая температура, поэтому лёд уже вскрылся, и появился туман. Белый и голубой цвета разбавляются серым и коричневым.

Этот пейзаж реки Сены не единственный – Моне любил писать сериями, показывая, насколько одно и то же место может быть разным в зависимости от времени суток и погоды.

Картины Клода Моне из серии “Лёд плывёт”. 1893 г. Частные собрания.

За один месяц с конца января по конец февраля 1893 года Моне успел создать целых 13 картин этого пейзажа на Сене!

5. Лавакур. Снег и солнце. 1881 г

Клод Моне. Лавакур, снег и солнце. 1881 гг. Лондонская национальная галерея.

Деревня Лавакур находится на берегу Сены, а напротив – деревня Ветей, в которой Моне жил с семьёй и где родился его сын, а также похоронена жена. Именно с этого берега он изобразил пейзажи деревни Ветей на 150 своих картинах.

Тусклое зимнее солнце на картине “Лавакур” – мы его не видим, но ощущаем по желтовато-зеленоватому отливу снега на дальнем фоне. Кажется, что Моне хотел показать приближение весны.

Фото деревни Ветей (под Парижем)

В этих местах, конечно, помнят своего знаменитого обитателя. Так, на берегу деревни Лавакур информационные щиты сделаны в виде мольбертов с картинами Моне.

6. Дорога в Живерни зимой. 1885 г

Клод Моне. Дорога в Живерни зимой. 1885 г. Частная коллекция.

Художник прожил в Живерни 43 года. В этом городке находится его дом-музей со знаменитым садом с кувшинками и японским мостиком. Конечно, Живерни он писал бесчисленное количество раз. В основном это работы цветущие, летние. Однако зима здесь тоже весьма живописна.

На картине мне очень нравится, как Моне изобразил заснеженную дорогу, испещрённую полозьями саней и покрытую голубыми тенями от деревьев. Так хочется похрустеть снегом по такой дороге!

7. Мороз в Живерни. 1885 г

Клод Моне. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.

Это совершенно не свойственный парижской провинции пейзаж – заледенелые и покрытые толстым слоем снега ветви деревьев – результат редчайшего снежного бурана 1885 года. Конечно, Моне не мог не изобразить такое творение природы.

Две фигуры на картине – сын и внук художника. Картина последний раз выставлялась на торги в 2013 году и была продана почти за 9 млн $.

Если вы не очень любите зиму и снег, я думаю, она станет вам чуточку милее после просмотра картин Клода Моне. Я, конечно, сужу по себе, фанатке лета и зелени. Однако не могу не симпатизировать и зиме после созерцания таких картин!

Если вам интересны работы Клода Моне, рекомендую также почитать статью:

“Впечатление Моне как рождение импрессионизма в живописи”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/belyie-kartiny-mone/

Творчество Клода Моне: как поймать впечатление | Рисуй!

  Июль 12, 2018 Татьяна Хакман

 Оставить комментарий

Впечатление. Восход солнца

Больше полутора столетий назад сельские жители в окрестностях Парижа нередко встречали странного молодого человека в запачканном красками плаще и с этюдником на плече. Бывало, в поисках живописных пейзажей он забирался в безлюдные уголки предместий французской столицы. А бывало, пытался запечатлеть картины повседневной жизни поселян, собирая вокруг себя толпу зевак.

Это был Клод Огюст Моне, ставший одним из основателей нового направления в европейской живописи – импрессионизма. На протяжении всей жизни творчество Клода Моне было подчинено попыткам запечатлеть ускользающие мимолетные состояния окружающего мира, прежде всего — видов природы, поймать впечатление от мгновения.

Прогулка. Женщина с зонтиком и эскизы к ней

Сын бакалейщика из Гавра, Моне начинал с рисования простых работ: шаржей и карикатур, которые и выставлялись в лавке отца для привлечения внимания. Но первые же пленэры со старшими товарищами изменили все: здесь он впервые осознал бездонные возможности живописи и ощутил свое призвание.

Во время обучения в Париже молодой художник познакомился с группой единомышленников, среди которых были Мане, Ренуар, Сислей, Базиль и другие. Теперь писать на натуре с мольбертами они ходили вместе.

Это были те еще приключения — погода менялась, на холсты налипали насекомые, люди в лесу удивлялись, наконец, что это тут происходит?

Итак, компания молодых «бунтовщиков» взяла за правило работать над картинами на открытом воздухе, в то время как мастера старой академической школы делали на пленэре преимущественно эскизы и наброски. Выйдя из мастерской, художник сталкивался с непривычными условиями.

Постоянно меняющиеся освещение и атмосфера, всплески ярких бликов, отсутствие четких контуров – все это заставляло искать новые приемы в живописи. В своем творчестве Клод Моне и другие импрессионисты использовали наложение мазков чистыми красками, а смешение цветов происходило за счет особенностей человеческого зрения.

Изображение на холсте можно было воспринимать, только отойдя на некоторое расстояние от картины.

Бульвар Капуцинов

Этот стиль оказался настолько непривычным для того времени, что вызвал резкое неприятие в обществе. Больше пятнадцати лет понадобилось публике, чтобы принять и оценить творения великого мастера.

Вершиной творчества Клода Моне стали серии картин с одним и тем же пейзажем, но в разное время суток и при разном освещении. Для их создания художник устанавливал рядом несколько мольбертов и переходил от одного к другому вслед за движением солнца.

Картины из серии «Руанский собор»

Одна из самых известных серий картин с изображением Руанского собора вобрала в себя все идеи многолетнего творчества – Клод Моне своими работами пытался показать мимолетность и иллюзорность цвета. Глядя на эти полотна, мы вместе с художником задаемся вопросом: «А возможно, и весь мир вокруг нас – большая иллюзия?».

Мы влюблены в импрессионизм! И приглашаем вас рисовать картины в этом стиле и слушать интересные истории об импрессионистах на наш курс Современный импрессионизм, старт 18 июля! 

РЕГИСТРАЦИЯ НА КУРС «СОВРЕМЕННЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ»

Источник: http://risuy.info/archives/3960

Цветы в творчестве Клода Моне

Великий французский художник-импрессионист Клод Моне (Oscar-Claude Monet), (1840—1926 гг.) очень любил рисовать цветы. Он писал цветы на протяжении всей своей жизни, в разные периоды творчества. Чаще садовые и полевые цветы, реже — срезанные цветы в вазах.

Цветы были его страстью. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Поэтому наибольшее наслаждение он испытывал, когда изображал на своих картинах именно цветы.

Даже членов своей семьи он всегда писал в окружении цветов, подчеркивая тем самым свою искреннюю любовь к ним.

«Возможно, именно благодаря цветам, я и стал художником», — говорил о себе Клод Моне.

Одна из ранних работ Клода Моне «Женщины в саду», 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж. Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах.

Моне еще ищет свой стиль, до официальной даты зарождения импрессионизма остается еще пять лет. Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне. Полотно очень большое, его размеры 2,05 на 2,55 м.

Художник намеревался выставить эту картину на Парижском Салоне в 1967 году, но жюри отвергло его.

В конце жизни Клода Моне, когда он был уже признанным и прославленным мастером, французское правительство выкупило в 1921 году картину «Женщины в саду» у художника за 200 тыс. франков.

Сент-Андресс

Аржантей, 1872 — 1977 гг.

Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре. В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Тогда это был небольшой курортный поселок близ Парижа, в 12 км от центра города, расположенный на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад.

Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Это был самый светлый период его творчества. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее, изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне.

В те годы Аржантей был любимым местом отдыха парижан, там регулярно проводились парусные регаты. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее.

«Женщина с зонтиком в саду в Аржантее», 1875 год. «Прогулка, Аржантей», 1875 год. «Прогулка в Аржантее», 1875 год, Музей Мармоттан-Моне, Париж.
«Сад», 1872 год. «Камилла Моне в саду», 1873 год. «Камилла Моне в окне. Аржантей», 1873 год.
«Берег Сены возле моста в Аржантее», 1874 год. «Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее», 1873 год. «Камилла Моне в саду у дома в Аржантее», 1876 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Гладиолусы». ок. 1876 года. Институт Искусств, Детройт, США. «Девушки в саду», 1875 год, Национальная галерея в Праге. «Камилла с зеленым зонтиком», 1876 год.
«Ворота сада в Ветее», 1876 год. «Сад», 1876 год. «Сад, Мальвы», 1877 год.

Очень интересная серия «Сирень». Сравните:

Маковые поля

Одна из самых известных картина Клода Моне «Поле маков» (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Предположительно, что для фигур дамы с ребенком на заднем плане также послужили моделями его жена и сын.

Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Камилла с Жаном буквально утопают в маках, образуя полную гармонию с природой солнечного летнего дня.

Моне выбрал очень удачный ракурс для своей картины — алые маки располагаются в левой нижней части картины, по диагонали, вдоль которой идут Камилла с Жаном. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна. Поля маков увлекали Моне.

Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.

«Лето. Маковое поле», 1875 год, частная коллекция.

«Маковое поле близ Ветея» 1879 год.

«Поле маков в лощине близ Живерни», 1885 год. Музей изящных искусств, Бостон.

«Поле маков», около 1890 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Овсяное поле с маками», 1890 год. Музей современного искусства, Страсбург.

«Поле маков в Живерни». 1890-1891 гг. Институт Искусств, Чикаго.

«Поле красных маков близ Живерни», 1895 год. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.

Поля тюльпанов

Клод Моне несколько раз посещал Голландию. И, конечно, не мог остаться равнодушным к тюльпанам. Он создал серию картин, изображающих главные достопримечательности Голландии — поля тюльпанов и ветряные мельницы.

«Поля тюльпанов в Сассенхейме, близ Лейдена», 1886 год, Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.

«Поля тюльпанов и ветряные мельницы в Рейнсбурге», 1886 год, частная коллекция.

«Поля тюльпанов в Голландии», 1886 год. Музей Орсэ, Париж.

«Поле тюльпанов в Голландии». 1886 г. , Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Ветёй, 1879 — 1881 гг.

«Сад художника в Ветёе», 1880 год. Национальная галерея, Вашингтон.

В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. Здесь у Клода Моне родился второй сын, Мишель, но, к сожалению, вскоре умерла первая жена Камилла. В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года.

Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hoschedé), с которыми уже был знаком несколько лет. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко.

Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.

«Цветы на берегу Сены близ Ветея», 1880 год. «Алиса Гошеде в саду», 1881 год.Будущая вторая жена Клода Моне. «Лестница в Ветее», 1881 год.
«Остров цветов вблизи Ветея», 1880 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. «Цветы в Ветее», 1881 год. «Цветы в Ветее», 1881 год.

Цветы в вазе

Больше всего Клод Моне любил садовые и полевые цветы, но иногда писал и натюрморты, букеты срезанных цветов.

«Весенние цветы», 1864 год. Местонахождение картины в настоящее время не известно.

Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.

«Хризантемы», 1878 год. Музей Орсэ, Париж.

«Букет из мальвы», 1880 год.

«Подсолнухи», 1881 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Хризантемы» 1882 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Фиолетовые маки», 1883 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.

«Анемоны», ок. 1885 года, частная коллекция.

«Две вазы с хризантемами». 1888 год, частная коллекция.

Живерни 1883 — 1926 гг.

В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни. Это небольшая деревушка в живописнейшем районе на берегу реки Эпт, в месте ее слияния с Сеной, примерно в 80 км от Парижа. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни.

К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. В 1890 году он смог выкупить дом в Живерни, в котором жила его семья. В доме он оборудовал просторную мастерскую.

Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт. В те годы Клод Моне увлекся японской культурой, японскими гравюрами, особенно гравюрами великого японского художника Хокусая.

Для ухода за садом Моне нанял японского садовника, который помогал ему обустраивать сад в японском стиле. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира.

Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Сад стал для художника главным источником вдохновения. В саду Моне выращивал различные цветы, в пруду росли кувшинки, через пруд был перекинут знаменитый «Японский мостик».

Он мог часами любоваться своим садом, наблюдать за малейшими изменениями освещения, погоды. Осенью 1899 года Клод Моне начал писать свою знаменитую серию «Кувшинки», над которой работал до конца своих дней.

Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.

Источник: http://floribunda.ru/?a=163

Самые известные картины Моне с названиями, описанием и историей

Клод Моне – один из известных и популярных художников в истории мирового искусства. Этот французский живописец является основателем и ярким представителем нового направления начала XX века – импрессионизма. Сегодня каждому образованному человеку и любителю живописи близки и понятны картины Моне, с названиями которых и их кратким описанием нам предстоит познакомиться.

Клод Моне. Начало пути

Родившись в Париже в 1840 г., Клод Моне через 5 лет переехал в Нормандию. Юноша с детства проявил тягу к рисованию, но выбрал жанр карикатуры.

В 17 лет Моне знакомится с Эженом Буденом, который научил его искусству пейзажных зарисовок. До знакомства с ним рисование с натуры, морские пейзажи Клод Моне не считал стоящими и даже относился к ним с презрением. 1859 – год возвращения юного художника на родину, в Париж. Там он продолжал рисовать в мастерской бедных художников.

Переломным моментом в судьбе и творчестве Моне считают поступление на факультет искусств Парижского университета. Там он знакомится с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем – талантливыми молодыми художниками, вместе с которыми ему было суждено изменить историю мировой живописи.

Как появилось течение «импрессионизм»?

Клод Моне постепенно пытается изменить традиционный способ рисования с натуры, используя то новые световые решения, то меняя угол обзора и положение художника при написании картины. Предпочитая пленэр студийной работе, он ищет красоту в окружающем его мире, пытаясь запечатлеть мгновение и свое восприятие увиденного.

Одно из главных отличий зарождающегося импрессионизма – новая работа с тенью и цветом. Моне выбирал то колористическое наполнение картин, которое он видит и чувствует в определенный момент времени. Рисуя тени светлыми, а не черными, как предшественники, он наполнил внутренним светом свои полотна.

Постоянная бедность и нужда 70 — 80-х гг., начало Франко-прусской войны вынудили его переехать в Англию. Здесь Моне знакомится с торговцем Полем Дюран-Рюэлем, который покупает его полотна. Это позволило по возвращении на родину приобрести небольшой дом в Аржантее.

Официальной точкой отсчета направления «импрессионизм» принято считать 1874 г., когда легкой рукой одного из критиков картину окрестили «впечатлением, впечатленством» — impressionnisme. В 1883 г.

Клод Моне вместе со своей семьей переезжает в Живерни, где на скопленные деньги он уже мог себе позволить приобрести дом с землей и садом. В этой же небольшой деревне ему было суждено в 1926 г.

закончить свой земной путь.

У Моне с молодых лет были проблемы со зрением, а в 1912 году ему даже удалили хрусталик одного глаза. Считается, что эта болезнь способствовала природному таланту художника видеть и отражать необычные цвета и оттенки в природе.

Известные картины Моне

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.
  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.
  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.
  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы.

Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.

Источник: https://vseonauke.com/1167908250865109382/samye-izvestnye-kartiny-mone-s-nazvaniyami-opisaniem-i-istoriej/

Ссылка на основную публикацию