Н.с. лесков «левша»: описание, герои, анализ произведения

Анализ «Левши» Лескова

Повесть знаменитого российского писателя и журналиста Николая Лескова «Левша» повествует о событиях 17-го века. Главная тема произведения — технический прогресс, изобретательство на благо человечества, талант и гениальность, служение своему отечеству, а также проблема судьбы мастера, человека одаренного в среде косной и застойной.

Главные герои «Левши» Лескова — это сам левша-оружейник, его сотоварищи-туляки, русский царь, царский приближенный старый казак-патриот Платов. Второстепенными персонажами являются англичане, доктор, генералы, графы и князья, и другие.

Уникальный слог «Левши», приближенный к сказочному, абсолютно неповторим в русской литературе. Уникальна и лексика произведения.

Писатель использует меткие и выразительные слова собственного изобретения («смолевые непромокабли»), иногда выдаваемые им за «неграмотность» автора — народного сказителя, будто перекручивающего, как часто случается в народе от невежества, иностранные слова: «дорожный складень», «Твердиземное море», «мерблюзьи мантоны».

Им успешно создан образ рассказчика-сказочника, мудреца из простонародья, повествующего легенду. Также Николай Лесков заменяет иностранные слова аналогами личного изобретения. Например, «буреметры морские».

Лексика полна просторечных выражений, сленговых словосочетаний, придающих оттенок юмора или пикантности: «дерябнул хороший стакан».

Образ Левши у Лескова: с виду он неказист, малоприметен, мы даже имени левши не узнаем никогда, но он — гениальный мастер. Человек этот скромен, терпелив, умеет простить грубые выходки власть имущим, стеснителен, даже стыдлив, скромен: «очень совестится».

Он очень любит родной свой дом, привязан к родителям, жениться готов только на девушке своей веры и своего народа, набожен и совестлив.

Лесков устами Левши немало ценного рассказывает читателю об обрядах и традициях простого народа: в особенности церковных и семейных, об обряде сватания невесты в Туле.

Частично губит героя бессмысленная пьянка, погубившая многих русских гениев, частично — болезнь, но более всего — нелюдское отношение своих же соотечественников. Тема бездушия и безразличия в обществе, тема милосердия поднимается на страницах «Левши». В посольстве к англичанину соотечественники отнеслись по-человечески, вылечили.

Левшу же швыряют туда-сюда как собаку, ведут себя абсолютно бесчеловечно. Его в больницах не принимают без документов, будто больной человек без бумажки в кармане не имеет права жить. Такие истории и сейчас происходят иногда в медицине, приводя в ужас общественность.

Так что произведение «Левша» имеет острое социальное звучание и сегодня.

Тема дружбы народов и их соперничества, технического и военного, отражена в «Левше». Милосердие не имеет границ и национальных принадлежностей. Англичанин, уже здоровый, находит умирающего левшу в больнице, где ему даже еще не пытались оказать помощь, а бросили на пол в коридоре: «Где мой русский камрад? Я его искать пойду! Оделся и побежал».

Так же беспредельны человеческие подлость и пакость: у больного Левши ответственные лица-полицейские отбирают все мало-мальски ценные вещи и документы, а его заведомо отправляют в больницу, куда людей принимают не лечить, не спасать, а умирать без помощи. Так что проблема властного произвола, известная и по сей день, звучит со страниц еще лесковского произведения.

Те, кто призван народ защищать, оказываются оборотнями.

События «Левши», подкование блохи заметно гиперболизированы, то есть преувеличены, сам автор указывает на «баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя». Этим методом писатель добивается приближения слога произведения к стилю народного пересказа, легенды, сказки.

Сочинение-рассуждение ОГЭ о лексическом и грамматическом значении слова

Цитатная характеристика «Левши» Лескова

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=375

Анализ произведения Левша Лескова (суть, смысл и идея повести)

В произведении Лескова «Левша» сплелись в единстве реальность и вымысел. Александр I в действительности посещал Англию в сопровождении казака Платова. А затем туда направляются два оружейника из Тулы для знакомства с производством оружия. Через несколько лет один из них возвращается в Россию и использует полученные навыки на родной территории. Он и стал прототипом главного героя.

В отношении жанра мнения разошлись. Кто-то утверждает, что это повесть, а другие, включая автора, выступают за сказ.

Фабула произведения даёт повод задуматься ценит ли Россия свои таланты? В Англии императору представили танцующую блоху. Затем тульским умельцам было дано задание выполнить что-то более впечатляющее. Российские мастера не подвели и выполнили подковы для английской блохи.

Такому таланту в Англии позавидовали и просили Левшу не возвращаться обратно. Но преданный мастер не смог забыть родины и возвращается назад. В пути Левшу подстерегает русская проблема отношения к спиртному.

И по возвращению в Петербург уже больного мастера отправляют умирать в обычную лечебницу.

Тема великих русский талантов и их любовь к родине является основополагающей в творчестве Лескова. Вынужденный умирать, помещенный в плохие условия, Левша думает прежде всего о родной земле. Он ищет возможность, чтобы сообщить главе государства, о необходимости прекратить чистку оружия кирпичом.

Подобное отношение к людям со стороны власти являлось проблемой на всей территории России. Произведение Лескова насыщено одновременно печальным весельем. Автора приводит в недоумение контрастное отношение того, что заграницей мастера из России принимают со всеми почестями и просят остаться. А в самой России, которую умелец не может оставить, его не ценят и бросают на произвол судьбы.

Образ Левши — является по-настоящему праведным. Он верен своему отечеству и готов работать только на его благо. Своими поступками он возвышается над всем материальным. Люди находящиеся во главе государства этого не замечают и не способны оценить. Но такие герои, как Левша навсегда остаются жить в памяти народа, той страны, на благо которой они работали.

Автор в своём произведении показал все разнообразие характеров. Большинство, из которых являются противоречивыми. Например, Платов будучи героем, был способен обидеть «маленького» человека.

Лесков является настоящим учителем справедливости. Своим произведением он призывает ценить личность не за происхождение, а за поступки и качества.

Также читают:

← Герои рассказа Человек на часах ← Особенности стиля и языка Лескова (своеобразие повествовательной манеры)↑ ЛесковИстория создания повести Левша →

  • Образы животных в баснях Крылова сочинениеИван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.
  • Анализ и мораль басни Волк и ягненок КрыловаСоздавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.
  • Сочинение Наташа в пьесе На дне Горького образ и характеристикаКлючевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.
  • Сочинение Язык изменчив, как изменчива сама жизнь рассуждениеНачиная тему изменчивости языка как явления, хотелось бы обсудить такие важные вещи как та же переменчивость языка, диалектика, генеалогическая древа языков и т.д.
  • Сочинение Сострадание. Что такое сострадание 15.3 ОГЭ 9 классМногие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/leskov/analiz-proizvedeniya-levsha-sut-smysl-i-ideya-povesti

Анализ «Левша» Лесков

   Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произ­ведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» — это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде.

У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преда­ниям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова — это сочетание истинно народ­ных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыс­лями автора о сущности русского национального характера. Та­кая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем.

Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ при­креплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения.

Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на лите­ратурную реальность.

В данном произведении Лескову необходимо было сде­лать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений.

Можно легко заметить, что сам рассказчик — это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характерис­тики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В.

Нес­сельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.

Языковыми характеристиками обладают все герои «Левши». Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики яв­ляется главным организующим моментом. Здесь царит «речь на­родная» во всем своем многообразии. В результате перед нами воз­никает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощ­ренность синтаксиса.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающе­го, мыслящего, степенного.

С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истин­но народная речь.

Приехав в Англию, Левша показывает себя че­ловеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чув­ства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда.

Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабри­ках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нече­го напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завис­тью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Лев­ша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает.

И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива.

Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько стано­вится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снима­ли, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скры­вается глубокая мысль автора.

Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстра­ционно.

Источник: http://libaid.ru/katalog/l/leskov-nikolaj/3649-analiz-levsha-lermontov

Образ и характеристика левши в одноименной повести Николая Лескова

Меню статьи:

Образ Левши в произведении Лескова довольно интересен и необычен. Таких как он людей как он очень мало, а в наше время так и подавно. Плывёт по течению, практически ничего не меняет, судьба складывается трагически, а он всё равно наслаждается жизнью.

Левша – талантливый тульский оружейник

Когда Николай Павлович, русский император, велел усовершенствовать блоху, привезённую из Англии предыдущим императором Александром Павловичем, Левша выполнял самую тяжелую работу.

Он выковал самую маленькую деталь, которую даже человеческим глазом не разглядеть. Из трёх мастеров, проводивших операцию с целью усовершенствования блохи, он был самым усидчивым, находчивым, и талантливым.

Читайте также:  Времена года, погода и климат беларуси

Скромный, неприметный и некрасивый

Несмотря на все работы Левши, многие его недооценивали. Обычно это происходило из-за внешности.

Но, как я уже говорил, таких людей, как наш герой не часто встретишь.

На его месте многие наверняка потребовали бы денежной компенсации за моральный ущерб, или же личной мастерской, или ещё какого-нибудь вознаграждения за огромную качественную проделанную работу.

Даже на лапках блохи он не стал расписываться, а просто сделал работу в два раза сложнее, чем остальные мастера, ковавшие блоху вместе с ним. Так никто из увидевших творение совместной деятельности русских и английских мастеров не узнали, что работали над произведением искусства не два мастера, а три. И имя третьего так и осталось неизвестным миру.

Особенный патриотизм Левши

Несмотря на все трудности, которые пережил Левша, он никогда не предавал свою родину. Сколько бы его ни недооценивали, он всегда оставался верным свое любимой стране. Когда он поехал в Англию, можно предположить что ему там очень понравилось. Ему предлагали остаться, обещая все жизненно необходимые и комфортабельные условия.

Он знал, что там его работу оценят по достоинству. Но Левша вспомнил, что ближе, чем родная земля, для него нет практически нечего, и уже всё равно, какие там будут люди. Главное – что дома. Пришлось отказаться. Для некоторых это может оказаться обычным делом, но для Левши это был огромный выбор.

Только представьте: родина, где вы никому не нужны, и тут вас приглашают в другую, более прогрессивную страну, где вас оценят по достоинству…

Левша погибает

По приезду в Россию случается ужасное. Наш герой сильно заболевает. Дат так сильно, что приходится ложиться в больницу. Его имя уже забыли. Что он делал, тоже уже забыли. Да кто он вообще такой уже все забыли. Левшу положили в больницу для бедняков. А пока несли на носилках, уронили, и парень разбил голову.

Так в больнице он и умер. Никто из тех, кто его видел, никто из тех, кто его окружал, или нёс в носилках не подозревал, что у них на глазах умирает велики мастер-оружейник с которым не может сравниться практически никто. Но он всё равно радуется тому, что у него есть. Вот так трагически и заканчивается жизнь Левши.

Отзывы о Левше

На мой взгляд, Левша довольно интересный персонаж с необычным характером. В нём есть много положительных качеств. Например, доброта, скромность, любовь к труду, патриотизм. Но всё же он недооценивает собственные возможности, а по-моему, это не сильно хорошо.

Но всё же людям нашего мира можно у него многому научиться. Например, не предавать Родину, или быть добрым ко всем и не хвастаться. В некоторых вещах он прав, а в некоторых – нет. И это нормально. Каждому человеку, живущему на этой земле свойственно ошибаться, и это нормально.

Каждый может допустить ошибку в повести о своей жизни. Даже если это герой книги.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/levsha-opisanie.html

Рассказ Николая Лескова

Искусство и развлечения 27 апреля 2018

Николай Лесков стремился постигнуть и отобразить в своем творчестве жизнь разных классов, групп и сословий. И ему удалось создать сложный и многокрасочный, не до конца изученный образ России в один из самых трудных для нее периодов — во второй половине XIX века. Прекрасным примером тому служит рассказ «Левша».

Кратко о сюжете

Прежде, чем приступить к анализу «Левши» Н. Лескова, вспомним сам рассказ. События «Сказа» происходят в начале XIX века. Императору Александру во время одной из поездок по Англии показали крошечную блоху, умеющую танцевать. Он привез ее в Россию.

После смерти императора в его вещах обнаружили эту диковинку, а казак Платов объяснил, что государь привез эту блоху как образец мастерства английских механиков, и заметил, что русские могут не хуже.

Император Николай, который верил в превосходство русских, поручил Платову съездить на Дон и посетить тульские заводы, поискать умельца, который ответит на вызов англичан.

Платов вызвал трех известных оружейников, в том числе и Левшу, показал им диковинную блоху и попросил придумать то, что превосходило бы английскую работу. Мастеровые ответили на вызов — блоху на все лапки подковали.

Все были восхищены и отправили подкованную блошку обратно в Англию, чтобы продемонстрировать мастерство русских умельцев. В Англии Левше показали заводы и предложили остаться. Мастеровой отказался, а на обратном пути затеял с полшкипером спор, кто кого перепьет.

По приезде в Петербург полшкипера вернули к жизни в богатой больнице, а Левша так и умер без медицинской помощи в больничке для бедных.

Рассказ Николая Лескова «Левша» заканчивается тем, что даже на смертном одре Левша думает об отчизне. Перед смертью он раскрывает секрет чистки ружей, но государю ничего не передали и продолжали чистить ружья толченым кирпичом. Прислушайся они тогда к совету Левши, в Крымской войне совсем иной исход был бы.

Главный герой

Главный герой повести – талантливый русский мастеровой Левша. Ему и другим мастерам было поручено создать шедевр, чтобы удивить англичан. Они решили подковать блоху, гвоздики для подков создавал Левша.

Описанию внешности автор не придает особого значения, указав, что у него было родимое пятно на щеке, он был косым на один глаз и имел залысины. Мастерство и умение Левши были важнее – этому автор и уделил внимание.

Он не чувствует себя кем-то значимым, когда англичане предлагают остаться у них, он отказывается. Вызвано это не столько любовью к родине, сколько неверием в лучшую жизнь.

Анализ рассказа «Левша» Н. С. Лескова не был бы полным без образа главного героя, поэтому рассмотрим более детально его характеристику. Настолько забитый человек, что ему не приходит мысль как-то противостоять обстоятельствам, Левша так и умирает нелепой смертью. Тут же автор противопоставляет Левше английского шкипера.

Его сразу отвезли в английское посольство, окружив заботой. Автор подчеркивает, насколько в стране, в которую вернулся Левша, безразличны к человеческой жизни. На самом деле умер редкостный умелец, а никому до этого нет дела. Много в описании этого персонажа комичного.

Например, свое косоглазие и леворукость мастер применил с пользой – он мог сделать тончайшую работу, которую невозможно было увидеть невооруженным глазом.

Видео по теме

Другие герои

Продолжим анализ «Левши» Лескова знакомством с другими героями произведения. Основные персонажи «Левши»» — императоры Александр и Николай, казачий атаман Платов и русский умелец Левша. Александр Павлович – большой поклонник западной культуры и техники.

Он восхищался работами западных умельцев, и они его неизменно радовали. Посетив Англию и увидев там чудо-блоху, он немедленно ее выкупил и привез в Петербург. Патриот Платов сказал, что и наши умеют не хуже.

Но Александр, будучи проницательным политиком, все же воздерживается от того, чтобы показать в Англии работы русских мастеровых.

Николай Павлович – брат императора Александра и полная его противоположность. Он любознателен и патриотичен. Если Александр был уверен, что западные умельцы лучше всех, то Николай не сомневался в том, что российских мастеров никто не превзойдет.

Увидев блоху и выслушав объяснения Платова, он не замедлил найти мастеров, которые смогут превзойти англичан. Вскоре умельцы показали свою работу, император очень расстроился, когда не увидел ничего необычного. Но, посмотрев в микроскоп, увидел, что блоха подкована.

И немедленно отправил Левшу с диковинкой в Англию, чтобы продемонстрировать русское мастерство.

Атаман Платов сопровождал императора во время поездки в Англию. Платов отличался любовью ко всему русскому, восторгов Александра не понимал и изобличал коварство иностранцев.

Когда англичане хвастались оружием – он отвинтил замок и показал им надпись, что сделано оно российскими мастерами, и искренне радовался расстройству англичан.

Но не все было гладко в характере Платова – он был жесток с теми, кто от него зависел, и относился к ним с презрением.

История написания

Если проводить анализ произведения Лескова «Левша» по плану, то следует начать с даты и истории написания. Сказ о Левше впервые был напечатан в 1881 году в журнале «Русь». В отдельном издании автор внес поправки, усиливающие остроту рассказа, подчеркивающие произвол властей и невежество простого народа.

Предисловие Лесков изначально исключил из собрания сочинений, впервые вступление к рассказу появится в издании 1894 года. А до этого времени читателю предоставлялась возможность вкусить всю прелесть истории, рассказанной выдуманным персонажем.

Снимая предисловие, автор хочет озадачить читателя и становится лукавым спутником рассказчика, а в последней главе сменяет его.

В «Левше» в очередной раз проявилось новаторство Лескова: он не употребляет слово «сказка», так как оно не отвечает намерениям писателя.

Ведь здесь нет фантастических персонажей, здесь упоминаются реальные исторические личности – императоры Александр и Николай, императрица Елизавета, казачий атаман Платов.

Уточнение «легенда» позволяет лучше понять замысел автора – взглянуть на историю глазами человека из народа, в данном случае – оружейного мастера. Лесков еще раз подчеркивает способность народа сочинять легенды и мифы, в основу которых легли реальные события.

Средства выразительности

Продолжая анализ «Левши» Лескова, остановимся на художественных средствах, которые использовал автор в своем произведении. По рассказу Лескова снята пьеса, есть балетная версия «Левши». Но здесь отсутствует трагическая составляющая сказа.

Рассказчик в «Левше» дает волю воображению и словесной игре, чтобы еще больше раззадорить слушателей. Как один из приемов для передачи комической составляющей используется гипербола – колоритный атаман Платов храпит так, что не один англичанин в доме не может уснуть.

Английская блоха из чистой стали танцует контрданс, и ее нельзя увидеть невооруженным глазом.

На уроках литературы в 6 классе анализу произведения Лескова «Левша» уделяется достаточно времени. Детально изучают характер и поступки героев, авторский замысел, средства выразительности, которые использовал автор. Остановимся на них более подробно.

Примером использования гиперболы служит и возвращение Платова с Дона в Тулу: описание нетерпеливости казачьего атамана и работы тульских мастеров, подковавших блоху и написавших свое имя на подкове. Игра писателя с языком в этом рассказе заходит намного дальше, чем в других произведениях, — это праздник неологизмов и барочных оборотов.

Как заметил А. Волынский: «Весь сказ представляется набором шутовских выражений».

Лесков использует здесь много приемов, в том числе и сочетания двух слов, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

В основе этого приема лежит склонность простого народа переделывать незнакомые или иностранные слова так, чтобы было понятно.

Помимо этого, в «Левше» встречаются словесные нелепицы: «ногавочки» — носки, «ветряная нахлобучка» — башлык от ветра. В рассказе преобладают просторечные выражения, странные словосочетания, диалектизмы.

Основная мысль произведения

Критики после этого рассказа набросились на Лескова, он, мол, в лице тульского оружейника принизил русский народ. И только «Вестник Европы» понял основную тему и конфликт в сказе «Левша», а также замысел писателя.

Лесков изобразил русский народ, который отрицает европейские рецепты, и в то же время выглядит ограниченным и зависимым от общественных условий. Надо признать, что «Левша» изобилует ироничным репликами, достойными внимания. Когда царь едут с атаманом по Европе, Платов всячески отвлекает его внимание – у нас не хуже.

Атаман не хочет говорить по-французски: «Все разговоры французские считал за пустяки». Пока англичане демонстрируют оружие, он говорит, что его молодцы побеждали и без этого.

Читайте также:  Борис: характеристика и образ героя в пьесе а.н. островского "гроза"

«Левша» глазами автора

Конечно, атаман – комедийный персонаж, и его здравый смысл отдает ограниченностью. Со своими вестовыми он обращается жестоко. Бесчеловечно поступает с Левшой в эпизоде с «нимфозорией» и царской дочерью. Когда полшкипер просит его помочь, он отказывается сделать что-либо для английского мастера.

Без сомнения, рассказ «Левша» доказывает русское превосходство. Левша говорит, что православная вера самая правильная, потому как «наши книги толще ваших». Через все произведение видна насмешка автора над национализмом, люди, одержимые им, неспособны увидеть истинную ценность вещей.

Но Лесков хотел добродушно высмеять бахвальство русского народа, неспособность признавать ценность сделанного на чужой стороне.

Продолжая анализ «Левши» Лескова, невозможно не остановиться и на мнении критиков. В годы советской власти критики не преминули подчеркнуть горькую сатиру в истории с Левшой. Его конец трагичен – в России невозможен расцвет народного таланта. Обоих царей автор изображает как комедийных персонажей.

Александр старается во всем понравиться англичанам, поверхностно смотрит на русскую жизнь. Николай же не доверяет иностранцам, но поддается на лесть и хитрость придворных, которые скрывают от него смерть Левши. Умирающий Левша попросил сказать царю, чтобы не чистили ружья толченым кирпичом, но никто его слушать не стал.

Царь ни о чем не узнал, а Крымскую кампанию проиграли.

Правдивая реальность

Народную жизнь тоже не назовешь отрадной. Платов с казаками обращается жестоко и безнаказанно чинит произвол. Избивает Левшу и отделывается извинением.

Левшу бросили перед полицейским участком, он долго лежал на морозе, затем его полураздетого возили из больницы в больницу и наконец привезли в больницу для бедных. Автор показывает, в каком невежестве прозябает народ, находится в плену своих предрассудков и обычаев.

Лесков писал, что хотел поначалу изобразить Левшу как символ русского народа со всеми его недостатками и достоинствами: сообразительностью и изобретательностью.

Завершая анализ «Левши» Лескова, подведем итог – удалось ли автору осуществить свой замысел? Смог ли читатель его понять? Вероятно, да. Много удивительных вещей сотворил безграмотный народ, не зная арифметики, только Псалтырь да сонник.

Левша похож на птицу, которая слишком близко подлетела к солнцу и опалила крылья. И русский народ не способен воспользоваться своими талантами не только из-за невежества, но и потому, что им владеет чувство превосходства. А здравый смысл и рассудительность – понятия западные.

В «Левше», автор говорит, что у русского человека две цепкие привычки, въевшиеся в кровь: пьянство и фанфаронство.

«Сказ о левше» нельзя назвать ни памфлетом против русского народа, ни откровенно националистическим произведением. Лесков талантливо представил здесь живой и правдивый образ реальности.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/274617/

2. Описание Левши

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова — сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей — в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.

Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша — искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

https://www.youtube.com/watch?v=BvUE55My4zY

При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться — умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках.

Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого.

По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.

Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, — сожалеют англичане, — лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».

Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти — причину неустроенности России, как считает автор.

Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7655

Анализ произведения Лескова “Левша”

Повесть знаменитого российского писателя и журналиста Николая Лескова “Левша” повествует о событиях 17-го века. Главная тема произведения – технический прогресс, изобретательство на благо человечества, талант и гениальность, служение своему отечеству, а также проблема судьбы мастера, человека одаренного в среде косной и застойной.

Главные герои “Левши” Лескова – это сам левша-оружейник, его сотоварищи-туляки, русский царь, царский приближенный старый казак-патриот Платов. Второстепенными персонажами являются англичане, доктор, генералы, графы и князья, и другие.

Уникальный слог “Левши”, приближенный к сказочному, абсолютно неповторим в русской литературе. Уникальна и лексика произведения.

Писатель использует меткие и выразительные слова собственного изобретения ( “смолевые непромокабли “), иногда выдаваемые им за “неграмотность” автора – народного сказителя, будто перекручивающего, как часто случается в народе от невежества, иностранные слова: “дорожный складень”, “Твердиземное море”, “мерблюзьи мантоны”.

Им успешно создан образ рассказчика-сказочника, мудреца из простонародья, повествующего легенду. Также Николай Лесков заменяет иностранные слова аналогами личного изобретения. Например, “буреметры морские”.

Лексика полна просторечных выражений, сленговых словосочетаний,придающих оттенок юмора или пикантности: “дерябнул хороший стакан”.

Образ Левши у Лескова: с виду он неказист, малоприметен, мы даже имени левши не узнаем никогда, но он – гениальный мастер. Человек этот скромен, терпелив, умеет простить грубые выходки власть имущим, стеснителен, даже стыдлив, скромен: “очень совестится”.

Он очень любит родной свой дом, привязан к родителям, жениться готов только на девушке своей веры и своего народа, набожен и совестлив.

Лесков устами Левши немало ценного рассказывает читателю об обрядах и традициях простого народа: в особенности церковных и семейных, об обряде сватания невесты в Туле.

Частично губит героя бессмысленная пьянка, погубившая многих русских гениев, частично – болезнь, но более всего – нелюдское отношение своих же соотечественников. Тема бездушия и безразличия в обществе, тема милосердия поднимается на страницах “Левши”. В посольстве к англичанину соотечественники отнеслись по-человечески, вылечили.

Левшу же швыряют туда-сюда как собаку, ведут себя абсолютно бесчеловечно. Его в больницах не принимают без документов, будто больной человек без бумажки в кармане не имеет права жить. Такие истории и сейчас происходят иногда в медицине, приводя в ужас общественность.

Так что произведение “Левша” имеет острое социальное звучание и сегодня.

Тема дружбы народов и их соперничества, технического и военного, отражена в “Левше”. Милосердие не имеет границ и национальных принадлежностей. Англичанин, уже здоровый, находит умирающего левшу в больнице, где ему даже еще не пытались оказать помощь, а бросили на пол в коридоре: “Где мой русский камрад? Я его искать пойду! Оделся и побежал”.

Так же беспредельны человеческие подлость и пакость: у больного Левши ответственные лица-полицейские отбирают все мало-мальски ценные вещи и документы, а его заведомо отправляют в больницу, куда людей принимают не лечить, не спасать, а умирать без помощи. Так что проблема властного произвола, известная и по сей день, звучит со страниц еще лесковского произведения.

Те, кто призван народ защищать, оказываются оборотнями.

События “Левши”, подкование блохи заметно гиперболизированы, то есть преувеличены, сам автор указывает на “баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя”. Этим методом писатель добивается приближения слога произведения к стилю народного пересказа, легенды, сказки.

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-leskova-levsha/

Анализ повести «Левша» Лескова: суть, смысл и идея произведения

Н. С. Лесков Левшу, описание которого автор дает очень кратко, выводит в главные герои почти в середине рассказа. Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического.

Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен.

Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным.

Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Однако Лесков не идеализирует героя, показывая, что при великолепном мастерстве он в науках не силен “и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера (”Там, где стоит “Левша”, надо читать русский народ”, – говорил Лесков). Левша, будучи в Англии, отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Левша привык к постоянным угрозам и побоям.

Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников Лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность.

Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и встреча героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный.

Читайте также:  Иван сергеевич тургенев: жизнь и творчество

Сочинения по произведению Лескова «Левша»

Вместе с двумя другими мастерами, Левша взялся выполнить задание, чтобы доказать англичанам, что наши мастера ничуть не хуже английских умельцев и смогут сделать любую сложную работу.

Плохое отношение Платова к Левше изменилось только после того, как Левша объяснил, как нужно смотреть на блоху, чтобы увидеть и оценить мастерство тульских оружейников.

В этом моменте автор иронично описывает, как Платов извинился и в качестве поощрения подарил Левше 100 рублей, да бутылку кизлярки.

И выписать на всякий случай бумагу какую-нибудь Левше никто не позаботился. Весь простой рабочий люд России предстает в описании Левши из рассказа Лескова «Левша». Работящий, почитающий власть, готовый подчиниться любому распоряжению начальства, и в то же время полный достоинства, патриотизма и уверенности в себе, Левша словно олицетворяет российских мастеров.

Вернувшись в Россию, Левша в полной мере ощутил на себе «любовь» Родины. И в сцене, где описывается смерть Левши, автор полностью раскрывает характер мастера. Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа.

Николай Семёнович Лесков

Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека. С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов.

Левша и его роль в рассказе

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев.

Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера.

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. В образе Левши Н.С.

Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны.

Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Левша — глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша — хитрый человек. Левша — упорный, трудолюбивый человек. Сошлись они все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. Левша — решительный, смелый человек с чувством собственного достоинства.

Возвращаясь из Англии в Россию, Левша пьянствует до «белой горячки» и серьезно заболевает. В глазах писателя такой склад отношений — горе России. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). Но не без горечи (а может быть, вернее сказать, — горькой иронии) Лесков подчеркивает в этой виртуозной трудовой умелости черты чудачества, почти что эксцентрики.

Левша, побывавший в Англии, просит перед смертью передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят… Лесков хочет, чтобы русский человек говорил сам о себе и за себя… Лескова приобретал необыкновенную пестроту и часто казался современникам «вычурным», «чрезмерным». П. И. Громов и Б. М. Эйхенбаум, статья «Н. С. Лесков (Очерк творчества)» // «Н. С. Лесков. Написанное в стиле народной легенды, это произведение Лескова может показаться очень простым по смыслу.

Однако сам Лесков… Стилизуя свое произведение под народную легенду, Лесков в известной мере сам предрасполагал читателя к тому, чтобы тот следил, в первую очередь, за ходом событий… Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими. Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее «русским пересмотрам» и посылает с ней Платова к тульским мастерам.

Истинно патриотическим самосознанием наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя, они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав, испросив благословение на свой труд у Николы Мценского. Все они чрезвычайно зависимы от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову начальствующему лицу…

Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости… Поучительным контрастом к тому порядку вещей … служит рассказ о пребывании Левши в Англии, где на все «другие правила жизни»…

И в этих последних главах важное значение имеет параллелизм ситуаций. Левше не оказалось «тугамента», паспорта, и это … делает его положение совсем гибельным. Так и скончался Левша, не успев передать царю свой секрет. В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. В левше я имел мысль вывести не одного человека… Платов …

Источник: http://zvidalumkaser.ru/analiz-povesti-levsha-leskova-sut-sm/

Анализ рассказа Н. С. Лескова “Левша”

В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: “Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его свежи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в большинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении”.

Рассказ “Левша”, пожалуй, одно из самых поэтичных произведений Лескова. Автор приписывает, что “Левша” – это “сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание.

Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преданиям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова – это сочетание истинно народных, фольклорных элементов с глубокими

философскими мыслями автора о сущности русского национального характера. Такая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем.

Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ прикреплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения.

Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на литературную реальность.

В данном произведении Лескову необходимо было сделать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений.

Можно легко заметить, что сам рассказчик – это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характеристики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В.

Нессельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.

Языковыми характеристиками обладают все герои “Левши”. Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики является главным организующим моментом. Здесь царит “речь народная” во всем своем многообразии. В результате перед нами возникает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощренность синтаксиса.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающего, мыслящего, степенного.

С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истинно народная речь.

Приехав в Англию, Левша показывает себя человеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чувства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда.

Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабриках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: “нечего напрасно девушек морочить”. К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: “У меня нет, и у него не будет”. Эта мысль, рожденная завистью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Левша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея.

И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива.

Левша неспроста спрашивает: “Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?” Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько становится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снимали, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скрывается глубокая мысль автора.

Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстрационно.

Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер – это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый.

Учился Левша по “Псалтырю” и “Полусоннику”, он не знал “нимало арифметики”, но сумел сработать нечто “сверх понятия”, поразившее “хитрых” англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий механизм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа – вот истинные причины.

На Руси живут по другим правилам. И тем не менее насмотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произведениях писателя.

В последней главе ясно звучит голое самого автора, а не рассказчика, и мы переносимся в современное ему время. Он говорит о том, что история с Левшой -“дела давно минувших дней”. Однако не стоит забывать о преданиях старины.

Нынешний прогресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей проявить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробудить народную фантазию.

Потому так грустен взор автора на нынешнее время, когда, “благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд”.

Автор с тоскою глядит в будущее. Кажется, будто он задает вопрос: “А что нас ждет дальше?” Трудно ответить на этот вопрос. Пожалуй, каждый из нас отвечает на него перед своей совестью. А главное – остаться человеком.

План

Император Александр Павлович смотрит изобретения английские. Покупает стальную блоху. Смерть императора. О блохе вспоминает Николай Павлович. Путешествие Платова к тульским мастерам.

Мастера работают в большой тайне, чтобы перещеголять в мастерстве англичан. Платов привозит блоху царю. Награждение Левши. Левша отправляется в Англию по поручению царя.

Левша дивится аккуратности англичан, их науке, условиям труда. Возвращение Левши и его смерть.

Источник: http://home-task.com/analiz-rasskaza-n-s-leskova-levsha/

Ссылка на основную публикацию