Морская стихия — источник вдохновения многих живописцев

10 искусных художников, влюбившихся в море

Море — это неиссякаемый источник вдохновения для многих творческих людей. AdMe.ru подобрал работы известных маринистов и просто талантливых художников, в которых есть заразительная любовь к морской стихии.

© (с) Артем Чебоха   ©    

Русский художник, мастер цифровой живописи и цепляющих образов. Артем создает свои шедевры в Photoshop, владея при этом и традиционными техниками и материалами. Несмотря на то, что в основе работ пиксели, а не масляные мазки, картины завораживают, и кажется, что через мгновение они оживут. Больше Чебохи.

© Zaria Forman  

Американская художница, создающая свои глубокие картины при помощи кончиков пальцев. Зарию вдохновила ее мама, которая загорелась идеей перенести опыт участия в арктической экспедиции на холст. Своими работами художница пытается обратить внимание на проблемы экологии. Больше Форман.

© (с) Paul Bond  

Мексиканский художник, жонглирующий реальностью на холсте. Живя на берегу океана, сложно его не рисовать, вот и Пол не устоял. Кто-то называет его стиль магическим реализмом, кто-то сюрреализмом, а нас просто зацепили его образы и метафоры.

© artpoisk.info   ©    

Внук писателя А.Н. Радищева и по совместительству известный русский художник-маринист. Алексей Петрович был не только профессором живописи и влиятельным человеком, но и благотворителем в пользу вдов и сирот художников. Его картины академичны, но вместе с тем проникнуты любовью к природе и ее движениям.

© Jim Warren   ©    

Американский художник, картины которого могут быть знакомы по обоям на рабочем столе коллеги или по популярным картинкам в Интернете. Работы Джима интересно разглядывать, они насыщенны и цветом, и образами. А еще он умело переплетает между собой части композиции.

© a   © rtpoisk.info   ©    

Гений, чей талант признан во всем мире. Его сравнивали с поэтом, который кистью слагал поэмы. Картины Ивана Константиновича поражают своей монументальностью, игрой красок и реалистичностью. После просмотра его полотен хочется бросить все и улететь на море. Больше Айвазовского.

© artpoisk.info   ©    

Украинский живописец, пейзажист и маринист. Художник работал под руководством Айвазовского, что не могло не повлиять на стиль его работ. Однако работы Михаила Александровича более гармоничные, даже успокаивающие. Смотришь на них и растворяешься в безмятежности.

© (с) Dehong He   ©    

Не маринист, а свободный художник и иллюстатор для игр и фильмов, но мы не смогли пройти мимо такой эпичности. Сингапурский фрилансер приглашает нас в свою фантастическую реальность, где непременно идет борьба, но идет так захватывающе, что глаз не оторвать.

© (с) Леонид Афремов   ©    

Художник, чьи работы выделяются яркими красками, которые он наносит при помощи мастихина (лопаточка для растирания красок). Леонид неоднократно эмигрировал в поисках свободы самовыражения и принятия своего творчества. Увидев такие жизнерадостные пейзажи, хочется улыбнуться и пожелать всем прекрасного настроения. Больше Афремова.

  • 15 фотографий, которые поднимут настроение даже в самый дождливый день
  • Правда и мифы об ЭКО, которые должны знать все, кто планирует завести детей
  • 25 смешных видео, которые были сняты совершенно случайно и стали хитами в сети
  • 16 человек, которым здорово повезло с фамилией
  • 11 загадок, которые помогут вам расшевелить мозги и легко включиться в работу в этот понедельник
  • Мама, на самом деле мы все только притворяемся идиотами
  • 10 причесок, которые выдают в девушке провинциалку, и чем их заменить
  • 18 фото, которые доказывают, что за каждой прической стоит целая история
  • Ученые рассказали, из каких мужчин получаются лучшие отцы
  • 19 товаров, которые оставляют так много вопросов и дают так мало ответов
  • 20 историй о немыслимых клиентах, с которыми сам дьявол не захочет иметь никаких дел
  • Тест: Помните ли вы что-нибудь из школьного курса по физике?
  • 10 обычных продуктов, которые запрещены в разных странах мира
  • 20 фото, которые поймут лишь те, чье детство прошло задолго до эпохи интернета
  • 20+ парных татуировок, которые доказывают, что вы теперь одно целое
  • 16 секретов, спрятанных киношниками в известных фильмах

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/10-iskusnyh-hudozhnikov-vlyubivshihsya-v-more-1201960/

Море с Айвазовским. Купить недорогой морской пейзаж в интернет магазине

Морские пейзажи – это совершенно иной, полностью отличный от других, жанр искусства.

Ведь он по праву считается одним из самых сложных, требующих от художника не только знания техник и умения рисовать, но и большое воображение, без которого невозможно изобразить море в движении.

Поэтому, несмотря на огромную красоту волн, закатов и воды, брались за морские пейзажи лишь немногие мастера, одним из которых был Айвазовский.

Айвазовский был одним из живописцев, кому по праву удавалось изобразить величие морской стихии. В его творчестве находится много картин, показывающих морскую гладь днем, описанной голубоватой гаммой.

Каждая картина этого художника, создает борю эмоций у зрителя, навевая свои отстраненные мысли.

Может быть именно за это и любили так сильно творчество Айвазовского? Точного ответа уже не узнать, но большой талант переплетенный с хорошим воображением позволяли Айвазовскому создавать картины, проникающие глубоко в душу, не оставляющего без восхищения ни одного зрителя.

Главной особенностью Айвазовского было, что он полагал, что нельзя писать, просто срисовывая. Нужно обязательно прочувствовать, а только после приниматься за написание картины. Каждая его картина была база его эмоций, которые он старался отобразить, не упустив при этом нечего.

Многие живописцы наших дней не только полностью стараются применить его опыт и стиль, но и прочувствовать изображаемое по-своему. Так Рэн Ортнер, современный живописец морских пейзажей, взявший за основу Айвазовского.

Он много путешествует и во время поездок старается максимально изучить морскую стихию, а по прилету домой перенести все свои эмоции и мысли на холст. Так у него получаются очень выразительные, захватывающие дух картины.

А 2009 году он за свою картину выполненную в большом размере 5 с половиной метра, с названием «Open Water Nо 24» получил награду. В своей картине живописец изобразил морскую стихию в своей красе,= и своей первобытной силе.

Морская гладь — это источник вдохновения. Вспомните сколько посвящено стихов, песен и картин этой бурлящей, постоянно хаотичной стихии.

Качественные морские пейзажи с точностью передают стихию, изображенную на них.

И неважно, будет ли это спокойная гладь, отражающая солнечные лучи, или бурлящее нестабильное поведение стихии — работы все равно будут притягивать массу взглядов и комментариев критиков.

Любая выставка с морскими пейзажами – это новый, совершенно непредсказуемый виток  ярких эмоций, вызываемых красотой такой разнообразной морской глади и индивидуальным видением каждого художника.

Морские пейзажи – это ещё и отличное решение для интерьера офисного помещения.

Постоянное движение, которое будет излучать картина, будет дополнительно активизировать мозговую деятельность сотрудников, давая им все новые силы для решения поставленных задач. Нельзя пренебречь морским пейзажем и в интерьере дома.

Разместив картину в гостиной, она всегда будет в центре внимания, и, безусловно, будет привлекать внимание всех без исключения, а также подчеркивать отличный вкус владельца этого дома.

Источник: https://www.vinterier.ru/morskaya-stihiya.html

Марио Жеков – художник, который черпал вдохновение у морской стихии

Марио Жеков любил писать свои картины на берегу моря, улавливая настроения водной стихии и игру солнца на ее зеркальной поверхности. Он всегда следовал за светом, который волны раскачивали в танце, приводя душу в гармонию то мягким сиянием притаившегося моря, то яростным пламенем, разжигаемым беспощадной атавистической силой.

Национальная галерея украсила свои стены морскими пейзажами Марио Жекова в честь 120-летия со дня рождения этого великолепного болгарского художника-мариниста. Он родился 16 октября 1898 года в г. Стара-Загора. Всю свою жизнь мастер исследовал вечно меняющееся море, в котором спокойно отражаются закаты и неподвижные скалы, но и воют ураганы.

«Марио Жеков – один из немногих художников, которых мы с полным основанием считаем маринистами, – рассказал директор Городской художественной галереи города Стара-Загора проф. Марин Добрев. – Всю свою жизнь он посвятил искусству.

Он много путешествовал по Франции и ее Лазурному берегу, Эгейскому морю, Далмации и по болгарскому побережью Черного моря.

Художник всегда был там, где солнце, а его неспокойный дух пребывал в постоянном поиске новых вызовов, которые он встречал с мольбертом и грунтованным холстом».

Судьбоносная встреча во время войны расставила указатели, чтобы был он заметен и не сбивался со своего пути. Когда в 1917 году союзники атаковали позиции болгарских войск в окрестностях Дойран, Марио Жеков попал в плен. Там один французский солдат посоветовал ему заняться обучением живописи в его родной стране.

Спустя четыре года Жеков решил уехать в Константинополь и оттуда на корабле отправиться за своей парижской мечтой, но на билет сэкономленных денег не хватило. На Босфоре, однако, он делает свои первые шаги в качестве мариниста, создавая десятки рисунков и акварелей.

Так он готовился к поступлению в художественную школу Парижа, воспитанником которой станет в 1924 году, и к встрече с волшебством живописи Матисса и так называемых фовистов.

«Художник воспринимает море как вселенную, в которой ищет искру своих внутренних переживаний.

Сначала в его работах мы видим созерцание моря, а затем – его соизмерение с берегом, где стационарное сталкивается с непрерывной динамикой, – рассказал проф. Марин Добрев.

– Позднее, хотя и на заднем плане, Жеков отразит в своих картинах тружеников и признается, что больше всего его интересуют люди, чья жизнь тесно связана с морем – рыбаки.

Пейзажи гор Стара-Планина, Родоп, Рилы, городов Велико-Тырново, Дряново, тоже были вызовом для мастера, но его сила была все же там, где пускай даже самая маленькая речушка вьется между деревьями и старыми домами. Именно в ней он находил свою лелеемую мечту – соединить свет, воздух и воду».

В 1926 году Марио Жеков вернулся на родину, где открыл выставку и получил признание как мастер морского пейзажа. А спустя десятилетие он окажется в Далмации.

В Дубровнике напишет свои самые важные картины, насыщенные красками и светом, – словно красивый курорт специально был создан для его живописи.

Между тем, произведения болгарского мастера тепло приняли в галереях ряда хорватских городов, а самостоятельные выставки представили его творчество в Белграде, Загребе, Будапеште, Бухаресте.

«Смена политического режима в 1944 году, однако, подвергла испытанию свободолюбивого художника и он все чаще оставался наедине с разбивающимися о скалы морскими волнами», – рассказал еще проф. Марин Добрев. А столь живописное когда-то в его картинах море, потеряло богатство красок.

До конца своей жизни – вместе с пейзажами, Марио Жеков будет создавать декорации для нескольких театров, а также рекламные материалы для «Балкантуриста». К сожалению, задуманный календарь с 12 акварелями с разных уголков Болгарии художнику не удалось завершить. Он ушел из жизни в 1955 году.

Пленительные морские пейзажи Марио Жекова можно посмотреть в залах Национальной галереи в Софии до 16 сентября.

Источник: БНР

Источник: https://rus.bg/kultura/kultura/23867-mario-zhekov-khudozhnik-kotoryj-cherpal-vdokhnovenie-u-morskoj-stikhii

Море — источник вдохновения

4 Декабрь 2013

Вдохновение – «муза» людей искусства, таланта, оно не подчиняется законам и черпает силы на сенсорном уровне чувств. Море с его бризом и волнами, песком и приливами не просто дарит комфорт. Оно веками вдохновляло на творчество многих выдающихся писателей и поэтов, живописцев и графиков.

Произведения мировой литературы ярко отражают тезис о том, что море может стать источником вдохновения. Жюль Верн – неистовый поклонник моря, нарисовал причудливые картины его разнообразных обликов – во время шторма и подводного путешествия. Морские рассказы Л.

Соболева и Станюковича, сокровища Стивенсона и морской ястреб Сабатини – далеко не полный перечень «морских» произведений и образов.

Море в кино сегодня ярче всего отразилось в «Пиратах Карибского моря» — смеси фэнтэзи и романтики, изготовленной студией Уолта Диснея. Если оставить в стороне жанры ужасов с их «Пираньями» и «Послезавтра», то «Пираты…» возродили в среде молодежи интерес к морю как объекту исследования, как к чему-то неизведанному и далекому.

Море в живописи лучше всех воплотил знаменитый русский маринист И.Айвазовский. На его холстах море играет и живет, представая воистину великой независимой стихией.

Многие и многие художники эпохи Возрождения из Голландии и других стран писали морские пейзажи, но они не стали знаменитыми.
Представители сегодняшней творческой элиты не остаются в стороне от влияния моря на их идейное существо.

Читайте также:  Сочинение: "первый бал наташи ростовой" по роману л.н. толстого "война и мир"

Для фотографов море – беспредельный источник новых идей и образов. Оно сверкает голубизной на солнце в светлый день и хмурится в пасмурный, грозя и бушуя. Дизайнеры обожают вводить в интерьер яркий контраст лазури и желтизны, равно как и мягкую голубую тональность.

Зрители, читатели, поклонники получают не просто эстетическое наслаждение, но и проникаются морским духом, духом свободы и беспредельности.

Интересное

  • Море в жизни человекаОтдых, в первую очередь отпуск, связаны для многих с воспоминаниями или ожиданиями поездки на курорт, а точнее – к морю. Бесконечная голубая гладь, уходящая вдаль, завораживает и успокаивает…….
  • Лучший подарок для моряка  Моряк и на суше остается моряком, в душе у него любовь к морю, поэтому лучшим подарком для моряка – уходящего в плавание или отставного, подводника или капитана,……
  • Ликвидация дыма при пожаре на морском суднеДым представляет собой частицы твердых продуктов, возникшие в результате горения. Данные частицы находятся в газовом состоянии. Главная проблема возникновения дыма- невозможность поступления к очагу возгорания и устранения этого……
  • Культура древнеримского мореплаванияЗавоевав Египет, римляне сделали морские пути главным средством связи колонии с метрополией. Александрия как крупнейший морской порт тех времён достигла своего расцвета, так как римляне наладили регулярные рейсы……
  • Критерии проверки системы безопасности при мореплаванииОдним из важнейших моментов процесса обеспечения безопасности мореплавания является осуществление методов по защите мореплавательных объектов и субъектов. В круг защищаемых объектов и субъектов входят не только морские суды,……

Источник: https://crewers.com/more-istochnik-vdoxnoveniya.html

Иван айвазовский — гений морской пучины

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

«Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море.

Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику.

Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.

«Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.

«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства.

В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» — часто повторял художник.

Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.

«По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.

«Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.

Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна.

Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию.

«Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» — так сказал о картине Иван Крамской.

Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.

Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины — по памяти.

Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.

«Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции.

Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846

«Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей

«Всемирный потоп», 1864
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк

«Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»

Источник: painteropedia.ru

Факты об Иване Айвазовском

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок.

Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться.

Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую Академию художеств именно при помощи этого человека.

Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.

Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал ««Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

Источник: https://moiarussia.ru/ivan-ajvazovskij-genij-morskoj-puchiny/

ПОКОРЁННЫЕ МОРСКОЙ СТИХИЕЙ. ЧЕЛОВЕК И МОРЕ В ИСКУССТВЕ

ВЛАДИМИР РЫЖОВ, ЮРИЙ РЫЖОВ

Покорённые орской стихией

Человек и море в искусстве

СОГЛАСНО большинству естественнонаучных теорий происхождения жизни, жизнь зародилась в океане, в морях, и дальнейшее её развитие подавляющую часть времени происходило в морской среде.

Это не могло не сказаться на более поздних биологических видах, вышедших на сушу.

Более того, в развитии человека как вида Homo Sapiens это обстоятельство является столь существенным, что оказывает значительное влияние и сегодня, на современном этапе развития человеческой цивилизации, в начале информационной эры.

Море не только всегда являлось источником ценных продуктов питания, эффективной транспортной средой, фактором, оказывающим благоприятное влияние на среду обитания, но и оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на человека.

Практически все виды и жанры искусства обращались к образу морской стихии; тема взаимодействии моря и человека легла в основу множества художественных шедевров. Невозможно перечислить все произведения искусства, связанные с морской тематикой.

В данной статье попытаемся выявить особенности художественных произведений этого направления.

Прежде всего, следует отметить, что море оказывает воздействие на все виды рецепторов человека: зрение, слух, тактильные ощущения и тепловые рецепторы, вестибулярный аппарат — всё подвергается при соприкосновении с морем сильнейшему воздействию. Очень важно, например, что при плавании, человек, в соответствии с законом Архимеда, почти не ощущает своего ве-

са и может находиться и перемещаться в горизонтальном положении. При этом движения пловца совершаются в ритме, близком к ритму дыхания.

Это не могло не найти отражения в оперном искусстве и искусстве танца: и в балетных спектаклях, и в оперных произведениях нередко присутствуют очень колоритные сцены, действие которых разворачивается в подводном царстве, связано с водной стихией, безмятежной или разбушевавшейся.

Достаточно вспомнить такие произведения, как «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Вагнера, «Лебединое озеро» Чайковского, «Сцена у Фонтанки» в опере «Пиковая дама» и многие другие.

«Отзывчивой» на морскую тематику оказалась инструментальная музыка, являющаяся одним из самых абстрактных видов искусства. Суть этого феномена состоит, на наш взгляд, в том, что в музыке отражаются, прежде всего, эмоциональные состояния человека.

А восприятие водной стихии всегда сопряжено с эмоциями. Это и экстатическая радость при виде бесконечной лазурной глади моря в штиль, и смешанное со страхом восхищение разбушевавшемся морем, и полные грусти ностальгические воспоминания о нём в зимнюю пору.

Все эти состояния, множество их оттенков отображены в инструментальной музыке.

Прежде всего, это программные произведения с соответствующими названиями или разъяснениями: знаменитая «Музыка на воде» Генделя, симфоническая пьеса «Море» Дебюсси (её части называются «На море от зари до полудня», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»); картина

Кто-то из древних мудрецов сказал, что человек никогда не устанет смотреть на три вещи: звёздное небо, пылающий огонь и воду…

Владимир ПетровичРьжов, профессор Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор физико-математических наук

Юрий Владимирович Рыжов, доцент Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор культурологи

-¿31Ж

#17 [131] *2010

«Океан-море синее» из сюиты Римско-го-Корсакова «Шехерезада»; «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») Мусоргского, концертная увертюра Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание» и др.

Вдохновляют композиторов также реки, озера, пруды: симфоническая поэма Листа «У Валленштадского озера», симфоническая поэма Сметаны «Влтава», «Баркарола» Шопена, песни Шуберта «Ручей», «Форель».

Хорошо известны русские народные песни о Волге, о Доне, «Славное море — священный Байкал» и т. д.

эзии. В мировой литературе морская тематика присутствует с древнейших времен. У большинства народов имеются мифы о мировом потопе. Из библейских историй можно вспомнить рассказы о Ноевом ковчеге, о пребывании Ионы во чреве кита.

Названия многих других произведений не столь красноречивы, но именно рокотом морских волн навеяны, например, этюд для фортепиано №24 Шопена, начало второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, ряд фортепианных этюдов Листа.

Более чёткие предметные образы морской стихии имеются в художественной литературе, как в прозе, так и в по-

по волнам» и «Золотая цепь» А. Грина. Большинство из этих романов экранизировано. Снимаются новые фильмы, один из которых — «Пираты Карибского моря» — несколько лет тому назад завоевал огромную популярность. Нельзя не упомянуть знаменитую повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», в которой рассказывается о сражении старого рыбака с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу.

Читайте также:  Природа, растения и животные тюменской области

Уже в античной литературе, ареалом появления и распространения которой было Средиземное море, появляются захватывающие истории о морских приключениях. Эти истории дожили до наших времен. Всем нам с детства знакомы приключенческие романы о кровожадных пиратах и отважных мореплавателях — «Робин-

Художественная литература не только описывала море, реки, озера и человека в этой среде, но и передавала эмоции, порождаемые морем.

Одно из самых ярких воплощений морской стихии встречается в знаменитой «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

В ней описания моря — то спокойного, то бурного, грозного — тесно связаны с развитием сюжета. Перечислить все произведения классиков, связанные с морем или

https://www.youtube.com/watch?v=ebrwzaoSSVw

зон Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» и «Потерпевшие кораблекрушение» Р. Л. Стивенсона, «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Ж.

Верна, «Затерянные в океане» и «Морской волчонок» Т. Майн Рида, «Морской волк», «Зуб Кашалота» Дж. Лондона, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини, «Остров погибших кораблей» А. Беляева, «Бегущая

посвящённые ему, невозможно.

Трудно назвать хотя бы одного значительного поэта, который бы не отдал дань восхищения морской стихии.

«Волга» Карамзина и «Море» Жуковского, «К морю» Пушкина и «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Волна и дума» Тютчева и «Море и звёзды» Фета — список широко известных стихотворений можно продолжать бесконечно.

Для поэтических произведений очень важным фактором, помогающим вызвать соответствующее настроение, является ритм, который часто перекликается с ритмом морских волн.

В изобразительном искусстве существует особый жанр — марина (ит. mari-

#17 [131] *2010

па, от лат. таппш — морской). Художник, изображающий морскую стихию, людей, попавших в шторм, называется

Выдающимся маринистом был англичанин Дж. М. У. Тёрнер, современники называли его живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции». Тёр-нер во многом предвосхитил импрессионистов, уделяя много внимания передаче воздуха, воды и света. Морские пейзажи художника — это, как правило, величественные изображения бурь и гроз.

Вечно меняющееся море, как спокойное, так и взволнованное или неистовое стало главной темой в творчестве Айва-

маринистом.

В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. Море, на которое голландцы смотрели как на враждебную стихию, стремившуюся разрушить плотины, было изображаемо на картинах Эвердинге-на, Рюисдаля, Бакгюйзена как нечто угрожающее, в мрачных тонах.

Напротив, Ренир Номс по прозванию Zeemann (моряк) писал в светлой гамме, изображая не только бури и морские сражения, но также спокойное море, порты, прибрежные пейзажи. Виллем ван де Вельде Младший, один из лучших голландских маринистов, писал почти исключительно тихие воды.

Ливен Вермоур — порты, море с кораблями.

я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу» — писал Боголюбов…

Особой страницей в изобразительном искусстве являются произведения литовского художника и композитора К. Чюрлёниса. Максим Горький назвал творчество Чюрлёниса «музыкальной живописью». Ряд художественных полотен воспроизводит музыкальные формы, в частности форму сонаты. Среди них особенно значима «Соната моря» Она, как и большинство музыкальных

зовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие (более 6 тысяч работ!).

Такие картины Айвазовского как «Девятый вал», «Чёрное море», «Среди волн» обогатили направление романтической пейзажной живописи и заняли достойное место в сокровищнице мировой художественной культуры. Интересно, что Айвазовский писал по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: «.

.. движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… »

Большое влияние живописи Айвазовского испытал на раннем этапе творчества известный русский маринист Алексей Петрович Боголюбов. Но он, напротив, стремился изображать морскую стихию как можно более реалистично и правдиво. «Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист —

сонат, состоит из трёх частей, причём каждая из них имеет традиционные музыкальные обозначения: Allegro, Andante, Finale.

Эти части полны разнообразных ритмов — ритмы волн, корабликов, брызг воды, холмов на берегу. Море поёт, и поёт каждый раз в особой цветовой тональности, в своём темпе и ритме.

Каждая картина этого триптиха построена полифонически, что проявляется в композиции, в эмоциональном развитии внутри цикла.

Тема моря в произведениях искусства неисчерпаема, как и взаимодействие человека и моря, человека и водной стихии; обращение к ней лишний раз подтверждает, насколько сильные эмоции вызывает у человека водная стихия, завораживающая и многоликая.

С авторами можно связаться: Рыжов Владимир Петрович vpr_trtu@mail.ru.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/pokoryonnye-morskoy-stihiey-chelovek-i-more-v-iskusstve

Отдых в Феодосии. Жильё для отдыха в Феодосии 2018. Гостевые дома, квартиры, частный сектор

Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя Ованнес Айвазян) – знаменитый художник-маринист, баталист и меценат.

Айвазовский появился на свет 17 июля 1817 г. в Крыму, в городе Феодосия. Его родители Геворк (Константин) и Рипсиме Айвазовские происходили из галицийских армян, предки которых еще в XVIII в. переселились туда из Армении.

Отец будущего художника был купцом, по роду своего занятия много переезжал с места на место и в конце жизни осел в Феодосии.

Именно этот город стал для Ивана Константиновича источником вдохновения, любимым местом для жизни и творчества.

С ранних лет Айвазовский проявил тягу к творчеству – самостоятельно учился рисовать и играть на скрипке.
Первым, обратившим внимание на его способности к живописи, был архитектор Я. Х. Кох. Именно он преподал юному дарованию первые уроки рисования, стимулировал его занятия живописью и рекомендовал к поступлению в Симферопольскую гимназию.

Способность к рисованию Айвазовский продолжил развивать во время учебы в гимназии.
В этом ему помогал учитель рисования И. Л. Гросс. По его рекомендации в 1833 г. Айвазовский за казенный счет (по-нынешнему «на бюджет») был принят в столичную Академию художеств, где обучался по 1839 г. За время учебы успешно участвовал в нескольких выставках.

Осенью 1837 г. он был удостоен высшей награды Академии для студентов – «Большой золотой медали» за картину «Штиль». Это давало ему возможность за казенный счет на два года поехать в Крым и Европу для работы над новыми картинами.

Айвазовский уехал в Крым весной 1838 г., где на протяжении двух лет занимался написанием морских и батальных сюжетов. Крымские работы художника имели успех на выставке в Академии художеств, аттестат об окончании которой он получил в 1839 г.

В 1840 г. началась поездка в Италию. Там Иван Константинович плодотворно работал по 1842 г. За два года он посетил Венецию, Флоренцию, Сорренто.

Следующие два года, с 1842 по 1844, он работал в Швейцарии, Голландии, Англии, Франции, Испании и Португалии.

В Европе ему сопутствовали удача и успех – он был представлен к золотой медали Академии художеств в Париже, а папа Григорий XVI приобрел картину «Хаос».

По возвращении в Россию в 1844 г., Айвазовский должность живописца получил Главного морского штаба. С 1847г. – профессор Академии художеств.

С 1845 г. и до конца жизни Айвазовский жил на своей малой Родине в Феодосии. Именно на этот период приходится расцвет творчества мастера. В 1850 – 80-е годы он создает свои самые известные работы: … и многие другие.

В этот же период Айвазовский несколько раз побывал в Турции, где его картины пользовались огромной популярностью, а несколько из них находились в личной коллекции султана. Турция для художника была огромным источником вдохновения. Одни из лучших его работ были написаны в ним Турции – … и другие.

Иван Константинович был дважды женат. С первой женой, Юлией Гревс, он прожил 12 лет – с 1848 по 1860 годы. Причиной разрыва стало нежелание художника жить в столице. От этого брака у него было четыре дочери – Мария, Елена, Жанна, Александра. В 1883 году Айвазовский женился на Анне Саркисовой-Бурназян, детей у них не было.

Помимо активной творческой деятельности, Айвазовский на своей малой Родине занимался активно благотворительностью и меценатством – открыл в Феодосии картинную галерею и школу искусств.

Учениками художника были будущие мастера живописи – А. И.Куинджи и Л. Ф. Лагорио.

Также Айвазовский активно участвовал в развитии и благоустройстве города, сохранении исторических и природных памятников Крыма.

Земной путь художника окончился в 1900 году 19 апреля, ему было 82 года. Последняя картина художника «Взрыв турецкого корабля», над которой он работал в последние дни жизни, осталась незаконченной.

Свой дом, еще при жизни превращенный в галерею, художник завещал городу Феодосия, сейчас в этом доме находится Картинная галерея им. Айвазовского.

Источник: http://RestinFeodosia.ru/pevec-morskoj-stixii-ajvazovskij/

Марина, Библиотека статей для художников

Марина (итал. marina, от латинского marinus — морской) — 1) морской вид или картина (а также pисунок, либо гравюра), изображающая море.; 2) жанр изобразительного искусства, в котором основным является отображение морской стихии в разных состояниях, а также воплощение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. Является разновидностью пейзажа.

Художников пишущих марины называют маринистами. Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему. Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам.

Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам. Знаменитые представители этого жанра: К. Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия). В картинах итальянских мастеров XIV-XV вв.

и нидерландских «примитивов» изображение моря связано с религиозными сюжетами. В качестве же отдельного жанра пейзажной живописи марина сформировалась в 17 веке в Голландии (Нидерланды), благодаря работам таких мастеров, как Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде и др.

Голландские живописцы изображали море в его различных ипостасях: это были и безмятежная водная гладь, и бурлящая стихия. Так же, море служило фоном для парусников, плывущих на фоне умиротворяющего заката, или же напротив, участвующих в морских баталиях.

Кроме этого, морская стихия иногда наделялась особым смыслом, олицетворяя бурное «море житейское» или стихию любви и страсти.

Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» – морские пейзажи, изображённые в жанровых полотнах, где, например, молодая женщина читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной на стене комнаты, можно домыслить сюжет: спокойно или бурно складываются её любовные отношения.

Читайте также:  Илья муромец и соловей-разбойник: описание, герои, анализ былины

Небольшие по размеру картины голландцев отличались тонкостью цветовой гаммы.

Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей). Первая «Буря» (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). Она стала последней картиной Брейгеля — необычайно смелая работа для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской Буре аллегорию грядущей свободы.

К жанру марин обращались и исторические живописцы; так, в начале XVII в. Корнелис Хендрик Вром изобразил морские сражения против испанцев. Но лидером нидерландских маринистов стал Ян Порселлис. Его влияние на целое поколение художников активно способствовало развитию жанра марины в середине XVII столетия. Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис. Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана.
Расцвет марины совпадает с расцветом пейзажа. Мастером обоих жанров был Альберт Кёйп. Кёйп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.
Одновременно с этими художниками, работавшими в Голландии, Пауль Бриль, уехавший в Италию, сохранял связи с нидерландской традицией — от Брейгеля до искусства классических пейзажистов, а через своего ученика, Агостино Тасси, — с Клодом Лорреном. Последний больше увлекался изображением морских портов, а не настоящих марин. 

 В Рим из Неаполя вместе с Сальватором Роза, чьи марины оказали влияние на творчество Темпеста, пришло новое направление.

Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы.

Стихийная сила природы, ее эпическая мощь воплощены в видах морского побережья с парусными лодками, скалами, руинами замков, живо написанными стаффажными фигурками рыбаков, моряков придают. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы.

Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.

Аккуратно прописанные до мелочей работы Луки Карлевариса, а также работы ван Виттела определили собственную венецианскую форму морского пейзажа, получившую развитие в ведутах Каналетто и Гварди. Однако сами Каналетто и Гварди не были маринистами — их сюжетом стала Венеция и омывающее ее Адриатическое море (правда, Гварди иногда изображал большое море).

Во Франции традиции Клода Лоррена и классического пейзажа продолжил Клод Жозеф Берне (1714-1789) — крупный маринист, произведения которого очень ценил Дидро. Его привлекала в пейзажах Берне их правдивость. В 1754–1762 по заказу короля мастер написал серию картин Порты Франции (Марсель, Тулон, Ла Рошель и др.; все 15 картин принадлежат Лувру, но выставлены в Морском музее Парижа). В работе над этим циклом значительное место еще отведено натурным этюдам
Голландские художники оказали значительное влияние на Брукинга, Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Уильям Тёрнер скажет: «Она сделала меня художником». Выросший близ устья Темзы, художник с детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом — «Рыбаки в море» (1796, Лондон, Галерея Тейт) — открывает длинную череду картин, посвященных морской стихии. Уже в этом раннем произведении, выполненном под сильным влиянием голландской марины XVII века, выделена тема противоборства человека и природы. В последствие, Тернер станет одной из наиболее ярких фигур в романтической пейзажной живописи XIX века в жанре марины.
В 1825 из Франции Бонингтон вместе с Делакруа отправился в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи. Туда же едут Эжен Изабе и Поль Юэ. Эжен Изабе в 1824 дебютировал в Салоне своими маринами, в этом жанре он работал на протяжении всей жизни (порты, сцены на берегу, штормы на море, сцены рыбной ловли) и исполнил лучшие свои произведения. Исполненные с ювелирной тщательностью в масле или гуаши, эти работы напоминают голландскую живопись XVII в.
Позже спокойный или разбушевавшийся ЛаМанш вдохновит основателя реализма в живописи Гюстава Курбе на серию «морских пейзажей». В последнее десятилетие своей жизни он пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь («Море у берегов Нормандии», 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну («Волна», 1870, Лувр, Париж). Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.
Примерно в то же время, в Голландии вносит свой вклад в развитие жанра морского пейзажа один из лучших живописцев-маринистов Месдаг Хендрик Виллем (23.2.1831, Гронинген, ‒ 10.7.1915, Гаага). Он пишет преимущественно в реалистическом стиле наполненные воздухом пейзажи, в которых запечатлел различные состояния морской стихии, суровую жизнь рыбаков.
Дальнейшее развитие жанр марины получил с появлением нового направления в живописи – импрессионизма. Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, особенно картина «Море в Дьеппе» (1835г.) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов. 

Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, — это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениям и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.

Импрессионистов заинтересовало изучение такого явления как атмосфера. Эта перестановка акцентов была подготовлена Тёрнером и привела художников к фиксированию, по словам Бодлера, «атмосферных состояний в соответствии с местом, временем и ветром»; она совершается в творчестве голландца Йонгкинда и художника, которого он называл «королем небес», — Эжена Будена. Затем атмосферные явления превращаются в радужные туманы на картинах Синьяка и Сера. Фовисты воспевали синеву моря желтыми акцентами парусов, красными мачтами и трехцветными флагами. Марке широко применял текучую акварель, а Дюфи — оригинальный колорит. Море появляется и в сюрреалистических работах Магритта, очаровывает Пермеке и Никола де Сталя. 

Не лишним будет упомянуть и тот факт, что последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры.

Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей. 

Среди работ японских мастеров самым известным на Западе стало творчество Кацусика Хокусай — японского художника укиё-э, иллюстратора, гравёра. Хокусай — первый из мастеров японской гравюры, выделивший в своем творчестве пейзаж как самостоятельный жанр.

В отличие от средневекового японского пейзажа, который изображал не своеобразие определенного ландшафта, а обобщенные черты природы, художник запечатлел в своих произведениях величественный образ Японии.

Восхищение художника мощным величием природной стихии выразилось в пейзаже «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), входящем в серию «36 видов Фудзи». Огромные волны вздымают ввысь юркие лодки рыбаков, которые, кажется, ничуть не испуганы этим буйным неистовством океана.

Динамичность гравюр, их чистый, насыщенный колорит, удивительная тонкость цветовых переходов, с помощью которых написана вода и воздушное пространство, делают работы Хокусая реалистичными и выразительными.

В русской живописи марины появились в 19 веке. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А. С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. 

Маринист мировой величины И. К. Айвазовский еще в период своего обучения в академии Художеств испытал особое влияние французской марины классицизма (его учителем был, в том числе, французский маринист Ф. Таннер).

 Однако, постепенно избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добился в своих работах подлинной живописной свободы. И уже в 1840-х годах эмоциональность его марин с тяготением к пафосу и героике подарила ему мировую известность.

Айвазовский был приверженцем романтического в изображении величия морской стихии в различных её состояниях: от штиля дл шторма, а так же отваги сражающихся с ней людей. Ярким примером может служить его картина «Девятый вал» (1850г.

), где ему мастерски удалось передать впечатление «безбрежного» морского пространства. В ранних своих работах Айвазовский тяготел к более насыщенной яркой цветовой гамме, которая аостепенно сменилась стремлением к тональному единству. В своих лучших поздних работах, таких как «Черное море» (1881 г.

), художник, пользуясь тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. 

Так же, говоря об этом маринисте, не лишим будет упомянуть тот факт, что Айвазовский, будучи живописцем Главного морского штаба, лично участвовал в ряде военных маневров Черноморского флота, и создал немало патетических батальных полотен. 

Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста.

Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли.

Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.

С картинами И. К. Айвазовского вы можете ознакомиться в нашей галерее.
Выдающийся художник-маринист А. П. Боголюбов начал заниматься живописью ещё будучи кадетом Морского кадетского корпуса в Петербурге. А в 1850 г. стал вольнослушателем в Петербургской академии художеств. Там под влиянием творчества И.К.

Айвазовского он создал ряд марин в духе романтизма. Среди них «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями» была отмечена в 1852 г. малой золотой медалью. С дальнейшим же развитием себя как мариниста Боголюбов уходит от романтизма в работах, отдавая всё больше предпочтения рисованию с натуры и реализму.

В 1860-х гг. художник совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из его произведений окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота — эпическая.

Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня. А впечатления от службы на флоте помогали Боголюбову в написании батальных полотен, благодаря которым он стал известен, как признанный мастером русской батальной марины.

 Наиболее яркий расцвет творчества художника падет на 80-90-е гг. В это время Боголюбов приходит к созданию своеобразного стиля картины, который можно назвать этюдом-картиной. Примером может служить его работа «Тулон. Франция» (1880г.

Так же следует отметить, что творчество художника Боголюбова было неразрывно связано с передовым идейно-реалистическим искусством лучшей части русских художников-передвижников.

Источник: https://paintingart.ru/historypainting/genrepainting/marine.html

Ссылка на основную публикацию