Календарь природы для детей

Каким должен быть календарь природы в ДОУ и как его изготовить своими руками

Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире.

Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой.

Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.

Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме.

Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки.

Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.

Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят.

 Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое.

В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой.

Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона.

К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.

Источник: http://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/kakim-dolzhen-byt-kalendar-prirody-v-dou-i-kak-ego-izgotovit-svoimi-rukami.html

Стенды Календарь природы

Для обучения детей дошкольного возраста компанией «Интердизайн» разработаны красочные игровые настенные стенды – календари природы для детского сада, помогающие в познании детьми окружающего мира. Наличие карманов делает календари природы еще более удобными в работе – ведь в них легко размещаются тематические детские рисунки, информация о текущем месяце, дне недели, погоде и т.д.

Календарь “Времена года” для ДОУ

Детский календарь “Времена года” состоит из 4-х частей, по одной части на каждое время года. С помощью стрелки на календаре обозначается текущий сезон. Яркая тематическая раскраска календаря позволяет детям легко сопоставить текущее время года и его отображение на календаре “Времена года” для детского сада.

Купить календарь природы для детского сада

В нашем каталоге Вы найдете большой ассортимент различных стендов для детского сада тематики “Календарь природы”.

Все стенды изготовлены из исключительно качественных материалов, поэтому долгое время будут радовать детишек в группах. Яркие и красочные, они отлично подойдут для оформления детского сада.

У нас Вы можете купить стенд “Календарь природы” из представленных в каталоге вариантов или заказать изготовления на основании собственных пожеланий.

Сортировать по:

  • Билингвальный уголок природыАртикул 36614700 х 500 мм6880 руб.
  • 2300 руб.
  • Календарь природы большой Gapchinska2057 руб.
  • Календарь природы маленький Gapchinska671 руб.
  • Календарь природы Gapchinska1080 руб.
  • Стенд Календарь природы Малыши Gapchinska540 руб.
  • Стенд Календарь природы Ангелочки Gapchinska462 руб.
  • Стенд Календарь природы Ангелочки Gapchinska1969 руб.
  • Стенд Мир природыАртикул 00576Рширина: 500 мм; высота: 355 мм623 руб.
  • Стенд Уголок природы “Карандашики”505 руб.
  • Календарь природы из набора Золотой ключик375 руб.
  • Календарь природыАртикул Р8-1-2ширина: 475 мм; высота: 340 мм510 руб.
  • Календарь природы “Сказка”455 руб.
  • Уголок природыАртикул 6361500ммх360мм, карман 65х45мм, 3 стрелки645 руб.
  • Календарь природы из набора “Дюймовочка”550 руб.
  • 1305 руб.
  • 1691 руб.
  • 2140 руб.
  • 4890 руб.
  • Маркерный стенд Календарь природы и погоды7495 руб.
  • 1937 руб.
  • Календарь наблюденийАртикул 7790650ммх700мм, интерактивный градусник с бегунком. В комплект входят плашки2565 руб.
  • Календарь наблюденийАртикул 7789800ммх700мм, интерактивный градусник с бегунком. В комплект входят плашки3013 руб.
  • Календарь природы из набора “Петушок”1537 руб.
  • Календарь природы “Ласточка”1293 руб.

Источник: http://Dou-shkola.ru/-stendy-kalendar-prirody.html

Детский календарь природы своими руками

Те родители, кто учился в советской школе, наверняка помнят дневники наблюдения за погодой, которые нас заставляли вести в начальных классах.

На самом деле нам нравилось их заполнять… если б еще не ругали за иногда пропущенные и заполненные наобум деньки… В таблице в тетрадке в клеточку мы отмечали температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность, осадки.

Сегодня восстановить данные о погоде в минувшие дни можно благодаря онлайн-поисковику, а актуальные сведения удобно фиксировать на детском календаре природы.

Я была уже на пороге того, чтобы изготовить календарь природы своими руками, и даже запаслась идеями насчет дизайна.

Но тут совершенно случайно я увидела в продаже просто замечательный набор фирмы «Десятое королевство» – знаете такого российского производителя? Игрушки его отличаются прочностью, качественным оформлением и надежной упаковкой – позже я расскажу еще о нескольких из них.

Что же включает календарь природы «Десятое королевство»? В первую очередь отмечу, что этот дидактический набор грамотно продуман, и его наполнение можно использовать для деток разного возраста.

Самым маленьким достаточно разбираться во временах года, облачности, тепловых ощущениях и соответствующей одежде (холодно, жарко, прохладно и проч.), осадках. Позже можно добавить диски с днями недели, силой ветра, а также линейки с числами и термометр.

И еще в запасе останутся праздники, фазы луны и др. Года нам достались с 2016 по 2021. Я считаю, что этот набор вполне можно взять за образец, если соберетесь делать календарь природы своими руками.

Понадобится плотный картон, белый и цветной, вырезки из детских развивающих журналов (тематические картинки), магнитная лента для крепления элементов.

Кстати, о креплении. В комплекте лежало несколько отрезков магнитной ленты, которую можно разрезать и распределить по своему усмотрению. Маловато, конечно, но мы не в обиде: все-таки цена меньше 400 рублей. Из недостатков: лента не очень хорошо крепится на сами диски, изредка в паре мест отстает, но это решается каплей суперклея.

Диски и прочие элементы календаря выполнены из упругого вспененного материала, приятного в обращении, немаркого, толщиной 4 мм.

Диаметр больших – 15,5 см, маленьких – 10 см, стрелочка в длину 4,5 см, градусник и линейка с датой – 31 см. Подходящий размер как для дома, так и для использования в детском саду.

Если использовать все, что предлагается, займет весь холодильник или большую магнитную доску.

В интернет-магазине, где я приобретала календарь природы, два десятка реальных отзывов, практически все – хорошие. Претензии покупателей в основном относятся к магнитной ленте, но о ней я все уже написала выше.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "наша планета земля"

По моей рекомендации календарь купили и подруги для своих дошколят, и все остались приобретением довольны. Делать самим или купить – решать каждому из родителей.

Дополнить такой дневник наблюдений можно пособием «Какие бывают облака» – подробная статья с авторскими фото есть уже на нашем сайте.

Источник: http://mamere.ru/article/detskiy-kalendar-prirody-svoimi-rukami

Как сделать детский календарь наблюдений за погодой

Знакомя детей с окружающей средой, очень важно просветить малыша в вопросах изменения климатических сезонов.

Для этого можно своими руками сделать календарь погоды, внося изменения в котором ребенок сможет отслеживать, какое время года наступило, как изменилась температура воздуха, какие идут осадки и т. д.

Такое простейшее приспособление сослужит вам отличную службу в деле общего развития дошкольника.

Маленький ребенок растет стремительно, его физическое развитие ни на минуту не отстает от развития умственного. Даже если вы не настроены уделять особое внимание его раннему развитию, знакомить ребенка с окружающим миром необходимо. А календарь погоды, времен года или солнечных и пасмурных дней дает представление о естественном круговороте в природе.

К сожалению, готовых календарей погоды для детей очень мало, а имеющиеся либо рассчитаны на ведение дневников школьниками, либо выполнены в упрощенной для восприятия малышом форме.

Здесь вы узнаете, как сделать календарь погоды самостоятельно, и как привлечь малыша к ведению наблюдений.

Советы, как сделать своими руками календарь погоды для детей

Маленький ребенок хорошо воспринимает образные примеры, поэтому календарь для двухлетки можно выполнить в форме круга — солнышка. Для реализации нашей идеи берем большой лист бумаги и чертим большой круг.

Времен года четыре, значит и частей у нашего календаря погоды, изготовленного своими руками, должно быть четыре. Проводим через центр окружности две прямые линии, делящие ее на четыре равные части. У каждого времени года своя особенность, которую мы выразим в цвете. Это позволит помимо знакомства с окружающим миром закрепить знание цветов.

Итак, зима — синий цвет. Холодно, снежно, солнышка мало. Весна — зеленый цвет. Тает снег, прилетают птицы, на деревьях вырастают молодые листики, и зеленеет травка на земле. Лето — красный цвет. Летом жарко, летом есть овощи и фрукты, все радуются красоте природы. Осень — желтый цвет. Листики желтеют и опадают, дуют ветра, птицы улетают на юг, идет дождь, и вся природа засыпает.

Чтобы отразить все это на детском календаре, разделите каждую ячейку времени года на две части по горизонтали. Верхнюю закрасьте в нужный цвет и поделите на три месяца. В нижней нарисуйте основные приметы этого времени года.

В центре календаря устанавливаем стрелку, как у часов, передвигая ее в зависимости от времени года и месяца.

Но если вы начнете знакомить ребенка с календарем погоды, то обязательно встанут вопросы общего порядка: что такое календарь? Почему каждый сезон состоит из трех месяцев? Как меняются времена года и как меняются дни? Если вы готовы на них ответить — то давайте смастерим еще один календарь. К созданию календаря в детскую комнату можно и нужно привлекать ребенка

На этих фото показано, как можно сделать календарь наблюдений за погодой для малышей:

Статья прочитана 1 657 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=9376

Календарь природы

Cerg68

Ольга Михайловна, благодарю за интересную содержательную работу!

pechenkinasv

Ольга Михайловна, замечательный календарь природы получился!

Ludmila46

Ольга Михайловна, прекрасная задумка! Спасибо за работу!

eapetrova

Ольга Михайловна, спасибо за познавательную и интересную игру. Очень понравился материал для оформления уголка природы.

Linda

Ольга Михайловна! Большое спасибо за ресурс, который поможет оформить кабинет начальных классов. Очень понравилось оформление.

ромашка5975

Очень понравилась Ваша работа, Ольга Михайловна! Спасибо вам за такой интересный календарь природы!

lubovsai

Ольга Михайловна! Большое спасибо за календарь природы!

Nadezhda57

Прекрасный материал для уголка природы, Ольга Михайловна: эстетичный, яркий, весёлый!

OlgaNosova

Спасибо большое за отзывы о моей работе.

z
zverek

Спасибо за красоту, Ольга Михайловна!

НинаТ

Ольга Михайловна, замечательный материал, огромное спасибо! Прекрасное оформление и содержание!

irinapanova

Ольга Михайловна! Спасибо за нужный ресурс. Замечательное оформление!

funtowasvetl

Ольга Михайловна! Спасибо за замечательный материал! Обязательно воспользуюсь.

GOR154

Красиво! Интересно! Полезно!

obeigily613

Ольга Михайловна, благодарю за полезный ресурс!

Источник: https://easyen.ru/load/nachalnykh/kabinet/kalendar_prirody/45-1-0-33473

Состав календаря природы в детском саду

Время пребывания в детском саду расписано по часам. Малыш должен позаниматься физкультурой и пообедать, совершить прогулку и поиграть со сверстниками, поспать и узнать новый материал.

Развитие происходит поэтапно, знания усваиваются лучше при сочетании нескольких форм их подачи. Действенным инструментом стал календарь природы, специально подготовленный для разных возрастных групп.

Несмотря на внешнюю простоту, он умеет донести важную информацию и выполняет сразу несколько важных задач.

Предназначение календаря

В каждой группе можно встретить свой оригинальный стенд, где главное место отведено календарю природных наблюдений. Удается найти удачное сочетание привлекательного вида и познавательной части. В число его основных функций входит формирование:

  • представлений об окружающем мире, его разнообразных формах;
  • первоначальных сведений об экологии, ее роли и воспитании более трепетного отношения к среде;
  • элементарных правил поведения, позволяющих не нанести вреда природе, представителям фауны и флоры;
  • азов аналитического мышления, когда устанавливаются причинно-следственные связи, подтвержденные результатами наблюдений.

Малыши не просто узнают о смене времен года и характерных природных явлений, между которыми установлена тесная взаимосвязь.

Они учатся любить и оберегать окружающий мир, самостоятельно проводят наблюдения, чтобы отразить результаты в своем календаре.

Нередко он сочетается с живым уголком, позволяя на живом примере применить полученные знания. Несложно ухаживать за комнатными растениями или небольшими домашними животными.

Птички и морские свинки, рыбки и черепашки умеют создать неповторимую атмосферу, сближают воспитанников группы.

Структура календаря

Структура календаря не сильно претерпевает изменения и практически остается неизменной. Разница между младшими и старшими группами скорее состоит в форме подачи и тематической направленности.

Ребята постарше более активно принимают участие в наблюдениях и сами заносят результаты в соответствующие графы.

  • Обязательно представлены все времена года, связанные с представлениями о холоде, жаре, ветре и осадках.
  • Солнце и туман, дождь и снег, иней и град, штиль и сильный ветер обязательно должны быть отражены в своем разделе.
  • Температура за окном также величина постоянно изменяющаяся. К тому же, она тоже позволит провести сравнение за определенный период и установить связь с сезоном.
  • Не забыты дни недели и сам месяц, что непосредственно связано с календарем.
  • Малыши постарше смогут внести свои заметки или дополнить стенд рисунками, сделанными после прогулки.

Дизайнерское оформление довольно многообразно, включает множество интересных элементов.

Задействована богатая цветовая палитра, присутствуют в качестве иллюстраций забавные животные, дети, растения или герои сказок. Большой циферблат, градусник и календарь с перемещающейся шкалой облегчают внесение свежих наблюдений и превращают все в познавательный ритуал.

Готовый календарь природы выгоден по нескольким причинам (каталог разнообразных календарей смотрите тут ). Тематика календарей очень обширна и грамотно оформлена. Стенд абсолютно безопасен и не нанесет вреда здоровью. Невысокая стоимость даст возможность подобрать календари для каждой возрастной группы.

Источник: http://ourkids.info/sostav-kalendarya-prirody-v-detskom-sadu.html

Календарь природы для детей

Природа для детей – это необъятный волшебный мир, полный загадок и тайн. Календарь природы для детей поможет раскрыть все секреты матушки-природы.

Природа создала человека и все, что его окружает, так как же нам не испытывать к ней чувство благодарности и безграничной преданности? Мы обязаны природе всем, причем обязаны расплатиться с ней добром и защитой.

Знакомство детей с природой начинается с младенчества. Родители стараются не пропускать прогулки на свежем воздухе даже в плохую погоду, хотя, как поется в песне, у природы нет плохой погоды.

В любое время года, в дождь и снег, в жару и холод – у природы всегда гармония, всегда порядок потому, что все подчиняется ее ритмам, соответствует периодам года и лунному расположению.

Дети очень хорошо воспринимают любую информацию о природных явлениях, животных, морях, океанах. Их притягивают природные тайны, а то, что интересно, всегда изучается с радостью.

Природа для детей – это безграничный познавательный мир. Создавая календарь природы, детям знакомиться с ней будет легко и интересно.

Собирается календарь природы из 4-х частей, согласно 4-м временам года. Зима, весна, лето, осень – все 4 части соединяем в один большой плакат. В середине плаката сделаем отверстие и вставим стрелку.

Читайте также:  А.п. чехов "вишневый сад": описание, герои, анализ пьесы

Она будет показывать, какая пора года сейчас.

Признаки каждого времени года лучше изготовить из природного материала. Подойдут опавшие листья, засушенные цветы, трава, грибы. На картинках изобразим сезонную одежду, обувь, аксессуары.

Все картинки можно крепить к плакату с помощью специально заготовленных на нем кармашков. Изобразите на бумаге вместе с детьми дождик, облака, молнию, снежные сугробы.

В зависимости от погодных условий за окошком, дети сами будут заполнять календарь.

Календарь природы для детей не только научит детвору разбираться в природных явлениях, но и привьет детям бережливое и уважительное отношение к окружающей среде.

На календарь можно помещать маленькие стихотворения, загадки, поговорки. Дети с интересом обращаются к плакату на протяжении дня, и каждый раз находят в нем нечто интересное и познавательное.

Как сделать календарь природы для детей, чтобы знакомство с природными явлениями было неразрывно связано с животным миром, так что добавьте на природный календарь картинки с животными и птицами.

Пусть малыши узнают, почему зимой заяц белый, почему медведь спит в берлоге и зачем белке орешки на зиму. К природному календарю можно добавить лесную полянку. Сделайте для нее на столе, рядом с плакатом, пару муравейников, а из веточек соберите бобровую плотину.

Чем больше узнают дети о природе с помощью календаря, тем лучше.

Источник: http://www.webkarapuz.ru/article/kalendar-prirodyi-dlya-detey

Календарь природы для детей

“Календарь природы” – это проект о природе и окружающем мире в разные времена года.Публикации и учебные материалы станут полезными дошкольникам. Материалы для занятий с детьми пригодятся в работе  воспитателю. 

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года.

Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

стихи для детей про времена года
(автор Е. Карганова)
 

Есть у природы Четыре страницы, Есть у погоды

Четыре сестрицы

Стихи и картинки для детей про каждое время года

Страничка про весну

Прилетают птицы Звери просыпаются Первая сестрица

ВЕСНОЙ называется

Страничка про лето

Сыты все, согреты Солнцаярким светом Вторую сестрицу

Называют ЛЕТО

Страничка про осень

Сделаны запасы Листья облетают Третья сестрица –

ОСЕНЬ золотая

Страничка про зиму

Всюду снег искрится – К нам пришла сама Четвертая сестрица –

Зимушка – ЗИМА

Четыре странички про времена года: весна, лето, осень и зима. Календарь природы для детей в картинках, стихах и загадках, где наглядно рассказывается о каждом времени и месяце года: какие бывают времена года; чем они отличаются друг от друга; чем мы занимаемся мы и природа в каждое время года; какие основные праздники бывают в каждом месяце.

На каждой страничке есть видеоролик, который демонстрирует последовательность смены сезонов года с яркими картинками времен года и приятным музыкальным сопровождением. Материал будет интересен, как для занятий с детьми в детском саду, так и для занятий с детьми младшего школьного возраста.

Источник: https://sajt-starshjego-vospitatjelja.webnode.ru/v-pomoshch-pjedagogam/kaljendar-prirody/

Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

педагогический факультет

отделение «Дошкольное образование»

Контрольная работа

по курсу: «Методика экологического воспитания дошкольников»

тема: «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Студентки 3 курса. 4 группы

Заочной формы обучения

Акулич-Дудко Т.Ю.

ГРОДНО 2008

Содержание

Введение

1 Значение календарей природы, их виды

2 Методика организации работы с календарями природы в дошкольном учреждении

3 План-конспект ведения календаря природы

Заключение

Список использованных источников

Введение

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы.

В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме.

Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов.

https://www.youtube.com/watch?v=RByuOPSXDu0

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений.

Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении.

Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

1 Значение календарей природы, их виды

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поеле зрения детей и состовляют содержание найболее частых наблюдений.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительной группе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами.

Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса (рис1.1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками.

В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Рис. 1.1 Календари наблюдений за ростом редиса

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры (рис.1.2). Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения.

Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода.

Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Читайте также:  Можно ли увидеть границу моря?

Рис.1.2. Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательный рост редиса за три недели

Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении.

Графическая модель роста и развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение), но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды.

Под двигательной активностью следует понимать, как перемещается животное в пространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия, направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живыми существами.

Таким образом, содержание графической модели этого типа более обширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Это связано с поиском адекватных и понятных значков-символов.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)

Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).

Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)

Календарь для младших и старших дошкольников (верхняя часть) заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Календарь старшей и подготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки – «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием.

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами.

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.

Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски).

Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц – где кормятся, кого боятся).

Источник: http://MirZnanii.com/a/174411/kalendari-prirody-znachenie-vidy-i-metodika-organizatsii-raboty-s-nimi-v-doshkolnom-uchrezhdenii

Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления. – презентация

1<\p>

2 Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.<\p>

3 В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону<\p>

4<\p>

5 В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?» На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.<\p>

6 Детские рисунки<\p>

7 В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развитий у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 67) условных изображений погодных явлений.<\p>

8 Детские рисунки<\p>

9 Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.<\p>

10 Детские рисунки<\p>

11 Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.<\p>

12 Детские рисунки<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/825843/

>>> Календарь природы в детском саду скачать бесплатно – PDF

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 46» городского округа Самара Авторская дидактическая игра : «Чудо дерево». Автор-разработчик: воспитатель

Подробнее

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Птицы» Задачи ОД: Закрепить знания о зимних явлениях природы. Учить определять свойства снега

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением Перспективный план по аппликации старшая

Подробнее

Структурное подразделение «Детский сад 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской

Подробнее

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Значение: 1. Обеспечивает непосредственное постоянное общение с природой. 2. Обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по

Подробнее

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 231» Рабочая программа По реализации программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой,

Подробнее

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж группы детей дошкольного возраста Конспект занятия «Труд в огороде

Подробнее

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: 1. Обогащать представление детей о природе, многообразии природного мира, причинах

Подробнее

Изготовление лэпбука Лэпбук это портфолио или коллекция маленьких книжечек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков

Подробнее

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад 270» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (АППЛИКАЦИЯ

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/79254187-Kalendar-prirody-v-detskom-sadu-skachat-besplatno.html

Ссылка на основную публикацию