Илья муромец и соловей-разбойник: описание, герои, анализ былины

Анализ былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

Характеристика героев в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

“Илья Муромец и Соловей-разбойник”

В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце.

Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.

Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному.

На разбойника – тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.

В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует.

Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев.

Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло.

Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.

Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец – богатырь, благородный добрый молодец – одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло – точно так же, как и в сказке.

Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно – очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.

Русские богатыри – образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами.

В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу – чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость.

Богатырская сила – это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.

Есть в былине ещё один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырём. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведёт себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильёй Муромцем.

Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке.

Напоминаю, что эпитет – это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идёт речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет – это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определённым словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя – перед ним фольклорное произведение. В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются ещё чаще, чем в сказках.

Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика.

В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении “крепкий, сильный”. Образ Ильи Муромца – это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали.

Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображён как защитник родной земли.

Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырёх строк содержит другие две:

Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побеждённому Соловью. Такой приём создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот приём часто встречается в былинах.

https://www.youtube.com/watch?v=2huyt5-ySks

Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приёмов, которые делают её более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола – всё это приёмы создания образной речи.

Такие приёмы называются тропами. Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении.

Над Соловьём Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-bylin-ilya-muromec-solovey-razboynik.html

Образ Ильи Муромца и Соловья-разбойника

Илья Муромец один из трех, самых знаменитых русских былинных богатырей, защитник Родины и всех русских людей. Существует предание, что Илья Муромец не вымышленный былинный персонаж, а реально существовавший человек.

И все было на самом деле, как повествует былина: тридцать лет и три года сидел Илья на печи, а потом старцы, проходящие по деревне, угостили его наговоренной водичкой, и богатырь совершил свой первый подвиг — преодолел свои страх и неуверенность.

Затем Илья исполнил свой долг перед родителями — стал во всем помогать им в нелегком крестьянском труде. Так бы и остался Илья никем не известным деревенским силачем если бы не понимал, что его особенная сила должна служить людям на совсем другом уровне, нежели простое выполнение тяжелой работы. Герой не был бы героем, если бы не совершал подвиги, сражаясь со злом в любом его воплощении.

Первым ратным подвигом героя, не славы и богатства ради, а для помощи осажденным в родном городе черниговцам, стала победа над вражеским войском. Отказавшись от предложенной должности городского воеводы, Илья продолжил свой путь, навстречу опасностям и сражениям.

Следующий враг — Соловей-разбойник, абсолютное воплощение зла, сказочная аллегория набегов степных кочевников половцев, печенег и хазар, терзавших Русь в девятом-десятом веках. Его свист «по-соловьиному» и крик «по-звериному», от которых «лес к земле клонится, и люди замертво падают» отождествляются с многолетними сраженьями русичей за свою землю.

Но выстоял русский богатырь против чудовища, пленил его и повез в стольный Киев на княжеский суд. Героям не свойственно творить самосуд, если враг упал на землю и просит о пощаде.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Но герой остается самостоятельным и независимым, даже если власть имущие пытаются унизить его и посмеяться над героем.

Так случилось и на княжеском пиру с боярами, не поверившем Илье Муромцу, что он победил нагонявшего страх и ужас на всю округу Соловья — разбойника.

Заставив Соловья продемонстрировать свой свист, Илья посрамил насмешников и заслужил великий народный, а с ним и княжеский, почет освободителя от злой напасти.

Бескорыстный героизм, стремление помочь своему народу и родной земле, заставляет Илью Муромца отказаться от всех предложенных князем наград и просить для себя только место в княжеской дружине для служения «ради Руси-матушки», быть ее заступников и грозой «злых ворогов». Это хорошо характеризует выбор богатырем дороги, которая пророчила гибель. Бесстрашно повернув коня навстречу смертельной опасности, русский витязь отправился «нести службу ратную, с врагами биться за Русь праведную и за народ русский»

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/obraz-ili-muromca-i-solovja-razbojnika.html

“Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Жанр: былина

Главные герои былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и их характеристика

  1. Илья Муромец. Русский богатырь. Могучий, смелый, решительный. Заступник земли русской, защитник вдов и сирот, честный и бесстрашный.
  2. Соловей-разбойник. Убийца и душегуб, бесчестный, злой, коварный, хитрый.
  3. Князь Владимир. Важный, чванливый, глупый.

План пересказа былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Илья Муромец в Киеве
  10. Недоверие князя
  11. Соловей свистит
  12. Смерть Соловья-разбойника

Кратчайшее содержание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Отправился Илья Муромец в Киев и побил врагов под Черниговым
  2. Звали его в воеводы черниговцы, но отказался Илья, и прямой дорогой в Киев поехал
  3. Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой
  4. Хотели дочери Соловья отбить разбойника, но Соловей приказал им отступить
  5. Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит
  6. Соловей свистит в Киеве, все пугаются, А Илья сносит саблей Соловью голову.

Главная мысль былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.

Чему учит былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Отзыв на былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Это очень интересная былина, в которой мы знакомимся с Ильей Муромцем, самым великим русским богатырем. Это настоящий защитник земли русской. Мне очень нравится Илья Муромец, потому что он надежный, он спокойный, он уверенный и непобедимый.

Пословицы к былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Не родом богатырь славен, а подвигом. Береги землю родимую, как мать любимую. Краткое содержание, краткий пересказ былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Из села Карачарова отправляется в путь добрый молодец Илья Муромец. Заутреню он встречает уже в Муроме, и собирается к обеду быть в Киеве.

Но подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел силу черную. Побил Илья Муромец всю силу черную и в Чернигов въехал. Радостно встретили Илью в Чернигове, звали воеводой стать. Да только отказался Илья, просит показать дорогу прямую на Киев.

Отвечают ему черниговцы, что прямая дорога заросла давно, никто по ней не ездит, потому что у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник и свищет так, что деревья к земле пригибаются, а люди мертвые лежат. Не испугался Илья, поехал прямой дорогую. Подъезжает к реке Смородины, увидел его Соловей, да как засвищет. Конь богатырский спотыкается.

Отхлестал Илья коня, да лук достал. Пустил стрелу каленую, да выбил Соловью правый глаз. Пристегнул Соловья к стремени и повез в Киев. Ехал Илья мимо гнезда Соловья-разбойника, а там три его дочери сидят, на дорогу смотрят. Старшие говорят, что едет Соловей, везет мужика-деревенщину. А младшая говорит, что наоборот, едет мужик-деревенщина, везет Соловья у стремечка.

Позвали тут дочери Соловья своих мужей, сказали им рогатины брать, да убить мужика-деревенщину. Похватали мужья рогатины, побежали к Илье Муромцу. Да Соловей им кричит от стремечка, чтобы бросили они рогатины, да звали мужика в гости, обедать. Но не слушает Илья посулов, дальше едет.

Приехал Илья Муромец в Киев, заходит в палаты белокаменные, поклоны на все стороны кладет, князю Владимиру особенно. Спрашивает Владимир, кто он и откуда. Отвечает Илья, что из села он Карачарова, что под Муромом, что ехал он через Чернигов по прямой дороге.

Не верит ему князь Владимир, говорит, что под Черниговом силы черной немерено, а у реки Смородины Соловей-разбойник сидит. Отвечает Илья, что Соловей у него к стремени пристегнут, да глаз у него выбит. Выбегает Владимир во двор на Соловья посмотреть, требует, чтобы засвистел тот по-соловьиному. Не хочет Соловей свистеть, отвечает, что Илья его сбил, ему и приказывать.

Читайте также:  Сочинение: чацкий и молчалин в комедии "горе от ума"

Приказал Илья Соловью засвистеть. Просит Соловей вина выпить. Выпил чашу в полведра и как засвистит. Маковки наклоняются, окна разлетаются, князь Владимир в шубу кутается. Быстро отвез Илья Соловья в поле, да срубил ему голову. Не будет больше Соловей свистать, да людей русских губить.

Рисунки и иллюстрации к былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_32.html

Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник — кто они?

Каждый россиянин, украинец, белорус с детства знает о таком сказочном герое как Илья Муромец, ставшем буквально олицетворением славянских силы, героизма и верности долгу. Само слово «богатырь» непроизвольно ассоциируется, прежде всего, именно с Ильей Муромцем, описываемым как необычайно могучий, суровый и доблестный воин.

Последние поколения жителей стран, возникших на месте Древней Руси, то есть, России, Беларуси и Украины, знают об этом персонаже в основном лишь из литературно обработанных детских книжек и учебников, и откуда, действительно, он происходит, в основном известно лишь специалистам.

Илья Муромец — герой былин — эпических песен, родственных скандинавским сагам, описывающих подвиги древнерусских воинов XI — XIII вв., т.е., домонгольского периода. Былины сочинялись не столько для того чтобы сохранить в памяти народа имена и подвиги героев, сколько чтобы занять досуг людей в застольях, на торжественных встречах и т.п.

Их слушали подобно тому, как сегодня мы смотрим художественные кинофильмы о войнах, особенно не вдаваясь в достоверность показанных событий. Поэтому в них не выверена хронология событий, события совершенно разных лет переплетаются между собой, много взято из сто раз пересказанных и переиначенных народных преданий.

Так, в одной из былин говорится, что Илья Муромец был знаком с другим богатырем — Алешей Поповичем, другая былина повествует, что Алеша Попович погиб в битве с монголами на реке Калке, то есть, в 1223 г. Однако еще одна былина рассказывает об Илье Муромец и Тугарине (Тугоркане), тогда как кипчакский хан Тугоркан погиб в 1096 г.

Получается, если верить былинам, Алеша Попович прожил окола полутора столетий, причем оставаясь боеспособным! Сочинители былин, конечно, не изучали ни документов, ни летописей, они просто вспоминали известные им предания, часто путая одно с другим.

Но это, конечно, не означает, что в основу былин не были положены реальные события, и задача историков в том и заключается, чтобы по былинам, летописям, преданиям восстановить настолько, насколько это возможно, картину реальных событий.

Биография Ильи Муромца в былинах описана достаточно подробно. Сообщается, что до 33 лет он был прикован к постели, будучи не в состоянии пошевелить ни руками, ни ногами. Однажды к его дому подошли волхвы — часто упоминающиеся в былинах и летописях люди, обладавшие какими-то магическими способностями, по всей вероятности, служители славянских языческих культов.

Волхвы попросили его принести им воды, на что Илья ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Однако волхвы настояли, и тогда он неожиданно встал и принес воды. По просьбе волхвов он сам выпил принесенной воды и разом выздоровел. Затем он выпил еще раз и обрел необыкновенную физическую силу, отчего невольно стал все вокруг сотрясать и рушить.

Тогда он выпил воды в третий раз, и сила его уменьшилась наполовину, однако, все равно, осталась небывало мощной. Волхвы же сказали ему, что он должен идти в Киев, чтобы поступить на службу князю Владимиру. Князь Владимир — тоже часто упоминаемый в былинах персонаж, однако о каком именно Владимире идет речь, нигде не уточняется.

В прошлом былинный Владимир часто ассоциировался с Владимиром Святославичем Красно Солнышко — четвертым верховным князем единой Руси, упорядочившим управление ею и введшим христианскую религию в качестве государственной.

Однако более тщательный анализ всей содержащейся в былинах информации, сопоставление фактов позволяет сделать вывод, что речь идет скорее о Владимире Мономахе, княжившем в Киеве с 1113 по 1125 гг. О встречах Ильи Муромца с князем Владимиром разные былины сообщают несколько раз. Таким образом, по всей видимости, Илья Муромец жил в первой половине XII в.

, в эпоху борьбы Руси с кипчаками-половцами. Это приводит к заключению, что реальным прототипом его был известный силач Илия Печерский, родившийся как раз в городе Муроме, когда-то, согласно своему житию (церковному жизнеописанию) перенесший тяжелую болезнь, а после чудесного исцеления принявший крещение. Он известен как монах Киево-Печерской лавры, и в 1988 г.

исследовавшая его мощи экспертиза установила, что в детстве он перенес паралич конечностей. Согласно былине, Илья распрощался со своими родителями и, отправившись в Киев, первоначально посетил — по указанию волхвов, огромный камень, который сдвинул с места и обнаружил там оружие, доспехи и коня. Со всем этим он и явился на службу князю.

Предание об обнаружении богатырского оружия, скрытого под камнем или вонзенного в него, либо находящегося в опасном месте, широко распространено у разных народов (например, Экскалибур короля Артура). По всей видимости, сказители внесли этот эпизод в былину для усиления героического образа Ильи, но к реальному Илье Муромцу эта история не имеет отношения.

Самый известный ныне подвиг Ильи Муромца — победа над былинным злодеем Соловьем-разбойником. Об этом повествует отдельная былина, начинающаяся следующими словами:

Далее, как сообщается, Илья обнаруживает, что Чернигов осажден многочисленным вражеским войском, вступает с тем в схватку и громит.

За это черниговцы приветливо встречают его и предлагают быть у них в городе воеводой, однако Илья заявляет, что он приехал не за этим и просит показать ему прямую дорогу на Киев.

Черниговцы же ответили ему, что прямая дорога пришла в негодность и заросла, потому что по ней никто не смеет ни проехать, ни пройти пешком:

Далее отмечается, что окольный путь до Киева в два раза длиннее (тысяча верст вместо пятисот по прямому), и Илья направляется по прямой дороге. От свиста Соловья-разбойника его конь не может продолжать двигаться вперед, однако сам богатырь устоял и ранил противника стрелой в глаз.

Сняв Соловья-разбойника с дуба, Илья Муромец привязал его к коню и повез в Киев, проезжая мимо его «гнезда», в котором сидят три его дочери и через покосившееся окно наблюдают, будучи не в состоянии сразу понять, то ли это Соловей везет Илью, то ли Илья Соловья. Наконец, до них доходит, что отец попал в плен, и они зовут на помощь своих мужей.

Зятья Соловья-разбойника хватают рогатины и бегут убивать Илью Муромца и освободить тестя, но Соловей уговаривает их не вступать в схватку с богатырем, а договориться с тем по-хорошему, пригласив в дом и встретив едой и питьем. Илья, однако, на уговоры не поддается и везет Соловья дальше в Киев.

В Киеве князь Владимир желает лично увидеть, какое разрушительное действие производит свист Соловья-разбойника и приказывает тому засвистеть. Однако Соловей высокомерно отказывается, говоря, что выполнит требование только того, кто сумел захватить его в плен. Тогда ему приказывает Илья Муромец.

Однако Соловей прежде требует чашу вина, говоря, что из-за полученных в бою с ним ран не может иначе засвистеть. Выпив же вина, он издает свой ужасающий свист:

После этого Илья Муромец увозит его в поле и отрубает ему голову со словами:

Безусловно, за песенным преданием стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья Муромец захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины, что исследователям не составило особого труда его разыскать.

В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка.

Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко.

Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно — о победе Ильи над Соловьем, другое — о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.

Кто же такой Соловей-разбойник? Иногда его изображают в виде демонического существа — получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания.

В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается, но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино. По былинам получается, что Соловей-разбойник — в полной мере человек, а «птичье» имя его — скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На изображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда — на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм. Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника. Хотя Соловей назван разбойником, в былинах нигде не упоминается, что он грабил своих жертв, присваивал чье-то имущество. Фактически он просто перекрыл кратчайшую дорогу на Киев, свистом убивая всех, кто пытался пройти по ней. С ним никто, кроме Ильи Муромца, не мог справиться. Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник — это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это — человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя.

Ответ на данный вопрос приходит из русских летописей. Как значится, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей.

«Повесть временных лет» описывает вятичей и живших с ними по соседству радимичей и северян в дохристианскую эпоху как народы, жившие в лесу «подобно зверям», сквернословившие при отцах и невестках, употреблявших в пищу «все нечистое», похищавшие невест во время праздников и имевшие по нескольку жен.

Понятно, что столь грубое описание вятичей летописец осуществил с точки зрения раньше других восточнославянских племен принявших христианскую веру и живших по строгим патриархальным традициям киевлян.

Однако из него можно заключить, что у вятичей вследствие  удаленности их территории от важных торговых путей очень долго сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, и даже в хозяйстве важную роль играли первобытные элементы (собирательство, использование для жилья естественных природных укрытий).

После объединения восточнославянских земель вокруг Киева и обращения в христианскую веру вятичи, привыкшие к первобытному равноправию, испытывавшие вследствие невысокой развитости хозяйства сильный страх перед природными стихиями и потому боявшиеся оставить культы якобы управлявших этими стихиями языческих богов, очень тяжело приспосабливались к жизни в условиях развитой государственности и политического единоначалия. Киевский князь виделся им чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им — вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии — посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов. То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» — территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя. Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев. В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».

Читайте также:  Стихи о лете: а. с. пушкин "туча"

Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским племенным вождем, как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Поэтому он даже в плену отказался подчиняться киевскому князю, мотивировав, что не тот его победил, а Илья Муромец.

По-видимому, он принадлежал к местной родоплеменной знати, поэтому и требовал к себе уважительного отношения в плену, сказал принести ему чашу вина, что было исполнено.

Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить.

То, что в былине не упоминается христианское имя Соловья, возможно, означает, что, отказавшись повиноваться киевской власти, он отрекся и от христианской веры, посчитав ее чуждой и навязанной ненавистным Киевом, хотя упомянутое в былине его отчество — «Одихмантьев», напоминает по структуре христианское имя.

Возможно, отец его был христианином, но сам он, решив вести борьбу с Киевом, отказался от крещения и оставил себе лишь традиционное славянское имя. Разумеется, убивающий все вокруг его свист — это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом.

Подобные мифы существовали и у славян, и сочинитель былины отождествил с ними свист Соловья-разбойника. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах.

А необыкновенные последствия свиста: смерть или падение без чувств людей и животных, преклонение к земле лесов, вероятно, аллегория, означающая сильное влияние, которое Соловей имел в вятичской земле и страх, который он наводил на симпатизировавших Киеву соплеменников.

То есть, Соловей-разбойник был знатным предводителем непокорных Киеву вятичей, укрывшихся от княжеской власти в лесах и громивших в лесных дебрях княжеские отряды, и его влияние было настолько велико, что сторонники Киева в вятичской земле не могли чувствовать себя в безопасности. Это, в общем-то, обычная картина во всех регионах, которые по каким-то причинам плохо контролирует центральная власть: помимо формальных ее представителей там всегда действуют местные авторитеты и подпольные лидеры, превращающиеся фактически во вторую, подчас даже более влиятельную, власть.

https://www.youtube.com/watch?v=xkwxX3AG4KI

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике выглядит как продолжение былины об исцелении Ильи Муромца. Однако это тоже может быть искусственная увязка сочинителя для придания сказанию более связанного и романтического облика.

Разумеется, в реальности, как бы ни был силен Илья Муромец, едва ли он решился бы в одиночку ехать по настолько опасной дороге, которую все обходят стороной. Несомненно, его сопровождал отряд бойцов, с помощью которых он и взял в плен Соловья-разбойника.

Вполне вероятно, что история эта произошла не тогда, когда Илья ехал из родного Мурома на службу в Киев, а уже потом — когда он уже служил князю Владимиру. Он мог быть нарочно послан киевским князем во главе отряда дружинников захватить установившего свою власть над землей вятичей Соловья.

Как следует из былины, люди из рода Соловья попытались освободить своего предводителя, однако Соловей по каким-то причинам (возможно, опасаясь, что это приведет к неравной для его соплеменников большой войне с Киевом) убедил их не делать этого.

Что же касается былинной демонстрации Соловьем убийственной силы своего свиста в Киеве, то под этой аллегорией может подразумеваться обыкновенный его допрос как пленника, на котором он поведал о том, насколько еще силен независимый дух вятичей, сколько еще людей готово любой ценой противостоять Киеву, чем глубоко поразил князя и киевских сановников.

Потому Соловей по преданию и засвистел лишь когда это ему велел Илья Муромец и лишь после того как выпил чашу вина: как знатный пленник, он согласился отвечать на вопросы лишь после того, как его приняли достойным образом. Но былина, как уже говорилось, сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках — Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.

Источник: http://history-thema.com/geroi-byilinyi-ilya-muromets-i-solovey-razboynik-kto-oni/

Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Учащиеся учатся  работать с  текстом произведения, раскрывая образы героев.  Отработка умения читать “вслух” и “молча”.

Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового и  выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются текстом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения.

Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Учащийся  может показать свой уровень начитанности и проверить себя. Главными героями былин являются народные герои – богатыри.

Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

Казахстан

Актюбинская область

Мартукский район

Родниковская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Лукьяненко Надежда Ивановна

Предмет: русская словесность.

Класс: 5

Тема :Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Цель. • Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления. • Развивать культуру речи и логическое мышление.

 • Воспитывать чувства коллективизма и ответственности. Тип: комбинированный. Форма: групповая, в парах, индивидуальная Методы: словесные, практические, эвристические.

 Оборудование: интерактивная доска, учебник, былина, карточки с заданиями для каждой группы. 

Ожидаемый результат: Уметь различать сказки и былины; Формировать навыки анализа былин; Воспитывать интерес к чтению былин

Приветствие в парах: племя тумбо- юмбо

Деление на группы: расчет на 1 и 2 (2 группы) Ход урока.Введение 1.Актуализация знаний. Что такое былина? Кто такие сказители? Назовите отличия сказки от былины. Какие виды былин вы знаете? Дайте им определения. Расскажите о мире былин. Каких героев – богатырей вы знаете? Презентация. Групповая работа. Работают две группы.

 Задания первого уровня- ученического. 1 группа работает с образом Ильи Муромца. • Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.

 • Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути? • Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался стать воеводою в Чернигове? 2 группа работает с образом Соловья Разбойника. • Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.

 • Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему относятся? • Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник? Почему? На что указывает его отчество? 

Работа по заданиям первого задания заканчивается выразительным чтением отрывка из былины «Описание боя Ильи Муромца и Соловья Разбойника». Заполняя таблицу

№ стихов План Композиция Тема Идея
1-5 Выезд Ильи Муромца из Мурома в Киев Зачин
6-50 Победа над силушкой великой под Черниговом и выбор пути Развитие 1 подвиг 1. Идея защиты родной земли
50-85 Встреча на прямоезжей дорожке с Соловьем Разбойником и пленение его Действие 2 подвиг богатыря 2. Идея единства русской земли
86-180 Приезд в Киев и диалог с князем и диалог с князем Владимиром Кульминация Прославление Ильи Муромца 1+2
181-190 Казнь Соловья Разбойника Развязка

В работе по вопросам задействованы все ученики: каждый ученик должен дать монологический ответ, показать работу с текстом, сделать вывод, прочитать отрывок. Задания второе 1 группа. Составить синквейн. Илья Муромец. (Пример. 1.Илья Муромец. 2.Сильный, храбрый. 3.Разгоняет,побеждает,защищает. 4.Богатырь освобождает земли от врага. 5. Герой. 2 группа. Составить синквейн.

Соловей Разбойник. (Пример. 1. Соловей Разбойник. 2.Сильный,страшный. 3. Пугает, убивает, проигрывает. 4. Чужеземный враг слабее богатыря. 5.Завоеватель. В составлении синквейна принимают участие все члены группы. Затем представляет плакат с синквейном и объясняет лидер группы. Задание третьеСоставить Диаграмму Венна.

 Общее Илья Муромец Соловей Разбойник В составлении диаграммы принимают участие все ученик 1 и 2 группы: они сравнивают героев по характеру, поведению, действиям и т. д. И по очереди заполняют диаграмму. Затем можно задать дополнительный вопрос. С какими сказочными героями можно сравнить Илью Муромца и Соловья Разбойника? Рефлексия графическая .

Выражают свое настроение смайликами : красный цвет – не понравился урок; оранжевый – понравился.Вывод . У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

Кто побеждает в противопоставлении двух героев? В чём смысл этой победы?. Д/З. Дома ученики должны выполнить задание творческого характера . 

Написать мини-сочинение «Илья Муромец – защитник родной земли».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/gieroi-byliny-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik

Анализ былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.

Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живет на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника – тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.

В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует.

Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев.

Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждаетзло.

Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.

Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец – богатырь, благородный добрый молодец – одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца.

Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло – точно так же, как и в сказке. Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно – очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины. Русские богатыри – образ очень важный для народа.

Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они все-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу – чудовищам, змеям и просто вражьей силе.

Читайте также:  Песчаные бури - явление природы

Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила – это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ. Есть в былине еще один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырем.

В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведет себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильей Муромцем. Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке.

Напоминаю, что эпитет – это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идет речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет – это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определенным словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица.

Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя – перед ним фольклорное произведение. В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются еще чаще, чем в сказках. Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40.

Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика. В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении “крепкий, сильный”. Образ Ильи Муромца – это центральный образ в русских былинах.

Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали. Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображен как защитник родной земли.

Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырех строк содержит другие две:

А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!

Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побежденному Соловью. Такой прием создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией.

Этот прием часто встречается в былинах.
Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приемов, которые делают ее более яркой, выразительной, образной.

Эпитет, гипербола – все это приемы создания образной речи. Такие приемы называются тропами. Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении.

Над Соловьем Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

Источник: https://goldsoch.info/analiz-byliny-ilya-muromec-i-solovej-razbojnik/

Анализ былин. “Вольга и Микула Селянинович”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Видеоурок. Литература 7 Класс

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают  античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Существует два цикла былин:

Киевский цикл

Новгородский

В Киевском цикле  действие происходит в Киеве, при князе Владимире. И основной темой этих произведений является защита русских земель от кочевников. Главными героями киевских былин являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Новгородский цикл былин представляет собой произведения, действия которых происходят в Новгороде или близ него. Основной тематикой является торговля, плавание в другие страны и социально-бытовые темы.

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

Рис. 1. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович». Худож. Билибин И. Я.

Мысль о тяжелом труде землепашца подчеркнута сравнением двух образов: Микулы Селяниновича и князя Вольги.

Князь Вольга, способный превращаться в птицу-сокола, щуку-рыбу и серого волка, действительно слабее Микулы Селяниновича. Уважение к Микуле подчеркнуто даже в самом назывании былины.

Прочитав былину, невольно задаешься вопросом: чему же посвящена данная былина? Безусловно, тяжелому крестьянскому труду.

Кто главный ее герой? Конечно, Микула. В силе с ним не может сравниться даже целая хоробрая дружинушка князя Вольги.

За что же проникся уважением Вольга Святославович к Микуле?За работоспособность, справедливость и за учтивые слова. После рассказа пахаря о разбойниках, которые поджидают Вольгу на пути,  тот понял, что одному ему с мужиками не справиться. За труд, за справедливость и уважение мужики прозвали Микулу Микулой Селяниновичем.

А как же одет пахарь? Одет он не для крестьянской работы, а как знатный и богатый боярин. Кафтан у него из черного бархата, сапожки – зелен сафьян, а это одежда действительно очень знатных и богатых людей:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

Высокий тонкий каблук, как шило, и высоко загнутый носок. Праздничная деревенская одежда вполне естественна. Дело все в том, что пахота, покос, жатва – это действительно праздничная, торжественная пора. На собственном опыте об этом знали создатели былин. Потому-то крестьянину и уважение особое, и труд  землепашца выше воинского.

Во многих вариантах былина заканчивается тем, что Вольга, изумившись мощью коня пахаря, знакомится с ними. Есть варианты, где отправляются Вольга и Микула вместе в города, жалованные Микуле. А есть варианты, где Микула спасает Вольгу от смерти, и в дальнейшем князь делает его своим наместником.

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Рис. 2. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Источник)

Главный герой – Илья Муромец, крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.  

Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.

А вот истинно по-былинному  звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.

Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:травушка, дороженька, стремечко.

Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.

Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор – Коровина В.Я. – 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор – Тищенко О.А. – 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор – Кутейникова Н.Е. – 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Коровина В.Я. – 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор – Коровина В.Я. – 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. – 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор – Курдюмова Т.Ф. – 2011 год

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Все о русских былинах (Источник).
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание:

  1. Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
  2. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo/analiz-bylin-volga-i-mikula-selyaninovich-ilya-muromets-i-solovey-razboynik

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»»

       Как известно, неотъемлемой частью любого фольклора, являются сказания о героических подвигах, совершенных обычными людьми, имеющими сверх силу и способности.

У греков излюбленной темой сказаний, точнее мифов, были истории, которые прославляли людей, которых боги наградили особенным даром. Таких героев не редко приравнивали к самим богам.

У скандинавов и прочих северных народов, ключевыми героическими фигурами выступали могучие викинги, которые сражались с богами, драконами и вражески настроенными племенами захватчиками.

       В русском фольклоре же, основными героями являлись могучие богатыри, которые оберегали матушку Русь от врагов и темных сил. Одним из самых известных богатырей, которого воспевали в былинах, является Илья Муромец. Согласно былине, Илья с самого детства имел проблемы со здоровьем и к тридцати годам не мог встать на ноги.

Но в свои тридцать три года он внезапно обретает свою богатырскую силу, которая прославила егона весь мир. Кстати говоря, тридцать три, не случайный возраст, так как именно это число имеет магическое, можно даже сказать сакральное значение имеющее связь с Христом.

Кроме того, именно к тридцати трем годам, многие люди обретают свое призвание, которое в дальнейшем становится смыслом их жизни. Для Ильи Муромца, его призвание становится

не только его смыслом, но и даром, внезапным озарением, благодаря которому кардинально меняется вся его привычная жизнь.

       Проще говоря, воспетый и прославленный богатырь буквально переродился, а мудрые странники подарили ему веру в то, что он не калека, каким его все считали, а здоровый мужчина. На мой взгляд, его первым подвигом была очевидная победа над собой.

И это достойно уважения, так как многие люди зачастую опускают руки и не стремятся изменить жизнь к лучшему, соглашаясь с надуманными обстоятельствами и трудностями.

Как
известно, именно первый шаг, самый трудный и на его совершение необходимо иметь достаточное количество мужества и сил.

       В отличие от многих других персонажей и мифических героев, Илья Муромец является
реальной личностью. Его даже церковь причислила к лику великих святых.

       Возвращаясь к подвигам богатыря, можно отметить, что одним из самых значимых подвигов, была победа над Соловьем-разбойником.

Соловей-разбойник – это своеобразный прототип, точнее сказать отождествление всех кочевых племен, которые совершали свои набеги на Великую Русь.

Сражение с Соловьем – разбойником было нелегким, но все
же могучий богатырь сумел освободить свой народ от его жестокости, жадности и тщеславия.

       Для меня Илья Муромец, это бескорыстный, добрый, смелый, мужественный человек с волевым характером, который служит своему народу и совершает свои подвиги во благо добра, а не во имя славы, похвалы и выгоды. Именно в благополучии и безопасности своего народа он и находит свое личное счастье, что характеризует его как настоящего героя.

       Как жаль, что в наше время все реже можно встретить мужчин с подобными
качествами, но не всем же быть героями.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/drevnerusskaya/316-sochinenie-na-temu-obraz-geroya-v-byline-ilya-muromets-i-solovej-razbojnik.html

Ссылка на основную публикацию