И.с. никитин «встреча зимы»: анализ стихотворения

«Встреча зимы» И. Никитин

Творчество поэта Ивана Саввича Никитина мало известно современным читателям. Однако для своего времени оно было очень актуально. В пропитанных искренней любовью к отчизне стихотворениях нашли выражение мысли и чувства целого поколения русских патриотов.

Иван Никитин родился в 1824 году в Воронеже.

В юности он изучал богословие в городской семинарии, но финансовые трудности, обрушившиеся на семью будущего поэта, вынудили его взять дела отца в свои руки.

Одновременно с управлением постоялым двором Иван Саввич начал писать стихи и публиковаться. В 1853 году произошёл его литературный дебют, благодаря чему Никитин попал в кружок местной интеллигенции.

Не совсем ясно, было ли обучение в религиозном заведении источником патриотических настроений поэта.

Или же причина этого – месторождение Ивана Саввича, ведь возможно, что именно отдалённость от столичного блеска позволила ему глубоко проникнуть в народную культуру, прочувствовать душу русского человека.

Впрочем, ясно одно – среди поэтов-«славянофилов», к течению которых принадлежал Иван Никитин, он был одним из выдающихся авторов.

Интересно, что современники отзывались о творчестве поэта как о чём-то знакомом, хорошо узнаваемом. Это неудивительно, ведь в его произведениях был заключён сам русский дух. Наиболее ярко это проявляется в стихотворении «Встреча зимы». Оно было написано в ноябре 1854 года, и помимо живописного изображения родных пейзажей содержит ценные наблюдения и размышления о русском человеке.

Стихотворение условно можно поделить на две части. Первая – это красочное описание русских просторов, в которые вступает зима. Нельзя не представить себе бесконечные дали, усыпанные свежим снегом при чтении этих строк: Снег лежит полотном И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Вторая часть начинается словами: «Здравствуй, гостья-зима!»

В ней автор подробно описывает, что такое русский человек, и почему самое неприветливое время года он принимает с радостью. Поэт проводит детальный анализ, наблюдая за соотечественниками с детства: Когда мать в колыбель На ночь сына кладёт, Под окном для него

Песни вьюга поёт.

и до зрелости и смерти: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул — Всё равно для него… Да и нам ли подчас

Смерть не встретить шутя…

Этими рассуждениями поэт стремится показать, что русские люди – бесстрашные, гордые, способные с детства переносить тяготы и невзгоды, но не сдаваться. Обращаясь к зиме, он просит её помогать народу преодолевать врагов, словно сама стихия рада прийти на помощь Руси и защитить её от врагов.

Это стихотворение, написанное тягучим анапестом, легло в основу музыкальных произведений. Такие композиторы, как Р. Глиэр и Н. Римский-Корсаков, превратили его в бессмертный гимн русской стойкости и выносливости.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vstrecha-zimy-nikitin.html

Анализ стихотворения Никитина Встреча зимы

Стихотворение «Встреча зимы», написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

Начать анализ данного произведения следует с того, что главные действия всей картины происходят в самом начале зимы. Стихотворение наполнено различными картинами, причем одна картина сменяет другую.

Так как произведение написано для детей, все кадры представлены достаточно четко и максимально точно, ведь детям порой очень сложно понять какой-то скрытый контекст.

Поэтому автор показывает предельно ясно тот факт, что ещё вчера была осень, а уже сегодня вся земля укрыта снежным одеялом, наступила зима.

Так же в произведении есть некая грусть, ведь людям грустно от того, что наступают холода. Но, как только выпадает снег главный лирический герой, и все люди вокруг озаряются счастьем. Они радуются обновлению природы, наступлению, пожалуй, самого волшебного времени в году.

В данном стихотворении используется просто колоссальное количество различных средств выразительности.

Делая анализ литературных приемов можно отметить, что здесь довольно легко найти и сравнение, и метафору, и эпитеты, и олицетворение, конечно же, красочные прилагательные.

Всеми вышеуказанными средствами художественной выразительности автор хочет показать, что природа живая, она дышит, грустит, радуется, и тем самым влияет на судьбу каждого человека. Единственное для каждого это влияние совершенно разное. Для кого-то в прямом смысле, а для кого-то в переносном.

С самого раннего детства каждому человеку важно читать, изучать стихотворения и другие художественные произведения, все это очень поможет ему во взрослой жизни.

Начинать изучение стихотворений лучше всего с таких незамысловатых, но, тем не менее, очень глубоких и чувственных произведений, которые будут доступны каждому ребенку.

Да стоит отметить, что данные произведения точно понравятся и взрослым, ведь они живые и настоящие.

  • Анализ стихотворения Сурикова Вот моя деревняВоспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,
  • Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптекаСтихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу,
  • Анализ стихотворения Пушкина ЖуковскомуЖуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если
  • Анализ поэмы Лермонтова МцыриКаждый второй писатель XIX века обращался к теме Кавказа и его великолепной природы. Чарующая местная атмосфера не оставила равнодушным и Михаила Лермонтова. Можно сказать, что он был поражен местностью даже больше чем кто-либо.
  • Анализ стихотворения Жуковского ЖаворонокСтихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения,

Источник: https://analiz-stihov.ru/nikitin/vstrecha-zimyi

Вестник Педагога | Урок литературного чтения И.С.Никитин «Встреча зимы»

Автор: Иванова Александра Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУЧСОШ№1
Населённый пункт: Забайкальский край село Чара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения И.С.Никитин «Встреча зимы»
Дата публикации: 26.01.2017
Раздел: начальное образование

Назад

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Учитель Иванова А.А.

Цели:

 познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;  продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;  развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;  совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;  связно рассказывать о своих впечатлениях;  воспитывать любовь к родной природе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Дети приводят в порядок рабочее место. Учитель читает стихотворение ,дети по смыслу в рифму добавляя слова. В школу мы пришли(учиться) Не лениться, а (трудиться). Читать будем (старательно) Слушать всё (внимательно). Дети приводят в порядок рабочее место. Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

2. Актуализация знаний

Домашнее задание

по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать – выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах: Скороговорка Белый снег. Белый мел Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.

Какую картину вы представили

? Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.) Ответы детей. Познавательные УУД

Читайте также:  Сочинение на тему: "образ маленького человека в русской литературе"

Постановка цели урока

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему. — Ребята, сформулируйте цель нашего урока. – Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы». -Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения. Учиться понимать настроение и мысли поэта Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование)

Открытие нового

а) Орфоэпическая подготовка б) Словарно-лексическая работа в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним

Первичное чтение текста учителем

— Послушайте стих и представьте себе картины, которые автор описывает Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег? Дети выполняют задание на слайдах обмен впечатлениями о том, что представили. Ответы детей Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Обмениваться впечатлениями Коммуникативные УУД: умение слушать ответы других детей

Работа в парах: чтение строфами, прочитайте

выделите главные слова

Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете? Чтение по цепочке Ответы зачитывают отрывками произведения

Физкультминутка

видеоролик

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) Общеучебные УУД ( умение работать с текстом)

Историческая справка

Подготовленный ребёнок ведёт рассказ

Знакомство с картиной А. А. Пластова

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения? Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями Коммуникативные УУД Общеучебные УУД (работа со словарем)

«Первый снег

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

Первичное закрепление

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками. Дети работают в группе Выписывают на планшет задание Коммуникативные УУД

Рефлексия

— Какую цель мы ставили в начале урока? — Достигли мы этой цели? — Понять, замысел произведения

Да. Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

— Почему произведение называется «Встреча зимы? — Каков же замысел И..С. Никитина? — — Описывая природу. Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку — любовь к родной природе. Коммуникативные УУД

Домашнее задание

С71 №7, произведение выраз. читать

В раздел образования

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10904

Конспект урока на тему «И.С. Никитин Встреча зимы»

Автор презентации: Синиченкова Марина Викторовна

И.С. Никитин. «Встреча зимы» 3 класс

Тема: Встреча зимы

Цели: способствовать развитию у детей эстетического восприятия поэзии и природы, познавательного интереса ;воспитывать любовь к природе; совершенствовать навык выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников .

  • Задачи:
  • обучающие – продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения;
  • развивающие – способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;
  • воспитывающие – воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Формируемые УУД на уроке:

Познавательные самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, расширить образные представления возникшие в воображении учеников при первом знакомстве текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Коммуникативные- умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные- постановка учебной задачи; определение промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание

https://www.youtube.com/watch?v=_Qa0Ugao7aQ

качества и уровня усвоения материала;

Личностные- установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

— способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

-самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

— осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

— использовать простейшие приемы анализа стихотворения;

-Обобщать, делать выводы;

-строить монологические высказывания;

-Обосновывать свое мнение

-выслушивать и оценивать мнение одноклассников

Оценивать результат своей работы.

Работать в паре.

Создавать текст, опираясь на ключевые слова.

Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», ИКТ, учебник

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

На каждом уроке мы с вами узнаем что-то новое, важное, нужное. Этот урок не будет исключением. А начнем путь к знаниям с проверки домашнего задания

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

2.Проверка домашнего задания

Что было задано?

Рассказывают отрывок из стихотворения демонстрируя рисунок и мотивирую свой выбор Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали дома! Смотрите какая у нас получилась выставка.

2. Актуализация знаний

Работа над чистоговоркой

Ела-ела-ела вот и осень улетела

Ма-ма-ма и примчалась к нам зима

Али-али-али вот морозы затрещали

Ды-ды-ды и сковали все пруды

Оры-оры-оры появились вдруг узоры

Ты-ты-ты на стеклах дивной красоты

-Угадайте загадку:

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…

-С чем вы ассоциируете зиму? Что происходит зимой?

-А кто знает почему я сегодня я заговорила о зиме, ведь сейчас осень? Историческая справка

Подготовленный ребёнок ведёт рассказ

Чтение учащимися

-Зима

-Со снегом

–На Руси был праздник встречи зимы. Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы

Читайте также:  Народный календарь: весна, май-травень

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

Целеполагание

-А теперь давайте узнаем фамилию автора который в своем произведении описал начало зимы.

Мы продолжим знакомство с поэзией Никитина. И следующее произведение, с которым предстоит работа называется…..прочитайте название в учебнике

— Рассмотрите иллюстрации к нему.

-Как вы думаете, о чем оно?

-Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Нави Чиввас Нитикин (Иван Саввич Никитин)

-Встреча зимы

— Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.

-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

Учиться понимать настроение и мысли поэта

Регулятивные УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового знания

-Прежде чем мы начнем непосредственное знакомство со стихотворением, предлагаю провести словарно-лексическую работу:

а) Словарно-лексическая работа

1)Первичное восприятие текста

— Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает.

-Какое чувство вызвало у вас стихотворение?–Какие картины нарисовал поэт?–Почему людей радует первый снег?

-Теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение. Приготовились следить. Читать будем по строфам.

2)Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? А на рассвете?

-Как описан снег?

-Что поэт пишет о зимнем лесе?

– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?

-Как пишет поэт про крестьянских детей?

-Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?

-Как называется такой прием?

3)Давайте вспомним что это за прием? С каким приемом мы еще знакомились?

Хорошо. На столах у вас листочки. Запишите на них примеры этих приемов.

1 ряд записывает прием –олицетворения,

2 ряд –сравнения.

Поутру, угрюмых, сумрачный, полотном, разноцветным, безлюдный, побелевший,

Сдержанный, православный, разгул непогод, незваный гость, хмельный .

Прослушивают аудиозапись.

Обмениваются впечатлениями о том, что представили.

Чтение детьми

Ответы зачитывают отрывками произведения

Олицетворение

Давайте приведем примеры

сравнения

Общеучебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Обмениваться впечатлениями

Коммуникативные УУД:

умение слушать ответы других детей

Физкультминутка

Мы — снежки белые,На ветках мы сидим.Дунул ветер — полетели.Мы летели, мы летели.И на землю тихо сели.Ветер снова набежал.И снежинки все поднял.Закружились, полетели.И за парты тихо сели.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Одна снежинка упала на холст художнику.

Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин.

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.– Сейчас поработайте в парах. 2 минуты на задание.

Если пара готова, то как мы это показываем? Опишите картину.

-Каким увидели снег? Воздух? Небо?– Что чувствуют дети?

Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями

-Беремся за руки и поднимаем вверх.

Коммуникативные УУД

Общеучебные УУД (работа со словарем)

Рефлексия

Работа с опорными словами

Высказывания детей

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

— Почему произведение называется «Встреча зимы?

— Каков же замысел И..С. Никитина?

Мы в этом убедились, прочитав его стихотворение «Встреча зимы». Прочитайте и другие стихи И. Никитина:

«Гнездо ласточки»,«Утро»,«Настала осень. Скучен город…»,«Ночлег в деревне».

Что нового узнали?- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного

— Описывая природу в в предзимний период.

Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку.

— любовь к родной природе.

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

С.68-71, выразительное чтение

Написать мини-сочинение «Первый снег»

Выучить отрывок приветствие зиме.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уютненская СОШ

Пролетарского района Ростовской области

Открытый урок по Литературному чтению

( по новым стандартам ФГОС)

Тема урока:

«И.С Никитин Встреча зимы»

3 класс

Подготовила: учитель начальных классов

Синиченкова М…

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-na-temu-is-nikitin-vstrecha-zimy.html

Никитин встреча зимы олицетворения. Есть раздолье у нас. На морозе горит

Произведение «Встреча зимы», написанное и опубликованное в 1854 году, стало одним из наиболее ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью проходящего через всю жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина. В произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

Еще в юности она опубликовала первые короткие рассказы Бликса, но она жила относительно спокойной жизнью, наполненной домашним образованием, подходящей для молодых девушек того времени.

Он перевернул ее вверх ногами, когда в возрасте 27 лет она занялась с близнецом ее первой любви, двоюродным братом Бром фон Бликсен-Финек.

Они отправились в Британскую Восточную Африку, где Брр стал менеджером кофейной фермы.

Постановка цели. Актуализация знаний

У Карен в Африке были глубокие дружеские и любовные отношения с охотником Денисом Финчем Хаттоном, который на самом деле не был похож на Роберта Редфорда и прятался под шляпами. Но даже эти отношения, хотя и полные страсти, не были выполнены. Любовник поддерживал отношения Бликса с пилотом Берилла Маркхама.

Пребывание в Африке в конечном итоге заняло неправильное направление. Карен не забеременела в одних отношениях и была бездетной. Денис врезался в самолет и умер.

Синяк Бликсена изо всех сил пытался удержать ферму, но в конце концов она была вынуждена отказаться от нее, и через семнадцать лет ей пришлось вернуться в Рунгстедлунд с чувством потери.

С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное.

Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию.

В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Она вернулась как сломанная, недовольная и больная шестидесятипятилетняя женщина, но вложила свою внутреннюю энергию в литературную работу. Успех пришел немедленно, прорвался через океан и его родную Данию, как под разными псевдонимами, так и под своим именем.

Самая большая слава принесена ей романом «Воспоминания о Африке», в котором она возвращается к жизни в Кении, когда она, возможно, была одна на какое-то время.

Он изображает черный континент, который привлекал многих европейцев в 1920-х годах и отражен в ряде литературных произведений.

Самыми ценными являются сборники коротких рассказов, написанные на чешском языке Франтишеком Фрёлихом: семь фантастических рассказов, «Зимние сказки» и «Анекдоты судьбы».

После возвращения домой, к сожалению, не так много, сложных отношений с малолюбой семьей, болезнью и сырой зимой в Дании, противоположной горячей, горячей Африке. Карен Бликс, однако, снова вспыхнула и полностью сыграла в ее игру-интригану.

Практически буквально она была очарована поколением молодого, замужнего поэта Торкильда Бьёрнвига, который едва сопротивлялся баронессе власти.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "моя школа"

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее.

К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб».

Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Преданность укрепила его, с одной стороны, буквально, разрушая другого эмоционально. Доминик де Сент-Перн показывает Карен Бликсен в конце жизни как твердая, бескомпромиссная женщина, которая раскрывает судьбу людей в ее личном и литературном окружении.

Доминик де Сент-Перн изображает Карен Бликсена как женщину многих имен и многих идентичностей, таких как роковая женщина, полная историй, расстроенная любовь и позднее горечь.

Благодаря переговорам с экспертами и изучению вторичных источников она рассказывает об этом реалистично и в то же время привлекательна, не будучи романтичной.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след.

Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Структурный анализ стихотворения

Во «Встрече зимы» активно используются архаизмы (хмельный пир, искони и др.), а вот высокая лексика практически отсутствует. Никитин воспевает красоту русской зимы, не прибегая к чрезмерно торжественным, вычурным выражениям. Единственное исключение — предложение о Руси святой, заканчивающееся восклицанием, что только подчеркивает отношение поэта к родине.

Впрочем, недостаток высокой лексики поэт компенсирует обилие других изобразительно-выразительных средств. Особенно часто применяются олицетворения, метафоры, сравнения и эпитеты. Так, ребенок сравнивается с богатырем, который растет, словно дуб под бурями, метель поет песни, и в целом зима — как и вся природа — выступает в роли живого, все понимающего и чувствующего существа.

Перекрестная рифма и короткие строки делают стихотворение певучим, легко запоминающимся.

Во «Встрече зимы» Иван Саввич Никитин не только воспевает красоту русской природы и восхищается холодным временем года, но и отмечает особый склад людей, которые в этой природе живут.

Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы» Урок 16

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

Проверка домашнего задания

  • с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку
  • Белый снег. Белый мел.
  • Белый сахар тоже бел.
  • А вот белка не бела,
  • Белой даже не была.
  • — Какую картину вы представили?

Встреча зимы

Прочитайте словосочетание.

Что вы можете рассказать по этому поводу?

«Встреча зимы»

Никитин Иван Саввич

1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?

Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ

ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ;

В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;

НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ

ПОДБЕРИ СИНОНИМ

Сумрачный —

раздолье —

хмельной —

ширь, простор

с давних пор, времен

сейчас, тотчас

Встреча зимы

  • Дождь стучал, туман вставал, веял холод, дождь перестал, начал падать снежок, замерзла река, снег блестит, смотрит лес, гостья зима, гуляй, строй мосты, ковры расстилай, мороз трещит, кровь горит, метель крутит, мутит, вьюга песни поёт.

Прочитайте ключевые слова. Уточните содержание стихотворения.

Прочитайте стихотворение. Подтвердились ли ваши предположения?

Угрюмый

Сумрачный

Осенний

Полото

Разноцветный

Безлюдный

Побелевший

Сдержанный

Православный

Разгул непогод

Незванный

Хмельный

Прочитайте слова.

Все слова вам понятны?

  • — читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
  • — после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
  • — чётко и ясно проговаривать слова,
  • — постараться передать настроение автора и свои чувства.
  • Какой поре посвящается стихотворение?
  • Какие части можно выделить?
  • Какие картины нарисовал поэт?
  • Почему людей радует первый снег?

Найдите строки

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес

Найдите строки

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём

Найдите строки

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,

Словно рад он чему,-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз

Найдите строки

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Найдите строки

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

  • Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
  • Любил ли поэт русскую зиму?
  • Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
  • Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
  • Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
  • – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
  • Почему русский народ не боится зимы?
  • Как вы понимаете три последних строки стихотворения?

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ”

Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

  • Каким увидели снег? Воздух? Небо? .
  • Что чувствуют дети?

Выделение образных выражений МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ ИЛИ ЭПИТЕТ?

СРАВНЕНИЕ

1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,

Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.

3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

Подведение итогов урока

С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

— О чём стихи Ивана Никитина?

  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф Мини-сочинение «Первый снег»
  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф
  • Мини-сочинение «Первый снег»

Источник: https://dosaaf-khab.ru/nikitin-is-the-meeting-of-the-winter-of-impersonation-there-is-expanse-among-us.html

Ссылка на основную публикацию