Диктанты по русскому языку на тему зима (4 класс)

Контрольный диктант за I полугодие 4 класс зимняя природа

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ
4 КЛАСС
Зимняя природа Чудесен был вид зимней природы. Лучи солнца освещали холодным светом всю местность. На скатерти снегов видны были следы зверей и птиц. Склонив тяжелые головы , застыли вековые ели.

От елки к елке прыгал пушистый зверек. С дерева падали шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями серебристый снег. Мы подъехали к деревне Дубровка. В окнах мелькали тусклые огоньки. Быстро наступали длинные зимние сумерки.

Грамматические задания:

  1. Выпиши предложения с однородными членами, определи падежи имен существительных.

В-I: От ветки к ветке бежали рыжие муравьи. Тонкая корочка льда затянула озеро и пруд.

В-II: На изгороди сидел ворон и каркал. Гнездо было свито в густой траве.

  1. К данным именам существительным подбери и запиши однокоренные глаголы, определи их спряжение.

В-I: Ночь,слух.

В-II: Обида, сторож.

  1. Выпиши имена существительные, которые не употребляются во множественном числе. Рядом запиши их с предлогами в родительном и дательном падежах.

В-I: Лебедь, озеро, пес, музыка, иней.

В-II: Воробей, свежесть, серебро, село, песня.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

2 КЛАСС
Зимой Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сказочный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисички. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.

Слова для справок: кладет, Григорьевич

Грамматические задания:

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи количество букв и звуков в этих словах.

В-I: Белый, елка, капелька, братья, день.

В-II: Пень, семья, юла, лейка, мальчик.

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения.

В-I: четвертое предложение

В-II: пятое предложение

  1. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие.

В-I: Любить, труд, Юля, Наташа, пень, жили, чайки.

В-II: Никита, дерево, Люся, петь, шили, чаща, спорт, мяч.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

3 КЛАСС
Чудесная елка Идет мелкий снег. Пушистые хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка. Ребята решили украсить ее. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили крепкий кочан капусты. Утром над елкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.

Слова для справок: прикрепили, положили

Грамматические задания:

  1. В каждой группе найди лишнее слово. Выпиши это слово, подбери к нему два родственных слова, выдели корень

В-I: Группа, суббота, осенний, коллекция, прорубь.

В-II: Вьюга, подготовка, хлопья, друзья, сучья.

  1. Запиши данные словосочетания с предлогами, обозначь падежи имен существительных.

В-I: Кружили…воздухе, поднялся…озером, вылетел…леса.

В-II: Внимание…растению, повис…лесом, бежит…дороге.
В-I: два слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

В-II: два слова с парной согласной в корне слова

Запиши проверочные слова.

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПО МАТЕМАТИКЕ

4 КЛАСС

ТЕМА: «Действия с многозначными числами»

В-I: 367054 + 98309 В-II: 607809 + 392200

101010 — 65482 600000 — 36051

6 * 47358 38020 * 5

43200 : 4 18768 : 6

  1. Укажи порядок выполнения действий и найди значение выражения

В-I: 943 – 428 + 68 * 6 – 196 : 7
В-II: 158 * 6 – (468 + 354) : 3

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПО МАТЕМАТИКЕ

4 КЛАСС

ТЕМА: «Действия с многозначными числами»

В-I: 367054 + 98309 В-II: 607809 + 392200

101010 — 65482 600000 — 36051

6 * 47358 38020 * 5

43200 : 4 18768 : 6

  1. Укажи порядок выполнения действий и найди значение выражения

В-I: 943 – 428 + 68 * 6 – 196 : 7
В-II: 158 * 6 – (468 + 354) : 3

Источник: http://flatik.ru/kontrolenij-diktant-za-i-polugodie-4-klass-zimnyaya-priroda

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Лисья охота

Спит зимний лес под песни вьюг да метелей. Трудно зве­рью находить корм. Вот на опушке мелькнул рыжий хвост лисицы. Плутовка идёт медленно, часто останавливается и прислушивается.

Вдруг упадёт на землю, а через мгновение продолжает свой странный танец. Это она охотится на мышей, выгоняет их из норок. Наестся лиса и идёт отдыхать.

Свернёт­ся клубочком под кустиком, спрячет нос в пушистый хвост и спит. (По Н. Сладкову) (62 слова)

Слово для справки: наестся.

Грамматические задания:

  1. Выпишите глаголы настоящего времени и определите их спряжение.
  2. Допишите суффиксы наречий: слев.., вправ.., изредк.., занов.., докрасн…
  3. Разбери по составу слова: находить, пушистый, плу­товка.

Прогулка в рощу

В погожий летний день мы со старшим братом ходили в рощу. Белоствольные берёзы тихонько шелестели зелёной листвой. Солнечные блики в густой траве играли в пятнашки. Вслед за тёплым ветерком изящно поворачивали свои светлые головки любопытные ромашки. На тонкой берёзовой ветке беззаботно посвистывал певчий дрозд.

Около родничка мы присели отдохнуть. Ключ угостил нас чистой прозрачной водицей. Светло и радостно было на душе от окружавшей нас сказочной красоты. (66 слов)

Слово для справки: вслед.

Грамматические задания:

  1. Найдите и подчеркните в тексте наречия.
  2. Выполните синтаксический разбор второго предложе­ния.
  3. Составьте и запишите три словосочетания глагол + на­речие.

В преддверии весны

На дворе февральская оттепель. Под лучами яркого солнца постепенно оседает снег. Всё чаще слышно весёлое чириканье воробьёв. Громко стрекочут белобокие сороки, разнося сроч­ные новости о весеннем потеплении.

На ветке берёзы звонкую песню поёт синичка. Её чёрная шапочка и жёлтая жилетка очень эффектно смотрятся на фоне ясного голубого неба. Ско­ро к родным гнёздам вернутся пернатые путешественники.

На деревьях у шоссе, в аллеях старого парка зазвенят их радо­стные голоса. (67 слов)

Слово для справки: эффектно.

Грамматические задания:

  1.  Выполните синтаксический разбор второго предложе­ния.
  2.  Выпишите из текста три словосочетания глагол + наре­чие. Поставьте вопросы к наречиям.
  3.  Запишите антонимы к наречиям: рано, весело, письмен­но, буднично. Подчеркните орфограмму, которая есть во всех записанных антонимах.

Праздник первого снега

С утра было пасмурно и холодно. Редкие лучи осеннего солнца на мгновение освещали опустевшие поля и снова скрывались за плотной завесой тяжёлых туч. Скоро в воздухе закружились первые снежинки.

Они невесомыми звёздочка­ми спускались с серого неба и робко ложились на мёрзлую землю. Маленькие волшебницы в белоснежное кружево наря­дили ветви деревьев, увядшие травы, облетевшие листья.

Лёгкий пух первого снегопада укрыл просёлочную дорогу и крыши домов. Кругом стало нарядно и торжественно. (69 слов)

Слова для справок: ложились, кружево, торжественно.

Грамматические задания:

  1. Выполните полный синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Разберите по составу наречия: холодно, нарядно, редко, печально.
  3. Составьте и запишите три словосочетания глагол -I- на­речие.

Ветер

В деревне у дедушки Степана есть лошадь. Её зовут Ночка. У лошадки чёрная шерсть, длинный хвост и густая блестящая грива.

Весной у Ночки родился жеребёнок. В первые дни жизни он робко вставал и слегка покачивался на длинных ножках. Мама-лошадь кормила сыночка вкусным молоком, заботливо вылизывала его тёплым языком.

Скоро малыш подрос. Он радостно носился по зелёной лу­жайке, играя с деревенскими ребятишками. Жеребёнок был быстр и резв. Мальчишки упросили деда дать коню кличку Ветер. (74 слова)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три словосочетания глагол -I- наре­чие. Поставьте вопросы к наречиям.
  2. Допишите суффиксы наречий: влев.., засветл.., издавн.., справ.., дочист.., изначалън…
  3. Поставьте знак ударения в трёх- и четырёхсложных сло­вах третьего абзаца.

Отдыхаем с пользой

Моя бабушка живёт в деревне Берёзовка. Летом мы с ма­мой гостим у бабушки. Каждый день у нас много хлопот. В огороде надо прополоть и полить грядки. Из спелых ягод вишни и смородины мама варит варенье.

Читайте также:  Стихотворение а. с. пушкина "и.и. пущину"

В самые жаркие дни июля наступает пора сенокоса. Для нашей коровы Зорьки на зиму мы сушим сено. Иногда мы с бабушкой ходим в лес за черникой и земляникой.

А вечерами после дневных забот так приятно окунуться в прохладную воду чистой речки! (76 слов)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста наречие, в котором количество букв и звуков не совпадает. Укажите, сколько в нём букв и звуков.
  2. Выпишите из текста сложное имя существительное и разберите его по составу.
  3. Укажите, какими частями речи являются слова первого и второго предложений.

Осина

Осину часто можно встретить в лиственных лесах средней полосы России. Летом её легко отличить по зеленоватому стволу и округлым листьям. Листочки эти особенные. Сверху они зелёные и гладкие, а снизу серовато-дымчатые. Даже при слабом дуновении лёгкого ветерка листья осины качают­ся и трепещут на своих длинных черешках. Создаётся впечат­ление, что осинка дрожит от холода.

Но особенно красива осина осенью. Её листва играет алы­ми, оранжевыми, красными, багряными оттенками. В ярком пурпурном наряде прощается лесная красавица с последними тёплыми деньками золотой осени. (79 слов)

Слова для справок: особенные, (при) дуновении, черешках.

Грамматические задания:

  1. Укажите, какими частями речи являются слова первого и второго предложений.
  2. Выпишите пару наречий-антонимов из первого абзаца.
  3. Подчеркните однородные члены в последнем предложе­нии.

Долина гейзеров

На полуострове Камчатка среди действующих вулканов есть уникальное ущелье. Этот необычайно красивый природ­ный уголок учёные назвали Долиной гейзеров. Здесь прямо из-под земли бьют фонтаны горячей воды.

Время от времени из трещин в земной коре густыми клубами вырывается пар. Затем мощные струи кипятка резко взлетают вверх. Столб во­ды поднимается на десятки метров и с грохочущим шумом об­рушивается на землю.

Величественное зрелище поражает и завораживает. Тури­сты из разных стран стремятся побывать в Долине гейзеров и своими глазами увидеть мощь и красоту редкого природного явления. (82 слова)

Слова для справок: из-под, (из) трещин, величественное.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните наречия в первой части текста.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор наречия резко.
  3. Составьте и запишите четыре словосочетания глагол + наречие.

По грибы

Собрались Костя с дедом по грибы. Утром проснулись чуть свет, позавтракали, взяли лукошко да корзинку и пошли.

Лес встретил грибников осенней прохладой. Грибов вокруг видимо-невидимо. Но Косте чаще попадались мухоморы да поганки. Дед рассказал внуку, что грибы под листьями прячутся. Он осторожно подхватил пальцами листья, и обна­жилась мохнатая белая шляпка. Это груздь. Костя с радостью начал искать. Поднял бугорок листьев, вот и гриб. А вот дру­гой. Так Костя освоил грибную науку.

Быстро дед с внуком заполнили корзину и лукошко и от­правились домой. (83 слова)

Слова для справок: чуть, видимо-невидимо.

Грамматические задания:

  1. Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их, выделите корень.
  2. Выпишите из текста два словосочетания глагол + наре­чие.
  3. Запишите антонимы к наречиям: широко, часто, дале­ко, горько, высоко. Общую для всех записанных антонимов орфограмму объясните, подобрав проверочные слова.

Поход

В воскресенье туристы отправились в поход. Проводник повёл группу через заповедный луг и небольшой лесок. В се­редине дня путешественники остановились на широкой каме­нистой площадке у подножия скалы. Отдых был коротким. Предстояло восхождение на горную вершину.

Узкая тропинка круто взбиралась вверх. Справа от неё к пушистым облакам тянулись зелёные сосны. Слева по глу­бокому ущелью стремительно бежала прозрачная речка. Лишь к вечеру путники добрались до вершины.

Какой чудесный вид открывался отсюда! Огненный шар солнца устало опускался за дальние хребты гор. Тёплый свет мягко окутывал засыпающую окрестность. (84 слова)

Слова для справок: заповедный, взбиралась, огненный.

Грамматические задания:

  1. Найдите и подчеркните наречия во второй части текста.
  2. Образуйте наречия с суффиксом -о от прилагательных весёлый, широкий, тёплый, чудесный, тихий.
  3. Суффикс выде­лите.
  4. Запишите антонимы к наречиям: далеко, тяжело, неук­люже, твёрдо. Подчеркните орфограмму, которая есть во всех написанных антонимах. Докажите правильность написания.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/diktanty-po-russkomu-yazyku/diktanty-4-klass/15719-diktanty-4-klass

О. В. Узорова. Диктанты и изложения по русскому языку. 1-4 классы

   Вся группа заболела гриппом. Хоккеист должен быть аккуратным. Муха жужжала над телефонным аппаратом. Мама поставила дрожжи и накормила группу хоккеистов аппетитными пирогами. Мой папа работает на фирме «Аккорд». Группа террористов в субботу захватила на шоссе в Одессе профессора, ассистента, корреспондента, режиссёра, дрессировщика.

   В субботу группа аккуратных хоккеистов заболела гриппом и потеряла аппетит. Держи вожжи, пока в руках, выпустишь – не ухватишь. Алла ехала мимо аллеи на троллейбусе и смотрела иллюминацию. Эмма послала Римме телеграмму с грамматическими ошибками.

   У Анны есть аккуратная коллекция насекомых. Троллейбус сделан из металла. Иллюминация сверкала миллионами огней. Найдите сумму двух и пяти. Коллектив металлургов отправил телеграмму в Москву. Эмма смотрела иллюстрации в учебнике грамматики. Мама купила килограмм яблок и три грамма специй.

   Ранним весенним утром интеллигентный корреспондент Геннадий сидел на террасе с юннатами Инной и Сюзанной. Миллионы людей любят теннис и хоккей. В субботу Алла и Нонна писали программу по грамматике. Осенним днём по территории аллеи шла группа юннатов. Режиссёр поставил фильм о русском дрессировщике из Одессы.

   Русский классик взял билет в кассе и приехал на пассажирском поезде «Россия» в город Одессу. Ранним весенним утром Анна, Эмма и Геннадий вместе с классом ходили на кросс. Римма и Инна в субботу сделали аккуратную аппликацию, а потом купались в бассейне и играли в теннис. Кирилл заболел гриппом, потерял аппетит, и Нонна ему поставила компресс.

   Вчера наш класс с Анной Геннадьевной ходил на экскурсию в лес. Красив осенний лес. Деревья стоят зелёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листья. Сегодня ребята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени по иллюстрациям без грамматических ошибок. Мы любим уроки русского языка.

   Радостный Серёжа свистнул грустному щенку. Поздним вечером стояла ненастная погода. Человека охватило радостное чувство, когда он посмотрел на звёздное небо. Местные старожилы рассказали об опасностях окрестных лесов. Несчастный бессловесный крепостной крестьянин напрасно честно работал на властного и злостного барина.

   Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру.   (По К. Паустовскому)

   Стоят ненастные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льет осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. И мокрыми, и грустными стали сады, поля и леса. В тёплые норки забились зверьки. Не слышно жужжания насекомых. Унылая пора!

   Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно! После ночного дождя с трудом начинает редеть ночная мгла. Радостно на небе обозначится солнце. Везде падают с деревьев гигантские капли, будто каждое дерево умывается.   (По М. Пришвину)

   Дуют яростные ветры и гонят парусные лодки. Местность нашего края прелестная. Мы с радостным чувством в прекрасном детстве встречали весной журавлей. Школьники снимали с капустных листьев гигантских гусениц. Охотник поймал в гигантском тростнике несчастного журавля с больной ногой. Известный режиссёр в ненастный день приехал в прекрасную Одессу.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

   Летом наша семья совершила интересную поездку в Севастополь. Прекрасный город! Много чудесного увидели мы там. Поздно вечером мы возвращались домой. Молния осветила окрестность. Местность вдруг резко изменилась. Густой тростник на пруду казался большими деревьями. Местный пруд зарос гигантским тростником. Ужасная молния осветила окрестность.

   Честное сердце бьётся в груди. Здравствуй, праздник солнца и весны! Чудесным котятам у капустных грядок повстречался грустный крот. Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

   Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши ужасно почернели. Прелестная трава в саду полегла. Над лугами тащились гигантские тучи. Сыпался грустный дождь. Местные пастухи перестали гонять на окрестные пастбища стада. До весны затих чудесный пастуший рожок.

   Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок.   Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять.   Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось.   Так солнышко поставило отметки на яблоках.   (По Э. Шиму)

   Наступают осенние холода. Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули.

По склонам лесных полян под сухими листьями легли на зимовку лимонницы. Вьюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушистым снегом.

   Слова для справок: крапивница, лимонницы, не найти.

   Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка. Перед домом стояла будка. Там на цепи находился огромный пёс Барбос. Я уходил в море. Он сторожил дом. Весело встречал меня Барбос с уловом. Он любил отведать рыбки. Я трепал собаку по спине и угощал рыбой.
   Слова для справок: у меня, огромный.

   Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах – площадки для игр и цветники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жили они на свете. Стены их покосились. Тяжело жилось людям в деревянных домах. Теперь широкая улица с высокими домами, тенистыми деревьями заменила узкие переулки.
   Слова для справок: деревянных.

   Низкое солнце висело над лесом. Его свет падал на тёмную воду. Я сидел под деревом и следил за опадающими листьями. Вот лист отделяется от ветки и медленно падает на землю. Как шуршат листья в осеннем воздухе? Я не слышал этого звука. Листья шуршали на земле под моими ногами.   (По К. Паустовскому)

   Бьёт родник. Светлая вода из родника течёт ручейком. Ручеёк мал. Но он быстро набирает силу. Здесь начало великой русской реки Волги. Через всю страну несёт она свои воды.

Низкие берега её покрыты ковром лугов и кустарников. Красота Волги прославлена в сказках, рассказах, картинах. Волга близка и дорога русским людям.

   Слова для справок: набирает, здесь, прославлена, русским.

   Мама – первый твой друг. Она заботливая и ласковая. С ней всегда хорошо. Мама научила тебя говорить и ходить. Она прочитала тебе первую книжку, где были рассказы и сказки.   Наши мамы много работают. Они трудятся на заводах, в колхозах, в больницах и школах. Гордись своей мамой и помогай ей!

   Слова для справок: трудятся, с ней.

   Утёнок жил на озере. Он плавал и нырял. Все называли его гадким. Настала дождливая осень. Листья на деревьях побурели. Ветер кружил их в воздухе. Стало холодно. Тяжёлые тучи сеяли на землю град и снег. Ворона каркала от холода во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые с длинными гибкими шеями. Это летели лебеди.

   Октябрь – первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

   Быстро проходит дождливая осень. Ночью ударил сильный мороз. Вот и первые льдинки. Они сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделает свое доброе дело. Он защитит рыб в реках и озёрах от холодов. Он всё живое спасёт от гибели.
   Слова для справок: остановилось, гибель, сделает.

   Выдался ясный осенний день. Но к вечеру погода сильно испортилась. Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи. Тревожно зашумели верхушки сосен и елей. Послышались странные звуки. Это кричали гуси. Они спешили на юг. Птицы летели даже ночью. Скоро настанут морозы. На пороге зима.
   Слова для справок: испортилась, тревожно, странные.

   Осенью кусты малины мы связали и пригнули к земле. Зимой они лежат под снегом. Под еловыми лапами спит садовая земляника. Теперь ей не страшен мороз и резкий ветер. Из-под снега торчат гибкие прутики. Это кусты смородины. Смородина не боится мороза. Всю зиму стоит и не подмерзает.
   Слова для справок: смородина, не боится.

   Я стоял за сосной. Из леса вышел большой лось. Великан потянул воздух широкими ноздрями. Он был худой, еле стоял на ногах.   Лось подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Лось нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Я испугался. Но лось лечился этими ядовитыми грибами.

   Слова для справок: вышел, еле, мухоморы.

   Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника доносился свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. Холод загнал мелких зверьков в норки. Голый лес притих, насупился.   Осенний ветер нёс над землёй клочья туч. Из них стал сыпать колючий снег. На белой скатерти снега показались первые следы.

   Слова для справок: из них, скатерти.

   Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.   Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей несли подарки.   (По Н. Сладкову)

   Слова для справок: раздвинула, раскинула.

   Наступили октябрьские холода. Сильные ветры быстро сорвали с деревьев и кустов последние листья. По небу поплыли осенние облака. Уже давно улетели на юг перелётные птицы. Болота стали замерзать. Ночью грянул снег. Побелели лесные полянки и тропинки. Наступило утро. Повеселел лес. Первый снег лёг на сучья деревьев и бугры.
   Слова для справок: болота.

   По берегам речки растёт осина. Пушные бобры ставят прочные плотины на таких реках. Многих лесных жителей кормит осина. Часто к осинам подбегают зайчишки. Любят они её кору.

По вкусу молодые гибкие веточки осины оленю и лосю. В осиннике любят бродить домашние козы. Угостите ветками осины кроликов.

Читайте также:  Река урал в россии

С каким аппетитом они будут их есть!
   Слова для справок: растёт, угостите, аппетитом, есть.

   Подули сильные ветры. Грязь на дорогах стала твёрдой. Лужи промёрзли. Скучно сидеть дома. Закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. Таня и Алёнка вышли во двор.
   Слова для справок: подули, промёрзли, ложились.

   Я люблю бродить осенью по лесу. Ночью мороз сковал лужи. Деревья сбросили листву. Резкий ветер свободно гуляет по поляне. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника я слышу свист рябчика.

Над высокой елью пискнула синица. В ветвях дуба птицы ищут пищу. Холод загнал в норки мелких зверушек. Вдруг глухо каркнул ворон. Осенний лес притих, насупился.

   Слова для справок: сбросил, свободно, насупился.

   Нагрянул в лес суровый январь. На кусты сугробы намёл. Деревья инеем опушил. Снег да мороз царствуют в лесу. Вот пробежала лиса. Её следы ведут в чащу.
   Слова для справок: инеем, пробежала, опушил.

   Я разглядывал на снегу следы зверюшек и птиц. Вот что я по этим следам прочитал. Белка пробиралась сквозь снег в мох. Она достала оттуда два ореха. Потом зверёк отбежал десяток метров и опять юркнул в снег. В лапах у белочки было ещё два ореха. Значит, помнила она с осени о своих орехах. Вот так чудо!

Источник: http://TheLib.ru/books/o_v_uzorova/diktanty_i_izlozheniya_po_russkomu_yazyku_1_4_klassy-read.html

Книга — Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс — Узорова Ольга Васильевна — Читать онлайн, Страница 3

Закладки

Был погожий осенний денёк. Я гостил у тёти Кати. Вокруг дачного домика тёти Кати разбит большой огород. Вот я стою около капустной грядки. Хочу сорвать два кочана капустки.

Тётя Катя кончиком лопатки разгребает землю вокруг морковки. На огороде есть много петрушки, свеколки, клубники, но нет фасоли. На соседнем участке вокруг ветки могучей ели обмотана верёвка.

На конце верёвки прикреплено огородное чучело. (61 слово)

Юннаты нашего класса решили собирать на берегу речки коллекцию луговых растений. Пришли Илья, Кирилл, Алла и Оксана. Не было Саши, Кати, Кости и Маши. Пришлось идти и без дворняжки Жучки. У собачки в конце недели родились щенки.

Вот юннаты уже в начале узкой короткой тропки. Дети будут идти по ней и собирать образцы луговой травки – листья осоки, тимофеевки. Для любой девочки интересны цветы. Мальчикам это не кажется серьёзным занятием.

Им важнее наблюдение жизни животных. (73 слова)

Дательный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)

Природа подарила осени особую красоту. В эту пору хочется быть близко к природе. Я люблю пробежать по лесной дорожке, тропке или поляне, к большой куче листьев добавить ещё охапку.

Мне нравится давать крошки робкой птичке или орешки ловкой белочке. Место, где живёт белочка, легко определить по обглоданной шишке, по ореховой скорлупке. А вот и она сама скачет по ёлке, прыгает от ветки к ветке.

Сейчас белочки готовятся к зимовке. (69 слов)

По опушке леса шёл большой медведь. Была поздняя осень. Зверь готовился к спячке. По узкой тропке медведь направился прямо к чаще. По толстой упавшей осине он перешёл глубокую яму.

Под корнями этой осины без опасное место для отдыха зимой. К осени медведь накопил много жира. По всей округе искал он корм. Очень рад бывал зверь сладкой малине и другой вкусной ягодке.

По длинной коряге, как по лестнице, спустился медведь в берлогу. (70 слов)

Раннее осеннее утро. Навстречу утренней дымке по глади озерца плывёт парусная лодка. В ней сидят два человека. К мачте привязан красный флаг. Лодке нужен хороший ветер. Опытной команде не будут страшны даже яростные порывы урагана.

Сейчас к радости пассажиров парус надут как надо. На берегу озера по большому пастбищу бредёт стадо коров. К одной корове привязан звонкий бубенчик. Пастух шагает по дорожке и поёт песню. Песне пастуха не хватает мелодичности.

(70 слов)

Ранним субботним утром у нашего класса кросс по широкой дорожке парка. Нас построили по линейке и разбили на группы. Нашей группе выпало бежать первой. По команде учителя мы побежали к близкой теннисной площадке.

От неё мы побежим к далёкой запруде. Всё лето я уделял время спортивной подготовке. И к осени набрал хорошую форму. По правде сказать, я бегаю прекрасно. Вот мы подбежали к лесной опушке. К осине привязан флажок. Флажками отмечали путь кросса.

Я готов к длинной пробежке. (78 слов)

Был воскресный денёк. Стояла тёплая осенняя погода. Мы с друзьями решили погулять по округе. По длинной горке мы сбежали к большой пустоши. По земляной лестнице спустились в овраг. Там по узкой и шаткой жёрдочке перешли ручеёк.

По поверхности воды плыли жёлтые и красные листья. Мы поднялись к лесной опушке и полазили по гигантской берёзе. Когда я лез к верхушке, ветка подо мной треснула. К этой опасности я не был готов. Но мне удалось спуститься по другой ветке ниже.

Больше мы не залезали так высоко. (84 слова)

Вокруг нашей дачи была большая пустошь. Она хорошо подходила для прогулки. По пустоши протекал широкий ручей. Мы переходили его по шаткой и узкой досочке. Дальше мы бежали по тропке, которая вела к низкой горке.

Вокруг горки стояли молодые берёзки. Около одной берёзки была большая гладкая площадка. Ради этой площадки мы и приходили сюда. Здесь мы играли в теннис. Хорошо побегать с ракеткой около сетки. Хотя бегать приятно и без ракетки.

(70 cлов)

Ранним осенним утром я подошёл к капустной грядке взять кочан для борща. По канавке около грядки полз длинный уж. Я не боюсь ужа. Надо уметь отличать его от гадюки. Я взял кочан капустки и пучок петрушки.

Какой борщ без свеколки? У меня нет также морковки и картошки. Грядки с этими овощами на другой стороне огорода. Я обошёл вокруг большой бочки, прошёл по узкой дорожке, уклонился от низкой ветки яблони и набрал нужных овощей.

На нашей земле вызревают вкусные овощи! (77 слов)

В субботу мы отправились на прогулку к далёкой запруде. Стояла поздняя осень. На всей дорожке лежала скользкая посеревшая масса. По жухлой пожелтевшей травке рассыпана масса листьев. Без зелени деревья казались печальными.

Мы дошли до старой землянки и по земляной лестнице спустились в овраг. Здесь нет жёрдочки, чтобы перейти русло речки. По кромке берега мы и подойдём к запруде. Там мы отдохнём около ветхой сторожки.

Будем смотреть, как осенние листья скользят по водной глади. (73 слова)

Около берёзовой рощи был низкий холмик. На нём росла ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды.

Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки высовывалась мордочка робкой мыши. Мы смотрели на красивый полёт ласточки. Далеко в лесу раздавался голос кукушки.

Интересно приглядываться к жизни животных. (70 слов)

Источник: https://detectivebooks.ru/book/51986826/?page=3

Ссылка на основную публикацию