Денис иванович фонвизин: жизнь и творчество

Краткая биография Д. И. Фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве | Литерагуру

Денис Иванович Фонвизин — русский писатель и публицист, драматург и переводчик времен правления Екатерины Великой, родоначальник бытовой комедии, работавший в таком литературном направлении, как классицизм. Жизнь и творчество этого человека внесли неоценимый вклад в развитие отечественной литературы.

Детство, юность, образование

Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 года и вырос в дворянской семье в Москве. Его род восходил к немецким корням, так что его фамилия – русская вариация германского имени Фон Визин.

Изначально, будущий гений получал домашнее образование, а после был зачислен в списки студентов философского факультета Московского университета. После за его заслуги в литературной сфере отправят в Петербург, где состоялось его знакомство с такими знаковыми фигурами государства, как Ломоносов, Сумароков.

Творческий путь: история успеха

Первые произведения начали появляться уже в 1760 году. Писатель начинал с переводов, которые периодически печатались. Первая знаковая публикация была в виде ранней версии знаменитой пьесы «Недоросль».

Позднее, уже к 1781 году, дописанная пьеса будет поставлена на сцене Петербурга, а еще через два года займет сцены Москвы.

Через 8 лет из-под пера классициста выходит комедия с сатирической направленностью под названием «Бригадир», которая возвысила Фонвизина как литератора и была удостоена чести к прочтению перед самой императрицей в ее летнем домике Петергофа.

Как и многие писатели, Фонвизин много времени провел за границей, в частности, во Франции. Его работа советником канцелярии сопровождается написанием большого количества публицистических текстов, к примеру, «Рассуждение о непременных государственных законах», а так же работы над переводами, позволившими российскому читателю познакомиться с работами Руссо, Овидия и даже Вальтера.

Личная жизнь

О личной жизни писателя известно мало. Его жену звали Катерина Ивановна Роговикова, она была из семьи состоятельного купца. О детях в его биографии не упоминается.

Известно лишь, что он был примерным семьянином, поэтому все его произведения носят назидательный характер. В вопросах семьи и брака он был категоричен: женщину украшает верность, благочестие и образованность, а мужчину добродетель, сила и мудрость.

Последние годы жизни

В последние годы жизни, проводя время в путешествиях за границей по Европе, писатель столкнется с болезнью, которая не по зубам медицине тех лет. Его хватит первый апоплексический дар, из-за чего он будет вынужден вернуться в Россию.

Страдая параличом, автор будет продолжать заниматься творческой деятельностью. Главный труд, оставленный им и написанный в последние дни жизни, — это автобиографическое произведение «Чистосердечное признание». Писатель умер 1 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkaya-biografiya-d-i-fonvizina-samoe-glavnoe-i-osnovnoe-o-zhizni-i-tvorchestve/

Краткая биография Дениса Фонвизина самое главное

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он – человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 – секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

12 декабря 1792 года великого писателя и превосходного переводчика не стало.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей  среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи.

Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе.

В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был  допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе.

Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга.

Писатель улучшил свой русский литературный язык  и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать  на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины.

В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762.

Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта.

Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами.

Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы.

Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал  Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской  версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена.

Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах.

Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни.

Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру.

Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей – взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого  стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой.

Двадцатичетырехлетний Фонвизин …

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/fonvizin-denis-ivanovich

Фонвизин – краткая биография: самое главное из жизни, творчества и интересные факты о писателе

Родился Фонвизин Денис Иванович 3 апреля 1745 года. Примечательно, что фамилия писателя происходит от древнего лифляндского рода. Во времена правления Иоанна грозного, Петр Фон Висин решил покинуть родину, перебрался в Россию, и с тех пор его фамилия изменилась. Более того, ее начали писать слитно — Фонвизин.

Детство и юность

В семье у Дениса Ивановича, помимо него самого, было семь братьев и сестер. Несмотря на то, что детей было много, отец будущего писателя самостоятельно занимался их воспитанием, не прибегая к помощи посторонних.

Он не только прививал им манеры и учил правильно вести себя в обществе, но и обучал грамоте. Так продолжалось вплоть до того времени, когда в Москве, где родился будущий писатель,.открылось учебное заведение для детей дворянского рода.

Закончив обучение в дворянской школе, Денис Иванович поступает в гимназию, которая располагалась в Петербурге. Обучение ему давалось достаточно легко. Он вскоре стал одним из лучших гимназистов и удостоился чести быть представленным королеве Елизавете.

Денис Иванович Фонвизин был частым гостем во дворце, он также часто посещал лучшие спектакли и представления. Впечатление, которое на молодого юнца произвел величественный город, было неизгладимым. Юноша был попросту им очарован. Это вдохновило его на публичные выступления. Причем выступал он перед публикой совершенно без страха. Доклады читал как на русском, так и на немецком языке.

Университетские годы

В 1759 году Денис Иванович окончил гимназию и поступил в Московский институт. Важной особенностью этого учебного заведения было наличие 3 факультетов. Студенты на выбор могли изучать право, медицину или философию.

Помимо этого, при институте находилась и гимназия, которая состояла из двух отделений. На первом могли проходить обучение исключительно дети, имеющие дворянское происхождение, на втором обучались разночинцы.

И хотя в те годы институт, как говорит Википедия, только начинал развиваться, студенту удалось получить массу полезных знаний. Денис овладел несколькими иностранными языками, занялся переводами известных произведений. Поскольку в те годы в институте активно издавался журнал «Полезное Увеселение», многие студенты оказались увлечены литературой.

Фонвизин был в числе этих студентов. Отчасти, именно поэтому молодой человек и начал заниматься переводами. Спустя три года институт был окончен. Тогда молодому автору еще не исполнилось и 18 лет.

Карьера

Краткая биография писателя содержит мало подробностей о карьерном росте. Сразу после института молодой человек поступил на военную службу. Однако нельзя сказать, что должность военного его радовала.

Со временем он подыскал для себя новое место, занял должность переводчика в коллегии иностранных дел и вскоре перебрался в Петербург, где за короткий срок сделал головокружительную карьеру.

Хотя молодой человек был занят на государственной службе, но продолжал вести активную литературную деятельность. Из-под пера Дениса Ивановича вышло множество интересных произведений. А некоторые были написаны под влиянием от прочтения работ философов-атеистов из Франции.

Чем больше произведений писал автор, тем больше менялся. С возрастом у него развилось не только острословие, но и умение иронизировать. Ему удавалось не только подмечать все недостатки общества, но и высмеивать.

Не случайно его врагом стал Владимир Лукин. В то время этот джентльмен занимал должность секретаря министра.

Хотя Лукин не отрицал того, что у Фонвизина имеется определенный талант, вражда между ними продолжалась долгое время.

Семья

В 1774 г. Фонвизин связал себя узами брака. Его избранницей стала Екатерина Роговикова (Хлопкова). Супруги прожили долгую и счастливую жизнь во взаимном уважении и доверии. И поскольку семья Фонвизина жила дружно, складывалось впечатление, что муж был влюблен в свою супругу по-настоящему.

Однако друзья писателя прекрасно знали о том, что единственной женщиной, которую тот действительно любил, была Анна Приклонская. С ней Денис Иванович познакомился в возрасте 23-х лет. Девушка поразила молодого человека отнюдь не внешней красотой, поскольку ею даже не обладала, зато была умна и образованна.

Именно с ней писатель мечтал связать свою жизнь. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку девушка уже была замужем.

Во время судебного разбирательства стало известно о том, что девушка влюблена в защитника. Адвокат противоположной стороны решил воспользоваться этим и предпринял попытку очернить женщину, заявив, что Фонвизин защищает вдову, поскольку та является его любовницей. Чтобы спасти честь дамы, Денис Иванович соглашается жениться.

Болезнь

В 1782 году Денис Фонвизин выходит на пенсию. Императрица пожаловала ему пожизненную пенсию и надеялась, что ее верный подчиненный отдохнет от дел государственной важности.

Но в 1783 году писатель начинает путешествовать по Европе. Поездка оказывается весьма изнуряющей, так что через два года после начала путешествия, у Фонвизина случается апоплексический удар.

Читайте также:  Подземные пресные воды

Из-за этого в 1787 году писатель вновь возвращается на родину.

Вскоре его поразила серьезная болезнь – паралич. Но это не помешало продолжить заниматься литературой. Даже запрет императрицы оказался не в силах помешать Денису Ивановичу создать несколько хороших произведений.

Он написал такие шедевры как «Выбор гувернера», «Разговор у княгини Халдиной», занялся написанием автобиографии. Планировал изложить некоторые факты из жизни, о которых до этого умалчивал, но закончить ее не успел.

1 декабря 1792 года писателя не стало. Похоронили его тело на Лазаревском кладбище на отдаленном участке. Спустя какое-то время было принято решение назвать этот участок Фонвизинской дорожкой.

Интересные факты

Приведем вашему вниманию интересные факты о Фонвизине, о которых большинство даже не догадывается, ведь этот мужчина всегда был весьма скрытным.

Несколько интересных фактов, которые хранит биография:

  1. В 1760 году писатель впервые посетил театральное выступление. Увиденное произвело на него большое впечатление. Позже Фонвизин признался, что именно та первая увиденная им постановка стала причиной безмерной любви к театру. Это была постановка пьесы «Генрих и Пернилл». Автором произведения был Хольберг.
  2. Состоявшаяся премьера спектакля «Недоросль», который был поставлен по одноименному произведению, вышедшему из-под кисти Фонвизина, имела ошеломительный успех. В те годы было принято забрасывать сцену не цветами, а деньгами. В день премьеры вся сцена была напрочь завалена кошельками, что указывало на безоговорочный успех.
  3. Фонвизин считался настоящим франтом, не только любил красиво одеваться, но и считал, что одежду необходимо в обязательном порядке украшать живыми цветами.
  4. Любимым сюртуком писателя считался только тот, который был изготовлен из шубки соболя.

Источник: https://znaniya.guru/biografii/denis-ivanovich-fonvizin.html

Денис Иванович Фонвизин – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Денис Иванович Фонвизин. Родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве — умер 1 (12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге. Русский писатель, создатель русской бытовой комедии.

Денис Фонвизин родился 3 (14 по новому стилю) апреля 1745 года в Москве.

Отец – Иван Андреевич Фонвизин. Его образ писатель позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

Происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предок Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558—1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис. Это же правописание сохранялось до середины XIX века.

Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С.

Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя. По выражению Пушкина, Фонвизин был «из перерусских русским».

В 1755—1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление, бывшее пьесой «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга.

Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, а в 1769 году – сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион».

Его любимым писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний “Недоросль”», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля».

Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: “Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе”». Эта фраза в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Денис Иванович Фонвизин – Недоросль

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин.

Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.

Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову.

Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер.

Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции.

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».

Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха.

Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».

Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

надгробие Дениса Ивановича Фонвизина

По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России, в том числе улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Личная жизнь Дениса Ивановича Фонвизина:

Жена – Хлопова (Роговикова) Екатерина Ивановна (1747-1796). Детей не было.

Библиография Дениса Ивановича Фонвизина:

1768–1769 – Бригадир (комедия) 1770 – Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (стихотворение) 1779-1781 – Недоросль (комедия) 1782-1783 – Рассуждение о непременных государственных законах (публицистика) 1783 – Опыт российского сословника (публицистика) 1788 – Друг честных людей, или Стародум (материалы к невышедшему журналу)

1791 – Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях

Экранизации произведений Дениса Ивановича Фонвизина:

1927 – Господа Скотинины (реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль)
1987 – Недоросль (реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Fonvizin.php

Фонвизин денис иванович

Фонвизин денис иванович – прозаик, драматург, переводчик. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П.И. Фонвизина.

Семья. Юность

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иване Грозном, затем стал служить русскому царю.

Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С.

Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.

Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком.

В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. Там его «произвели в студенты» философского факультета.

Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.

Первые литературные опыты

В это время он дебютирует на литературном поприще как переводчик: переводит с немецкого сборник популярного в Европе норвежско-датского писателя Людвига Хольберга «Басни нравоучительные» (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 годах (в т. ч. в журнале М.М.

Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина – Павла). Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликован 1894).

Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762-1768). Также Денис Иванович перевел огромный поэтический труд Овидия «Метаморфозы».

Помимо всего прочего, им были переведены более двух сотен различных басен.

«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»

В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии И.П. Елагина, который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам.

Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И. Лукин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии.

Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д. Дидро. В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней».

Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А.

Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.

В 1769 году появилось первое абсолютно самостоятельное произведение Фонвизина – пьеса «Бригадир», которую по достоинству оценил Н.И. Новиков. Она была поставлена в театре в 1770 году, хотя вышла в печать только в 1786 году.

Читайте также:  Урок-конспект по литературе: "а. а. фет. весенний дождь" (3 класс)

«Бригадир» стал первой в русской литературе «комедией нравов» в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки. В «Бригадире» все пороки, все поведение персонажей социально обусловлено.

Здесь жестоко высмеивается невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров.

Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича.

Основным художественным достоинством пьесы является метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью. На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки, с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.

В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался  по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф.

Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г.

Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М.

Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А.

Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.

Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»

В 1769 году Денис Иванович  занял должность одного из секретарей при руководителе Коллегией иностранных дел графе Н.И. Панине, который, в свою очередь,  стал воспитателем наследника престола. Никита Иванович строил планы досрочной передачи престола цесаревичу Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян.

Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х годах он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) – в «Слове на выздоровление Павла Петровича» (1771) и переводе «Слова похвального Марку Аврелию» А.

Тома (1777).

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции.

Одной из причин этого  путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей).

Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.

После опалы и отставки Н.И. Панина, в марте 1782 году подал в отставку и Фонвизин. В 1782-1783 годах «по мыслям Панина» он сочинил «Рассуждение о непременных государственных законах» (т.н. «Завещание Панина»), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И.

Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это «Завещание Панина», изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.

Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру «Жизнь графа Н.И. Панина», вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском (1784), а затем и на русском языке (1786).

В 1784 году Денис Иванович вновь отправляется за границу – в Италию и Германию, что было связано и с необходимостью лечения от начавшегося у писателя частичного паралича.

«Недоросль»

После восстания Е.И. Пугачева в 1773-1775 годах любое проявление либеральных взглядов могло повлечь за собой тяжелые последствия.

Но, несмотря на это, в начале 1780-х годов увидела свет доставившая Фонвизину славу и всеобщее признание комедия «Недоросль» (1779-1781, поставлена в сентябре 1782 года, опубликована в 1783 году). Первая постановка пьесы на придворной сцене на Царицыном лугу имела необыкновенный успех.

В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян.

Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу.

Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.

Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии – идеологический и бытописательный – противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.

Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). «Недоросль» стала единственной русской пьесой XVIII века, занявшей прочное место в репертуаре советского театра.

Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Последние годы

В 1783 году княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника».

Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян.

В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.

Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно.

К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена.

В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось. Кроме того, у четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Вместе с тем возросли религиозные и покаянные настроения писателя. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» «Исповеди» Ж.

-Ж. Руссо, – «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Сохранившаяся не полностью последняя его комедия «Выбор гувернера» (между 1790 и 1792) посвящена, как во многом и «Недоросль», вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Р.Г. Державина. Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в  Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.

Сочинения

Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.

Пьесы. М., 2008.

Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.

Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.

Литература

  • Асеев Б.Н. Русский драматический театр 17–18 веков. М., 1957.
  • Берков П.Н. История русской комедии 18 века. Л., 1977.
  • Всевлодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.
  • Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.-Л., 1966.
  • Лебедева О.Б. А. С. Грибоедов и Д. И. Фонвизин: к проблеме типологии действия и сюжетосложения русской высокой комедии. СПб., 1996.
  • Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.
  • Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
  • Растягаев А.В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в. (Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Радищев). Самара, 2007.
  • Эйдельман Н.Я. Где секретная конституция Фонвизина-Панина?//Наука и жизнь. № 7. 1973.
  • Юсуфов Р.Ф. «Записки первого путешествия» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина – диалог культур Западной Европы и России. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/fonvizin_dienis_ivanovich

Денис Иванович Фонвизин, краткая биография

Родился будущий писатель в семье статского советника в 1745 году. Отец сам научил читать первенца ещё в раннем детстве, отдал Дениса в гимназию. Образ отца Денис Фонвизин воплотил в положительном герое комедии «Недоросль» Стародуме. Как и герой комедии, отец Дениса Фонвизина был правдив.

Денис Фонвизин с 10 до 15 лет учился в гимназии, открытой при Московском университете. По окончании гимназии юноша год учился на философском факультете университета, а потом попал в Петербург. Там Денис Фонвизин получил должность переводчика в Коллегии иностранных дел и стал делать чиновничью карьеру (дослужился до статского советника).

Первые литературные опыты

Ещё в Москве Фонвизин перевёл с немецкого басни датского просветителя Хольберга, с французского трагедию Вольтера «Альзира или американцы», с латинского «Метаморфозы» Овидия. В Петербурге он познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. Вскоре Фонвизин стал членом кружка вольнодумцев-просветителей. Он пишет первые оригинальные произведения, которые носили сатирическую направленность.

Комедия «Бригадир» была написана в 1766-1767 гг., поставлена в 1770, а опубликована только после смерти автора. Есть легенда, что после премьеры «Бригадира» князь Потёмкин сказал: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

Комедия «Бригадир»

Для «Бригадира» Фонвизин долго подыскивал сюжет на материале русской жизни. Комедия начинается с того, что две семьи помещиков решают поженить своих детей: Ивана, приверженца всего французского, и Софью.

Это комедия характеров, каждое действующее лицо – определённая маска. Сам бригадир говорит только о военном деле, советник – только о вопросах права.

Жена бригадира интересуется только хозяйством, а жена советника, мачеха Софьи, помешана на любовных романах.

Действие пьесы происходит в доме советника, типичном для той эпохи, поэтому зрители чувствовали себя героями пьесы.

Комедия Фонвизина по форме классицистическая, по идее просветительская. Причина нравственного уродства героев в воспитании. Первым воспитателем Ивана был кучер-француз, мать его баловала.

Сам бригадир в конце признаётся, что нужно было сына отдавать на военную службу, тогда был бы толк.

Положительные герои, Софья и влюблённый в неё Добролюбов, таковы только потому, что просвещены и нравственны.

Карьера

Екатерина II пригласила Фонвизина читать «Бригадира» в Петергоф, комедия была очень популярна. В результате одного из последующих прочтений Фонвизин оказался на службе у Панина, воспитателя наследника престола Павла.

В 1777—1778 гг. Фонвизин жил во Франции. Писатель сравнивает жизнь во Франции и у себя на родине в «Записках первого путешественника».

Размышление об улучшении общественной жизни вылилось в «Рассуждение о непременных государственных законах», написанное для будущего императора Павла. Фонвизин считал, что в государственном управлении необходимо создать «фундаментальные законы», которые неукоснительно должны соблюдать все, начиная от монарха. Крепостное право необходимо смягчить, чтобы избежать нового бунта.

В 1781 г. была написана комедия «Недоросль». Это был период политической реакции на подавление бунта Пугачёва. Корнем всех зол писатель считал положение, при котором один человек может угнетать другого рабством. Выход из кризиса Фонвизин искал в просветительских реформах.

В 1782 г. Фонвизин вышел в отставку. Его сатирические произведения вызвали негодование Екатерины II, поэтому не печатались. Последние годы тяжело больной писатель сочинял автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которая осталась незаконченной. Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году.

Комедия «Недоросль»

Премьера состоялась в 1782 г. в Петербурге и прошла с большим успехом, в 1783 г. комедию сыграли в Москве.

Герои этой комедии просветительского классицизма – образы-маски. Софья и Милон добродетельны, Правдин прям и благороден, Скотинин невежествен. Стародум воплощает просвещённого автора, Митрофан – заносчивого неуча, Простакова – слепо любящую мать.

Герои «Недоросля» наряду с отрицательными чертами наделены положительными. Митрофан ленив, но остроумен, Простакова глупа, но по-другому сына любить не умеет, и в финале её искренне жаль.

Комедия имела общественно-политическую направленность. Финальная фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» – подразумевает не только отречение Митрофана от лишённой власти матери, но и общественные условия, при которых можно «угнетать рабством себе подобных».

По писателю: Фонвизин Денис Иванович

Читайте также:  М. ю. лермонтов "молитва": анализ стихотворения

Источник: https://goldlit.ru/fonvizin-biography

Фонвизин Денис Иванович

ФОНВИЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович родился [3(14).IV.1744 или 1745, Москва] в дворянской семье — сатирик и драматург.

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дво­рян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимнази­ческого курса был переведен в сту­денты, но в том же году оставил универ­ситет и определился на службу в Колле­гию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего те­атрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в осо­бенности дружит с выдающимся акте­ром И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Па­нине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777—78 совершил путешест­вие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энцик­лопедистом Д'Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «три­умфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здо­ровья.

В 1784—85 ездил лечиться за границу — в Италию, а в 1786—87 в Авст­рию, но поездки эти не при­несли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру про­будился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас лите­ратурных опытов писателя является пе­ревод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдель­ным изданием — в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распрост­ранению знания и к получению удовольст­вия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1—4 ч., 1762 —1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассужде­ние Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Мета­морфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склон­ность к сатире, — писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. — Острые слова мои носились по Москве…

Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе лю­дей, отгонял их от себя и словами и пе­ром. Сочинения мои были острые руга­тельства: много в них было сатирической соли…

» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихо­творные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Пе­тербург. В «Опыте исторического сло­варя о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворе­ний».

Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпи­грамма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шуми­лову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не посла­ние, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бы­тия.

Большого мастерства достиг он в об­рисовке слуг, ответы которых на задан­ный им вопрос выявляют индивидуаль­ные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «воль­терьянство» Петрушки не выдуманы сати­риком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и на­строениями самого драматурга.

Это делает его «Послание к слугам» прежде всего ко­лоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Од­нако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в.

развитие капиталисти­ческих отношений в России сопровож­далось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно по­этому, что Фонвизин, наряду с резким сатири­ческим изображением русского крепо­стнического уклада, с большой остро­той показывает в своем «Послании к слу­гам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоот­ношения.

Жизненная сила и обличитель­ная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оцен­ку Белинского, утверждавшего, что «за­бавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», по­ставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин, И. П. Ела­гин, Б. Е. Ельчанинов), — задачу создания русской национально-бытовой ко­медии путем «склонения на паши пра­вы», т. е.

переделки, произведений запад­ноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила ко­медия французского поэта Грессе «Сид­ней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом.

Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутст­вовавшее во французском тексте дей­ствующее лицо — крепостного крестья­нина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия — «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792—1795). По справедливому выражению современни­ка, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в на­ших нравах».

В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов рус­ского общества.

Жизненная убедитель­ность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Со­ветница и Иванушка, достигнута дра­матургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с боль­шой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича.

Основным ху­дожественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выраже­ний в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Со­ветницы, народное просторечие Брига­дирши. В противоположность отрица­тельным персонажам положительные об­разы комедии (Добролюбов, Софья) от­личаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей рус­ской драматургии XVIII века явилась ко­медия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содер­жащееся в этой пьесе обличение «зло­нравия» помещиков-крепостников, бла­годаря остроте художественно-сатириче­ского обобщения, с невиданной ранее вы­разительностью раскрывает социальную сущность крепостничества.

В «Недорос­ле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепост­ного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством кресть­янства» (М.Горький, История рус­ской литературы, М., 1939, с. 22).

По своему общественному значению коме­дия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обу­зданию крепостников.

«Недоросль» —ко­медия социально-политическая, посколь­ку заключенный в ней подтекст направ­лен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления кре­постничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания.

Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки вос­принимается как естественный результат всего крепостнического уклада.

Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только по­средством декларативных сентенций, про­износимых положительными персонажа­ми, но и в живых, запоминающихся об­разах. Одни из них заострены до гротес­ка, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью.

В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в поч­ти животную, примитивную и безрас­судную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно не­минуемо превратить его в тирана-крепо­стника, подобного матери.

Отрицатель­ным персонажам, согласно законам дра­матургии классицизма, противопостав­лены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремил­ся избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отра­жение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Не­доросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С осо­бенным мастерством индивидуализиро­вана опять-таки речь сатирических дей­ствующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках дра­матургических правил классицизма.

Од­нако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мо­тив сочувствия «страждущему челове­честву») и реалистические тенденции ве­ли к преодолению условностей класси­ческого комедийного жанра.

В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии — «Бригадир» и в осо­бенности «Недоросль» — оказали исклю­чительно большое влияние на дальней­шее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но нача­лась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедова, называя их «истинно обществен­ными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые зло­употребления внутренние… выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Не­доросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трак­тат «Рассуждение о непременных государ­ственных законах».

Предназначавший­ся для наследника русского престола, трактат этот дол­жен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона.

Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаво­ритизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идей­ной направленностью «Недоросля».

Впо­следствии, сокращенный и переработан­ный применительно к условиям обще­ственной борьбы конца 10-х — 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей твор­ческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатириче­ских в своей основе. Таковы:

«Опыт рос­сийского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-рос­сийского языка»),

«Челобитная россий­ской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повество­вание мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой обществен­ный резонанс получили «Несколько воп­росов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады про­тив внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раз­дражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати пер­вую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, — «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой бла­гочиния.

В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестя­щих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века — «Всеобщая придворная грамматика».

Ма­териалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати толь­ко в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатири­ческие произведения, но и письма — замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, явля­ется басня «Лисица-казнодей» (напе­чатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монар­хам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это вре­мя своего наивысшего общественно-по­литического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глу­бокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в рус­ской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В сужде­ниях А. Бестужева, Пушкина, Гоголя, Герцена подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драма­тургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гонча­ров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щед­рин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По опреде­лению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наибо­лее социально-плодотворной линии рус­ской литературы — линии обличительно-реалистической» («История русской ли­тературы», с. 25).

«Недоросль» — единственная рус­ская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Умер — [ I(12).XII. 1792], похоронен в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: http://www.znaniy.com/f/309-fonvizin-denis-ivanovich.html

Ссылка на основную публикацию