Чингиз айтматов: жизнь и творчество

Жизнь и творчество Чингиза Айтматова

Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом.

Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работ­ник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: «На вопрос „чей ты сын?» надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца». Давний урок чести стал принципом жизни и позже — творчества.

После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.

После окончания Джамбульского зоотехникума поступил в Киргизский сельхозинститут. Именно в это время в республиканской печати начинают появляться короткие заметки, очерки, корреспонденции, написанные будущим писателем.

Ведет Айтматов в студенческие годы и филологические изыскания, о чем свидетельствуют статьи «Переводы, далекие от оригинала», «О терминологии киргизского языка». В этой ра­боте ему помогает одинаково свободное владение как родным, так и русским языком.

Отработав три года по специальности в опытном животноводческом хозяйстве, Айтматов поступает на двухгодичные высшие литературные курсы в Москве. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга «Лицом к лицу». Перевод с киргизского осуществлял А. Дроздов.

Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории — Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аила. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: «дезертир».

Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть «Джамиля», опубликованная в журнале «Новый мир» в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви.

После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем — в течение пяти лет — собственным кор­респондентом газеты «Правда» в Киргизии.

В 60-е годы писателем написаны повести «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Тополек в красной косынке», «Материнское поле». Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.

В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре пове­сти. Появляются «Ранние журавли», рассказывающие о труд­ном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагну­ли сразу во взрослую жизнь.

Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. «Белый пароход» — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых.

Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году.

Философская повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны «И дольше века длится день» и «Плаха» — произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые «трудные» вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.

В 90-е годы писателем опубликованы: повесть «Белое облако Чингисхана» к роману «Буранный полустанок», романы «Богородица в снегах» и «Тавро Кассандры». «Одна, но маленькая страсть» одухотворяет все, написанное Ч. Айтмато­вым,— любовь. В любви для его героев — все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье.

А значит — и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби — и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце.

Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,— а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,— даст самый лучший ответ.

Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии.

Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести «После сказки», Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык.

Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтма­тову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.

Источник: http://vsesoch.ru/ch-t-ajtmatov/986-zhizn-i-tvorchestvo-chingiza-ajtmatova.html

Художественный мир Чингиза Айтматова

Современный литературный процесс немыслим вне связей с общим развитием мировой литературы, в недрах которой каждая отдельно взятая литература развивается в общем многоголосом, многообразном литературном контексте.

Творческие контакты, литературные связи, другие формы и типы литературного взаимодействия, ныне ставшие характерной чертой литературного движения, оказывают мощное воздействие на ускорение процесса развития национальных литератур.

Как известно, существует множество форм межлитературного взаимодействия: влияние, перевод, заимствование, подражание, стилизация, образные аналогии, воспроизведение, развитие, соперничество и т. д.

Сравнение, сопоставление творчества писателей чётко обнаруживает общность и неповторимость каждого из них в потоке литературного процесса, и прежде всего – общность общечеловеческого, того, что не имеет временных ограничений, хотя и осмысливается на местном материале.

Самобытность же каждого художника слова раскрывается в изображении этой изначально общечеловеческой темы, что непосредственно связано с индивидуальной неповторимостью писателя.

Лишь тот художник слова, который совмещает в себе общность и самобытность, занимает в литературе почётное место. Это – итог тесной связи прошлого с настоящим в развитии литературного процесса.

«Литература – это сокращённая вселенная»,– утверждал Салтыков-Щедрин.

Каждому ли дано вырваться вперед и присоединиться к великим художникам, состязаться с ними в творчестве? Известно, что талант художника, писателя измеряется, как говорилось, в сравнении с талантом другого писателя, художника.

И поэтому, несмотря на окружающее, творческую атмосферу, в которой работает художник, впитывая всё присущее человеку, здесь даже временные разграничения не становятся препятствием, так как великие писатели всех времен и народов связаны друг с другом невидимыми нитями.

Казалось бы, поколением, предшествующим Айтматову, затронуты все темы, и вроде уже исчерпаны все художественные методы и способы литературного отражения мира.

Однако Айтматов, обращаясь к тем же проблемам и темам, используя в целом те же художественные методы, заново пересмотрел, существенно дополнил «материки» литературы, открытые классиками, и это дополненное – в контексте общечеловеческой эстетической культуры – налагает на его творчество свою печать, выдвигает его вперёд – как знамя глубокой передовой мысли.

В этом прежде всего и состоит новизна творений Айтматова.

«Новаторство Чингиза Айтматова, его художественные открытия заключаются и в той подкупающе-доверительной интонации, с которой он обращается к читателю, и в бесстрашном исследовании разнообразных человеческих характеров, судеб и ситуаций, которые до него не исследовались и не изучались его родной литературой, а подчас и советской литературой в целом.

И даже в тех случаях, когда Айтматов берётся за известную тему, он решает ее новаторски – справедливо отмечала З. Османова. В прозе Айтматова кардинальные проблемы человечества ставятся на повестку дня по- новому: в ней воспевается величавость Человека, благодатность Природы и вечность Жизни.

В произведениях писателя изображается действительность, повседневность, в которой проходит наше бытие, но сквозь неё просматривается совершенство жизни, к которому мы стремимся, но которого вряд ли достигнем сегодня или завтра.

Путь этот труден, художник реалистично описывает его и в простом, и в сложном, прослеживает разные срезы и слои жизни в их противоречии и диалектической взаимосвязи: бездушие и нравственность, горе и радость, поражение и победа, горькие слезы и счастливые улыбки, плутовство и честность. Главное не в финалах произведений, трагических или счастливых; главное – в том, что художник заставляет читателей переживать, Духовная честность и смелость героев Ч. Айтматова, их искренность сообщают им удивительную свежесть, эти качества входят необходимой частью в поэзию айтматовской прозы.

Проза писателя помогла решать проблемы социально-психологического изображения в современной литературе, способствовала определению путей развития самих национальных литератур, становлению в прозе Средней Азии и Казахстана жанра короткой повести. Айтматов открыл новые возможности психологического анализа в литературе.

Раскрывая внутренний мир своих героев, он мастерски оперирует выразительной деталью, в которой изобразительность сочетается с глубокой психологической характерностью. Психология героя раскрывается во всей ее многослойности. Психология личности – это есть истинное художественное открытие Чингиза Айтматова. Художественное зрение киргизского писателя охватывает весь мир личности.

Айтматовская концепция общения человека с природой расширяет границы внутреннего мира человеческой души. Природа в его творчестве играет роль своеобразного критерия оценки жизни людей. А пейзажные описания содействуют передаче идей автора, выраженных прямо и непосредственно, в открытую.

Природа для Айтматова – некая самостоятельная стихия, существующая по своим особым законам красоты, гармонии, свободы.

Она может быть даже жестока – но всё равно в конечном счёте справедлива. Айтматов умеет проникать за рамки привычного и банального. Когда он пишет о животном мире, каждая деталь его повествования несёт в себе сложную символику, поддерживающую нравственный климат произведения.

По жизненной достоверности, по силе изобразительности образы Гульсары, Каранара, Ташчайнара, Акбары, Жаабарса не уступают образам людей – Танабая, Едигея, Бостона. Отличие Айтматова от других художников слова заключается в том, что хищники у него вовсе и не хищники.

Писателя в них интересует «гуманизм», положительные качества. Как-то сам Чингиз Торокулович сказал: «В жизни животных немало интересных историй. Проблема, однако, в том, что мы смотрим на животных только как на животных и не пытаемся понять их внутреннее состояние».

В этих словах писателя – объяснение того факта, что и Акбара, и Ташчайнар, а теперь и Жаабарс – любимцы читателей.

Звери в изображении киргизского писателя по многим своим качествам стоят гораздо выше отдельных персонажей из числа людей. Акбара и Ташчайнар намного выше, «че- ловечнее», чутче, благороднее, если можно так выразиться, чем Базарбай или Кочкорбаев, а Жаабарс – чем Эрташ-Курчал или Таштанафган.

Да, Айтматов в художественной литературе сумел создать целую галерею поэтических образов животных. Причем, он изображает не столько их внешний вид, повадки, образ жизни, сколько внутренний мир: родительские и любовные чувства, ответственность, печали и радости, переживания.

Во всем этом, наряду с глубоким психологизмом присутствует художественность, лиричность и драматизм. Когда А.М. Горький давал определение литературе как «человекове- дению», безусловно, он имел в виду, что в центре этого понятия находится человек, его миропонимание и мировосприятие. И в этом есть глубокий смысл.

Разве можно, не поняв мир человека, его мысли и чувства, знать мир животных.

Основываясь на этой правде жизни, мудрый художник Чингиз Айтматов показал людям, как можно духовно-эстетические требования искусства, его познавательные и воспитательные функции применять для понимания мира животных.

Он доказал своими произведениями, что для раскрытия этого мира читателям, весьма эффективным может быть, если использовать его как художественное средство, как образ- концепцию. Произведения киргизского писателя способствуют более глубокому художественному отражению национальной действительности.

В своих творениях он стремится глубже 3проникнуть в национальную почву, вернуться к истокам фольклорно-эпического повествования. Творчество Ч. Айтматова помогло национальным младописьменным культурам синтезировать свой социально-исторический опыт в свете социалистического переустройства мира и человеческих отношений.

Художественная правда Айтматова предстает как отношение, как убеждение и страсть художника, чувствующего себя ответственным за судьбу не только своего народа, но и всего человечества. Поиски общей идеи раскрывают ещё одно отличие писателя.

Общая идея – начало начал айтматовского мировоззрения. Его цель – отвечать своими произведениями на самые коренные вопросы человеческого бытия. Идея ответственности человека перед временем и потомками – главная в эстетике Айтматова.

Повести, романы писателя выполняют функцию переноса в сознание другого народа гуманистических идей народа киргизского. Он раскрыл перед мировым читателем душу киргизского народа. Совершенно прав К.

Зелинский, отмечая: «…предметом художественного исследования Айтматова является душа человеческая. Эта «душа» может быть разной национальности – и киргизская, и русская, и казахская, и украинская, и каракалпакская, и узбекская, и туркменская.

Словом, душа человека любой национальности, но это душа со всеми ее противоречиями, оттенками, мелодиями, ув- лечениями и правилами» .

Айтматов учит остро ощущать эстетику факта, воспринимать и мелочи реальной жизни в контексте большой философии, поднимать событийное до социального звучания. Его эстетика – своеобразная система понятий о природе и общественном назначении искусства, о художественном мастерстве и искренности писателя, о различных моментах содержания и формы произведений искусства.

Айтматовская философско-психологическая концепция ещё шире открывает диалектику человеческого характера, мира, она освобождает человека от отжившей свой век традиционной морали, способствует воспитанию личности на нравственных ценностях общественной среды. Целостность его творений складывается на органическом соединении личной жизни человека и народной судьбы.

Читайте также:  Царевна-лягушка: описание, герои, анализ сказки

Художественные идеи Айтматова помогают читателю воспринимать мир с его социальными коллизиями, они ускоряют процесс перехода национальных литератур к новой концепции мира и индивида. Концепция социальности человеческого бытия одухотворяла глубокие нравственно- философские искания молодых писателей, их раздумья о жизни и смерти, о смысле и цели жизни. Проза Айтматова неизменно драматична.

И вместе с тем, даже в изображении трагических обстоятельств, Айтматов остаётся оптимистом – он верит в жизнь, которая всегда найдёт себе верное русло в любых испытаниях эпохи.

Разносторонне воздействуя на мировой литературный процесс, творчество Айтматова даёт писателям новые импульсы к преломлению собственного жизненного опыта, расширяет границы философского постижения мира, служит мощным инструментом познания общественных конфликтов, имея, в целом, большое консолидирующее значение-прежде всего в выборе и укреплении позиции художника в сфере мировоззрения и творческих принципов. Творчество Айтматова – новое слово в освоении жизненной проблематики, обогащающее потенциал, возбуждающее встречную активность мыслей и чувств. Как все большие писатели, Чингиз Айтматов создал свой мир.

А мир Айтматова – это мир добра и света, любви и человечности, гармонического единства отдельной человеческой судьбы и судьбы общенародной. Мир Айтматова – квинтэссенция времени, эпохи, рубежей, веков. Пробуждение нравственного сознания – вот та цель, которая является главной в мире Айтматова. Нравственное начало проявляется мощно, глубоко и последовательно.

Человечность произведений Айтматова определяет собой их художественные достоинства. Человек со страниц его книг предстаёт в своём многообразном единении с народом, с природой, с родной землей, которые согревают его и помогают в исполнении трудного человеческого долга и перед жизнью, и перед людьми.

Показывая человека во- всей его бесконечности, писатель постигает людскую индивидуальность как часть природы.

Для творчества Ч. Айтматова характерна высокая концентрация социальной и философской содержательности.

Герои писателя, какими бы конкретными и индивидуальными характерами они ни обладали, как бы сюжет ни был нацелен на раскрытие их личностного и человеческого бытия, какой бы конкретный временной отрезок ни служил объектом изображения, всегда типичны, по-своему панорамны, несут в себе общечеловеческое, глубокое философское содержание, не имеют пределов во времени и пространстве. Суть общечеловеческой и всевременной философии Айтматова как раз таки и заключается в том, чтобы постоянно напоминать человеку о его человеческой ипостаси, о гуманизме и великодушии, нравственной чистоте, о необходимости жить в любви и согласии, стремиться к счастью. На этом пути сын человеческий должен уметь преодолевать все трудности, не сходя с позиции добра и правды. Во всех произведениях, даже когда он пишет о явлениях природы или о мире животных, явственно присутствует то философское содержание, о котором мы упоминали выше. Опыт Айтматова универсален, для любого писателя он стал своего рода художественной необходимостью, которая, неизбежно учитывается теми, кто приходит в литературу после него. «Плодотворное воздействие наследия Горького заключается не в появлении произведений, несущих в себе черты подражательности, а в том, что его творческие идеи побуждают к поискам оригинальных художественных обобщений, к созданию новых идейно-эстетических ценностей» .

Эти слова крупнейшего литературоведа М. Храпченко о Горьком с полным основанием можно отнести и к творчеству Айтматова. Если говорить о том, что же нового внес Ч. Айтматов в мировую литературу идейно-тематическим содержанием своего последнего романа, то, на наш взгляд, можно утверждать, что впервые идейная концепция «Не убий!» поставлена во главу угла.

Эта вековечная проблема, заключенная, кстати, в заповедях всех великих религий, решена писателем при помощи показа взглядов и отношений людей разных поколений и национальностей к этому вопросу в безграничных рамках времени и пространства, с глубоким психологизмом, острым драматизмом и на высоком гуманистическом уровне! В последнее время в литературе превалировала открытая или плохо скрытая позиция авторов: «Врага нужно убивать, ликвидировать, громить!» Ч. Айтматов утверждает, что гуманизм, принцип «не убивай!» должен стать доминирующим и в ожесточенной войне и в личных поступках каждого отдельно взятого человека. Это свидетельство того, что он обладает широтой мировоззрения вселенского масштаба. Ч. Айтматов, как это часто бывало и раньше, вновь в самый нужный момент провозгласил Великий призыв «Не убивай!». Вне всякого сомнения, это произведение окажет значительное влияние на коллег по писательскому цеху, на дальнейшее идейно-тематическое развитие литературы. Роман, конечно же, станет одной из любимых книг мирового читателя. Зададимся закономерным вопросом, почему все, что выходит из-под пера Чингиза Айтматова, вызывает огромный интерес читателей на всех континентах земли.

Причина этого в широте и глубине масштабов мышления писателя, в том, что в своих обобщениях он выходит на уровень общечеловеческих, глобальных проблем.

Вселенная и человек в книгах нашего мэтра становятся единым, неразделимым целым, социально-политические, философские, психологические, нравственные, экологические и другие проблемы мирового значения в концентрированном виде выражаются в системе художественных 5образов.

В вечные вопросы бытия Чингиз Айтматов сумел вдохнуть новое дыхание. Именно в этом объяснение того факта, что произведения писателя и его герои уже давно и прочно живут в душах читателей всего мира.

академик Абдылдажан Акматалиев

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=35345

Творчество Чингиза Айтматова

Творчество Чингиза Айтматова

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны.

Самому теперь не верится, вспоминал Чингиз Айтматов, в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета.

В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время.

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала Иностранная литература. В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни.

Жизни светлой, человеческой, люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные. В повестях Джамиля (1958).

Тополек мой в красной косынке (1961), Первый учитель (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную от первого лица, от я.

С первых же произведений Ч.

Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести Прощай, Гульсары!, с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в Белом пароходе.

В Джамиле и Первом учителе писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм.

Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в Джамиле и Первом учителе. (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в Сказках об Италии.

) За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть Материнское поле (1965) знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях Прощай,Гульсары! (1966). Белый пароход (1970).

Ранние журавли (1975), в романе Буранный полустанок (И дольше века длится день) (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей.

Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона. Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба.

Если в своих ранних вещах, скажем, в повести Первый учитель, писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах Плаха и И дольше века длится день, имевших шумный успех в конце 70-х — 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин Земного шара.

Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например, открыто заявил о том, что наркомания — это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что до него это никому не позволялось. Ведь, как известно, наркомании, как и секса, в СССР не было.

Многая мудрость рождает печаль, говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова.

Начиная с повести Прощай, Гульсары!, при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора.

Действительность захватывается в единстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается роль фольклорных элементов.

Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды, реминисценции из Манаса и других народных эпических сказа�

Источник: https://www.studsell.com/view/176313/

Чингиз Айтматов — Биография

Перейти на Википедию

Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов (1928 — 2008) — русский и киргизский писатель, дипломат, Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983).

Чингиз Торекулович Айтматов (р. 1928), киргизский прозаик. Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника.

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни.

В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

В 1948 Айтматов окончил ветеринарный техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы.

В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского).

В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть Джамиля, принесшая Айтматову мировую известность.

В повести Джамиля, героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

В 1963 был издан сборник Айтматова Повести гор и степей, за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести Тополек мой в красной косынке, Первый учитель, Материнское поле повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

До 1965 Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, – Прощай, Гульсары! (первонач. название Смерть иноходца, 1965). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы».

Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играл образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

Читайте также:  Тема природы в творчестве ф. и. тютчева

Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Г. Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двуголовым образом-кентавром» животного и человека.

В повести Прощай, Гульсары! создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан. В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный.

Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед.

На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

Мифологические, эпические мотивы стали основой повести Пегий пес, бегущий краем моря (1977). Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.

В 1973 Айтматов написал в соавторстве с К.Мухамеджановым пьесу Восхождение на Фудзияму. Поставленный по ней спектакль в московском театре «Современник» имел большой успех. В центре пьесы – проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости.

В 1980 Айтматов написал свой первый роман И дольше века длится день (впоследствии озаглавленный Буранный полустанок). Главный герой романа – простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке.

В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома.

Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.

Как и в повестях Айтматова, в романе И дольше века длится день важное место занимает образ верблюда – как символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом.

Роман И дольше века длится день имел огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия.

Второй роман Айтматова Плаха (1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе И дольше века длится день. В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали эклектичность авторской философии, которая в романе Плаха перевешивала художественные достоинства текста.

Впоследствии Айтоматов развивал в своем творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа Тавро Кассандры (1996).

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература». В 1990–1994 работал послом Киргизии в странах Бенилюкса. Произведения Айтматова переведены на многие языки мира. Живет писатель в Киргизии.

(Из энциклопедии «Кругосвет»).

Источник: http://libaid.ru/katalog/a/ajtmatov-chingiz/2795-chingiz-ajtmatov-biografiya

Чингиз Айтматов: биография, творчество, семья

Искусство и развлечения 5 марта 2016

Чингиз Торекулович Айтматов – писатель, создававший свои книги на двух языках: русском и киргизском. Но произведения его читают по всему миру, так как переведены они на более чем сто языков.

Этот писатель вошел в историю отечественной литературы более полувека назад, когда было напечатано одно из самых проникновенных произведений советской литературы – повесть «Джамиля».

Позже она была переведена и на другие языки мира. Можно с уверенностью заявить, что эпоха талантливых советских писателей закончилась 10 июня 2008 года, когда из жизни ушел Чингиз Айтматов.

Биография гениального писателя – тема этой статьи.

Сын репрессированного коммуниста

Он родился в 1928 году в Киргизии, в глухой сельской местности. Родители Айтматова принадлежали к первому поколению коммунистов, которое подверглось репрессиям в конце тридцатых годов. Ареста не избежал и отец писателя. Позже в своем первом романе отразит эти события Чингиз Айтматов.

Биография этого человека удивительна.

Спустя десятилетия даже Айтматову не верилось, что, будучи четырнадцатилетним подростком, он мог выполнять обязанности секретаря аилсовета и решать вопросы, которые касались различных сторон сельской жизни.

К началу войны будущий писатель успел окончить всего семь классов. Но все мужчины ушли на фронт. В деревнях остались женщины и дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть.

Киргизский самородок

В культурной политике советского периода руководящим аппаратом было дано направление на поддержку и развитие национальных литератур. Удивительно, но эта программа смогла выявить талантливых авторов, чьи имена стали известны и за пределами огромной страны. Одно из этих имен – Чингиз Айтматов.

Биография человека, который родился в киргизском селе и был сыном арестованного в 1938 году коммуниста, радостной быть не могла. С такой судьбой сложно не только стать выдающимся писателем, но и получить элементарное образование. Но в этой статье речь идет о настоящем национальном самородке.

Подобные люди рождаются раз в сто лет.

Видео по теме

Общечеловеческие темы

Стоит сказать, что не является исключительно национальным автором Чингиз Айтматов. Биография его – это отголоски трагических событий советской истории.

А потому книги, созданные им, посвящены темам общечеловеческим. Они близки не только жителям Киргизии, и не только тем, кто живет на территории постсоветского пространства.

Произведения этого автора способны проникнуть в душу каждого, независимо от национальной принадлежности.

Киргизский писатель и русская проза

Творчество Чингиза Айтматова удивительным образом примкнуло к произведениям таких русских авторов, как Валентин Распутин и Виктор Астафьев.

В книгах всех этих писателей наблюдаются следующие общие черты: насыщенность, метафоричность, полное отсутствие социалистического оптимизма.

И кажется странным, что довольно пессимистическая повесть «Белый пароход» вошла в школьную программу уже в семидесятые годы.

Отец писателя, как уже было сказано, был крупным киргизским партработником, репрессированным в 1938 году. А потому особенно удивительной кажется жизнь, которую прожил Чингиз Айтматов. Биография и творчество этого человека складывалась в непростые времена, но, несмотря на это, уже в 1952 годы в республике стали издавать его первые произведения.

«Джамиля»

После сельскохозяйственного института он проработал в течение трех лет в качестве главного зоотехника в научно-исследовательском институте животноводства. А затем были высшие литературные курсы при институте им. Горького. И уже после их окончания смог издать свое первое знаменитое произведение Чингиз Айтматов.

Фото главной героини в фильме, снятом по повести киргизского писателя, можно видеть в этой статье. Речь идет о произведении «Джамиля». Эта повесть была создана в стенах общежития на Тверском бульваре. Она стала знаменательной в жизни Чингиза Айтматова, поскольку принесла ему славу не только на родине, но и за ее пределами.

Книга была переведена на все европейские языки, а на полках парижских книжных магазинов она появилась благодаря работе самого Луи Арагона.

«Джамиля» – история молодой женщины, которая на первый взгляд гармонично вписывается в советскую идеологию. Героиня Айтматова порывает с родовым прошлым, дабы начать новую светлую жизнь. Однако эта книга представляет собой и чрезвычайно грустную историю любви. То же самое можно сказать и о произведении «Тополек мой в красной косынке».

Более прямолинейной стала повесть «Первый учитель», в которой ужасы патриархального насилия изобразил Чингиз Айтматов. Фото со съемок одноименного фильма Андрея Михалкова-Кончаловского представлено ниже. Имя киргизского писателя прогремело на всю страну, когда ему не было еще и сорока.

«Материнское поле»

В 1963 году была опубликована еще одна проникновенная повесть о судьбе матери, потерявшей своих сыновей. Писатель Чингиз Айтматов знал о тяжелой жизни женщин в военные годы. К тому же ему были знакомы тяготы деревенского быта не понаслышке. Но при чтении повести «Материнское поле» все же кажется удивительным то, что создал ее мужчина.

С необыкновенной достоверностью и горечью он передает мысли женщины, чьи сыновья не вернулись с фронта. В этом произведении отсутствует патриотический пафос. Оно не о большой победе, а о горе маленького человека – женщины, которая силы находит лишь в своей любви.

Даже тогда, когда погибают муж и трое сыновей, она находится в своем сердце тепло и нежность к чужому ребенку.

Большая проза

Что известно еще о человеке с именем Чингиз Айтматов? Биография, семья, личная жизнь этой личности неразрывно связаны с его литературным творчеством. Известно, что богатств писатель с мировым именем не нажил.

После смерти остался лишь дом, в котором самое ценное – это литературный труды и награды Айтматова. Все заработанные средства писатель вкладывал в образование детей. Писатель Чингиз Айтматов, биография которого, бесспорно, отразилась в его книгах, относился чрезвычайно трепетно к семейным ценностям.

И в этом сложно усомниться после прочтения произведений, которые принесли ему мировую известность.

Он чрезвычайно долго шел к большой прозе. Первым по-настоящему большим романом стало произведение «И дольше века длится день». Эта проникновенная книга была издана 1980-м. Она посвящена любви и страданию, счастью и боли. В романе автор достиг истинного мастерства.

После написания этой книги Айтматова стали по праву называть современным философом.

Переживания своих героев автор в романе «И дольше века длится день» передал с такой достоверностью и искренней болью, что кажется, ему были знакомы ощущения человека, страдающего от тоталитарного режима и предпочитающего смерть расставанию с женой и детьми.

Поэтичная проза

К тому времени, когда в свет вышел первый роман, за спиной у Айтматова уже была публикация таких произведений, как «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» и т. д.

И, несмотря на то что этого писателя принято было считать одним из представителей социалистического реализма, в его книге присутствует необыкновенная поэтичность.

Обладают тщательно выстроенным текстом и лишены всякой идеологии произведения, которые создавал Чингиз Айтматов.

Биография, краткое содержание которой изложено в статье, освещает лишь основные события. Может показаться, что творческий путь писателя был чрезвычайно легок. Однако, это обманчивое впечатление, поскольку к каждому из своих произведений Айтматов шел долгой мучительной дорогой.

Советский бестселлер

Самым значительным произведением Айтматова стала изданная в 1986 году «Плаха». В этом романе автор заговорил впервые о том, что прежде было темой закрытой: о вере, о наркомании и о жестокости, которая уже перестала удивлять людей. После выхода в свет этого произведения едва ли не к сонму литературных небожителей был причислен Чингиз Торекулович Айтматов.

Краткая биография этого писателя включает молниеносный успех этой книги, за которой в магазинах простаивали длинные очереди. «Плаху» передавали из руки в руки. О ней говорили на каждом шагу. Книга Айтматова стала бестселлером.

Ни одно последующее произведение этого писателя не имело подобного успеха. И дело не в том, что они были хуже, а в коренных изменениях, которые произошли в обществе.

Первыми читателями «Плахи» стали представители уходящей эпохи, для которых литература занимала особое значение. Последующие произведения не пользовались столь широким успехом.

И это, скорее, говорит о духовной бедности современного общества, в котором принято литературе отводить функцию развлекательную.

К постсоветскому периоду в творчестве Айтматова относятся такие произведения, как «Тавро Кассандры», «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Когда падают горы».

В 2006 году вместе со своими единомышленниками писатель учредил благотворительный фонд, деятельность которого была направлена на развитие и распространение русского языка в странах постсоветского пространства.

Личная жизнь

Первой женой писателя была девушка, впоследствии ставшая заслуженным врачом Киргизии. Звали ее Керез Шамшибаева. Перед смертью эта женщина завещала своим сыновьям почитать и уважать отца. Дети сдержали обещание, данное матери.

Однако Айтматов, по словам знакомых, и близких людей до последних дней жизни винил себя в том, что покинул Керез. Писатель ушел к другой женщине, когда находился в зените славы.

Вторая жена писателя – Мария Урматова, от которой у Айтматова были дочь и сын.

Неизвестный роман

После смерти писателя родные обнаружили в его кабинете рукопись произведения, о котором ранее никто не знал. Роман посвящается событиям возведения Чуйского канала. Главный герой – один из строителей.

Дочь Айтматова предположила, что опубликовать это произведение писатель не решился, поскольку оно было слишком раскрепощенным для своего времени.

Но родственники надеются, что в скором времени его удастся издать и перевести на другие языки.

Айтматов и кино

Влияние творчества этого писателя на отечественную литературу известно хорошо. Оно стало предметом изучения и темой многочисленных статей. Однако не менее сильным является его влияние и на киноискусство. По произведениям Айтматова было снято немало фильмов. Самые известных из них:

  • «Перевал».
  • «Первый учитель».
  • «Джамиля».
  • «Материнское поле».
  • «Белый пароход».
  • «Буранный полустанок».
  • «Прощай, Гульсары!».
Читайте также:  Хрустальная пещера в мексике

В 2008 году со съемочной площадки, где производилась работа над кинолентой по роману «И дольше века длится день», писатель был госпитализирован. У Айтматова была обнаружена острая пневмония. Позже его перевезли в одну из клиник Нюрнберга. Скончался Чингиз Айтматов в Германии, похоронен недалеко от столицы Киргизии, в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит».

Творчество Айтматова было отмечено множеством наград, но главным его достижением стала любовь читателей. На похоронах классика русской и киргизской литературы собралось столько людей, что давка едва не обернулась трагедией. В мае 2008 года писателя планировали выдвинуть на Нобелевскую премию. Ее, к сожалению, Айтматова получить не успел.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Алла Боссарт: биография, творчество, семья

Алла Боссарт – критик, журналист, прозаик и поэт. За годы работы в центральных изданиях она написала тысячи статей, очерков и эссе. Сегодня Алла Боссарт является гражданкой Израиля, живет и в Кармиэле, и в Москв…

Искусство и развлечения
Мария Прорвич: биография, творчество, семья

Мария Прорвич, биография которой представлена в данной статье, — балерина Большого театра. Её супруг — бывший художественный руководитель ГАБТ — Сергей Филин.Биография

Искусство и развлечения
Сергей Есин, писатель: биография, творчество, семья

В России на сегодняшний день весьма много имен талантливых литераторов, но одно из них выделяется особенно. Сергей Николаевич Есин — это человек, проявивший себя во многих областях культуры, заслуживающий, чтобы о нем…

Искусство и развлечения
Галина Щербакова: биография, творчество, семья

Кто из нас в детстве не смотрел фильм «Вам и не снилось»? Эта добрая лента о любви, вспыхнувшей между двумя подростками, до сих пор привлекает к себе внимание тысяч и тысяч зрителей. А написала сценарий к …

Новости и общество
Фадеев Максим: биография, творчество, семья

Именно этот добродушный толстячок является одним из самых известных продюсеров на территории России. Благодаря ему достигли неплохой известности много молодых и часто появляющихся на сценах и на экранах телевизоров пе…

Новости и общество
Аркадий Укупник: биография, творчество, семья

Есть люди, глядя на которых кажется, будто бы над ними время не властно и не способно их состарить. Такое впечатление складывается по причине их многолетней работы, а в особенности это касается работников российской э…

Искусство и развлечения
Алексия (певица): биография, творчество и семья

Героиней статьи является Алексия – певица, которая совсем недавно приступила к покорению российского шоу-бизнеса. А вы знаете, кто скрывается под этим псевдонимом? Если нет, то мы готовы приоткрыть завесу тайны….

Искусство и развлечения
Рок-музыкант Максим Удалов: биография, творчество и семья

Максим Удалов – талантливый музыкант, целеустремленный и трудолюбивый человек. На протяжении нескольких лет он является барабанщиком в рок-группе «Ария». Вас интересует его личная и творческая биогра…

Искусство и развлечения
Проскурин Пётр Лукич: семья, биография, творчество

Дети большой войны – так можно назвать плеяду советских писателей, которые пришли в большую литературу в середине XX века. В силу юного возраста многие из них не принимали участия в боевых действиях. Долгие дни …

Искусство и развлечения
Елена Полякова (актриса): биография, творчество и семья

Нашей героиней является Елена Полякова – актриса, исполнившая несколько десятков ролей в сериалах и полнометражных лентах. Хотите узнать подробности ее биографии и личной жизни? Для этого вам нужно прочесть стат…

Источник: http://monateka.com/article/123654/

Презентация — Биография и творчество Чингиза Айтматова

Слайды и текст этой презентации

Биография и творчество Чингиза Айтматова(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними Ч.Айтматов

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аиле Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Лите ратурный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.

Широкую известность молодому писателю принесла повесть «Джамиля» (1958), позднее вошедшая в книгу «Повести гор и степей» (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть «Тополек мой в красной косынке». Затем последовали повести «Первый учитель» (1962), «Материнское поле» (1965), «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970) и др.

Первый роман, написанный Айтматовым, — «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980). В 1988 был опубликован известный роман «Плаха».

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

В 1963 был издан сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Материнское поле» повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

В повести «Джамиля», героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

В повести «Прощай, Гульсары!» создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977). стилизованный под эпос народный.

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман «Тавро Кассандры, 1994)

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека

С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: “Джамиля” (1957), “Тополек мой в красной косынке” (1961), “Первый учитель” (1963).

“Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие – вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным путям”,- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.

Книга известного советского писателя – роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Повествование начинается описанием волчьей семьи — Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу.

И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары.

Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен.

Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей.

Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам — это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.

Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия.

Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека — чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил завистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ничего сделать.

Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что “возомнившего о себе и возгордившегося” Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара.

Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни.

Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы — человечество и природу.

Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на “плаху”, подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.

Еще одна острая тема, раскрытая писателем в романе, — это проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасногосоциального явления, которое калечит человеческие души.

Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь “гонцов”, которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения.

В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, “еретика-новомысленника”, изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о “Боге-современнике”

Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания.

Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу.

Для этой цели Авдий решает присоединиться к “гонцам”, чтобы, находясь рядом с ними, показать, как низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее раскаяние.

Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Всемилостивом, Вездесущем… Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи.

Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи.

Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга…

“Ты пришла” — таковы были его последние слова, когда он увидел перед собой волчицу с удивительными синими глазами, которая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их объединяло общее страдание — страдание, которое они испытывали от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности.

Если Бостона привели на “плаху” роковые обстоятельства, то Авдий сам избрал себе такой путь, зная, что в человеческом мире за добро и милосердие нужно жестоко расплачиваться. Трагедию Авдия усугубляет полное одиночество, потому что порывы его благородной души ни в ком не находят отклика и понимания.

Тревога — вот главное чувство, которое несет роман читателю. Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся поколение, утопающее в пороках. “Плаха” — это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле.

Это сильное по своему содержанию произведение способно оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой и на который люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.

«Путь к истине — повседневнный путь к совершенству…» Ч.Айтматов

Источник: http://lusana.ru/presentation/26230

Ссылка на основную публикацию