Баренцево море (берега в россии)

Баренцево море – расположение климат флора и фауна Баренцева моря

Баренцево море – суровое приграничное море, которое располагается на южной границе Северного Ледовитого океана и омывает север Евразийского континента.

Баренцево море

Южная часть моря омывает северные берега Европейского побережья — Россию и немножко Норвегию. Там с востока находятся острова Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и Вайгач, с запада острова Шпицберген и Медвежий.

Баренцево море на карте


С запада к Баренцеву морю прилегает Норвежское море и Гренландское. На юге оно граничит с Белым и Печорским, на востоке с Карским. Северные границы Баренцева моря выходят в Северный Ледовитый океан.

Береговая линия сильно изрезана. Берега скалистые и высокие. Есть множество заливов, из которых наиболее крупные Варяжский, Кольский, Порсангер-фторд и Мотовский.

Но с продвижением на восток ситуация меняется. После полуострова Канин Нос берега становятся слабо изрезанными и очень низкими.

Тут есть три больших, но достаточно мелководных залива: Хайпудырская губа, Печорская губа, Чешская губа.

В акватории Баренцева моря мало островов. Самый крупный – остров Колгуев. Из впадающих рек, самые крупные – Индига и Печора.

Рельеф дна Баренцева моря

Баренцево море располагается на континентальном шельфе, но отличается от других схожих морей. Самая большая глубина до 400 метров, а средняя находится на отметке в 222 метра. Самая глубокая точка моря находится в желобе около острова Медвежий и достигает 600 метров. Южная часть морского дна преимущественно ровная со средней глубиной порядка 200 метров.

Течения в Баренцевом море

Морские течения образуют своего рода круговорот. Одна часть этого круговорота – теплое Нордкапское течение движется с юга и востока на север и запад и достигает берегов острова Новая Земля. Другая часть складывается из холодных арктических вод, которые приходят из Северного Ледовитого океана и Карского моря.

Солёность баренцевской воды

Соленость вод в среднем во всех частях моря держится примерно в одном диапазоне от 30 до 35 %. Причем самая высокая соленость на юго-западе, а самая маленькая на севере. Около побережья летом и весной соленость варьируется от 30 до 32%, а зимой увеличивается до 34,5%.

Климатические условия

Климатические условия попадают под влияние Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Из-за частых теплых циклонов, взаимодействующих с холодным арктическим воздухом проявляется большая изменчивость погодных условий.

С марта по август преобладают северо-восточные ветры, с сентября по февраль – юго-западные. Так же в Баренцевом море очень часто происходят штормы. Температура в холодное время (в феврале) опускается до -25 градусов по Цельсию в северной части и до -4 в юго-западной.

В год здесь может выпасть до 500 мл. осадков.

Ледовитость моря

Независимости от времени года, льды покрывают практически всю территорию акватории моря. Свободной остается лишь юго-западная часть. В апреле более 75 % акватории Баренцева моря покрывается плавучими льдами. Иногда бывает так, что льды доходят даже до побережья Кольского полуострова. Спад количества льдов происходит в августе. Но на севере льды продолжают держаться круглый год.

Температура воды в Баренцеве

Благодаря поступлению теплых вод из Атлантического океана, в юго-западной части Баренцева моря определяется высокая температура воды, а так же соленость.

С февраля по март температура равняется 3 градусам по Цельсию, а в августе поднимается до 9 градусов. В северной и юго-восточной частях моря температура опускается до -1 градуса по Цельсию на поверхности. Летом она достигает 4 градусов.

Прибрежная зона в летний период прогревается до 12 градусов выше нуля.

Баренцевские флора и фауна

Баренцево море весьма обильно разнообразными видами рыб, животным и растительным планктоном, а так же бентосом. Рядом с южным побережьем располагаются большие заросли из морских водорослей.

В водах моря насчитывается 114 разных видов рыб. Из них в промысловом отношении наибольшую ценность имеют 20 видов. Среди них есть морской окунь, камбала, палтус, зубатка, треска, сельдь, пикша и многие другие.

Из млекопитающих обитателей можно выделить нерпу, белуху, гренландского тюленя, белого медведя и др. Из млекопитающих в промысловом отношении ценится тюлень.

Побережья моря усыпаны птичьими базарами, среди которых можно встретить чаек, чаек-моевок и чистиков.

В ХХ веке с камчатки был завезен краб, который смог приспособиться к новым условиям и начать активно размножаться. Дно заселено множеством различных видов иглокожих, морских звезд и ежей.

Баренцево море, несмотря на свою суровость — одно из самых красивых и богатых на нашей планете. Сейчас, когда начинает развиваться арктический туризм, уверен, маршруты по этому морю скоро станут доступны всем желающим. Поехав туда, вы не будете нежиться на горячем песке, но куча положительных эмоций и прекрасных воспоминаний вам обеспечен.

Хорошей поездки!

И вернитесь на главную страницу.

Источник: https://turizm-puteshestvuem.ru/seas-arctic-ocean/barents-sea.html

Ночь на Баренцевом море. Часть 3: Мурманский берег

?varandej (varandej) wrote,
2011-08-03 23:01:00varandej
varandej
2011-08-03 23:01:00

Глубокой ночью я достиг своей цели – вышел из Териберки на скалистый берег Баренцева моря.

 Позади остались Архангельск и Онега, Беломорск и Кандалакша, Терский берег и Печенга. Впереди – Ледовитый океан.

О природе побережья, озерах и водопаде, рассвете в Лодейном и дороге домой – в последней части “Полярного дня”.

Итак, Лодейное (напоминаю – главный из двух посёлков Териберки) осталось позади, за круглым озером, название которого я забыл. По его берегам проходят две дороги – слева (относительно кадра – справа) узкая тропа, справа – наезженная грунтовка мимо поселковой свалки. Это озерцо непохоже на другие – мелкое, грязное и заболоченное.

За озерцом я перевалил через небольшую скалистую гряду.

С одной стороны – водозабор, с другой – первая на Мурманском берегу метеостанция, основанная ещё в 1889 году:А впереди – море, над которым скрылось в облаках полуночное Солнце:

Пассажирский теплоход “Клавдия Еланская” возвращается в Мурманск из Островного. Почему думаю, что она? Во-первых, профиль похож, а во-вторых по расписанию она как раз этой ночью идёт в эту сторону.

Справа, на другой стороне бухты – Териберский мыс с небольшим маяком. Столбики на переднем плане – граница, которой и считается морское побережье. Отсюда погранзоны на Ямале, Таймыре, в Якутии, где до сухопутных границ тысячи километров. Сама Териберка ещё недавно была погранзоной, сейчас же её можно посещать свободно, чем и вызван туристический бум.

Слева – Долгий мыс и безымянная сопка, увенчанная крестом:А впереди – открытое море. Вот это называется ВЕЛИЧИЕ:Там, далеко-далеко за ледяной водой – Шпицберген, безлюдная Земля Франца-Иосифа, Новая Земля с её атомными полигонами, и лишь за ними уже настоящий Северный Ледовитый океан, круглый год покрытый льдами.

Дело в том, что моря Арктики занимают гораздо большую площадь, чем сам океан, и увидеть его берег вблизи практически невозможно. И всё же Баренцево море воспринимается как часть океана, а Белое – ещё нет. Ну, примерно как Чёрное море или Балтику мало у кого повернётся язык назвать Атлантическим океаном.

И возможность увидеть Северный Ледовитый привлекает сюда людей весьма издалека:Здесь всё чуждое, странное и страшное. Вот пляж, вместо песка усеянный валунами по полметра в диаметре. По ним можно идти, не сбавляя шагу, но оступившись, переломаешь ноги.

Под камнями журчание – то ли ручьи, то ли прилив:Одинокий рыбак на фоне маяка – я иду к точно такому же мысу:Моряки, в том числе мой отец, говорят о Баренцевом – “Злое море”. Говорят, что здесь всё создано вопреки человеку. Я уже ощутил, как холодна тут вода, а спускаясь с мыса по острым гранитным скалам, обходя глубокие расщелины, вспоминал гладкие и уютные бараньи лбы Белого моря.

Спуститься к самому берегу мне так и не удалось – везде были маленькие, не выше полуметра, обрывчики, покрытые водорослями. Теоретически, по ним можно было и слезть к воде, и даже нырнуть и выбраться, но… Вода была около 5 градусов.Поэтому я ограничился тем, что искупался в “литоральной ванне” – во время отлива вода остаётся в таких вот расселинах, а за день успевает даже прогреться.

Вода в Баренцевом море странная – солёная, как в Чёрном, но живая, как в Белом.Выше по склону – пересохшие литоральные ванны, где перемешались водоросли и соль. Ведь приливы бывают разной высоты, и сюда вода доходит, может быть, раз в месяц. Но – до поверхности отсюда несколько метров!Посидев на мысу, я отправился дальше в сторону водопада, по тундре с валунами среди ягеля.

Точнее, не по самому ягелю – кадр снят с довольно накатанной грунтовки, по которой за то время, что я ходил, машины проезжали раза три. В том числе – джип с московскими номерами.Вот она – эта дорожка, внизу. И два озера, в том числе более крупное Секретарское озеро сзади. Обратите внимание – они чуть-чуть на разной высоте.

Дорога приводит к третьему озеру в укромной долине меж скал:Перепад высоты относительно моря – метров двадцать:Из озера вытекает ручеек, через несколько метров превращающийся в водопад:По фотографиям (не только моим!) кажется, что он совсем небольшой.

На самом деле тут высота метров 20, а чтобы подойти к краю ущелья, нужно усилие воли:Нижняя точка водопада:И эти переломанные скалы! Они словно рассказывают о том, как трудно тут жить – Арктика ломает даже камни, что уж говорить про людей. Но люди, которые понимали, что здесь их настоящий дом, были в России во все времена, начиная с поморов.

Почему? Потому что мало кто готов жить на Краю Земли, и оставшись здесь, человек останется свободен от тех, кто его не поймёт. Не ради “длинного рубля” и не потому, что кто-то где-то приказал – а ради вот этой особой северной общности.От водопада я поднялся на сопку с крестом. Пожалуй, это была ошибка – стоило пойти на Долгий мыс, с него виды гораздо дальше, причём в обе стороны.

Говорят, виден даже Кильдин остров. Но было 3 часа ночи, я не спал с утра и просто не догадался.Навигационные кресты – удивительное изобретение поморов. Кресты были и ориентирами, и створными знаками, и обозначали конкретные места (на каждом важном мысу или острове стояла группка крестов, описанная в лоциях), и просто гласили – здесь русские берега.

Да и просто, крест как путеводный знак – это ведь настолько глубокий символ…Позади – горе,Впереди – море,Справа, слева – мох да ох,Одна надежда – Бог!Слева – Долгий мыс. Очень жаль, что я на него не забрался. И кстати, озерцо – не то, которое с водопадом, а отдельное, просто висит выше по склону:Справа – места, где я шёл. Секретарское озеро и два мыса.

Выглядит как искусственная конструкция:Всё тот же далёкий маяк:Потом я спустился с сопки, и набрал воды прямо из озера. Вода оказалась самой вкусной, что я пил за много лет. Удивительный мир! К любому озеру подходи – и пей воду с ладоней.

https://www.youtube.com/watch?v=ShdKUr8ecCY

Солнце понемногу начало набирать высоту, а я пошёл в посёлок:Уже знакомые места – круглое озерцо, Лодейное и сопка с двумя вышками:Лодейное крупным планом:Времени было около 5 утра, и я решил влезть на сопку:От усталости я больше смотрел вниз, но здесь и внизу неземная красота:Цветы, мхи и лишайники, и похожая на малину морошка – многие говорят, что вкуснейшая из ягод.

Увы, она была ещё не зрелой – кислой и жесткой. Сезон морошки – с середины июля.С вершины сопки вся Териберка как на ладони – и Лодейное, и Старая Териберка вдалеке:Порт и дорога, где я шёл несколькими часами ранее:Новенькие цеха рыбзавода и странное каменное сооружение на сопке.

Знать бы, что это:Вышка – за происходящим в бухте тоже надо наблюдать:Озерцо и море:Главный квартал Лодейного с пятиэтажками, школой и детским садом, гаражами. На Крайнем Севере все города выглядят так, будто их сюда просто поставили, привезли на тележках, разложили по тундре и скалам, а через некоторое время снова поставят на тележку и увезут – не останется следа.

Пятиэтажки без балконов напоминают вагоны:Ещё одно озерцо. Свет Солнца делается невыносимо ярким, посёлок просыпается – сначала птицы, потом кошки, потом и люди:Тихвинская церковь у озера, в котором отражается водонапорка:Я спустился в посёлок, и ещё минут 40 просто бродил туда-сюда по главной “площади”, куда должен был подойти автобус, отстаивающийся всю ночь на автобазе.

Обратите внимание – рядом стоят машины и лодки.В одном из дворов несколько человек громко и невпопад пели “Наутилуса” – заканчивалось празднование вчерашнего Дня Рыбака. Ко мне подошли двое мужиков “после вчерашнего”, поздоровались, немного поговорили за жизнь, но на прощанье не забыли стрельнуть 100 рублей на опохмел – верный признак того, что здесь много туристов.

Жители Териберки, как и других подобных посёлков, довольно своеобразные: суровые, мрачноватые, немногословные, и одеты немногим лучше бомжей. Последнее – даже не ясно, почему: то ли от нищеты, то ли потому, что здесь нет ни малейшего смысла одеваться лучше.А потом подошёл автобус с уже знакомым шофёром, я добрался до заднего сидения и почти сразу уснул.

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. е. попкова "осенние дожди. пушкин"

Со мной рядом ехал очень доброжелательный мужичок, который тоже в основном спал. Проснулись мы почти одновременно, и он завёл разговор. Без малейшего опасения рассказал мне, что он браконьер, везёт в Колу по заказу два ящика крабов и банку икры. Говорит, что специально пошёл в море на День Рыбака – все пьют, включая инспекторов.

 Рыбаков-одиночек за браконьерство штрафуют – 800 рублей за краба-самца, 1400 – за самку. Но браконьерством живёт большая часть посёлка.Мужичок угостил меня крабовой икрой – очень странная вещь, фиолетовая гроздь на костяной “ножке”. Мелкие икринки словно скреплены тонкой нитью, поэтому икра лежит кусками, и отрывается тоже кусками. Вкус очень необычный, хотя рыбья вкуснее. Не знаю, можно ли такую икру попробовать легально.В завершение – крест на сопке над Старой Териберкой. “Одна надежда – Бог!”…В Мурманске меня встретил мой папа, расквартировавшийся в “Полярных Зорях”. Я с его помощью первый раз побывал в дорогой гостинице (4200 рублей за ночь), и обнаружил, что условия тут немногим лучше, чем в привычных мне гостиницах за 1000-1500 рублей. Там я помылся, отлежался, поделился впечатлениями. Немного погуляли по Мурманску, папа показал мне ПИНРО, Морской колледж, здание “Тралфлота”, и проводил на поезд. Ему через пару дней предстояло отправиться в море до середины августа – на Канин полуостров и назад до Варрангер-фьорда. Он тоже обещал привезти фотографии, и скорее всего я их тоже выложу, как продолжение истории о путешествии к студёным морям в полярный день.Для себя же этим постом заканчиваю и серию “Полярный день”, и цикл серий “К студёным морям…”.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011

Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).Архангельск-2011.

Северодвинск. Ягры и Севмаш.

Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга и окрестности.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или “Еду я по тундре…”
Териберка.Баренцево море.

Дополнение. Полярная ночь-2009.

Источник: https://varandej.livejournal.com/398065.html

Баренцево море – не только самое большое среди северных морей, но одно из самых крупных в Мире

?7dogs (7dogs) wrote,
2018-03-17 08:36:007dogs
7dogs
2018-03-17 08:36:00Источник: Сезоны года. Моря России. Баренцево море (берега в России)

Баренцево море

Знаменитое северное море, которое по праву считается одним из самых больших в России, буквально испещрено островами. Холодное и суровое, когда-то оно было Мурманским и даже Русским морем.

Последнее название можно оправдать стойким характером воды.

Акватория, полностью граничит с Северным Ледовитым океаном, и самая высокая температура летом с трудом достигает даже 8° C в самом относительно теплом месте у берегов, средняя круглогодичная температура поверхности воды 2-4° C.

Границы России Баренцево моря

берега России Баренцево моряЗанимающее западное положение среди всех северных море, Баренцево, как это нередко среди европейских владений, очень долго оставалось спорной акваторий сразу трех государств: России, Финляндии и Норвегии. После Второй мировой войны Финляндия была лишена права распоряжаться своими портами здесь. Удивительно, если учитывать тот факт, что изначально на близлежащих территориях проживали финно-угры – предки тех самых финнов.

Справедливым будет отметить, что Баренцево море является не только самым большим среди северных морей, но одним из самых крупных в мире.

Его площадь занимает 1 424 000 кв.км. Глубина достигает 600 метров.

Из-за того, что Юго-Восточная часть моря расположена ближе к теплым течениям, летом она практически не замерзает и иногда даже выделяется как акватория под названием Печорское море.

Промысел на Баренцевом море

небольшой шторм на Баренцевом мореБаренцево моря очень неспокойное море, на нем постоянно случаются штормы, и даже если волны не спокойные и немного штормит, (как на иллюстрации выше), то среди моряков это считается вполне хорошая погода. Тем не менее, работа на Баренцевом море непростая, но важная для экономики и промысла страны.

Несмотря на то, что Баренцево море очень страдает от постоянных радиоактивных загрязнений из норвежских перерабатывающих заводов, оно все равно продолжает сохранять лидирующие позиции среди промысловых регионов России.

Здесь ведется добыча трески, сайды, крабов и огромного количества других видов рыб. Постоянно работают российские порты Мурманск, а также Териберка, Индига и Нарьян-Мар.

Через них проходят важные морские пути, соединяющие между собой Европейскую часть России с Сибирью, а также западными и восточными портами.На Баренцевом море постоянно работает штаб военно-морского флота России, хранятся атомные подводные лодки.

За ним следят с особой ответственностью, ведь море богато запасами углеводорода, а также арктической нефтью.

Города на Баренцевом море

Мурманский морской порт

(Мурманский, незамерзающий зимой, морской товарный порт)

Помимо российских портов на берегах Баренцево моря размещены норвежские города – это Вардё, Вадсё и Киркинес.

По сравнению с отечественными портами они не имеют такого масштаба и не являются главенствующими административными единицами в своем регионе. Достаточно просто сравнить численность населения в Мурманске – 300 000, и Вадсё – 6186 человек.

Надо отметить, в России за морем следят куда более внимательно.

Норвегия неоднократно подвергалась гонениям со стороны ГринПис из-за своего нежелания приостановить выброс нечистот в воды Баренцево моря.

Источник: https://7dogs.livejournal.com/733513.html

Баренцево море – «Энциклопедия»

БАРЕНЦЕВО МОРЕ, окраинное море Северного Ледовитого океана, между берегами Северо-Западной Европы, острова Вайгач, архипелагами Новая Земля, Франца-Иосифа Земля, Шпицберген и острова Медвежий. Омывает берега Норвегии и России.

Имеет естественные границы на юге (от мыса Нордкап по берегу материка и по линии мыса Святой Нос – мыс Канин Нос, отделяющей Баренцево море от Белого моря, далее до пролива Югорский Шар) и отчасти на востоке, где ограничено западными побережьями острова Вайгач и архипелага Новая Земля, далее линией мыс Желания – мыс Кользат (остров Греэм-Белл).

В остальных направлениях границами служат условные линии, проведённые от мыса Сёркапп острова Сёркаппёйа у южной оконечности острова Западный Шпицберген: на западе – через остров Медвежий к мысу Нордкап, на севере – по юго-восточным берегам островов архипелага Шпицберген к мысу Ли-Смит на острове Северо-Восточная Земля, далее через острова Белый и Виктория до мыса Мэри-Хармсу орт (остров Земля Александры) и по северной окраине островов архипелага Земля Франца-Иосифа. На западе граничит с Норвежским морем, на юге – с Белым морем, на востоке-с Карским морем, на севере – с Северным Ледовитым океаном. Юго-восточную часть Баренцева моря, в которую впадает река Печора, из-за своеобразия гидрологических условий часто называют Печорским морем. Площадь 1424 тысяч км2 (самое большое по площади в Северном Ледовитом океане), объём 316 тысяч км3. Наибольшая глубина 600 м. Наиболее крупные заливы: Варангер-фьорд, Кольский залив, Мотовский, Печорская губа, Порсангер-фьорд, Чешская губа. Вдоль границ Баренцева моря много островов, особенно в архипелаге Земля Франца-Иосифа, крупнейшие – в архипелаге Новая Земля. Береговая линия сложная, сильно изрезана, с многочисленными мысами, заливами, бухтами и фьордами. Берега Баренцева моря преимущественно абразионные, реже аккумулятивные и ледяные. Берега Скандинавского полуострова, архипелагов Шпицберген и Земля Франца-Иосифа высокие, скалистые, фьордовые, круто обрывающиеся к морю, на Кольском полуострове – менее расчленённые, восточнее полуострова Канин – главным образом низкие и пологие, западное побережье остров Новая Земля невысокое и холмистое, в северной части прямо к морю подходят ледники.

Реклама

Рельеф и геологическое строение дна.

Баренцево море расположено в пределах шельфа, но, в отличие от других подобных морей, большая часть его имеет глубины 300-400 м.

Дно моря в основном сложено мезокайнозойскими осадочными породами чехла молодой Баренцево-Печорской платформы, в южной части – верхнепротерозойскими осадочно-вулканогенными комплексами Южно-Баренцево-Тиманской складчатой системы.

Представляет собой сложно расчленённую подводную равнину с небольшим уклоном с востока на запад, характерно чередование подводных возвышенностей и желобов различных направлений, на склонах сформировались террасовидные уступы на глубинах 200 и 70 м.

Наиболее глубокие районы расположены на западе, близ границы с Норвежским морем.

Характерны обширные мелководные банки: Центральная возвышенность (минимальная глубина 64 м), возвышенность Персея (минимальная глубина 51 м), Гусиная банка, разделённые Центральной впадиной (максимальная глубина 386 м) и желобами Западный (максимальная глубина 600 м), Франц-Виктория (430 м) и др. Южной часть дна имеет глубину преимущественно менее 200 м и отличается выровненным рельефом. Из более мелких форм рельефа выявляются остатки древних береговых линий, ледниково-денудационные и ледниково-аккумулятивные формы и песчаные гряды, сформированные сильными приливными течениями.

На глубинах менее 100 м, особенно в южной части Баренцева моря, донные осадки представлены песками, часто с примесью гальки, гравия, ракуши; на склонах пески распространяются на большие глубины. На мелководьях возвышенностей центральной и северной частей моря – илистый песок, песчанистый ил, в депрессиях – ил.

Всюду заметна примесь грубообломочного материала, что связано с ледовым разносом и широким распространением реликтовых ледниковых отложений. Мощность осадков в северных и средних частях менее 0,5 м, вследствие чего на отдельных возвышенностях древние ледниковые отложения практически находятся на поверхности.

Медленный темп осадкообразования (менее 30 мм в 1 тысячу лет) объясняется незначительным поступлением терригенного материала.

В Баренцево море не впадает ни одной крупной реки (кроме Печоры, оставляющей почти весь свой твёрдый сток в пределах Печорской губы), а берега суши сложены главным образом прочными кристаллическими породами.

Климат.

Для Баренцева моря характерен полярный морской климат, с изменчивой погодой, который находится под влиянием тёплого Атлантического и холодного Северного Ледовитого океанов и в целом характеризуется малой амплитудой годовых колебаний температуры воздуха, коротким холодным летом и продолжительной, сравнительно тёплой для этих широт зимой, сильными ветрами и высокой относительной влажностью воздуха. Климат юго-западной части моря значительно смягчается под влиянием Нордкапской ветви тёплого Североатлантического течения. Над акваторией Баренцева моря проходит арктический атмосферный фронт между холодным арктическим воздухом и тёплым воздухом умеренных широт. Смещение арктического фронта к югу или к северу вызывает соответствующее смещение траекторий атлантичных циклонов, которые несут тепло и влагу с Северной Атлантики, что объясняет частую изменчивость погоды над Баренцевым морем. Зимой циклоническая деятельность усиливается, над центральной частью Баренцева моря преобладают юго-западные ветры (скорость до 16 м/с). Часты штормы. Средняя температура воздуха самого холодного месяца марта изменяется от -22 °С на островах архипелага Шпицберген, -14 °С у острова Колгуев до -2 °С в юго-западной части моря. Летом характерна прохладная и пасмурная погода со слабыми северо-восточными ветрами. Средняя температура августа в западных и центральных частях до 9 °С, на юго-востоке 7 °С, на севере 4-6 °С. Годовое количество атмосферных осадков от 300 мм на севере до 500 мм на юго-западе. В течение года над морем преобладает пасмурная погода.

Гидрологический режим. Речной сток относительно невелик, поступает в основном в юго-восточную часть моря и в среднем составляет около 163 км в год. Наиболее крупные реки: Печора (130 км3 в год), Индига, Воронья, Териберка.

Особенности гидрологического режима обусловлены положением моря между Атлантическим океаном и Арктическим бассейном. Водообмен с соседними морями имеет большое значение в водном балансе Баренцева моря.

В течение года в Баренцево море поступает (и столько же выходит из него) около 74 тысяч км3 воды, что составляет примерно четверть общего объёма воды в море. Наибольшее количество воды (59 тысяч км3 в год) несёт тёплое Нордкапское течение.

В структуре вод Баренцева моря выделяются четыре водные массы: атлантическая, тёплая и солёная; арктическая, с отрицательной температурой и пониженной солёностью; прибрежная, с высокой температурой и низкой солёностью летом и с характеристиками арктической водной массы зимой; баренцевоморская, образующаяся в самом море под влиянием местных условий, с низкой температурой и высокой солёностью. В зимнее время от поверхности до дна на северо-востоке господствует баренцевоморская водная масса, а на юго-западе – атлантическая. Летом в северной части Баренцева моря преобладает арктическая водная масса, в центральной – атлантическая, а в южной – прибрежная.

Поверхностные течения Баренцева моря образуют круговорот против часовой стрелки. По южной и западной периферии на востоке вдоль берега (Прибрежное течение) и на севере (Северное течение) движутся воды Нордкапского течения, влияние которого прослеживается до северных берегов Новой Земли.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему весна (1 класс)

Северные и  восточные части круговорота образуются собственными и арктическими водами, поступающими из Карского моря и Северного Ледовитого океана. В центральной части моря существует система замкнутых круговоротов. Скорости в Прибрежном течении достигают 40 см/с, в Северном – 13 см/с.

Циркуляция вод Баренцева моря изменяется под влиянием ветров и водообмена с прилегающими морями.

Большое значение, особенно у берегов, имеют приливо-отливные течения. Приливы правильные полусуточные, их наибольшая величина 6,1 м у берега Кольского полуострова, в других местах 0,6- 4,7 м.

Поступление тёплых атлантических вод определяет относительно высокие температуру и солёность в юго-западной части моря. Здесь в феврале – марте температура воды на поверхности 3-5 °С, в августе повышается до 7-9 °С.

Севернее 74° северной широты и в юго-восточной части моря зимой температура воды на поверхности ниже -1 °С, а летом на севере 4-0 °С, на юго-востоке 4-7 °С. Солёность поверхностного слоя воды в открытом море в течение года составляет на юго-западе 34,7-35,0‰, на востоке 33,0-34,0‰, на севере 32,0-33,0‰.

В прибрежной полосе моря весной и летом солёность понижается до 30-32‰, а к концу зимы возрастает до 34,0-34,5‰.

Суровые климатические условия на севере и востоке Баренцева моря определяют его большую ледовитость. Во все сезоны года остаётся свободной от льда только юго-западная часть моря. Наибольшего распространения ледяной покров достигает в апреле, когда около 75% поверхности моря занято плавучими льдами.

В исключительно неблагоприятные годы в конце зимы плавучие льды подходят непосредственно к берегам Кольского полуострова. Наименьшее количество льдов приходится на конец августа. В это время граница льдов отодвигается за 78° северной широты.

На северо-западе и северо-востоке моря льды держатся обычно круглый год, но в благоприятные годы в августе – сентябре море полностью освобождается ото льдов.

История исследования. Баренцево море названо в честь голландского мореплавателя В. Баренца. Первыми начали осваивать Баренцево море русские поморы, вышедшие на его берега ещё в 11 веке.

Ведя морские промыслы, они открыли острова Колгуев и Вайгач, Новую Землю, проливы Югорский Шар и Карские Ворота задолго до европейских мореплавателей. Также первыми они достигли берегов островов Медвежий, Надежды и  восточного Шпицбергена, который называли Грумантом.

Научное изучение моря начато экспедицией Ф.П. Литке 1821-24, первая полная гидрологическая характеристика моря была составлена Н. М. Книповичем в начале 20 века. На «Кольском разрезе» проводится самый длинный непрерывный ряд гидрологических наблюдений в мире (с 1901).

В советское время исследования Баренцева моря вели: Плавучий морской НИИ на судне «Персей» (с 1922), Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии (Мурманск, с 1934), Мурманское управление Гидрометеослужбы (с 1938), Государственный океанографический институт (с 1943), Институт океанологии имени П. П.

Ширшова РАН (с 1946), Мурманский филиал Арктических и Антарктических НИИ (с 1972). Эти и другие научно-производственные учреждения продолжают изучение Баренцева моря в начале 21 века.

Хозяйственное использование. Баренцево море – продуктивный район. Донная фауна насчитывает свыше 1500 видов, в основном иглокожие, моллюски, полихеты, ракообразные, губки и др. У южного побережья распространены морские водоросли.

Из 114 видов рыб, обитающих в Баренцевом море, наиболее важны в промысловом отношении 20 видов: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и др. Из млекопитающих водятся: нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морская свинья, белуха, касатка и др.

На побережьях изобилуют птичьи базары, насчитывается свыше 25 видов птиц, наиболее распространены кайры, чистики, чайки-моёвки (на побережье Кольского полуострова 84 птичьи колонии). Открыты и разрабатываются крупные месторождения нефти и газа (в России – Штокмановское, Приразломное и др.).

Баренцево море имеет большое хозяйственное значение как район интенсивного рыбного промысла и морской путь, связывающий Европейскую часть России с Сибирью и с Западной Европой. Главный порт Баренцева моря – незамерзающий порт Мурманск; другие порты: Териберка, Индига, Нарьян-Мар (Россия), Вардё (Норвегия).

Экологическое состояние. В заливах, в местах сосредоточения флота и разработки газовых и нефтяных месторождений, наблюдается повышенное содержание нефтепродуктов и тяжёлых металлов, особенно неблагополучная ситуация отмечается в Кольском заливе. Однако содержание металлов в тканях рыб намного ниже ПДК.

Лит.: Есипов В. К. Промысловые рыбы Баренцева моря. Л.; М., 1937; Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. 3-е изд. М.; Л., 1948; Гидрометеорологические условия шельфовой зоны морей СССР. Л., 1984-1985. Т. 6. Вып.

1-3; Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. СПб., 1992. Т. 1. Вып. 2; Экологический мониторинг морей Западной Арктики. Мурманск, 1997; Климат Мурманска. Мурманск, 1998; Залогин Б. С., Косарев А. Н. Моря. М., 1999.

М. Г. Деев.

Источник: http://knowledge.su/b/barentsevo-more

Баренцево море

Баренцево море – омывает северное побережье Скандинавского и Кольского полуостровов, Норвегии и России. Является окраинным морем Северного Ледовитого океана.

С севера ограничено архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, с востока архипелагом Новая Земля.

Площадь Баренцева моря – 1424 тыс.кв.км. Объём – 282 тыс. куб. км. Глубина: средняя – 220 м. максимальная – 600 м. Граничит: на западе с Норвежским морем, на юге с Белым морем, на востоке с Карским морем.

Северные моря издавна привлекали русских людей своими богатствами. Изобилие рыбы, морских животных и птиц, несмотря на ледяную воду, долгую и холодную зиму, делали этот край вполне пригодным для сытого проживания. А когда человек сыт, то и холод ему нипочем.

В давние времена Баренцево море называлось Ледовитым, потом Сиверским или Северным, иногда его называли Печорским, Русским, Московским, но чаще Мурманским, по старинному названию Поморского (Мурманского) края земли.

Считают, что первые русские лодьи в водах баренцева моря плавали еще в XI в. Примерно в это же время сюда стали заплывать и лодки викингов.

И тогда на севере Руси стали появляться торговые поселения, и начал развивался рыбный промысел.

До обретения Россией полноценного флота, способного преодолевать просторы северных морей, самым северным российским городом был Архангельск. Основанный по указу царя Ивана Грозного в 1583-1584 гг около Михайло-Архангельского монастыря, небольшой город стал основным русским портом куда стали заходить иностранные морские суда. Там даже обосновалась английская колония.

Этот город, расположенный в устье Северной Двины впадающей в Белое море очень пригляделся Петру I, и со временем он стал Северными воротами Руси. Именно Архангельску выпала честь сыграть ведущую роль в создании русского торгового и военно-морского флота. Петр в 1693 г основал в городе Адмиралтейство, а на острове Соломбала заложил судостроительную верфь.

Уже в 1694 г. с этой верфи сошел на воду корабль “Св. Павел” – первое торговое судно Российского Северного Флота. «Святой Павел» имел на борту 24 пушки, которые Петр лично отливал на заводе в Олонце. Для оснастки первого корабля Петр собственноручно выточил такелажные блоки.

Спуск на воду “Святого Павла” осуществлялся под непосредственным руководством Петра. «Святому Павлу» была выдана «проездная грамота» на право торговли за границей. Корабль «Святой Павел» стал первым из шести трёхпалубных торговых судов спущенных с государевой верфи с 1694 по 1701 годы.

С тех пор Архангельск стал центром всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Именно отсюда начал осваиваться Русский Север.

Конечно, еще до Петровского времени существовали лоции устья Северной Двины, Белого Моря и прибрежной части Сиверского моря, которые передавались местными лоцманами по наследству. Но при Петре эти карты были уточнены и позволяли ходить довольно крупным кораблям без опаски сесть на мель или риф, которых в этих водах великое множество.

Эти места были очень привлекательными для мореходства из-за своей особенности, потому как море здесь не замерзало, благодаря течению Гольфстрим, теплые воды которого достигали этих северных берегов.

Это давало возможность прохода кораблей на запад в воды Атлантики и далее на юг к берегам Америки, Африки, Индии. Но отсутствие морских кораблей, и короткое время навигации препятствовали освоению вод Северного моря.

Лишь редкие суденышки отважных мореходов достигали берегов Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, отделявших Северное море от бескрайних просторов Северного Ледовитого Океана.

Начало изучения Баренцева моря свершалось в XVI-XVII веках, в эпоху Великих географических открытий.

Изыскивая торговые пути, европейские мореплаватели пытались пройти на восток что бы обогнув Азию попасть в Китай, но далеко пройти не могли из-за того что большая часть была покрыта торосами льдов не тающих даже в течение короткого северного лета. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в поисках северных торговых маршрутов очень тщательно разведывал воды Северного моря.

Он открыл Оранские острова, Медвежий остров, исследовал Шпицберген. А в 1597 году его корабль надолго вмерз во льды.

Баренц со своей командой оставили вмерзший во льдах корабль и на двух шлюпках стали пробиваться к берегу. И хотя экспедиция достигла берегов, сам Виллем Баренц погиб.

С 1853 г это суровое Северное море стало называться в его честь Баренцевым, хотя до этого оно официально на картах значилось как Мурманское.

Научное исследование Баренцева моря началось гораздо позже. 1821-1824 гг. было предпринято несколько экспедиций моря по изучению Баренцева моря.

Их возглавлял будущий президент Петербургской Академии Наук, почетный член множества русских и иностранных научных учреждений, неутомимый мореплаватель, адмирал Федор Петрович Литке.

На шестнадцати пушечном бриге “Новая Земля” он 4 раза ходил к берегам Новой Земли, исследовал и подробно описал ее.

Им были исследованы глубины фарватера и опасные отмели Белого и Баренцева морей, а так же географические определения островов.

Его книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821-1824 годах» изданная в 1828 году принесла ему всемирную научную известность и признание.

А полное тщательное исследование и гидрологическая характеристика Баренцева моря были составлены во время научной экспедиции в 1898-1901 гг. возглавляемой русским ученым гидрологом Николаем Михайловичем Книповичем.

Усилия этих экспедиций не пропали даром, в результате началось бурное освоение мореходства по северным морям. В 1910-1915 гг. была организована гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана.

Целью экспедиции было освоение Северного морского пути позволившего бы русским кораблям кратчайшим путем проходить вдоль северного побережья Азии в Тихий Океан к восточным берегам Российской империи.

Экспедиция в составе двух ледокольных пароходов – “Вайгач” и “Таймыр” под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого прошла весь северный путь от Чукотки до Баренцева моря, с зимовкой у полуострова Таймыр.

Этой экспедицией были собраны данные о морских течениях и климате, о ледовой обстановке и магнитных явлениях этих краев. В разработке плана экспедиции принимали активное участие А. В. Колчак и Ф. А. Матисен. Кораблями были укомплектованы боевыми морскими офицерами и моряками. В результате экспедиции был открыт морской путь соединивший Европейскую часть России с Дальним Востоком.

В начале ХХ века были предприняты меры по обустройству первого порта за полярным кругом. Таким портом стал Мурманск. Для будущего порта выбрали очень удачное место на правом берегу Кольского залива.

В 1915 году, во время Первой мировой войны Мурманск расстроился и получил статус города. Создание этого портового города дало возможность Российскому флоту получить выход в Северный Ледовитый океан по незамерзающему заливу.

Россия смогла получать от союзников военные грузы, несмотря на блокаду Балтийского и Чёрного морей.

В Советское время Мурманск стал основной базой Северного Военно-Морского Флота, сыгравшего огромную роль в победе СССР над фашистской Германией и Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Корабли и подлодки Северного флота стали единственной силой сумевшей в тяжелейших условиях обеспечить прохождение конвоев, доставлявших военные грузы и продовольствие для Советского Союза от союзников.

Североморцы за время войны уничтожили более 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов и 1300 самолётов фашистской Германии. Они обеспечили проводку 76 союзных конвоев включавших 1463 транспортов и 1152 кораблей охранения.

И сейчас Северный флот ВМФ России базируется на базах расположенных в бухтах Баренцева моря. Основной из них является Североморск, расположенный в 25 км от Мурманска. Североморск возник на месте крошечного поселка Ваенга, в котором в 1917 году проживало всего 13 человек. Сейчас Североморск с населением около 50 тыс. человек, является главным оплотом северных рубежей России.

На Северном флоте несут службу самые лучшие корабли ВМФ России. Такие как авианесущий противолодочный крейсер «Адмирал Кузнецов»

Атомные подводные лодки способные всплывать прямо на северном полюсе

Акватория Баренцева моря послужила и развитию военного потенциала СССР. На Новой Земле был создан атомный полигон и в 1961 там прошли испытания сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы. Конечно, вся Новая Земля и прилегающая к ней территория сильно и на долгие годы пострадала, но Советский Союз на многие годы получил приоритет в атомном оружии, который сохраняется и сейчас.

Длительное время вся акватория Северного Ледовитого Океана контролировалась Советским Военно-Морским Флотом. Но после распада Союза большинство баз оказалось брошенными. В Арктику потянулись все кому не лень.

Читайте также:  А.т. твардовский "василий теркин": описание, герои, анализ поэмы

А после открытия крупнейших месторождений нефти на Арктическом шельфе возник вопрос охраны Российских северных владений обладающих стратегическим сырьем. Поэтому с 2014 года Россия возобновляет свое военное присутствие в Арктике.

Для этого сейчас размораживаются базы на Новой Земле, на острове Котельном входящем в состав Новосибирских островов, на земле Франца Иосифа и острове Врангеля. Строятся современные военные городки, восстанавливаются аэродромы.

С незапамятных времен в Баренцевом море добывали много всевозможной рыбы. Она была почти основной пищей поморов. Да и на большую землю постоянно шли обозы с рыбой. Её и сейчас немало в этих северных водах, около 114 видов. Но в основном виды промысловой рыбы это треска, камбала, морской окунь, сельдь и пикша. Популяция остальных падает. 

Это результат бесхозного отношения к рыбным запасам. Последнее время рыбы вылавливали больше чем её воспроизводилось. Мало того, отрицательно сказалось на восстановлении рыбной массы искусственное разведение в Баренцевом море дальневосточных крабов. Крабы стали размножаться настолько быстро, что появилась угроза нарушения природной биосистемы этого региона.

Но тем не менее в водах Баренцева моря до сих пор можно встретить как разнообразную рыбу, так и морских животных таких как тюлени, нерпы, киты, дельфины, а иногда и касатки.

В погоне за новыми месторождениями нефти и газа, нефтедобывающие страны усиленно стали стремиться на север. Так акватория Баренцева моря стала местом конфликта между Россией и Норвегией. И хотя в 2010 г.

Норвегия и Россия заключили договор о разделе границ в Баренцевом море, споры до сих пор не утихают. В этом году российский “Газпром” начал промышленную добычу нефти на арктическом шельфе. За год будет добыто порядка 300 тысяч тонн нефти.

К 2020 году планируется выйти на уровень добычи в 6 млн. тонн нефти в год.

Погашению этих споров может послужить возвращение в Арктику Вооруженных сил России. Российская Арктика это достояние нашего народа и оно должно быть в полной мере использовано на благо народа и хорошо защищено от любителей поживиться за чужой счет.

Не смотря на то что Баренцево море это заполярье, в последние годы этот регион становится все популярнее для туристов, особенно увлекающихся дайвингом, рыбалкой и охотой. Очень интересен такой экстремальный вид отдыха как подледный дайвинг.

Красоты подледного мира могут удивить и бывалых пловцов. Например, размах клешней расплодившиеся в здешних водах камчатские крабы иногда превышает 2 метра. Но нужно иметь ввиду, что погружение под лед – занятие для опытных аквалангистов.

А охота на островах Баренцева моря на тюленя, нерпу или птиц которых здесь видимо не видимо, не оставят равнодушным любого видавшего виды охотника.

Любой дайвер, рыбак, охотник или просто турист, хоть раз побывавший на Баренцевом море, еще и еще будет стремиться попасть сюда что бы увидеть эти северные красоты которые забыть невозможно.

Источник: http://national-travel.ru/arctic/geo-arctic/barencev-more.html

К берегам баренцева моря

Прошло уже три года, как мы поменяли отдых у Черноморского побережья Кавказа, на авто-путешествия по Карелии и Кольскому полуострову. А север продолжает все больше и больше к себе тянуть и манить, своими новыми местами.

Еще не окончился 2012год, а мы уже представляем себя на колесах, нашего автомобиля, катящегося по жесткому грейдеру Кольского полуострова к берегам Баренцева моря, оставляя после себя, как комета, длинный хвост, красно-коричневой пыли.

В этом 2013 году было принято решение достичь берега Баренцева моря, а именно, поселка Териберка и Дальних Зеленцов, полуострова Среднего и Рыбачьего. Побывать в городе герое Мурманске, потом побывать в Хибинах и через Карелию, вернуться домой.

Нитка маршрута

Москва – оз.Онега – Нильмозеро – Терский берег(Мыс Корабль) – гостинница в Хибинах – река Териберка(недалеко от одноименного поселка) – пос. Дальние Зеленцы – гостинница в Хибинах (заезд в горы к леднику) –Беломорск – оз. Уксиярви – Валдай (оз.Ужин) – Москва

гео-теги:

      Прошло уже три года, как мы поменяли отдых у Черноморского побережья Кавказа, на авто-путешествия по Карелии и Кольскому полуострову. А север продолжает все больше и больше к себе тянуть и манить, своими новыми местами. Еще не окончился 2012год, а мы уже представляем себя на колесах, нашего автомобиля, катящегося по жесткому грейдеру Кольского полуострова к берегам Баренцева моря, оставляя после себя, как комета, длинный хвост, красно-коричневой пыли.

В этом 2013 году было принято решение достичь берега Баренцева моря, а именно, поселка Териберка и Дальних Зеленцов, полуострова Среднего и Рыбачьего. Побывать в городе герое Мурманске, потом побывать в Хибинах и через Карелию, вернуться домой. Программа получилась, интригующая и заманчивая. Но в точности нашим планам, не суждено было сбыться.       В этом путешествии было, и порванное колесо, и гнутый лопнувший диск на грейдере, и текущий сальник. А, следовательно, и соответствующие ремонтные работы, и потерянное время. В итоге, мечта о посещении Среднего и Рыбачьего в этом году, оказалась несбыточной. На пятнадцатый день после выезда, к вечеру мы были в Москве, но на Среднем и Рыбачьем мы так и не побывали.       Так вкратце выглядит предисловие к рассказу о путешествии на автомобиле «Гранд Витара» экипажа, состоящего из двух женщин и двух мужчин. Общая протяженность путешествия получилась 5860 км. Маршрут получился такой: Москва – оз.Онега – Нильмозеро – Терский берег(Мыс Корабль) – гостинница в Хибинах – река Териберка(недалеко от одноименного поселка) – пос. Дальние Зеленцы – гостинница в Хибинах (заезд в горы к леднику) –Беломорск – оз. Уксиярви – Валдай (оз.Ужин) – Москва. В выше перечисленных местах были ночевки.       Теперь пришло время рассказать в подробностях о самом путешествии. Но это уже разговор, для щепетильных и терпеливых туристов, которых интересует все и вся, и при этом в максимальных подробностях.      Выезд был назначен на утро воскресенья 30 июня. Это связано с прибытием к месту первой ночевки на Онеге. Суть наших расчетов заключалась в следующем. Проезжаем первые 950км с одной остановкой на обед, и к вечеру, по намеченному плану, должны встать лагерем на Онеге. Но в этом районе, Онега, это уже довольно обжитое и часто посещаемое место рыбаками и просто местными отдыхающими. По этому, чтобы не иметь особенных проблем с поиском свободного и красивого места, желательно приехать, или в рабочие дни, или в конце выходных. Что мы и выбрали, прибыв к назначенному месту воскресенье в 22:00. Сразу, правда, лагерь ставить на место прошлогодней стоянки ставить не стали. Решили проехать дальше по берегу, до деревни Ольково. У местного населения это место зовется горой Андома.

Гора Андома. Полночь 30.06.2013

      Берег действительно необычен. Крутизна предельна для обычного спуска, замучаешься бегать за водой, высота от воды, на мой взгляд, примерно метров 30. поэтому от идеи встать здесь на ночевку, пришлось сразу отказаться. Но фото и видеоматериала, показывающего этот красивый берег, в лучах заходящего солнца, было сделано, достаточно. Время, подходило к 23:00, начинала сказываться усталость.

      Сегодня мы проехали 950км, не так много, но и не так уж мало. Пора было принимать окончательное решение, где ставить лагерь.

Еще осмотрев несколько мест, накатав в общей сложности километров 20, пришли к выводу, что прошлогоднее место стоянки, оно описывалось в рассказе “К Терскому берегу 2012г”, для нас самый лучший вариант. Принимается окончательное решение: возвращаемся к месту прошлогодней стоянки и ставим палатку.

В этом году мы решили попробовать использовать вариант одной, но большой          палатки. По своей конструкции, на наш взгляд, она дает явно большие удобства и комфорт.

Первое, это высота два метра, а второе – это разнесенные два двухместных отделения, между которыми большое объемное пространство, дающее множество вариантов использования. В этом же походе были опробованы и два самонадувающихся матраса, толщиной 5см.

Чтобы объективно понять преимущество перед обыкновенным надувным, скажу просто. Однажды, на одной из ночевок, я имел неосторожность, дать попробовать поспать на своем самонадувном, своей супруге. Больше я его в своей половине палатки, не видел. Так что практика показала, однозначно, или пенка, или самонадувной. Пенка конечно надежней, но самонадувной комфортней.

Стоянка на берегу Онежского озера

      Простояли мы в этом году на Онеге две ночи и один день, то есть чистые сутки. С погодой нам везло. На небе ни облачка, солнце греет как на Черноморском побережье, прекрасная чистая вода, но холодная, как ей и полагается быть в Онеге. Хорошо прогревшись на солнышке, бродим по каменистому берегу. Вот прекрасный песочный пляж. Пробуем заходить в воду. Если бы не холодная вода!? Но ровный песчаный берег предоставляет нам отличную возможность, вдоволь наплескаться на мелководье и привыкнуть к холодной воде. После такой акклиматизации можно уже и поплавать. Не то, что раньше на камнях. Перескакиваешь с камня на камень, пока дойдешь до глубины, ноги замерзнут, тут-уж и не до купания. Так что в этом году, мы покупались в Онеге по настоящему. Как и в 2012г по уже сложившейся традиции, первая стоянка была отмечена шампанским и шашлыком.       Утро 2 июля нас ничем не разочаровало. Чистое небо и теплое солнце, мы завтракаем и не спеша, собираемся дальше в дорогу. Сегодня у нас по плану проехать около 750км и встать в районе Нильмо-Губы. Быстро проезжаем грейдер, и снова под колесами нашего автомобиля слышится знакомое шуршание асфальта. Сегодня наш маршрут пройдет по восточному побережью Онеги через города: Пудож, Повенец, Медвежьегорск, далее траверз: Беломорска, Кеми, Лоухов по трассе до населенного пункта Полярный круг и поворот направо к Нильмозеру. А там, ищем место для лагеря. В Пудоже мы заехали пополнить запасы кое,- каких продуктов. Лариса даже решила воспользоваться ситуацией, находясь в универсальном магазине, купить себе маленькую подушечку, таким образом, повысить комфорт сна. Все шло пока прекрасно и ничто не предвещало никаких неприятностей. Но, на одной из остановок, которую мы сделали для грибной разведки, Саша услышал подозрительный запах трансмиссионного масла. На что я уверенно возразил ему: тебе просто кажется, откуда!? С грибами нам не повезло, их в этом году пока вообще не было, ни каких, хотя и число, и месяц полностью совпадали с 2012годом. Выпили по чашке чая и двинулись дальше. По дороге решаем, перед Медвежьегорском сделать остановку на обед. Находим приличное место, отличное настроение, быстро накрываем стол, и тут Саша заявляет: я отчетливо слышу запах трансмиссионки. После такого категоричного заявления, я ложусь и стараюсь, насколько это возможно, дальше заглянуть под машину, надеясь до последнего момента, опровергнуть предположение сына. Но… увы.       Он был прав, и, к сожалению, это уже факт. Хвостовик раздатки мокрый, а это значит, сальник течет. В Москве, эта «проблема» решалась бы элементарно просто, что потом дома самостоятельно и было сделано, но как быть нам здесь, сальника ведь нет!? Можно было конечно из имеющегося жизненного опыта, аккуратно снять старый, подтянуть на нем пружинку и поставить обратно, но эта операция не дает сто процентов успеха, поэтому решили тянуть до Медвежьегорска. Через пару часов мы были в городе, где через некоторое время нашли и сервис. Но не сальник! Сузуки Грант Витара это конечно далеко не Феррари или Бентли, но и Медвежьегорск это далеко не Москва! Оставалось только надеяться на профессиональный опыт мастера, заявившего, что с такой течью, да еще и если иметь возможность подливать масло, реально можно проехать три четыре тысячи километров. Выбора у нас не было, долили и поехали дальше, решив, что операцию с сальником, описанную выше, можно отложить, а пока просто контролировать и по мере необходимости подливать масло в коробку. С этого момента мы стали понемногу выбиваться из намеченного ранее плана движения.       К Нильмозеру мы приехали заметно позже запланированного времени. Выручало нас только то, что это был полярный круг, и ночь была белой.       Но как бы-то ни было, мы хоть и устали, правда, больше морально, чем физически, а до запланированного места доехали.       Сделали отличный ужин, быстро поставили палатку. Прошло еще не много времени, и наши усталые тела погрузились в мир сновидений.       Зато с погодой нам пока везло. Утро нас не разочаровало. Оно было прекрасным, как и в предыдущие дни. Теплое солнце, голубое небо и легкий ветерок, что еще нужно для полного счастья туристу!? 

Нильмозеро

Источник: https://www.marshruty.ru/travel/k_beregam_barentseva_morya/

Ссылка на основную публикацию