Английская природа глазами джона констэбла

Удивительные пейзажи и другие работы Джона Констебла,знаменитого английского художника

Английский художник Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 – 31 марта 1837 года)

Для тех, кто не будет читать текст, и не посмотрит до конца ,сообщу сразу,что автор статьи : Влад Маслов

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия – 31 марта 1837 года, Лондон) – крупный британский пейзажист эпохи романтизма.

Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур.

Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).

Ричард Ремси Рейнагл -“Джон Констебл-“1799

Особенности творчества Джона Констебла.

В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов.

Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь.

Кроме того, он – единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.

В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба.

Его картины – это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.

Известные картины Джона Констебла.

Джон Констембл «Вид на собор Солсбери с луга», 1831, 153.7×192 см • Масло, Холст

Джон Констебл “Телега для сена” 1821, 130.2×185.4 см • Масло, Холст

Джон Констембл “Уивенхо-Парк, графство Эссекс” масло. холст

Джон Констебл «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», 1834, 29×30.5 см • Масло, Холст

Джон Констебл «Белая лошадь у пруда» 1819, 131.4×188.3 см • Масло, Холст

Мельник из провинции

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», – признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.

Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк.

«Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это», – писал он.

Джон Констебл-Хэмпстед-Хит -Проясняющееся небо 1830

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным.

А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. 

Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте – в 23 года.

А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.

Миниатюра: портрет Авраама Констебла,брата художника Начало XIX века, 7×5.1 см • Масло, Картон

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись.

Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.

Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук.

Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других…

Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины».

В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.

В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках

Джон Констебл”Темза, Итон-колледж и часовня”1802, 23.9×53.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Джон Констебл”Мельница,Колчестер” 1812, 14×19.7 см • Акварель, Тушь, Карандаш, Бумага

Джон Констебл “Пейзаж долины реки Стаур с видом на церковь Святой Марии”1800, 34.2×52 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Но его обычные сюжеты – сцены повседневной жизни – были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины.

А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Джон Констебл “Западное побережье ,Брайтон”1810-е , 11.4×18.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух.

Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы

Джон Констебл “Капитан Ричард Габбинс”1805, 76.2×63.8 см • Масло, Холст

Джон Констебл “Дамы семьи Уильяма Мейсона из Колчестера”1806, 61×50.8 см • Масло, Холст

От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».

Джон Констебл “Вознесение” 1822, 160×127 см • Масло, Холст

Джон Констебл “Ангел вещающий” Начало XIX века, 43.1×23.4 см • Масло, Дерево

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки.

И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. 

Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.

Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. 

Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.

Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. 

Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

Французский триумф

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. 

Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. 

И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст – «Белую лошадь».

С него началась серия масштабных картин – «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» – ныне культовую для британцев.

Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.

А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом.

Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль.

Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».

При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции – свыше двадцати всего за несколько лет.

Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым – за границей», – пояснил он.

Ушедший Ангел

В январе 1828 года – вскоре после рождения седьмого ребёнка – в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела – Бог знает, как будут расти мои дети…

Для меня лицо Мира полностью изменилось». С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед – пригород Лондона.

Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления .

Джон Констебл “Вид на Хэмпстед-Хит,раннее утро” 1821, 24.1×34.9 см • Масло

Джон Констебл “Хэмпстед-Хит с радугой” 1836, 50.8×76.2 см • Масло, Холст

Джон Констебл “Вид на Хэмпстед-Хит в штормовую погоду” 1830, 15.6×19.4 см • Масло, Дерево, Бумага

Джон Констебл “Рукав прудаХилл,Хэмпстед” 1828, 60.6×78.1 см • Масло, Холст

Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

Отчуждение и депрессия

В поздний период Констебл перестал писать определённые места – частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье.

Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе.

Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок.

Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно – в 1829 году в возрасте 52-х лет – во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии.

Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов.

Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса.

А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.

Тем не менее, Констебл продолжал работать.

После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин.

Джон Констебл “Морское побережье” 1830, 14.3×22.1 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл “Мельница у Колчестера” Середина XIX века, 13.5×18.7 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл “Вид н собор Солсбери” Середина XIX века, 15.9×23.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл “Стоунхендж” Середина XIX века, 13.2×19.8 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл “Мельница Гилленхем.Дорсет”Середина XIX века, 18.6×15.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз.

В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков.

Предприятие потерпело финансовый крах.

Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – 

Читайте также:  Народный календарь: зима, февраль-бокогрей

«Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф – символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец.

«Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» 1836, 132×108.5 см • Масло, Холст

Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде.

В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына – Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации. Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже.

В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца – Ричарда Голдинга Констебла.

Наследие

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. 

На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.

К началу XX века творчество Констебла было переоценено. 

В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом.

В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. 

Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Источник: https://obiskusstve.com/1386977775828076849/udivitelnye-pejzazhi-i-drugie-raboty-dzhona-konsteblaznamenitogo-anglijskogo-hudozhnika/

Творчество Джона Констебля

Джон Констебл (см.репродукции) (1776, Ист-Бергголт – 1837, Лондон), английский живописец, один из самых талантливых пейзажистовАнглии и Западной Европы.
Констебл родился в семье мельника, происходил из ремесленной среды.

Старший сын в семье был умственно отсталым, поэтому надежды родителей вполне полагались на второго сына, каким и был Джон. Семья жила в селе Ист Бергголт на реке Стур, сельские пейзажи Британии и станут главными мотивами произведений будущего художника.

Среди ранних ярких впечатлений Джона – знакомство с коллекционером Джорджем Бомон.

Тот разделял моду английских богачей на коллекционирование картин 17 века, художественными авторитетами для которых были так называемые “героические пейзажи” Николя Пуссена и Клода Лоррена.

Джон передал семейный бизнес младшему брату, чем высвободил себе руки и время для художественного обучения. Учился живописи у местного художника Джона Данторна. Затем переехал в Лондон, где в 1799 г. поступил в Королевскую академию искусств.

Внимательно изучал творчество мастеров предыдущих поколений: Клод Лоррена, Якоб ван Рейсдала, Томаса Гейнсборо (чит.творчество). Некоторое время он работал преподавателем рисунка в военном колледжа Great Marlow, который бросил в 1802году.

Он окончательно решил посвятить себя пейзажной живописи и начал двигаться в этом направлении. Зимой Констебл находился в Лондоне, а летом возвращался в родное село или путешествовал. В 1811 году принял запошення гостить у архидиакона Джона Фишера в Солсбери.

Местность и вдохновила художника на большинство пейзажей, которые позже расценили как лучшие достижения художника. Художник встретил девушку с другой, богатой среды. На пути к браку стояли родители Марии, которые не считали брак с неимущим художником и неопределенным будущим – хорошей партией для Марии.

Ситуация несколько изменилась со временем, когда Джон получил часть наследства от семейного бизнеса после смерти своих родителей. Джон Констебл и Мария Бикнелл поженились в октябре 1816 года.

В 1819 году художника приняли в члены Королевской академии искусств, а в 1821 году на выставке в Академии Констебл выставил картину. Выставку посетил французский художник Теодор Жерико, ему понравился пейзаж Констебля и он пригласил Констебля в Париж. Картина Джона Констебля в 1824 году получила золотую медаль в Парижском салоне.

В январе 1828 года Мария тяжело заболела после рождения седьмого ребенка. Она умерла в ноябре того же года от осложнений туберкулеза в возрасте 41 года. Материальное положение семьи могли исправить деньги, получила Мария по завещанию, но Джон потратил 20 тыс. на создание эстампов из собственных работ, чтобы их выгодно продать.

К сожалению, инициатива Джона Констебла с эстампами не имела финансового успеха. С 1831 года он получил должность инспектора Академии художеств, где пользовался популярностью среди студентов, а также читал лекции по истории пейзажнойживописи.

В моде были романтические пейзажи с изображениями диких видов, скальных пейзажей, фантазийных сцен с облаками, эффектами неожиданного освещения. Типовые образцы дал английский художник Уильям Тернер.

Джон иногда рисовал подобные сцены, но значительно больше его привлекали реалистичные изображения холмов и полей, пейзажные парки английских аристократов, тихие окрестности, реки с медленным течением. Природа родной страны, в которой художник подчеркивал ее скромную красоту и вместе с тем одухотворенная величие.

Констебл часто путешествовал по стране, делая множество эскизов и зарисовок с натуры, в которых запомнились наблюдения неба и изменчивых, бегущих по нему облаков, атмосферы, освещения, их влияния на естественные цвета.

Впервые в истории европейского пейзажа он писал некоторые из картин полностью с натуры, на пленэре, предусмотрев творческие поиски импрессионистов. Работы Констебла отличает романтическое, приподнятое звучание. Констебл обращался также к жанру религиозной картины и портрета. Его творчество повлияло на французских романтиков, художников барбизонской школы и импрессионистов.

‹‹ к списку статей

Источник: https://holsta.net/articles/tvorchestvo-dzhona-konsteblya.html

Констебл Джон (1776 – 1837)

Джон Констебл принадлежит к числу величайших представителей 18-19-го века. Все его творчество, целиком посвященное запечатлению пейзажей его родной Англии, может рассматриваться и как высокое достижение реалистического художественного видения, и как новый этап в осмыслении национального ландшафта.

Английская живопись, в отличии, например, от французской или голландской, не знала такого развития пейзажного жанра. Зато в Англии, как ни в какой другой стране, существовал особый культ природы.

В культуре каждого народа художественное познание природы раскрывается не только в живописи, но и в садово-парковом искусстве.

И вот если Франция дала истории строгий, точно расчерченный, регулярный парк, являющийся продолжением и дополнением дворцовой архитектуры, если в Голландии сложился тип уютного, засаженного цветами камерного сада, то для Англии было характерно развитие свободных, как можно более естественных парков, которые называют “пейзажными”. Понятие “английский парк” стало равнозначно слову “пейзажный”, и по образцу Туманного Альбиона английские парки разбивались и в России.

Своеобразной чертой английского парка было то, что организованная садовниками часть парка естественно сливалась с окружающей природой, которой любовались и которой подражали в искусственных насаждениях.

Благоговейная любовь к природе, стремление служить ей своим искусством стали основой творчества Констебла. Он родился в Дедхемсоой долине, одном из красивейших мест юго-востока Англии. Отец его был мельником. Приобщил к искусству, заинтересовал им юного Джона местный художник-любитель, богатый землевладелец сэр Джордж Бомонт.

Хотя Констебл учился в Лондонской Академии художеств, основную школу он прошел, самостоятельно работая на натуре, делая наброски в альбоме и великолепные этюды. На многих этюдах Констебл проставлял год, месяц, число, время дня, направление ветра в тот момент, когда он изображал данное явление природы.

С самого начала Констебла не интересовало все занимательное в природе, нарочито привлекательное, декоративное, что любили изображать художники 18-го века. Он не выбирал в природе мотивов, которые соответствовали бы каким-то канонам красоты, а любил ее в целом.

Часто в пейзажах Констебла можно было увидеть виды парков, любил он писать и сельские угодья с запрудами, мельницами, деревенскими домами. Констебл мыслил жизнь природы неотрывно от жизни человека.

Люди в его картинах – сельские труженики, спокойные, неторопливые, они относятся к своему труду с той же моральной ответственностью, с какой сам художник подходил к своему творчеству.

Природу художник видел динамичной, живущей своей жизнью, к которой приспосабливается человек. Так, в картине “Мельничный поток”, быстрое движение воды он изображал широкими мазками, клал их ритмично, крупными красочными пятнами. Для Констебла “Поток” был всего лишь этюдом, однако сейчас он воспринимается современниками как законченная картина.

В дальнейшем многие свои картины Констебл писал в двух вариантах: первый – эскиз, а второй- законченное произведение. Во втором варианте художник не изменял основному мотиву, но давал более точное изображение предметов и фигур.

Произведения Констебла с их новаторским реализмом и свободной живописью были не очень понятны его соотечественникам. Английские любители искусства были воспитаны на музейных коллекциях, поэтому им недоступен был сложный мир констебловских пейзажей.

Зато его высоко ценили жадные до всего нового французы. Во Франции того времени не было пейзажиста такого масштаба, как Констебл. Восхищение его работами выразил писатель Стендаль:”…

Англия прислала нам в этом году великолепные пейзажи, принадлежащие Констеблу. Не знаю, можем ли мы им что-нибудь противопоставить. Правдивость сразу же поражает и увлекает в прелестных этих произведениях…

в них нет ничего идеального, но прелестный его пейзаж с собакой слева передает природу как зеркало…”

Пейзажи Констебла стали поворотным пунктом в развитии всего этого жанра европейской живописи.

Источник: http://cvetamira.ru/konstebl-dzhon-1776-1837

Пейзажи Джона Констебла

Краткая биография и описание некоторых пейзажей мастера.

Творчество

Джон Констебл (1776, Ист-Бергхолт, Суффолк – 1837, Лондон) начал изучать живопись самостоятельно. С 1795 работал в Лондоне топографом. В 1799 посещал курсы живописи при Королевской академии искусств, членом которой стал в 1829.

Творческие импульсы получал прежде всего от работ старых мастеров, а также Томаса Гритина и Клода Лоррена. В ранний период творчества писал портреты, произведения на тему религии и пейзажи. После поездки в Италию в 1819 пейзажи заняли основное место в его творчестве.

Для полотен Констебла характерны смелая живописная манера и тщательная передача материальных объектов. Особое внимание уделял передаче состояния атмосферы, игре солнечных бликов в зелени, движению облаков.

Совместно с Уильямом Тернером и Ричардом Парксом Бонингтоном разработал новое направление пейзажной живописи, определившее ее развитие во всей Европе, а также оказавшее большое влияние на художников барбизонской школы и импрессионистов.

Пейзажи

Олд Сэйрам,1829. Картон, масло, 14,3*21 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Будучи в Солсбери, Констебл сделал несколько набросков близлежащего холма, на котором раньше находилась резиденция епископа.

Возможно, этот пейзаж также был написан художником на открытом воздухе, а фигуры вписаны в него позднее. Художник несколько умозрительно, но с эпическим размахом изобразил явление природы — ураганный ветер, закат солнца.

Ясные цвета передают настроение художника, возникшее во время прогулок в этих местах.

Собор в Солсбери из епископского сада, 1823. Холст, масло, 87,6*111,8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Данная работа создавалась для епископа Солсберийского — он изображен слева со своей супругой.

Позже художник написал еще несколько видов собора. Искусно выстроенная композиция призвана отразить единство природы и творения человека.

Читайте также:  Сказки и рассказы про весну для детей

Колокольня, залитая лучами солнца, являет собой символ Божественного Провидения, сотворившего гармонию мира.

Пляж в Брайтоне, 1824. Бумага, масло, 14,9*24,8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Благодаря тому, что Констебл отходит от традиционной композиции, а также новому подходу к подбору колорита, отказу от манеры писать несколько грубоватыми мазками, имитирующими эскиз, его пейзажи предстают нам во всей своей живости и непосредственности. Его новаторство было с энтузиазмом перенято Эженом Делакруа и Теодором Жерико.

Мельница близ Дедхема, 1820. Холст, масло, 51*77 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Реалистично и эмоционально и создавал Констебл виды родных мест, например мельницу своего отца, изображенную на картине. Правдиво отражает художник крестьянскую жизнь в разное время года и при любой погоде. Между 1818 и 1820 он написал три вида этой мельницы.

Строительство барки близ Флэтфордской мельницы, 1814–1815. Холст, масло, 50,8*61,9 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Интересно, что первым живописцем, создававшим картины на пленэре был Констебл.

 В данном случае он пошел еще дальше: малоформатная картина с изображением сухого дока близ Флэтфорда целиком написана маслом на пленэре.

Единственное произведение, полностью завершенное на открытом воздухе, занимает особое место в творческом наследии художника.

Источник: https://artrue.ru/articles/biography/pejzazhi-dzhona-konstebla.html

Джон Констебл: картины, биография

Автопортрет Джона Констебла

Констебл принадлежит к тем великим реформаторам живописи, чье творчество во всем его громадном значении было оценено гораздо позднее.

Он не пользовался признанием современников, его искусство формировалось медленно и трудно, но когда оно созрело, его влияние изменило все направление западноевропейской живописи XIX века.

Констебл открыл для живописи новую область — природу, данную во всей непосредственности живого восприятия.

Он первый стал писать пейзажи на открытом воздухе, передавая динамику природы, ее вечное движение, изменчивость. На своих этюдах он всегда указывал время — «бурный день, девять часов утра», «24 декабря, после полудня, между половиной второго и четырьмя» и т. д. Эффектам солнечного освещения он предпочитал скромный свет облачного дня.

По выражению известного историка искусства Б. Р. Виппера, «начиная с Констебла из европейского пейзажа на долгие годы исчезает «хорошая погода». Одной из особенностей . искусства Констебла было то, что он писал эскизы в размер картины, а затем повторял их для выставок в более гладкой манере как уступку вкусам публики.

Именно эти «эскизы» и составляют основное художественное наследие Констебла, предвосхищая достижения Коро и импрессионистов. Однако и законченные картины были столь необычны, что будучи выставлены в Париже произвели настоящий переворот в умах французских художников.

Известно, что Делакруа, увидев пейзажи Констебла, переписал заново весь фон «Хиосской резни» за 14 дней до открытия выставки. Констебл родился в деревне в самом сердце Англии, и с английской деревней он связан, «как улитка со своей раковиной» (Л. Вентури).

Его отец был богатым мельником, и изображение мельницы было первым опытом юного Констебла в живописи. От подобных тем он не отходил всю свою жизнь. Его пейзажи — это виды немногочисленных мест, хорошо ему знакомых: Дедем в Суффольке, Хемпстед близ Лондона долина реки Стур.

Констебла интересует не разнообразие композиционных мотивов, а оттенки освещения и изменения воздушной среды, живость игры рефлексов, непрерывное взаимодействие элементов природы, вплоть до дуновения ветра и блеска росы на траве.

Каждая картина Констебла — это чудо искусства. Не только свежий, чистый колорит (Констебл первый изгнал из живописи коричневато-золотистый «музейный» тон), но и самая манера наложения краски, сама фактура живописи создают ощущение необычайной естественности открывающегося нашим глазам пейзажа.

Динамичный, подвижный мазок Констебла как бы соответствует движению взгляда художника — его направлению, скорости. У Констебла нет ровно закрашенных плоскостей, и небо и земля состоят из тысячи оттенков — фиолетовых, желтых, серо-голубых, из контрастов плотных, темноватых тонов с сияющими и лучезарными.

Он не боится вводить черный тон, чтобы подчеркнуть серебристое сияние воздушной колокольни готического собора «Собор в Солсбери», 1823), применяет яркое пятно чистой желтой краски для изображения цветущего луга («Повозка с сеном», 1821), воссоздает мерцание серого света пасмурного дня не только цветом, но и фактурой — естественное освещение скользит по неровностям полотна, создавая дополни­тельный эффект («Шлюз в Дедеме», «Прыжок лошади», 1825) Ощущение драматизма, тревожный трепет приближающейся бури, всю богатую внутреннюю жизнь природы художник передает чисто живописными средствами.

При всем этом в пейзажах Констебла нет субъективности видения: его пейзажи объективны в лучшем смысле этого слова.

Художник не делает пейзаж носителем своего настроения — он открывает реально существующие внутренние богатства самой природы, В своих теоретических вы­сказываниях Констебл с недоверием относится к воображению, к изучению произведений великих художников и призывает к «чистому восприятию природы».

Он писал: «То, что я пытаюсь передать в своих картинах — это свет, роса, легкий ветерок, цветение, свежесть; ничто из этого до сих пор не было передано на полотне ни одним живописцем». Жизнь Констебла небогата внешними событиями. Он никогда не знал нужды, но никогда не знал и особенного богатства.

Стремление учиться живописи, правда, вызывало некоторые возражения его отца, но только потому, что первоначальные успехи молодого художника не были блестящими. Полюбив девушку более высокого социального положения, Констебл все же после многолетних волнений и страданий женился на ней и был счастлив в семейной жизни. В 1829 году он стал действи­тельным членом Академии худо­жеств. Картины его появлялись на выставках и некоторые даже продавались.

И тем не менее эта внешне благополучная жизнь была полна и глубоких душевных страданий и мелких уколов самолюбия.

Крити­ка издевалась над его картинами, столь непохожими на то, что обычно выставлялось в салонах (один «остроумец» воскликнул перед картиной Констебла — «Где мои пальто и зонтик?!»), а при избрании в Академию ему дали понять, что это большая милость Единственным его успехом была выставка в парижском Салоне 1824 года. Во Франции сразу поняли величие и оригинальность этого необыкновенного художника.

До конца жизни Джон Констебл оставался непризнанным и про­должал мужественно идти трудным путем одиночки-первооткры­вателя.

«Мое скромное искусство можно обнаружить в любой тропинке… Думайте об этом, что хотите, но, во всяком случае, оно мое», — писал он.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2802-constable.html

Джон Констебл – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge

Джон Констебл или Констэбль — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country).

Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года.

Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

https://www.youtube.com/watch?v=lHC-Q-pcIPM

Констэбль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур, в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).

Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.

По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

В 1799 году Констэбль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре.

По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена.

Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики.

На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/66.html

Презентация “Живопись Джона Констебла”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Ивунина Татьяна Аркадьевна МАОУ лицей №8 г. Томск Живопись Джона Констебла

2 слайд Описание слайда:

Джон Констебл (1776–1837) Более остального я должен писать родные места. Живопись – не что иное, как выражение чувств… (Джон Констэбл)

3 слайд Описание слайда:

Джон Констебл родился 11 июня 1776 года в графстве Саффолк, в небольшой деревушке Ист – Бергхолт.

С раннего детства его окружали типично английские пейзажи – зелень сочной английской травы, бледная голубизна неба, небольшая, но быстрая и полноводная во время разлива река Стаур.

Собственно на берегу этой реки, которая будет самым популярным героем его полотен, прошло детство и юность будущего знаменитого художника.

4 слайд Описание слайда:

Свои первые зарисовки он делал с отцовской мельницы, стоящей на плотине и с окрестных мест. Позже эту местность назовут Земля Констебла, но это будет еще не скоро. Второй сын в семье зажиточного мельника, он был вынужден заниматься хозяйством, а все свободное время проводил за рисованием.

Начальные азы рисования он осваивал под руководством местного художника дилетанта Джона Дансорна, и только проработав еще некоторое время после окончания школы на мельнице, он смог в 1799 году поступить в Королевскую Академию художеств в Лондоне.

Родителям Констебла не по душе было бесполезное занятие сына.

5 слайд Описание слайда:

Самая первая картина, которую художник смог продать, называлась “Белая лошадь”. Эта картина была первой из серии работ, которые он сам называл “шестифутовиками” из-за размера.

У себя на родине Констебл за все время продал только 12 картин. Свою известность он приобрел благодаря французам, которые, в отличие от соотечественников, смогли оценить талант художника.

Картина “Телега для сена” и еще три полотна будут выставлены в 1824 году в Парижском салоне.

6 слайд Описание слайда:

Почти единодушно картина “Телега для сена” получит золотую медаль. За несколько лет во Франции будут проданы почти два десятка его картин. Финансовый доход был важен для Констебла, но еще больше он жаждал признания на родине, поэтому всегда отказывался от заграничных турне.

Читайте также:  Рембрандт "возвращение блудного сына": описание картины

7 слайд Описание слайда:

Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры.

Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды.

8 слайд Описание слайда:

Домик в Корнфильде, 1817

9 слайд Описание слайда:

Мельница в Флэтфорде, 1817

10 слайд Описание слайда:

Вид на собор в Солсбери, 1823

11 слайд Описание слайда:

Постройка лодки в Флэтфорде, 1815

12 слайд Описание слайда:

Шлюз в Дэтхэме, 1820

13 слайд Описание слайда:

Морской берег в Брайтоне, 1824

14 слайд Описание слайда:

Портрет Марии Бикнелл, 1816

15 слайд Описание слайда:

Дэтхэмская долина, 1828

16 слайд Описание слайда:

Стоунхендж, 1835

17 слайд Описание слайда:

Телега для сена, 1821

18 слайд Описание слайда:

Белая лошадь, 1819

19 слайд Описание слайда:

Пашня, 1826

20 слайд Описание слайда:

Благодарю за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-zhivopis-dzhona-konstebla-1098147.html

Собор в Солсбери

Собор в Солсбери (Вид на собор в Солсбери из епископского сада, Salisbury Cathedral from the Bishop's Grounds) – Джон Констебл. 

Год создания: 1823.

Масло, холст (Oil on canvas).

Оригинальный размер: 87,9х111,8

Музей Виктории и Альберта, Лондон (Victoria and Albert Museum, London)

Описание: «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» (англ. Salisbury Cathedral from the Bishop's Grounds) — картина английского художника Джона Констебла. В начале 1820-х гг.

по заказу своего друга архидиакона Джона Фишера Констебл написал несколько набросков, этюдов и картин с видом на знаменитый средневековый Солсберийский собор.

Наверное, самая известная их этих работ — вид на собор из епископского сада, где пластика живой арки, образуемой тенистыми деревьями на переднем плане эффектно сочетается с изысканностью готического здания вдали.

Такое разделение полотна на два плана — тёмный передний и светлый задний — создаёт эффект «картины в картине». Как и на картинах немецких романтиков, собор здесь служит не просто изображаемым объектом, а символом национальной истории и гармонии вселенского порядка.

   Констебл, первый из великих английских пейзажистов XIX в., — певец неба и облаков, английских равнин с наполненными воздухом и тишиной зелеными пастбищами, одушевленной жизненной энергией природы.

Идея правдивого, максимально приближенного к оригиналу пейзажа настойчиво возвращала художника одним и тем же ландшафтам или архитектурным памятникам (это предвосхитило подобное отношение к натуре Моне и Сезанна).

Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы.

Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

   Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок. Слева мастер поместил прогуливающуюся пару – епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор.

Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд. В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г.

епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба. Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж.

Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

   Люди, изображенные на полотне слева, – епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру.

В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками – все равно красиво.

Летом 1820 г. Констебл вместе с семьей гостил у своего друга архидиакона Джона Фишера в Солсбери, где, наряду со многими набросками и этюдами видов Солсбери, художником были исполнены несколько картин с изображением знаменитого готического собора.

В последующие несколько лет Констебл неоднократно возвращался к этому мотиву, изображая собор с разных ракурсов. Удивительная вариативность этих произведений красноречиво свидетельствует о таланте мастера, о его умении улавливать ускользающую красоту момента, нюансы настроения.

Как и при написании других пейзажей (с заливом Веймут, рекой Стур или Дедхемской долиной), Констебла занимает изображение одного и того же объекта в разную погоду и при разном освещении.

Многократное повторение вида собора в Солсбери, как и создание вариаций на другие темы, свидетельствует о желании художника запечатлеть нечто мимолетное, зафиксировать изменчивость окружающего мира.

Картина четко делится на два плана – темный передний и светлый задний, на котором изображен ослепительно белый собор.

Избранный в картине ракурс примечателен тем, что деревья создают дополнительное обрамление собора и, подобно «Автопортрету» Хогарта, возникает семантическая игра «картины в картине».

Фигуры мужчины, указывающего на собор тростью, и его спутницы изображают епископа и его жену. Впечатление сельской идиллии подчеркивается фигурками коров, мирно жующих травку на лугу или пьющих воду из маленького прудика.

Описание картины Джона Констебла «Собор в Солсбери»

Джон Констебл – великий художник, рассказавший в своем творчестве красоту английских пейзажей. Ландшафты, безумно красивые, свежие, настоящие, воздух и вода, небо, земля – все в его работах пропитано любовью к родной земле.

Академическое искусство – это не про Констебла. Он творил и стремился сделать свои картины, как можно более настоящими, реалистичными.

В «Соборе в Солсбери» максимально явно проявляется его творческая манера. Произведение было создано в 1825 году. Вечный зеленый мир и красоту природы, величие собора, созданного человеком – все это неповторимо, поражает и завораживает. Пейзаж удивительно реалистичен.

Собор скрывается за деревьями и листьями, зритель видит здание в просветах и от этого еще более проникается чувством прекрасного.

Художник часто бывал в соборе, прежде чем он решил увековечить здание в своей картине. В 20-30 гг. 19 века он заходил в здание, выбирал наиболее оптимальный ракурс, который бы показал все красоту здания и пейзажа.

А в 1822 году епископ Фишер заказал художнику нарисовать это здание. Констебл с жаром взялся за эту работу, о которой он давно мечтал. Картину он писал на полотне. Изображенный первый дубль не удовлетворил священнослужителя. Небо над зданием было слишком темное.

Художник переделал картину, сделал светлым небо над собором и этот вариант пришелся по душе епископу. Сам епископ есть на картине. Вместе со своей женой они глядят на здание собора. Художник изобразил их в левом нижнем углу.

Английская природа, красота земли присутствует на холсте.

Констебл противопоставляет в своих работах природу и творения человеческих рук. И хотя он полагал, что созданная природа превосходит все человеческое, в своих картинах он необычайно тонко чувствовал красоту и передавал ее. Констебл всегда оставался патриотом и ценителем английских пейзажей и жизни.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Sobor_v_Solsberi/

Все европейские школы. От Ренессанса до Констебла и Фрагонара

Бернардо Беллотто. “Двор крепости Кенигштайн” / Christie’s

Торги старых мастеров Christie’s (8 декабря) проходят в рамках недели классического искусства. В течение десяти дней пройдутдесять тематических торгов — от античного и японского искусства до прерафаэлитов и сюрреализма.

Вечерние торги «Искусство старых мастеров и британская живопись» представят практически все основные европейские школы. Топ-лот — «Двор крепости Кенигштайн с видом на замок Магдалены» итальянского ведутиста XVIII века Бернардо Беллотто (£2–3 млн).

Родиля он в Венеции, учился живописи у дяди — главного певца венецианских красот Джованни Антонио Каналя, больше известного как Каналетто. Так же называл себя и племянник, что до сих пор создает немалую путаницу.

Беллотто много путешествовал по Европе, а с 1747 года по приглашению саксонского курфюрста Августа III обосновался в Дрездене и преподавал в местной Академии художеств. Полотно, выставленное на Christie’s, изображает крепость Кенигштайн на скалистом плато над Эльбой близ Дрездена.

Джованни Баттиста Дзелотти.

“Положение во гроб” / Christie’s

Еще один венецианец на торгах — Джованни Баттиста Дзелотти, мастер Позднего Возрождения, работавший бок о бок с Веронезе в палаццо Дожей и библиотеке Марчиана, расписавший несколько вилл Палладио.

На торгах — почти двухметровое «Положение во гроб» (£500–700 тыс.). Венецианская выучка легко угадывается в колорите, в сочетаниях золотистого с бирюзой и выбеленным красным, нежно-зеленого с алым, особенно замечательных в полутьме венецианских церквей.

Английская школа представлена небольшим этюдом Джона Констебла «Швартовка судна. Брайтон» (£500–800 тыс.), выполненным, скорее всего, с натуры.

Отчасти Констебл предугадал открытия французских импрессионистов: на полвека раньше он с мольбертом наблюдал за движением облаков, изменением освещения и на обороте каждого этюда подписывал дату, время и погодные условия, считая их важными для живописи.

Этюд выполнен быстрыми мазками, фигурки людей лишь намечены, зато небесной и водной стихии уделено самое пристальное внимание.

Еще одна отличная работа будет выставлена Christie’s днем раньше, 7 декабря, на эклектичный по составу аукцион одной частной коллекции.

Это высотой более двух метров полотно «Святой Иосиф с младенцем Христом» испанского мастера золотого XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (£3–5 млн).

Помимо исключительного живописного качества, здесь замечательны детали: оттенки сиреневого на хитоне маленького Христа, мужественное лицо Иосифа и трогательные бантики на сандалиях у обоих.

Тициан и мастерская. “Портрет двух мальчиков” / Sotheby's

Седьмого декабря проведет вечерние торги искусством старых мастеров и Sotheby’s. В топ-лотах — портреты кисти великих венецианцев эпохи Ренессанса Тициана и Лоренцо Лотто.

«Портрет двух мальчиков, предположительно из семьи Пезаро» (£1–1,5 млн) — редкий для той эпохи образец детского портрета. Неоднократно участвовавший в крупных музейных выставках, он долгое время считался работой самого Тициана и был включен в его каталог-резоне. Однако в последние десять лет атрибуция была изменена.

По мнению исследователей, мастеру принадлежат общая композиция и непосредственно портреты братьев, написанные с натуры, а одежда этих серьезных «маленьких взрослых» была выполнена его помощниками.

На портрете Лотто предположительно изображен архитектор Джованни даль Коро из Анконы, друг художника, который делал рамы для некоторых его алтарных картин и на профессию которого намекают разложенные на столе инструменты (£500–700 тыс.). Первые крупные торги Sotheby’s после длинных рождественских каникул также будут посвящены старым мастерам.

Среди наиболее примечательных лотов аукциона 25 января в Нью-Йорке — тондо Боттичелли и учеников «Мадонна с младенцем в окружении Иоанна Крестителя и ангела» ($600–800 тыс.), приписываемый Веласкесу «крестьянский» натюрморт, в котором оттенки черного и коричневого создают глубокую гармонию ($1,5–2 млн), и игривый «Фонтан любви» Жана Оноре Фрагонара ($1,5–2,5 млн).

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3829/

Ссылка на основную публикацию