Абстракционизм в искусстве

ТОП-5 художников в стиле абстракционизм

Содержание:

В прошлом веке абстрактное направление стало настоящим прорывом в истории искусства, но вполне закономерным — человек всегда находился в поиске новых форм, свойств и идей. Но и в нашем веке этот стиль искусства вызывает немало вопросов. Что же такое абстракционизм? Поговорим об этом далее.

Абстракционизм в живописи и искусстве

В стиле абстракционизм художник использует визуальный язык форм, контуров, линий и цветов, чтобы интерпретировать предмет.

Это контрастирует с традиционными формами искусства, которые получают более литературную интерпретацию предмета – передают «реальность».

Абстракционизм же уходит как можно дальше от классического изобразительного искусства, насколько это возможно; представляет предметный мир совсем не так, как в реальной жизни.

Абстракционизм в искусстве бросает вызов уму наблюдателя, точно так же, как и его эмоциям – чтобы полностью оценить произведение искусства, наблюдатель должен избавиться от необходимости понять, что художник пытается сказать, а должен сам почувствовать ответную эмоцию. Все аспекты жизни поддаются интерпретации через абстракционизм — вера, страхи, страсти, реакция на музыку или природу, научные и математические вычисления, и т. д.

Это направление в искусстве возникло в XX веке, наряду с кубизмом, сюрреализмом, дадаизмом и другими, хотя точное время неизвестно. Основными представителями стиля абстракционизм в живописи принято считать таких художников, как Василий Кандинский, Робер Делоне, Казимир Малевич, Франтишек Купка и Пит Мондриан. Об их творчестве и важных картинах речь и пойдет дальше.

Картины известных художников: абстракционизм

Василий Кандинский

Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм.

В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей.

Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.

Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы.

Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции.

Он считал себя пророком, чья миссия – делиться этими идеалами с миром, на благо общества.

«Композиция IV» (1911)

Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.

Для того, чтобы облегчить разработку беспредметного стиля живописи, как описано в его работе «О духовном в искусстве» (1912), Кандинский уменьшает объекты до пиктографических символов.

Благодаря удалению большинства отсылок ко внешнему миру, Кандинский выразил свое видение более универсальным образом, переведя духовную сущность предмета через все эти формы в визуальный язык.

Многие из этих символических фигур были повторены и уточнены в его поздних работах, став еще более абстрактными.

Казимир Малевич

Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.

«Черный квадрат» (1915)

Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».

На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата – она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.

Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый – пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.

Пит Мондриан

Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах.

В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру – к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.

«Серое дерево» (1912)

«Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм. Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.

Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично.

В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий.

Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.

Робер Делоне

Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов.

Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм.

Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.

К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета.

Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников.

В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.

«Эйфелева башня» (1911)

Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне — знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг.

Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки.

Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка.

Картина Делоне передает это чувство безграничного оптимизма, невинности и свежести времени, которое еще не стало свидетелем двух мировых войн.

Франтишек Купка

Франтишек Купка – чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм, окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции.

Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм.

Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций.

Купка верил, что художник и его творчество принимают участие в продолжительной созидательной деятельности, природа которой не ограничена, как абсолют.

«Аморфа. Фуга в двух цветах» (1907-1908)

Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов.

В 1912 году, в Осеннем салоне, одна из таких абстрактных работ была впервые публично выставлена в Париже.

Стиль абстракционизм не теряет своей популярности и в живописи XXI века – любители современного искусства не прочь украсить таким шедевром свой дом, и работы в этом стиле улетают с молотка на всевозможных аукционах за баснословные суммы.

Узнать еще больше об абстракционизме в искусстве вам поможет следующее видео:

Источник: http://megapoisk.com/abstraktsionizm-hudozhniki-20-veka

Абстракционизм — стиль в изобразительном искусстве и его разновидности | DesigNonstop – О дизайне без остановки

Абстракционизм — стиль в изобразительном искусстве и его разновидности

2

Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии.

В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

Абстракционизм (от латинского abstractus — удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на высказывание к. паустовского: "нет ничего такого..."

Районизм (Лучизм) — направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм — обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм — направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм — движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Источник: http://www.designonstop.com/webdesign/trends/abstrakcionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-raznovidnosti.htm

Абстракционизм в живописи: симфония цвета в открытом космосе

С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм.

А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство — абстрактное.Почву для появления абстракционизма начали возделывать задолго до этого момента. Одним из праотцов всех возможных -измов по праву считается Уильям Тернер.

И правда, в наследии англичанина есть полотна, на которых объект или сюжет можно угадать, только лишь взглянув на название.Затем были импрессионисты, кубисты, фовисты, чьи эксперименты все дальше уводили живопись от академреализма.

Существуют разные мнения касательно того, кто же был первым художником, осмелившимся окончательно избавиться от предметности. По одной из версий это был Франтишек Купка, по другой, более распространенной — Василий Кандинский.

Как бы там ни было, в 1910-х годах живописное искусство достигло точки невозврата, отказавшись от выполнения одной из своих главных функций — отображать реальность.

Строго говоря, абстракционизм — понятие растяжимое, поскольку это название применимо к нескольким течениям, общим для которых было отсутствие фигуративности.

В зависимости от того, на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них, формировались принципы и названия новых стилей.

Так, к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм, орфизм, супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм и другие.

Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.

  • Александр Михайлович Родченко. Абстрактная композиция №60, 1918
  • Александра Александровна Экстер. Беспредметное, 1918

В опосредованном виде черты абстракционизма можно отследить у приверженцев многих авангардных течений: футуристов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов и так далее. Грубо говоря, абстрактное искусство своим появлением развязало руки всем, кому было тесно в каноне академической живописи, ведь отныне можно было делать все что угодно — да хоть бы взять и повесить в красном углу «Черный квадрат».

  • Пауль Клее. Флора на песке, 1927
  • Пауль Клее. Перед снегом, 1929

Все произведения абстракционизма делят на геометрическую абстракцию и лирическую. Острые углы, бесстрастная атмосфера и четкие формы определяют первую категорию, а плавные текучие линии и лирический настрой характерны, соответственно, для второй.Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка. Не имея физической или какой-либо другой осязаемой формы, то есть будучи понятием по сути абстрактным, звуки музыки, тем не менее, могут заставить человека ощутить вполне реальные эмоции: плакать или от радости или грусти, поднимать настроение или воодушевлять.

Так опера Вагнера «Лоэнгрин», вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок — что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов.

Одним из первых экспериментов на этом пути стала картина «Импрессия III (Концерт)», написанная после посещения Кандинским выступления композитора Арнольда Шёнберга из Вены. К слову, он творил в атональной манере — то есть, был авангардистом от музыки.

И хотя на этой работе еще можно разглядеть некоторые фигуры — очертания рояля и головы зрителей в партере — эту живопись уже сложно отнести к фигуративной.Стремился создавать живописные симфонии и Робер Делоне. Даже основанное им совместно с супругой Соней Делоне течение было названо в честь Орфея, певца и музыканта из мифов Древней Греции.

Хотя придумал это название вовсе не Делоне (он предпочитал термин симультанизм — в честь теории симультанных цветовых контрастов), а французский поэт Гийом Аполлинер.

  • Робер Делоне. Женщина с зонтиком. (Парижанка), 1913

Во-первых, не все абстрактные картины выглядят так, словно их мог нарисовать ребенок.

Чаще всего такие претензии выдвигают представителям абстрактного экспрессионизма. Но их работы, как и полотна деятелей других течений, часто бывают технически сложными, либо кажутся простыми лишь на первый взгляд. Да и хаос на них преимущественно упорядочен, из-за чего становится возможным безошибочно отделить оригинал от подделки.

Например, определенные математические вычисления могут помочь определить фальсификацию картин Поллока в 93% случаев.

Как показывают эксперименты, даже простой человеческий глаз способен вычислить, где работа художника-абстракциониста, а где — детский рисунок или шедевр, созданный животным: например, шимпанзе.

В 60 — 70% случаев участники таких тестов успешно справляются с задачей. Можно убедиться в этом на собственном опыте, пройдя специальный тест Артхива и заодно увидеть результаты других респондентов по каждому вопросу.

  • Фернан Леже. Русский балет, 1914
  • Пит Мондриан. Трафальгарская площадь, 1943

Некоторые деятели абстрактного искусства пытались избавляться от любых намеков, которые могли бы подтолкнуть зрителя на ассоциации с предметами или образами, изображенными на полотнах, и поэтому давали им максимально отвлеченные названия вроде «Сюжет номер такой-то», «Композиция», или вообще никак не называли. А вот другие, напротив, при помощи названий обозначали то, что по идее должен увидеть зритель на холсте — будь то «Русский балет» или «Трафальгарская площадь», например.Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Жоан Миро, Фернан Леже, Тео Ван Дусбург, Робер Делоне, Любовь Попова, Хильма аф Клинт, Йозеф Альберс, Герхард Рихтер, Марсден Хартли, Огюст Эрбен, Наталья Гончарова, Николай Суетин, Михаил Матюшин.Хотя формально впервые абстрактный рисунок Кандинский создал в 1910 году, первым его полотном, написанном целиком и полностью в абстрактном стиле, считается «Картина с кругом» (1911). Возможно из-за того, что «Первая абстрактная акварель», хранящаяся в Центре Жоржа Помпиду в Париже — относительно небольшой скетч, выполненный на бумаге. Во время создания «Картины с кругом» Кандинский был одержим идеями взаимосвязи живописи и музыки, и эту работу он задумывал как отклик на оперу Вагнера. Художник ставил музыкальность своих картин на первое место по значимости после символизма, и стремился при помощи цвета играть на струнах души зрителя.Одна из первых беспредметных картин чешского художника, преимущественно проживавшего в столице Франции. Попробовав силы в фовизме, кубизме и орфизме, Купка в конце концов приходит к окончательному отказу от фигуративной живописи. Хотя в этой его работе чувствуются космические мотивы — и не зря — художник увлекался лекциями по физике и биологии, а в студии у него стояли микроскоп и телескоп. Парадоксальным образом именно интерес к точным наукам привел его к абстракционизму: «Природа все время меняется, ее суть — в метаморфозах, — пояснял он. — Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».

По стечению обстоятельств Купка всегда оказывался в тени других авангардистов. Но были и те, кто отдавал должное его вкладу в становление абстрактного искусства. Американский искусствовед Альфред Барр писал: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми».

Практически параллельно с Кандинским и Купкой возделывал почву абстракционизма и французский художник Робер Делоне. Картина «Синхронный диск» в целом и ее название в частности вдохновлены «Законом синхронности контраста цветов» Мишеля Шевреля.

Будучи химиком, тот работал над окрашиванием ковров для мсье Гобелена, чья фамилия со временем стала именем нарицательным.

Поскольку из-за сочетания некоторых цветов, расположенных по соседству, иногда не удавалось достичь предполагаемого результата, Шеврель изобрел цветовой круг, на котором отобразил закономерности влияния цветов друг на друга.

Эта теория, разработанная им в 1839 году, оказала огромное влияние на развитие многих живописных стилей, в том числе стала толчком к возникновению дивизионизма.— По отсутствию особого ритма, выбору цвета и небезупречной композиции способны почувствовать фальшь в подделках абстрактных картин известных художников.

— В интеллектуальной беседе об истоках абстракционизма можете удачно ввернуть замечание о том, что за полвека до Кандинского и Купки беспредметные полотна писала медиум Джорджиана Хаутон. Правда, источником своего вдохновения она считала ангельских сущностей, являвшихся ей на спиритических сеансах. Как и в случае с ее шведской коллегой Хильмой аф Клинт, по странному совпадению в 1906 году также начавшей писать абстрактные картины в результате общения с духами.

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3363~Abstraktsionizm_v_zhivopisi_simfonija_tsveta_v_otkrytom_kosmose

Абстракционизм – это… Направления абстракционизма :

Красота окружающего мира, переживания и значимые события в жизни с древности побуждали человека передавать зрительные образы с помощью красок. Живопись прошла долгий путь от наскальных рисунков и античных фресок до уникальных, поражающих реализмом, произведений искусства.

К концу XIX века некоторые художники стали искать новые способы выражения, стараясь привнести в свои произведения нетрадиционный взгляд, новую философию. С этого времени владеть в совершенстве техникой исполнения было уже недостаточно.

Так, на рубеже веков появилось направление под названием “модернизм” с присущим ему пересмотром классического искусства, вызовом устоявшимся эстетическим канонам. В его рамках развилось совершенно особое течение – абстракционизм.

Определение понятия

Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.

Другими словами, абстракционизм – это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.

Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами.

По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.

Исторические вехи

Родоначальником абстракционизма принято считать Василия Кандинского. В 1910 г. он написал в Германии свою первую картину в новой на тот момент технике. Более того, в 1911 г. в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном искусстве».

В ней он изложил свою эстетическую философию, сложившуюся под влиянием трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской. Книга имела огромный успех, а новое течении в живописи получило название “абстракционизм”. Это стало отправной точкой: теперь беспредметный подход в творчестве приобрел популярность в различных видах изобразительного искусства.

Читайте также:  Марк твен "приключения гекльберри финна": описание, герои, анализ произведения

Несмотря на то что у истоков абстракционизма стояли русские художники, такие как Кандинский В. и Малевич К., в Советском Союзе 30-х годов новое направление было предано остракизму. В годы Второй мировой войны центром абстрактного искусства становится Америка, куда из Европы иммигрировали многие его представители. Здесь еще в 1937 г. был открыт Музей беспредметной живописи.

Послевоенный абстракционизм прошел несколько стадий развития, включая возрождение нефигуративного искусства в России с началом перестройки.

Художники наконец получили возможность создавать живописные полотна в разных направлениях.

Личные субъективные переживания переносились ими на полотна с помощью цвета, особенно белого, который стал одним из главных слагаемых современного беспредметного искусства.

Направления абстракционизма

С первых лет появления нового вида изобразительного творчества в его рамках стали развиваться два основных направления: геометрическое и лирическое. Первое нашло свое отражение в творчестве Казимира Малевича, Питера Мондриана, Робера Делоне и др. Лирическое же направление разрабатывал Кандинский Василий, Джексон Поллок, Ханс Хартунг и пр.

Геометрический абстракционизм использует упорядоченные фигуры, плоскости и линии, а лирический, напротив, оперирует хаотично разбросанными цветовыми пятнами. В свою очередь, на основе этих двух направлений сформировались другие течения, связанные с абстракционизмом единой эстетической концепцией: систематизм, конструктивизм, супрематизм, орфизм, ташизм, неопластицизм, лучизм.

Лучизм и лирика

Открытия в области физики начала XX века послужили толчком к появлению внутри геометрического направления такого течения, как лучизм. У его истоков стояли русские художники М. Ларионов и Н. Гончарова.

Согласно их представлению, любой предмет – это сумма лучей, которые передаются на полотне косыми цветными линиями. Задача художника – в соответствии с собственным эстетическим видением создать из них форму.

А 50-е годы прошлого века геометрическая абстракция, включая лучизм, на время уступила место лирическому направлению. Для него характерна импровизационность исполнения, а также обращение к эмоциональному состоянию художника. Другими словами, лирический абстракционизм – это своего рода моментальный снимок душевных переживаний человека, выполненный без изображения предметов и форм.

Геометрический лиризм Кандинского

Как уже отмечалось, стиль абстракционизм обязан своим появлением В. Кандинскому. Готовившийся к карьере юриста, он впоследствии увлекся живописью и, пройдя стадии увлечения различными направлениями модернизма, создал собственный, неповторимый тип абстрактной живописи.

Провозгласив отход от природы к сущностям явлений, Кандинский занимался проблемами сближения цвета и музыки. Кроме того, в его творчестве отчетливо прослеживается влияние символизма в отношении цветовой интерпретации.

В разные периоды жизни художник увлекался то геометрическим, то лирическим направлением. В результате абстракционизм в живописи Кандинского, особенно позднего периода, совмещает принципы обоих течений.

Неопластицизм Питера Мондриана

Голландец П. Мондриан, наряду с Кандинским В., считается одним из родоначальников абстрактного искусства. Вместе со своими последователями художник основал в 1917 г. общество «Стиль», выпускавшее одноименный журнал.

Эстетические взгляды Мондриана легли в основу нового направления – неопластицизма. Его характерная черта – использование крупных прямоугольных плоскостей, раскрашенных в основные цвета спектра. Это, безусловно, можно классифицировать как геометрический абстракционизм.

Картины Мондриана П., одержимого равновесием горизонталей и вертикалей, представляют собой полотна, состоящие из прямоугольников разной величины и разного цвета, разделенных черными жирными линиями.

Неопластицизм оказал заметное влияние на архитектуру, дизайн мебели, интерьеров, а также на типографское искусство.

Супрематизм Малевича

Абстракционизм в искусстве Казимира Малевича характеризуется определенным приемом наложения двух красочных слоев для получения цветового пятна особого рода. С именем художника связано появление супрематизма – направления, в котором сочетаются самые простые геометрические фигуры разного цвета.

Малевич создал свою уникальную систему абстрактного изобразительного искусства. Его знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне, до сих пор является одной из самых обсуждаемых картин художников-абстракционистов.

В конце жизни Малевич от беспредметной вернулся к фигуративной живописи. Правда, в некоторых полотнах художник все-таки пытался соединить приемы реализма и супрематизма, как это можно наблюдать в картине «Девушка с древком».

Неоспоримый вклад

Отношение к беспредметной живописи самое разное: от категорического неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее нельзя отрицать влияние, которое оказал на современное искусство жанр абстракционизм. Художники создавали новые направления, откуда черпали свежие идеи архитекторы, скульпторы, дизайнеры.

И эта тенденция продолжается. Например, в современной беспредметной живописи развивается сюжетное направление, для которого характерно построение изображения, вызывающего определенные ассоциации.

Порой мы даже не замечаем, сколько предметов, выполненных в этой технике, нас окружает: мебель и ее обивка, ювелирные украшения, обои для рабочего стола и т. д. В фотошопе и компьютерной графике тоже широко используются абстрактные приемы.

Таким образом, абстракционизм – это художественное явление в искусстве, которое, независимо от нашего отношения к нему, занимает важное место в современном обществе.

Источник: https://www.syl.ru/article/306472/abstraktsionizm—eto-napravleniya-abstraktsionizma

Абстрактное искусство

Описание основных идей и типов абстрактной живописи.

Определение и значение

Термин «абстрактное искусство» (иногда «беспредметное», «не нерепрезентативное») — это довольно расплывчатое определение для любой картины или скульптуры, изображающей не узнаваемые объекты и сцены. Тем не менее, четкого консенсуса касательно этой интерпретации нет.

Например, Пабло Пикассо считал, что абстрактной живописи не существует, в то время как некоторые искусствоведы полагают, что ни одна картина не может быть больше чем сырая абстракция того, что видит художник. Даже знаменитые критики и ученые расходятся во мнениях, классифицируя некоторые холсты, пытаясь отличить «экспрессионизм» и «абстракцию».

Ситуация осложняется тем, что есть выделяется как полностью абстрактная живопись и скульптура, так и полу-абстрактный стиль.

Красный квадрат. Малевич.

Идея абстрактного искусства

Основной посыл абстракции — формальные качества живописи (или скульптуры) не столь важны.  Преобладание формальных качеств над репрезентативными выделяют данное направление на фоне других. Абстракционисты считают, что создание фотореалистичной картины может быть бесполезным, если предмет изображения скучен, а цветовая гамма полотна блеклой.

Пруд с кувшинками. Клод Моне.

Философское обоснование этой идеи проистекает из утверждения Платона: «Прямые линии и круги не только красивы, но вечно и абсолютно красивы.»

В сущности, это означает, что базовые фигуры (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают свойством, которое позволяет создавать прекрасные шедевры, не прибегая к рисованию реальных и натуралистичных сцен.

Похожую мысль выразил французский художник, литограф и теоретик искусства — Морис Дени: «Помните, что картина, изображающая лошадь или обнаженную женщину, всего лишь окрашенная плоская поверхность.»

Некоторые абстракционисты, объясняя свое творчество говорят, что они хотят создать визуальный эквивалент музыки, который задает вопрос «что это за картина?».

Синяя и зеленая музыка. О’Кифф.

Виды абстрактного искусства

Как было упомянуто выше, некоторые картины направления основываются на простейших геометрических фигурах, но это не все виды абстрактных работ. Условно их можно разделить на шесть основных типов:

  • Геометрический. Ранней формой этого типа был аналитический кубизм, отвергающий линейную перспективу и иллюзию глубины картины. Иллюстрируется работами  Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга, Казимира Малевича и другими.
  • Криволинейный — характерный для кельтских и исламских мастеров, а также некоторыми ранними культурами. Включает в себя ряд мотивов, посвященных чересстрочным узорам и спиралям, а также «бесконечными» рисунками.
  • Цветовой и световой. Хорошо иллюстрируется работами Тернера и Моне, которые использовали цвет (или свет), чтобы отделить произведения искусства от реальности благодаря насыщенным краскам и пигментам.
  • Эмоциональный/интуитивный. Этот тип охватывает смесь стилей, чья общая тема посвящена натуралистическим идеям. В отличие от геометрической абстракции, интуитивная часто изображает природу, но менее репрезентативными способами. Один из самых известных представителей эмоциональной абстракции является Марк Ротко.
  • Жестикуляционный — форма абстрактного экспрессионизма, в которой процесс создания картины становится более важным, чем в других видах искусства.
  • Минималистский. Своего рода возврат к основам и концепциям авангардного искусства, лишенный всех возсожных ссылок и ассоциаций.

Некоторые из этих типов являются в разной степени абстрактными, но все они связанны идеями отделения предмета искусства от реальности.

Снежная буря. Уильям Тернер.

От  реализма к абстракции

Вплоть до конца 19-го века большинство картин и скульптур создавались с использованием традиционных и классических принципов, заложенных академиями искусств. Однако, многое зависит от текущих настроений общества, политической ситуации и других факторов. Поэтому в последней четверти 19-го века ситуация начала меняться.

Импрессионисты показали,  что строгий академический стиль был уже не единственным способом создания произведений искусства. Уже в начале 20-го века появляются всё новые методы и приемы, включая отказ от перспектив, использование неестественных цветов и т.д.

Из этих течений со временем и сформировалось абстрактное искусство в том виде, в котором мы его знаем.

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым.

Стоит отметить, что параллельно с развитием геометрического стиля, в 1920–1930 годы формировался и сюрреализм, чьи идеи перекликались с абстрактным искусством. Ведущими представителями которого были  Хуан Миро, Жан Арп, Сальвадор Дали и другие.

Постмодернистская абстракция

С середины 60-х годов искусство имеет тенденцию распадаться на ряд более мелких школ. Часть из них основывалась на философии великих стилей начала 20-го века, часть (например минимализм) реагировали на экономическую и политическую ситуацию в мире.

Источник: https://artrue.ru/style/abstract/abstraktnoe-iskusstvo.html

Что такое абстракционизм в искусстве?

Исполняется сто лет со дня написания в Мюнхене первой абстрактной картины русским художником Василием Кандинским. Начало Х Х в. породило неслыханные эксперименты в искусстве. Часть художников постепенно утратила интерес к реальным предметам или начала по-своему трансформировать их.

Так, кубизм, возникший во Франции в 1907 г., изображал гитару или кувшин с нескольких точек зрения, сводя их к кубу, цилиндру, конусу. Художник рисовал не так, как видел, а как представлял, например, М. Вебер «Герань» (1911). Кубизм — начало перехода ряда художников к формотворчеству, независимости от объективной реальности. Завершил этот процесс абстракционизм.

Некоторые художники не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910—1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Путь художников к абстракционизму был разным. Так, для Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон подчас сливаются в одно почти неразличимое целое.

В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют.

Читайте также:  История развития планеты земля

По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг — обладает собственным звучанием.

Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, полагал живописец, создать теорию абстрактной живописи.

Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души».

В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука».

Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма.

Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Все знают его «Черный квадрат». Особенности своей живописи он обозначил словом «супрематизм». От слова «supreme» — наивысший.

Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.

Художники этого направления пытались в сочетаниях элементарных форм — органических или геометрических — представить какой-то иной мир.

Отчетливее всего такая тенденция проявилась у Мондриана, который, используя чистые желтые, синие, красные, черные и белые цвета, из квадратов и прямоугольников создавал живописный эквивалент некоего «божественного абсолюта». Абстракционисты, порвавшие с изображением внешнего мира, апеллировали к мистическим, космическим силам, пятому измерению.

Но их творчество явилось ответом на потребность промышленного производства. Ведь форму любой машины можно разложить на простые геометрические фигуры и объемы: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, конус.

В 1919 г. в немецком г. Веймаре был создан учебный центр промышленного искусства — Баухауз, в работе которого приняли участие художники абстракционисты: Кандинский, Клее, Файнингер и др.

Оказал определенное влияние абстракционизм и на архитектуру.

Так, «прямоугольники» Мондриана и его последователей стимулировали формирование нового функционального стиля в строительстве, широко использовавшего стекло и бетон.

В 1945 г. в Нью-Йорке возникает новое направление — абстрактный экспрессионизм. Художники, работавшие в этом стиле, по-своему отражали состояние тревоги и одиночества, представляя сильно искаженные изображения лиц и фигур людей в виде иероглифов, знаков.

Эти абстракционисты пытались противопоставить временному бытию земных явлений существующие с эпохи наскальной живописи схемы, или так называемые архетипы, мужчин и женщин, души, животного. Но вскоре абстрактный экспрессионизм отошел и от этих намеков на действительность. Для лидера этого направления, Д.

Поллока, даже изображение элементарных фигур казалось ограничением творчества.

Джексон Поллок пришел к абстракционизму в 1930-х годах. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю.

Для этого употреблял и нехитрую технику — поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл».

Поллок, так же как и остальные абстракционисты, видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

С середины 1960-х гг. на смену абстрактному экспрессионизму приходит так называемый минимализм. Он развивал мондриановский, геометрический вариант абстрактного направления в живописи. Минималисты извлекли урок из непонимания зрителями абстракционизма.

Поэтому в сочетании элементарных форм они пытались внести определенный порядок, который зрители могли уловить.

Для этого минималисты использовали не только квадраты, круги и треугольники, но также отрезки труб, бетонные кубы и пирамиды, алюминиевые конусы, куски бревен, доски, резиновые ленты, прямоугольники из нержавеющей стали.

Их принципы можно сравнить с работой художника по росписям ткани абстрактными рисунками или рисунка обоев. В обоях и тканях элементы композиции сочетаются в определенном, повторяющемся порядке. Минималисты не обошлись без ссылок на универсальные законы природы, космический порядок.

Неподготовленные зрители чаще всего не воспринимают абстрактные полотна как произведения искусства. Наиболее любимыми произведениями участники одного из широких опросов, проведенного ЮНЕСКО в канадском г. Торонто, назвали полотна Ж. Милле «Вечерний звон» и «Мальчик в красном жилете» П.

Сезанна, отобрав их из 220 репродукций художников XIX—XX вв. Они отвергли абстрактную живопись П. Мондриана и В. Кандинского, сюрреализм Х. Миро и П. Клее, абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и У. Базиотеса.

Беспредметную живопись опрашиваемые награждали замечаниями: «мазня», «просто цвет и формы», «в них что-то есть, но трудно сказать, что именно», «бессмысленно», «картины просто ужасны».

Художники, создавая абстрактные полотна, имели в виду и некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием «вибрации красок». Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент.

Еще Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее.

Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29002/

Абстракционизм

Василий Кандинский в России

Лекция “Василий Кандинский в России” В 1896 году Кандинский отказался от научной карьеры в области юриспруденции и в конце года уехал в Мюнхен, чтобы заняться живописью. Обучаясь в Европе, он сформировался как художник.

С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию вернулся в Россию. Лектор: заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им.Пушкина, историк искусства, куратор Наталия Автономова.

German Polyanskih — abstract art

   Абстракционизм (фр. abstractionnisme < лат. abstractus — отвлеченный) или абстрактное искусство, беспредметное искусство, нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм.

   Абстрактные формы изображения в абстракционизме (абстрактном искусстве, беспредметном искусстве, нефигуративном искусстве) изменяют объекты живой и неживой природы (например, абстракция “Дама в голубом” Жозефа Фернана Леже, 1912, или работа “Кошки” Н.С.

Гончаровой, 1913), предметы материального мира (например, “Натюрморт” Надежды Удальцовой, 1913, ГРМ, или абстракция “Площадь Согласия” Пита Мондриана, 1938-1943 гг.) до неузнаваемости.

 Также в работах художников-абстракционистов абстрактные формы могут относиться и к беспредметным невизуальным понятиям, ощущениям, таким как жизнь, любовь, счастье и другим, или выражать субъективное чувство, настроение, “духовное озарение”, “метафизическое видение” и т.д. самого автора абстракции.

(например, абстракция «Пустота», Н.С. Гончаровой, 1913, ГТГ, или работа “Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание”, Александра Родченко, 1918, ГТГ).

   Особое внимание в абстракционизме (abstract art) уделяется цвету, который наряду с абстрактной формой, линией и точкой в композиции выступает основным визуальным элементом для передачи содержания изображения.

   Абстрактное искусство (абстракционизм) — не стиль в изобразительном искусстве, локализованный историко-культурными обстоятельствами.

Оно развивалось на всем протяжении XX века во многих странах мира, образуя свои направления и стилистические виды, прошло через мощный аналитический дискурс 1940–1990-х гг.

относительно своей принадлежности, и на сегодняшний день абстрактное искусство (абстракционизм) по праву признано самостоятельным направлением искусства.

    Термин «беспредметное искусство» хоть и употребляется на бытовом уровне для обозначения современных абстрактных работ, прежде всего, относится к русскому авангарду, охватывает все русское искусство, начиная с первых абстрактных акварелей В.В.

Кандинского и заканчивая конструктивизмом. Казимир Малевич писал: «Но я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е.

к супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному творчеству» («От кубизма и футуризма к супрематизму», 1915 год).

   «Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать ее прежде всего искусством творческим, а не репродуктивным… Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте ее живописного содержания» (Ольга Розанова).

Абстрактная живопись | Абстракция

   Абстракционизм (abstract art) в начале XX века возникает на базе изобразительного вида искусства — живописи. Термин «абстрактная живопись» (например, в работе «Точка и линия на плоскости», 1926 г., В.

Кандинский), получает на стадии становления абстракционизма широкое распространение в среде художников, занимавшихся абстрактным искусством. Практически все они обозначают свои абстрактные работы живописью.

Казимир Малевич в свое время писал: «… наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.

В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры… Новый живописный реализм, именно живописный, так как в нем нет реализма гор, неба, воды…» («От кубизма и футуризма к супрематизму», 1915 год).

   На сегодняшний день в связи с выделением абстракционизма в отдельное направление искусства (отдельный вид изобразительного искусства), термин «абстрактная живопись» потерял свою актуальность и для обозначения абстрактных работ практически не употребляется.

Как правило, работы художников-абстракционистов называют: абстракция, абстрактная работа (картина), или, например, геометрическая абстракция, лирическая абстракция (в зависимости от принадлежности к тому или иному основному направлению в рамках абстракционизма).

Абстракционизм — abstract art

   Интернет-проект «Абстракционизм — abstract art» в социальных сетях — это онлайн-галерея, в которой представлены все основные стили и направления в абстрактном искусстве с момента его возникновения по сегодняшний день (геометрическая абстракция, лирическая абстракция, постживописная абстракция, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информальная абстракция, неопластицизм, орфизм, лучизм, супрематизм, минимализм и др.). Вашему вниманию предлагаются тысячи абстрактных работ самых известных художников-абстракционистов.

   Абстрактное искусство (абстракционизм, abstract art) зарождалось и утверждалось художниками русского авангарда. Именно Россия считается родиной абстракционизма (абстрактного, нефигуративного, беспредметного искусства).

Практически всем известны Казимир Малевич и Василий Кандинский (основоположники геометрического и лирического направления в абстракционизме).

В это же время (начиная со второго десятилетия XX века в России) в рамках беспредметного искусства создают свои произведения Иван Клюн, Надежда Удальцова, Павел Филонов, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Александра Экстер, Михаил Матюшин, Александр Родченко, Павел Мансуров, Сергей Сенькин, Николай Суетин, Александр Богомазов, Борис Эндер, Иван Пуни, Петр Митурич, Лев Бруни, Вера Пестель, Владислав Стржеминский и другие русские художники, которые известны и высоко ценимы во всем мире именно за свои открытия в абстракции. Работы этих и многих других русских и зарубежных художников вы можете посмотреть на страницах интернет-проекта «Абстракционизм —abstract art».

Купить абстрактную картину

Источник: https://www.1abstractart.com/

Ссылка на основную публикацию