А.с. пушкин «полтава»: описание, герои, анализ поэмы

Главные герои поэмы Пушкина «Полтава» и их характеристики

Поэма «Полтава» – историческое произведение А.С. Пушкина, охватывающее время царствования Петра  1. Поэма рассказывает о предательстве гетмана Мазепы, который  ради собственного тщеславия переступил  через интересы Украины,   попрал святые узы любви и дружбы, готов был идти по трупам тех,  кто его любил и уважал.

Произведение это патриотическое, в 3-й песне слышится преклонение поэта перед Петром 1, перед героизмом русских  воинов.

Главные герои поэмы «Полтава»:

Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судья,  богатый пан, владевший табунами коней, садами,

За справедиливость и честность пользовался авторитетом у земляков. Счастливый отец, гордившийся красавицей дочерью. Старый пан задумал донести на Мазепу, чтобы отомстить за оскорбление.  Его донос был правдой. Мазепа действительно задумал предательство.  Кочубей человек мужественный.  Стойко принявший казнь.

Мария, дочь Кочубея, девица на выданье.  К ней сватаются самые завидные женихи Россиии и Украины, но она всем отказывает.  Причину отказа все поняли, когда она сбежала к Мазепе.

Мария была влюблена в старого гетмана. Мария своенравна и ревнива. Она не переживет, предательства своего старого любовника.

Узнав, что по указанию Мазепы, которого Мария так сильно любила, был казнен ее отец,  Мария сошла с ума.

Мать Марии и жена Кочубея. Смелая и отчаянная женщина, коли решилась придти в логово врага, чтобы повидать свою дочь и вымолить пощаду для мужа.

Гетман Мазепа. Мужчина в годах. Он стар. Он удручен годами. Крестный Марии.  Он хитер.  Он замыслил сговориться со шведским королем Карлом ХII.

А сам прикинулся больным и немощным, чтобы обмануть тех, кто не одобрял его действий. Мазепа злобный мстительный. Мечтает отомстить Петру за то, что тот когда-то в порыве гнева оттаскал его за усы.

Пушкин называет его изменником  русского царя.

Искра – полтавский полковник, соратник Кочубея, бесстрашный воин.  Был казнен вместе с Кочубеем, но также не склонил головы перед предателем.

Казак, влюбленный в Марию и страшно ревновавший к Мазепе. Пушкин не указывает имя этого казака, вероятно желая подчеркнуть, что это – тайный поклонник Марии.

   Этот казак и стал тайным орудием  Кочубея. Но, судя по всему, ему не удалось довезти до Петра письмо о предательстве Мазепы.  Этот казак пытался отомстить Мазепе за Марию и ее отца, но был убит.

Умирая, он повторял имя любимой.

 Филипп Орлик, генеральный писарь  – правая рука Гетмана, жестокий и жадный.

Карл ХII — молодой шведский король,  мальчик бойкой и отважный. Проиграв Петру Полтавсвую битву, он позорно бежал с поля боя, бросив своих полководцев и солдат.  Вместе с ним сбежал с Украины и Мазепа.

Петр 1 – император Всея Руси, по словам Мазепы – самодержавный великан.

Поэма заканчивается победой Петра и бегством его врагов. Отрицательные герои наказаны (пусть и не по заслугам). Кочубей и Искра похоронены согласно православному обряду. Имя предателя Мазепы предано анафеме.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/glavnye-geroi-poemy-poltava.html

«Полтава» Пушкин главные герои

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.

Главные герои «Полтава» Пушкин

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
  • Любовь — жена Кочубея
  • Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — российский царь
  • Карл XII — шведский король

Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?

В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

Характеристика главных героев «Полтава»

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К.

приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К.

Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести.

«Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать.

Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».

Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи.

И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К.

По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К.

, в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.

Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М.

медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М.

, сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти.

И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра.

Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М.

с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик».

В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе.

Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена».

И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое.

Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М.

— крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства.

Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М.

тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения.

Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М.

ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е.

в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М.

в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме.

Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра».

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д.

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея.

Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

— это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.

Источник: http://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина

Пушкин всегда интересовался русской историей, которую он внимательно изучал, зачастую проводя параллели между историческими событиями и современностью.

Образ Петра Первого не раз появляется на страницах пушкинских произведений, таких как поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого», стихотворение «Стансы».

Сейчас вы сделаем анализ поэмы «Полтава» Пушкина, обратив внимание на ключевые детали написания и замысел автора. На нашем сайте вы найдете также краткое содержание поэмы «Полтава».

Историческая основа поэмы «Полтава» Пушкина

Начнем мы анализ поэмы «Полтава» с ее предназначения: поэму Пушкин посвятил ключевому событию Северной войны (1700 – 1721) – произошедшей в 1709 году Полтавской битве между русским войском под началом Петра Первого и шведской армией под командованием Карла XII.

Битва началась в 3 часа утра. Вначале перевес был на стороне шведов, но артиллерия под руководством Меньшикова смогла исправить ситуацию. После временного затишья начались новые атаки.

Незадолго до решающего момента царь обратился к солдатам со знаменитой речью, в  которой сказал им, что они сражаются не за Петра, а за Отечество, «за род свой, за народ всероссийский».

Он сам возглавил войско, пули прострелили шляпу и седло царя. К 11 часам утра сражение было выиграно.

Победа над «непобедимой» шведской армией обозначила перелом во всём ходе войны и поставила Россию в ряды сильных военных держав. Без рассмотрения этих фактов анализ поэмы «Полтава» был бы неполным. Более подробно читайте о событиях, описанных Пушкиным, в кратком содержании «Полтава». Теперь обратимся к образу Петра Первого.

Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина

Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства.

Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой.

Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско.

Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:

… Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».

Важные детали и выводы при анализе поэмы «Полтава»

Петру в поэме «Полтава» противопоставлен шведский король Карл XII. Обычно отмечают приём контраста, использованный Пушкиным при изображении двух полководцев. Раненый Карл явился на поле боя «несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим».

Его медлительные движения противопоставлены одухотворённой решимости Петра. Тем не менее Пушкин не умаляет достоинства противника. Карл назван «героем», войско послушно каждому ему движению: неслучайно «слабым манием руки на русских двинул он полки».

Примечательно, что после победы Петр угощает в своём шатре не только «своих вождей» (полководцев и соратников), но и «вождей чужих» (генералов шведской армии). Такой поступок говорит о великодушии, душевной щедрости и истинном могуществе царя. Ведь только по-настоящему сильный человек способен уважительно относиться к побеждённому противнику.

Анализируя эпилог поэмы «Полтава», можно увидеть, что Пушкин ещё раз подчёркивает важную для него мысль: справедливость и важность деяний Петра Первого проверена временем, он остался в народной памяти как герой. Победы Петра стали «огромным памятником», воздвигнутым им не ради собственной славы, а во славу России.

Надеемся, что представленный выше анализ поэмы «Полтава» Пушкина оказался полезным для вас, и эту информацию вы сможете учесть, когда будете читать произведение или краткое содержание поэмы «Полтава». Наш литературный блог создан с целью собрать анализы известных произведений и характеристики персонажей. Посетите его. Читайте также по теме:

  • Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
  • Биография Александра Пушкина

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-poltava-pushkina

Анализ поэмы Полтава Пушкина 7 класс

Весной в 1828 году Пушкин начинает работу над поэмой под названием «Полтава», произведением, отличающимся от всех его предыдущих работ.

Увлеченный исторической тематикой, он останавливает свой выбор на эпохе правления Петра I и, в частности, на Полтавском бою – крупнейшим сражением между русскими войсками и шведской армией, состоявшемся 27 июня 1709 года.

Во время работы над произведением поэт не раз обращается к историческим документам, украинским народным песням и молдавским легендам.

В поэме явно просматриваются четыре главных героя, а именно: Кочубей (генеральный судья Войска Запорожского), Мазепа (гетман Войска Запорожского), Петр I (царь всея Руси), Карл XII (король Швеции) и Мария (дочь Кочубея, единственный персонаж, не имеющий прямого отношения к описываемым историческим событиям).

По композиции произведение делаться на три песни. В первой речь идет о Марии, предавшей свою семью во имя любви к гетману Мазепе. С ним девушка сбегает. В гневе, ее отец Кочубей готовит месть.

Во второй песне описывается план Кочубея по устранению Мазепы. Читатель понимает, что часть украинского народа хочет отторгнуть Россию и перейти на сторону Швеции, Мазепа в их числе.

Кочубей просит своего подручного Искру доставить царю донос. Но император не верит информации, а Мазепа, в свою очередь, требует казни злоязычников.

Кочубей оказывается под стражей, а после встречает свой конец на гильотине.

Третья песнь раскрывается заговор Мазепы со шведской стороной, который  воспринимается русскими, как предательство и влечет за собой сражение, в котором Карл XII несет поражение.

В ходе прочтения поэмы можно заметить, что помимо тщательного описания картин боя, духа войны и решения судеб народов, поэт с особым вниманием относиться к каждому действующему лицу.

Благодаря сценам разговоров Мазепы с Марией, Орлика и Кочубея, для нас открываются переживания героев, их мысли и сомнения.

Спектр человеческих эмоций в поэме велик: ненависть, разочарование, любовь и страх, ликование и гордость.

Образ Петра I становится героическим, единственным достойным исторической славы. А стойкость, патриотизм и единение русского народа главной идеей произведения.

Анализ 2

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму. Но для современников и критиков поэма показалась слишком сложной, они не поняли её смысла. За исключением его друзей. Так что же такого непонятного в ней было написано Пушкиным?

Да, Пушкин одновременно разрабатывал три линии. Первая линия – решается судьба России, быть или не быть ей самостоятельным государством. Сможет ли она противостоять серьёзному противнику – Швеции. В рамках этой темы – противостояние Петра Первого и Карла XII. Их образы, характеры и поступки в судьбоносном сражении – Полтавском бою.

Роль личности в истории. Ни «его величество случай» или судьба вершат историю, а конкретные люди. В данном случае, Петр Первый. Он создал новую боеспособную армию и флот, которые смогли соперничать с самой передовой армией и флотом того времени – шведским.

Сам Петр Первый был гениальным стратегом и тактиком. Сам командовал войсками, заряжал их оптимизмом и верой в победу русского оружия. Был впереди наступающих колон. Именно благодаря этому русские солдаты и офицеры  и одержали победу в Полтавской битве. Это не слепая случайность судьбы, а долгая и упорная работа.

С какой любовью и восторгом описывает Пушкин Петра Первого на поле боя. Он изначально был уверен в победе. Вот он скачет на резвом жеребце по переднему краю. Его уверенность передалась и войскам. Но остались у него и человеческие качества. После боя он угощает побеждённого соперника, называет своим учителем.

Вторая линия – это судьба многонационального российского государства. Так называемый «национальный вопрос», который особенно актуален в настоящее время. Когда отдельная личность, в данном случае, Мазепа пытается оторвать один братский украинский народ от другого братского, русского народа. Что не получилось тогда у гетмана Мазепы, получилось в 21 веке у современных правителей Украины.

И третья линия – личная жизнь отдельно взятого человека. Простой женщины Марии, которая пытается устроить свою личную жизнь. Пройдя через позор в глазах людей, непонимание родителей, она получает счастье. Но какую она платит за это цену? Самую высокую – собственную жизнь.

Поэма написана в стиле украинских народных песен, которые называются «думы». В основу поэмы легли реальные исторические события – Северная война, Полтавская битва, присоединение Украины к России.

Интересна история написания поэмы. Сначала поэма не получалась, Пушкин отложил её. Потом вернулся к этой теме осенью и написал поэму на одном дыхании, практически за несколько дней, отвлекаясь только на сон и еду.

Поэма написана не от лица Пушкина, а от лица рассказчика. В те времена нельзя было открыто хвалить Петра Первого и хаять Мазепу. Поэтому, Пушкин вложил свои мысли в уста обычного человека. Но вот в примечаниях к поэме видно кому симпатизирует поэт.

Для того, чтобы придать поэме больше достоверности, Пушкин ссылается на реальные исторические документы.

Также читают:

← Руслан и Людмила. История создания ← История создания драмы Борис Годунов↑ ПушкинАнализ произведения Борис Годунов → Анализ особенностей литературного языка Пушкина →

  • Сочинение Проблема ответственности человека за свою судьбу рассуждениеВ чем же тут проблема? Трудно взять на себя ответственность за то, что происходит в жизни, даже твоей собственной.
  • Сочинение на тему Россия моя родинаЯ живу в самой большой и прекрасной стране. У каждого человека есть Родина, для меня это Россия. Здесь я родился и вырос, здесь живут мои друзья, родные и близкие.
  • Образ и характеристика Петрушки в комедии Горе от ума ГрибоедоваПетрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.
  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 классПри первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.
  • Кай, Герда, Снежная королева — Главные герои сказки Андерсена Снежная королеваОсновными персонажами произведения являются маленькие мальчик и девочка, названные писателем именами Кай и Герда, а также Снежная королева.
Читайте также:  Детские песни про осень: ноты и текст

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedenie-poltava

Сочинение Анализ поэмы Полтава Пушкина

Произведение посвящено историческим событиям, происходящим в период Полтавской битвы, и является образцом лироэпической классики.

Композиционную основу поэмы составляет структура произведения из трех стихотворных песен, центральным образом которых представлена величественная фигура царя Петра Первого.

Первая песня описывает период из жизни Кочубеевской дочери Марии, являющейся крестницей гетмана Украины, Ивана Мазепы, желающего просватать за себя крестную дочь вопреки мнению ее родителей. Влюбленная в Мазепу Мария оставляет родной дом, а Кочубей желает отомстить коварному гетману. 

Во второй песне рассказывается о попытках Кочубея восстановить справедливость и раскрыть замысел Мазепы о предательстве, закончившихся казнью Кочубея. Эта часть поэмы описывает реально произошедшие исторические события.

События третьей песни изображают баталии, происходящие во время Полтавской битвы, которые описываются с присущим поэту блистательным применением его божественного таланта.

В произведении поэту удается раскрыть несколько тематик, связанных судьбой российского государства и его народа, а также с отдельной взятой человеческой личностью, попавшей в жернова исторических колес.

На примере Полтавской битвы поэт показывает не только сражение за завоевание территорий на уровне верховной государственной власти, но и судьбы обычных людей, которые становятся непосредственными участниками кровавых событий.

Образ Петра Первого, представленный поэтом в качестве великого преобразователя, представителя прогрессивной России, сумевшего переломить вековые устаревшие жизненные устои, противопоставляется в поэме образу другого великого императора, Карлу Двенадцатому, добивающемуся путем авантюрных стремлений к получению личной славы, а также образу Мазепы, изображенному как корыстный и вероломный человек. Кроме того, поэт поднимает в произведении вопросы веры, преданности, честности, сплоченности, а также славы и могущества русского государства, патриотического настроения народа и его единения с братскими народностями.

Стилистика произведения использует в своей структуре мотивы украинских народных песен, сказаний, легенд, изображая исторические моменты в качестве непосредственного предмета повествования.

Поэт демонстрирует блестящий, точный, ясный русский язык и энергичный, мощный и гибкий стих, показывая скульптурную выразительность человеческого образа, а также гениальную картину Полтавской битвы, наполненную жизненным смыслом, эпическим размахом, широтой движений, идейной насыщенностью исторической характеристики.

Стилистическая, жанровая и языковая основы произведения делают его одним из сложнейших художественных творений, в котором сочетаются эпические и лирические начала, романтические и властные сюжеты.

Анализ произведения Полтава

В центр повествования своего произведения «Полтава» Александр Сергеевич Пушкин ставит Петра Первого. Он описывает его образ как человека, способного преобразовать Россию в великую и могущественную Державу, он преобразователь, желающий преломить существующий уклад жизни и изменить его в лучшую сторону.

При этом автор передает личность Петра такой, какой ее привык воспринимать народ – мужчина с волей и характером, которые невозможно сломить. Реформатор, не намеренный подстраиваться под мнение окружающих чиновников и стран, не намеренных терпеть преобразования.

Поэму «Полтава» можно по праву считать восторженным гимном, посвященных Петру. Его творческий гений, позволял ему принимать решения, меняющие жизни миллионов людей.

Чтобы читатель заметил разницу и силу духа Петра, он противопоставляет его Карлу XII, обладающего достаточно авантюристичным характером. Он постоянно думает о собственной славе и признании народа.

Так же приводится образ Мазепы, привыкший проявлять корысть и вероломство.

Но далеко не все отрывки передают точное историческое повествование. Так, например, отрывок, повествующий о помешательстве Марии, которая является Мазепе по завершению Полтавской битвы, был придуман Пушкиным. На самом деле после произошедшего Мария не сошла с ума, а отправилась в монастырь, где и провела остаток жизни.

И несмотря на то, что большая часть произведения рассказывает об истории Мазепы и Марии, на самом деле она раскрывает исторические судьбы огромной страны, показывает изнутри события, происходящие во время Петровских реформ. Далеко не каждый задумывается о том, как они отражались на жизни каждого человека, какие изменения приходилось принимать рядовым гражданам, чтобы соответствовать новым государственным законам.

Реформатор не всегда задумывался о каждом человеке в отдельности, он не имел такого права, его первостепенной задачей было движение страны вперед, благополучие державы в целом и возможностей развития на мировой арене. Именно поэтому Петр Первый попал в историю и ассоциируется у все с реформами, в корне изменившими привычный уклад жизни русского народа в целом.

Вариант 3

Произведение под названием «Полтава», которое написано знаменитым и популярным по всему миру писателем Пушкиным посвящено событиям, которые происходят в период Полтавской битвы. Данное произведение является самым интересным, а также самым противоречивым.

Всю композицию произведения составляет три песни, выполненные в стихотворном стиле. В центре этого произведения образ Петра Великого.

В первой песне рассказывается про Марию. Ее отец Кочубей является судьей. Ивану очень нравится Мария и он просит руки дочери у Кочубея.

Но ни сама девушка, ни ее родители не согласны на такой брак, а все, потому что они являются родственниками. Кроме этого у Марии уже есть избранник, которого она очень сильно любит.

Вот к нему-то девушка и сбегает из дома. Кроме этого здесь немного описывается война.

Во второй части песни Кочубей старается разными способами избавиться от Мазепы.

И для этого сначала он узнает обо всем, что задумал Мазепа, а потом уже отправляет доносчика, который должен все это рассказать Петру Великому.

Конечно, все эти доносы не подтвердились, а Мазепа требует, чтобы с ним разобрались честно. Именно поэтому Кочубея сначала кидают в темницу, а через несколько часов казнят. И жена и дочь ничем ему не смогли помочь.

В третьей части песни изображаются разные баталии, которые происходят во время Полтавской битвы. Гетман старается сделать все для того чтобы победить, но силы уже практически на исходе, а враги крепнут с каждой минутой. И тогда он решает просто исчезнуть отсюда.

По дороге он встречает Марию, которая от всех перенесенных событий просто сошла с ума. Конечно, по этому поводу он очень расстроился, но ничем помочь ей не мог и поэтому отправился дальше.

Эта часть была придумана писателем, а вот на самом деле она не сошла с ума, а просто отправилась жить в монастырь, где и осталась до конца своих дней.

Здесь писателю удается раскрыть сразу же несколько проблем. Это судьба российского государства, а также и российского народа. А также разные личности, которые попали в центр этих событий.

С наступлением войны с каждым днем захватывалось все больше и больше территорий, а также в этой войне страдали совсем невинные люди, которые не хотели этой войны, но ничего не смогли сделать, чтобы ее предотвратить.

Многих совсем не интересовала судьба каждого человека, больше всего их интересовала страна, и как она будет жить дальше и продвигаться.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-poehmy-poltava

Анализ поэмы Полтава | Инфошкола

  • Историческая основа поэмы.

После разгрома восстания декабристов в российском обществе вновь остро встал вопрос об историческом пути России и ее роли в мире, об отношениях власти и подданных.

Для того чтобы осознать эти проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во всей жизни общества. Особенно важными для России в начале XVIII века были отношения с Украиной и Швецией.

В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава».

Главный герой поэмы старый гетман Украины — Мазепа, восставший против России и императора Петра Великого. Период 1708-1709 годов был временем нашествия на Россию шведского короля Карла XII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой войны зависело положение России, ее самостоятельность и мощь.

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма.

Поэма состоит из трех глав: в центре первой находится история любви дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй — казнь Кочубея, в заключительной главе выразительными, ставшими хрестоматийными стихами описан разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы.

Три главы поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы проявилось в удачном совмещении двух линий сюжета — любовной и исторической.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей.

Повествователь время от времени «прячется» за героя, открыто выражающего свои мысли и чувства, что придает повествованию эмоционально-лирическое звучание, увлекающее читателя и создающее у него определенное настроение.

Огромное значение имеет при этом форма «вопрос — ответ», характеризующая как речь повествователя, так и речь героев.

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой.

В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем.

Первая тема «Полтавы » — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.

Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона. Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом -Полтавский бой и пир после победы.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского гоодарства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.

Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории.

Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.

Сюжет поэмы отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, дается на фоне той исторической эпохи

Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнен. Мария исчезает.

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа — Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенес войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой.  Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Высоко оценивая разнообразные красоты поэмы «Полтава», Белинский особенно восхищался её стихом: «Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!».

Читайте также:  Природа, растения и животные московской области

Это русское, народное проявляется, в частности, в близости многих мест поэмы к стилю народной поэзии. Так, Белинский указывает, что отрывок от стиха «Кто при звездах и при луне» до стиха «Царю Петру от Кочубея» — «это вместе и народная песня, и художественное создание». Так же построен ответ Кочубея Орлику о трех кладах. В духе народной поэзии — песен и сказок — дан внешний портрет Марии.

  • Жанровые и стилистические элементы

«Полтава» сочетала в себе самые, казалось бы, разнородные жанровые и стилистические элементы — от классической эпопеи до романтической поэмы, сочетает элементы романтической поэтики с реалистической трактовкой исторических и неисторических событий. Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина»

В «Полтаве» Пушкин дал новый жанр исторической, героической поэмы реалистического стиля, какой ещё не было в русской литературе.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-poemy-poltava/

«Полтава» (Пушкин): анализ, сюжет. Образ Петра в «Стансах»

Вслед за эпохою смуты Пушкина, как историка и как художника, вскоре привлекает другая эпоха и другой герой: эпоха Петра Великого и сама личность царя-преобразователя.

Поэт принимается за основательное изучение петровского времени по первоисточникам и архивным документам. Первым художественным плодом этих занятий становится поэма «Полтава» (1828). В «Заметках» 1830-1831 гг.

он говорит, что написал «Полтаву» в несколько дней (в октябре 1828) и что «далее он не мог бы ею заниматься и бросил бы всё».

Все скверные страсти и ужасы, столь антипатичные гуманной и мягкой натуре Пушкина, но живо интересовавшие его как художника-психолога, воплощались преимущественно в личности Мазепы, который и явился главным героем поэмы.

Задача художника была не столько историческая, сколько психологическая и, пожалуй, моральная; но по существу дела историческая сторона должна была занять выдающееся место: поэт не мог ограничиться одними намёками на события, он должен был дать им художественное истолкование и вывести на сцену, кроме того же Мазепы, как исторического лица, и других деятелей эпохи и «героев» данного исторического момента — и Кочубея, и Орлика, и Карла XII, и, наконец, самого Петра. Это сильно осложнило задачу и затруднило её исполнение. И Белинский был прав, говоря, что «Полтава» слишком богата содержанием, не умещающимся в её сравнительно очень небольшие размеры, и что поэтому поэма как бы разлезается по швам под давлением содержания.

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма. Белинский необыкновенно высоко оценивал поэму. Особенно восторгался он стихом поэмы. Картину Полтавской битвы он считал замечательной. Великолепно дан в поэме пейзаж Украины, особенно картина лунной украинской ночи.

Сюжет «Полтавы» Пушкина

Сюжет «Полтавы» отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, даётся на фоне той исторической эпохи, когда

Россия молодая
Мужала с гением Петра.

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнён. Мария исчезает.

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа -Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенёс войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой. Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме «Полтава» Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Образ Петра в «Стансах»

Тема Петра была одной из самых популярных и для своего времени очень прогрессивных тем русской поэзии XVIII века. Передовые писатели и публицисты от Кантемира и Ломоносова до Радищева пытались осмыслить роль и значение деятельности Петра.

В художественном творчестве Пушкина образ Петра возникает впервые в «Стансах» (1826). Снимая с лика Петра ореол божественности, которым он был традиционно окружён в одописи XVIII в.

(вспомним ломоносовское: «Он Бог, он Бог твой был, Россия»), Александр Сергеевич, вместе с тем, развивает представление о нем как о царе-просветителе, о двинувшем вперёд страну, «вечном работнике» на пользу родины.

В то же время «Стансы» Пушкина — не хвалебная ода, а поучение — своего рода такой же «урок царям», какой давался поэтом в его «Вольности».

Но теперь в связи с изменившейся политической обстановкой он носит иной характер: убеждая нового царя быть «во всём подобным» великому «пращуру», Пушкин призывает его осуществить сверху назревшие «великие перемены» — преобразовательную программу декабристов.

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: «Грамотей», 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/poltava_pushkin_analiz_sjuzhet_obraz_petra_v_stansakh/53-1-0-263

Краткий пересказ содержания поэмы «Полтава» Пушкина по главам

Стихотворное произведение «Полтава» поэт написал в 1828 году. В нём автор рассказывает о важном событии истории — Полтавской битве. Сражению предшествует трагическое переплетение судеб главных героев. Поэма, пронизанная фольклорными мотивами, народными песнями и преданиями, легко читается. Дружба и предательство, любовь и жажда власти увлекают с первых же строк.

Краткое содержание «Полтава» Пушкина

Главные герои поэмы:

  • Мазепа — хитрый и корыстный гетман ;
  • Кочубей — генеральный полтавский судья ;
  • Мария — дочь Кочубея ;
  • Пётр I — русский царь ;
  • Карл XII — шведский король.

Песнь первая

Живёт в Полтаве генеральный судья Кочубей. Он знатен, владеет мехами, табунами лошадей, хуторами и садами. Главное его сокровище — прекрасная дочь Мария. Скромная девушка стройна как тополь и нет ей равных в городе. Сватаются к ней женихи с разных концов страны, но сердце юной девы пугливо и неприступно.

С надеждой о женитьбе засылает сватов и гетман Мазепа. Он стар, но чувство любви к Марии волнует и будоражит его кровь. Сердце кипит страстью, которая угаснет лишь вместе со смертью.

Отец и мать девушки страшно рассержены предложением Мазепы. Он крёстный Марии и должен быть ей другом, а не мужем. В присутствии побледневшей дочери они называют его бесстыдным нечестивцем и запрещают ей даже думать об этой свадьбе. Мария лишается чувств и следующие два дня молча страдает, забыв о сне и пище. На третьи сутки она исчезает из своей светлицы.

Скоро до Кочубея доходят слухи о нахождении дочери в доме Мазепы. Родители осознают истинные причины испуга и молчания Марии. Она давно влюблена в мужественного гетмана. Обида отца велика. Он вправе убить вероломного друга, отомстив за поруганную честь девы, но придумывает иной план мести.

В это смутное время в стране идёт Северная война. Шведский король Карл со своей дружиной одержим желанием захватить Москву. Украинцы взволнованы. Они хотят перемен, требуют от Мазепы присоединения к войскам Карла и освобождения от власти царя Петра I. Гетман молчалив, но подобные мысли уже давно волнуют его.

Кочубей знает о планах Мазепы. Они делились друг с другом своими чувствами и планами в ту пору, когда были друзьями. Оскорбленный отец Марии сочиняет вместе с женой донос Петру, открывая имя изменника.

Письмо написано и Кочубей задумывается о гонце, который не испугается поехать к царю. Выбор судьи пал на казака, безнадежно влюбленного в его дочь с младых лет. Робкий юноша мог только мечтать о Марии и не докучал ей сватовством. Мысли о побеге девушки бесконечно терзают его сердце. Зашив донос в свою шапку, он направляется к Петру I.

Мазепа тем временем ведёт с иезуитом переговоры о предстоящей измене. Он поднимает против Москвы донских казаков, Польшу и Турцию. Донос Кочубея, доставленный Петру, царские вельможи присылают гетману. Мазепа клянётся в своей верности государю и требует наказать клеветников, казня их.

Мария же смотрит на своего возлюбленного с благоговением и не верит людской молве. Она иногда с грустью вспоминает своих родителей и печалится об их одинокой старости. Ей пока не известно о волнениях украинского народа.

Песнь вторая

Мазепа, охваченный жестокими мечтами, становится задумчив и мрачен. Оскорбленная Мария негодует. Она обвиняет его в холодности и коварстве, ревнует и призывает к ответу. Гетман успокаивает девушку и клянётся в своей страстной любви. Он рассказывает ей о своих великих планах по завоеванию Москвы.

Мария восторженно слушает речи любимого. Она восхищена его могущественной смелостью и предрекает Мазепе царскую корону на голове. Но гетману мало такой верности, и он просит деву сделать выбор между ним и её отцом. Мария заверяет его в своей преданности их любви, и Мазепа просит её не забывать этой клятвы.

Заключённый в оковы Кочубей скрыт в одной из башен старого замка. Завтра его ждёт казнь. Но судья её не страшится. Его волнует поруганная честь. Тишину в темнице нарушает появление жестокого Орлика, который требует отдать гетману спрятанные сокровища.

Кочубей отвечает, что владел всего тремя богатствами:

  • первый клад — его честь, которую забрала пытка;
  • второй — честь единственной дочери, похищенной Мазепой;
  • третий — святая месть обидчику его семьи, которая будет отдана теперь богу.

Орлик не оставляет попытки узнать у Кочубея правду о его деньгах. Судья отсылает своих врагов грабить и жечь его дома с садами, и просит покоя в последнюю ночь. Разозленный Орлик вновь начинает пытки Кочубея.

Мария не знает о недавнем пленении своего отца. Мазепе жаль её. Мысли об обмане любимой терзают его сердце. Но он не в силах отказаться от своих воинственных планов завоевателя. Гетман оставляет уснувшую девушку в кровати и уходит, полный сомнениями, в сад.

Страшную правду юной деве открывает мать. Она прокралась на рассвете в спальню дочери, моля её о пощаде Кочубея. Сначала девушка не верит матери. Услышав подробности о доносе и предстоящей казни отца, Мария падает без чувств.

Огромная толпа народа собралась на поле. Кочубея и Искру привозят в телеге на место казни. Взмахом топора палач рубит головы пленников и трясёт ими над помостом. Две усталые женщины прибежали к эшафоту, когда поле уже опустело. Мария понимает, что они уже не в силах помочь отцу.

Опустошенный Мазепа возвращается домой. Ни в саду, ни в доме он не находит любимой. Гетман посылает своих казаков на поиски девушки. Утомленные гонцы возвращаются, не найдя нигде её следов.

Песнь третья

Мария исчезла. Мазепа с Карлом ведут свои войска против Петра. Разгневанный государь отправляет в Полтаву свою дружину. Гетман недоволен легкомыслием и упрямством шведского короля, но отступать уже поздно.

Орлик предлагает Мазепе помириться с русским царём. Но тот слишком сильно ненавидит Петра и говорит, что не отступит от своего плана. Украинский гетман не смог простить самодержавному государю давнее унижение на пиру.

Вспыльчивый царь дёрнул Мазепу за усы, услышав смелые его слова.

Утром следующего дня начинается Полтавская битва. Влюблённый в Марию казак погибает в этом бою. Войска Петра I одерживают победу над противниками. Пирует русский государь, а Мазепа с оставшимися в живых союзниками вынужден бежать.

По дороге старый гетман встречает дом Кочубея. Он вспоминает ангела этого места, свою любимую Марию. Она нарушает его сон на берегу Днепра.

Худая, одетая в рубище девушка с распущенными волосами лишилась рассудка. Она описывает отрубленную голову отца как волчью, утверждает, что видит засохшую кровь на губах Мазепы.

И с диким смехом скрывается в темноте. Карл и гетман на следующий день продолжают свой путь.

Прошло сто лет, и уже никто не помнит о предательстве Мазепы и судейской дочери. Лишь царь Пётр остался в памяти как основатель великой русской державы. А в украинской Диканьке сохранились могилы двух страдальцев — Кочубея и Искры.

Патриотизм и верность остаются в памяти людей. Поэма Пушкина показывает отвагу и честь несломленных воинов.

Предложения краткого пересказа произведения «Полтава» можно использовать для заполнения школьного читательского дневника.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-poemy-poltava-a-s-pushkina.html

Ссылка на основную публикацию