А. с. пушкин «песнь о вещем олеге»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о вещем олеге



January 31, 2016

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему «вещий»? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию.

Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно.

Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет «Повесть временных лет». Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

  1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
  2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.
  3. Тема дружбы. Не зря в начале баллады конь назван «верным». Это отражает преданность животного своему хозяину. Примечательно, что изначально, в черновиках, фигурирует эпитет «смирный». В окончательном варианте он заменен. Так подчеркивается действительно дружба, верность. Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы.

Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из «Повести временных лет» свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» — это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами («тризна») и архаическими оборотами («ковыль обагришь»).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый».

Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: «славная глава кургана», «вдохновенный кудесник», «вещий Олег».

Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

15 февраля 2016

О Пушкине говорилось много и еще больше будет сказано. Его творчество кажется безграничным, кажется, он смог затронуть все аспекты литературы. Он писал стихи, его сказки известны любому русскому ребенку, его повести и рассказы до сих пор печатаются крупными тиражами.

Помимо писательской деятельности, он так же увлекался историей. Она помогала ему воссоздать точный образ жизни, которым жизни люди несколько столетий назад. Благодаря знаниям историю из его пера возникло много рассказав, построенных на реальных исторических данных.

Одним из самых знаменитых его произведений исторического характера, является песнь о вещем Олеге. Являясь настоящим ценителем истории, он решил воссоздать известную легенду в своем стихотворении. Скорее выбор его ориентировался на то, что вещий Олег был личностью не до конца разгаданной, тем самым можно было немного видоизменить его характер.

Вещий Олег жил в 10 веке, когда Русь только начинала своё существование. Вещим Олега называли из-за его способности предугадывать ход боя, это определенно было необходимым качеством хорошего правителя.

Люди того времени находились в постоянных сражениях с друг другом, за каждый клочок земли.

В своем произведении Пушкину удалось рассказать историю жизни великого правителя, начиная от его самых великих сражений и заканчивая гибелью.

Особое внимание Пушкин уделяет легенде, которая рассказывает о необычной смерти Олега. Много лет назад, после очередного сражения вещий Олег решил обратиться к местному волхву за предсказанием.

Ему было интересно узнать, когда и от чего он умрет, ответ оказался очень неожиданным, ведь смерть ему сулил его любимый конь, с которым он всегда ходил на сражения. Что бы обезопасить свою жизнь, Олег решает отдалить от себя коня и не когда с ним больше не видеться. Но все же Волхов оказывается прав, и спустя много лет Олег умирает от змеи, которая выползла из черепа его преданного коня.

Данным произведением Пушкин поднимает сразу несколько проблем. Одной из них является проблема судьбы, поэт считает. что от нее нельзя убежать, нельзя обмануть. На примере Олега Пушкин показывает, как ничтожен человек перед волей судьбы, ведь ему так и не удалось избежать того, что было предначертано первоначально.

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня.

Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём.

Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.

Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной приём баллады – контраст.

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.

Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем.

Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.

В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предна­чертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему весна (1 класс)

В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

И слышит в ответ:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/pesn-o-veshhem-olege

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о вещем Олеге 7 класс

Слишком много сказано о жизни Александра Пушкина, еще больше сказано о его поэзии. Его творчество безгранично, оно интересует, завлекает и просвещает. Как известно Пушкин писал не только стихотворения, он пробовал себя еще в написании детских сказок, многие его повести до сегодняшнего дня издаются в большом количестве.

Кроме написания произведений Александр Сергеевич любил интересоваться историческими фактами и личностями. Благодаря этому писатель смог оживить на страницах своих стихотворений многих исторических личностей. Пушкин писал слишком открытые и вольнолюбивые произведения, за которые и был отправлен в ссылку на юг.

В это время любознательный поэт посещал многие старинные города, так же он приезжал в Киев. По приезду его заинтриговали местные древние курганы. Пообщавшись с местным населением, Пушкин узнал, что в одном из таких курганов похоронен князь Олег.

Изучая «Повесть временных лет» писатель все больше вдохновляется фигурой князя, его загадочная смерть, при непонятных обстоятельствах просто манит Пушкина. Именно поэтому он решил написать свое видение ситуации, изображенное в «Песне о вещем Олеге».

Почему же простого князя назвали вещим? Ходили предания, что князь Олег умел предчувствовать ситуацию. Было якобы много доказательств тому, что это так и было. Писатель воссоздал легенду, в которой пред нами предстает князь Олег, не до конца разгаданный как личность. Во времена правления Олега велись постоянные сражения за земли.

Пушкин в своем стихотворении рассказывает жизненный путь князя, начиная от его самых значимых сражений, а заканчивая его гибелью. Легенда гласит, пишет автор, что когда закончилось очередное сражение, князь обратился за предсказанием к волхву. И волхв ему предсказал, что его господин умрет от своего верного и любимого коня.

Чтобы что-то изменить даже, несмотря на то, что конь был словно верным другом, князь распоряжается его увезти в безопасное место и хорошо о нем заботиться. Проходят года, князь гордо встречает свою старость, и вот он неожиданно узнает, что его верный конь умер. Чтобы отдать дань уважения своему верному другу, князь отправился на его могилу.

Князь не знал, что именно здесь его ждет погибель. Он умирает неожиданно, с черепа коня вылезает змея, и наносит князю смертельный укус. Заканчивается произведения Пушкина похоронами великого князя. Получается, у князя получилось отсрочить смертельный момент, но от судьбы все же, не уйдешь.

Гибель неминуема, все, что предначертано, рано или поздно исполнится. Обмануть судьбу еще никому не получалось.

Анализ стихотворения Песнь о вещем Олеге Пушкина

Творчество Пушкина не один раз наказывало его на протяжении жизни. Некоторые стихи стали основанием для ссылки поэта в южные регионы. Александр за время изгнания посетил немало интересных городов, одним из таких был Киев.

Поэт проявил интерес к одному захоронению, которое, по словам киевлян, принадлежало князю Олегу. Пушкин уважал и любил историю.

Его впечатлило произведение Карамзина «Повести временных лет» и на фоне этого поэт пишет «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году.

Любые произведения связанные с историей всегда включают в себя исторические факты. Но писатель имеет полное право преображать или слегка омрачать события. Поэтому иногда существуют расхождения с историей. Произведение Пушкина имеет некоторое сходство с повестью Карамзина. Олегу сообщил один кудесник, что он погибнет, причем виновником будет его верный конь.

Долго не думая, князь приказал забрать коня подальше, но ухаживать за ним как следует. Потом Олег возникает перед читателем уже в возрасте и с сединой на волосах. Пришло известие о смерти коня и князь очень скорбит и чувствует вину за собой. Олег решил поехать на могилу животного и, прибыв туда его, кусает змея, которая выползла из черепа.

Завершает повесть похорон Олега.

Данное произведение можно с уверенностью отнести к жанру баллада. Данный жанр включает в себя немного реальных фактов из истории. Но часто сюжет имеет фантастический характер. В балладе всегда присутствует драма, которая сопровождает практически все написанное в произведении. Также главное в этом жанре это непредсказуемый конец, который присутствует в данном произведении.

Автор попытался в своем произведении пролить свет на многие понятие, которые встречаются в жизни. Взять только суровый рок, неизбежность. Олег верил, что печальный конец его не настигнет, но все-таки настиг. Князь думал, что обезопасил себя, но смерть пришла за ним, даже после того как его верный друг умер.

Дружба также освещена автором в данной балладе. Конь Олега именуется автором как «верный», а значит, у князя и животного действительно существуют дружеские отношения на определенном уровне. Олег также не безразличен к коню.

Приказав увезти его подальше, он все равно не забывает о том, что его друг нуждается в заботе и уходе.

Если обобщить все, что хотел сказать автор, то смысл у баллады только один. Пушкин в первую очередь доказывает читателю свою точку зрения. Он считает, что если человеку предначертано какое-то событие, то оно неизбежно. Если суждено погибнуть, то, как не избегай этого, как не осторожничай, смерть вопреки всему явится за человеком.

Главный герой только отсрочил момент своей неминуемой гибели, но ненадолго. В данной балладе появляется очень важная тема философии. Неужели человек творец своей судьбы или нет? Эта тема остается практически вечной для рассуждения многих великих философов. Произведение автора дает четкий ответ на вечный вопрос, но это лишь мнение Пушкина. Человек не вправе изменить или повлиять на судьбу.

7 класс

  • Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая РоссияСлово «Прощай» в названии означает, что Лермонтов прощается не с Россией, а с укладом жизни в ней. А я подумала, что он прощается с Россией потому, что уезжает в ссылку на Кавказ. Почему «немытая Россия»? Поэт явно не имеет в виду
  • Анализ стихотворения Блока На лугуВесна — долгожданное время года, которое вызывает разные ассоциации в творчестве писателей русской литературы. В лирике Александра Александровича Блока она символизирует пробуждение всего живого.
  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…Стихотворение « Я вас любил, любовь еще, быть может…» А.С.Пушкина уже в 1829 г. было положено на музыку и стало известным романсом. В печати оно появилось в альманахе «Северные цветы» только через год.
  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славеСтихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.
  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 классНесомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/pesn-o-veshhem-olege-7-klass

Анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге»

Время написания

            Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Тема

            Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня.

Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём.

Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Главная мысль (идея)

            Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

                        …Волхвы не боятся могучих владык,

                        А княжеский дар им не нужен;

                        Правдив и свободен их вещий язык

                        И с волей небесною дружен…

            Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.

            Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

            Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского  творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Поэтика

            Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

            Основной приём баллады – контраст.

            Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

            Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

            Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

            Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

            Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/analiz_stikhotvorenija_pesn_o_veshhem_olege/94-1-0-731

Анализ «Песнь о вещем Олеге»

Песнь о вещем Олеге

Баллада Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещего Олега» является драматическим произведением, которое заставляет задуматься о тяжелой жизни наших предков. В этом произведении описывается жизнь и деятельность Олега — князя новгородского. Трон князя Олегу передал Рюрикович, который был его родственником, также он доверил ему воспитание своего сына князя Игоря.

Олег хорошо справлялся своими новыми обязанностями и во главе княжества он добился многих успехов. Обладая сильным и решительным характером, всегда решал все свои дела силой, а его хитрость помогала ему завладеть тем, что он не мог захватить.

Он покорял и распространял свое влияние на ближайшие земли, которые примыкали к его Княжеству. Особенно сильно меня впечатлило его коварство и хитрость в захвате неприступного града Киева.

Ну и это можно понять, суровое тогда время было, вокруг была только ненависть и предательство, а земли славянские разрывало междоусобицей.

В 1881 году Олег князь Новгородский отправился в поход для захвата и присоединения новых земель. Когда он вышел к граду Киеву, то узнал, кто правит этим землями, это были князья Дир и Аскольд.

Город был хорошо укреплен и Олег пошел на хитрость. Вместе со своей боевой дружиной он прикинулся купцом и позвал к себе в гости киевских князей.

Когда Князья Дир и Аскольд пришли в шатер их там убили — «Та будет это место всем местам русским» — сказал Олег, захвативший Киев.

Александр Сергеевич Пушкин красочно и глубоко показал в небольшом произведении «Песнь о вещем Олеге» весь колорит того времени. Он смог вместить в нем целую жизнь Князя со всеми интересными приключениями и испытаниями, которые выпали на его судьбу.

Позже в 907 году князь Олег отправился в поход на запад столицу Византии Цареград. На тот момент Византия была уже развитое государство с верой в единого бога, но язычник Олег разбил их армию и захватил Цареград. На воротах покоренного города он повесил свой щит в знак захвата и победы славянского народа.

После переговоров князь заключил выгодное соглашение для Руси и всего славянского мира. Это событие описал Пушкин:

Читайте также:  Урок технологии 6 класс "натуральные волокна животного происхождения"

Как и большинство военных язычников, Олег верил в приметы и прислушивался к рассказам Волхов. Он хотел знать все о своем будущем и обратился к Волхву за помощью. Волхв, предостерег князя, не смотря на могущество и силу свою, что долю поменять нельзя — «и примешь ты смерть от коня своего».

После предсказания старца Олег отпустил коня своего и приказал приглядывать за ним, а для себя он реши, что больше приближается к нему, никогда не будет. На очередном празднование вещий Олег вспомнил о коне своем, который был для него товарищем боевым, и захотелось ему повидаться с ним, но весть поступила, что конь умер.

Тогда Олег разочаровался и пожалел, что больше не увидит коня своего, а пророцтво Волхов вовсе презрел:

Разочарованный вестью о смерти значимого в его жизни друга он отправляется к останкам коня. Когда он прибыл на место, и подошел лежащим на земле костям, пророчество забылось – князь подошёл к останкам, лежащим на земле, и поставил ногу на череп коня своего, в тот же миг из черепа вылезла змея, которая и ужалила князя. Автор описывает змию как гробовая – так как она смертельно жалит.

Так все-таки, почему Пушкин решил обратиться к этой исторической легенде, которой посчастливилось дойти до наших времен? Александр Сергеевич Пушкин был настоящим знатоком истории ее преданным ценителем. Он как настоящий романтик и писатель вдохновлённый историей о вещем Олеге, отобразил ее в своем стихотворение.

Вещий Олег настоящий герой того времени покоривший и объединивший земли русские. Но его кончина была совсем бесславной, возможно это наказание за подлое убийство двух киевских князей Дира и Аскольда. В настоящее время этот поступок может, и осудили, но мы не знаем какие тогда были нравы и методы войны.

Но такого полководца мир еще долгое время не видел. 

Почему вещий Олег? Скорее всего, вещий потому что он обладал даром предугадывать развитие событий. Как настоящий князь и полководец, он должен быть стратегом и в тоже время хорошим политиком, что у него хорошо получалось. За это мастерство угадывать поведение своих собеседников его и прозвали – «вещим».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-ballad-pushkin-pesni-veschem-olege.html

Анализ «Песни о вещем Олеге» Пушкина | Инфошкола

«Песнь о вещем Олеге» История создания. Александр Сергеевич Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году во время Южной ссылки. Поэт находился в ссылке в общей сложности 6 лет, с 1820 по 1826 год.

Первые четыре года он находился в Южной ссылке, а затем в родовом имении Михайловском.

Обращение к теме судьбы было естественно для поэта, оказавшегося в условиях несвободы и «неправого гоненья», как сказал сам Пушкин в стихотворении «19 октября» (1825).

Тематика и проблематика «Песни». Пушкин поэтически излагает древнерусское предание о племяннике Рюрика — прославленном воителе князе Олеге: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами.

И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше».

И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть.

И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его».

И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?!

» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер.

Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щеко — вица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство» {Повесть временных лет). Поэт вплетает тему судьбы в историческую канву, объединяя тем самым в единое целое личность и историю российского государства.

В 20-е годы XIX века интерес к отечественной истории был огромным. Многие русские писатели и поэты обращались к многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина в поисках сюжетов для произведений на исторические темы.

Пушкин находит у Карамзина тот момент в русской истории, когда князь, предводитель народа, испытывает сомнения в будущем и гибнет. После смерти князя Олега начинается новый — христианский период русской истории. Поэт называет князя Олега «вещим», что означает и «мудрый», и «знающий будущее».

Князь Олег, находясь в расцвете мощи и славы, встречает старца-волхва и неожиданно спрашивает его: «Что сбудется в жизни со мною?

» Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам. Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне. Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. Покорный Перуну старик одному.

Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. «Скажи мне, кудесник, любимец богов. Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов. Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня».

Почему он усомнился в своей удаче? И почему, услышав пророчество старца о том, что достигнет в жизни наивысшего успеха, но «примет смерть» от своего коня, князь Олег решает расстаться с конем, чтобы избежать предсказанной смерти? Если мы сможем ответить на эти вопросы, то поймем смысл пушкинского произведения.

И, конечно, сделаем вывод, можно ли искушать судьбу и бояться смерти. Прежде всего, здесь речь идет о проблеме — человек и судьба, воля личности и тяготение над ней каких-то внешних по отношению к человеку сил.

В пушкинском стихотворении, как это и должно быть в балладе, перед нами не тот мир и не то время, что в реальности.

Это особый, условный, балладный мир. Есть здесь и предсказание, столь характерное для романтической баллады. Наконец, есть здесь и заранее предсказанная гибель героя: «…Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю. То смирный стоит под стрелами врагов. То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего… Но примешь ты смерть от коня своего». Олег не совершает ничего, что подлежало бы наказанию, возмездию. Он подчеркнуто чужд всякой балладной экстравагантности поступков. Не только до, но и после предсказания он ведет себя так, как только можно пожелать.

Даже то, что он отсылает коня, вполне естественно. Больше того — это ведь, в сущности, знак уважения к предсказанию. Пушкинской балладе чужда назидательность.

В поэме Пушкин затрагивает и тему поэта и поэзии, свободы творчества и божественного предназначения поэта: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…» Художественное своеобразие.

В «Песне о вещем Олеге», в отличие от предшествующего пушкинского опыта лиро-эпического повествования («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»), нет прямого авторского голоса. Кудесник, «любимец богов», в сюжетном плане является структурным антагонистом Олега.

На их внутреннем противостоянии строится основной конфликт произведения: человек — судьба, свобода — необходимость. Но в слове волхва отчетливо «слышится голос автора» (Ю. Слонкмский). «Вдохновенный кудесник» формулирует заветные мысли Пушкина о божественной миссии поэта, об отношении к мирской власти. По поводу монолога кудесника Б.

Гаспаров замечает: «если пытаться буквально следовать за поэтической дикцией , в ней можно узнать тот же голос, которым спустя 14 лет будут произнесены александрийские строфы «Памятника». Поэма написана редким для творчества Пушкина размером: амфибрахием. Финал «Песни» не звучит трагично.

Он оптимистичен: о делах и победах Олега будут долго помнить.

Произведение в оценке критиков и литературоведов. «На почве романтизма начал складываться и пушкинский историзм — стремление познать и отразить народную жизнь в ее движении, дать конкретное художественное изображение данной исторической эпохи.

Это также явилось существеннейшей предпосылкой последующего пушкинского реализма. Но и в романтический период пушкинского творчества это уже приносило замечательные плоды.

Так, в противоположность «Думам» Рылеева, написанным на темы русской истории, но содержавшим в себе весьма мало национально-исторического, в противовес их схематизму и отвлеченной дидактике, родственным классицизму, Пушкин пишет свою «Песнь о вещем Олеге» (1822), в которой замечательно передает дух летописного рассказа, его, как он сам это определяет, «трогательное простодушие» и поэтическую «простоту». Эти черты получат полноценное художественное воплощение в созданном три года спустя образе летописца Пимена» (Д. Благой).

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-pesni-o-veshhem-olege-pushkina/

Идейно-художественный анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”

Фольклорные богатства Киевской Руси открылись Пушкину во время посещения им Киева. Это был период ссылки поэта на юг Российской империи. Пушкин заинтересовался легендой о киевском князе Олеге, посетил его могилу на горе Щекавица.

Странная, загадочная смерть князя вдохновила поэта на создание баллады, которая была закончена 1 июня 1822. И назвал Пушкин это произведение – “Песнь о вещем Олеге”. С самого начала произведения поэт настраивает читателя на то, что в Судьбе Олега присутствует мистика.

Недаром он называет его вещим, следовательно, не только мудрым, но и наделенным сокровенными знаниями, способным предвидеть будущее, мудрым и проницательным. Почему баллада называется “Песнь…”? Поэт намеренно употребляет это устаревшее древнеславянское слово, чтобы создать атмосферу древности.

Действия произведения происходят в дохристианской Руси, на берегах Днепра. Тема песни – рассказ о встрече Олега с волшебником, предсказания волшебника и последствия этого предсказания. Идея произведения является мысль о странности человеческого бытия, неотвратимость того, что присуждает человеку судьба.

Пушкин утверждает, что человек бессилен перед судьбой, смерть может прийти оттуда, откуда ее совсем не ждешь.

По жанру произведение – баллада, хотя имеет черты былины. В основе произведения лежат реальные исторические события –поход князя Олега на хазар, его победа над Византией.

Композиция произведения “Песнь о вещем Олеге” содержит все элементы:

Экспозиция: (Олег едет по полю) завязка: (встреча с волхвом) развитие действия: (князь, увидев кости лошади, жалеет, что послушал волшебника) кульминация: (из черепа выползает змея и жалит Олега) развязка: (смерть князя) эпилог: (воины вспоминают славное прошлое, жизнь продолжается).

Поражает богатство средств художественной выразительности, использованных в произведении это:

Эпитеты : вещий Олег, старый волшебник, предательский вал, грозная броня, товарищ верный и тому подобное; сравнения: “кудри белые, как утренний снег”, “гадюка… черным кольцом обвилась”; Метафоры : “щит Царьграда украшает ворот”, “и волны, и землю покорил”, “лоб прорезала мысль”, “отдых нашел он себе”, “кости лежат”; повторы: союз “и” в начале строк; риторические вопросы, восклицания, обращения: “скажи, любимцу вечных богов, скоро я землю брошу?”, “с тобой, мой друг, мой верный слуга”, “или кость страшная мне бренна?”; синекдоха: “княжеская рука… ласкает”, “в стремя… не ступит нога”, “пенятся вина”; инверсия: необычный порядок расположения слов характерен почти для каждой строфы.

Действие баллады напряженное, динамическое, этому способствует лаконичный рассказ “Песни…”. Важное место в повествовании занимает диалог. Подытоживая, можно уверенно утверждать, что произведение имеет высокую идейно-художественную ценность.

(No Ratings Yet)
Loading…

Идейно-художественный анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”

Источник: https://goldsoch.info/idejno-xudozhestvennyj-analiz-ballady-a-s-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/

Анализ «Песни о Вещем Олеге»: больше, чем в пересказах

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

Читайте также:  Вулканы индонезии: иджен (кавах иджен)

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий».

В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина.

Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня.

В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича.

Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно.

Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность.

Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени.

Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности.

Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Источник

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/analiz-pesni-o-veschem-olege-bolshe-chem-v-pereskazah

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

1) История создания баллады «Петь о вещем Олеге». В 1822 году в период южной ссылки АС. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге».

—         Что общего между летописным источником и балладой АС. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях)

—         В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст, прослеживается авторское отношение к изображаемому)

2)    Особенноапи жанра. Баллада — стихотворение, лириче­ская песнь, в основе которой лежит историческое событие, пре­дание с острым напряжённым сюжетом.

3)       Особенности сюжета баллады. Вот что писал сам А.С. Пушкин в одном из писем о том сюжете, который лёг в осно­ву баллады «Песнь о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старо­го князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

—         О чём повествуется в балладе? (о смерти Олега от укуса змеи, выползшей из черепа мёртвого коня)

—         Что поведал кудесник о жизни князя? (кудесник поведал, что князь примет «смерть от коня своего»)

—         На чьей стороне поэт: «мудрого старца» или «могучего вла­дыки»? («мудрого старца», который знает не только реаль­ную жизнь, но и является пророком) Поясните свою точку зрения.

—         Перечитайте речь кудесника. Можно ли волхва сравнить с АС. Пушкиным и его поэзией? Почему? (язык А.С. Пушкина также «правдив и свободен», как и речь волхва)

—         Подберите контекстуальные синонимы к слову кудесник. («заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец бо­гов», «волхв»)

—         Объясните значение слова вещий, (пророческий, много знающий) К кому в большей степени оно относится? (к ку­деснику) Прозвище Олега — «вещий» — относилось исклю­чительно к его склонности к волхвованию.

Другими слова­ми, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея.

По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий.

4)   Образ князя Олега. Олег — разумный и справедливый вла­дыка, «могущий воитель», славной победой прославивший своё имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

«Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба», которой «завидует недруг». Олегу по­могает «незримый хранитель», поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал», ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть при­мет он от коня своего.

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга», участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай!

Уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоми­нает о своём верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет уви­деть он кости коня». Наступив на череп, князь иронически опро­вергает предсказание:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Но, оказывается, кудесник не ошибся:

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала.

Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А.С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой», донёс до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запо­минающийся образ и характер.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6028-analiz-ballady-pushkina-pesn-o-veshchem-olege

Анализ произведения Пушкина “Песнь о вещем Олеге”

Тема рока, неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии “Эдип-царь”.

Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина, и в своем произведении “Песнь о вещем Олеге”, написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.

У Пушкина особое видение данной истории из “Повести временных лет”, что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой.

В нем есть все признаки романтического жанра: события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность.

У Пушкина “Песнь” еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе – летописный источник.

Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня.

Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем.

В народе его прозвали “вещим”, так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.

Однако,встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: “Что сбудется в жизни со мною?” При этом он снисходительно добавляет: “Не бойся меня…” Пушкин же подчеркивает, что кудесник – “покорный Перуну старик одному”.

Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу – верховный бог.

Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: “Волхвы не боятся могучих владык”, добавив, что у них “правдив и свободен язык”.

Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою – словом, обеспечить своему “товарищу и верному слуге” достойную старость.

Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его “вдохновенным”.

Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе.

Кудесник у Пушкина – тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.

Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника.

Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было “презреть предсказанье”.

Князь расстроен и называет волхва “лживым безумным стариком”. Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.

Каждый читатель невольно задается вопросом: “Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его ” лживым безумным стариком” ? А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет – он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.

Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память.

Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык – именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти.

Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/

Ссылка на основную публикацию