Виктор яковлевич сирый – уникальная живопись по дереву

Художница Наталия Светненко. Живопись по дереву

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

       Если разделить всех художников на две большие категории, в одну из которой войдут все те, кто пишет от души, а в другую – кто пишет от ума и еще чего-нибудь, то художница Наталия Светненко войдет в первую группу. Ее работы особенно отличаются от многих других авторов спокойствием и умиротворенностью, тем, что называют душевностью, сердечностью. Даже ее статичным , обычного содержания натюрмортам все это свойственно…

      Здесь выложены ее работы маслом по кедру. Можете также посмотреть работы Наталии  разных жанров маслом по холсту

        Немного справочной информации о масляной живописи по дереву

        В основании под масляную живопись берут доски  из ореха, липы, бука, березы, каштана,  сосны и прочих древесных пород. Для досок, которые предназначены под живопись, следует брать древесину, качественно высушенную в обычных естественных условиях, а не в специальных паровых сушилках.

Доски не должны содержать обычных пороков: сучков, гнили, червоточин, а также чрезмерной смолистости. Картины крупных размеров не стоит писать на досках, потому как это их очень утяжеляет. А маленькие работы вполне разумно создавать на досках.

Взятую по размерам будущей картины доску, имеющую возможно более гладкую и ровную поверхность, для сохранения  её от коробления и растрескивания надо выварить в горячей воде в течение четырех-восьми часов.

После этого оставшуюся в древесине воду необходимо выпарить осторожным нагреванием доски над огнем до 40—60° С, и после хорошо просушить в закрытом помещении в течение шести-двенадцати месяцев.

Обработанная доска не будет растрескиваться, коробиться и поражаться гнилью, ведь посредством проваривания в кипящей воде из древесины удаляется большая часть ее растворимых частей — древесного сока, связанной воды. Одновременно происходит свертывание растительной белковины — вещества, которое способствует растрескиванию и загниванию  дерева.

      Подготовленную доску проклеивают двумя слоями рыбьего клея,  который разводят в воде. Полезно клеить на доску кусок старой мягкой холстины, что предохранит живопись от возможного растрескивания. Когда доска будет проклеена, а холст наклеен, тогда ее надо загрунтовать.

      Самым лучшим грунтом для дерева будет клее-меловой грунт, который состоит из клеевого раствора мела и рыбьего клея. Массу для грунтовки приготовляют так: берут 30 грамм сухого рыбьего клея и один стакан воды (200 см3).

 Клею дают полностью  разбухнуть в воде и далее варят на небольшом огне, не допуская его закипания. Теплый клеевой раствор перемешивают с измельченным просеянным кусковым мелом.

Далее тщательно перетирают образовавшуюся массу, до полного отсутствия комков, и начинают грунтовать, нанося грунтовку деревянным шпателем равномерными тонкими слоями. Сперва наносят один слой. Дают ему хорошо высохнуть. Потом наносят второй и третий слой.

Когда и они высохнут, их шлифуют мокрым куском пемзы и наносят последний четвертый слой грунтовки. Когда и этот слой просохнет, его слегка отшлифовывают куском трепела и далее наносят тонкий слой свинцовых белил. Далее можно приступать к живописи.

Другие материалы из этой категории:

Источник: http://usenkomaxim.ru/2012/06/21/hudozhnitsa-nataliya-svetnenko-zhivopis-po-derevu/

Туринский сувенир

Урало-сибирская роспись — это свободная кистевая роспись масляными красками, когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. Когда-то Туринск был одним из центров урало-сибирской росписи.

Работы из Туринска впервые упоминаются в 1742 году! Фамилии талантливых самобытных мастеров были известны за пределами Тобольской губернии. Декабристы, сосланные в Сибирь, упоминали о заказах, которые они делали туринским мастерам.

Путешественники с восхищением описывали местных умельцев и художников, «…расписывающих подносы, шкатулки и другие безделицы…».

Чуть не прервалась нить промысла в период революционных событий 1917–1922 годов, в этот период нет упоминаний о росписи – видимо, не время было… В советское время роспись возродилась на Туринской фабрике детской игрушки, которая была основана на базе артели «1-е МАЯ», организованной в 1932 году. С 1966 года на фабрике начался выпуск сувениров и изделий с урало-сибирской росписью.

Сначала роспись была незатейливая: простые мазки, небольшой набор красок. Но кропотливая работа ученых Московского научно-исследовательского института художественной промышленности и местных мастеров (поиск образцов росписи по всему Уралу, восстановление техники письма) возродила туринскую роспись.

За время работы фабрики было произведено более 350 видов игрушек и сувенирной продукции. Туринские игрушки и сувениры знали и покупали не только во всем СССР, но и за рубежом: в Голландии, Дании, Италии, Швейцарии, ГДР, Норвегии, Франции, Финляндии, Исландии, ФРГ, Югославии, Англии, Швеции, Канаде.

В 2000 году фабрика прекратила своё существование. Но мастера-энтузиасты не сдались и организовали студию авторских работ «Туринский сувенир», которая поддерживает и развивает традиции туринской росписи и резьбы по дереву.

Удивительные изделия мастеров неоднократно признаны и отмечены художественным экспертным советом при Правительстве Свердловской области. Мастера имеют многочисленные дипломы и благодарности как участников, так и победителей международных, российских, региональных и районных выставок и конкурсов.

Галина Ивановна Туманова

Галина Ивановна родилась в городе Туринске и после школы начала работать на Туринской фабрике детских игрушек. Фабрика направила талантливую художницу в знаменитое в России Абрамцевское художественно-промышленное училище.

20 лет Галина Ивановна проработала главным художником на Туринской фабрике детских игрушек, создавая ежегодно новые образцы игрушек и сувениров.

В 1998 году, после открытия художественного отделения при музыкальной школе Галина Ивановна работала там преподавателем.

Галина Ивановна постоянно участвовала в семинарах по росписи, во время которых были собраны богатые материалы и сделаны копии с подлинников урало-сибирской росписи в натуральную величину. В 2000 году написан методический материал по истории урало-сибирской росписи, о технике и процессе написания мотивов росписи.

Работы Галины Ивановны участвовали в выставках в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Ирбите, Туринске, в Индии и США. Работы ее находятся в частных коллекциях по всему миру.

Виктор Яковлевич родился в с. Городище Туринского района, после школы поступил в Свердловский горный институт и окончил его. Работа увела Виктора Яковлевича из родного села, но тяга к малой родине была сильней, и он вернулся.

Более 24 лет преподавал в Городищенской средней школе, параллельно занимаясь общественной деятельностью. Обучал мастерству деревообработки школьников, и это приносило ощутимые результаты.

Дети с завидным постоянством занимали первые и призовые места в олимпиадах и конкурсах, на выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Настоящая страсть Виктора Яковлевича – художественная обработка дерева: увлеченная работа с капом, резные картины, панно, резные иконы по благословению батюшки.

Удивительные изделия мастера неоднократно признаны и отмечены художественным экспертным советом при Правительстве Свердловской области.

Мастер имеет многочисленные дипломы и благодарности участника и победителя международных, российских, региональных и районных выставок и конкурсов.

Лидия Алексеевна родилась в Центральной России, в городе Кинешма Ивановской области. В Туринск приехала по распределению как воспитатель детского сада, но любовь к рисованию привела ее на фабрику детской игрушки, где она проработала более 20 лет в цехе росписи.

Самобытная художница, развивая технику урало-сибирской росписи, разработала свою цветочную композицию.

Читайте также:  Путешествие по временам года норвежской железной дороги

Сейчас Лидия Алексеевна на заслуженном отдыхе и продолжает заниматься любимым делом: расписывает деревянные игрушки и сувениры, участвует в работе самых разных выставок.

Вся сознательная жизнь Нины Николаевны проходит в Туринске и посвящена возрождению урало-сибирской росписи.

18 лет художница проработала на фабрике детской игрушки, в свободное время всегда писала и сегодня пишет картины. Добрые, светлые сельские пейзажи художницы успокаивают душу.

Из-под легкой руки мастера выходят интересные расписные куклы и матрёшки. Чудесные расписные лошадки получили первый приз на одной из городских ярмарок.

Вера Аркадьевна родилась в городе Туринске и всю силу своего творчества направила на развитие туринской игрушки и туринского сувенира.

В последнее время ею были реализованы следующие проекты: серия игрушек «Баталии» (деревянные солдатики, богатыри, пушки), сувенирный набор «Уралочка» (деревянный расписной поднос, на нём три барышни, в барышнях спрятаны рюмки), шкатулки «Уралочка», набор деревянных игрушек, отображающих образы горожан — «Город Семицветов».

Вера Аркадьевна много работает с детскими садами, и для них она придумала особые проекты: оформление детских площадок «Русские потешки», настольный театр для детских садов «Уральские сказы». А сейчас она работает над набором развивающих игр и игрушек «Сундучок «Уральские сказы».

Людмила Васильевна с рождения живёт в самом живописном месте г. Туринска — на берегу реки Туры. Красота нашей уральской природы подтолкнула к творчеству и привела ее на фабрику детской игрушки, где она проработала много лет.

Людмила Васильевна с увлечением разрабатывала новые виды игрушек, сувенирных изделий. Хотя Людмила Васильевна сегодня на пенсии, она активно работает в проектах «Туринского сувенира».

Надо отметить, что все работы автор выполняет маслом, что придаёт ее работам особое очарование.

Источник: https://nashural.ru/culture/podarki-s-urala/turinskij-suvenir/

Земля в живописи

Адриан Честерман.
«Земля-ребенок».

Люби землю. Она не унаследована тобой от твоих родителей, она одолжена тобою у твоих детей.

Из публичных выступлений индейских вождей.

* * *

Александр Максович Шилов.
«Земля наша».
1972.

Научиться торговать можно за три года, но чтобы научиться хозяйствовать на земле, не хватит целой жизни.

Китайская поговорка. Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

Александр Яковлевич Власов.
«Великие Луки. Начало XVI века. Дерево-земляная крепость».

✫ Планета Земля по-еврейски Эрец (иврит), а по-английски Earth, в Скандинавии у писателей Эдды – Ёрд. ✫

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

Борис Неменский.
«Земля опалённая».
1961.

Воин не должен бояться смерти, а землепашец – навоза.

Китайская поговорка. Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

Василий Иванович Суриков.
«Юродивый, сидящий на земле».

Виктор Донской.
«Петр Первый на земле Воронежской».

Виктор Донской.
«Пётр Первый на земле Воронежской».

Джеймс Эдуард Херви Макдоналд.
«Торжественная земля».
1921.
Национальная галерея Канады, Оттава.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?»

Карл Павлович Брюллов.
«Невинность, оставляющая землю».
1839.

Клавдий Васильевич Лебедев.
«Освоение русскими новых земель».
1904.

Николай Константинович Рерих.
«Поцелуй Земле».
Эскиз декорации к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная».
1912.

Николай Константинович Рерих.
«Поцелуй Земле».
Эскиз декорации к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная».
1912.

Питер Брейгель Старший.
«Страна лентяев (Земля Кокейн)».
1567.

Тории Киёмасу I.
«Земля Брахмы».
Около 1706.

ЗЕМЛЯ: ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

Источник: http://aria-art.ru/0/Z/Zemlja/1.html

Пирография — выжигание картины по дереву

Пирография — выжигание эскизов или картин по дереву. Иногда, после того, как выжигание окончено, с помощью масляных карандашей добавляют цвет, но обычно их использование минимально. Хотя некоторые навыки и нужны, хороший результат достигается, главным образом, с помощью практики, приобретения собственного стиля и выбора наилучших способов получить желаемый результат.

Обучение пирографии

Помните, что вы можете столкнуться со следующими трудностями:

• Обжечься инструментом для выжигания;

• Выжечь что-либо, что не должно быть выжжено (у большинства инструментов (игл) для выжигания нет лампы-индикатора включения).

• Попадание искр в глаза.

• Использование неподходящей древесины, и, как результат, асфиксия.

Материалы и инструменты, которые нам понадобятся:

• Инструмент для выжигания.

• Металлическая подставка для инструмента

• Стандартный многофункциональный наконечник для выжигательного инструмента (когда Вы наберетесь опыта, Вы сможете использовать специальные наконечники),

• Немного наждачной бумаги (мелкозернистая 150-180, если нужна лишь легкая облицовка, и со средней зернистостью 80-100 при необходимости удаления с древесины шероховатостей). Ошкуривая древесину, лучше использовать какую-нибудь защиты для глаз.

• Также могут пригодится копировальная бумага, блокнот и калька.

• ХОРОШО проветриваемое рабочее место.

• Плоская, необработанная древесина. Многие специализированные магазины предлагают для этой цели липу (это – лучший выбор). НЕ используйте сосну. При сжигании/выжигании она испускает очень ядовитый дым, и это вредно для ваших легких. Помимо этого, на сосне очень трудно выжечь правильную линию, поскольку сталкиваешься с ячейками сока и влаги. Очень трудно контролировать процесс выжигания.

• И, возможно, несколько цветных масляных карандашей

Шаг 1. Подготовка

На первом этапе необходимо подготовить древесину для пирографии. Если липа немного грубовата, обработайте ее наждачной бумагой зернистостью 80-100 (используйте наждачную бумагу даже для того, чтобы держать доску). Если древесина не очень шероховатая, пробежитесь по ней наждачной бумагой №150-180 просто для получения красивой, гладкой рабочей поверхности.

Именно на этом этапе понадобится защитная маска или защитные очки, чтобы предохранить глаза от попадания древесных опилок.

Сдуйте пыль. Теперь нам нужен рисунок или эскиз.

Шаг 2. Эскиз

Что бы вы ни желали выжечь на доске, изобразите это сначала на кальке. Нет никакой необходимости делать это чрезмерно детально на этом этапе, но, если хотите добавить детали, чтобы лучше представить то, как это выжечь, пожалуйста…

Как только с эскизом покончено, положите на доску копировальную бумагу (углеродистая стороной вниз) и прорисуйте линии такими, какими хотите видеть их на древесине (когда Вы научитесь обращаться с инструментом для выжигания ИЛИ если Вы умеете делать приличные эскизы на самой древесине, этот этап можно пропустить). Переносите лишь основные линии и части эскиза, так, чтобы на древесине осталась еле видная копия. Она станет схемой работы.

В моем примере голова лошади изображена так, как она должна выглядеть в итоге.

Шаг 3. Разогрейте инструмент для выжигания

Теперь, когда копировальная бумага убрана (часть ее может быть огнеопасной), мы готовы начать работу.

Еще один предварительный шаг: Если Вы все еще не поместили свой инструмент для выжигания на подставку и не включили его, сделайте это сейчас. Подождите несколько минут, пока он нагреется. Если под рукой есть ненужная деревяшка, можно иногда проверять его, на секунду — две прикладывая наконечник инструмента к древесине. Мгновенное выжигание означает, что инструмент готов.

Держите инструмент для выжигания крепко, но осторожно, примерно ток, как держите карандаш. Не сжимайте его. Это усложнит его работу, и, в конечном счете, Вы почувствуете «жар» выжигателя, проникающий через слишком сильно сжимаемую ручку. Посмотрите на фото, как я держу инструмент для выжигания «большую часть времени».

Читайте также:  Классицизм в литературе

Порой Вам нужно будет изменять «хватку», чтобы получить желаемый эффект.

Шаг 4. Теперь уже настоящий старт пирографии

Начинайте, откуда хотите, но удостоверьтесь, что Вы «пишите», как ручкой, а не «вдавливаете» выжигатель (некоторым нравится выжигать сверху вниз, некоторым — с середины; лично я предпочитаю сначала сделать контур, а потом при необходимости добавлять детали).

У наконечника инструмента существует несколько способов использования: точечный, для основной работы, «кромочный» для прорисовки линий, и плоский край для выжигания областей, то есть, для выжигания или затенения за один раз областей, больших, чем может наконечник для основной работы.

Начинайте медленно, но не слишком (лучше немного потренироваться на меньших, более дешевых кусках древесины), сохраняйте свой «темп» размеренным. Вы обнаружите, что Вам легче рисовать или по направлению к себе, или поперек; у каждого человека свои собственные предпочтения (хотя, Вам, наверное, придется время от времени делать и то, и другое).

Лучше поворачивать доску, чем пытаться «вдавить» инструмент.

Закончите контур и основные части рисунка / скопированное изображение, а затем потратьте несколько минут на то, чтобы просто посмотреть на него. Это походит на фундамент здания. Именно на этом Вы будете основываться.

Но помните, что иногда слишком большое количество деталей может испортить прекрасную работу. С практикой Вы научитесь чувствовать, когда нужно остановиться (возможно, после того, как потратите часы на работу, а затем добавите еще один «последний» штрих, который все испортит, — это случается с лучшим пирографами, так что, определенно, случится и с Вами, и со мной ).

На изображении грузовика можно увидеть пример линий, выполненных слева направо, но, если бы Вы изображали деревья (например), то повернули бы доску «набок».

Шаг 5. Заполнение пробелов

При выжигании необходимо избегать слишком большого количества деталей. Позже, по мере развития навыков, Вам захочется добавлять «штрихи», оттенок, глубину, и множество других деталей и для этого существуют специальные наконечники, но они, в значительной степени, не нужны.

Самой недолговечной насадкой является наконечник для основной работы.

Он быстро стирается, и вскоре Вы уже выжигаете практически без него (если не проявить осторожность, наконечник становится очень коротким, Вы слегка наклоняете инструмент для выжигания и заканчиваете тем, что выжигаете самим дулом или гайкой от него).

1. Длина этого наконечника менее половины 1 см!

Шаг 6. Не забывайте регулярно чистить инструменты

Небольшой совет: Если используемый наконечник сотрется до неокрашенной части, то перестанет нагреваться до нужной температуры. Как бы то ни было, слишком тщательная очистка наконечников изнашивает их гораздо быстрее.

Держите под рукой влажную губку, лучше всего, чтобы она была каким-либо образом «закреплена», тогда Вы сможете время от времени вытирать наконечник. Это поможет удалить налет углерода без использования наждачной бумаги.

Помните, что инструмент горячий и жжет не только древесину, но и кожу, которая особенно восприимчива к ожогам. Держите наконечник вдали от древесины, пока не понадобится что-либо выжечь. Поднимайте, двигайте и скользите им так быстро, как можете без спешки, или покроете доску глубокими выжженными линиями.

И, напоследок: ниже я прилагаю изображение своем последней пирографической работы. Наверное, она не так хороша, как те, что я делал в прошлом, когда мог лучше видеть детали.

1. Полностью оснащенное судно (самым сложным было выполнить паруса и детальные линии).

1. Датирована вскоре после завершения.

2. Да, это подходит лишь для туалета, а дверь пониже заслуживает еще приблизительно 5 рулонов.

3. Я, кажется, немного наклонился, когда делал это сердце

4. Кукла-кролик в платье. Была и мужская версия, но мне не хватило места, чтобы поместить оба.

Источник: http://doit-yourself.ru/pirografiya-vyzhiganie-kartiny-po-derevu/

Владимирская школа живописи

Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.

Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.

В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий.

Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.

В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение.

Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов.

Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. 

Основоположники Владимирской школы живописи:

Бритов Ким Николаевич

Юкин Владимир Яковлевич

Кокурин Валерий Григорьевич

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия.

Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа.

Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли.

Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь — вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система.

В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески — все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.

Читайте также:  Алексей константинович толстой: жизнь и творчество

Мастера Владимирской школы живописи:

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства.

В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.

Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета — вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.

Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы: 

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня работают продолжатели владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития.

Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России – Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

Источник: http://zebrazp.ru/vladimir-painting-school

КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

Сегодня на кафедре реставрации темперной живописи обучается 50 студентов. Ежегодно кафедра выпускает 4-6 художников-реставраторов темперной живописи.

Кафедру возглавляет профессор, художник-реставратор Баранов В. В.

На кафедре  учат бережному отношению к памятникам отечественной культуры.

Профессия реставратора — восстанавливать и сохранять. Реставратор, не имеет права на ошибку, ведь ошибка может обернуться утратой памятника. Эта уникальная профессия даёт редкое счастье видеть результаты своего труда — возрождение поступивших в реставрацию  разрушенных икон.

На протяжении шести лет обучения студенты овладевают знаниями по консервации и реставрации темперной живописи, реставрируя иконы из различных храмов и музеев страны. Наряду с реставрационной деятельностью студенты  поводят серьезные  технологические, искусствоведческие и атрибуционные исследования икон.

Кафедра на протяжении длительного времени активно сотрудничает в области реставрации с музеями  и храмами:

  • Музеем древнерусского искусства и культуры им. А. Рублева (Москва)
  • Саратовским Государственным художественным музее имени А. Н.

    Радищева

  • Козьмодемьянским культурно-историческим музейным комплексом
  • Вологодским Спасо-Прилуцким Димитриевым монастырем
  • Богоявленским монастырем села Мстёра Владимирской области
  • Крестовоздвиженским женским ставропигиальном монастырем (Московская область)
  • Казанским храмом села Коломенского (г.

    Москва)

  • Храмом Преображения Господня в Вязёмах (Московская обл.) и др.

Дисциплины, преподаваемые на кафедре реставрации темперной живописи:

  1. Введение в специальность – 1 курс
  2. Реставрация темперной  живописи – 1-5 курс
  3. Реставрационная документация – 1-3 курс
  4. Копирование произведений темперной  живописи – 1-5 курс
  5. Иконография – 3 курс
  6. Атрибуция и экспертиза произведений темперной живописи – 5 курс

На кафедре преподают  профессиональные специалисты :

Баранов Виктор Вячеславович – заведующий кафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи, профессор, художник-реставратор высшей категории, эксперт МК РФ по атрибуции произведений иконописи, член государственной Аттестационной комиссии реставраторов.

Преподаваемые дисциплины – «Введение в специальность», «Методика преподавания реставрации темперной живописи».

Соколов Игорь Яковлевич – профессор, руководитель мастерской копирования темперной живописи, преподает дисциплину «Копирование произведений темперной живописи»

Бородкин Сергей Михайлович – доцент, преподает дисциплину «Реставрация темперной живописи».

Мигель Вадим Михайлович – доцент, преподает дисциплину «Реставрация темперной живописи», «Копирование произведений темперной живописи»

Рыжков Михаил Васильевич – преподаватель дисциплины «Реставрация темперной  живописи»

Старцев Антон Владимирович – старший преподаватель дисциплины «Реставрации темперной живописи», «Копирование произведений темперной живописи»

Кристи Евгения Михайловна – консультант кафедры реставрации темперной живописи, художник-реставратор

Прозова Анна Борисовна – старший преподаватель кафедры реставрации темперной живописи

Бережная Марина Сергеевна – доцент кафедры реставрации темперной живописи

Кочетков Игорь Александрович – профессор кафедры реставрации темперной живописи

Первый курс.

На первом курсе в первом семестре студенты изучают краткий  лекционный теоретический курс «Введение в специальность» — основное содержание реставрационного дела, его зарождение в России, подготовка мастеров-реставраторов с 18 века и по настоящее время, этические проблемы реставрации. Со второго семестра под руководством преподавателей начинают практические занятия по нанесению профилактической заклейки, местному укреплению красочного слоя и левкаса, удалению поверхностных загрязнений с лицевой и тыльной стороны иконы.

Одновременно с реставрацией с первого курса начинаются занятия по копированию темперной живописи. Изучается технология темперной живописи, студенты готовят и наносят левкас,  краски на  основе яичного желтка и сухих минеральных пигментов.

К концу года студенты под руководством профессора Соколова И.Я. выполняют по  одной небольшой копии с икон.

Второй курс.

На втором курсе студенты учатся работать с деревянной основой иконы. С третьего семестра изучаются подходы к выбору метода удаления прочных поверхностных загрязнений, укреплению левкаса и красочного слоя, подведению реставрационного левкаса.

Продолжаются  занятия по копированию икон, изучаются стадии написания более сложных икон.

Третий курс.

На третьем курсе закрепляются знания и практические навыки предыдущих курсов и продолжаются практические работы по реставрации икон, студенты обучаются раскрытию икон от записей и потемневшей олифной пленки. За год студенты должны отреставрировать по две иконы средней сложности.

Четвертый курс . Малый диплом.

На четвертом курсе на кафедре  реставрации темперной живописи занимаются студенты, выбравшие данную специализацию.

На малом дипломе реставрируется  музейная икона, выполненная в технике желтковой темперы на доске и имеющая разрушения доски, левкаса, красочного слоя, а также потемневший слой олифы или масляного лака и частичные записи. Составляется краткая справка по иконографии изображений и реставрационный паспорт.

Пятый курс.

На пятом курсе проводятся работы по удалению записей, выполненных по авторской поверхности, реконструкции утраченных фрагментов живописи в условной манере и в  манере первоначальной  живописи.

Шестой курс. Диплом.

После сдачи государственных экзаменов дипломники на реставрационном совете получают реставрационное задание и допуск к работе над дипломной иконой.

На дипломной работе студенты должны продемонстрировать приобретенные реставрационные навыки. Умение выбирать способы и методы реставрации, проводить исторические и атрибутивные изыскания, проводить физико-химические исследования.

В качестве дипломной работы реставрируется  музейная икона со сложными разрушениями доски, левкаса и красочного слоя, с большим количеством утрат, с записями, потемневшим защитным покрытием. Составляется справка по иконографии изображений и реставрационный паспорт с подробным описанием реставрационных процессов и проведенных физико-химических исследований.

В состав дипломных работ по кафедре реставрации темперной живописи также входит написание копий с икон или создание творческих работ:  

Копии икон, выполненные под руководством профессора кафедры реставрации темперной живописи РАЖВиЗ Соколова И.Я. и  преподавателей кафедры реставрации темперной  живописи Старцева А.В. и Мигеля В.М., высоко отмечены Государственной Экзаменационной комиссией.

ФОТО

Назад, в раздел Факультеты

Источник: http://glazunov-academy.ru/kaf_rest_temp_jivopisi.html

Ссылка на основную публикацию