Конспект урока познания мира “Природа весной”
-Опредляем признаки неживой природы:
Солнце выше, чем зимой;
Дни стали длиннее;
Потепление.
Небо высокое, голубое;
Облака белые, легкие.
– Какие осадки выпадают весной?
(В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)
Дождь с грозой
– Почва. Водоёмы.
(Весной почва оттаивает, В ней накапливается много влаги от таящего снега.Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.)
Оттаивание почвы.
Таяние снега.
Ледоход;
Половодье;
Нам встретилось слово ЛЕДОХОД, а что это такое?
(Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)
– Ребята, а кто знает народные приметы о весне?
Вода на лугу – сено в стогу.
Весною день упустишь – годом не вернешь.
Рано затает – долго не растает.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету.
Весною как грязь, так и хлебушка даст.
Перелетная птица течет стаями – к дружной весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. Когда весною появляется много мышей – это предвещает голодный год.
2. Растения весной.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?(на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья)
-Что происходит в жизни травянистых растений весной?
(появляется молодая травка; некоторые травянистые растения начинают цвести)
– Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
– Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом.
Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.
Используется для лечения простудных заболеваний.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.
Ветреница дубравная – это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
3.Животные весной:
– Какие изменения происходят в жизни животных с приходом весны (возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)
– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
(Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы)
– Каких перелётных птиц вы знаете?
Расскажите о своей птице, а мы постараемся угадать, о ком идёт речь.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица…..
Учитель: Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.
– А кто знает пословицы о грачах?
(Увидел грача – весну встреча. Грач на горе – весна на дворе.)
– Он выступает перед вами
Как молодой весны гонец,
Он рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут его…..
Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
– А у кого из вас уже готовы скворечники?
(дети рассказывают с кем они делали скворечники)
– Животные по- разному встречают весну.
Как? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревогиСпал я в тепленькой берлоге.Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка:
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.
Медведь:
Вот беда!В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
– Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
– Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)
– Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось.
По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются.
А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
Вывод: Игра – Выбрать правильные ответы
1. листопад,
2. потепление,
3. метель,
4. ледоход,
5 отлёт перелётных птиц,
6. половодье,
7. увядание трав,
9. таяние снега,
10.первая гроза.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-poznaniia-mira-priroda-viesnoi
Конспект урока по окружающему миру “Признаки весны. Жизнь животных и растений”
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему:
Признаки весны .Жизнь животных и растений.
Цели:
способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст, схема.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
– Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
– Какие времена года вы знаете?
II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
Учитель: – А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
Итак, тема нашего урока….( на доске) «Пришла весна».
– Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.
III . Изучение нового материала.
Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах учебника 65 и 120. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис.
1, справа-«Весна» рис. 2). Художник этих картин изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, со снегом.
Учитель дополняет рассказы детей.)
– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)
– А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)
IV. Закрепление изученного материала.
Неживая природа весной.
– Давайте обощим какие изменения происходят в неживой природе.
1) Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья)
2) Что происходит в жизни травянистых растений весной?
(появляется молодая травка; некоторые травянистые, растения начинают цвести)
Послушайте загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький.
– А кто знает, как ещё называют такие растения?
(Первоцветы. Раннецветущие растения)
– Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
– Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом.
Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.
Используется для лечения простудных заболеваний.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.
Ветреница дубравная – это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
– Какие ещё первоцветы вы знаете?
(Первоцвет, сон-трава)
Учитель: Послушайте стихотворение.
Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
– О каких гостях идёт речь в стихотворении?
Физкультминутка
Животные весной.
– Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?
(возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)
– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
(Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы)
Ученик: Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица…..
Учитель:Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.
– А кто знает пословицы о грачах?
(Увидел грача – весну встречай.
Грач на горе – весна на дворе.)
Ученик: Он выступает перед вами
Как молодой весны гонец,
Он рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут его…..
Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
– А у кого из вас уже готовы скворечники?
(дети рассказывают с кем они делали скворечники)
Ученик: Шумит листва, лучится свет.
Ку – ку! А сколько в веке лет?
А ну, кто первый даст ответ?
– Кто знает, чем отличается эта птица от всех других?
(Не вьёт гнездо, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц)
Ученик: Я знаю, есть сказка или легенда о том, почему кукушка не вьёт гнездо!
Учитель: Может кто-нибудь найдёт эту сказку и прочитает нам на следующем уроке.
Ученик: Спереди шильце,
Сзади – вильце.
Сверху чёрненько суконце
Снизу бело полотенце.
– А каких ещё перелётных птиц вы знаете?
(гуси, утки, журавли, соловей, жаворонок)
– Хорошо! О том как птицы встречают весну, мы поговорили. А кто знает, как встречают весну звери?
(Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от
зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей
весной появляются детёныши.
– Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?
(нет, первоцветы нельзя рвать.
Ученик: А я знаю стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: Молодец! Очень правильное стихотворение. А я знаю вот такое стихотворение:
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
– Я дарю вам поляну ветреницы дубравной.
Красиво?!
Многие из первоцветов занесены в Красную книгу, но не только цветы, но и некоторые животные занесены в красную книгу)
Выступление про красную книгу.
Учитель:
1) Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали?
(звук капели, треск льдин, журчание ручьёв, пение птиц)
– Какие у весны запахи?
(запах цветов, молодых листьев, набухших почек, оттаявшей земли)
2) А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
2. Как в народе называют весну?
- День года.
- Утро года.
- Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
- Дети.
- Сосульки.
- Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
- Ледопрыг.
- Ледобег.
- Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
- Ласточки.
- Соловьи.
- Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
- Проталинки.
- Заталинки.
- Обталинки.
VI. Рефлексия учащихся.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
– Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
– Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
– Оцените свою работу в ходе урока.
(на уроке я работал активно или нет
своей работой на уроке я доволен или нет
урок для меня показался коротким или длинным
мое настроение стало лучше или хуже ).
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Домашнее задание. По выбору.
-
Подготовить сообщение о первоцвете, перелётной птице или о каком-нибудь другом животном.
-
Сказку о том, почему кукушка не вьёт гнездо.
Итог урока.
– Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.
Задания для знатоков.
Угадай растение.
1) У него тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. У него серёжки как меховые шарики. (Верба)
2) Это растение любит у воды. Из его веток плетут корзины. (Ива)
3) У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму. (Осина)
4) Почему эти деревья зацветают так рано, когда у них ещё нет листьев?
(Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и
торопятся цвести, пока нет листьев)
Используемая литература :
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.
4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-priznaki-vesny-zhizn-zhivotnykh-i-rasteniy.html
Урок №57. «В гости к весне», 2 класс
Тип урока: комбинированный
Цель:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
Предметные
Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.
Получат возможность научиться работать с текстом.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи
Личностные
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся
– рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
Основные понятия
Таяние снега, ледоход, половодье, появление раннецветущих растений, прилёт перелётных птиц — примеры весенних явлений в природе
Проверка готовности к усвоению нового материала
1.По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.
2.Что изменилось весной в жизни растений и животных?
Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идёт!
Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые лёгкие облака.
Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать.
Изучение нового материала
Неживая природа весной
С каждым днём становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые ручейки
На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.
Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса!
От весеннего тепла оттаивает почва. На поверхности она просыхает, но в глубине остаётся влажной. Эта влага очень нужна растениям.
Весной осадки выпадают в виде дождя Иногда выпадает и снег, но он быстро тает. Недалеко и до первой грозы!
Живая природа весной
Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где ещё лежит снег.
Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщённые подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.
Что такое ВЕСНА.
Приметывесны
Весенниеприметы
Какзверивеснувстречают?
Приметыдляопределенияпогоды
Осмысление и понимание полученных знаний НУИ
Пословицы и поговорки о весне для детей
Загадкипровесну. Сотгадками
Самостоятельное применение знаний
В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображённых на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?
Узнайте перелётных птиц на рисунке. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.
Домашнее задание уч.с.86-89, раб. тетр. С. 54-58
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва
«Просвещение» 2014
Хостинг презентаций окружающий мир
–
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_57_v_gosti_k_vesne_okruzhayushij_mir_2klass_razd_043415.html
Конспект открытого урока по окружающему миру “Весна: пробуждение природы.” в 1 классе
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
СЛАЙД №1
С музыкальным сопровождением
«Приход весны»
СЛАЙД №2
«Приход весны»
СЛАЙД №3
П.Чайковский «Март»
СЛАЙД №4
«Апрель»
СЛАЙД №5
«Май»
СЛАЙД №6
/прослушивание грамзаписи/
Физкультминутка
– Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ.
Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку – подругу! /весна/
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
– Скажите, какое сейчас время года?/весна/
– А какое время года она сменяет? /зиму/
– Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./
– А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
– Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
– А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
– МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
– АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
– МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
– Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.
-А можно ли весну назвать царством? А по каким признакам?
– А сейчас я предлагаю вам послушать, как весну представляет известный поэт Спиридон Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство». /слушайте внимательно, а потом я вам задам вопросы/.
– Ребята, назовите признаки, которыми охарактеризовал весну Спиридон Дрожжин? /звенит ручей, шумит река, с криком возвращается стая журавлей, смолою пахнет от лесов, краснеют почки лепестков, миллионами цветов покрылся луг/.
– А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?
1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-mi.html
Природа и музыка: Весна (часть 2)
Природа и музыка: Весна
Пётр Ильич Чайковский. ВеснаПётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель – ПодснежникАлександр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.
Ход занятия:
П е д а г о г. Весна… Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский
Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)
Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)
Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…
А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Ласково, немного грустно.
П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)
Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.
https://www.youtube.com/watch?v=hpkvLCVfd7Y
П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.
П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе Э. Грига «Весной». (Звучит фрагмент.)
В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?
Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)
П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.
Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?
Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.
П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)
В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)
Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).
Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы.
Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы.
(Песня исполняется целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.
Весеннее
Тает снег – и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, – а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними –
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами …
И. Бунин
Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» – Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года».
В этом цикле 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А.
Гречанинова с тем же названием – «Подснежник».
Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином …
А. Майков.
(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?
Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.
П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты).
Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского – робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А.
Гречанинова.)
Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).
В этой пьесе есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?
Д е т и. На вальс.
П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость.
Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах – Афанасий Афанасьевич Фет.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой
Весенние мысли
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)
Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)
4-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами Антонио Вивальди «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)
Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.
П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются … Природа рада весне!
Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).
Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.
П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)
Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.
А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:
Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон …
(Звучит первая часть концерта «Весна».)
Презентация
В комплекте:1. Презентация – 17 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: П. Чайковский. Весна, mp3; А. Гречанинов. Подснежник, mp3; П. Чайковский. Апрель. Подснежник – Времена года, mp3; А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3; С. Майкапар. Весною, mp3; Э. Григ. Весной, mp3;3. Сопроводительная статья – конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.
Источник: http://music-fantasy.ru/materials/priroda-i-muzyka-vesna-chast-2
Конспект урока музыки “Природа просыпается” 1 класс
Работа по теме урока
Слайд 3.
– Задание: «Составь рассказ об изменениях природы весной по картинке»;
Слайд 4, 5, 6, 7.
– «Музыкальность картин» – анализ настроения картин, художественных красок, средств выразительности, предполагаемая к ним музыка: «Если бы ты был композитором, какую бы музыку написал?»
– Многие композиторы в своём творчестве изображали картины природы в своих произведениях. В них они выражали всю свою любовь к Родине, природе, воспевали красоту родной земли.
Слайд 8.
Итальянский композитор Антонио Вивальди написал цикл «Времена года». Музыкальными красками он передаёт настроение каждого времени года.
«Весна» – так называется музыка, которую мы послушаем сейчас. Сели удобно.
Задание: Во время слушания музыки обратить внимание на характер и настроение музыки, музыкальные инструменты и проследить за изменениями природы в видеосюжете.
Весна, А. Вивальди (видеофрагмент) – Слушание музыки и просмотр видеосюжета, беседа по вопросам.
Слайд 9.
– Русский композитор П. Чайковский в своём произведении «Детский альбом», написанный для детей, одну из музыкальных пьес назвал «Жаворонок».
А кто мне скажет, когда прилетают жаворонки? (в мае).
Послушайте музыку и постарайтесь понять, какое настроение выражено в этой пьесе?
Жаворонок, из «Детского альбома», П. Чайковский (видеофрагмент) – Слушание, анализ настроения и образности музыки.
Распевка:
Звукоряд – закрепление названий нот, вокально-хоровая работа.
Укр. н.п. «Ой, бежит ручьём вода» – По мелодии определить название, принадлежность к украинской музыке, исполнение песни – работа над унисоном; с использованием детских шумовых инструментов стоя («Как на концерте») Весенняя, А. Ермолов (видеофрагмент) – исполнение с движениями. с использованием видеофрагмента.
Работают с учебником, составляют рассказ по картинке, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы
Определяют настроение в музыке, музыкальные инструменты.
Отвечают на вопросы учителя
Анализируют музыкальные произведения
Закрепляют названия нот
Работают с «Рабочей тетрадью»
Учатся петь в унисон
Играют на детских шумовых инструментах
Познавательные:
Общеучебные – осознанно строят речевые высказывания в устной форме;
Логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя)
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга
Регулятивные: осуществляют поисковый контроль своим действиям
Источник: http://www.testsoch.info/konspekt-uroka-muzyki-priroda-prosypaetsya-1-klass/
Презентация на тему “В гости к весне. Живая природа”
- Скачать презентацию (1.46 Мб)
- 5 загрузок
- 3.0 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему “В гости к весне. Живая природа” по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов12
- Аудитория1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
- Словаокружающий мир природоведение весна времена года природа весной
- КонспектОтсутствует
- Слайд 1Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
- Слайд 2Работу выполнила: Маринич Наталья Станиславовна МОУ СОШ № 11 учитель первой квалификационной категории, города Искитима Новосибирской области
- Слайд 3Учебный предмет: Окружающий мир Участники: Учащиеся 2 класса Основополагающий вопрос: Какие изменения происходят в живой природе с приходом весны? Учебная тема: Живая природа. Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы, печатные издания, мультимедийные приложения.
- Слайд 4В гости к весне Живая природа
- Слайд 5Долго шла весна тайком от ветров и стужи, А сегодня – прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» – эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые.
- Слайд 6Почему этот период весны так называют?
- Слайд 7Апрель – это месяц весенних первоцветов Как чуток ветки сон сторожкий! Лучом пригретые едва, Отдать дымок спешат сережки, Пока спеленута листва. А.Твардовский
- Слайд 8Спешат гости на пир!
- Слайд 9Подснежники Мать-и-мачеха Хохлатка Медуница Ветреница лютиковая
- Слайд 10Будит март ростки зеленых трав. Воробей летит на телеграф. Там стучит он бойко: – Тук-тук-тук! Он телеграфирует на юг: «Сообщаю перелетным птицам, Что пора с чужбины возвратиться. Теплый ветер прилетел в долины. По реке уже поплыли льдины. Снега нет. Его ручьи умчали. Босиком ребята бегать стали. На сирени распустилась почка. Вылетайте! Вылетайте! Точка». Л. Станчев.
- Слайд 12Какой период весны называют весной света? Какой – весной воды? Какие явления природы можно наблюдать весной? Когда начинают цвести первые деревья и травы? Почему так рано? Что происходит в жизни птиц и зверей?
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/v-gosti-k-vesne-zhivaya-priroda
Природа весной: изменения в живой и неживой природе :
В природе постоянно сменяются сезоны, то идет дождь, до «жарит» солнце, то снег, то туман. Все эти изменения называются явлениями природы и никак не зависят от воли человечества. Весна – один из красивейших сезонов года, за три месяца природа меняется до неузнаваемости.
Весенние изменения в живой и неживой природе
Природа условно разделена на живую и неживую, как и явления, которые происходят. К неживой природе относят звезды, облака, почву, горы, солнце, полезные ископаемые. К живой – бактерий, человека, животных, растения.
Весенние явления природы
Природа весной за короткий срок практически «оживает». За 90 дней полностью исчезает снег и расцветают цветы, появляются насекомые и прилетают перелетные птицы. И это только часть того, что происходит с природой за один из 4 сезонов года.
Весенние явления природы:
В неживой природе |
В живой природе |
Таяние снега |
Прилет перелетных птиц |
Движение льда по течению реки |
«Пробуждение» насекомых |
Проталины, появление бесснежных «островков» |
Цветение, соковыделение и появление листьев |
Половодье, характеризуется поднятием уровня воды |
Рождение детенышей зверей |
Термальные ветра, характеризуются теплыми течениями днем и холодными ночью |
Линька у животных, то есть смена «зимней шубы» на летнюю |
И самое интересное событие, характеризующее такое явление, как весна, природа просыпается – гроза. Обычно бывает в конце мая, еще не слишком сильная, но уже очень яркая. Связано это явление с тем, что теплый воздух с нижних слоев атмосферы вытесняется более холодными фронтами.
Интересные факты
Природа весной окружена множественными мифами и интересными фактами.
Если говорить о людях, проживающих близ Северного полюса, то они обязательно весной замечают на небе скользящее по горизонту солнце. Это подтверждение того, что наступает шесть месяцев полярного дня. А на Южном полюсе такое явление говорит о том, что наступает 6 месяцев полярной ночи. Именно на Южном полюсе весна наступает с сентября по ноябрь.
Весеннее равноденствие, наблюдающееся в нашей стране 20-21 марта, означает период, когда день начинает становится длинее ночи.
Египетский сфинкс был расположен древними египтянами таким образом, что указывает четко на восход солнца именно в день весеннего равноденствия. А древние греки верили, что первый день весны – это день, когда возвращается богиня плодородия Персефона после длительного пребывания в подземном царстве.
В Америке, по сей день празднуют день сурка. Ежегодно 2 февраля в городе Панксатони достают из норы сурка, который уже по умолчанию имеет имя «Фил». Если он вдруг увидит свою тень, значит зиме еще «властвовать» 6 недель. Если же сурок не увидит ее, не испугается и не спрячется в норку, значит уже пришла весна.
Весеннее преображение в разных культурах
Природа весной – это не только кардинальные изменения в окружающей природе, но и великий праздник для славян. 22 марта в народном календаре значится как День Жаворонка.
Считается, что именно в эту дату прилетает каждый год 40 первых птиц, несущих на своих крыльях весну. Верующие надеялись, что их гуканье в этот день привлечет тепло и богатый урожай.
Но 22 марта – это лишь вторая или последующая дата для привлечения весны, зачастую начинали гукать тогда, когда говорила об этом сама весна, начиналась капель, обильно таял снег.
Для японцев расцветающая природа весной – это ее пробуждение, как и для всех народов мира. Сэцубун-сай – синтоистский праздник, знаменующий окончание длительного зимнего сезона и начало долгожданной весны.
В средневековой Великобритании день весны отмечали в первый понедельник мая. В день празднования девушки умывались росой, а парни соревновались в стрельбе из лука. Но не все англичане его отмечают, ведь именно на день празднования весны пришелся арест Робин Гуда.
В любом случае, весна – это время перемен, когда просыпается душа, появляются новые ощущения, и нет ничего великолепнее буйства красок природы.
Источник: https://www.syl.ru/article/358302/priroda-vesnoy-izmeneniya-v-jivoy-i-nejivoy-prirode