Урок-конспект по теме: “природа весной”

Конспект урока познания мира “Природа весной”

-Опредляем признаки неживой природы:

Солнце выше, чем зимой;

Дни стали длиннее;

Потепление.

Небо высокое, голубое;

Облака белые, легкие.

– Какие осадки выпадают весной?

(В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)

Дождь с грозой

– Почва. Водоёмы.

(Весной почва оттаивает, В ней накапливается много влаги от таящего снега.Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.)

Оттаивание почвы.

Таяние снега.

Ледоход;

Половодье;

Нам встретилось слово ЛЕДОХОД, а что это такое?

(Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)

– Ребята, а кто знает народные приметы о весне?

Вода на лугу – сено в стогу.

Весною день упустишь – годом не вернешь.

Рано затает – долго не растает.

Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету.

Весною как грязь, так и хлебушка даст.

Перелетная птица течет стаями – к дружной весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. Когда весною появляется много мышей – это предвещает голодный год.

2. Растения весной.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?(на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья)

 -Что происходит в жизни травянистых растений весной?

    (появляется молодая травка; некоторые травянистые растения начинают цвести)

– Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?

– Кто хочет рассказать о своём любимом растении?

Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом.

Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.

Используется для лечения простудных заболеваний.

Медуница  – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.

Ветреница дубравная  – это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

3.Животные весной:

– Какие изменения происходят в жизни животных с приходом весны  (возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)

– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

  (Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются   водоплавающие птицы)

– Каких перелётных птиц вы знаете?

Расскажите о своей птице, а мы постараемся угадать, о ком идёт речь.

 Всех перелётных птиц черней

 Чистит пашню от червей.

 Целый день по пашне вскачь.

  А зовётся птица…..

Учитель: Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.

– А кто знает пословицы о грачах?

    (Увидел грача – весну встреча. Грач на горе – весна на дворе.)

 – Он выступает перед вами

    Как молодой весны гонец,

    Он рад увидеться с друзьями.

     Ну а зовут его…..

  Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.

– А у кого из вас уже готовы скворечники?

   (дети рассказывают с кем они делали скворечники)                             

– Животные по- разному встречают весну.

Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:

Без забот и без тревогиСпал я в тепленькой берлоге.Спал всю зиму до весны

И, конечно, видел сны.

Девочка:

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Медведь:

Вот беда!В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

– Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

– Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

– Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось.

По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются.

А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

Вывод: Игра – Выбрать правильные ответы

1. листопад,

2. потепление,

3. метель,

4. ледоход,

5 отлёт перелётных птиц,

6. половодье,

7. увядание трав,

9. таяние снега,

10.первая гроза.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-poznaniia-mira-priroda-viesnoi

Конспект урока по окружающему миру “Признаки весны. Жизнь животных и растений”

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему:

Признаки весны .Жизнь животных и растений.

Цели:

способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование: проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст, схема.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

– Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

– Какие времена года вы знаете?

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель:  – А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

Итак, тема нашего урока….( на доске)  «Пришла весна».

 – Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III . Изучение нового материала.

Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах  учебника 65 и 120. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис.

1, справа-«Весна» рис. 2). Художник этих картин изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, со снегом.

Учитель дополняет рассказы детей.)

– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег  весной оседает, становится тяжёлым, грязным)

– А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)

IV. Закрепление изученного материала.

Неживая природа весной.

– Давайте обощим какие изменения происходят в неживой природе.

 1)    Что происходит с деревьями и кустарниками весной?                             (на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья)

2)    Что происходит в жизни травянистых растений весной?

 (появляется молодая травка; некоторые травянистые,  растения начинают цвести)

Послушайте загадку:

                        Первым вылез из землицы на проталинке.

                        Он мороза не боится хоть и маленький.

– А кто знает, как ещё называют такие растения?

                              (Первоцветы. Раннецветущие растения)

– Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?

– Кто хочет рассказать о своём любимом растении?

Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом.

Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.

Используется для лечения простудных заболеваний.

Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.

Ветреница дубравная – это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

– Какие ещё первоцветы вы знаете? 

                              (Первоцвет, сон-трава)

Учитель: Послушайте стихотворение.

                                  Мы вставали ночью даже

                                  Из окна смотрели в сад.

                                  Ну когда же, ну когда же

                                  Гости наши прилетят?

– О каких гостях идёт речь в стихотворении?

Физкультминутка

Животные весной.

– Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?

 (возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)

– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

  (Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы)

Читайте также:  Уроки-схемы оригами из бумаги для детей

Ученик: Всех перелётных птиц черней

                Чистит пашню от червей.

                Целый день по пашне вскачь.

                А зовётся птица…..

Учитель:Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.

– А кто знает пословицы о грачах?

                       (Увидел грача – весну встречай.

                        Грач на горе – весна на дворе.)

Ученик: Он выступает перед вами

                Как молодой весны гонец,

                Он рад увидеться с друзьями.

                Ну а зовут его…..

 Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.

– А у кого из вас уже готовы скворечники?

                              (дети рассказывают с кем они делали скворечники)

Ученик: Шумит листва, лучится свет.

                Ку – ку! А сколько в веке лет?

                А ну, кто первый даст ответ?

– Кто знает, чем отличается эта птица от всех других?

       (Не вьёт гнездо, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц)

Ученик: Я знаю, есть сказка или легенда о том, почему кукушка не вьёт гнездо!

Учитель: Может кто-нибудь найдёт эту сказку и прочитает нам на следующем уроке.

Ученик: Спереди шильце,

                Сзади – вильце.

                Сверху чёрненько суконце

                Снизу бело полотенце.

– А каких ещё перелётных птиц вы знаете?

 (гуси, утки, журавли, соловей, жаворонок)

– Хорошо! О том как птицы встречают весну, мы поговорили. А кто знает, как встречают весну звери?

                          (Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от

                           зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей

                           весной появляются детёныши.

– Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?

   (нет, первоцветы нельзя рвать.

Ученик: А я знаю стихотворение.

                                       Если я сорву цветок,

                                       Если ты сорвёшь цветок,

                                       Если все: и я, и ты,

                                       Если мы сорвём цветы –

                                       Опустеют все поляны

                                       И не будет красоты.

Учитель: Молодец! Очень правильное стихотворение. А я знаю вот такое стихотворение:

                                       Не рвите цветы, не рвите –

                                       Пусть будет нарядной земля

                                       А вместо букетов дарите

                                       Васильковые, незабудковые

                                       И ромашковые поля.

– Я дарю вам поляну ветреницы дубравной.    

Красиво?!

Многие из первоцветов занесены в  Красную книгу, но не только цветы, но и некоторые животные занесены в красную книгу)

Выступление про красную книгу.

Учитель: 

1) Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали?

  (звук капели, треск льдин, журчание ручьёв, пение птиц)

– Какие у весны запахи?

 (запах цветов, молодых листьев, набухших почек, оттаявшей земли)

2)      А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

1. После какого времени года наступает весна?

 2. Как в народе называют весну?

  • День года.
  • Утро года.
  • Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

  • Дети.
  • Сосульки.
  • Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.
  • Ледобег.
  • Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.
  • Соловьи.
  • Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.
  • Заталинки.
  • Обталинки.

VI. Рефлексия учащихся.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?

– Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

– Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

– Оцените свою работу в ходе урока.

(на уроке я работал активно или нет

своей работой на уроке я доволен или нет

урок для меня показался коротким или длинным

мое настроение стало лучше или хуже ).

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.   

Домашнее задание. По выбору.

  1. Подготовить сообщение о первоцвете, перелётной птице или о каком-нибудь другом животном.

  2. Сказку о том, почему кукушка не вьёт гнездо.

Итог урока.

– Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.

Задания для знатоков.

Угадай растение.

1) У него тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. У него серёжки как меховые шарики.            (Верба)

2) Это растение любит у воды. Из его веток плетут корзины.                (Ива)

3) У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму.     (Осина)

4) Почему эти деревья зацветают так рано, когда у них ещё нет листьев?

                               (Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и

                             торопятся цвести, пока нет листьев)

Используемая литература :

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-priznaki-vesny-zhizn-zhivotnykh-i-rasteniy.html

Урок №57. «В гости к весне», 2 класс

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи

Личностные

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся

– рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

Основные понятия

Таяние снега, ледоход, половодье, появление раннецветущих растений, прилёт перелётных птиц — примеры весенних явлений в природе

Проверка готовности к усвоению нового материала

1.По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.

2.Что изменилось весной в жизни расте­ний и животных?

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораз­до выше, чем зимой. Весна идёт!

Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голу­бое, высокое, и плывут по нему белые-белые лёгкие облака.

Какие весенние явления в неживой при­роде родного края вам удалось пронаблюдать.

Изучение нового материала

Неживая природа весной

С каждым днём становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые ручейки

На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по те­чению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться.

От растаявшего снега и льда река пере­полняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса!

От весеннего тепла оттаивает почва. На поверхности она просыхает, но в глубине остаётся влажной. Эта влага очень нужна растениям.

Весной осадки выпадают в виде дождя Иногда выпадает и снег, но он быстро тает. Недалеко и до первой грозы!

Живая природа весной

Ранней весной, когда на деревьях и кустар­никах ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насы­щена влагой. Раннецветущим травам нужно много света и влаги. Вот они и цветут в на­чале весны, хотя кое-где ещё лежит снег.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовы­ми» служат утолщённые подземные части рас­тений. Запасы накопились в них ещё в прош­лом году и хранились всю зиму.

Что такое ВЕСНА.

Приметывесны

 Весенниеприметы

Какзверивеснувстречают?

Приметыдляопределенияпогоды

Осмысление и понимание полученных знаний НУИ

Пословицы и поговорки о весне для детей

Загадкипровесну. Сотгадками

Самостоятельное применение знаний

В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображён­ных на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?

Узнайте перелётных птиц на рисунке. Проверьте себя на «Страничках для само­проверки».

Подумайте, как связаны между собой ве­сенние явления в неживой и живой природе.

Домашнее задание уч.с.86-89, раб. тетр. С. 54-58

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

 «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_57_v_gosti_k_vesne_okruzhayushij_mir_2klass_razd_043415.html

Конспект открытого урока по окружающему миру “Весна: пробуждение природы.” в 1 классе

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

СЛАЙД №1

С музыкальным сопровождением

«Приход весны»

СЛАЙД №2

«Приход весны»

СЛАЙД №3

П.Чайковский «Март»

СЛАЙД №4

«Апрель»

СЛАЙД №5

«Май»

СЛАЙД №6

/прослушивание грамзаписи/

Физкультминутка

– Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ.

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку – подругу! /весна/

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

– Скажите, какое сейчас время года?/весна/

– А какое время года она сменяет? /зиму/

– Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./

– А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

– Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

– А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

– АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.

Читайте также:  Сеул: промышленность – не помеха экологии

– МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.

– Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

-А можно ли весну назвать царством? А по каким признакам?

– А сейчас я предлагаю вам послушать, как весну представляет известный поэт Спиридон Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство». /слушайте внимательно, а потом я вам задам вопросы/.

– Ребята, назовите признаки, которыми охарактеризовал весну Спиридон Дрожжин? /звенит ручей, шумит река, с криком возвращается стая журавлей, смолою пахнет от лесов, краснеют почки лепестков, миллионами цветов покрылся луг/.

– А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-mi.html

Природа и музыка: Весна (часть 2)

Природа и музыка: Весна

Пётр Ильич Чайковский. ВеснаПётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель – ПодснежникАлександр Гречанинов. Подснежник

Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна… Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
                                     Е. Баратынский

Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)

Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)

Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…

А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласково, немного грустно.

П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.

https://www.youtube.com/watch?v=hpkvLCVfd7Y

П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.

П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе Э. Грига «Весной». (Звучит фрагмент.)

В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)

В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы.

Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы.

(Песня исполняется целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег – и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.

И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, – а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.

Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними –
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.

И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами …
                                     И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» – Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года».

В этом цикле 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А.

Гречанинова с тем же названием – «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином …
                                 А. Майков.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты).

Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского – робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А.

Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость.

Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах – Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
                                       А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
                                      А. Фет

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Читайте также:  Сказки и рассказы про осень для детей

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами Антонио Вивальди «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются … Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон …

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 17 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:     П. Чайковский. Весна, mp3;     А. Гречанинов. Подснежник, mp3;     П. Чайковский. Апрель. Подснежник – Времена года, mp3;     А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;     С. Майкапар. Весною, mp3;     Э. Григ. Весной, mp3;3. Сопроводительная статья – конспект занятия, docx;

4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/priroda-i-muzyka-vesna-chast-2

Конспект урока музыки “Природа просыпается” 1 класс

Работа по теме урока

Слайд 3.

– Задание: «Составь рассказ об изменениях природы весной по картинке»;

Слайд 4, 5, 6, 7.

– «Музыкальность картин» – анализ настроения картин, художественных красок, средств выразительности, предполагаемая к ним музыка: «Если бы ты был композитором, какую бы музыку написал?»

Многие композиторы в своём творчестве изображали картины природы в своих произведениях. В них они выражали всю свою любовь к Родине, природе, воспевали красоту родной земли.

Слайд 8.

Итальянский композитор Антонио Вивальди написал цикл «Времена года». Музыкальными красками он передаёт настроение каждого времени года.

«Весна» – так называется музыка, которую мы послушаем сейчас. Сели удобно.

Задание: Во время слушания музыки обратить внимание на характер и настроение музыки, музыкальные инструменты и проследить за изменениями природы в видеосюжете.

Весна, А. Вивальди (видеофрагмент) – Слушание музыки и просмотр видеосюжета, беседа по вопросам.

Слайд 9.

– Русский композитор П. Чайковский в своём произведении «Детский альбом», написанный для детей, одну из музыкальных пьес назвал «Жаворонок».

А кто мне скажет, когда прилетают жаворонки? (в мае).

Послушайте музыку и постарайтесь понять, какое настроение выражено в этой пьесе?

Жаворонок, из «Детского альбома», П. Чайковский (видеофрагмент) – Слушание, анализ настроения и образности музыки.

Распевка:

Звукоряд – закрепление названий нот, вокально-хоровая работа.

Укр. н.п. «Ой, бежит ручьём вода» – По мелодии определить название, принадлежность к украинской музыке, исполнение песни – работа над унисоном; с использованием детских шумовых инструментов стоя («Как на концерте») Весенняя, А. Ермолов (видеофрагмент) – исполнение с движениями. с использованием видеофрагмента.

Работают с учебником, составляют рассказ по картинке, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы

Определяют настроение в музыке, музыкальные инструменты.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют музыкальные произведения

Закрепляют названия нот

Работают с «Рабочей тетрадью»

Учатся петь в унисон

Играют на детских шумовых инструментах

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевые высказывания в устной форме;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя)

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга

Регулятивные: осуществляют поисковый контроль своим действиям

Источник: http://www.testsoch.info/konspekt-uroka-muzyki-priroda-prosypaetsya-1-klass/

Презентация на тему “В гости к весне. Живая природа”

  • Скачать презентацию (1.46 Мб)
  • 5 загрузок
  • 3.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “В гости к весне. Живая природа” по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов12
  • Аудитория1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
  • Словаокружающий мир природоведение весна времена года природа весной
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
  • Слайд 2Работу выполнила: Маринич Наталья Станиславовна МОУ СОШ № 11 учитель первой квалификационной категории, города Искитима Новосибирской области
  • Слайд 3Учебный предмет: Окружающий мир Участники: Учащиеся 2 класса Основополагающий вопрос: Какие изменения происходят в живой природе с приходом весны? Учебная тема: Живая природа. Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы, печатные издания, мультимедийные приложения.
  • Слайд 4В гости к весне Живая природа
  • Слайд 5Долго шла весна тайком от ветров и стужи, А сегодня – прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» – эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые.
  • Слайд 6Почему этот период весны так называют?
  • Слайд 7Апрель – это месяц весенних первоцветов Как чуток ветки сон сторожкий! Лучом пригретые едва, Отдать дымок спешат сережки, Пока спеленута листва. А.Твардовский
  • Слайд 8Спешат гости на пир!
  • Слайд 9Подснежники Мать-и-мачеха Хохлатка Медуница Ветреница лютиковая
  • Слайд 10Будит март ростки зеленых трав. Воробей летит на телеграф. Там стучит он бойко: – Тук-тук-тук! Он телеграфирует на юг: «Сообщаю перелетным птицам, Что пора с чужбины возвратиться. Теплый ветер прилетел в долины. По реке уже поплыли льдины. Снега нет. Его ручьи умчали. Босиком ребята бегать стали. На сирени распустилась почка. Вылетайте! Вылетайте! Точка». Л. Станчев.
  • Слайд 12Какой период весны называют весной света? Какой – весной воды? Какие явления природы можно наблюдать весной? Когда начинают цвести первые деревья и травы? Почему так рано? Что происходит в жизни птиц и зверей?

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/v-gosti-k-vesne-zhivaya-priroda

Природа весной: изменения в живой и неживой природе :

В природе постоянно сменяются сезоны, то идет дождь, до «жарит» солнце, то снег, то туман. Все эти изменения называются явлениями природы и никак не зависят от воли человечества. Весна – один из красивейших сезонов года, за три месяца природа меняется до неузнаваемости.

Весенние изменения в живой и неживой природе

Природа условно разделена на живую и неживую, как и явления, которые происходят. К неживой природе относят звезды, облака, почву, горы, солнце, полезные ископаемые. К живой – бактерий, человека, животных, растения.

Весенние явления природы

Природа весной за короткий срок практически «оживает». За 90 дней полностью исчезает снег и расцветают цветы, появляются насекомые и прилетают перелетные птицы. И это только часть того, что происходит с природой за один из 4 сезонов года.

Весенние явления природы:

В неживой природе

В живой природе

Таяние снега

Прилет перелетных птиц

Движение льда по течению реки

«Пробуждение» насекомых

Проталины, появление бесснежных «островков»

Цветение, соковыделение и появление листьев

Половодье, характеризуется поднятием уровня воды

Рождение детенышей зверей

Термальные ветра, характеризуются теплыми течениями днем и холодными ночью

Линька у животных, то есть смена «зимней шубы» на летнюю

И самое интересное событие, характеризующее такое явление, как весна, природа просыпается – гроза. Обычно бывает в конце мая, еще не слишком сильная, но уже очень яркая. Связано это явление с тем, что теплый воздух с нижних слоев атмосферы вытесняется более холодными фронтами.

Интересные факты

Природа весной окружена множественными мифами и интересными фактами.

Если говорить о людях, проживающих близ Северного полюса, то они обязательно весной замечают на небе скользящее по горизонту солнце. Это подтверждение того, что наступает шесть месяцев полярного дня. А на Южном полюсе такое явление говорит о том, что наступает 6 месяцев полярной ночи. Именно на Южном полюсе весна наступает с сентября по ноябрь.

Весеннее равноденствие, наблюдающееся в нашей стране 20-21 марта, означает период, когда день начинает становится длинее ночи.

Египетский сфинкс был расположен древними египтянами таким образом, что указывает четко на восход солнца именно в день весеннего равноденствия. А древние греки верили, что первый день весны – это день, когда возвращается богиня плодородия Персефона после длительного пребывания в подземном царстве.

В Америке, по сей день празднуют день сурка. Ежегодно 2 февраля в городе Панксатони достают из норы сурка, который уже по умолчанию имеет имя «Фил». Если он вдруг увидит свою тень, значит зиме еще «властвовать» 6 недель. Если же сурок не увидит ее, не испугается и не спрячется в норку, значит уже пришла весна.

Весеннее преображение в разных культурах

Природа весной – это не только кардинальные изменения в окружающей природе, но и великий праздник для славян. 22 марта в народном календаре значится как День Жаворонка.

Считается, что именно в эту дату прилетает каждый год 40 первых птиц, несущих на своих крыльях весну. Верующие надеялись, что их гуканье в этот день привлечет тепло и богатый урожай.

Но 22 марта – это лишь вторая или последующая дата для привлечения весны, зачастую начинали гукать тогда, когда говорила об этом сама весна, начиналась капель, обильно таял снег.

Для японцев расцветающая природа весной – это ее пробуждение, как и для всех народов мира. Сэцубун-сай – синтоистский праздник, знаменующий окончание длительного зимнего сезона и начало долгожданной весны.

В средневековой Великобритании день весны отмечали в первый понедельник мая. В день празднования девушки умывались росой, а парни соревновались в стрельбе из лука. Но не все англичане его отмечают, ведь именно на день празднования весны пришелся арест Робин Гуда.

В любом случае, весна – это время перемен, когда просыпается душа, появляются новые ощущения, и нет ничего великолепнее буйства красок природы.

Источник: https://www.syl.ru/article/358302/priroda-vesnoy-izmeneniya-v-jivoy-i-nejivoy-prirode

Ссылка на основную публикацию