Урок-конспект по картине а. а. пластова «первый снег»

Конспект урока в 4 классе по теме «Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Открытый урок русского языка в 4 классе

Учитель: Михалева Л. М. (1 кв. категория.)

Тема: Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег»

Планируемые результаты

— Научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

— Писать текст сочинения на основе составленного плана; развивать устную речь и грамотность письма у учащихся, умение замечать детали;

— Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картины А.Пластова «Первый снег», «По грибы», «Ужин тракториста» и др.;

стихотворение И Сурикова «Снег пушистый, серебристый»

Ход урока

— Какое сейчас время года

— Какие основные признаки зимы вы знаете (мороз, кругом снег, птицы улетели на юг)

Правильно. Сейчас зима, на улице лежит снег. Много ли в эту зиму идет снега (достаточно)

-Кто помнит, как пришла к нам зима, назовите признаки прихода зимы. (когда земля покрывается снегом),

— Как выпал первый снег в этом году, когда это было

Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дому, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев и землю, покрывая все белым покрывалом. Воздух стал чище и свежее. А какими красивыми были деревья, одетые в белоснежный наряд. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал. Первый снег, как мы радовались ему.

— Ребята, а вы когда-нибудь рассматривали снежинки, на что они похожи (на звездочки, маленькие

цветочки)

(рассматривание зарисовок снежинки)

А что происходит , когда при теплой погоде идет снег (снег идет хлопьями)

А кто знает, почему в теплую погоду снег идет пушистыми хлопьями

Снежинки склеиваются друг с другом и ложатся на землю хлопьями. Вот таким мы и запомнили первый снег в начале этой зимы. С первым пушистым снегопадом к нам пришла зима т.к. земля вся покрылась снежным покрывалом.

Сегодня мы будем писать сочинение о первом снеге, каким его увидел и запечатлел художник Аркадий Пластов в картине «Первый снег».

(портрет художника)

Аркадий Александрович Пластов родился в 1883 году, в деревне Прислонихе Ульяновской области. С детских лет он любил рисовать. Он окончил Московское училище живописи. Пластов очень любил деревню и детей. Он подолгу жил в родной Прислонихе. Художник написал много картин о жизни деревенских ребят и вообще о деревенской жизни.

Рассматривание картин художника «По грибы», «Пастушок», «Ужин тракториста»

Сегодня мы подробнее познакомимся с картиной «Первый снег», рассмотрим ее и напишем по ней сочинение.

Напишите тему урока в тетрадь

— Посмотрите на картину, что вы видите. (деревенский пейзаж, дом , детей)

— Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своего дома ( посмотреть на первый снег)

Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились- за одну ночь все вокруг изменилось, все побелело вокруг. Вечером была осень, а утром уже зима. Да, наступление зимы считается тогда, когда земля покрывается полностью снегом.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром

И снежинки как пушинки

Вьются весело кругом

Девочка выбежала на крыльцо с маленьким братом. Девочка даже не успела одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Только успела надеть черные валенки.

— Почему девочка запрокинула голову и смотрит вверх (любуется снегом)

— Что выражает ее лицо (радость)

Правильно, ее лицо выражает радость, восторг, удивление. Глаза весело улыбаются, блестят.

— Чему она радуется (первому снегу)

Посмотрите на мальчика. Что особенного мы видим в нем.

— Как он одет ( он одет теплее, чем девочка)

— Почему он одет теплее. ( он решил погулять на улице)

— Какие чувства испытывает мальчик (он спокойнее девочки, но тоже рад снегу)

— Куда смотрит мальчик (на побелевшую улицу, на белые крыши домов)

— Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник после выпавшего снега.

(все побелело, стало светлее на улице)

— Что видим на заднем плане картины

За углом видна часть деревенской улицы. Вся она покрыта белым пушистым снегом, снег везде: и на крыше домов, и на деревьях, и на кустарнике в палисаднике. Снег засыпал мелкие ветки кустарника, пригнул их к земле. Возле дома палисадник

— Кто знает, что это такое

Палисадник – это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

— Посмотрите внимательно на картину, только ли дети рады снегу.

— Каких птиц мы видим (сороку и ворону)

— Рядом с избой, в палисаднике какое дерево растет (береза)

— Какая птица прилетела на это дерево (сорока)

Сорока тоже радуется первому снегу. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно шагающему по первому снегу. Эти птицы не улетают на юг; так как не боятся холода. Зимой они переселяются поближе к жилью человека.

— Посмотрите на небо. Каким его написал художник

(небо серое, покрытое тучами)

На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает землю. Кое-где он тает

— Какие краски художник использовал при написании этой картины

(белые, серые, коричневые)

Так художник Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Ослепительная белизна снега способствует передачи чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми протянуть руки к падающим снежинкам.

Мы с вами рассмотрели картину художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»

Посмотрите на доску. Что вы видите (план)

По нему мы будем писать сочинение

План

  1. Радость детей (первый снег, чувство радости, одежда детей)

  2. Пейзаж картины (дерево, птицы, деревенская улица, небо)

  3. Краски картины

  4. Какое настроение вызвала картина у вас

Сколько пунктов у нас в плане (4)

Значит сколько частей будет в сочинении (4) Как будем писать каждую часть (с красной строки)

Давайте разберем каждую часть.

— Как называется 1 часть. О чем будем писать

( о том , как дети увидели первый снег, какое чувство он у них вызвал, как одеты дети)

Как озаглавлена 2 часть.

О чем будем в ней писать (писать будем о дереве, птицах, небе, деревенской улице)

— Как называется 3 часть.

О чем будем писать в ней(о цветах картины, какие краски использовал художник)

— Прочитайте название 4 части.

В этой части нужно написать о своих впечатлениях к картине, о настроении, которое вызвала она

Составьте устное сочинение по картине и по вопросам плана

– Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Прочитайте их, четко проговаривая, объясните

написание.

Девочка, снежок, удивление, смотрит, вокруг, снежинки, счастлива, лицо, восторг, деревня, палисадник, ворона, сорока, жилье, крыльцо, стрекочет, кое-где, тает, коричневые, и в то же время.

(ребята читают слова и объясняют орфограммы)

Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

(Словосочетания написаны на листе бумаги и лежат на парте перед учениками)

выглянули в окно и удивились накинула на голову выбежала на крыльцо

оделся потеплее спокойно и важно шагает деревенская улица

застыла на месте глаза блестят художник использует

испытываешь чувство радости

  1. Чтение сочинения учителем

Ребята, сейчас я вам прочитаю сочинение, которое можно написать по картине художника А. Пластова. Прослушайте его внимательно.

Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились. За ночь все побелело вокруг. Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом посмотреть на первый снег. Девочка даже не успела одеться. Она лишь накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы, только ноги успела сунуть в теплые валенки.

Ее лицо выражает восторг и удивление. Она застыла на месте и не замечает, что снежинки падают на лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Она счастлива, что дождалась первого снега. Ее брат одет теплее. Он сейчас пойдет гулять по первому снегу. Мальчик спокойнее, чем сестра, но также доволен первым снегом.

Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов.

Рядом, в палисаднике, растет старая береза. На березе сидит сорока и торопливо стрекочет. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Кустарник в палисаднике тоже засыпан снегом. За углом избы видна часть деревенской улицы. Крыши домов покрыты снегом. Небо серое, затянутое тучами. Снег крупными хлопьями падает и устилает землю, но кое-где уже тает.

Художник использует белые, серые и коричневые краски. Этим он показал деревню обычной и в то же время нарядной от первого снега.

Глядя на картину А. Пластова «Первый снег», испытываешь чувство радости от первого выпавшего снега. Так и хочется встать рядом с радостными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

  1. Самостоятельное написание сочинения.

  2. Анализ.

— Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке. (писали сочинение)

— По какой картине мы писали это сочинение («Первый снег» А. Пластова)

— Кто изображен на этой картине (деревенские дети)

9. Чтение сочинений

— Давайте прочитаем ваши сочинения. (2, 3 зачитать)

10. Рефлексия. Вы прослушали сочинения. Оцените работу. С каким настроением мы пойдем сегодня любоваться природой на улице.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-v-4-klassie-po-tiemie-sochinieniie.html

Конспект и презентация к уроку русского языка «Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» — Рудник И.А

Задачи урока:

—  познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пла­стова;

—  учить «читать» картину, осмысливать ее содер­жание;

—  привлечь внимание детей к красоте зимней при­роды;

—  способствовать    эмоциональному    восприятию картины как произведения искусства;

—  совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

—  формировать умение составлять заключитель­ную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

—  учить соотносить художественный текст и худо­жественные средства картины.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию картины.

—  Прочитайте на доске два слова: первый и послед­ний.  Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цве­ток, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:

     «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высоко­го неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяй­ничать над землей».

—  Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

—  Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво­му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

—Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

                                           Первый снег

           Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И ,наконец-то, снег повалил хлопьями.

  Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

4. Рассматривание картины.

    Художник написал эту картину в 1946 году.

Это одно из самых очаровательных лирических произведе­ний Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого со­стояния природы, которое бывает в час первого снего­пада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни   и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догада­лись? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали  на крыльцо, они  еще  не выходили  из дома.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята.)

—  Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по разме­ру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья снега,)

Читайте также:  Природные ресурсы австралии

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц де­тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад,  дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них  это праздник.)

6. Работа со словарём настроений.

— Посмотрите на карточки, выберите слова— на­звания чувств, которые помогут вам передать настрое­ние детей.

радость                     восторг                    волнение

удивление                   интерес                     восхищение

беспокойство           испуг                          грусть

 (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляет­ся? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует,  радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып­лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

—Выберите несколько опорных слов, которые яв­ляются главными для описания картины:

снег     дети  земля     ворона      небо     берёза

— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле,  белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый,  укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал

танцевал, опускался большими хлопьями

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будь­те при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой кар­тине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9 Составление плана сочинения:

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Устное коллективное  составление текста-описания.

11. Самостоятельная работа

12.  Самопроверка

13. Итог

Тема:                                                  Работа на ошибками

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Цель: Совершенствовать умение выражать свои мысли в письменной  речи

Задачи урока:

—  выявить пробелы в знаниях учащихся и

—  провести работу над ошибками допущенными в письменной работе

—  активизировать словарный запас учащихся;

—  воспитывать любовь к природе;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

    Художник Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году.

3. Работа над орфографическими ошибками

-выписать слова в которых были допущены ошибки и объяснить правописание этих слов

4. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник?

(Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

 (Ещё нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догада­лись?

(Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети второпях  выбежали  на крыльцо.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане?

(На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята.)

—  Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.

)

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц де­тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть на медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки.)

— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане?

( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает?

 ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляет­ся?

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып­лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

 (Художник помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал праздник природы, мы чувствуем этот празд­ник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

— Как  вы закончили свой рассказ по этой кар­тине? (Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега.)

5. Самостоятельная работа.  Работа с карточкой.

Списать текст.

     Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.

Ещё нет сугробов, местами видна голая земля. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали  на крыльцо.

     На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревен­ские ребята. Мальчик  одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились.

Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го­лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.

Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть, как медленно опускаются на землю лёгкие, красивые снежинки.

    В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Около берёзы мы видим ворону, которая радуется первому снегу и хочет его попробовать.

    Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере­вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

    Художник Аркадий Александрович Пластов помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега.

6. Самопроверка

7. Итог

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/5_klass/russkij_jazyk/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_russkogo_jazyka_sochinenie_po_kartine_a_a_plastova_pervyj_sneg/70-1-0-2894

урок развития речи картина Пластова Первый снег

Тема урока: сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Цель урока: обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника. Обогащать словарный запас учащихся. Расширять знания учащихся. Учить ребят умениям использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений. Воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.

Оборудование: 1. Презентация.

2. Грамзапись П.И.Чайковского «Времена года».

3. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.

4. Репродукции картины А.А.Пластова Первый снег» у каждого ученика.

Ход урока:

Организация класса.

Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке русского языка будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова «Первый снег».

3. Работа над темой урока.

Слайд 2, 3. Приложение.

Подготовительная беседа.

Аркадий Александрович Пластов (1893 -1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.

Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно.

Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки.

Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя – подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста».

Слайд 4. Приложение.

Знакомство с картиной «Первый снег».

— Перед вами репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».

— Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И.Ожегова).

— Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).

— Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети сами подготовили отрывки из стихотворений о первом снеге).

— Вспомните какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?

— Как зимой изменились улицы, школьный двор.

Слайд 5,6. Приложение.

Беседа по картине.

— Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?

— Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?

— Что выражает её лицо?

— Чему она радуется?

— Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?

— Что особенно удивляет и радует детей?

— Только ли дети рады снегу?

— Кого мы ещё видим на картине?

— Какие это птицы?

— Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?

— Какое настроение создаёт картина у тебя?

— Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?

— Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?

(Чтение детьми отрывков из стихотворений, подобранных ими.)

Выбор эпиграфа.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Работа над планом.

— О чём надо написать во вступлении?

— О чём мы должны написать в основной части?

— Каким может быть заключение?

Слайд 7. Приложение.

План

Первый день зимы.

Радость детей.

Цвет и настроение картины.

Моё отношение к картине.

Слайд 8. Приложение.

Орфографическая подготовка.

удивились восторг шагающая

выглянул удивление обычная

выскочила пиджак будничная

улыбаются палисадник нарядная

нахлобучил

стрекочет

устилает

сочетает

Пояснение слов. (Работа с толковым словарём.)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.

Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.

Живописец – художник, занимающийся живописью.

Палисадник – небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.

Письмо сочинения.

Образец.

А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок.

Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят – счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - белочка

Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.

Редактирование.

Чтение и анализ сочинений.

Итог урока.

Слайд 9.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.

Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.

Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.

Источник: http://aret.ru/10-klass/urok-razvitiia-rechi-kartina-plastova-pervyi-sneg/

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». 5 класс Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ. — презентация

1 Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». 5 класс Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ села Кочетовка Аткарского района Саратовской области филиал в селе Белгаза Волошина Людмила Константиновна<\p>

2 Пластов Аркадий Александрович ( ), выдающийся русский живописец. Родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Закончил Московское училище живописи. А.А. Пластов родился в крестьянской семье в селе Прислониха. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег». Памятник Пластову А.А. г. Ульяновск<\p>

3 На многих полотнах А. А. Пластова запечатлены разные времена года: и яркие солнечные дни жаркого лета («На сенокосе», «Обед в поле», «Лето»), и светлая печаль увядания природы и наступления зимы («Овцы пасутся», «Первый снег», «Ноябрь»), и буйная радость пробуждения природы в весеннюю пору («Март», «Весна»), и суровая зима с её снежными сугробами («Зима», «Снег на озимых»).<\p>

4<\p>

5 В ряде картин художник изображает детей, например: «Деревенский март», «Костёр на снегу» «Первый снег», «Летом», «Витя-подпасок»,«Ужин тракториста и др. В этих картинах глубоко раскрывается детская психология, способность ребёнка тонко чувствовать природу. Художник открыто восхищается отзывчивостью юной души. Пластов создал целую галерею детских образов. Дети изображены на его полотнах как участники повседневных дел отцов и матерей. Его радует, что дети уже с детских лет приобщаются к труду земледельца.<\p>

6<\p>

7<\p>

8 памятка- подсказка 1. Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе. 2. Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник. 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? 4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. 5. Составьте план. 6. Соберите материал по картине. 7. Подберите цитаты из стихов А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7. Помните, главное передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. 8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.<\p>

9 ПЛАН. I. Вступление. А.А.Пластов- известный художник ХХ века. II. Основная часть. Картина Пластова «Первый снег». 1. Передний план картины. Описание брата и сестры. 2. Второй план картины. Описание берёзы, вороны, лошади. 3. Задний план картины (избы). 4.Краски, использованные на картине. 5. О названии картины. III. Итоги. Моё впечатление от картины Пластова «Первый снег».<\p>

10 — Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) — Почему вы догадались, что это имено начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.) — Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)<\p>

11 Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпаное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат).<\p>

12 Снег: белый, чисытый, пуш сытый, падает мохнатыми хлопьями надел меховые ша ки (на)крыш_ домов укутал всю землю белоснежным ковром медлено круз тся (в)воздухе, как стая белых мошек<\p>

13 Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто выб жала на крыльцо; с уд явлением наблюдает; восхищёно смотрит; забор ж но смотрит на сне ; лё кий пл ток.<\p>

14 Мальчик: (в)пальто (с)меховым в родником; на голове – шапка — ушанка; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.<\p>

15 Настроение детей: — Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.) — Выберите из предложеного списка слова, которыми можно охарактеризовать настроение детей: радость, восторг, волнение, беспокойство, испуг, восхищение, грусть, интерес, удивление.<\p>

16 Второй план: раскидистая берёза, ворона.<\p>

17 Б_рёза старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, длинные, раскидистые.<\p>

18 — Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.) — Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездоности неба, долгого полета снежинок<\p>

19 — Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.) — Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)<\p>

20 Задний план -Что мы видим на заднем плане картине? (деревенская улица; избы; крыши домов, покрытые снегом; лошадь, человек в санях)<\p>

21 — Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато- сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.) — А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)<\p>

22 Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает. Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.<\p>

23 Закончить свой рассказ по этой картине можно: У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.<\p>

24 В своей работе необходимо использовать синонимы Картина Художник Изобразил произведение живописи, полотно автор картины, живописец, Аркадий Пластов показал, запечатлел, передал<\p>

25 Помните! Главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.<\p>

26 Приступайте к написанию сочинения. Удачи!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1316624/

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

I Организация класса на работу

II Подготовка к восприятию картины

III

Первичное восприятие картины

IV

Анализ первичного восприятия картины

V

Языковая подготовка

VI

Создание письменного высказыва —

ния

а) Приветствие

— Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

— Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, репродукция картины, тетрадь для творческих работ и черновик.

в) Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы с вами пишем сочинение.

— Что такое сочинение?

— Мы напишем сегодня сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

— Что такое сочинение по картине?

— Чем оно отличается от других видов сочинения?

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.

— Текст нашего сочинения – описание.

— Что такое текст-описание?

-Давайте вспомним его схему

а) Рассказ о художнике картины

Аркадий Александрович Пластов – русский художник, мастер пейзажа и портрета.

Он родился в простой деревенской семье. В его роду были художники, в основном иконописцы, да и сам маленький Аркадий получил начальное образование в духовной семинарии – специальное учебное заведение, которое готовило служителей церкви.

Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в художественном училище.

Особое место занимает А.А.Пластов среди русских художников: он показал в своих работах красоту русской природы и деревни, простых сельских людей-труженников.

Большую часть своей жизни Художник жил в деревне, ему тоже приходилось растить хлеб, работать на сенокосе, общаясь с простыми деревенскими жителями.

Но в тяжёлой деревенской жизни были и праздники, многие из которых художник изобразил на своих полотнах.

Много работ он посвящает подвигам русских людей во время Великой Отечественной войны. В этих работах художник показал всю свою любовь к Родине и ненависть к её захватчикам.

Всё творчество художника проникнуто подлинными, настоящими чувствами, носят правдивый и откровенный характер.

б) Подготовка к восприятию картины.

— Прочитайте на доске два слова: первый и последний. — Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?

— С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

— Каким вы представляете первый снег?

— Каким вы его видели?

Какие чувства он у вас вызывает?

в) Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

— Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло, На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный,

Первым снегом понесло.

— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

— Как говорит Бунин о том, что снег идет?

Как вы понимаете это выражение?

Подберите синонимы к слову понесло.

а) Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

а) Эмоционально-оценочная беседа по содержанию картины.

— К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина?

— Какое время года изобразил художник?

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

— Какое время суток изображено?

Как вы догадались?

— Кого изобразил художник на переднем плане?

— Опишите их внешний вид.

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

б) Работа со словарем настроений.

— Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/russkij-jazyk/11013-sochinenie-po-kartine-aaplastova-pervyj-sneg.html

Тема урока: обучающее сочинение по репродукции картины а.а.пластова «первый снег» — pdf

Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег» Цель деятельности учителя Тип урока Планируемые результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Наглядно-демонстрационный

Подробнее

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель : Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Подробнее

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе Тема: Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» (2 часа) Тип урока: Развитие речи. Цель: Формирование умений писать сочинение по картине Задачи:

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климановой по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС) Ф.И.О. Масленникова Е.Н. Предмет: Литературное чтение. Класс: 2-Ж класс Дата: 19.03.20014г. Тема урока Цель урока Е.Благинина «Посидим

Подробнее

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Тип урока Цели урока Урок открытия

Подробнее

(Приложение 1) Технологическая карта Сметаниной Людмилы Петровны Технологическая карта урока даёт возможность учителю спланировать свою деятельность на всех этапах урока, а также спрогнозировать действия

Подробнее

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе Б. Житков «Храбрый утёнок» Цель урока: -Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова; -Развивать навыки выразительного чтения; учить делить

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Предмет: литературное чтение Класс: 2 Количество часов по учебному плану: всего- 136 часов в год (4 часа в неделю) УМК: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник.

Подробнее

Методическая разработка урока по русскому языку Учитель: Рогова Марина Викторовна ГБОУ СОШ 224, г. Москва класс: 4 «Б» Урок русского языка в 4 классе по теме «Падежи имён существительных» Предмет: русский

Подробнее

Тема: Труд и творчество Форма урока: урок открытие новых знаний. Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемно-диалогический. Приёмы деятельности учителя: организация проблемно-поисковой

Подробнее

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Учитель: Гептинг Любовь Константиновна Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя» Цели и задачи урока: -учить читать

Подробнее

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К : «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Подробнее

Общая часть Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс познакомить учащихся с рассказом

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ГОРОДА ЛИПЕЦКА Литературное чтение. 2 класс. УМК «Планета знаний.» Урок на тему К.Г. Паустовский «Первый зимний

Подробнее

Открытый урок по литературному чтению. Тема: Здравствуй гостья зима! Стихотворения о зиме русских поэтов. Цель и задачи занятия: обобщить и закрепить знания второклассников об изученных стихотворениях

Подробнее

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема урока : И.С.Никитин «Встреча зимы». Учитель: Пархоменко Татьяна Александровна Цели урока: Познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина. Продолжить

Подробнее

Саморядова Светлана Валентиновна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение лицей 5 город Камышлов, Свердловская область ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА УРОК РУССКОГО

Подробнее

Закирова Регина Константиновна, учитель начальных классов Тема урока: Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Цели урока: Образовательные: Формировать навыки написания сочинения, формирование

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климановой по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры

Подробнее

Конкурс «Учитель года» 2016 Открытый урок литературного чтения учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа

Подробнее

Музей в твоём классе Занятие 20. Тема: В. Маковский «Игра в бабки», «В мастерской художника» Цели занятия: проверить, как дети усвоили информацию о жизни и творчестве К.Е.Маковского; познакомить учащихся

Подробнее

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Подробнее

Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия

Подробнее

Конспект урока по математике Тема: «Задача» 1 класс, УМК «Школа России» Конспект разработала учитель начальных классов МБУ СОШ 62 г. Тольятти Самарская Елена Николаевна Тольятти, 2013г Тип урока: открытия

Подробнее

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

Подробнее

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Аркадий Александрович Пластов — выдающийся русский живописец. Художник написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины, которые проникнуты глубокой любовью

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Литературное чтение Класс 1 класс Автор УМК В.Г. Горецкий Тема урока «СДП при ознакомлении с жизнью и творчеством А.С.Пушкина и его сказками» Тип урока Учебное занятие

Подробнее

Учитель: Михальченко Нина Васильевна. Предмет: литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Технологическая карта изучения темы С. Я. Маршак «Автобус 26» Тема С. Я. Маршак «Автобус 26» Цели Образовательные:

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29099408-Tema-uroka-obuchayushchee-sochinenie-po-reprodukcii-kartiny-a-a-plastova-pervyy-sneg.html

Конспект урока для 4 класса «Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Открытый урок по русскому языку.

Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

4 класс

Учитель: Лепухина М.В.

Цель:

  • Знать ход построения сочинения – описания.

  • Биографические сведения об авторе картины.

  • Уметь передать через свои восприятия красоту и особенности зимнего времени года.

  • Развивать эстетический вкус.

Оборудование:

Опорные слова, репродукция к картине, портрет художника, индивидуальные картинки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Для начала я загадаю вам загадку. Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?

Верно, на картинках, написанных художником. Карандашом, углём, мелком художник рисует, а вот кистью он пишет масляными, акварельными красками и гуашью.

Сегодня, как вы догадались, мы будем готовиться к сочинению по картине художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

  1. Постановка цели урока.

  2. Откройте тетрадь по развитию речи, запишите число, тему и слово «план».

Посмотрите на портрет художника и послушайте, что же это был за человек. (Портрет на доске и на экране).

В старинной деревне Прислонихе в 1893 году родился А.А. Пластов. Вместе с деревенскими мальчишками он играл в весёлые игры, ездил на лошадях, купался в реке, работал со старшими в поле и на току. Но одно отличало его. Он рано увлёкся рисованием. Дед его и отец строили и расписывали сельские храмы.

И мальчику нравилось подолгу смотреть, как смешивают они краски и как чудесно оживают под кистью различные изображения людей и животных. Как хотелось ему стать художником. В 19 лет Пластов едет в Москву и поступает в художественное училище. Там упорно рисует, пишет красками, лепит скульптуру и много читает.

Работал Пластов, не зная устали. Без творчества он не мог прожить и одного дня. Рисовать для него было так же необходимо. Так же естественно. Как дышать.

Аркадий Александрович Пластов написал много картин, сотни портретов, этюдов. Делал он иллюстрации и к книгам Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Чехова. У него есть книжки-картинки для ребят. Художник прожил большую жизнь – умер он в 1972 году.

— Что вы узнали о художнике?

— Какими качествами обладал художник?

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «первый»?

— Какие чувства возникают у человека, когда происходит что-то первое?

— Давайте вспомним первый снег в нашем городе. Сколько вам лет, столько раз вы видели первый снег. А какого он цвета? Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (Демонстрация картины.)

Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича на вас словно пахнет нежной свежестью, так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

— Какое время суток изображено?

(Снег пошёл ещё ночью, он уже укрыл землю).

— Почему дети выбежали на крыльцо? Как радуются, как ликуют их сердца

( Начинается зима – санки, коньки, лыжи, забавы).

— Что нужно сказать о детях?

(Мальчик, одетый в пальто, валенки и шапку-ушанку, стоит неподвижно и кажется к первому снегу по внешности равнодушным.

Зато девочка, сунувшая ноги в валенки, поспешно выскочила под снег в белом платьишке, успев только накинуть на голову большой желтоватый платок. Она и ёжится от холода под падающим снегом, и прячет озябшие руки в платок.

Но её улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всей кожей пытается ощутить свежесть холодного снега.)

— Какие цвета выбрал для своей работы художник?

(Неяркие, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены)

— Каким мы видим снег? Используем прилагательные.

(Серо-золотистый, серо-голубой, фиолетово-серый, розово-голубой, пушистый, мелкий, белоснежный, тихий, мохнатый).

— А какие можно использовать глаголы, описывающие действие снега?

(Укрыл землю. Щекотал лицо. Кружился, порхал, опускался большими хлопьями.)

— А какие можно использовать сравнения?

(Мягкий, как вата, как лебяжий пух, как белая скатерть.

— А почему мы решили, что снег первый?

(Потому что ещё есть места, где нет снега. Это лужа, которая только-только замёрзла, т.е. до этого было тепло.)

— Что ещё вы видите на переднем плане?

(Палисадник, берёза, мелкий кустарник, часть дома.)

— Каких птиц вы видите на репродукции?

(На берёзе трещит сорока, тоже радуется снегу. По двору важно разгуливает ворона, потому что ещё вчера она сливалась с чёрной грязью – сегодня она чётко рисуется на белом снегу.)

— Зачем ворона понадобилась художнику? Почему ворона, а не воробей? Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку и поймёте.

(Крупная, серо-чёрная, её хорошо видно на белом снегу, она словно клякса на белой странице. И поставил эту кляксу художник нарочно, от тёмного пятна снег, кажется, ещё белей.)

— На втором плане что изображено?

(Крыши соседних домов тоже в снегу.)

Человек в санях.

— А почему там изображён человек в санях?

(Потому что он вытащил их сегодня утром и уже достаточно снега, чтобы ездить на санях.)

— Почему автор берёт вертикальный пейзаж?

(Потому что главные герои – только дети, которые смотрят в небо.)

— А какие орфограммы могут встречаться в сочинении?

  1. Ранее утро.

  2. Дети на крыльце.

  3. Изменения на улице.

  4. Моё отношение к картине.

  1. Используя опорные слова, устно составьте несколько предложений, чтобы запомнить написание орфограмм. Учитель исправляет.

Методика предусматривает написание сочинения продолжить на втором уроке, например, на литературе.

Скачать бесплатно, без регистрации и SMS, документ



Источник: http://biblo-ok.ru/referat-ok/koncp-53497.php

Ссылка на основную публикацию