Таганка – исторический район в городе москве

История Таганского района (стр. 1 из 4)

Реферат по москвоведению

«Немного о Таганке»

Ученик 11 «Г» класса

Школа-Лицей № 243

Евсеев Валерий А.

Содержание:

История Таганского района…3

Станции Метро…21

История Таганского Района

Таганский район охватывает юго-восточную часть города, которая в далеком прошлом именовалась Заяузьем.

Район Заяузья заселялся и рос по мере роста и развития основного ядра города. Начало Москвы было положено селением на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый-город.

Год от года всё большая часть горожан расселялась вне Кремля, в самом низу холма – на посаде. Так постепенно в XI-XVI веках складывался Большой или Великий посад.

В XIV веке его обнесли валом, а 1534 году – рвом и деревянно-земляными укреплениями, а позже – 1538 году на их месте построили стену. Эту стену назвали – Китай-городом.

По версии, название «Китай» произошло от слова «Кита», которое означало деревянную изгородь, первоначально окружавшую посад. Поселения, окружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами, предметами ремесленного производства.

В XIII-XIV веках посад был заселен торговцами и ремесленниками, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне, духовенство. Они начали вытеснять из посада купцов, ремесленников.

Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены расселяться более плотно и тесно в Зарядье – низменной части Большого посада, которая была рядом с лавками, где они работали.

Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье.

Земляным городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между современным Бульварным и Садовым кольцами.

В 1683 – 1743 годах Земляной вал был таможенной границей Москвы.

В 1830 году его срыли и устроили широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появилось Садовое кольцо.

В 1742 году силами Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами и контролировавшей ввоз товаров, в Москве был построен Камер-коллежский вал. Он был таможенной границей Москвы, а с 1806 года стал официальной полицейской границей.

В 1864 году заставы ликвидировали. Названия застав и валов перешли к улицам (Рогожский вал, Рогожская застава, Крестьянская и Покровская заставы).

Во второй половине XVII века на территории Земляного города расселялись стрельцы, здесь также были дворцовые монастырские и «черные» (ремесленные и торговые) слободы, но здесь были и загородные дворы знатных людей.

По важнейшим дорогам, идущим из Москвы, были поселены ямщики. Это были крестьяне, обязанные возить из Москвы грузы до ближайшего «Яма» – постоялого двора. «Ямы» обычно находились в 60-70 км один от другого. Ямщики были освобождены от государственных налогов и других повинностей за «Ямскую гоньбу» по верстные» – плату с версты. Система «Ямов» была заимствована русскими у татар.

Ямщик не только перевозил, но и обязан был принять на постой своего ездока. Словом, ямщицкий двор был одновременно и гостиницей. Это, как правило, 2-х этажный дом с арочными воротами посередине длинным внутренним двором, где устраивали конюшни, сараи, колодцы.

После пожара 1792 года дома слободы были восстановлены в камне, и до наших дней сохранилась планировка улиц и дворов именно этого периода. На нынешней Николоямской и Школьной улицах находилась Рогожско-Ямская слобода, о которой сохраняют память Рогожский вал, Николоямская набережная и переулок.

Отсюда ямщики доставляли пассажиров в древнее село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск Московской области). Так возникло название района Рогожский, который с 1936 года носит название Таганский.

Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье территориально-обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. Это были слободы: Котельная, Таганская, Гончарная, Серебряная, Греческая и другие.

Так, за Воронцовым полем на берегу Яузы в XVII веке жили в слободе «Серебряники» – мастера царского серебряного двора, чеканившие монеты, изготовлявшие кубки и другие изделия из серебра.

Память о слободе отразилась в названии Серебрянической набережной и переулке.

В районе Таганской площади располагалась Таганская слобода. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы – железные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи.

Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов.

Слободы, имевшие дело с огнем, были сосредоточены здесь для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля.

Котельная и Гончарная слободы изготовляли домашнюю утварь.

При князе Иване Калите (1325 ÷ 1340 гг.) была начата большая перестройка Кремля, а в Заяузье были поставлены печи для обжига кирпича. Глину для кирпича брали из грунта здесь же. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково». Так возникали и закреплялись названия той или иной местности Москвы.

В связи с наличием дорог большого торгового значения, в Заяузье селились как торговые люди и иностранцы, так и ремесленное население. Заяузье пополняется иноземцами, возникает Греческая слобода.

В районе Николоямской улицы в XVII веке появляется новая Воронцовская слобода. Здесь жили землепашцы, ремесленники, торговцы.

Земляной вал, потерявший в конце XVIII века крепостное значение, стал таможенной границей Москвы.

Продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что воз­ле ворот образовались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоми­нают Б. и М. Дровяные переулки.

Москва в XVII в. становится важным центром ремесла и торговли. Город разрастается за линию застав Рогожской (пл. Ильича), Покровской (Абельмановской), Спасской (Крестьян­ской заставы), где селится городская беднота.

А Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляно­го вала, становится центральной площадью всего Заяузья.

Развивается торговля, за Таганскими воротами возникает привозной рынок продуктов и припасов, особенно расширив­шийся с 1742 года.

Таганская площадь с деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После по­жара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок пост­роены новые каменные торговые ряды с мясными, рыбными и мучными лавками, богатейших купцов И. Павлова и М. Гу-сятникова. Строил ряды архитектор О. И. Бове.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала тверды­ней Московского купечества, даже само ее название зазву­чало символически.

«Таганка. — писал в 1900-х годах знаток Московского быта П. И. Богатырев, — представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступающий известным Московским рын­кам — Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные.

Тут были богатые мясные, рыбные, мучные лавки, где можно было найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус.

Народ кругом жил бо­гатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и пе­ренимавший у них внешнюю «образованность».

Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических жур­налах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да де­нежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

В середине прошлого века в Рогожской и примыкающей к ней Яузской частях было много промышленных, в частности текстильных предприятий. В районе Яузы пользовались изве­стностью хлопчатобумажная фабрика И. Гюбнера и шелко­вая Н. Полякова.

А самым крупным предприятием позумент­ной промышленности было заведение С.

Алексеева в Рогож­ской части, где производилось товаров на полмиллиона руб­лей, а сбывали производимый товар в странах Востока, где большим спросом пользовались мишурные, золотопрядиль-ные и позументные изделия.

К концу XIX века район из торгово-ремесленного превра­тился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом.

С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района (рабочие его сыграли немаловажную роль во всех трех революциях), район помнит бурные митинги и пере­стрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к цен­тру на штурм бастионов контрреволюции.

В 1936 г. в Москве произошло разукрупнение районов. В связи с реорганизацией основная часть Заяузья перешла во вновь образованный район Таганский (14 апреля 1936 г.) В 1948 г. умер секретарь ВКП(б) Жданов А. А., в октябре 1948 г. район получил название — Ждановский.

В 1989 г. району вернули старое название — Таганский.

После 1945 года облик Таганской площади начал разитель­но меняться. В 1950 году на углу с В. Радищевской улицей от­крылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков).

В 1962-63 годах под Таган­ской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров. С северной стороны тоннель непосредственно пере­ходит в Ульяновскую эстакаду, с Южной — в Большой Крас­нохолмский мост.

В 1966 году открылся наземный павильон типовой конструкции станции метро «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии (архитекторы Н. А. Алешина и Ю. В. Вдовин).

Наступивший XX век внес коррективы в облик района. Ря­дом со старыми невысокими домами выросли 16-этажные жи­лые дома. В 1970-е годы Таганская площадь превратилась в широкую современную магистраль, по которой потоки транс­порта устремляются от центра к Волгоградскому проспекту, Рязанскому шоссе, главной дороге из столице в Рязань.

Источник: http://MirZnanii.com/a/171244/istoriya-taganskogo-rayona

Сайт истории Таганского района …из века в век..

Приветствуем вас на сайте, посвящённом прошлому и современности Таганского района!

Таганский район в его современных границах без преувеличений можно назвать одним из самых интересных районов Москвы. Здесь Яуза впадает в реку Москву, здесь родился Станиславский, здесь же находились легендарная Таганская тюрьма и мало кому ныне известный Нижегородский вокзал. Здесь начинал своё восхождение к патриаршему сану Никон, а Лжедмитрий I был похоронен после смерти. Архитекторы Бове и Тон в своих проектах предлагали построить Храм Христа Спасителя на Швивой горке (там, где сейчас стоит одна из сталинских высоток). По современной территории нашего района в различное время проходило 4 границы города. Обо всём этом вы сможете узнать на нашем сайте.

Материалы сайта логически разделены на 2 блока: первый из них посвящён истории Таганки, второй – её жизни сегодня.

Раздел Историческая справка представляет собой общий исторический обзор нашего района.
В разделе Улицы района представлены все собранные нами материалы об истории названий улиц и отдельных домах на них.

Реки и мосты – это описания всех имевшихся на территории района рек, прудов и мостов.
В раздел Статьи о Таганке постепенно будут собираться обзорные статьи о различных объектах нашего района, таких как Таганкая тюрьма, Нижегородский вокзал и других.

Галерея старой Таганки – галерея фотографий и прочих изображений, связанных с историей.

Читайте также:  Природа, растения и животные иркутской области

О районе – статистический данные современного Таганского района и цитата из Закона города Москвы о его официальных границах.
Герб района – внешний вид и расшифровка значения герба Таганки.

В разделе “Стройки века” собирается информация обо всех стройках, сносах и реконструкциях в нашем районе, выделяющихся своими масштабами, значимостью, либо уничтожением пейзажей и исторической застройки района.

Адреса и телефоны – контактные данных основных государственных учреждений и служб Таганки.
Новости нашего сайта – новостная лента сайта и форума http://tagankainfo.ru/

Уважаемые посетители нашего сайта! Если у вас есть идеи как наиболее удобно для вас должна выглядеть структура сайта, а также если вы бы хотели видеть здесь какие-либо ещё разделы, то просим вас высказывать свои пожелания на нашем форуме!

Новости нашего сайта:

25.07.2007 – добавлен раздел “Стройки века”, в котором будут собираться материалы о крупных строительных проектах, существенно меняющих облик нашего района.

Если у Вас есть желание стать одним из авторов сайта, то, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи!

Источник: http://www.tagankainfo.ru/

Таганка

Таганка в состав города вошла сравнительно поздно, в тридцатых годах ХVIII века, так как находилась на противоположной, наиболее удалённой от Кремля части Таганского холма. На территории Таганки традиционно развивались ремесла, связанные с применением огня: кузнечное, котельное, таганное, гончарное.

Наименование «Таганка», видимо, было связано с родом деятельности населявших эту местность ремесленников, производивших железные таганы. По другой версии, название поселения произошло от татарского слова “таган”, что означает возвышенное место.

Особенности ландшафта Таганки, а также наличие речных трасс и сухопутных дорог по высокому водоразделу обусловили активное участие территории в развитии торговых коммуникаций Москвы с такими крупными городами как Коломна, Рязань, Владимир и Суздаль. Вдоль двух основных дорог на Владимир и Коломну возникали монастыри, а также поселения, среди которых преобладали крупные промысловые слободы.

Количеству ремесленных слобод соответствовало и большое число церквей. Так, в районе Таганской площади, “идучи от Яузского моста направо” находилась дворцовая Таганная слобода, имевшая в 1632 году 93 двора с приходской церковью Никиты Мученика.

Таганские царские слободы пользовались известными привилегиями и имели самоуправление, совмещавшееся с подчинением Земскому Приказу.

Центром местного самоуправления Таганки являлся “братский двор”, на котором каждая слобода выбирала себе старосту.

На “братских дворах”, которые также назывались “съезжими” (впоследствии это название перешло на полицейские участки) собирались сходки, на которых решались все местные дела.

Наиболее крупное поселение Таганки – Гончарная слобода (район Гончарных улиц) была освоена горшечниками, муравленых и ценинных дел мастерами. Слобода была богатой и на её территории располагалось несколько каменных приходских храмов: Воскресения Христова, Успения Божьей Матери, Всемилостивого Спаса в Чигасах (по наименованию последнего храма слобода иногда называлась Спасской).

Кроме того, в XVII веке между Таганской улицей и рекой Москвой располагались: Котельная дворцовая слобода, в которой к 1632 году было только 37 дворов с церковью Николая Чудотворца в Котельниках; Старая кузнецкая слобода с церковью Косьмы и Дамиана Старого и Новая кузнецкая слободы с церковью Косьмы и Дамиана Нового.

Таганская улица стала центральной осью района после того, как в 1592 появились укрепления Скородома – Земляного города с башнями – воротами, оградившие разросшиеся подмосковные слободы по линии современного Садового кольца

В 1634 году за Таганскими воротами обосновалась Семёновская чёрная сотня, называемая Новой Семёновской слободой. Слобода занимала территорию от Таганской площади в направлении Покровского монастыря, а огородами выходила к незастроенной трассе современной Марксистской улицы, ещё и в XIX веке сохранявшей название Пустой. Таганская улица как центральная слободская называлась Семёновской.

К югу от Семёновской слободы находилась Воронцовская чёрная слобода, около 1630 года выведенная с Воронцова поля и имевшая в 1654 году 135 дворов. К юго-западу от неё лежали ещё две дворцовые слободы – Большие и Малые Каменщики.

Пустынность местности за Таганскими воротами определили постройку в конце Таганской улицы в начале смутного времени «убогих», или «божьих домов», сараев-моргов, где складывали до опознания трупы убитых и умерших от голода и истощения. Сюда в мае 1606 г. было отвезено из Кремля тело самозванца Гришки Отрепьева, которое спустя некоторое время отыскали среди трупов и для большего поругания выстрелили им из пушки.

По окончании польско-литовского нашествия «убогий дом» за Таганскими воротами существовал до второй половины ХУШ века, в него свозили в зимнее время умерших случайной смертью на улицах Москвы, а по весне родственники пропавших без вести разбирали тела и хоронили как своих, так и чужих на соседнем поле. Ликвидирован морг был в 1767 т. указом императрицы Екатерины II в числе других убогих домов.

В 1720 -1722 гг., с организацией цехов и гильдий, слободы окончательно утратили своё значение как единицы административно-территориального деления. В 1731 г. в Москве было образовано 12 «команд».

Всё Заяузье вошло в десятую.

Однако и после распада слободской структуры вплоть до 1760-х годов слободская земля юридически считалась государственной собственностью, арендуемой её фактическими пользователями.

Таганская площадь сложилась из двух больших торговых участков. На месте Таганской площади в 1661 году существовало Немецкое кладбище с деревянной часовней, существование которого указывает на большое поселение в районе Таганки иностранцев из Западной Европы. В более позднее время на месте немецкой церкви стояла каменная часовня Покровского монастыря, построенная в 1684 году площадью 7 на 3 сажени

В связи с развитием торговли за Таганскими воротами возникло большое количество боен, лавок, дровяных складов. В начале ХУШ века здесь уже были постоянные палатки, и даже каменные лавки, в которых продавались продукты.

Торговля за пределами Земляного города была узаконена в 1742 году, когда в самой Москве запретили продажу съестных припасов с возов, и народ Таганки зажил активной торговой жизнью.

Вскоре после этого получили официальное право на существование Таганская дровяная площадь и привозной рынок.

Характерной особенностью Таганки того времени являлось большое количество каменной застройки, плотность которой скорее напоминает градостроительную ситуацию Белого города, что свидетельствует о престижности района и благосостоянии здешних обывателей.

Торговые лавки на Таганке проектировались каменные, а для “коммуникации к лавкам и прикрытия от дождя и слякоти” устраивались галереи. Кроме того, были составлены проекты типовых домов для строительства на погорелых местах.

Устройство Таганского рынка и сооружение лавок свидетельствовало об особенностях социального состава населения, в котором во второй половине XVIII столетия преобладали представители купеческого сословия, являвшиеся основным застройщиком территории.

Владельцы, строившие каменные дома, по указу Екатерины I поощрялись экономически – освобождением на разные сроки (до 5 лет) от постойной повинности и “полицейских обязанностей” (мощения мостовых и т.д.). 

В 1798 году планировка Таганской площади была частично изменена, улицы Болвановка (Верхняя Радищевская) и Гончарная окончательно отрегулированы. К 1810-м годам облик района Заяузья и Таганской площади определялся наличием дворцов, крупных усадебных ансамблей, обилием церквей, торговых рядов, объединенных элементами природного ландшафта.

Во время пожара 1812 года, охватившего всю территорию Заяузья вплоть до Камер-коллежского вала, пострадала значительная часть зданий, но обгоревшая каменная застройка была вскоре восстановлена.

В период послепожарной восстановительной деятельности по проекту архитектора О.И.Бове на месте старых погорелых торговых рядов были выстроены новые, в структуру которых был включён объем сохранившейся часовни Покровского монастыря.

С этого времени окончательно сложился облик Заяузья, почти без изменения дошедший до начала XX века.

Таганка в 1850-60-е годы стала усиленно застраивать фронт своих улиц, архитектурный декор зданий и их типология стали более многообразны, что было связан с запрещением по Строительному Уставу ставить рядом одинаковые дома и разрешением проектировать оригинальные фасады.

Во второй половине XIX в. общее развитие Таганки, не связанной непосредственно ни с центром города, ни с железнодорожными узлами, резко замедлилось.

Благодаря отсутствию новых учреждений, стимулирующих рост населения, сложившаяся к тому времени застройка менялась очень незначительно, главным образом за счёт перестроек, придававших характерную для эпохи дробность и пестроту её строгому облику.

С конца XIX века специфический отпечаток наложило на район то, что у Новоспасского монастыря в районе Больших Каменщиков была построена Таганская губернская тюрьма, что сразу понизило статус района, а в дальнейшем привело к такой его криминализации, что в советское время слово «Таганка» стало едва ли не нарицательным.

Театр на Таганке открылся в 1964 году в здании бывшего «Электро-театр-кинематографа «Вулкан», построенного в 1910 году. С 1923 по 1946 год в этом помещении располагался филиал Малого театра, используя зал и фойе кинотеатра «Вулкан».

В конце 1970-х гг., в связи со строительством нового здания Театра драмы и комедии на Таганке была ликвидирована застройка на примыкающем к театру владении и закрыт выход Н.Таганского тупика на ул. Чкалова, новое здание объединило два квартала, бывших ранее самостоятельными.

Фактически с 1930 годов предпринимаются попытки реконструкции этого реликтового района Москвы, сохранившего уникальную градостроительную среду ХУШ – XIX веков.

В соответствии с Генеральным планом Москвы 1935 года, была проложена новая трасса Садового кольца, прошедшая непосредственно по территории погоста церкви Воскресения Словущего в Гончарах, и сооружён Краснохолмский мост, явившийся её продолжением.

Началось активное уничтожение церковных зданий. На территории Заяузья были снесены церкви Всемилостивейшего Спаса в Чигасах, Косьмы и Дамиана Нового, Косьмы и Дамиана Старого, Архидиакона Стефана, Воскресения Словущего на Таганке, колокольни церкви Николы на Студенце, церкви Николы в Ямах, а в 1960 годах часовни Покровского монастыря.

В 40-е годы возник гигантский дом на Гончарной улице и высотное здание на Котельнической набережной, поставившие под сомнение само существование рельефа Таганского холма. Система высотных соотношений и визуальных связей была нарушена также строительством современных зданий по Таганской и Воронцовской улицам.

Снос в 1962 году торговых рядов на Таганке, обусловленный устройством транспортного тоннеля, привёл к искажению структурных членений площади, традиционно делившейся на два локальных пространства.

Начиная с 1960 гг. малоэтажная застройка Таганки стала активно уничтожаться, а на её месте сооружались типовые многоэтажные дома. Наибольший пик этого строительства пришёлся на конец 1970-начало 1980 гг., а второй – на конец-1990 гг.

, когда снос старой малоэтажной застройки по Таганской улице привёл к утрате исторического облика улицы.

Целостность её градостроительного ансамбля была уничтожена появлением типовых «башен» и многоподъездных домов, поставленных без учёта исторической специфики.

Тенденция уничтожения исторической застройки и замены её на типовую проявилась в настоящее время настолько отчётливо, что развитие этого процесса может прилети к её полной утрате с сохранением небольших включений в лице памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной.

Источник: http://stepbystep-msk.ru/blog/taganka

Таганский район

Английское/латинское написание (транслит), почтовая транскрипция – Taganskij rajon

Читайте также:  Борис пастернак: жизнь и творчество

Таганский район находится в Центральном административном округе (ЦАО), был образован 5 июля 1995 года, а 15 октября 2003 года был образовано муниципальное образование Таганское. Занимает площадь в 8,01 км2, имеет 173 улицы и насчитывает население в 107,5 тыс. человек.

Таганский район насчитывает восемь станций метро Таганская (Таганско-Краснопресненской линии), Таганская (Кольцевой линии), Китай город, Пролетарская, Крестьянская застава, Площадь Ильича и Марксистская. По району проходят пять линий метрополитена — Калужско-Рижская линия, Люблинско-Дмитровская линия, Калининская линия, Таганско-Краснопресненская линия и Кольцевая линия.

Таганский район свое название получил благодаря Таганной ремесленной слободы за рекой Яуза, которая располагалась на месте современных Радищевских улиц около Таганской площади. В Таганной ремесленной слободе изготовлялись таганы — подставки для котлов в виде треножника, которые предназначались для походов стрельцов.

Достопримечательности Таганского района – Новоспасский монастырь, Храм Мартина Исповедника, Остатки Рогожской слободы, Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Воспитательный дом и дом на Котельнической набережной, Покровский монастырь, Андроников монастырь, Крутицкое подворье и т.д.

Общая протяжённость границы Таганского района – примерно 14,01 км.

Многофункциональный центр государственных услуг (МФЦ – «Мои документы») Таганский район

Город Москва, Рогожский вал, дом 13, корпус 2

Ближайшие станции метро: «Римская» Люблинско-Дмитровской1 линии, «Площадь Ильича» Калининской линии и «Пролетарская» Таганско-Краснопресненской линии.

Телефон: (499) 940-47-57

Единый справочный телефон: (495) 587-88-88

Часы работы: ежедневно с 8.00 до 20.00 без выходных

Управа Таганского района

109147 город Москва, улица Воронцовская, дом 21, 4 подъезд, 3 этаж

Ближайшие станции метро: «Марксистская» (Калининская линия) и «Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 912-43-84 — справочная служба

Официальный сайт управы Таганского района: http://www.tagupr.ru

Е-майл: [email protected]

Муниципалитет внутригородского муниципального образования Таганское

109147, город Москва, Воронцовская улица, дом 21

Ближайшие станции метро: «Марксистская» (Калининская линия) и «Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 912-95-43 — справочная служба

Официальный сайт муниципалитета внутригородского муниципального образования Таганское: http://www.tag-mun.ru

Е-майл: [email protected]

Жилищный отдел Таганского района

109147, город Москва, Воронцовская улица, дом 21

Ближайшие станции метро: «Марксистская» (Калининская линия) и «Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 911-17-79

ГУ “ИС Таганского района” (ЕИРЦ)

109044, город Москва, улица Динамовская, дом 8

Ближайшие станции метро: «Крестьянская застава» (Люблинско-Дмитровская линия)

Абонентский отдел: (495) 676-29-10

Паспортный стол: (495) 676-65-47

Отдел по работе с юридическими лицами: (495) 911-94-24

Служба “одно окно”: (495) 676-10-36

Адрес электронной почты: [email protected]

Управление социальной защиты населения Таганского района

109147, город Москва, Воронцовская улица, дом 19 Б

Ближайшие станции метро: «Марксистская» (Калининская линия), «Таганская» (Кольцевая линия) и «Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 912-27-03 — справочная служба

Отделение по району Таганский ОУФМС России по городу Москве в ЦАО

109029, город Москва, Ведерников переулок, дом 4 В / 12

Ближайшие станции метро: «Волгоградский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия), «Крестьянская застава» (Люблинско-Дмитровская линия) и «Пролетарская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 670-94-28 — справочная служба

Объединённый военный комиссариат Красносельского района

107045, город Москва, Даев переулок, дом 13

Ближайшие станции метро: «Сухаревская» (Калужско-Рижская линия)

Телефон: (495) 208-64-45 — дежурный

Отдел внутренних дел по Таганскому району

109029, город Москва, Ведерников переулок, дом 9

Ближайшие станции метро: «Волгоградский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия), «Крестьянская застава» (Люблинско-Дмитровская линия) и «Пролетарская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 911-52-52, (495) 270-00-33 — дежурная часть

Таганская межрайонная прокуратура

109316, город Москва, улица Талалихина, дом 39

Ближайшие станции метро: «Волгоградский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 676-31-20, (495) 671-61-85 — канцелярия

Таганский районный суд

109147, город Москва, Марксистский переулок, дом 1 / 32

Ближайшие станции метро: «Марксистская» (Калининская линия) и «Таганская» (Таганско-Краснопресненская линия)

Телефон: (495) 911-03-85 — приёмная

Другие районы/муниципальные образования Центрального административного округа (ЦАО)

Источник: http://street-moscow.ru/czentralnyj-okrug/taganskij-rajon.html

Путешествие по столице: история названий районов Москвы — 2do2go

подборки6 марта 2016 г. в 08:00

В этой статье вы узнаете о происхождении названий и об истории самых удивительных районов столицы.

Бабушкинский район

Район носит имя Михаила Бабушкина, который стал первым летчиком, посадившим самолет на Северном полюсе.

Он родился в небольшом городке Лосиноостровск, который в начале 30-х годов был переименован в Бабушкинск. Город был присоединен к столице в 1960 году.

Из-за того, что район находится на северо-востоке Москвы, многие улицы носят северные названия. К примеру, Енисейская улица и Анадырский проезд.

Арбат

Москвичи и гости столицы ценят этот район за уникальное очарование, которое создают великолепные образцы архитектурного искусства прошлых эпох, за его неповторимую романтику и своеобразный дух древней столицы.

Существует несколько версий происхождения названия топонима Арбат. По мнению некоторых ученых, оно созвучно со словом «арба», что значит «телега». Историк И. Е.

Забелин предположил, что Арбат имеет общие корни со прилагательным «горбат». Эту теорию можно объяснить тем, что улица расположена на холмистой местности.

Существует мнение, что такое название произошло от арабского слова «рабат», обозначавшего городские предместья.

Таганка

Этот московский район охватывает юго-восточную часть столицы, которая прежде называлась Заяузьем. Здесь жили ремесленники и торговцы. По его нынешней территории проходило 4 границы города: Белый-город, Китай-город, Камер-коллежский вал, Земляной город.

Таганский район без преувеличений можно назвать одним из самых интересных в Москве. Здесь родился Станиславский, находились Таганская тюрьма и Нижегородский вокзал, а также начинал свое восхождение Никон.

Лефортово

Своим названием район обязан швейцарцу Францу Лефорту – сподвижнику Петра I. Лефортово долгое время было центром военной жизни Москвы. Здесь были построены казармы Лефортовского, Семеновского и Преображенского полков, первый госпиталь и храм для солдат. Во время Великой Отечественной войны в районе изготавливали «катюши» и санитарные поезда.

От дворцовой эпохи в Лефортово остался комплекс зданий Екатерининского дворца. Еще одной важной достопримечательностью района является Лефортовский парк – первый в России регулярный декоративный парк.

Замоскворечье

Первое упоминание об этом районе Москвы относится к 1365 году. В разное время здесь располагались слободы кузнецов, стрельцов, кожевников, толмачей. Это сказалось и на топонимике Замоскворечья.

К примеру, улица Большая Ордынка носит такое название потому, что по ней из Москвы везли дань хану Золотой Орды. Во время правления Петра I в Замоскворечье поселились купеческие семьи, которые построили здесь дворянские усадьбы.

 Район как система улиц сложился во второй половине XVIII века и сохранился без изменений до наших дней.

В Замоскворечье находится множество культурных и исторических памятников, музеев и театров: Дом-музей С. А. Есенина, Театральный музей А. А. Бахрушина, Дом-музей А. Н. Островского, филиал Малого театра.

Считается, что название района произошло от древнерусского слова бебръ или бобер. Среди ученых также бытует мнение, что на этом месте было поселение княжеских бобровников – людей, которые получили от князей право охотиться на бобров. В летописных источниках поселение Бибирево впервые упоминается в 1594 году, тогда оно было вотчиной Вознесенского монастыря.

Современное Бибирево – это второй по величине район Северо-Восточного округа столицы. Самыми главными достопримечательностями района являются древние храмы и церкви.

Жулебино

Свое название район получил от представителя боярского роды А. Т. Остеева. За хитрый характер современники дали ему прозвище Жулеба, то есть хитрец. Отсюда и название. В середине XIX века деревня Выхино, на месте которой сейчас находится Выхино-Жулебинский район, становится центром волости, а спустя столетие частью Москвы.

Среди достопримечательностей района памятник вертолету Ми-2, расположенный на месте, где раньше работал авиконструктор М. Л. Миль.

Тушино

Свое название район получил от старинного села Тушино, которое в начале XX века стало городом. В летописях оно впервые упоминается в 1512 году, а владельцем тех мест был боярин Родион Нестерович. Широко известно Тушино стало благодаря Смутному времени. Именно на этом месте разбил свой лагерь Лжедмитрий II. В состав Москвы район вошел в 60-е годы прошлого столетия.

Марьина роща

Существует несколько предположений происхождения названия этого района. По одной из версий, здесь жила боярыня Марья, прославившаяся своей необычной красотой. Сторонники другой теории предполагают, что в давние времена здесь находился лес, в котором совершали свои нападения разбойники под предводительством атаманши Марьи.

На самом же деле топоним Марьина Роща возник на карте столицы в XVIII веке, указывая на то, что эта роща находилась вблизи деревни Марьино. В Марьиной роще расположились ММЦ «Планета КВН», Театр «Сатирикон» и памятник Ф. М. Достоевскому.

Хамовники

Топоним района происходит от слова «хам» – так с XIV века обозначали льняное полотно. На территории Хамовников раньше находилась Хамовная слобода, где жили ткачи, переселенные сюда из Твери. В память о них сохранились палаты Хамовного двора, которые находятся на улице Льва Толстого. Также здесь находился магазин «Русский лен», где можно было приобрести всевозможные ткацкие изделия.

В Хамовниках расположилось множество достопримечательностей, среди которых Государственный музей А. С. Пушкина и Музей истории московского метрополитена, Дом с рюмкой и Олимпийский комплекс «Лужники», Парк Горького и «Музеон», кофейня «Кофе Хауз» и ресторан «Красная роза».

Материал предоставлен нашим партнером – сайтом «Одинокая Москва».

Источник фото на аватаре: gotorussia.ru

Источник: https://www.2do2go.ru/articles/5687/puteshestvie-po-stolice-istoriya-nazvaniy-rayonov-moskvy

Таганский

Этот современный московский район получил своё название по Таганной слободе, одной из многих расположившихся в Земляном городе, между нынешними Бульварным и Садовым кольцами ремесленных слобод. Здесь жили таганники.

Таганом называлась железная подставка (обруч на ножках) для котла или другой посуды, применяющаяся при варке пищи на открытом огне. В 1632 г. в слободе отмечено 93 двора. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Таганной слободе», известная с 1625 г., хотя, судя по всему, она существовала раньше.

В 1657 г. она показана деревянной, а в 1659—1662 гг. была перестроена в камне.

Болвановка

По преданию, ранее здесь находилось урочище Болвановка. Его место можно определить по церкви Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. и перестроенной в камне на рубеже XVII— XVIII вв. (Верхняя Радищевская ул., 20). По мнению П.В. Сытина, в XVII в.

здесь находилась ремесленная Болвановская слобода, жители которой делали из дерева болванки для пошива мужских головных уборов. Другое объяснение связывает это название с тем, что на этих местах перед привезенными из Орды войлочными изображениями ханов — «болванами» — московские князья давали им присягу перед татарскими послами.

И хотя второе объяснение ближе к истине, оно все же не соответствует действительности. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины.

Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.

Певческая слобода

Что же касается территории Белого города, то в этой его части была известна лишь одна небольшая Певческая слобода патриарших певчих, о которой ныне напоминает лишь Певческий переулок, расположившийся между Маросейкой, Покровкой и Солянкой.

Православная церковь всегда имела для исполнения богослужебного пения особых певцов при каждом храме. Помимо этого приблизительно с XV в. существовали особые митрополичьи (затем патриаршие) певчие — т.н. патриаршие певчие дьяки и поддьяки. При патриархе Филарете (по данным 1626 г.

) их считалось 29 человек, а к концу XVII в. их стало уже 50. Певчие дьяки (их всегда было 10 человек) разделялись на две статьи или станицы, по пяти человек в каждой. Певчие поддьяки образовывали шесть станиц, большей частью также по пять человек.

Читайте также:  Рокамадур: тихая жизнь на склоне скалы

Довольно часто к ним присоединялась еще седьмая станица, состоявшая из новичков. Все певчие дьяки и поддьяки делились по возрасту на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дозволялось вступать в брак.

Обязанностью патриарших певчих являлось исполнение церковного пения при патриаршем служении. Нередко они пели в царском дворце или доме патриарха, а также на службах, заказываемых отдельными лицами.

Патриаршие певчие в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный (или столповой) распев, большое и малое демественное пение. Также им было известно трехстрочное йение, а со второй половины XVII в. — греческий (большой и малый) распев.

За свою службу певчие получали с патриаршего житного двора съестные припасы (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса), а из патриаршей казны денежное жалованье (в 1626 г. 186 рублей на 29 человек, в 1698 г. — 309 рублей на 50 человек). Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.

Воронцово

Пожалуй, древнейшим поселением этого района являлось село Воронцово, располагавшееся на правом берегу Яузы, неподалеку от ее устья. Ныне о нем напоминает лишь название московской улицы Воронцово поле. По весьма обоснованному предположению И.Е.

Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г.

он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе».

Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.

По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному Лыщикову переулку.

Стрелецкая слобода

Если в XIV—XV вв. земли вблизи Яузы представляли собой обширное княжеское владение, то в XVI в. ситуация здесь меняется. Воронцово превращается в одну из многочисленных московских слобод, в которой жили стрельцы. В конце XVII в. этот район считался землей стрелецкого полка приказа Степана Стрекалова. В XVII в.

она насчитывала 135 дворов.

Помимо стрельцов полка Стрекалова здесь известна и другая стрелецкая слобода, о существовании которой напоминает Николоворобинский переулок, получивший свое название от фамилии стрелецкого полковника Данилы Воробина, чей полк был поселен здесь, и приходской церкви Николая Чудотворца его стрельцов.

Здешний деревянный храм документально известен с 1625 г. В 1688 г. он сгорел, но спустя два года начал строиться вновь, уже в камне, «на пожалованные из государевой казны для рождения царевича Алексея Петровича и за многие службы» стрельцам 550 рублей. Освящен храм был в июне 1693 г. и простоял на этом месте вплоть до 1932 г.

Иноземная слобода

Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в.

, здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний переулок Обуха когда-то  именовался по ней Кривогрузинским переулком).

Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы).

Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.

Серебряники

Серебрянические переулок и набережная сохранили память о слободе серебряников, в которой жили мастера денежного Серебряного двора, именовавшегося также и Троицким, по одноименной церкви. Церковь Троицы еще долго называлась «что в Старых Серебряниках», или «что в денежных мастерах». Она упоминается в 1620 г. как деревянная, а в 1657 г. показана уже каменной.

Серебряное литье, которым славилась Москва, начинает развиваться в ней с XIV в. Об этом свидетельствует существование специальной пошлины на серебряное литье, упоминающейся в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского начала XV в. Изделия московских серебряников ценились высоко.

Крымский хан Менгли-Гирей в конце XV в. специально просил Ивана III прислать ему серебряные чары «доброго дела», вместимостью в два ведра, и серебряные кубки, соответствующие их размеру. «У нас так сделати мастера доброво не добыта, а у тебя, у брата моего, такие есть», — писал хан.

При этом среди серебряников были не только русские, но и иностранцы.

По сведениям XVII в., серебряники находились в ведении Серебряного приказа, ответственного за изготовление серебряной посуды для царского двора. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной.

Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками.

Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.

Кошельная слобода

В начале нынешней Яузской улицы когда-то  стояла церковь Николая Чудотворца «в Кошелях». Это название указывает на существование здесь Кошельной слободы. В 1632 г. в ней значилось 24 двора. В литературе было высказано мнение, что здесь жили мастера, выделывавшие кошели для различных припасов.

Однако в действительности кошельниками назывались рыбные ловцы, точнее люди, доставлявшие из ближайших подмосковных дворцовых сел свежую рыбу для нужд дворца. Ее они перевозили в особых «кошелях», откуда образовалось и их название. Здешняя церковь впервые упоминается в связи с московским пожаром 1547 г. В 1657 г. она упоминается как деревянная.

Каменный храм на этом месте был заложен в 1692 г., но освящен лишь в 1706 г.

Котельническая слободе

Пять Котельнических переулков и набережная напоминают о Котельнической слободе, где жили котельники, изготовлявшие металлическую посуду. В отличие от кузнецов, вырабатывавших железные изделия, котельники работали с медью и оловом.

Из их мастерских выходили предметы домашнего обихода: котлы «медные поваренные», блюда оловянные, а также всевозможная церковная утварь — кадила, паникадила и т.п. Поскольку месторождений своей меди в средневековой Руси не было, сырьем для котельников обычно служил медный лом. Слобода была небольшой — в 1632 г. в ней значилось всего 7 дворов. Но в 1654 г.

среди владельцев здешних дворов уже не было ни одного котельника. Их приходским храмом была церковь Николая Чудотворца, «что в Котельниках», известная с 1625 г. В 1657 г. она значится уже каменной.

Кузнецкая слобода

Здесь же была известна и Кузнецкая слобода ведомства Оружейной палаты. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Старых кузнецах». Поселение кузнецов впоследствии было перенесено в Замоскворечье, где образовалась Новая Кузнецкая слобода.

Гончарная слобода

Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные набережная, улица, проезд, два переулка), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г.

ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г.

Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г.

был записан как «новоприбылый».

Тетеринская слобода

На месте современного Тетеринского переулка существовала небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская слобода, населенная вероятно, дворцовыми каменщиками.

Семеновская слобода

Церковь Симеона Столпника за Яузой на Николоямской улице обозначает место обширной Семеновской торговой слободы, получившей название по приходскому храму. По преданию, здешняя церковь была освящена 3 декабря 1600 г.

Борисом Годуновым в память о дне своего венчания 1 сентября 1598 г., который пришелся на память этого святого. В 1657 г. этот храм показан каменным. В 1632 г. в слободе было зафиксировано 189 дворов, а к 1653 г.

их число достигло 238 дворов.

Рогожская ямская слобода

Сама же Николоямская улица и переулки напоминают о ямской слободе. В XV в. здешние земли, принадлежавшие Андроникову монастырю, перешли к Ивану III, устроившему здесь сады. В XVI в. здесь поселяются ямщики, которых к 1671 г. сменили стрельцы. Главным храмом здесь была Троицкая церковь, известная с 1642 г. и снесенная к 1959 г.

Что касается ямщиков, то их дома были перенесены несколько восточнее, по той же Николоямской улице, и их поселение получило название Рогожской ямской слободы, названной так по ближайшему к первопрестольной яму, находившемуся в селе Рогожь (ныне город Ногинск). В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора.

Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне Школьная). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам.

Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.

Алексеевская слобода

Помимо ямской слободы в районе нынешней Николоямской улицы располагалась Алексеевская слобода, первые сведения о которой относятся к началу XVII в. Это была черная тяглая слобода, названная, вероятно, по церкви во имя св.

Алексея, митрополита московского, здание которой стояло на Николоямской улице. Центральными здесь считались две улицы — Большая и Малая Алексеевские, в начале 1920-х годов переименованные в Коммунистические. В 1632 г.

в слободе имелось 65 дворов, а в 1651 г. — уже 166 дворов.

Семеновская слобода

Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале Таганской и Николоямской улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы.

После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в.

бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».

Крутицы

Современные Крутицкие набережная, улица и переулки напоминают о Крутицах. Свое название это место получило по Крутицкому монастырю, возникшему в самом начале XIV в. Его возникновение самым тесным образом связано с историей Золотой Орды.

После монголо-татарского нашествия в столице Орды городе Сарае, лежавшем в низовьях Волги, очутилась масса пленников из славянских народов — различных мастеров и знатоков ремесел, которых захватили татары.

Позднее сюда постоянно приезжало множество русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока.

Татарские ханы прекрасно понимали, что могут удержать власть над огромным конгломератом народов с различными языками и верованиями только при помощи священнослужителей. В 1261 г.

по ходатайству князя Александра Невского русским в столице Орды было дозволено проводить христианские богослужения. Тогдашний митрополит «всея Руси» Кирилл направил сюда православного епископа. Так была создана Сарская епархия Русской церкви, обнимавшая территорию Нижнего Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа.

По различным делам сарским епископам приходилось нередко бывать на Руси, в том числе и в Москве. Для размещения епископа и его многочисленной свиты в столице Московского княжества ему необходимо было иметь свое подворье (резиденцию).

Неудивительно, что оно возникло именно в Крутицах — ближайшем предместье Москвы, рядом с тем местом, где заканчивалась долгая и трудная дорога из Орды. По преданию, в самом конце XIII в. в Москву приехал сарский епископ Варлаам.

По его просьбе московский князь Даниил выделил ему место для подворья. Вскоре здесь был поставлен деревянный храм, устроен обширный двор с различными постройками, огороженный деревянной стеной. Так возник Крутицкий монастырь.

И после смерти Варлаама подворье оставалось собственностью епископов сарских и подонских и служило для их временного пребывания на случай приезда в Москву.

Сарские епископы продолжали жить в Сарае вплоть до XV в. Но после Куликовской битвы 1380 г. Золотая Орда вступила в эпоху упадка, а к середине XV в. Орда окончательно распалась на три ханства — Казанское, Астраханское и Крымское и целый ряд более мелких полунезависимых владений, постоянно враждовавших между собой.

В бывшей столице Золотой Орды оставаться было просто небезопасно, и поэтому в середине XV в. епископ сарский Вассиан решает окончательно покинуть низовья Волги.

Он постоянно живет на Крутицах и в итоге переносит сюда епископскую кафедру, а еще позднее образовалась самостоятельная Крутицкая епархия, куда входили церкви современных Калужской, Тульской, Орловской и части Московской областей. Слобода была небольшой. В 1632 г. в ней значилось всего 20 дворов.

Источник: http://poraionu.ru/history-moscow/taganskaya/

Ссылка на основную публикацию