Стихотворение а. а. блока “родина”

Анализ стихотворения Блока Родина



Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении.

Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине.

И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия.

Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу».

Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения.

Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве.

Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» – катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: “спицы расписные”, “избы серые”, “песни ветровые”, “тоска острожная”, “черты прекрасные”, “даль дорожная” и т.д.

Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей.

К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения “Россия” совсем непросто. «Россия» – это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения А. Блок «Родина»

анализ стихотворения А.Блок «Родина»

  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» было написано Блоком 18 октября 1908 года. Тема стихотворения — это тема безграничной любви к Родине. И несмотря на царившую нищету, несправедливость среди социальных слоев, поэт, как истинный патриот, продолжает любить свою родную землю.

Он видит красоту и величие России во всем: в «расписных спицах», в природе: лесах да полях, в прекрасных чертах и даже в «серых избах» м «ветровых песнях», которые напоминают ему первую любовь. Блок представляет Родину через женский образ.

Он рисует красивую девушку, с прекрасными чертами, заботливую и слёзы, о которых он упомянул, указывают на ее доброту и чувствительность. Блок показывает силу Руси тем, что несмотря на нищету, она не дала себя сломить врагам, что годы идут, а Россия всё та же: «лес, да поля, да плат узорный до бровей…».

Поэт уверяет потерявших надежду на благополучие и процветание страны, что Россия не пропадет, пока она хранит бесценные природные богатства. Автор не перестает верить, что для России еще наступят хорошие времена, поэтому последнему шестистишью особенно характерна возвышенная атмосфера. Строки:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка… и т. д.

показывают всю силу веры поэта в светлое будущее, которое обязательно настанет.

Чтобы выразить свои чувства через стихотворение автору особенно помогли эпитеты: «годы золотые», «спицы расписные», «песни ветровые», «разбойная краса», «прекрасные черты», «плат узорный» и олицетворение России в образе девушки.

Это стихотворение одно из тех произведений Блока, которое несет в себе основной смысл: любить Родину надо не за что-то, а только за то, что она родная земля.

Анализ стихотворения Александра Блока «Родина»

11 декабря 2015

Поэт являлся человеком, который так же как и многие его соратники, был разочарован новым режимом. Хотя и принял произошедшую революцию.

Блок уезжать за границу не собирался, веря в то, что Русь поднимется, станет сильной страной. И его произведение из цикла «Родина» стало больше предрекающим будущее.

Те идеи, которые были заложены в этом стихотворении, были очень важны для поэта. Им он оставался верен до самой своей смерти.

Само произведение проникнуто патриотизмом и лирикой. Блок пробует здесь понять философски родину. Хотя он и понимает, что Россия стоит далеко от европейских государств. И в начале произведения появляется дорога. Здесь говорится о стране, начинающей новую жизнь, но по дорогах так и ездят телеги на потертых шлеях.

Как и раньше утопают колеса в лужи с их грязью. «Россия, нищая Россия» этими словами Блок описывает свою отношение к родной стороне. Он догадывается, что случилось со страной, но готов разделить все тяготы, которые она испытывает. Автор уверен, что на Руси наступает тяжелое время. Затем строчки красоту страны описывают как «бунтарская», появляются небольшие отголоски русского бунта.

Облик России в стихотворении показан с двух сторон. Сначала мы видим нищую страну, убогую, где повсюду «серые избы». А потом описывается ее потенциал. Блок рассказывает читателям, что даже можно сделать «невозможное» возможным. Здесь появляется надежда его на то, что силы у России найдутся, и она поднимется.

Поэт уверен, что недостатком России является ее простота и доверчивость. Поэтому в стихотворение вводится образ страны-женщины. Он наделил ее такими характеристиками, как «разбойная краса», «плат узорный до бровей». Это олицетворение дает всему произведению особую интимность.

Итог всему в произведении подводится опять же путь. Получается, что оно имеет круговое построение: все начинается и оканчивается дорогой. Это символ Руси: она постоянно в действии, ищет свою дорогу.

Эта работа выполнена с использованием различных приемов выразительности художественного слова. Например, крылатые выражения «И крест свой несу», и эпитеты «в годы золотые», и сравнения.

«Россия» А.Блок

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения Блока «Россия»

Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим.

Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется.

Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…».

Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз.

В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней».

Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов.

Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость.

И сам же признается в утопичности подобных идей. раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной.

И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи.

Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина».

Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписные

Читайте также:  М.а. булгаков "мастер и маргарита": описание, герои, анализ романа

В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви».

а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени – «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви».

Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать».

Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь.

Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная». непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей».

Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней».

приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Слушать стихотворение Блока Родина

Темы соседних сочинений

← Река раскинулась↑ БлокРожденные в года глухие →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/rodina

не могу найти стихотворение А. Блока «Родина».помогите!!!!

не могу найти стихотворение А. Блока “Родина”.помогите!!!!

  1. Ты отошла, и я в пустыне К песку горячему приник. Но слова гордого отныне

    Не может вымолвить язык.

    О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да. Ты – родная Галилея

    Мне – невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает,

Где приклонить ему главу.

  • ссылка заблокирована по решению администрации проекта
  • Александр Блок РОДИНА

    (1907-1916)

    * * * Ты отошла, и я в пустыне К песку горячему приник. Но слова гордого отныне

    Не может вымолвить язык.

    О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да. Ты – родная Галилея

    Мне – невоскресшему Христу.

    И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает,

    Где приклонить ему главу.

    30 мая 1907

  • может “Россия”?

    Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные

    В расхлябанные колеи.. .

    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, –

    Как слезы первые любви!

    Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу.. . Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

    Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты.. .

    Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней А ты все та же – лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей.. .

    И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

  • У Блока есть цикл “родина”
  • Скорей всего стихотворение Россия (…из собрания про родину) Опять, как в годы золотые, Три стртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные

    В расхлябанные колеи

    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые

    Как слезы первые любви!

    Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

    Пускай заманит и обманет, Не пропадшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты

    Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней А ты все та же лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей

    И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

  • ссылка заблокирована по решению администрации проекта
  • У Александра Блока есть ЦИКЛ стихотворений “Родина” (1907 -1916).
  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/ne-mogu-najti-stihotvorenie-a-bloka-rodinapomogite/

    Тема Родины в творчестве А. А. Блока

       Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
         Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
        А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
       
        Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место.

    Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.

        Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою.

    И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

        Битый камень лег по косогорам

        Желтой глины скудные пласты
       …..
        Разгулялась осень в мокрых долах
        Обнажила кладбища земля…

        Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

        Приюти ты в далях необъятных!

        Как и жить, и плакать без тебя!

        Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

        Русь, опоясана реками

        И дебрями окружена,
        С болотами и журавлями
        И с мутным взором колдуна…

        Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

        Так – я узнал в моей дремоте

        Страны родимой нищету,
        И в лоскутах ее лохмотий
        Души скрываю наготу.

        Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера. 

        В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

        О бедная моя жена,

        О чем так горько плачешь?

        Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

        Опять, как в годы золотые,

        Три стертых треплются шлеи,
        И вязнут спицы росписные
        В расхлябанные колеи…

        Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

        Россия, нищая Россия,

        Мне избы серые твои,
        Твои мне песни ветровые – 
        Как слезы первые любви!

        Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта. 

        Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

        Тебя жалеть я не умею

        И крест свой бережно несу…
        Какому хочешь чародею
        Отдай разбойничью красу!

        Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины. 

        Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

        Ну что ж? Одной заботой боле – 

        Одной слезой река шумней, 
        А ты все та же – лес, да поле,
        Да плат узорный до бровей…

        Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет. 

        Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу». 
        Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
        Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
        Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной». 
        В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

    Читайте также:  Земельные ресурсы земли

        В последний раз – опомнись, старый мир!

        На братский пир труда и мира,
        В последний раз – на светлый братский пир
        Сзывает варварская лира!

        Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1233-tema-rodiny-v-tvorchestve-a-a-bloka

    Анализ стихотворения «Россия» 1908 Александра Блока

    «Россия» 

    Опять, как в годы золотые,Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы расписныеВ расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые,-Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…

    Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,-Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты… Ну что ж? Одно заботой боле -Одной слезой река шумнейА ты все та же – лес, да поле,Да плат узорный до бровей…

     И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской острожнойГлухая песня ямщика!..

    18 октября 1908

    Филологический анализ стихотворения

    Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г.

    в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г.

    в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны, — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского.

    Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».

    Александр Блок – один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность.

    Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей.

    Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение.

    Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха.

    Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».

    Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг.

    Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое – сегодняшнее и «вечное».

    В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

    Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.

    Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

    Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

    С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

    К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.

    Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

    Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

    Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя.

    Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия, нищая Россия…», «Мне избы серые твои, Твоимне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заманит и обманет… И лишь забота затуманит…», «И невозможное возможно…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

    Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

    Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

    В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы.

    Например,   «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека.

    И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

    Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.

    Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь).

    В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

    В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

    Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы.

    Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен.

    В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

    Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом.

    В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия,   изображенная Блоком.

    «Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

    Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей        на разговор.

    Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

    Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

    Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» – тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

    Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.

    Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя.

    В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация.

    Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью.

    Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

    Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/26-filologicheskij-analiz-stikhotvoreniya-aleksandra-bloka-rossiya

    Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова Родина и А.А.Блока Россия

    Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина” и А.А.Блока “Россия”

    Автор: Лермонтов М.Ю.

    Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.

    Стихотворение Лермонтова «Родина» было написано в последний год его жизни и отображает чувства поэта перед смертью. Известно, что Лермонтов всю свою жизнь придерживался романтических традиций. Но стиль стихотворения «Родина» не романтический, а реалистический:

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обоз,

    И на холме средь желтой нивы

    Чету белеющих берез.

    В начале стихотворения поэт отмечает, что любит свою Родину «странною любовью». Его чувства необъяснимы, ведь, как говорит сам автор, ему нравится в ней не только богатство пейзажных красок и красоты русской природы, но и бедность, обыденность деревенской жизни:

    С отрадой многим незнакомой

    Я вижу полное гумно,

    Избу, покрытую соломой,

    С резными ставнями окно;

    Лермонтов находит что-то родное и радостное в том, что на самом деле является простым, на что обычно люди не обращают внимания.

    Его взор обращен к крестьянской России, лирический герой этого стихотворения – это человек, который смотрит на Родину глазами крестьянина.

    Читайте также:  Горы и равнины украины

    При этом, Лермонтов использует обыденную лексику, пользуясь такие слова, как «скакать», «пляска», «мужичков», «топанье», «свист». В этом стихотворении употребляется стихотворный размер ямб, который подчеркивает величие и придает торжественность этим строчкам.

    Тема России четко выделена и у Блока. Он говорил: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…». Особенно ярко Блок выражает свои чувства к Родине в стихотворении «Россия».

    У Блока любовь тоже своеобразная, странная, ведь, как и Лермонтов, он обращает свой взор к нищете, бедности и обыденности его родной земли. То, что он видит перед собой, его Родина, хоть и серая, полная печали, очень важна поэту:

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые,-

    Как слезы первые любви!

    Но даже сквозь всю грязь этой деревенской жизни он сумел найти что-то светлое и красивое, что украшает и делает его Родину богаче: расписные спицы, узорный плат, прекрасные черты. Образы Блока по-настоящему красивы и прекрасны.

    В этом стихотворении Блок одушевляет Россию, рисуя её загадочной женщиной. Эта женщина сама по себе нежна и мила, несмотря на её простоту, но с тех пор, как прошли «золотые годы», она заметно обнищала.

    Поэт пишет, что несмотря ни на что, его Родина не пропадет:

    Пускай заманит и обманет,-

    Не пропадешь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты…

    Блок также использует звукопись, чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты. Он часто употребляет глухие согласные: «т» (например, «забота затуманит свои черты») и «ш» (не пропадёшь, не сгинешь,) в начале стихотворения. А в конце автор наоборот чаще использует звонкие согласные, что подчеркивает оптимистичность его взгляда на Родину и надежду на хорошее, светлое будущее.

    Точки зрения Лермонтова и Блока очень похожи. Поэты рисуют реалистичную Россию, восхваляют её простоту и обыденность.

    Но, в отличие от Лермонтова, в своем стихотворении Блок использует прекрасные образы, сравнивает Россию с слезами его первой любви.

    Лермонтов лишь изображает свою Родину, рисует её образ, а Блок говорит нам, что его Родина, хоть и «нищая Россия», но никогда не пропадет и не поддастся «чародеям».

    Источник: https://botanim.ru/content/sravnenie-stixotvoreniya-myulermontova-rodina-i-aa-609.html

    Стихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них

    Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Стихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них!!! =>>>

    «Из сердца кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.

    Стихотворение «На железной дороге» — нетрудно провести параллели с «Тройкой» Некрасова. Но Блок прибегает к более широкому обобщению: в портрете героини («в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая…») проглядывает один из ликов России, изображенный и в стихотворении « Россия »: Что ты для сердца значишь?

    О, бедная моя жена,

    Так я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету И в. лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.
    А ты все та же — лес да поле, Да плат узорный до бровей.

    Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами…» Но успокоение души наступает ненадолго.

    В последней строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи…» Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего-то ужасного, кровавого.

    Образ кровавого заказа — символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее ее ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным. Россия для Блока — «Жизнь или смерть, счастье или погибель». О чем так горько плачешь?

    Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь.

    Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Цикл «На поле Куликовом». Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность.

    Он сопровождал цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка еще впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох.

    Стихотворение открывается величественным образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует застылость и грусть («ст»): «река грустит», «в степи грустят стога».

    Но уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку степной кобылицы.
    («Осенний день»)

    О, нищая моя страна,
    Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со всем русским и жаждет обновления в столь тесной связи:

    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви.
    Вместе с тем любовь к Родине — чувство глубоко личное.

    Цикл «Родина» (1907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом, настоящем и будущем.

    Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И с мутным взором колдуна.

    «Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал А. Блок К. Станиславскому.

    Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:
    Это страна с лесами, полями, деревнями и проселками; и красавица крестьянка с «мгновенным взором из-под платка». Звучит мотив вольности, бунта.

    Облик Родины двоится:

    Литература — 9 классСтихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них.
    Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути.

    В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании Родины из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»).

    Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть», и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет.

    Меняются лики образа Родины — сначала картина русской природы («Река раскинулась, течет, грустит лениво.:.»), потом Русь — Жена, наконец, Родина святая.

    Сочинение опубликовано: 06.06.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

    Стихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них

    Источник: http://www.getsoch.net/stixi-a-a-bloka-o-rodine-chtenie-naizust-odnogo-iz-nix/

    Стихотворение “На железной дороге” из цикла стихов А. Блока “Родина”

    Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдет о России. Кто она, Россия. Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колесами все больно. Неужели это некогда великая Россия.

    Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим.

    “Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадежностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают ее и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта “под насыпью”. Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колесами.

    Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

    Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живет полноценной жизнью, со всеми ее волнениями и ощущениями.

    У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий.

    Блок, главным образом, описывает годы, “чинного шествия” России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.

    Реалистичность основная черта этого стихотворения.

    Как известно, Блок поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать свое толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.

    Каждый день проносятся все те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов, и, кажется, не замечают Ее. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, все равно через секунду будут уже далеко.

    Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днем ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.

    Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

    По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия воспрянет ото сна”

    В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).

    Синий цвет неба, возвышенный вагоны для богатых, желтый яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни средний класс, а зеленый цвет травы, близости к земле вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид изза стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах.

    Единственный яркий, резкий цвет в вагоне алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

    Снаружи растут лесные деревья, за лесом длинная платформа, на ней навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, повидимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

    Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, комуто сопутствует удача, ктото терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

    В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

    Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

    Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноименном стихотворении.

    Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждет страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.

    Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

    Источник: https://ukrtvir.com.ua/stixotvorenie-na-zheleznoj-doroge-iz-cikla-stixov-a-bloka-rodina/

    Ссылка на основную публикацию