Стихи об осени: и. а . бунин. листопад

Листопад Бунин Стихи для детей

Листопад Бунин Стихи для детей читать

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая –
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся – она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце.

Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, –
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Источник: https://www.miloliza.com/158-bunin-detyam/6910-listopad-bunin-stikhi-dlya-detej

Образовательный портал

Конспект урока

Тема: Стихотворение И.А.Бунина «Листопад»

Цели:

–             познакомить со стихотворением И.А.Бунина;

–             расширять словарный запас детей;

–             развивать речь, память, воображение, умение высказываться;

–             развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть построение лирического произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 5 класс, портрет писателя, картины И.И.Левитана и И.С.Остроухова “Золотая осень”. Таблица «Словарь настроений».

Ход урока

            I.            Организационный момент.

         II.            Работа над новым материалом.

Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И.С.Остроухова “Золотая осень” в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихо-творениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед нами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: “Золотая осень”. Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы:

–              Одинаковую осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах?

–              Почему картины так называются?

–              Какая картина  больше понравилась и почему?

–              Чем они отличаются?

–              Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.

С какими чувствами художники писали свои картины?

Выберите из таблицы “Словарь настроений” слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели художники передать свое настроение нам?

Сегодня мы познакомимся  с новым поэтическим произведением. Это стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

Слово о поэте. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”.

Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь.

В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Итак, какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?

Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

Медленное чтение стихотворения по частям.

Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

Выясняется значения слов:

–       Завороженный – очарованный, околдованный.

–       Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

–       Золотой – жёлтый, изумительный.

–       Багряный – красный.

–       Лазурь – яркий светло-синий цвет.

–       Терем – на Руси дом в виде башни.

–       Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Что напомнил осенний лес  И.А.Бунину?

Найдите и прочитайте описание леса.

Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

Что общего у терема и у березы? (резьба на наличниках и листочков)

Что Бунину напоминает оконца? (просветы в небо между листвой)

А почему оконца, а не окна? (маленькие).

Бунин при описании осени использует не только краски, он обращается к нашей памяти запахов. Кто помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? (листьями, прелью).

А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

Прочитайте следующие две строчки и подумайте:

–             Почему слово Осень написано с большой буквы?

–             Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

–             С кем сравнивает он осень? (с вдовой – женщиной)

–             Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

Прочтите часть до слова «лес»

Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? (с двором)

А что там? (паутина)

С чем сравнивается паутина? (с серебристой сетью)

А когда бывает много паутины? (в теплые дни бабьего лета)

Кого ещё мы увидели? (Мотылька, похожего на белый лепесток)

Это последний мотылек, – уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

“И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом”.

Объясните слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

Можно ли услышать тишину?

Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах,здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

–             “молчанье” – ч;

–             “вышине” – ш;

–             “можно” – ж;

–             “тишине” – ш;

–             “расслышать” – ш;

–             “шуршанье” – ш.

А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладающие?

Ребята описывают картины.

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

Вычитываем:

–             “лиловый”;

–             “золотой;

–             “багряный”;

–             желтый – “желтою резьбой”;

–             голубой – “в лазури голубой”;

–             синий – “в синей вышине”;

–             серебристый – “как есть из серебра”;

–             белый – “белый лепесток”.

А теперь давайте посмотрим, в каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, пользуемся таблицей “Словарь настроений”. В результате проделанной работы дети “вычитали” из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквозной,Просветы в небо, что оконца.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть, из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом. торжественное;восторженное;очарованное;радостное;радужное;веселое;светлое;восхищенное;восторженно- радостное;легкое;светлое;нежное;игривое;нежное;светлое;умиротворенное;теплое;светлое;
Сегодня так светло кругомТакое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье. светлое;спокойное;умиротворенное;нежное.

А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

А теперь скажите, о чем это стихотворение?

–             Об осени

–             О красоте осенней природы.

–             О чувствах от увиденной красоты.

А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

–             Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

–             Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

–             Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

–             И свою любовь к природе.

Попробуйте нарисовать то, что описывает Бунин.

Читайте также:  Л.н. толстой "кавказский пленник": описание, герои, анализ произведения

Иллюстрирование.

Молодцы. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/faq/5210–lr.pdf

Стихи про осень – лучшие стихотворения об осени

Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.

Осенние стихи для детей, стихи Пушкина, Есенина, Бунина об осени

Стихи про осень: А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Стихи про осень:

ШУТОЧКА ПРО ШУРОЧКУ

Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад,

Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной:

Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела, Подошла к учителю: — Хорошо идут дела! (Я тружусь, учтите, мол, Похвалите Шурочку,

Шурочку, Шурочку…)

Как работает звено, Это Шуре все равно, Только бы отметили, В классе ли, в газете ли,

Шурочку, Шурочку…

Листопад, листопад, Утопает в листьях сад, Листья грустно шелестят:

Шурочка, Шурочка…

Стихи про осень:

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце

Света и тепла.

Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

https://www.youtube.com/watch?v=eXR1G7sLCHA

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели

В теплые края.

Стихи про осень:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы

И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия

Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск…» Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной

Бездонно-фосфорической пыли.

Стихи про осень:

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Стихи про осень:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
“Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял. ”

Ветер несет им печальный ответ:
– Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Стихи про осень:

Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья… И я зову на помощь маму: -Там жук живой!

Раскроем раму!

Стихи про осень:

Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть –

Стесняется.

Стихи про осень:

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Стихи про осень:

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой

И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой –

И, как безумный, пою!

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят: “Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!”

Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Стихи про осень:

Как были хороши порой весенней неги – И свежесть мягкая зазеленевших трав, И листьев молодых душистые побеги По ветвям трепетным проснувшихся дубрав, И дня роскошное и теплое сиянье, И ярких красок нежное слиянье! Но сердцу ближе вы, осенние отливы, Когда усталый лес на почву сжатой нивы Свевает с шепотом пожолклые листы, А солнце позднее с пустынной высоты, Унынья светлого исполнено, взирает… Так память мирная безмолвно озаряет

И счастье прошлое и прошлые мечты.

Стихи про осень:

В лесу заметней стала елка, Он прибран засветло и пуст. И оголенный, как метелка, Забитый грязью у проселка, Обдутый изморозью золкой,

Дрожит, свистит лозовый куст.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-жёлтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережёт густую тень. Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Стихи про осень:

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Стихи про осень:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Стихи про осень:

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

Детские стихи про осень

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.

НОЯБРЬ Руки мерзнут в ноябре: Холод, ветер на дворе, Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

СЕНТЯБРЬ Осень достала краски, Ей много покрасить нужно: Листья – желтым и красным,

Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ Дождь льет с самого утра, Льет как будто из ведра, И как крупные цветы

Распускаются зонты.

****

М. Исаковский

ОСЕННЕЕ Жито убрано, скошено сено, Отошли и страда и жара. Утопая в листве по колено,

Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу спешат.

****
А. Балонский
В ЛЕСУ Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах

Читайте также:  М.а. булгаков "собачье сердце": описание, герои, анализ повести

Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок

Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём… Сколько рыжиков, опёнок

За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры… И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары.

НОЯБРЬ В ноябре лесные звери Закрывают в норках двери. Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

СЕНТЯБРЬ Полетели в небе птицы. Что им дома не сидится? Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ Нам октябрь принёс подарки: Расписал сады и парки, Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

СЕНТЯБРЬ Кончается лето, Кончается лето! И солнце не светит, А прячется где-то. И дождь-первоклассник, Робея немножко, В косую линейку Линует окошко.

Ю. Каспарова
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ Листочки танцуют, листочки кружатся И ярким ковром мне под ноги ложатся. Как будто ужасно они занятые, Зелёные, красные и золотые… Листья кленовые, листья дубовые, Пурпурные, алые, даже бордовые… Бросаюсь я листьями вверх наугад —

Я тоже устроить могу листопад!

ОСЕННЕЕ УТРО Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат. На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную В чутко дремлющем бору Бродят лоси осторожные,

Гложут горькую кору.

****
М. Садовский
ОСЕНЬ Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела ****

О. Высотская

ОСЕНЬ Осенние денечки, В саду большие лужи. Последние листочки

Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые, Вон листочки красные. Соберем в кошелку

Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво, Скажет мама нам «спасибо»!

****
З. Александрова
В ШКОЛУ
Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. – Вы идете в первый раз,

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят На пустой террасе. Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород, Речку в дальнем поле. Мы ведь тоже через год Будем с вами в школе.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/1405-Stihi-pro-oseny—luchshie-stihotvoreniya-ob-oseni

Листопад

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье, Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной; Заквохчет дрозд, перелетая Среди подседа, где густая Листва янтарный отблеск льет; Играя, в небе промелькнет Скворцов рассыпанная стая – И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья! Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой – Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая: Прислушайся – она растет, А с нею, бледностью пугая, И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи! О, жуткий час ночных чудес! В сребристом и сыром тумане Светло и пусто на поляне; Лес, белым светом залитой, Своей застывшей красотой Как будто смерть себе пророчит; Сова и та молчит: сидит Да тупо из ветвей глядит, Порою дико захохочет, Сорвется с шумом с высоты, Взмахнувши мягкими крылами, И снова сядет на кусты И смотрит круглыми глазами, Водя ушастой головой По сторонам, как в изумленье; А лес стоит в оцепененье, Наполнен бледной, легкой мглой И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет На небе солнце.

Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят, – Недаром эта ночь прошла! Но Осень затаит глубоко Все, что она пережила В немую ночь, и одиноко Запрется в тереме своем: Пусть бор бушует под дождем, Пусть мрачны и ненастны ночи И на поляне волчьи очи Зеленым светятся огнем! Лес, точно терем без призора, Весь потемнел и полинял, Сентябрь, кружась по чащам бора, С него местами крышу снял И вход сырой листвой усыпал; А там зазимок ночью выпал И таять стал, все умертвив…

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/bunin-ivan/listopad

Анализ стихотворения Бунина Осень



November 19, 2015

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни.

Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план.

Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет.

А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале “Жизнь” с подзаголовком “Осенняя поэма” и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник “Листопад” был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году).

До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

“Листопад” – стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его – описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. “Листопад” – стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом.

При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы.

Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения “Листопад” Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко – это “сегодня”, то есть один день. А действие произведения ограничено поляной.

Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц (“Сентябрь, кружась по чащам бора. “). Это же можно сказать и о пространстве – оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес.

Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, “тихая вдова”. Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя.

Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме.

Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота – холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса.

Для этого он использует различные контрасты и краски (“серебро паутины”, “лиловый терем”, “светлая, солнечная поляна”, “янтарный отблеск листвы”).

Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну – с широким двором, а просветы в листве для него – словно оконца.

Анализ стиха Бунина “Листопад” позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ “тихой вдовы”, а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

“Листопад”: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе (“льет дождь”, “кружатся листья”), а также антитеза, которая противопоставляет направленное (“гуси держат перелет”) и беспорядочное движение (“кружатся листья”).

Обилием тропов характеризуется поэма “Листопад” (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс “о” и “е”, который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков “с” и “ш”.

Читайте также:  Вращение земли вокруг своей оси

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто “сеть из серебра”. Кроме того, в произведении встречаются метафоры (“пестрый терем”, “среди широкого двора”), олицетворения (осень входит в “терем свой”), эпитеты (“морозное серебро”, “мертвое молчание”, “тихая вдова”).

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения “Листопад” Бунина, отметим, что автор его – настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы.

Мнение многих литературоведов сходится в том, что “Листопад” является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы.

Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями.

Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха “Листопад” Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Прочтите с ребенком стихотворение.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

На прогулке наберите разноцветных листьев, внимательно рассмотрите их. Спросите у ребенка, какой месяц осени можно назвать “золотым”? А какой “листопадным”?

Предложите ребенку сделать аппликацию из собранных листьев или зарисовать то, что он услышал в стихотворении.

В последующей беседе отметьте сравнения, встречающиеся в стихотворении.

– С чем сравнил поэт осенний лес? ( лес, точно терем расписной)

– Саму осень? ( …Осень тихою вдовой)

– Паутинки, блестящие на солнце? ( …воздушной паутины ткани
блестят, как сеть из серебра)

– Белого мотылька, порхающего над паутинкой? ( …точно белый лепесток…)

– Просветы в небе? ( просветы в небо, что оконца…)

– Елочки? (как вышки, елочки темнеют…)

Спросите, какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?

Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?

– Образ Осени как женщины- вдовы. тихо идущей в свой терем через пустую поляну в мертвом молчании и наблюдающей за игрой последнего мотылька, последней яркой вспышкой разноцветья перед холодной, унылой и суровой зимой.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bunina/osen

Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»

Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных слов и словосочетаний, образных выражений текста и тем самым быстрому его запоминанию.

Основной принцип при организации таких занятий – принцип использования опорных сигналов.

Опорные сигналы

– это и цветные опорные картинки, и готовые мнемотаблицы, и опорные схемы, нарисованные детьми, т. е.

тот наглядный материал, который позволяет включить в работу над стихотворением не только слуховую, но и зрительную память ребенка.

Материал, который позволяет осмыслить стихотворение, и путем установления ассоциативных связей его запомнить!

Задачи:

Познакомить детей со стихотворением ИБунина «Листопад», вызвать желание его выучить.

Развивать умение понимать образность выражений и красоту поэтического произведения.

Способствовать развитию умения выразительно читать стихотворение (отображать голосом радость, восхищение, грусть; умение менять силу голоса).

Закрепить знания примет золотой осени.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие:

Способствовать развитию словарного запаса детей образными выражениями и словами из текста, объяснить их смысл: терем расписной, цвета: лиловый, багряный, пестрый, лазурь неба; резьба, листва сквозная, просветы в небо, что оконца.

Развивать умение понимать и использовать при самостоятельном рассказывании мнемотаблицу.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать умение видеть красоту природы и в картинах художников, и в художественных произведениях, видеть красоту образных выражений поэтов.

Познавательное развитие:

Способствовать развитию знаний о приметах золотой осени, о состоянии неживой природы в этот период года.

Социально – коммуникативное развитие:

Развивать умение слушать чтение стихотворения другими детьми, умение рассказывать его по частям. Развивать память, внимание.

Предварительная работа:

ООД Образовательная область «Познавательное развитие» – «Золотая осень».

Рассматривание картин с изображением Золотой осени.

Чтение художественных произведений по теме.

Наблюдения во время прогулки.

Материал для занятия:

Презентация по ознакомлению и разъяснению содержания стихотворения.

Схема для заучивания стихотворения. (Мнемотаблица. Все картинки схемы располагаются по горизонтали друг за другом по порядку).

Картина с пейзажем осеннего леса.

Текст стихотворения ИБунина «Листопад».

Ход занятия:

1 часть. Дети сидят полукругом.

Воспитатель – Мы уже много говорили с вами, ребята, о прекрасном времени года, что царит сейчас в природе, о золотой осени.

Рассказывали, что многие художники изображают на своих картинах золотую осень, многие поэты посвящают ей стихи, потому, что нет другого такого яркого, разноцветного времени года.

-Я хочу прочитать вам ещё одно яркое, красивое стихотворение об осени. Написал его русский поэт Иван Бунин. Называется оно «Листопад».

–Послушайте его –слайд 2.- картина осеннего леса.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

–Беседа по тексту.

-Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? (c расписным теремом)

Лес, точно терем расписной…

-А что такое терем? (дом, высокий дом)

– О каком тереме можно сказать, что он расписной? (об украшенном узорами, разноцветными красками).

-Действительно, посмотрите, какой красивый терем: украшен разными фигурками, резными деталями, разноцветными красками. (слайд 3)

-Можно сказать, что этот терем расписной? (Да)

-Посмотрите, а вот еще один терем расписной, но только сказочный. (слайд 4).

Он тоже украшен разноцветными резными башенками.

-Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом? (потому, что он тоже разноцветный) (слайд 5).

-А какие цвета в осеннем лесу увидел поэт? (слайд 5)

Лиловый, золотой, багряный…

-Лиловый цвет –это красновато-фиолетовый цвет,

Золотой –это (отвечают дети)

Багряный – это темно ярко красный цвет.

(Показать детям на картине эти цвета, повторить название цветов хором.)

-(слайд 6) Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной.

Лес такой густой, нет даже просветов, как будто стена.

-А пестрый цвет-это какой? (разноцветный).

-А еще поэт говорит о «желтой резьбе берез» -(показать березовые листики)

Березы желтою резьбой… (слайд 7)

-Посмотрите, ребята, какие резные края у березовых листочков, похожи на искусную резьбу по дереву.

-Блестят в лазури голубой (слайд 8)

-О какой лазури голубой говорит поэт? (о небе)

Конечно, о голубом небе: лазурь –это светло-синий цвет.

-С чем сравнивает поэт елочки? (с вышками) – слайд 9.

Как вышки елочки темнеют…

– Елочки вырастают очень высокими, порой выше всех других деревьев,

а их зеленая хвоя кажется темной на фоне светлой, пестрой листвы деревьев.

– (слайды 10,11) А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца….

-Почему, как вы думаете, о листве клена говорится, что она сквозная?

– Потому, что она уже не такая густая, как летом,

много листочков уже опали и появились просветы между листьями, как оконца,

через которые видно голубое небо. Повторите все вместе это слово «сквозная».

-(слайд 12) – Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

-Конечно, лес осенью постепенно оголяется, как будто высыхает, и это очень грустно.

-Ребята, а какое настроение возникало у вас, когда вы слушали стихотворение.

(радостное и грустное)

-Как вы думаете, поэт описывал красоту осеннего леса с восхищением, восторгом или с грустью? (с восхищением, он любуется ею).

-Подумайте, строки восхищения красотой природы, нужно читать громко или тихо?

(громко)

-А какое настроение передает поэт в конце стихотворения? (грусть)

Громко или тихо нужно читать эти строки? (тихо).

-Отключить презентацию.

Физминутка.

-Ребята, встаньте со стульчиков, сделайте один шаг вперед, сейчас вы превращаетесь в осенние деревья.

Дружно и стройно деревья стоят

У каждого свой желто-красный наряд

Падают листья, осень пришла

Ветер листочки все кружит с утра.

Ствол наклонился и дерево спит

Листик осенний тихонько шуршит.

-Налетел вдруг осенний ветерок, подул на листочки (подуть на детей, листочки закружились, закружились и тихонечко опустились на стульчики. (дети садятся на стульчики)

2 часть.

На доске картина с пейзажем осеннего леса (чтобы были на ней лиловый, золотой и багряный цвета, под картиной мнемотаблица.

-Ребята, сейчас я прочту стихотворение ещё раз,

а вы постарайтесь его запомнить и затем попробуете рассказать его сами.

-А вот эта схемка – подсказка поможет нам в этом.

Обратите еще внимание на то, с каким настроение и каким голосом я его буду читать.

-Итак, слушайте, я прочитаю стихотворение с помощью подсказки –таблицы.

(читать стихотворение с показом соответствующей схемки.)

-Давайте расскажем это стихотворение ИБунина «Листопад» все вместе.

-А теперь попробуйте рассказать стихотворение по – одному.

(Первым спросить ребенка с хорошей памятью. Затем, еще 2 -3,

если ребенок затрудняется, помочь ему, читая вполголоса.

Последним читает ребенок, хорошо запоминающий или опять прочитать хором.)

В конце занятия:

-Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

-О каком времени года это стихотворении?

-Кто запомнил фамилию автора? (Иван Бунин).

-Как называется это стихотворение?

– Картина и схема для рассказывания этого стихотворения еще какое-то время будут находиться в книжном уголке, и вы самостоятельно сможете поупражняться в рассказывании.

-Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.

Источник: https://volkova-roshds1.edumsko.ru/folders/post/1043221

Ссылка на основную публикацию