Стихи о весне: а. а. фет “ещё майская ночь”

Афанасий Фет – Ещё майская ночь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета

Стихотворение «Еще майская ночь» было написано Фетом практически сразу же после брака с М. Боткиной (1857 г.). С первого взгляда в нем описаны ощущения человека, нашедшего счастье в семейной жизни. В реальности все было намного сложнее. Фет был безумно влюблен в М. Лазич, но не смог на ней жениться из материальных соображений.

Взяв в жены Боткину, обладающую большим наследством, он обеспечил свою жизнь, но уничтожил надежду на счастье в любви. Ранняя трагическая смерть Лазич потрясла Фета и породила в нем ощущение огромной вины перед любимой.

Произведение «Еще майская ночь» — попытка поэта отгородиться от печальных воспоминаний и притвориться счастливым молодым мужем.

Автор выражает свое восхищение свежей майской ночью. Он подчеркивает, что такое чувство можно испытать только в российском «царстве льдов, …вьюг и снега». На родине очень остро ощущается торжество весны над суровой русской зимой. Этот переход символизирует для Фета возможное счастье в семейной жизни (в действительности, финансовое благополучие).

Фет остается верен себе, воспевая красоту окружающей природы: «звезды… кротко в душу смотрят», в тишине громко раздается «песня соловьиная», которая вместе с любовью почему-то распространяет тревогу.

В третьей строфе поэт вводит традиционный образ березы. Под впечатлением от недавней свадьбы поэт сравнивает дерево с «девой новобрачной».

Не испытывая к Боткиной любви, он все же относился к ней с большим уважением и признавал ее безусловное право на семейное счастье.

Фет все-таки надеялся на русскую поговорку «стерпится-слюбится». Боткина любила поэта по-настоящему и была готова стать для него единственной верной и заботливой женой. А финансовая независимость позволяла ему полностью отдаться поэзии и попытаться забыть о прошлой не сложившейся любви.

В финале прорываются настоящие чувства Фета. Становится понятно, что нежная майская ночь помогает ему справиться с утратой М. Лазич и ненадолго поверить в счастье с нелюбимой женой. Вызванная обаянием ночи «невольная песня» вполне может стать последней.

Широко известно, что Фет до конца жизни горько сожалел о своем роковом решении при выборе между любовью и деньгами. С годами в его стихотворениях все чаще появлялось желание скорой смерти.

Поэт верил, что в другом мире он вновь встретится с любимой и сможет искупить свою вину.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Афанасий Фет — Ещё майская ночь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/afanasij-fet-eshhyo-majskaya-noch/

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета

А. Фет создавал насыщенные пейзажи, в которых воспевал родную природу. Кажется, что с природой он делился своими самыми сокровенными переживаниями. Стихотворение, разбор которого представлен в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Еще майская ночь» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ещё майская ночь.

История создания – стихотворение было написано в 1857 г. вскоре после женитьбы на Марии Боткиной, в этом же году его опубликовали в «Русском вестнике».

Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая человека.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: целостный монолог лирического героя, который с восторгом описывает все, что приковывает его внимание в майской ночи и описание его переживаний. Стихотворение состоит из четырех катренов, каждый из которых посвящен определенному элементу пейзажа.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут».

Эпитеты – май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня».

История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной.

Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара.

Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.

Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.

Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.

В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.

Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».

Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.

Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.

В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Оно делится на две части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа.

Жанр произведения – элегия. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках, воспроизводящих психологическое состояние чувствуется разочарование грусть. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя.

Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения.

Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня».Сравнения поэт не использует.

Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/esche-mayskaya-noch.html

«Еще майская ночь…» А. Фет

Не секрет, что тонкий и глубокий лирик Афанасий Фет все свои произведения писал, что называется, с натуры. Его стихи – это трансформированные чувства и образы, которые он пропускал через собственную душу.

Поэтому неудивительно, что в основе практически каждого стихотворения автора лежат реальные события, которые поэт отображает со свойственным ему изяществом, оставляя «за кадром» то, что, по мнению поэта, в данный момент не имеет лично для него особого значения.

У стихотворения «Еще майская ночь» также есть своя предыстория. Оно было написано в 1857 году практически сразу же после того, как Афанасий Фет женился на Марии Боткиной.

К своей молодой супруге поэт испытывал симпатию и глубокую привязанность, хотя и осознавал, что любовью эти чувства можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Брак поэта был заключен по расчету из-за желания обеспечить себе достойную жизнь, к которой он привык с самого детства.

Все дело в том, что Фет был усыновлен довольно состоятельным помещиком Афанасием Шеншиным, но после его смерти был лишен наследства из-за неправильно оформленных бумаг и вынужден быт покинуть родовое имение, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Именно тогда поэта заставили и сменить фамилию – отныне он стал Афанасием Фетом. Таким образом, добившись руки Марии Боткиной, поэт хоть и не возвратил себе дворянский титул, но мог рассчитывать на вполне безбедное существование за счет внушительного приданого.

Майская ночь, которой в своем стихотворении так восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений.

Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежную и полную достатка жизнь, поэтому его умиляет все – и майская ночь, и шелест молодых березовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели.

Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчеркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной березой, которая «застенчиво манит и тешит взор».

Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд ее убор».

Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за нее до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит.

Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!».

О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Еще майская ночь…», в которых автор признается: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть».

Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой.

О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить легкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина. И с этим фактом, как позже выяснилось, поэт так и не смог смириться до самой своей смерти.

Источник: http://pishi-stihi.ru/eshhe-majskaya-noch-fet.html

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

Стихотворение А. Фета “Еще майская ночь” представляет собой любование обычным временем суток – ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным, что каждый ночной образ заставляет читателя разгадывать загадки природных явлений, вызывая умиление и бурю эмоций.

Реалистичность изображения помогает почувствовать переживания лирического героя, трепет его души. Автор не скрывает, насколько долгожданной была эта майская ночь.

Родные просторы гостеприимно раскрывают объятия весеннему месяцу, который будто вырвался из оков зимы (“из царства вьюг”). Холода и тревоги для героя остаются позади. В стихотворении чувствуются умиротворение и полный покой.

Автор с восторгом отзывается о подобном состоянии: “какая нега!”. Связь со звездным небом говорит о радостных изменениях в жизни поэта: “Все звезды в душу смотрят вновь”.

Особое место А. Фет уделяет любви. Это чувство распространяется повсюду, хотя иногда тревожная нота не покидает его. Человек и природа в любом своем проявлении для автора едины: чувства разносятся “за песнью соловьиной”.

Образ русской березы прекрасен, он подталкивает писателя к мысли о любовных взаимоотношениях. Упоминание о березе связано с событием, произошедшим незадолго до написания стихотворения. Свадьба А. Фета состоялась не по любви, а по расчету. Автор сравнивает дерево с невестой, которая теперь “тешит взор”.

Пытаясь свыкнуться с положением, в котором он оказался, поэт испытывает грусть, сожаление о любимой женщине, оставшейся в прошлом. В последней строфе звучит мотив раскаяния. Но оптимизм поэта берет верх, ночь вдохновляет его на откровенные признания через изображение природы. Она будто поддерживает поэта в трудную минуту. Он с благодарностью воспевает ночную пору, ее волшебные явления.

Автор чувствует себя собеседником окружающих предметов благодаря олицетворениям: “звезды смотрят”, “лист манит”, эпитетам, которые подчеркивают его симпатию к пейзажу: “лист полупрозрачный”, “май свеж и чист”.

Отличительный эмоциональный рисунок в произведении, представляющий собой колебания настроений, присматривается за счет некоторых синтаксических конструкций – восклицательных предложений, чередующихся с повествовательными.
С приходом последнего весеннего месяца, когда листва зеленеет, трель соловья звучит громче, душа поэта молодеет. Каждая описанная им деталь оживает, благодаря слову великого поэта.

Читайте также:  Николай михайлович карамзин: жизнь и творчество

Анализ стихотворения Еще майская ночь Фета

Всем известно, что все стихи Афанасия Фета были написаны с помощью раннее пережитых чувств. Ситуацию каждого произведения автор сам пережил в той или иной степени.  

В стихотворении «Еще майская ночь…», также есть особая история. Оно было опубликовано в 1857 году, сразу же когда поэт сыграл свадьбу с Марией Боткиной.

К юной жене, Афанасий Фет испытывал самые нежные чувства и невозможную привязанность, он не мог представить ни минуты своей жизни без нее. Также он понимал, что чувства, которые он испытывал к ней, нельзя было назвать настоящей любовью.

  Брак этот состоялся по причины его желания быть счастливым человеком. Дело в том, что Афанасий Афанасьевич был усыновлен богатым дворянином, но после его смерти, из-за неверно заполненных документов, лишился наследства и был вынужден уехать из имения.

В то время, ему пришлось сменить свою фамилию. Через некоторое время, женившись на Марии, он нашел смысл в жизни, ведь теперь он стал состоятельным молодым человек, за счет средств своей супруги.

Майская ночь – ночь, которая принесла поэту восхищение, это была первая ночь с Марией Боткиной. Он понимал, что не будет счастлив с ней, но это был способ избавиться от мыслей о своей бывшей возлюбленной Марии Лазич.

Чувства, которые сейчас испытывает модой поэт к Марии, объясняются тем, что именно в этот момент он становится благополучным и состоятельным человеком. Затем, поняв свою ошибку, поэт будет расплачиваться на протяжении всей своей жизни, живя с нелюбимой женщиной.

В этом произведении Фет жалеет о том, что лишил себя мужского счастья, выбрав благополучие. Афанасий Афанасьевич никогда не сможет забыть свою любовь – Марию Лазич. Сквозь строчки стихотворения, проскальзывает сожаление об утраченном счастье.

Он понимает, что навсегда потерял ее и теперь его избранницей стала другая женщина.

Вариант №3

Почти все стихотворения Афанасия Фета, созданы на основе образов природы, так как поэт видел ее по своему, и с ней отожествлял все свои самые, сокровенные чувства. Почти все его мысли и идеи, которые он хотел передать читателям, отожествляются картинами природы, и именно за ними кроется самое основное.

  И к одному из таких произведений относиться стих под названием « Еще майская ночь », датированная в 1857 году. В этом тонком лирическом стихотворение, происходит упование лирическим героем, красоты и безмятежности майской ночи.

Необходимо заметить, что за всем этим скрывается, переживания и реальные события из жизни самого поэта.

Однозначно за всеми описанными событиями произведения кроется свое значение, ночная природа успокаивает и восхищает лирического героя. Но на фоне всей безмятежности, кроется тень сомнения и сожаления.

Это заметно в последних строчках « и в воздухе за песней соловьиной, разносится тревога и любовь », что ощутимо веет прохладой и тенью не хорошего предчувствия.

В дальнейшем четверостишие автор сравнивает образ берёзы, которые стоят неподвижно, словно чего то ждут и манят к себе взор лирического героя. Эта картина напоминает автору, внешность невесты, которая так же робко стоит и неподвижно ждет.

За этой композицией, возможно, кроется реальный случай из жизни поэта, за стройной березкой подразумевается воспоминание о какой то женщине, что оставила след в душе поэта. Для автора она похожа на невесту в своем радостном и одновременно печальном наряде.

Дальше по стихотворению наш герой снова возвращается к ночной природе. И это подтверждает сам поэт, повествуя нам о лике  и бестелесной нежности, подаренные ему самой ночью. Все это может намекать только на одно, душа и сознание поэта чем то обременены, скорее всего, тем, что нельзя исправить и только в безмятежности ночи он находит покой.

Подводя итоги нашего анализа, стоит отметить, что данное творение Афанасия Фета, это живой случай, возможно, не счастливой любви, которая отягощает душу поэта. Но только одно способно, утихомирить воспаленные чувства, это исцилительная красота природы. От которой наш автор не в силах оторвать взгляд.

6 класс, 10 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Некрасова Дедушка«Дедушка» Некрасова – одно из лучших стихотворений в творчестве писателя. Оно рассказывает о дружбе внука и деда, относящихся к разным поколениям, молодому и пожилому. Маленький мальчик Саша с нетерпением ждет
  • Анализ стихотворения Гумилева Заблудившийся трамвай 11 классТяжелое время наступило для России. С 1917 года страна погрузилась в ужасы гражданской войны. Началась борьба за власть между различными классами населения. Много кто хотел хоть как-то добраться или ухватить кусочек власти. Многие поэты
  • Анализ стихотворения Блока На лугуВесна – долгожданное время года, которое вызывает разные ассоциации в творчестве писателей русской литературы. В лирике Александра Александровича Блока она символизирует пробуждение всего живого.
  • Анализ стихотворения Некрасова ЗинеСтихотворение “Зине” посвящается жене поэта Некрасова, написанное самим поэтом на закате дней. Будучи человеком эмоциональным, он в предддверии своей кончины пишет строки своей молодой супруге,
  • Анализ стихотворения Пастернака Золотая осень 4 классСтихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя.

Источник: https://analiz-stihov.ru/fet/eshhe-majskaya-noch-6-klass

Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» (Восприятие, истолкование, оценка)

    А. А. Фет – один из самых ярких лириков-пейзажистов в русской литературе 19 века. Природа у Фета олицетворена и существует в согласии с человеческой душой, она неотделима от эмоций. Поэзия А. Фета – сокровищница чувств, ей свойственно не реалистическое восприятие действительности, а полет вдохновенья, инстинктивность.

    Любовь Фета к природе, знание её и конкретизация, тонкие наблюдения за ней в полной мере проявляются в его стихах в 50-е годы.

    Стихотворение «Еще майская ночь» датируется 1857 годом. В тот период стихи А. Фета постоянно печатались в журнале «Современник». Это произведение вызвало восторженный отзыв Л. Толстого, который являлся активным сотрудником журнала.

Оценка великого русского писателя была поистине венцом славы Фета: «И откуда у этого добродушного толстого офицера такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?».

Этот краткий отзыв, несомненно, повлиял на подъем поэтической репутации поэта. 

    Стихотворение «Еще майская ночь» начинается с восклицательного назывного предложения : «Какая ночь!». Заканчивается первая строка многоточием. Затем вновь следуют два восторженных восклицания. Такой синтаксический рисунок придает ощущение эмоционального напряжения, волнения. «Родной полночный край» воспринимается лирическим героем как живой организм, близкий и родной. Отсюда и возглас «Благодарю..», местоимение «твой». 
    В этой строфе отражено единство двух противоречивых начал: зимы и весны: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега // Как свеж и чист твой вылетает май». Холодная зима рождает теплую весну. Природа среднерусской полосы дарит возможность наблюдать стремительную смену времен года, преображение родного края вызывает у читателя чувство восхищения. 

    Первая строфа произведения оставляет ощущение законченности, представляется отдельной лирической миниатюрой. Видимо, поэтому во второй строфе стихотворение будто бы начинается заново. Возникает то же восклицание: «Какая ночь!».

Это земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой Она является крупицей мирового гармонического целого, «все звезды до единой» – это символ космической бесконечности. Звезды «в душу смотрят вновь», душа конкретного человека – неотъемлемая частичка огромной вселенной, а сами звезды наделены человеческими свойствами.

Два полярных чувства переплетаются: звезды дарят тепло и кротость, в то же время в воздухе «разносится тревога и любовь». Первоначально кажется, что «тревога и любовь» – это антитеза, однако после прочтения стихотворения понимаешь, что эти чувства неделимы.

Образ соловья – крылатого вестника весны, хозяина весенний ночи – подтверждает возникновение чувства, именно «за песнью соловьиной» разносится любовь. 

    Третья строфа наполнена олицетворением. Березы наделяются чувствами и переживаниями, созвучными душевным порывам человека.

«Березы ждут» – тревога, развеянная в воздухе, заставляет замереть в ждать… Недаром поэт отделил два нераспространенных предложения «Березы ждут» и «Они дрожат». Синтаксическая завершенность вызывает напряжение высшей степени.

Лишь в следующих предложениях оно несколько спадает: эпитет «полупрозрачный», глаголы «манит и тешит» способствуют снижению накала чувств. Возникший образ «девы новобрачной» созвучен с истинно народным восприятием березы.

В то же время эта метафора отражает чистоту и непорочность первых майских дней, природа любуется своим обновленным нарядом, а инверсия создают некую таинственность и певучесть. Чувство весеннего возрождения вдохновляет и дарит ощущение волшебства.

     В четвертой строфе вновь возникает обращение. Весенняя ночь – вот главное действующее лицо стихотворения. Возглас «о ночь», свойственный высоким стилям, вызывает у читателя восторженность, и даже благоговение, этому же способствует слово «лик».

Ночь обожествляется Фетом! Восклицание «Нет!», отделенное от предложения, вновь повышает тонус в развитии переживания. Дополняется это отрицательным наречием «никогда», частицей «не».

Очень противоречиво сочетание слов «нежней» и «томить»: «томить» означает мучить, изнурять. 

    Весенняя ночь настолько прекрасна, что человеческое сердце не выдерживает мучительно сладкого упоения, счастья, от которого хочется плакать. Она вдохновляет на творчество, «невольные» песни.

Нахлынувшие чувства так сильны, что близки острому ощущению скорой смерти — смерти от счастья : «последней, может быть». Этот неопределенный намек оставляет в душе чувство смятения, но, в то же время, сладостной тоски и какого-то светлого предчувствия.

Вводная конструкция «может быть», которой заканчивается стихотворение, заставляет ощутить смысловое многоточие. 

    Стихотворение написано пятистопным ямбом – очень музыкальным размером, недаром он тяготеет к жанру романса. Композитор А.С. Аренский положил эти строки Фета на музыку, создав великолепное музыкальное произведение.

Музыкальность заключена во всей структуре стихотворения. Его звуковая организация способствует напевности: ассонанс первых строк на «а» и «о», аллитерация последней строфы на «л».

Обилие кратких прилагательных «свеж», «чист», «радостен», «нов» придает легкость, певучесть, плавность и, в тоже время, торжественность. 

    Для Фета природа – объект художественного восхищения, эстетического блаженства. Она – наилучший наставник и мудрый советник человека. Именно природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Фета называли «человек со вздохом», то есть чувствующим потребность в чем-то высшем, небудничным. Вся его поэзия- стремление к идеалу. Стихотворение «Еще майская ночь» – яркий тому пример.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fet-a-a/9365-stikhotvorenie-a-feta-eshche-majskaya-noch-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…»

Сочинения по литературе: Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…» Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша.

Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны.

В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое я очень люблю. Название здесь говорит само за себя.

Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи.

Чем она так хороша? «Нега» – вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается.

Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» (метафора)? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» (эпитеты) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара.

Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: Какая ночь!

Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь. Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается.

Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.

Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу.

Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное.

Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей. Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи: Березы ждут.

Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора.

С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»).

Читайте также:  Природа, растения и животные перу

Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев.

Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку.

Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение! В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие). Почему?

Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт: Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной – и последней, может быть. Вот кульминация и идея стихотворения. Отрицания в последней строфе, а также эпитеты «невольной», «последней» свидетельствуют о том, что лирический герой переполнен чувствами. Его великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как он боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Я думаю, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности.

Ведь муза коварна. Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей? Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.

Источник: http://historylib.net/stixotvorenie-a-a-feta-eshhe-majskaya-noch/

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

Данное стихотворение Афанасия Фета было написано в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году.

В своем стихотворении он показал свою позицию и отношение к искусству – главная функция искусства показывать истинные ценности, напрочь забыть о текущих событиях, писать только о красоте, которая стремится к совершенству. Фет считал, что это поможет выйти на новый уровень – повседневность будет побеждена.

В самом стихотворении заложен особый смысл – множество раз человек может прочитать или перечитать произведение, и каждый раз оно будет вызывать новые чувства и эмоции. Это основывается на том, что в стихотворении представлен образ-чувство, это показывают и выразительные средства, употребляемые автором.

Чтобы правильно понять содержание стихотворения “Еще майская ночь”, читателю нужно несколько раз перечитать его, только после станет видно, что лирический герой приходит в восхищение от ночи в мае и с удовольствием слушает звуки, дышит свежим воздухом.

Последующие прочтения полностью передадут настроение автора – его наполняет тревога, немного радости, волнение. Есть и очень смешанные чувства, например, понимание того, что майская ночь приносит восторг и в тоже самое время – мысли, что все скоро кончится.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Первое четверостишие заканчивается и начинается с восклицания – здесь читатель в первый раз может понять, какой весну видит автор.

Второе предает непосредственно вид окружающей природы, ее звуки, а в третьем представлен образ березы. Четвертое четверостишие является концом стихотворения, в котором лирический герой “говорит” с майской ночью, здесь ночь сравнивается с возлюбленной.

А последняя строчка показывает, что блаженство в конце становится смятением.

Анализ стихотворения Еще майская ночь Фета для 6 класса

Афанасий Афанасиевич Фет – поет, который описывает все возможные красоты природы. Это поет, который стремиться своими произведениями открыть всем людям – чудеса природы, ее красоту во все времена года, причем. Даже в дождь, даже в слякоть или жару, есть свои прелести, от которых невозможно отказаться. Его стихи просты, но чувства в них – очень необычны.

Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть дальше начальные строчки стихотворения, чтобы почувствовать всю красоту и нежность весны, особенно в месяце мае.

Название как бы предопределяет название стихотворения, так как на протяжении всего произведения, главный герой, имя которого не называется даже в конце произведения. Персонаж восхищается от имени автора красотой природы весной.

Главный герой стихотворения восторгается, если быть точнее, ночью. Пора – которая тянет на размышление о жизни и красоте природы, особенно весной. Весна – это пор года, которая пробуждает всех к жизни, несмотря ни на что. Весной хочется жить, радоваться и любить.

Она пробуждает в нс силы – силы к жизни и любви друг друга.

В произведении есть предложение в самом начале повествования о неге природы, которая делает ночь прекрасной – «Какая ночь» На всем какая нега!..» Это уже само одно предложение переедет точный восторг, который выражен по отношению к природе. Нега – это необычайно состояние в природе, которую можно охарактеризовать нежностью, легким ветерком, прекрасной томностью и влагой в воздухе ночью.

Именно слово «Нега» дает точное охарактеризование той ночи, о которой ведется речь в стихотворении «Еще майская ночь…». Главный персонаж воистину – восторженный человек, романтик, которого надо еще сыскать.

Хотя настрой и погода в произведении таковы, что любой закоренелый реалист станет сразу же романтической фигурой на лоне природы.

Он радуется, что живет именно в этом краю, он благодарен за все эти прекрасные эмоции и чувства, которые у него появляются когда он дышит чистым прохладным воздухом майской ночью, когда вокруг – тишина, и спокойствие.

Композиция произведения весьма хорошо слажена. Стихотворение состоит из четырех строф. Строфа – это четверо предложений, которые воедино составляют собой строфу, или куплет. Каждое предложение заканчивается на подходящее слово-рифму.

Именно поэтому стихотворение выходит рифмованным и складным, а потому его легко и приятно читать. Сам жанр произведения определяют как лирический пейзаж. Кроме этого, считают критики, что жанр произведения создан поэтом вместе с элементами романтики, что и делает этот стих – лирическим.

Афанасий Афанасиевич Фет на протяжении всего произведения умело использовал приемы красочного слова и сравнений.

Эпитеты – главное достояние произведения, которые и составляют весь стихотворный текст. Эпитеты, которые очень яркие, частенько употребляются в рифмах и предложениях. Например, одно из таких красивых эпитетов – май свежий и чистый; также, лист полупрозрачный и многие другие.

Кроме этого, в произведении Фета есть и сравнения, которые можно считать более, чем просто удачливо подобранные. Кроме этого, присутствуют также и олицетворения многие, и даже восклицания, который предостаточно во всем произведении. Все эти красивые слова – эпитеты, олицетворения и сравнения, как бы создают настроение стихотворения Афанасия Фета.

Этот умелый и см романтик, поэт, прославился именно благодаря своей красотой слова.

6 класс

Анализ стихотворения Еще майская ночь по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/eshche-majskaya-noch-6-klass

Сочинение «Стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…» и «Весенний дождь» (Восприятие, истолкование, оценка)»

Поэзия Фета заслуженно считается одной из вершин русской лирики. Стихи его наполнены удивительно тонкими образами, и несмотря на то, что темы лирики Фета сводятся к двум: описание красоты природы и любовная лирика, его стихи проникнуты глубоким психологизмом.

И взаимопроникновение двух этих тем создает удивительные, тонкие и красивые стихи. Мир творчества Фета очень узок, в него не допускались грязь и зло жизни. Стихи Фета легки и изящны.

В них утверждается основная мысль всего творчества поэта: жизнь природы и человеческой души — это неразрывное единство, одна не может существовать без другой. Поэзия Фета удивительно музыкальна, многие из его стихов положены на музыку. Фет воспевает любовь и красоту в каждом своем стихотворении.

Описание природы в его стихах удивительно тонко, поэзия Фета передает неуловимые изменения в природе, и в его стихах все живое отражается в движении. В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое может с полным правом считаться одной из вершин его лирики. Название стихотворения раскрывает его содержание.

Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, именно по этой причине во всем тексте произведения множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Стихотворение начинается демонстрацией общей картины этой дивной ночи. Главная характеристика прекрасной майской ночи — это «нега». Ночь нежна, спокойна. Ее теплый воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю. В майскую ночь герой Фета вспоминает о зимнем «царстве». Почему это проис-ходит? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» своей юной, едва распустившейся зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не узнавшего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь.

Во второй строфе стихотворения поэтическое пространство немного сужается. Автор уже вычерчивает более конкретные образы: звезды, соловьиная песня. Слова поэта противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное.

1ерой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, именно поэтому стихи Фета заключают в себе такую точность и одновременно неуловимость образов, удивительную лиричность и красоту в описании природы.

Фет и его лирический герой стремятся постичь красоту и таинственность этой чудесной ночи, и стихотворение обретает все большую точность, приближаясь к пейзажной зарисовке: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью точных и удивительно ярких олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит») Фет передает жизнь природы, которая близка тонко чувствующему человеку, отвечает его душевному состоянию.

В этих строках Фет подчеркивает женственность природы, воспевает ее гармонию и красоту: Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

В этих строках заключена основная идея стихотворения, раскрываются образы, очерченные тонким намеком («тревога и любовь», «радостен и чужд ее убор»). Лирический герой испытывает счастье, восхищение — но при этом и тревогу, и отчаяние. И эта тревога, так непонятная в чудесную и тихую майскую ночь, рас-крывается в последних строках.

Лирический герой Фета боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Мне кажется, Фет страшится и того, что его Муза, его способность чувствовать природу, может покинуть его, исчезнуть, раствориться в этой майской ночи. Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» датируется 1857 годом. Это сти-хотворение — шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, . В песке купаяся, трепещет.

В этих строчках перед читателем предстает обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая.

Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости: А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести: Две капли брызнули в стекло, Отлип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Это стихотворение поражает своей простотой и образностью.

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Лирика Фета — это загадка. Удивительное сочетание простоты и образности поражает читателей и по сей день. Благодаря его стихам мы тоньше воспринимаем мельчайшие изменения природы. И рассмотренные выше стихотворения — лишь очередное доказательство удивительно тонкого мастерства поэта.

Источник: http://litsochinenie.ru/stihotvoreniya-a-a-feta-eshhe-mayskaya-noch-i-vesenniy-dozhd-vospriyatie-istolkovanie-otsenka.html

Анализ стихотворения а.фета “еще майская ночь”

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Читайте также:  Сочинение: описание картины пластова "сенокос"

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.

При издании в сборнике 1863 г. стихотворение было помешено в состав цикла «Весна», состоящего из одиннадцати стихотворений. «Еще майская ночь» — девятый текст в цикле. Состав цикла: I. «Уж верба вся пушистая…»; II.

«Еще весна — как будто неземной…»; III. «На заре ты ее не буди…»; IV. «Еще весны душистой нега»; V. Пчелы; VI. Весенние мысли; VII. Весна на дворе; VIII. Первый ландыш; IX. Еще майская ночь; X. «Опять незримые усилья…»; XI.

Весенний дождь.

В составе цикла стихотворение «Еще майская ночь» выделяется философичностью (другие произведения относятся скорее к пейзажной и / или любовной лирике) и драматическим (а потенциально — трагическим) смыслом концовки: лирическое «я» ощущает не только сродненность, но и разлад с вечно обновляющейся природой, предчувствует вероятную близость смерти. Антитеза вечной природы и смертного «я» встречается также в еще одном стихотворении цикла, «Еще весна, — как будто неземной…» (1847): «Придет пора — и скоро, может быть, — / Опять земля взалкает обновиться, / Но это сердце перестанет биться / И ничего не будет уж любить».

В плане неосуществленного нового издания, составленном Фетом в 1892 г., оно также включено в раздел «Весна», содержащий двадцать три стихотворения.

Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ. Первая строфа, открывающаяся восклицанием «Какая ночь!», содержит обращение — благодарение весенней ночи (первые две строки) и обобщенную картину возрождающейся весенней природы.

Начало второй строфы — повтор того же восклицания, которым открывалась первая, однако смысл второго четверостишия иной. Появляются конкретные черты пейзажа, хотя и поданные в метафорическом ключе (звезды), и весенние звуки — «песнь соловьиная».

Весна предстает сначала в зрительном восприятии, при этом взгляд воображаемого созерцателя устремлен вверх, к звездному небосводу (первые две строки второго четверостишия). В третьей строке строфы зрительное восприятие сменяется слуховым, акустическим: слышна «песнь соловьиная».

Четвертый стих — своеобразный промежуточный итог в тексте стихотворения: весна — пора тревоги и любви.

Смысл слова тревога пока что не вполне ясен, но очевидно, что прежде всего это тревога томления, любовного чувства; не случайно лексемы тревога и любовь поставлены в один ряд, объединены соединительным союзом и.

Но стихотворение этим не заканчивается. В третьей строфе акустическое восприятие вновь сменяется зрительным: дается описание весенних берез.

Однако начинается это описание с метафоры «Березы ждут», причем как бы оборванной, «недоговоренной» (нет дополнения — ждут чего? кого?).

Благодаря этому высказывание приобретает многозначный смысл (ждут весны, обновления, любви, которая царит и в мире природы).

Вторая половина строки, открывающей третье четверостишие, содержит предметные детали, относящиеся к березам («лист полупрозрачный»); зрительный образ присутствует и в третьей строке: «Они дрожат».

Это не только одушевляющая метафора, но и изображение легкой дрожи листьев на ветру.

Концовка строфы — сравнение деревьев с «девой новобрачной» — переводит картину весенней природы вновь в метафорический план.

Четвертая строфа — своеобразное «эхо» первой. Она также открывается восклицательным предложением и обращением к весенней ночи.

Второе предложение, занимающее две последние строки произведения, — также обращение к ночи, хотя и не оформленное как восклицание. Но теперь взгляд лирического «я» устремлен не на мир вовне, а внутрь своей души.

В предпоследней строке содержится повтор слова песнь / песня, однако это уже не весенняя «песнь соловьиная», а «песнь» лирического «я», музыка души, стихи.

«Песнь» лирического «я» «невольная», ибо она, как и «песнь соловьиная», неудержимо стихийна.

Концовка резко ломает эмоциональный тон текста: весеннее обновление природы контрастирует с состоянием созерцателя, ожидающего вскоре возможную смерть. Прежде мир «я» и мир весенней ночи пребывали в счастливой гармонии, теперь она нарушена. И «томление» «я» может быть понято как неисполнимое стремление к растворению в мире природы.

Упомянутая в конце второй строфы «тревога» теперь может быть прочитана не только как счастливая (томление любви, сладкое томление, вызванное обновлением природы), но и как тревога, беспокойство в ожидании возможной смерти «я». И эта тревога контрастирует с радостной «дрожью» весенних берез.

Природа, красота и любовь составляют для автора стихотворения нераздельное единство. (Показательно сравнение берез с «девой новобрачной».

) Ночная весенняя природа — это не только зримый мир, в весенней ночи приоткрывается, очевидно, сущность бытия: не случайно лирическое «я» «томит» ночь в ее «бестелесности», причем для того чтобы передать это стремление, Фет прибегает к окказиональной (не существующей в языке) грамматически неправильной форме бестелесней (сравнительная степень образуется вопреки правилам не от качественного прилагательного, а от относительного бестелесный, не имеющего степеней сравнения).

От ликования природы и ликования «я» к констатации близкого уничтожения созерцающего ее красоту — таков мотивный «рисунок» стихотворения.

Стихотворение построено на противоречивом сочетании условных, метафорических образов («царство льдов», «царство вьюг и снега»), в том числе примеров олицетворения мая и ночи наподобие живого существа («вылетает май», «лик» ночи) с образами предметными, но наделенными («лист полупрозрачный») или объединяющими предметность и метафорическое одушевление («звезды / Тепло и кротко в душу смотрят», «Березы ждут», «Они дрожат»).

Образ звезд, возможно, соотнесен с лермонтовским «И звезда с звездою говорит» [Лермонтов 1989, т. 1, с. 85]. Однако в стихотворении М. Ю. Лермонтова разговор, «союз» звезд противопоставлен одинокому, затерянному в бытии лирическому герою, в то время как у Фета звезды обращены к «я», «смотрят» ему в «душу».

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередующимися женскими и мужскими окончаниями стихов. «В лирике 5-стопный ямб выступает соперником 6-стопного в его последней области — в элегической и смежной с ней тематике» [Гаспаров 1984, с. 167].

Фетовское стихотворение — уже не элегия в ее «чистом» виде; разрушение жанра элегии произошло еще в 1820—1830-е годы. От элегии сохраняется (в редуцированном, ослабленном виде) мотив размышлений о жизни, философичность. Приуроченность раздумий лирического героя к ночному времени суток также характерна для многих произведений этого жанра.

О признаках элегии напоминают скрытая антитеза «прошлое — настоящее», мотив отчуждения от жизни, переоценка прожитого.

Метрическая схема пятистопного ямба: 01/01/01/01/01 (в нечетных строках стихотворения Фета за последней — пятой — стопой следует наращение в виде безударного слога).

В фетовском произведении последовательно используется внутристиховая пауза — цезура, занимающая позицию после второй стопы и делящая строки на полустишия.

Благодаря цезуре интонационно выделены не только обращения «Какая ночь!», «На всем какая нега!», «Благодарю» (их выделение диктуется прежде всего синтаксисом, а не стихом), но и характеристика холодной зимы («Из царства льдов», «из царства вьюг и снега»), отрадных примет мая («Как свеж и чист»), звезд («Тепло и кротко»), весеннего воздуха («И в воздухе»); внимание акцентируется на свойствах соловьиной песни («разносится»), на весенних чувствах («тревога и любовь»), на березах («Березы ждут», «Они стоят»).

Только в последней строке цезура сдвинута на один слог вперед: «Невольной // — и последней, может быть» вместо «Невольной — и // последней, может быть» (знак «//» обозначает местоположение цезуры).

Пауза перед «и последней» создает эффект трудного выговаривания мысли о смерти, но инерция текста, в котором прежде цезуры везде находились после четвертого, а не после третьего слога, побуждает (вопреки синтаксису и пунктуационному знаку — тире) сделать паузу после союза и, перед словом последней. В этом случае лексема последней оказывается интонационно особенно выделена, окрашена.

Ритмика стихотворения отличается пропусками ударений на метрически сильных позициях первых стоп («Благо/дарю», «Они / дрожат», «Нет, ни/когда»), вторых стоп («И в во/здухе», «Засте/нчиво»), третьих стоп («твой вы/лета/ет»), четвертых стоп («зве/зды до», «пе/снью со/ловьи/ной», «полу/прозра/чный» «де/ве новобра/чной», «и бе/сте-ле/сней»), («/» — знак границы стоп, определяемых в соответствии с границами фонетических слогов; подчеркиванием выделены безударные гласные, на которые должно приходиться ударение согласно метрической схеме.) Эти ритмические особенности в отдельных случаях, несомненно, значимы: выделены и благодарение, и отрицание «Нет, никогда», отчетливо заметными оказываются эпитеты, произносимые благодаря пропуску схемных ударений с некоторым «ускорением»: соловьиной, полупрозрачный, новобрачной, бестелесней).

Одна из отличительных черт синтаксиса — это варьирование длины предложений, которые могут или укладываться в пределы полустишия (два предложения в первой строке: «Какая ночь! На всем какая нега!»), или занимать строку («Благодарю, родной полночный край!»), или полторы («Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор») или, наконец, две («Из царства льдов, из царства вьюг и снега / Как свеж и чист твой вылетает май!», «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится тревога и любовь», «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной — и последней, может быть»). Стихотворение открывается короткими восклицаниями (автор словно не находит слов для восторга и благодарения ночи), которые сменяются попыткой выговорить чувство благодарности, и развернутыми повествовательными конструкциями. Финальные пространные обращения-размышления противопоставлены коротким восторженным восклицаниям, открывающим первую строфу. Синтаксически последняя строфа противопоставлена не только первой, но и второй и третьей. Три первые строфы открываются короткими предложениями, занимающими по полустишию: «Какая ночь!» (дважды) и «Березы ждут».

В третьей строфе есть еще одно короткое предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого: «Они дрожат», синтаксически тождественное предложению «Березы ждут». При помощи такого синтаксического повтора внимание привлекается к образу берез как к центральному в стихотворении.

Для синтаксиса стихотворения также характерны повторы слов и / или грамматических конструкций: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега», «с невольной песней, / Невольной». Повтор усиливает и значимость характеристики зимы (‘холодная’, ‘по-царски властная’). И спонтанность, непроизвольность «невольной» «песни» поэта.

Обращают на себя внимание также примеры постановки сказуемого перед подлежащим: «вылетает май», «Разносится тревога и любовь» (для русского языка более привычен противоположный порядок). Посредством этого приема подчеркивается динамика, движение.

Еще более выразительны случаи постановки определения после определяемого слова, а не перед ним: «за песнью соловьиной», «лист полупрозрачный», «деве новобрачной».

Помещение определения после определяемого слова — черта, характерная для церковнославянского языка и унаследованная в высоком стиле русской поэзии XVIII века. Прибегая к такому синтаксическому приему, Фет придает своему стихотворению торжественное, почти одическое звучание.

Кроме того, эти определения — эпитеты благодаря нарушению привычного порядка слов приобретали дополнительное воздействие, усиленное их концевой позицией в строках и участию в создании рифм.

и др.).

Т, р и л выполняют отчасти и звукоподражательную функцию, словно имитируя трель соловья и фактически становясь ее свернутым обозначением (анаграммой) в строке «Разносится тревога, и любовь».

Из гласных выделен в первой строфе открытый звук а: он встречается семь раз и звучит в сильной (ударной) позиции. Во всех других строфах частотность а намного ниже.

Звук а словно ассоциируется с «открывающейся», выходящей на волю весной и маем (а май — одно из ключевых слов стихотворения, завершающее первое четверостишие).

В последующих строфах звук а, по-видимому, частично теряет прежнее значение, но остается выделенным в ударных позициях (особенно в акцентированных определениях полупрозрачный, новобрачной, также значим он и в повторенном какая.

Вот схема звукового строя стихотворения:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/fet/analiz_stikhotvorenija_a_feta_quot_eshhe_majskaja_noch_quot/39-1-0-1987

Ссылка на основную публикацию