Сочинение: образы помещиков в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Сочинение на тему Образы помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь читать бесплатно

­Образы помещиков

В своем произведении «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею.

Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, либо преуспевающие помещики, либо влиятельные чиновники, так как у Чичикова был план по заработку большого состояния.

Пять семей он описал наиболее красочно, поэтому именно по их характеристике мы можем судить о людях, с которыми герой имел дело.

Это, в первую очередь, добродушный и «сладкий как сахар» помещик Манилов. Все в нем кажется идеальным, начиная с манеры преподносить себя, и заканчивая слащавым тоном. На самом деле, за этой маской прячется скучный и ленивый человек, которого мало интересует его хозяйство. Вот уже два года он читает одну и ту же книгу, на одной и той же странице.

Слуги пьют, ключница ворует, на кухне готовят безалаберно. Сам он не знает, кто у него работает и как долго. На фоне этого упадка довольно странно смотрится беседка под названием: «Храм уединенного размышления».

Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно.

Побывав в Маниловке, главный герой отправляется к Настасье Петровне Коробочке. Это пожилая вдова, проживающая в маленькой деревне и исправно ведущая свое хозяйство. У Коробочки много достоинств. Она умела и организована, хозяйство у нее хоть и небогатое, но процветает, крестьяне воспитаны и нацелены на результат.

По натуре хозяйка бережлива и запаслива, но при этом скупа, глупа и бестолкова. Продавая Чичикову «мертвых душ», она все время беспокоится, чтоб не продешевить. Крестьян своих Настасья Петровна знает всех поименно, отчего и не ведет список. Всего у нее умерло восемнадцать крестьян.

Их она и продала гостю словно сало, мед или крупу.

Сразу после Коробочки герой посетил бесшабашного Ноздрёва. Это молодой вдовец лет тридцати-пяти, который любил веселые и шумные компании. Внешне он неплохо сложен, пышет здоровьем и выглядит моложе своих лет.

Хозяйство ведет плохо, так как ни дня дома не бывает, детьми мало интересуется, крестьянами еще меньше. Единственное, что у него всегда в отличном состоянии — это псарня, так как он заядлый охотник.

По сути, это был «исторический» человек, так как ни одно собрание без его вмешательства не обходилось. Он любил приврать, использовать бранные словечки и отрывисто говорил, не доводя ни одну тему до конца.

Поначалу Чичиков думал, что у него легко можно будет выторговать «души» крестьян, но тут он ошибся. Ноздрев — единственный помещик, который оставил его ни с чем и вдобавок чуть не поколотил.

От Ноздрева гоголевский делец отправился к Собакевичу — человеку своей неуклюжестью и массивностью напоминающего медведя. Деревня, в которой он жил, была громадной, а дом несуразным. Но при этом Собакевич хороший хозяйственник. Все дома и избы у него построены из добротной древесины.

Отлично зная своих крестьян и будучи сообразительным купцом, он сразу догадывается, зачем приехал Чичиков и с выгодой для себя совершает сделку. Была у Собакевича и обратная сторона. В качестве крепостника он был довольно груб, неотесан и жесток.

Этот персонаж неспособен к выражению душевных переживаний и никогда не упустит своей выгоды.

Самым странным Чичикову показался помещик Плюшкин, по внешнему виду которого трудно было определить, к какому сословию он относится. Он выглядел как старая, ворчливая ключница с бегающими глазками и колпаком на голове. Мужики меж собой называли хозяина «Заплатанной». На самом деле, Плюшкин был очень богат.

На него работали тысячи крестьян, его дом некогда процветал, а после смерти жены пришел в запустение. Он всегда был бережливым помещиком, но со временем превратился в настоящего скрягу, который копил весь ненужный хлам, ходил в обносках и питался одними сухарями.

Предложению Чичикова он искренне обрадовался, как возможности заработать лишнюю копейку.

Так колоритно писатель описал пять образов помещиков, обнажая пять ступеней деградации человека и очерствения души. От Манилова до Плюшкина мы наблюдаем картину постепенного угасания человеческого в человеке. Как в образе Чичикова, скупающего «мертвые души», так и в описании помещиков автор, скорее всего, выражал тревогу и переживания за будущее страны и человечества в целом.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/obrazy_pomeschikov_mertvye

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России.

Даже жанр произведения автор обозначает необычно — поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни.

Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России.

Уже с первой главы автор знакомит нас с не очень высоким и не очень низким, с не совсем толстым и вовсе не тонким господином, внешность которого не столь красива, но и не уродлива. Он въезжает в ворота губернского города N, и до конца произведения читатель не узнает, откуда этот господин взялся и зачем ему нужны мертвые души.

Гоголь рассматривает путешествие Чичикова по помещичьим усадьбам как путешествие по российскому аду. Манилов — это первый помещик, которого посетил наш герой. Все помещики у Гоголя как будто отражаются в окружающих вещах, усадьбах. Это человек, лишенный отрицательных качеств, но в нем также нет ничего положительного.

Гоголь рассказывает читателю, что в первую минуту общения с Маниловым складывается впечатление, что он очень любезный человек, во вторую минуту — стоит присмотреться к нему получше, а на третьей минуте разговора совсем не понимаешь, что этот помещик из себя представляет.

На самом деле, Манилов в своей жизни не совершил ничего предрассудительного просто потому, что он вообще ничего не совершал. Его характер очень сентиментален, он живет только мечтами и проектами. Со своей женой Манилов сохранил самые нежные отношения.

Он живет утопической мечтой и даже Чичиковупредлагает построить такой дом, с балкона которого можно рассмотреть Москву и Петербург, пить чай в дружеской обстановке и беседовать о высоких материях. Все в доме Манилова выкрашено в голубую и серую краску, что соответствует его характеру.

Далее путь Чичикова направлен к помещице Коробочке, Анастасии Петровне, которая полностью растворилась в быту жизни. Ее мышление настолько конкретно, что она даже не может представить себе продажу мертвых душ. Если жизнь Манилова вне времени, то уКробочки время замедлено.

На это указывает такая деталь как змеиное шипение часов. Анастасия Петровна — хорошая хозяйка, ее двор полон живности, а крестьяне живут достаточно зажиточно. Она не может сразу разобраться, выгодно ей или не выгодно продавать мертвые души. Она боится продешевить.

Она размышляет над тем, что может быть ей кто-то больше за них даст.

По широте своей души Ноздрев оказался самым русским помещиком. У него нет ни прошлого, ни будущего. Он живет только настоящими мгновениями. Он всегда готов заняться чем угодно, однако ни одно начатое им дело никогда не было доведено до конца. Это объясняется тем, что все его начинания изначально были лишены какой-либо определенной цели.

Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага, освобождая помещика от забот. В его жизни все превращается в праздник. Пьяный разгул, карточная игра и псовая охота — вот любимые и естественные занятия Ноздрева. Он обманывает всех, кто встречается на его пути. У него нет никаких моральных принципов, а его появление всегда предвещает скандал.

Автор иронически называет героя «историческим человеком».

Собакевич — это патриот русского желудка. В душе этого помещика все тяжело и основательно. В общении с людьми он полностью противоположен Манилову. Если Манилов отзывается обо всех чиновниках города N как о прекрасных людях, то Собакевичутверждает, что они все мошенники, а прокурора называет порядочной свиньей.

Читайте также:  Природа, растения и животные сша

Хоть он и говорит обо всех негативно, в нем есть одно положительное качества — он любит вкусно поесть. Мышление и рационализм переполняют его. Если Манилов готов отдать Чичикову души бесплатно, то Собакевич предлагает по 100 рублей за штуку. В отличие от Манилова и Плюшкина Собакевич — крепкий хозяин.

Все, начиная с мебели и заканчивая домом, похоже на самого хозяина: крепкое, устойчивое на века. Он неуклюж и груб, но всегда знает цену копейке. Он не разоряет своих крестьян, ему это не выгодно. Хотя он и является мошенником в душе, но в обществе о нем отзываются как о добропорядочном человеке. О городском начальстве говорит скверно.

Девизом его жизни является то, что все в мире покупается и продается, именно поэтому он сразу смекнул, что нужно Чичикову.

Последний помещик, которого посетил Чичиков, особенно удивил героя. Он будто бы оказался в самом низу жизни. Путешественник до последнего не мог понять, кто его встречает, мужик или баба, ключница или дворник.

Однако, несмотря на скверную жизнь Плюшкина у него было счастливое прошлое, но, к сожалению, уже никогда не будет хорошего будущего. Об этом свидетельствуют остановившиеся часы в его комнате, которые уже давно заросли паутиной. «Заплатанный» — так называют его крестьяне. Духовные уничтожения довели Плюшкина до состояния нищего.

Его деревня запущена, смертность крестьян очень высокая, многие сбежали и так далее. Все его богатство покрылось плесенью и трухой. Дом рисуется темными красками, в нем нет жизни, она остановилась. Только запущенный дикий сад напоминает окружающим о существовании Плюшкина.

Это единственный помещик, который имеет хоть какую-то историю. Он замыкает всех виновных, он виновнее всех, так как ему были предоставлены все прелести жизни, а он все утратил.

Используя различные образы помещиков, Гоголь сумел отчетливо создать атмосферу пошлости и ничтожества, гиперболизируя человеческие пороки. Он показывает, что пошлость может принимать разные формы.

Однако сверхзадачей писателя была мысль о возможности духовного перерождения самых пустых, огрубевших и одичавших душ.

Он хотел оградить людей от всего ничтожного для того, чтобы те устремили свои души к истинному.

Характеристика помещиков в «Мертвых душах» в таблице ЗДЕСЬ

Источник: http://resoch.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-myortvye-dushi-sochinenie/

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враж­дебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подска­зан ему А. С. Пушкиным.

В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже.

Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, на­ши мужики…»

Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневни­ке Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в опре­деленной последовательности — от лучшего к худше­му, вернее, от плохого к худшему.

На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его ли­ца не сходит умильная улыбочка, а речь полна преуве­личений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная».

Но за этой слаща­вой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа.

«У всякого есть свой за­дор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный люби­тель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть од­ним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать». У Манилова же нет ничего.

«От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли. Я считаю, что и сама фами­лия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она гово­рит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, лю­бой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»

Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благо­получии крестьян Манилов не проявляет. Все управ­ление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход. Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.

Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам по­знакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые ме­шочки, размещенные по ящикам комодов».

В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей». Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, по­жалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равноду­шие.

Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое нео­пытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — от­вечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления.

Все доводы потерявше­го терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость».

О чем хотел сказать Гоголь, на­деляя свою героиню фамилией Коробочка? У помещи­цы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и ко­мод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.

Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимуществен­но скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки.

Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и аван­тюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Лю­битель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти сте­ны, скорее всего, никогда и не Видели. Впрочем, как и сам хозяин.

О неподдельной подлости Ноздрева сви­детельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».

Что может означать фамилия этого персонажа? Не заключается ли в ней намек на стремление Ноздрева уловить, а точнее «унюхать» возможность совершить очередное жульничество или раздуть скандал?

Пятая глава поэмы рассказывает о Собакевиче. В его усадьбе все, начиная от господского дома и за­канчивая мебелью, добротно и прочно, но при этом уродливо.

Пожалуй, такова и внешность помещика, над лицом которого природа «недолго мудрила… хвати­ла топором раз — вышел нос, хватила в другой — вы­шли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не об­скобливши, пустила на свет».

Собакевича отличают медвежья неуклюжесть и звериный аппетит, а его ин­тересы крутятся только возле того, что способно при­нести материальную выгоду.

Собакевич ни за что не станет предаваться пустым мечтам, как это делает Манилов, равно как и считать окружающих людьми «приятными во всех отношени­ях». Это «кулак», готовый на все ради наживы, к тому же большой человеконенавистник. Всех без исключения чиновников города он награждает эпитетами «ду­рак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «свинья».

И, наконец, последняя ступенька лестницы — Плюшкин, «прореха на человечестве». В халате, рука­ва и полы которого «засалились и залоснились», с не­понятной подвязкой на шее — он скорее похож на ни­щего, чем на помещика.

Богатый человек — владелец тысячи с лишним душ крестьян, в целях экономии проявляет абсурдную, преступную скупость. Бессмыс­ленное накопительство повредило его разум.

Он морит голодом крестьян, сам питается в людской, в то время как «мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним мате­риям страшно было притронуться: они обращались в пыль».

Для характеристики этого персонажа доста­точно сказать о куче хлама посреди его комнаты — он ведь и сам, как хлам, как тлен и прах, лишен челове­ческих качеств. Плюшкин отказал в помощи сыну, вы­гнал дочь, безразличен к внукам. Ему нравится лишь пополнять свою «коллекцию» хлама. Чем? «Старыми подошвами, бабьими тряпками, железными гвоздями, глиняными черепками». Вдруг пригодится!

Это уже не человек, это сухарь, точнее сухая плюш­ка, которая так «сверху поиспортилась», что даже «скоб­ление ножом» не вернет ей свежести и аромата.

Образы помещиков, созданные Гоголем, ярки, прав­дивы и типичны. Благодаря таланту писателя они легко узнаваемы нами и в современном мире.

Кто оспорит тот факт, что вокруг то и дело встречаются хитрые, расчет­ливые Собакевичи и сладкоголосые, манерные Манило­вы, глупо кудахтающие Коробочки и полные разруши­тельной силы Ноздревы? Говорят, и Плюшкины не так редки, но мне пока не довелось с ними встречаться.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему образы помещиков в поэме мертвые души
  • образы помещиков в поэме мертвые души
  • образы помещиков в поэме мертвые души сочинение
  • сочинение на тему образы помещиков в поэме гоголя мертвые души
  • сочинение на тему образ помещиков в поэме мертвые души

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

Сочинение мертвые души образы помещиков

Произведение “Мертвые души”, носит автобиографическое начало, и большое значение здесь сыграли детские воспоминания Гоголя. Описание сада, окружавшего дом Манилова, пейзажи Васильевки, близкие для писателя. Основной сюжет поэмы, это приезд в некий город П. И. Чичикова.

Чичиков представлен нам как герой достаточно воспитанный, с изысканным вкусом. Автор нам не сразу раскрывает цели приезда Чичикова в уездный город. Главный герой начинает с того, что наносит визит всем помещикам городка.

Гоголь в описании хозяев поместий, их жизни, увлечений, каких-то внутренних убеждений показывает нам их бездуховность, мелочность и пустоту души.

К примеру помещик Манилов, человек который считает себя воспитанным, благородным и образованным человеком, но заглянув в его жизнь, в его дом нам становится понятно что он на самом деле представляет из себя.

Везде беспорядок, пыль и пепел, мы видим открытую книгу на четырнадцатой странице, судя по пыле на ней, оставленную уже года как два назад. Тем не менее Манилов мечтает о саморазвитии, самосовершенствовании, но это лишь пустые слова, его слова расходятся с его действиями.

По мере посещения помещиков, Гоголь усиливает ощущение омертвления душ. Далее идет Собакевич, человек безумно жаждущий богатства, ради которого он готов идти на многое. Поэтому покупка мертвых душ его нисколько не удивляет, а лишь интересуетцена данной сделки.

Далее Чичиков посещает Ноздрева – непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Ноздрев человек, который находится в нравственном падении. Говорит об этом, беспорядок, запущенное состояние его хозяйства.

В отличном состоянии находится лишь псарня, все доходы он пропивает. Еще одна представительница помещиков Коробочка, у нее в хорошем состоянии деревня, полон двор всякой птицы, имеются огороды с овощами. Эта женщина имеет так же страсть к наживе, но в отличие от предыдущих помещиков, все новое пугает ее.

Последний герой которого Чичиков посещает – Плюшкин. Герой, который потерял человеческие качества и находится в полном моральном упадке. Глава о Плюшкине считается самом сложной, так как в ней Гоголь разоблачает ужасы крепостного права.

Когда-то Плюшкин был трудолюбивым хозяином, но все изменилось когда развалилась семья и он остался единственным хранителем и полновластным владельцем своего имущества.

Став одиноким, его подозрительность и скупость усилилось, он опускался все ниже и ниже и превратился в ужасного скупца, всех людей переморил голодом. Автор показал нам деградирующее сословие общества, обнаруживает блестящее художественное мастерство, находит приемы разоблачения антигероев. Поэма Гоголя “Мертвые души”- это смех сквозь слезы, мы смеемся сами над собой.

Читайте также:  Электростанции будущего: фотоэлектрический коллектор rawlemon

(1

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-mertvye-dushi-obrazy-pomeshhikov/

Образы помещиков в поэме н. в. гоголя «мертвые души» (вариант 3):

Работу над поэмой Гоголь начал в 1835 году. «Мертвые души» были порождены социальными явлениями и конфликтами, которыми характеризовалась русская жизнь 30-х — начала 40-х годов XIX века.

В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени.

Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.

После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «»Мертвые души» произвели мно-

го шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Сюжет поэмы прост: делец-предприниматель, ловкач и аферист Чичиков приезжает в город, чтобы совершить там сделку — купить «мертвые души» у местных помещиков. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Гоголь несколькими штрихами рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».

О прошлом Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в отставке, Манилов — бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь… пожаловал бы их генералами», мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…

Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. «В общении он слащав и обходителен». Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день», «именины сердца», «сердечное влечение», но в целом лишена содержания.

«Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем', пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение… одной книги на протяжении двух лет.

Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов растерялся, услышав просьбу продать «мертвые души», и не нашел ничего лучшего, как просто их подарить.

Следующий потенциальный продавец «мертвых душ» — Коробочка. Чичиков окрестил ее «дубинноголовой». В этом едком определении заключена вся сущность помещицы. Глупость, полное отсутствие мысли, скопидомство — основные черты характера Коробочки.

Характер помещицы наиболее полно раскрыт в сцене купли-продажи душ. Помещица совершенно не понимает сути этой сделки, но боится продешевить и оказаться обманутой при продаже «странного, совсем небыва-

403

лого товара» («ведь я мертвых никогда еще не продавала»), пытается «примениться» к рыночным ценам — все это придает сатирическую окраску образу Коробочки, которая совершенно не видит разницы между мертвыми и живыми душами. Образ Коробочки — образ собирательный. В крепостной России того времени имения часто управлялись женщинами-помещицами.

Совсем другой по характеру помещик Но-здрев. Это человек, которого привлекает буйный разгул, веселье, карточная игра. Основные черты его характера — мотовство, бахвальство, вранье; любимое занятие — псарня.

В отношениях с другими он держится нагло, вызывающе, имеет «страстишку нагадить ближнему». Сам авантюрист по натуре, он по достоинству оценивает затею Чичикова: «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это тебе сказать по дружбе.

Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве».

Собакевич — типичный помещик-кулак. У Собакевича все хозяйство в порядке, отличается добротностью и мебель в доме, а сам хозяин показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Делец по натуре, Собакевич из тех, кто никогда не упустит своего.

Когда Чичиков предложил купить «мертвые души», Собакевич смекнул, что «покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду», что здесь возможно выгодное дельце, и заломил по сто рублей за штуку.

На отказ Чичикова платить намекнул на возможность доноса на «не всегда позволительные» покупки такого рода.

Последним, к кому Чичиков обратился с предложением продать ему «Мертвые души», был Плюшкин. Гоголь настолько ярко нарисовал образ этого помещика, что его имя стало нарицательным. В далеком прошлом Плюшкин был рачительным хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам.

Его поместье было в свое время образцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Постепенно «мудрая скупость» превратилась в скаредность. Страсть обогащения, жадность привели к деградации личности. Плюшкин перестал быть человеком, превратился в «прореху на человечестве».

Его абсолютно ничего

не интересует: ни крестьяне, которые умирают от голода, ни собственная жизнь, ни жизнь его детей. Внешний вид соответствует характеру героя. Увидев Плюшкина, Чичиков подумал, что, если бы встретил его у церковных дверей, «дал бы ему медный грош». Между тем в амбарах у него хранились огромные запасы. Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе и громоздить запасы:

Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни действительной». Эту действительную жизнь с ее пороками и показал Гоголь в своей поэме.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/obrazy_pomeshhikov_v_poehme_n_v_gogolja_mertvye_dushi_variant_3/25-1-0-2448

Анализ образа помещиков в поэме «Мертвые души»

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

Произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» по праву заслужило признание во всей мировой литературе. В нем автор ярко представляет нам целую галерею психологических портретов. Гоголь раскрывает характеры людей, рисуя их слова и поступки.

Писатель обнажает человеческую сущность своих героев на примере помещиков уездного города N. Именно в него приезжает главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков для реализации своего замысла – скупки мертвых ревизских душ.

Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности. Неслучайно первым на его пути оказывается помещик Манилов. В Манилове нет ничего особенного, он, что называется, «ни рыба, ни мясо». В нем все бесплодно, расплывчато, даже в чертах его лица нет конкретности.

Первое впечатление приятности, которое произвел на Чичикова Манилов, оказывается обманчивым: «В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.

В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Вещи, интерьер, жилище Манилова, описание усадьбы характеризуют своего хозяина. На словах этот помещик любит свою семью, крестьян, а на деле совершенно о них не заботится.

На фоне общей неустроенности поместья Манилов предается сладким грезам в «храме уединенного размышления». Его приятность — не что иное, как маска, которая прикрывает душевную пустоту.

Праздная мечтательность при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным непоколебителям», ничего не дающим обществу.

Следующей на пути Чичикова попадается коллежская секретарша Настасья Петровна Коробочка. Она полностью погрязла в мелких жизненных интересах и накопительстве. Равнодушие Коробочки в сочетании с глупостью выглядит смешно и нелепо. Даже в продаже мертвых душ она боится быть обманутой, продешевить: «…я лучше маненько повременю, авось наедут купцы, да применюсь к ценам».

Все в доме у этой помещицы, как коробочка. Да и само имя героини – Коробочка — передает ее сущность: ограниченность и узость интересов. Одним словом, это героиня — «дубинноголовая», как назвал ее сам Чичиков.

В поисках помещика Собакевича Чичиков попадает в дом к Ноздреву. Ноздрев — полная противоположность скупой Коробочке. Это бесшабашная натура, игрок, кутила.

Он наделен удивительной способность врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало и спускать все.

Вся его деятельность не имеет никакой цели, вся его жизнь – сплошные кутежи: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

На первый взгляд, Ноздрев может показаться живым, деятельным человеком, а на самом деле он оказывается пустым. Но есть одна черта и у него, и у Коробочки, которая объединяет этих разных по своей натуре людей. Как бессмысленно и бесполезно копит старуха свое богатство, так же бессмысленно и бесполезно проматывает свое состояние Ноздрев.

Далее Чичиков попадает к Собакевичу. В противовес Ноздреву, который со всеми на дружеской ноге, Собакевич представляется Чичикову похожим «на средней величины медведя» с характерной особенностью – ругать всех и вся.

Собакевич — крепкий хозяин, «кулак», подозрительный и мрачный, идущий напролом. Он никому не доверяет.

Об этом ярко свидетельствует тот эпизод, в котором Чичиков и Собакевич передают друг другу в руки деньги и списки мертвых душ.

Все, что окружало Собакевича, «было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома… Каждый стул, каждый предмет, казалось говорил: «И я тоже Собакевич!» Мне кажется, по своей сути Собакевич — мелочный, ничтожный, неуклюжий человек с внутренним желанием наступать всем на пятки.

И последним на пути Чичикова встречается помещик Плюшкин, скупость которого доведена до крайности, до последней черты деградации человека. Он «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Встретив Плюшкина, Чичиков даже не мог подумать, что встретил хозяина поместья, он принимает его сначала за ключницу.

Некогда богатое хозяйство Плюшкина полностью разваливается. Этот герой имеет восемьсот душ, его кладовые и амбары ломятся от добра, но из-за жадности и бессмысленного накопления все это богатство обратилось в прах: «…

сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».

Крестьяне Плюшкина «мрут как мухи», десятками числятся в бегах. А ведь в прошлом он слыл помещиком хозяйственным и предприимчивым. Но после смерти жены подозрительность и скупость Плюшкина усилились до высшей степени. Страсть к накопительству убила в нем даже любовь к детям. В результате, потеряв человеческий облик, Плюшкин становится похож на нищего, на человека без рода и без полу.

Образы помещиков в «Мертвых душах» показывают весь ужас и абсурд происходящего в современной Гоголю России. Ведь при крепостном праве такие вот Плюшкины, Маниловы, Собакевичи получают все права на таких же живых людей и делают с ними все, что хотят.

В своей поэме писатель рассматривает все типы русских помещиков, но не находит того, с кем можно было бы связать будущее страны. На мой взгляд, Гоголь в своей поэме очень ярко описал всю бездушность современной ему помещичьей России.

Сочинения по теме:

  • Образ Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина в поэме «Мертвые души». сочинение
  • Образ пяти помещиков в поэме «Мертвые души». сочинение
  • Функции и образы Петруши и Селифана в поэме «Мертвые души». сочинение
  • Эссе по теме образов чиновников в поэме «Мертвые души» Н.В Гоголя. сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/analiz-obraza-pomeshhikov-v-poeme-mertvye-dushi

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1)

… Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу…

всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров,

которыми кишит наша земля…

И долго еще определено мне чудной властью

идти об руку с моими странными героями…

Н.В. Гоголь

«Гоголь не пишет, а рисует», — говорил Белинский. Действительно, портреты и характеры его героев словно нарисованы или, лучше сказать, вылеплены. Проницательный взгляд писателя позволил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного.

Заметное место в ней занимает галерея образов помещиков.

В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов.

В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шло само собой, приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина. Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой.

Недаром утвердилось выражение «маниловские мечтания» в смысле бесполезных, безжизненных фантазий. Между тем, за два года Манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной книги.

Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов — «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.

Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Это хозяин- кулак. Он готов продать все, содрать по сто рублей даже за мертвые души. Вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят о нравственном одичании этого барина.

Он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга. Да, такого дворянина трудно представить «белой костью» и «отцом крестьян». С общественной же точки зрения он представляет собой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса.

С такими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну из экономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше, чем Плюшкин.

Под стать собственнической натуре Собакевича и «дубинноголовая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души». Пределом человеческого падения является Плюшкин.

Хотя в литературе много образов скряг, но этот настолько силен, что слово «плюшкинство» как синоним крайней и бессмысленной скупости прочно утвердилось. Он стал «прорехой на человечестве».

Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут от него и сотнями мрут, а он утверждает, что народ завел от праздности привычку «трескать». Сам он тоже живет впроголодь, одевается, как нищий (Чичиков даже не признал его за барина, а думал, что это баба).

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "человек и природа"

Вся жизнь его проходит в выглядывании того, что можно спрятать, в слежке за ключницей, в ссорах с ней, а в это время добро гниет и гибнет. Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились. Омерзение охватывает читателя при раздумьях об этом человеке.

Совершенная противоположность Плюшкину — Ноздрев. Этот готов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая сшельмовать, обмануть другого, отобрать у него, то, что приглянулось. Нечестен он и в картах, потому что шулерство у него в крови. Правда, и бит бывал за это.

Энергия его поразительна. Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Он готов взяться за самое фантастическое предприятие. Его хвастовство переходит всякую меру. Язык сам собой врет без всякой на то причины или выгоды.

Имя его стало нарицательным для наглого враля, кутилы и бузотера.

Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь обогатил свою коллекцию «мертвых душ» помещиков. Мы видим Петра Петровича Петуха, вся жизнь которого проходит от одной еды до другой, поэтому ему совершенно некогда скучать.

Все мысли направлены на то, как бы вкуснее приготовить кушанье. Именье его заложено, но ему и горя мало.

Мы встречаем и совершенно не приспособленного к жизни Хлобуева, который разорил семью, продает именье, но на полученные деньги тут же дает обед.

Особняком стоит образ Костанжогло. Бесспорно, такие исключения в России были. Попадались деятельные, предприимчивые дворяне, которые вместе с шерстью с крестьян не сдирали и шкуру. Но не они были типичны. Помещичьи хозяйства разорялись, более характерны были Плюшкины, Маниловы и Ноздревы.

А потому и не удался Гоголю тип хорошего помещика. Проанализировав образы крепостников в поэме, можно сказать, что порочен строй, при котором Собакевичи, Коробочки, Маниловы, Плюшкины и им подобные являются хозяевами жизни, распоряжаются судьбами людей, проживают национальное богатство.

Давно ушли в прошлое помещики, но не умирает поэма Гоголя. Образы, им созданные, сделались достоянием русской литературы, а имена этих героев — нарицательными. Недаром о его типах Герцен сказал, что «мы их встречали на каждом шагу» и с помощью Гоголя «мы их увидели, наконец, без прикрас».

Источник: http://velib.com/sochinenie/obrazy_pomeshhikov_v_poehme_nv_gogolja_mertvye_dushi_1/

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи революционного выступления декабристов в 1825 году.

Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших представителей критического реализма в русской литературе.

Как отмечает Белинский, “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность”.

Центральное место в поэме “Мертвые души” занимает проблема русского помещичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира.

В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в условиях цензуры было невозможно.

Ирония – характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей.

Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего “мертвые души”.

Композиция произведения позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них присутствуют типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.

Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая “не многих могла заманить своим местоположением”.

С иронией описывает автор господский двор, устроенный с претензией на “аглицкий сад с заросшим прудом”, жиденькими кустиками и с бледной надписью “Храм уединенного размышления”. Говоря о Манилове, автор замечает: “Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”.

Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это “слишком” и потому принимает уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными.

Манилов совершенно не знает жизни, а реальность ему заменяет пустая фантазия. Он любит поразмышлять и помечтать. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает.

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. С иронией автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором “вечно чего-нибудь недоставало”, о его слащавых отношениях с женой.

В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область.

Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а “маниловщина” – типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода”. Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства.

Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный то вар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. “Дубинноголовая • помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь прогадать. Интересы помещицы не выходят за пределы ее усадьбы.

Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрев. i (IV глава). Это человек “на все руки”, для него характерна своеобразная “широта натуры”. Как иронично отмечает автор: “Ноздрев был в некотором отношении исторический человек”.

Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же сам “просаживает” все деньги. Ноздрев – мастер “лить пули”, он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку “нагадить ближнему”.

В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип.

В образе Собакевича сатира автора приобретает более острый характер (V глава). Он мало похож на предыдущих помещиков, – это “помещик-кулак”, хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки.

Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда лось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: “И я тоже Собакевич”.

Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим “на средней величины медведя”. Собакевич – циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.

Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущности “негодяя” Чичикова, а он прекрасно понял суть предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении помещичьего класса.

Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика: на всех строениях была заметна “какая-то особенная ветхость”. Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого является не мотовство и не безделье Плюшкина, а его болезненная скупость.

Это злая сатира на помещика, ставшего “прорехой на человечестве”. Сам хозяин – бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой даже не смешон – он страшен.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в “Мертвых душах”, разносторонне рисуют состояние целого класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин – все это различные формы одного явления – экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Сочинение на тему «Образ помещиков в поэме Мёртвые Души»

Именно из образа Манилова начинается поэма «Мертвые души», которая была написана гениальным автором – Гоголем. Характеры у этих персонажей достаточно типические. К тому же эти персонажи, которые встречаются в данном произведении из тех, кто считает себя намного лучше других.

Так, уже в самом начале, мы видим всю сущность Манилова. Пребывая в деревне, он не занимается хозяйством, поэтому деревня имеет убогое состояние.

Несмотря на это, натура Манилова отличается вычурностью, слащавостью, что проявляется как в его манерах, так и в его поведении и словах.

Это можно проследить, когда данный герой называет беседку, которая покосилась, храмом для уединенного размышления или когда он дает имена, которые были присущи героям Древней Греции детям из деревни.

Этот человек является праздным. Манилов находится в постоянных мечтаниях, которые являются бесплодными и в то же время фантастическими. Они никогда не будет осуществленными, поскольку он всего лишь мечтатель, а работа ему не свойственна.

Он не желает заниматься никакой деятельностью. Собственно поэтому деревенские люди живут в полной нищете, да и собственно в самом доме Манилова беспорядок.

Он только думает соорудить каменный мост через пруд или же провести подземный ход от дома, но это все остается не материализованным.

При этом обо всех этот персонаж отзывается всегда очень положительно и всех называет прелюбезнейшими или же препочтительнейшими. Однако он говорит так о людях вовсе не по той причине, что любит их, а потому, что он привык жить без всяких забот в полном удобстве.

Даже сам автор говорит о герое, как о человеке, который не является не положительным, не отрицательным он никакой «ни то, ни се». Таким образом Гоголь показывает, что образ этого персонажа абсолютно типичен для того времени. Собственно понятие «маниловщина» присваивается тем людям, у которых сочетаются подобные качества.

Если говорить о следующем образе, который присущ Коробочке, то следует заметить, что он отличается от образа Манилова. Если вышеуказанный персонаж является помещиком-расточителем, бездействие которого приводит к разорению деревни, то Коробочка занимается накопительством, что собственно и считается его страстью.

У него натуральное хозяйство, которым она торгует практически всем, что у нее есть. А это и сало, и птичьи перья, и даже крепостные крестьяне. Дом у нее сохранил старые обычаи. Она бережно относится к своим вещам, копит все свои сбережения и складывает их в мешочки. Коробочка все направляет в дело.

Здесь же мы можем познакомиться с еще одним героев, Чичиковым, который так же, как и Коробочка, ведет себя намного проще, нежели Манилов.

А вот увидеть всю сущность Коробочки можно во время сцены купли-продажи. Эта особа не хочет продешевить и делает иногда самые страшные предположения, например, о том, что может быть мертвые и ей могут пригодиться в хозяйстве.

Несмотря на это, автор показывает насколько типичным и этот образ, говоря, что многие считаются почтенного и государственного человека, но в итоге выходит Коробочка.
А вот такой помещик, как Ноздрев отличается тем, что является пьяницей, вруном, скандалистом, картежником. Он любит обижать ближних, при этом не обязательно для этого нужна хоть какая-то причина.

Но и этот образ является типичным для общества. Более того, такие люди на протяжении длительного времени не смогут вывестись из мира. Они находятся везде. Натура этого помещика любит беспорядок, который можно увидеть в его доме.

В то же время, невозможно не заметить, что у каждого из этих персонажей присутствует уродство на нравственном уровне, собственно это и объединяет помещиков «Мертвых душ».

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-obraz-pomeshhikov-v-poeme-myortvyie-dushi/

Ссылка на основную публикацию