Сочинение на тему: «шариковщина как социальное и моральное явление» по м. булгакову

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Урок литературы в 9 классе

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Цели и задачи:

-закрепить понятие о сатире;

-выявить сущность «шариковщины», её пагубное влияние на общество, живучесть явления в современном мире;

— развивать навыки анализа художественного текста;

— содействовать нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

«Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые,

но при этом — умноженные на безнаказанность».

                                       С. Довлатов

  1. Орг момент

  2. Целеполагание, мотивация

Чтение учителем стихотворения Андрея Дементьева.

У меня от хамства нет защиты.И на этот раз оно сильней.Звонкие хрусталики разбиты —Позывные доброты моей.Только слышно, как в душе играетНа старинной скрипочке печаль.

И слова для мести выбирает,Что забыты были невзначай.У меня от хамства нет защиты.Беззащитность — за какой же грех!И опять в волнах моей обидыЗахлебнулся смех.Ну а хамство руки потирает.

Всё ему пока что сходит с рук.Сколько мир от этого теряет!

Только нам сплотиться недосуг

-Ребята, какова идея стихотворения А. Дементьева?

(ответы обучающихся)

Слово учителя: Автор с горечью говорит о том, что хамство стало нормой жизни, что оно калечит душу и самое страшное, от хамства нет никакой защиты. К сожалению,  «трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста»… и не защищена от хамства…

Итак, мы начинаем наш разговор о повести М.Булгакова «Собачье сердце». В конце урока мы попробуем вернуться к стихотворению А.Дементьева и к эпиграфу.

1925 год… Со времен Октябрьской революции прошло почти 8 лет. Как изменилась страна?

Что уготовил новый социальный класс? Как пытается воспитать свободного и сознательного человека? Как распоряжается судьбами русской интеллигенции? Новая власть – это жестокий опыт или рождение новой жизни?

Эти и вопросы волновали писателя М.Булгакова. И на эти вопросы он пытается дать ответ в своей повести.

— Ребята, произведение Булгакова имеет сатирическую направленность.

Что такое сатира? (слайд 3)

Против кого она направлена?

Конечно же, она высмеивает пороки как человека, так и общества в целом. Автор в сатирической форме показывает, как опыт, эксперимент оказывается разрушительным, опасным для общества.

-О каком биосоциальном эксперименте идёт речь в повести?

(Профессор Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь, пересадили собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга. К большому изумлению учёного, из собаки получается человек. Вечно голодный, бездомный Шарик превращается в homo sapiens и даже получает имя Полиграф Полиграфович Шариков).

— Каким вам представляется Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором Преображенским (слайд 4)

— Что вам симпатично в нём? В чём его гениальность?

(Перед нами действительно гениальный пёс: он способен думать и довольно здраво. Достаточно вспомнить его недоумение по поводу того, что люди почему-то называют его Шариком. «Что общего у него есть с круглым шариком?»

Пёс способен читать, а учился он азбуке по уличным вывескам. Шарик великолепно различает людей. По глазам, так как они, по его мнению, вроде барометра. Сразу по глазам видно, кто ударит, пнёт ногой, а кто нет.

Он прекрасно рассуждает. Какой гадостью кормят людей в столовых. Как мало платят машинистке высокого разряда за её труд и т.д.

Таким образом, пёс Шарик способен сострадать секретарше, гонимой метелью, имеет чувство благодарности к профессору, спасшему его от голодной смерти.

Но у него есть и ненависть к людям, осуждение. Повар какой-то столовой ошпарил ему бок кипятком, рана плохо заживала и страшно болела).

— Собака попадает в дом профессора Преображенского. Что нравится Шарику в доме доктора, а что приводит к недоумению? (слайд 5)

(Попав в дом доктора, пёс сразу же становится господином Шариком. Ему нравится чистота, порядок, уют, сытная еда в доме Преображенского. Нравится и хозяин. Поэтому называет его «кудесником», «волшебником», «магом из собачьей сказки».

Но он не до конца доверяет этим людям. Ему подозрительно, что его приглашают в смотровую. Собаке не нравятся некоторые посетители дома. Стыдно слушать проблемы, которые те обсуждают.

Не понравился Шарику и визит Швондера, поэтому называет его «фруктом»).

— Как меняется Шарик за неделю пребывания в доме Преображенского?

(Из несчастного, умирающего пса он превращается в лохматого, жирного, наглого пса – красавца. Происходят изменения и в его сознании: появляется уверенность в себе. Шарику кажется, что ему бы позавидовали все собаки мира. Читатель пока не чувствует, что Шарик может причинить какой-то вред).

— В чём же заключается ошибка профессора Преображенского?

(В том, что он сам создал Шарикова, настоящую дрянь в человеческом обличье).

-Каким становится «новый человек», о котором пишет Борменталь в своём дневнике?

(Перед нами существо, которое овладело всеми бранными словами, обругало своего создателя, научилось курить, грызть семечки, бренчать на балалайке в любое время суток. В нём совершенно не осталось чувства благодарности. С каждым днём он наглеет всё больше и больше, становится агрессивным и опасным).

-Приведите примеры из текста (слайд 6)

— Как от Шарикова страдают окружающие? Что в нём осталось от Шарика?

(Только ненависть к котам).

-А от Клима Чугункина?

(Пристрастие к алкоголю, к игре на балалайке) (слайды 7,8)

-Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? (слайд 9)

(Швондер, «крёстный отец» Шарикова, имеет свои методы воспитания. «Новому человеку» внушаются идеи равенства, братства, что документ – самая важная вещь на свете… Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем) (просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

(Чтобы что-то поделить, надо производить. А здесь, ничего не производя,  «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике и резко её осуждает.)

-К чему привели плоды воспитания?

(Хамство, наглость, беспредел Шарикова не знают границ) (слайд 10)

(Чтение отрывков из текста).

-Почему Преображенский называет Швондера самым главным дураком?

(Швондер не сознаёт, какое ничтожество, какого монстра воспитывает. Не понимает, насколько опасен для общества Шариков, не задумывается, что и сам может стать жертвой).

-Какой же социальный путь уготован Шарикову? Кем бы он стал, если бы профессор не вернул его в исходное положение?(слайд 11)

(Хамство, наглость Шарикова травили бы жизнь людям. Например, Преображенский тихо увядал бы рядом со своим мучителем или бы скончался от инфаркта. А твердолобый, толстокожий Шариков – никогда). Почему Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему  тишина была «ужаснейшая»?

(Необходима срочная операция, которая «убьёт» в Шарикове Клима Чугункина. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора).

— Как бы вы символизировали образ профессора Преображенского? (слайд 12)

(Профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма, интеллигентности, незаурядного ума и таланта).

— Обратимся к теме нашего урока и ответим, что такое «шариковщина» как социальное и моральное явление?

(Проявления грубости, неотёсанности, невежественности, хамства, агрессии имеют большие возможности, получают по жизни ситуативные преимущества и остаются безнаказанными).

— В чём причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

(Беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая ни­каких мер к отражению агрессии «шариковых»).

_Но вернёмся к эпиграфу. Прокомментируйте слова С.Довлатова. По поводу чего можно выразить сожаление? (Самое страшное, что хамство невозможно наказать. Об этом с болью пишет в своём стихотворении и А.Дементьев).

IV. Итог урока

Слово учителя. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу.

Ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе — это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными.

Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

VI.Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «В чем причина живучести «шариковщины»?

(слайд 13)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/sharikovshchina_kak_sotsial_noie_i_moral_noie_iavlieniie_po_poviesti_m_a_bulghak

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Шариковщина как социальное и моральное явление»

       Михаил Булгаков писал свои бессмертные произведения в переломную эпоху, когда вместе с царской Россией уходили и старые ценности и идеалы, а на место них воздвигались новые, социалистические ценности великого и могучего Социалистического государства. Фактически это была эпоха грандиозного эксперимента отдельных личностей над миллионами людей. Эксперимент, который привел к совершенно не тем результатам, к которым стремились.

       Этот глобальный эксперимент показан в сатирической и фантастической повести советского писателя «Собачье сердце». Причем, М.

Булгакову так тонко удалось отобразить замаскировать действительность, что с первого взгляда повесть кажется нам смешной. Главным образом благодаря главному герою с «собачьим сердцем» — Полиграфу Полиграфовичу Шарикову.

Но вглядевшись внимательно, можно заметить, что шариковщина – это не порок отдельных людей, а болезнь целого общества.

       В результате революции, или – эксперимента профессора Преображенского, в России возник целый класс таких Шариковых.

Они, эти пролетарии, маргиналы без образования, без этических ценностей, вылезли наружу и начали предъявлять свои права на более благоустроенную жизнь.

Вооружившись социалистическими лозунгами, называя себя «трудовым элементом» и «защитниками революционных интересов», Шариковы считают себя выше каких-то профессоров с университетским образованием.

Ведь недаром в квартире ученого Шариков ведет себя более чем вульгарно, нагло и нахально. Шариковщина как социальное явление – это покрывшая общество язва «трудового элемента», готового на все, чтобы разрушить прежнее общества с его остатками буржуазности. Это – именно та самая «разруха в головах людей», о которой говорит профессор Преображенский.

       Но еще более страшно моральное разложение общества. Шариковы не признают этических ценностей, таких человеческих качеств как доброта, уважение к людям, искренность, сочувствие.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "окружающий мир и человек"

Шариковы думают исключительно о самих себе, и им наплевать не только на окружающих людей, но и на окружающий мир вообще. Именно в это время и расцветает доносительство, что так ясно показано в последних главах.

В доносе Швондера и Шарикова просто ссыпаются обвинения на контрреволюционные речи, на «меньшевика» Борменталя, социал-прислужницу Зину… Именно подобными формулировками будут изобиловать доносы 30-х гг. 

       Шариковы могут только разрушать, а их «человеческие сердца» наполняются чванливостью, злобой, себялюбием. Профессор Преображенский говорит о том, кого он создал так: «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце.

И самое паршивое из всех, которые существуют в природе» В этой короткой фразе и заключается вся сущность новорожденного советского общества. Шариковщина, к сожалению, как нельзя ярче расцвела именно в годы становлению Советского государства.

Но это явление, социально и морально низкое, все-таки не может полностью исчезнуть из жизни нашего общества.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/207-sochinenie-na-temu-sharikovshchina-kak-sotsialnoe-i-moralnoe-yavlenie.html

«ШАРИКОВЩИНА» КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

«ШАРИКОВЩИНА». Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых значительных писателей и драматургов XX века. Разнообразное по тематике и стилю, его творчество отмечено величайшими художественными открытиями.

Видя и подвергая острой критике все недостатки бур­жуазного строя, писатель также не признавал идеализированного от­ношения к революции и пролетариату.

Злободневная критика яв­лений социальной и политической жизни того времени достигает своей вершины в повести «Собачье сердце», наполненной яркими гротескными и сатирическими образами и картинами.

Всю свою жизнь утверждавший культурные и духовные ценно­сти человечества, Булгаков не мог спокойно относиться к тому, как на его глазах эти ценности утрачивались, сознательно уничтожались, теряли смысл для общества, подверженного «массовому гипнозу» революционных перемен.

Повесть «Собачье сердце» была названа критиками «острым памфлетом на современность». Но время пока­зало, что вопросы, затронутые в произведении, актуальны не только для эпохи, в которую жил и творил Булгаков.

Описанные в повести явления и созданные автором образы остаются актуальными и в наши дни.

Писатель воспринимал революцию как опасное эксперименти­рование с живой жизнью, когда случайное открытие кладется в ос­нову бездумного эксперимента, ведущего человечество к катастро­фе. И главная опасность заключается не в самих переменах, проис­ходящих с людьми, а в характере этих перемен, в том, каким пу­тем, какими методами эти перемены достигаются.

Эволюция так­же меняет человека, но разница заключается в том, что эволюция прогнозируема, а эксперимент — нет, так как в нем всегда таятся неучтенные возможности. К каким драматическим последствиям это может привести, и показывает нам М. Булгаков.

Профессор Преоб­раженский пересаживает гипофиз человека дворняге по кличке Шарик, в результате чего получается совершенно новое существо — гомункулус по фамилии Шариков.

«Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фаус­та создан гомункул. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую че­ловеческую единицу». Произведен уникальный эксперимент на человеке. Но насколько страшным окажется этот эксперимент, ге­роям еще предстоит узнать.

Экспериментируя с живым существом, они не учитывают того факта, что ему, этому существу, присущи определенные свойства, определенные качества. Симпатичному Шарику пересажены клет­ки хулигана и алкоголика Клима Чугункина.

Получившийся гомун­кулус приобретает эти черты, превращаясь в некий асоциальный тип личности с исключительно паразитическими наклонностями. Но некоторые задатки существовали и у милого на вид пса: он готов на все ради куска колбасы, у него вздорный к агрессивный характер.

Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы смотрит с таки­ми чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».

Что же получается, когда все эти человеческие и животные ка­чества объединяются в новом существе? «Вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали… — хам и свинья…» Шариков, которому его создатель мешает жить так, как ему хочется, стремится уничтожить своего «папашу» при помощи политического доноса.

Конечно, немаловажную роль сыграли здесь люди из породы «уп­ростителей и уравнителей», в лице которых революционная идея предстала в своем гипертрофированном облике. Такие люди стре­мятся отменить сложную культуру, созданную европейским чело­вечеством.

Швондер пытается подчинить своей идеологии Шарико­ва, но не учитывает того, что в Полиграфе Полиграфовиче дегради­ровала сама человеческая порода, и потому ему не нужна никакая идеология. «Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня, — говорит Преображенский.

— Ну, сей­час он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если Кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швон- дера, то от него останутся только рожки да ножки».

Булгакова очень волновали подобные последствия соединения революционного эксперимента с психологией человеческой толпы.

Потому в своем произведении он стремится предупредить людей о грозящей обществу опасности: процесс формирования шариковых может выйти из-под контроля и он окажется губительным для тех, кто способствовал их появлению. Вина при этом в одинаковой сте­пени ложится на «дураков» швондеровина «умников» Преображен­ских.

Ведь идея эксперимента с человеком, рожденная в кабинете ученого, давно вышла на улицу, воплотившись в революционных преобразованиях. Потому писатель ставит вопрос об ответственнос­ти мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь.

Не случайно Шариков так легко находит в человеческом обще­стве свою социальную нишу. Таких как он, только созданных не в лаборатории ученого, а в лаборатории революции, уже массы. Они начинают без разбору теснить все, что не укладывается в рамки их идеологии, — от буржуазии до русской интеллигенции.

Шарико­вы постепенно занимают все высшие эшелоны власти и начинают отравлять жизнь нормальным людям. Более того, они берут на себя право распоряжаться этой жизнью.

«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Противник всяческого насилия, профессор Преображенский в качестве единственно возможного пути воздействия на разумное существо признает только ласку: «Террором ничего поделать нельзя, — говорит он… — Это я утверждаю, утверждал и буду утверждать.

Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был, — белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему*.

И все же его попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки тер­пят крах.

В Полиграфе Полиграфовиче неискоренима его собачье-уголов- ная натура. И дело тут уже не в революции, а в самой человеческой природе.

Ведь и на современных улицах часто можно встретить та­ких вот шариковых, пьющих водку, ругающихся, отказывающихся браться за серьезную работу или идти на военную службу: «На учет возьмусь, а воевать — шиш с маслом», — заявляет Шариков Швон- деру.

«Не угодно ли, мораль», — тоскливо думают Преображенский и Борменталь. И такие паразиты на теле человеческого общества не только бросают на него тень, но и всячески стремятся уничтожить это общество. Потому что, как Преображенский Шарикову, это обще­ство мешает им спокойно вести свою паразитическую жизнь.

Да, они существуют. А иначе откуда же взяться в голове симпатичного пса всем тем низким качествам и озлобленности? «О, дивное подтверж­дение эволюционной теории! О, цепь величайшая от пса до Менделе- ева-химика! — пишет в своем дневнике Борменталь.

— Еще моя ги­потеза: мозг Шарикова в собачьем периоде его жизни накопил без­дну понятий. Все слова, которыми он начал оперировать в первую очередь, — уличные слова, он их слышал и затаил в мозгу. Теперь, проходя по улице, я с тайным ужасом смотрю на встречных псов. Бог их знает, что у них таится в мозгах».

Источник: https://prepodka.net/sharikovshhina-kak-sotsial-noe-i-moral-noe-yavlenie-po-povesti-m-a-bulgakova-sobach-e-serdtse/

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести Булгакова «Собачье сердце».)

М.А. Булгаков в своём произведении «Собачье сердце» поднимает острые вопросы социального характера послереволюционного общества.

Тяжёло переживая падение культурных  духовных ценностей человечества, и наблюдая за перерождение самых «низов» общества в верхушку, он  пишет повесть «Собачье сердце».

Но как отметили литературоведы, сатира тех далеких времен не так далека от сегодняшнего дня, то есть и поныне актуальна проблема «шариковщины».

Один из главных героев повести, профессор Преображенский  являет собой читателю образец благовоспитанности и образованности. Однако, он не может воспитать из Шарикова порядочного человека.  Его «быдловатый» воспитанник не обучаем даже элементарным правилам культуры.

«Швондеровская философия» же одерживает победу. Воспитать пролетария  оказывается намного проще, чем человека. Образ пролетариата здесь, отрицательный, несёт государству разруху и беспорядок. Шариков бездумный, лишённый развитого умственного развития, типичный представитель нового грядущего послереволюционного мира, порождённый самой революцией и окончательно деградировавший.

Полиграф Полиграфович-преступный элемент,  человек просто существующий, прожигающий жизнь бессмысленно и бестолково, занявший достойное место среди себе подобных масс.

Даже определение «человек» далеко не соответствует его статусу, скорее он обезображенное социальной  эволюцией человекообразное существо, агрессивное и отравляющее жизнь других.

«Шариковщина» никогда не изживёт себя никогда.  Данное социальное явление-низшая ступень, аморальность, способна проявиться в каждой эпохи в различных её  обличиях.

Жалкие низменные начала, можно сказать почти животные,  полная отрешенность разума, пренебрежение традициями и общеустановленными правилами-порождается не сколько человеком, сколько самим обществом. Вырастить такого Шарикова проще простого, а вот воспитать из него культурного человека, ячейку интеллигенции практически невозможно.

«Чтобы быть человеком недостаточно просто ходить на двух ногах и уметь говорить»–ещё раз  напоминает Булгаков. Его сатирическая, полная фантасмагорий повесть, ещё раз наводит нас на печальные раздумья о  ближайшем будущем общества, наполненным хамством,  ленью, пьянством …

Так ли безнадежно ли наше общество и удастся ли когда-нибудь ускорить «шариковщину», без моральную, бессовестную, беспринципную?

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/sharikovshhina-kak-socialnoe-i-moralnoe-yavlenie-po-povesti-bulgakova-sobache-serdce.html

“Шариковщина” как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”)

В конце концов приходится считаться С последствиями собственных затей. Гете Михаил Афанасьевич Булгаков – один из самых значительных писателей и драматургов XX века. Разнообразное по тематике и стилю, его творчество отмечено величайшими художественными открытиями.

Видя и подвергая острой критике все недостатки буржуазного строя, писатель также не признавал идеализированного отношения к революции и пролетариату. Злободневная критика явлений социальной и политической жизни того времени достигает своей вершины в повести “Собачье сердце”, наполненной яркими гротескными и сатирическими образами и картинами.

Всю свою жизнь утверждавший культурные и духовные ценности человечества, Булгаков не мог спокойно относиться к тому, как на его глазах эти ценности утрачивались, сознательно уничтожались, теряли смысл для общества, подверженного “массовому гипнозу” революционных перемен. Повесть “Собачье сердце” была названа критиками “острым памфлетом на современность”.

Но время показало, что вопросы, затронутые в произведении, актуальны не только для эпохи, в которую жил и творил Булгаков. Описанные в повести явления и созданные автором образы остаются актуальными и в наши дни.

Писатель воспринимал революцию как опасное экспериментирование с живой жизнью, когда случайное открытие кладется в основу бездумногоэксперимента, ведущего человечество к катастрофе. И главная опасность заключается не в самих переменах, происходящих с людьми, а в характере этих перемен, в том, каким путем, какими методами эти перемены достигаются.

Читайте также:  Имажинизм в литературе

Эволюция также меняет человека, но разница заключается в том, что эволюция прогнозируема, а эксперимент – нет, так как в нем всегда таятся неучтенные возможности. К каким драматическим последствиям это может привести, и показывает нам М. Булгаков.

Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека дворняге по кличке Шарик, в результате чего получается совершенно новое существо – гомункулус по фамилии Шариков.

“Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу”. Произведен уникальный эксперимент на человеке. Но насколько страшным окажется этот эксперимент, героям еще предстоит узнать. Экспериментируя с живым существом, они не учитывают того факта, что ему, этому существу, присущи определенные свойства, определенные качества. Симпатичному Шарику пересажены клетки хулигана и алкоголика Клима Чугункина. Получившийся гомункулус приобретает эти черты, превращаясь в некий асоциальный тип личности с исключительно паразитическими наклонностями. Но некоторые задатки существовали и у милого на вид пса: он готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: “Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу”. А на чучело совы смотрит с такими чувствами: “А сова эта – дрянь. Наглая. Мы ее разъясним”. Что же получается, когда все эти человеческие и животные качества объединяются в новом существе? “Вот что-с: две судимости, алкоголизм, “все поделить”, шапка и два червонца пропали… – хам и свинья… ” Шариков, которому его создатель мешает жить так, как ему хочется, стремится уничтожить своего “папашу” при помощи политического докоса. Конечно, немаловажную роль сыграли здесь люди из породы “упростителей и уравнителей”, в лице которых революционная идея предстала в своем гипертрофированном облике. Такие люди стремятся отменить сложную культуру, созданную европейским человечеством. Швондер пытается подчинить своей идеологии Шарикова, но не учитывает того, что в Полиграфе Полиграфовиче деградировала сама человеческая порода, и потому ему не нужна никакая идеология. “Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня, – говорит Преображенский. – Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Булгакова очень волновали подобные последствия соединения революционного эксперимента с психологией человеческой толпы. Потому в своем произведении он стремится предупредить людей о грозящей обществу опасности: процесс формирования шариковых может выйти из-под контроля и он окажется губительным для тех, кто способствовал их появлению. Вина при этом в одинаковой степени ложится на “дураков” швондеровина “умников” Преображенских. Ведь идея эксперимента с человеком, рожденная в кабинете ученого, давно вышла на улицу, воплотившись в революционных преобразованиях. Потому писатель ставит вопрос об ответственности мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь. Не случайно Шариков так легко находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Таких как он, только созданных не в лаборатории ученого, а в лаборатории революции, уже массы. Они начинают без разбору теснить все, что не укладывается в рамки их идеологии, – от буржуазии до русской интеллигенции. Шариковы постепенно занимают все высшие эшелоны власти и начинают отравлять жизнь нормальным людям. Более того, они берут на себя право распоряжаться этой жизнью. “Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Противник всяческого насилия, профессор Преображенский в качестве единственно возможного пути воздействия на разумное существо признает только ласку: “Террором ничего поделать нельзя, – говорит он… – Это я утверждаю, утверждал и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был, – белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему”. И все же его попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки терпят крах.

В Полиграфе Полиграфовиче неискоренима его собачье-уголовная натура. И дело тут уже не в революции, а в самой человеческой природе.

Ведь и на современных улицах часто можно встретить таких вот шариковых, пьющих водку, ругающихся, отказывающихся браться за серьезную работу или идти на военную службу: “На учет возьмусь, а воевать – шиш с маслом”, – заявляет Шариков Швондеру.

“Не угодно ли, мораль”, – тоскливо думают Преображенский и Борменталь. И такие паразиты на теле человеческого общества не только бросают на него тень, но и всячески стремятся уничтожить это общество. Потому что, как Преображенский Шарикову, это общество мешает им спокойно вести свою паразитическую жизнь.

Да, они существуют. А иначе откуда же взяться в голове симпатичного пса всем тем низким качествам и озлобленности? “О, дивное подтверждение эволюционной теории! О, цепь величайшая от пса до Менделеева-химика! – пишет в своем дневнике Борменталь.

– Еще моя гипотеза: мозг Шарикова в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий. Все слова, которыми он начал оперировать в первую очередь, – уличные слова, он их слышал и затаил в мозгу. Теперь, проходя по улице, я с тайным ужасом смотрю на встречных псов. Бог их знает, что у них таится в мозгах”.

(No Ratings Yet)
Loading…

Кожна людина прагне щастя твір роздум.

Ви зараз читаєте: “Шариковщина” как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”)« Твір на тему: Якою повинна бути справжня праця (твір-роздум)Образ Орисі за оповіданням “Орися” (5 варіант) »

Источник: http://ukr-lit.com/sharikovshhina-kak-socialnoe-i-moralnoe-yavlenie-po-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

Сочинение на тему:«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

    Михаил Афанасьевич Булгаков, как и всякий творческий человек, несомненно обладал тонкой душевной организацией, остротой восприятия.

Поэтому он не мог не чувствовать и не переживать сложность и трагичность современного ему постреволюционного общества, не ощущать сильнее и острее других те жуткие и уродливые общественные процессы.

Их философское переосмысление отразилось в повести «Собачье сердце».

    Что есть перерождение Шарикова как не трансформация социального строя, при которой все, кто были «никем», социальными низами, стали «всем»? В сюжете этого произведения отразились общие настроения эпохи смут, репрессий, господства животной тупой силы над здравым смыслом.

    Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта и мудрости поколений, традиций.

    Необходимо заметить, что «шариковщина» получается в результате «швондеровского» воспитания. В связи с этим, для понимания замысла автора, следовало бы поподробнее рассмотреть образ Шарикова и его «учителей» — Швондера и профессора Преображенского.

    Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить – еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Профессор Преображенский, воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести.

По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Ученый очень определенно высказывается о наступившей «разрухе», о неспособности пролетариев справиться с ней.

По его мнению, прежде всего, нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок.

    Но эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет…”

    Швондер же видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» своего большого «Дома». Его целью было делать из Шарикова не человека, но «пролетария». И восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком. Образ «пролетариата», рисуемый Булгаковым, оказывается откровенно негативным.

    Результаты подобного швондеровского воспитания мы видим в поведении еще не оформившегося получеловека. Одним из первых слов, которые он отчетливо произнес, стало определение — «буржуи». Это уничижительное обращение относилось к тем, кто «не любил пролетариат», а следственно, им не являлся.

    Швондер играет немаловажную роль в становлении характера Шарикова.

Его влияния нельзя не заметить: это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили…» Невероятно красноречив эпизод за обедом, когда между профессором и Шариковым происходит следующий разговор:

    — Что же вы читаете?

    Эту… как ее… переписку Энгельса с этим… как его — дьявола – с Каутским.

    Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? . Что вы со своей стороны могли предложить?

    Да что тут предлагать?… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить…»

    Вот и наглядный результат швондеровского воспитания! Существо, стоящее на самой низшей ступени развития, по словам профессора Преображенского, еще только формирующееся, слабое в умственном отношении, «чьи поступки чисто звериные».

Но оно уже «позволяет себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить»! Не этим ли самым и занимался пролетариат, бездумно взяв чужое, разрушив его до основания, и бестолково поделив?

     Темнота, безграмотность, агрессия и бездумность гомункула Шарикова как нельзя лучше иллюстрируют типичных представителей «нового строя», «нового мира».

    Рассуждения о человеческой природе, о ее темном и зверином начале в целом свойственны творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова.

В этой же повести через сатиру и юмор, построенный на контрастах, нам раскрывается глубокая философская подоплека произведения.

Комичен, но горек образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе», ужасен и символично уродлив сам процесс «очеловечивания зверя».

    Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатирическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения.

    В своей повести автор поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека, о бессилии человечества в борьбе с животным началом, просыпающимся в людях. Трагедия же заключается в том, что в жизни шариковых и швондеров очень много. И «шариковщина» как социальное и моральное явление навряд ли когда-нибудь изживет себя.

Читайте также:  Рокамадур: тихая жизнь на склоне скалы

человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся

или

войди

и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: https://yougdz.ru/sochinenia/textcontent.php?sch=773

Материалы к сочинению по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Материалы к сочинению по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Какие традиции русской литературы продолжает Булгаков? (вступление)

Почему воспитание Шарикова в доме профессора оказалось безуспешным?

Как революционная пропаганда влияет на неустоявшиеся взгляды малокультурного человека?

В чем смысл явления «шариковщина»?

Актуальна ли повесть в наши дни? (заключение)

Примерный текст сочинения

Шариков и шариковщина

Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году – яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца».

Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано.

Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы.

В центре повести «Собачье сердце» эксперимент профессора Преображенского, превративший милого, славного пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной наружности. В этом появившемся в результате научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора – алкоголика и уголовника Клима Чугункина.

Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его.

Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С одной стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь.

Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским.

Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.

Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает социалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового революционного лексикона. Например, себя он называет «трудовым элементом», а Швондера – «защитником революционного интереса».

В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, – получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу: «Кто был ничем, тот станет всем».

Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо.

Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия.

Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать не них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке «Переписку Энгельса с Каутским», нашел отражение в пасквиле Шарикова.

Донос Полиграфа Полиграфыча написан в лучших традициях этого распространенного в 30-е годы «литературного жанра». Здесь и доказательство антисоветских взглядов Преображенского, который поднял руку на самого Энгельса, и привычные ярлыки: «социал-прислужница», «явный меньшевик».

Гениальный писатель еще в 1926 году предвидит будущую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо , «социально близкое» новой власти.

Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное – расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Да, он действительно нашел себе дело по душе.

Его заветная мечта – «душить, душить» котов сбылась и приобрела огромный размах. Автор показывает, как после назначения на начальническую должность изменяются и внешний вид, и его манеры. Теперь он звонит в дверь не боязливо, а уверенно, входит с необычайным достоинством. Даже в его одежде появились новые говорящие детали: «кожаная куртка с чужого плеча, кожаные же потертые штаны и английские высокие сапожки со шнуровкой до колен». Как известно, революционные командиры предпочитали именно кожаную одежду. Человек с собачьим сердцем быстро усваивает выгоду начальнической должности, угрозами принудив свою секретаршу к сожительству и взяв у нее кольцо «на память». Он беззастенчиво врет ей, что шрам на лбу получил на колчаковских фронтах.

Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы.

Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления.

Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного.

Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу.

Ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе – это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными.

Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

  • Сочинение >> Литература и русский язык… , написание сочинения по теме «Страшный мир» А. Платонова (по повести «Котлован)». … с собачьим сердцем. Интеллигенция в повести. Российская действительность и ее сатирическое изображение.

    (материалы для сочинения). Повесть Булгакова «Собачье сердце», …

  • Шпаргалка >> Литература и русский язык… Преображенского. (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

    ) 295. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М. А. Булгакова «Мастер и … по русскому языку и литературе: сочинение или изложение с творческим заданием. Экзаменационные материалы

  • Реферат >> Литература и русский язык… лирическом произведении.

    В сочинениях и устных ответах по литературе лирику цитируют, … Порождение пороков общества. 1. Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она … в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый ..

    .

  • Шпаргалка >> Литература и русский языкТемы сочинений в 2004 году 1. Образ Родины в «Слове … «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».) 283. а) Кто из героев романа …

    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.teenclub …

  • Реферат >> Литература : зарубежная… манере письма автора (по сравнению с его книгой … абзац. Подобные сочинения представляют собой … ранней прозе М. Булгакова» (2002).

    Материалом исследования служат «Записки … номинаций и ремарок в повести Булгакова «Собачье сердце» // Вестник филиала Института …

  • Контрольная работа >> Литература : зарубежная… «полное» собрание сочинений М. Булгакова в 8-ми …

    повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце». 3.3. Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»Булгакова. – М., 1999.

    Творчество Михаила Булгакова /исследования,материалы, …

  • Дипломная работа >> Литература : зарубежная… изображения действительности в сочинениях Гоголя, а … в основу повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А. Булгакова. В …

    Собачьего сердца» по рукописи, то эту повесть … Михаила Булгакова. – М., 1999. Творчество Михаила Булгакова /исследования,материалы, …

  • Дипломная работа >> Литература : зарубежнаяБулгакова по

    Булгаковым. Социально-общественная позиция Булгакова выражена в гротесково-аллегорической форме фантастической фабулы. Фантастическая повесть «Собачье сердце» … Собрание сочинений. … Булгакова // Творчество Михаила Булгакова.

    Исследования.Материалы

  • Сочинение >> Литература и русский язык… у гения, свидетельствуют материалы о наследственности феноменальных лиц … украинских и петербургских повестей, а у Булгакова — «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Роковые яйца» …

    Булгакова, который связан с созданием романа «Белая гвардия», сочинением по

  • Сочинение >> Литература и русский язык… московской квартиры Булгакова у него изъяли рукопись повести «Собачье сердце» и дневник …

    реализованная им на материале разных исторических эпох: … и философского начал. По глубине философского содержания … то же? «Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий …

Источник: http://TopRef.ru/referat/84470.html

Ссылка на основную публикацию