Сочинение на тему: народный характер в поэме а.т. твардовского «василий тёркин»

Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской литературы. Среди них особое место занимает поэма Твардовского «Василий Теркин». Иван Бунин писал о ней, что «это поистине редкая книга». Может возникнуть вопрос: в чем же отличие этой книги от других?

Главное отличие заключается в непохожести на литературу военных лет. Где же еще можно встретить поэму, пронизанную юмором, в которой нет ни одной нотки пессимизма? Война – это слеза, горе, душевная боль.

Простым труженикам, бойцам и без того было тяжко. Если бы поэма раскрывала только страх и ужас происходящего, она не произвела бы такого светлого впечатления.

Твардовский задался целью, чтобы его поэма оживила советский народ в трудное время.

«Василий Теркин» — произведение очень оригинальное. Образ бойца-весельчака настолько понравился советским солдатам, что даже газеты, в которых по главам печаталась поэма, они хранили, берегли как зеницу ока, а не использовали на самокрутки. Это была своего рода фронтовая Библия.

Каким счастьем для солдат были посылки из тыла и письма от родных, такой же радостью была для них новая глава поэмы. Поэма была им дорога, потому что история главного героя – это биография их самих, всей армии, миллионов советских солдат.

Каждый мог разглядеть в Теркине какую-нибудь черту характера и воскликнуть: «Так это про меня поэма написана!». Многие стремились быть на него похожими.

«Василий Теркин» — интересное, увлекательное произведение. Правдивость, простота, народная речь покоряют читателя. Юмористические истории солдата Теркина служат средством поддержания боевого духа. Главного героя никогда не покидает оптимизм.

Он поднимает настроение пехотинцам и снимает усталость, играя на гармони. Наверное, автор неслучайно использует именно этот инструмент, ведь гармошка – символ счастья, благополучия, гармонии.

Сыграет простую мелодию этот русский чудо-человек – сразу повеет чем-то родным, на душе станет теплей, а вера в победу загорится ярким огнем.

Как Василий Теркин поднимал своими историями, игрой на гармони настрой отчаявшимся товарищам, так и сама поэма поднимала у солдат боевой дух, давала силы сражаться дальше. Пожалуй, именно в этом заключается главное значение поэмы.

«Василий Теркин» — действительно редкая книга. В ней нет прославления Сталину, что было обычным явлением произведений военных лет. Сам Твардовский отмечал, что упоминание о руководящей роли партии не позволило бы стать поэме народной.

«Книга про бойца» была довольно высоко оценена, а Твардовский был за свой труд награжден Сталинской премией, хотя ни разу не упомянул о вожде народа в поэме. Далеко не каждое произведение удостаивается такой награды и высокой оценки критиков.

Даже этот факт подтверждает значимость этого произведения в русской литературе. «Василий Теркин» — это народное произведение, полюбившееся миллионам.

Характеристика персонажей: взаимоотношения Василия Теркина с фронтовыми товарищами

«Теркин, Теркин, добрый малый…» — так обращается автор к своему герою в одноименной поэме. Твардовский очень полюбил образ этого удалого бойца, великолепного товарища, чудо-человека. Но не только один Твардовский проникся симпатией к выдуманному им герою: все советские солдаты очень любили его, пытались быть на него похожи.

Еще в первой главе все солдаты замечают в своей роте нового товарища, который «парень хоть куда». Этой характеристики уже достаточно, чтобы в дальнейшем было понятно, насколько хорошо сложатся отношения у солдат.

Этому доброму и веселому человеку все доверяли. Так, танкисты с удовольствием одолжили Теркину гармошку своего погибшего командира. Василий сразу начинает исполнять задорную песенку, за что еще больше начинает нравиться боевым товарищам. Танкисты решили подарить гармонь своему новому знакомому – он и есть самый достойный ее хозяин.

Теркин находит общий язык не только со своими ровесниками, но и с людьми старшего поколения. Он не может пройти мимо избы, в которой живут не знакомые старик со старушкой. Он чинит старикам все, что у них неисправно: пилу, часы.

Ему приятно находиться в компании с этими милыми людьми, но военный долг обязывает идти дальше. На пороге дед спрашивает Теркина, смогут ли русские одержать победу над фашистами, на что Теркин уверенно отвечает, что смогут. Этих же стариков Теркин встречает немного позже, будучи офицером.

Узнав, что часы, которые он собственноручно чинил, украл немец, он обещает привезти новые.

В госпитале Теркин знакомится с тамбовским мальчишкой, который, несмотря на свой юный возраст, уже успел стать героем и продемонстрировал Василию свой орден. Но у Теркина более скромные желания: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». Однако его задевает горделивый тон мальчишки, и он пытается доказать на деле, что и в Смоленске могут быть герои.

Самым загадочным собеседником в поэме у Теркина является Косая, или смерть. Раненый боец лежит на снегу и теряет силы, но стоило Косой заявить о своем приходе, Теркин прогоняет ее, сказав, что не сдастся ни при каких условиях, даже в морозную ночь, плача от боли и бессилия.

Вот таким и был славный боец Василий Теркин. Он всегда помогал товарищам, помогал старым и бедным, на войне вел честный бой, а на «гражданке» был обычным задорным человеком.

Во время войны таких «Теркиных» по стране было немного, но каждый солдат обладал хоть одной из черт этого замечательного героя, поэтому можно утверждать, что этот персонаж хоть и выдуман Твардовским, но прототип его, «русского чудо-человека», наверняка можно найти и сейчас.

Мини-сочинение

Победа в Великой Отечественной войне – главное достижение советского народа в 20 веке.

Казалось бы, сколько невзгод вынесли жители этого большого государства, но им все нипочем! Ключевую роль в приближении победы сыграли не только умелые бойцы, храбро стоявшие грудью за родину, но и персоны, которые по-своему трудились в тылу.

Писатели и поэты многое внесли в победу, поскольку они поднимали военный дух солдат, создавая идеальные образы, к которым все стремились. Война – событие трагическое, но жизнеутверждающий пафос военных песен и поэм настраивал солдат на оптимистический лад.

Главное произведение писателя военных лет Александра Твардовского – «Василий Теркин». С нетерпением солдаты ждали публикации новой главы в газете, с удовольствием читали и тем самым поднимали себе военных дух.

Всем хотелось быть похожим на главного героя Василия Теркина, который перенял черты богатырей из русских былин. Никто не застрахован он шальной пули в военные годы, но далеко не каждый находит в себе силы, чтобы бороться за жизнь.

Тяжело раненый Теркин не страшится смерти и прогоняет ее, когда она за ним приходит: «Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой» — говорит Василий и побеждает в схватке со смертью.

Таким оптимистическим, жизнеутверждающим пафосом проникнута каждая глава в поэме. Солдаты, читая подобные произведения, не могли после этого не победить, ведь даже после окончания войны у них был стимул – стремиться стать похожим на их любимого героя, Василия Теркина.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-poeme-tvardovskogo-vasilij-terkin/

Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Александра Трифоновича Твардовского всегда интересовала судьба его страны в переломные моменты истории. И, конечно, в годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба народа, писатель не мог стоять в стороне.

  • «Глубина всенародно-исторического подвига в Отечественной войне, — отмечал поэт, — с первого дня отличала ее от каких бы то ни было иных войн и… военных кампаний», и поэтому он считал, что его место в строю, на передовой, «где делают самое главное». Его вкладом в общее дело Победы стала «Книга про бойца». «Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда», — говорил Твардовский через два года после Победы.

В центре поэмы — образ Василия Теркина, рядового пехотинца, выходца из смоленских крестьян, в котором воплотились лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Герой по имени Вася Теркин — «некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная» — существовал в годы советско-финской войны (1939-1940) в фельетонах газеты «На страже Родины» и имел необыкновенный успех у читателей.

Именно успех фельетонного героя, потребность в нем солдат, исконная тяга народа к юмору, шутке-прибаутке, выраженной пусть даже в сказочной форме, натолкнула автора на мысль сохранить на более длительный срок пришедшиеся по душе читателю-красноармейцу рассказы о похождениях неунывающего Теркина.

Обращаясь к первоначальному, упрощенному образу героя, поэт опирался на его популярность, одновременно понимая, что новое произведение должно стать конкретным воспроизведением жизни, воссозданием реальной ситуации, чтобы читатель ощущал себя очевидцем и участником описываемых событий.

Поэтому Василий Теркин из одноименной поэмы Твардовского — типичный представитель многомиллионной солдатской массы на фронте Великой Отечественной войны. В этом образе воплощены народные идеалы и представления о солдате.

Именно поэтому в характере героя, в его словах и поступках нередко угадываются черты столь любимых в народной среде смекалистых героев былин, сказок и легенд.

Теркин никогда не унывает. Даже в самые трудные минуты он старается не падать духом. Вспомним, например, как в главе «Переправа» он, еле живой, добрался вплавь с другого берега, «встал, шатаясь тяжело.

Ни зубами, ни губами не работает — свело», но докладывает полковнику обстановку и даже собирается в обратный путь.

При этом он еще и шутит: выпил стопку и, выслушав похвалу, он «с улыбкою неробкой» просит вторую, «потому как молодец»…

Василий, так же как и любой из них, идет с «шуткой-прибауткой» дорогами войны, терпит холод, голод, переносит ранения, снова I возвращается в строй и мечтает о том счастливом дне, когда враг  будет разбит, а он вернется в «край родной смоленский» и приступит к мирному труду.

Василий — простой сельский парень, трудолюбивый, скромный, добрый и находчивый. Он душа любой компании, потому что сохраняет присутствие духа даже в тяжелых условиях войны: он и на гармони сыграет, и беседу дружескую поддержит.

Потому что и «на войне живут бойцы », а война до победного конца — тяжелое, но общее дело, главное сейчас в жизни каждого, и делать это дело нужно с полной отдачей.

Твардовский создал в своем произведении по-настоящему народный характер, в котором отразились патриотизм, трудолюбие, стойкость и мужество русского солдата тс все его лучшие душевные качества. Потому-то многие и восприняли Теркина как конкретного человека, сражающегося в каком-то полку.

  • Помните, два танкиста, встретив веселого гармониста, интересуются: «Не знакомы ль мы с тобою? Не тебя ли это, брат… Доставляли мы в санбат?»
  • «Очень даже может быть», — отвечает он. Да и сам автор как бы подводит читателя к этой мысли, говоря, что Теркин «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».

Случай на переправе мог где-то когда-то происходить, и не раз, наверное, находился смельчак, Который последним патроном из трехлинейной винтовки сбивал вражеский самолет.

И, конечно, не раз в минуты отдыха помогали солдаты мирному населению: могли и пилу наладить, и часы починить, не отказывались и поговорить со старым солдатом, обнадежить, уверить в непременной победе над врагом.

Лучшими качествами русского народа всегда были любовь к родной земле, житейская сметка, жизнестойкость и жизнелюбие, насмешливое отношение к врагам и любым трудностям, героизм, а также милосердие и скромность.

Герой Твардовского стал, любим и узнаваем именно потому, что в его образе воплотились лучшие качества, присущие русскому солдату — «святому и грешному» «русскому чудо-человеку».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-poeme-a-t-tvardovskogo-vasilij-terkin/

Василий Тёркин — народный герой

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / Василий Тёркин — народный герой

  Скачать сочинение

    Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:     Вот стихи, а все понятно.

Читайте также:  Природные ресурсы африки

    Все на русском языке.     Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В.

Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.

    В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” — произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом.

Так поэма развивается, так она и построена:     Эти строки и страницы —     Дней и верст особый счет,     Как от западной границы     До своей родной столицы,     И от той родной столицы     Вспять до западной границы,     А от западной границы      Вплоть до вражеской столицы      Мы свой делали поход.     Изображение войны представляло для писателей немалые трудности.

Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас.

Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода — все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой.

И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом.

Через всю поэму проходит рефрен:     Бой идет святой и правый,      Смертный бой не ради славы,     Ради жизни на земле.     “Василий Теркин” — это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей.

Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические.

Герой олицетворяет собой народ:     В бой, вперед, в огонь кромешный      Он идет, святой и грешный,     Русский чудо-человек.     Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.

    Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / Василий Тёркин — народный герой

Смотрите также по произведению «Василий Теркин»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050801184864103961

Народный характер поэмы «Василий Теркин»

Цель урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, ее место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.

Оборудование урока: иллюстрации к поэме «Василий Теркин».

Методические приемы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.

Ход урока

I. Слово учителя

Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А.

Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова.

Возможно, что он останется автором только одной такой книги, на чнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить (ему за «Теркина» (И. Бунин. Письмо к Н. Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. // Бунин И. Кн. 1. Лит. наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973)

Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин… известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939—1940 годов — с периода финской кампании.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки…

И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная… Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием.

Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя…

Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Теркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде.

Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках.

Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение».

Изменился не только герой поэмы — другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» — такой подзаголовок дал автор своей поэме.

II. Беседа по тексту поэмы

— Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?

(Автор отвечает на этот вопрос так:

Теркин — кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.)

Образ Теркина предельно обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него — «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.

Теркин — национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.

Теркин — пехотинец. «В нем — пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», — писал Твардовский. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Уже в начале повествования, в главе «На привале» бойцы определяют Теркина так: «Свой». В главе «От автора»:

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда…

— Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?

Теркин — яркая личность, жизнерадостная, добро душная русская натура, «щедрое сердце», «помочь любитель», человек с открытой душой, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств — искренний патриотизм.

Задание для учащихся

Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя.

— О чем говорит фамилия героя?

(«Теркин» значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Этот тертый человек», — определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

В главе «Теркин — Теркин» герой встречает своего однофамильца, Ивана Теркина. Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. И старшина заключает: «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой».)

— Как развивается характер Теркина?

(С одной стороны, Теркин — персонаж почти былинный, сказочный, а значит, не развивающийся. Он не теряет присутствия духа, не унывает ни при каких обстоятельствах. В первых главах Теркин балагур, глядя на него, всем становится легче: «Хорошо, как есть такой / Парень на походе».

Однако этот образ выходит за фольклорные рамки. Веселость Теркина не то что напускная, скорее, он маскирует свои переживания — так ему легче самому и так он поддерживает других.

Он, как политрук, поднимает дух солдат в дни отступлений: «Шли бойцы за нами следом, / Пока дая пленный край, / Я одну политбеседу / Повторял: / — Не унывай!» (глава «Перед боем»).

Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которые он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать (глава «На Днепре»). Образ развивается и за пределами поэмы, в произведении, написанном Твардовским уже после войны — «Теркин на том свете».)

— Каковы отношения Автора и его героя? Какова роль Автора в поэме?

(Образ Автора — в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин, / Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин — реальный человек.

Общая у автора и его героя «малая родина» — Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом.

Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о конкретных родных местах.

Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое:

От Москвы до Сталинграда

Неизменно ты со мной —

Боль моя, моя отрада,

Отдых мой и подвиг мой!

Вся поэма пронизана авторским лиризмом. Автор ведет с читателем свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг-читатель». Доверительный разговор Автора приближает читателя к изображаемым событиям, к героям поэмы. Автор выступает посредником между героем и читателем.)

III. Заключительное слово учителя

«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события.

Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма — целостное произведение.

Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944—1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

Конфликт в поэме носит, как пишет Н. Л. Лейдерман, «надличный» характер — он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.

Домашнее задание

Читайте также:  Первые лучи марта

1. Познакомиться с лирикой А. Т. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?

2. Подготовиться к проверочной работе по поэме «Василий Теркин»



Источник: https://scribble.su/school-literature/pouroch-razrab-11-part-2/39.html

Своеобразие поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского:

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» представляет собой произведение, отличающееся жанровой и стилевой оригинальностью, что вызывало и по сей день вызывает неподдельный интерес и восхищение у любого читателя. Несмотря на то, что речь в поэме идет о трагических военных событиях, она не кажется «тяжелым» произведением, не вызывает каких-либо отрицательных эмоций.

Автору удалось мастерски изобразить картину реальной действительности, насыщенную суровыми фактами военного времени, передать образы русских солдат, готовых отдать жизнь ради свободы своего народа и страны, избежав при этом излишней пафосности и патетичности, свойственной некоторым произведениям советской литературы того периода.

Своеобразие поэмы во многом объясняется наличием в ней особого лирического героя. Образ Василия Теркина необыкновенно ярок и привлекателен, доступен для понимания и близок как людям военных лет, так и нам, потому что является одним из наиболее замечательных воплощений национального характера в литературе.

Идея, занимавшая умы и сердца всех без исключения россиян в период войны, — идея победы над фашизмом — стала для Василия Теркина едва ли не единственным жизненным стремлением, целью, которую он был готов достичь любой ценой. Самоотверженность, скрывающаяся за маской самоиронии, обеспечивает герою читательские симпатии, однако едва ли Твардовский преследовал только эту цель, создавая своего Васю Теркина.

Главным для поэта и публициста Твардовского было стремление через частное, индивидуальное проявление героизма и самоотверженности представить общее настроение русского народа в период самой страшной войны столетия.

В поэме не раз встречается колоритная фраза: «…Не ради славы — ради жизни на земле». Эта строчка замечательно характеризует главного героя данного произведения.

Автор создавал Василия Теркина не для того, чтобы представить его сверхчеловеком, которому не страшен «смертный бой и бой кровавый».

Василий — простой деревенский парень, но ему, как и его однополчанам, пришлось взять на себя огромную ответственность за судьбу народа, и поведение Теркина в тех обстоятельствах, когда приходится действовать перед лицом смерти, говорит о нем как об обыкновенном человеке, обладающем необыкновенной, богатырской душой.

Герой вызывает симпатию именно своей человечностью, близостью к народу. Доброта и простодушие Теркина постоянно подчеркиваются. В его мечтах о победе, о медалях отражаются такие черты, как бескорыстие, отсутствие честолюбия.

Представляя свое возвращение в родное село, он шутит по поводу того ошеломляющего эффекта, который произведут его награды на земляков. Он представляет, как его встретят девушки, и в этом проявляется трогательное ребячество, схожее с тем, которое испытывает юный мальчишка, заступившийся за слабого и услышавший за это похвалу.

Описанием подобных моментов, простым и лишенным каких бы то ни было поэтических изысков (метафор, сравнений, олицетворений и т. д.), автор хотел подчеркнуть актуальность фразы «ничто человеческое не чуждо..» применительно к своему главному герою, доказать реальность, жизненность образа.

Ему это удалось, так как читатель прекрасно понимает мысли и желания главного героя, искренне сопереживает ему. Не ради славы Теркин совершает подвиги, не ради того, чтобы поразить своими наградами односельчан и стать Героем для однокашников, он постоянно рискует жизнью.

Василию Теркину, как и многим другим бойцам Советской Армии, была нужна, как поется в известной песне, одна победа, и за ценой они не постояли.

Своеобразие поэмы, помимо всего прочего, заключается и в замечательном умении автора подчеркнуть неистребимость желания жизни в людях.

Бытовые зарисовки, в которых Твардовским восстанавливаются все исконные основы жизни русского солдата, позволяют читателям понять, насколько молодые безусые парни привязаны к своей земле, насколько сильна в них любовь к жизни.

Однако это единственная по-настоящему важная ценность забывается, когда речь идет о судьбе многострадальной России.

В композиционном плане поэма представляет собой ряд эпизодов, в которых постепенно раскрываются все новые и новые черты главного героя. Своеобразным новаторством стало введение сказочных эпизодов, например, беседы Теркина со Смертью.

Богатырские, былинные мотивы просматриваются в описании переправы героя через реку, подвига Василия Теркина, сбившего вражеский самолет из винтовки. Описанные приемы, делающие Теркина полуфантастическим героем, используются автором для того, чтобы каждый солдат смог узнать себя в сказочном персонаже Васе Теркине.

Сам Твардовский отмечал, что создание героя явилось коллективной задачей, и его образ вышел из полуфольклорной среды.

Подвиг героя символизирует великую мощь русских солдат в целом, их способность жертвовать собой ради победы, добиваться ее, невзирая на трудности и лишения. Человечность бойцов не раз подчеркивается их растерянностью и даже испугом, чувствами, столь естественными в военных условиях.

«Святой и грешный» Василий Теркин не является исключением; он, как и его однополчане, боится смерти, что может подтвердить следующая цитата: «Смерть есть смерть. Ее прихода все мы ждем по старине».

После этих слов герой, которому предстоит вступить в схватку с врагом, становится нам еще ближе, а переживания читателей за него — еще более искренними.

Следует сказать несколько слов о стилевом своеобразии поэмы. Автор придерживался традиций классиков, стараясь придать поэме характер народного произведения.

Вряд ли найдется читатель, которому покажется неясным своеобразный стиль, в котором присутствуют и простодушный юмор, и элементы народного эпоса, и реальные картины трагических событий. В произведении тесно сплетены печальные эпизоды действительности и жизнеутверждающие надежды героев, что кажется естественным. Перед нами — не вымысел, а жизнь, такая, каковой она и является на самом деле.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/svoeobrazie_poehmy_vasilij_terkin_a_tvardovskogo/25-1-0-11644

Сочинения по поэме твардовского «василий теркин»

Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом.

Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина.

И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

Почему так – без начала?

Потому, что сроку мало

Начинать её сначала.

Почему же без конца?

Просто жалко молодца.

Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому.

В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца».

Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.

Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

……………….

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой-героем.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, — добрался вплавь.

В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:

И с улыбкою неробкой

Говорит тогда боец:

-А еще нельзя ли стопку

Потому как молодец?

В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:

Сам стоит с воронкой рядом

И у хлопцев на виду,

Обратясь к тому снаряду,

Справил малую нужду…

В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:

-Нет, ребята, я не гордый,

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

-Побьем, отец…

в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

……………………….

Сытый, бритый, береженый,

Дармовым добром кормленный,…

Наш же Василий намного слабей немца:

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

-Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.

Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди».

Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:

А не носит писем почта

В край родной смоленский твой.

А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.

Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».

За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы

В «Василии Теркине» мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами.

Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя.

Несходство еще более углубляется в главе «На привале», где никак не совпадают две характеристики героя. Вначале его представляет автор:

Читайте также:  Чили. география, описание и характеристики страны

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой он обыкновенный.

А затем дается самохарактеристика, резко отличная от предыдущей своей несомненной, хотя и лукавой, сказочностью:

Трижды был я окружен,

Трижды – вот он! – вышел вон.

Это не контраст – скорее, взаимодополнение, но роли в экспозиции все-таки четко распределены. Вот и «Переправа» открывается авторским повествованием, причем до появления Теркина и по ситуации, и по тону она трагическая. Взят момент, когда солдаты находятся в наибольшей зависимости от судьбы – они в ее руках, а судьба безжалостна:

И столбом поставил воду

Вдруг снаряд. Понтоны в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

На такой горькой ноте завершается первая часть рассказа: смерть всех сравняла, все обезличило – теперь

… неизвестно

Кто там робкий, кто герой.

Перелом в сюжет и настроение вносит приплывший по ноябрьской воде Теркин. Не только ледяную корку у берегов – он обламывает ощущение роковой безысходности, затянувшейся безвестности. Задумывая поэму, А.

Твардовский писал весной 1941 года: «Трудность еще в том, что таких «смешных», «примитивных» героев обычно берут в пару, для контраста к герою настоящему, лирическому, «высокому». Больше отступлений, больше самого себя в поэме», то есть для себя он предполагал особую, более приподнятую позицию.

В главе «Переправа», да и не в ней одной, случилось, однако, обратное: именно герой поддержал автора, вселил в него, в своих однополчан надежду. Взаимодополнение постепенно сменяется взаимопроникновением.

Парность героев, хорошо известная и по «Дон Кихоту», и по «Тилю Уленшпигелю», у Твардовского в конце концов тоже проявилась своеобразно. Наметившаяся в первых двух главах функциональность себя исчерпывает.

Высокое и низкое, трагическое и комическое — то, что по исходным замыслам должно было распределяться между двумя образами – совместилось.

Совместилось, прежде всего, в герое, который уже в третьей главе, «Перед боем», проявляет помимо неунывающего духа еще и чуткость, тактичность, острое ощущение личной вины.

«Василий Теркин» уже далеко отстоит от того самозабвенного слияния людей в коллектив, которым отмечены многие довоенные стихотворения Твардовского, — общность здесь осуществляется как единство индивидуальностей.

«Василий Теркин» представляет собой свободную форму и в смысле естественного перетекания автора в главного героя, других персонажей, «своего» в «твое» и обратно. Органично соединяются практически на каждой странице шутка и горесть, бедствие и подвиг, быт и высочайшая духовность.

Отсюда – цельность произведения при удивительно широкой философско-психологической амплитуде.

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-poyeme-tvardovskogo-vasilii-terkin.html

Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Главной темой поэмы А. Т. Твардовского «Ва­силий Теркин» является тема войны, в центре повествования — тяжелейшие испытания одно­го из миллионов солдат, однако строки ее напол­нены веселой шуткой и юмором:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Уже первая встреча с В. Теркиным запомина­ется читателю светлым юмором. Но за шутливым тоном героя, словами, сказанными с улыбкой, скрывается глубокий смысл.

Обыгранное Терки­ным слово «сабантуй» приобретает неожиданные значения: малый сабантуй — это когда солдат пе­режил первую бомбежку; выжил под перекрест­ным огнем миномета — средний сабантуй; но главный сабантуй — это встреча с лютым врагом. Грозный танк, по мнению Теркина, на самом деле слеп и глух:

То-то слеп! Лежишь в канаве,

А на сердце маета:

Вдруг как сослепу задавит, —

Ведь не видит ни черта!

За этими шутливыми словами скрыта сме­лость, отвага главного героя. На протяжении всей книги В. Теркин весело шутит со смертью. Пред­ставим картину: Теркин вслед за стрелковой ро­той тянет провод. Все живы-здоровы и невреди­мы. Вдруг из корявых кустов вылетел снаряд. Все ничком упали в снег. Страх Теркина Твардовский передает в шутливой форме, подчеркивая жиз­ненную стойкость солдата:

Всей спиной, всей кожей слышит,

Как снаряд в снегу шипит…

Хвост овечий — сердце бьется.

Расстается с телом дух.

Последующие события, «подперченные» юмо­ром, только усиливают эту характеристику глав­ного героя. Теркин, подумав, что не стоит боль­ше ждать взрыва, осторожно поднялся с земли на ноги. Увидел почти у самых ног гладкий круглый тупоносый снаряд.

«Вот такой дурак слепой не­известного калибра» мог унести жизни сотни бой­цов. Эта мысль мелькнула в голове Теркина, но тут же его начал душить смех: «все кругом ле­жат ребята, закопавшись носом в снег».

Дальней­шие действия Теркина мы описывать не будем, скажем лишь одно: солдат достойно отомстил смертоносному снаряду за страх и ожидание не­избежного конца.

Светлым юмором, задорным весельем окраше­ны все испытания В. Теркина, а точнее, отноше­ние героя к этим испытаниям. В главе «Бой в бо­лоте» Теркин не устает шутить даже во время боя, только шутка его направлена на то, чтобы под­нять боевой дух товарищей. Трое суток пехота, промокшая под дождем, в болоте, под миномет­ным огнем противника ожидает подмогу. Трое

суток солдаты без еды, махорки, спичек изныва­ют от тоски. Кто-то сетует на судьбу, но Теркин шутливо обрывает пессимиста:

Кто не хочет, тот не верь,

Я сказал бы: на курорте

Мы находимся теперь.

И далее поясняет: сетовать на судьбу неловко, так как боец не один, он в цепи, в роте, у него в руках винтовка и две гранаты; в тылу его поддер­живают бронебойки, пушки, танки.

Герой вспо­минает, как сам проходил через окружение, был одинок и беспомощен. А если рядом есть това­рищ, готовый в любую минуту прийти тебе на помощь, считай, что тебе повезло. Слова Терки­на прерывает смертный свист пули, но ненадол­го.

Теркин будто сам сидит в кресле и страхует всех от огня:

Брось, ребята,

Говорю — не попадет.

В минуту тишины Теркин продолжает вспо­минать о том, как год назад лежал в бесхозной, в поле брошенной копне. Вдруг увидел двух нем­цев, которые пришли на поле. Эти двое пели «Москва моя», мечтая о скорой победе над рус­скими.

Теркин сопровождает свой рассказ насто­ящим театральным действом: корчит рожу, поет, как мог бы запеть немец. При этом Теркин смот­рел так тоскливо: он помнил, как эта песня, ис­полненная врагами, вызвала в его душе печаль и стыд.

Можно заметить, что все веселые рассказы Теркина заканчивались довольно серьезными выводами. Каждая его шутка имела глубинный подтекст.

В главе «Смерть и воин» Теркин готов шутить даже со смертью. На снегу лежит раненый В. Тер­кин, снег под ним набряк его же кровью. Смерть смеется в лицо солдату, требуя от него согласия:

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе…

Но Теркин, как всегда, не сдается, обращаясь к похоронной команде в шутливом тоне (насколь­ко это возможно для умирающего человека): «Прогоните эту бабу, я солдат еще живой».

Не любит Теркин наград, а свой героизм вос­принимает с привычной для нас шуткой-прибаут­кой. В ответ на едкое замечание сержанта по по­воду награды за сбитый с помощью винтовки са­молет («Вот что значит — парню счастье: глядь — и орден, — как с куста!») Теркин сразу его уте­шает: «Не горюй, у немца этот — не последний самолет».

Обобщая все сказанное, отметим: юмор в по­эме А. Твардовского «Василий Теркин» выступа­ет как основной способ характеристики главного персонажа. А юмор, вложенный в уста героя, под­черкивает eго лучшие качества: отвагу, смелость, стойкость перед жизненными испытаниями, силу духу.

На этой странице искали :

  • народный характер в поэме твардовского василий теркин
  • сочинение на тему народный характер в поэме твардовского василий теркин
  • сочинение на тему Василий Тёркин
  • сочинение по поэме твардовского василий теркин
  • сочинение народный характер в поэме Твардовского Василий Теркин

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-znachenie-yumora-v-poeme-a-t-tvardovskogo-vasilij-terkin.html

Василий Теркин — образ народного героя

Главная » Сочинения » 8 класс |

Средняя оценка: 4.1 

В самом центре Смоленска, в сквере на площади Победы установлен памятник: А.Твардовский беседует с В.Теркиным. Реальный человек и литературный персонаж. Автор поэмы «Василий Теркин» и главный ее герой.

Это очень символичный памятник всем героям-фронтовикам, тем кто всегда находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые будни, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале, кто ценой жизни приближал Великую Победу.

Поэма Твардовского была действительно народной — вернее солдатской — поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали именно «Василия Теркина” да «Войну и мир” Льва Толстого.

Поэма Твардовского написана легким, живым языком. Стихи запоминаются сами собой. Каждая глава поэмы является законченным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: «Эта книга про бойца, без начала и конца”.

Автор не заставляет своего героя совершать какие-то выдающиеся подвиги. Хотя, как знать… Одна переправа, да сбитый самолет, да взятый в плен вражеский язык чего стоят… Мне нравится жизнелюбие Василия Теркина.

Каждый день он смотрит в глаза смерти на фронте, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули”. Порой он мерзнет, порой голодает, не имеет вестей от родных. Но Василий никогда не унывает.

Живет и радуется жизни:

Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз — ни стать, ни сесть”. И Теркин заиграл на гармони:

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы.

Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, что «хоть бы смерть, да на сухом”. Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все на свете клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды”. А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение.

Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел «Москва моя”, — тогда и нужно было кручиниться.

А нынче враг совсем не тот, «этой песней прошлогодней -нынче немец не певец”. Василий в трудные минуты всегда находил нужные слова, которые могли бы утешить его товарищей. Такой уж у него талант.

Однако самая пронзительная, на мой взгляд, глава — глава «Смерть и воин”, в которой герой, раненый, лежит на снегу и замерзает. И чудится ему, что пришла смерть.

Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
Ну, солдат, пойдем со мной.И стало трудно Теркину спорить со смертью, потому что истекал он кровью и хотел покоя.

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
— Полно, полно, молодец, Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец.

И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость только в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя…

Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой:

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа.
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

И воин побеждает смерть:
И подумала впервые
Смерть, следя со стороны: ——
«До чего они, живые,
Меж собой свои — дружны.
Потому и с одиночкой
Сладить надобно суметь.
Нехотя даешь отсрочку”.

И, вздохнув, отстала Смерть.

«Книга про бойца” была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, вела их к победе.

Вместе с сочинением «Василий Теркин — образ народного героя» часто ищут

Источник: http://u4ulit.ru/publ/vasilij_terkin_obraz_narodnogo_geroja/21-1-0-31

Ссылка на основную публикацию