Сочинение: герасим — главный герой рассказа и.с. тургенева «муму»

Сочинение «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“

Тема: Сочинение «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“.

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:  развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва.

Метапредметные:  умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.

Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.

Методы и формы обучения:  наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия: портрет, сочинение

Ход урока

Оргмомент. Психологический настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

— Итак, ребята,  на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?

— Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания  в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

Определение темы урока.

-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».

-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Знаете ли вы, что такое отзыв?

Создание проблемной ситуации.

— Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

— С кем не будете дружить? Почему?

— Кого  вы могли бы бояться? Почему?

Работа  по карточкам в парах.  

Узнайте по описанию  одного из  героев. Решите, кто будет отвечать по карточке.

Карточка №1.                    

      …, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни.

Тургенев пишет: «…почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя».

Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром ест, … обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем».

Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе …  видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы …  совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

(Капитон Климов, башмачник)

Карточка №2.                                

      …  — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром.

В разговоре с барыней, он постоянно говорит на -с: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда …  разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет -с.

Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

(Гаврила, дворецкий)

Карточка №3.                                

      … , молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой.

Тургенев пишет: «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».

…  с детства заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее «соскочила».
      Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. …  была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность.

Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что …  нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни. Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли … Капитона. Дворецкий заставил … изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул …  прямо к Капитону.

Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в деревню. …  на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.

 (Татьяна, прачка)

Карточка №4.                                                

      Тургенев называет  …  «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.    … был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

(Герасим)

Карточка №5.                                      

Читайте также:  Николай михайлович карамзин: жизнь и творчество

         Она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж. «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».       Поступки …  говорят о ее неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно назвать самодурством.

—  Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя  при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?

(Барыня)

Составление плана устного отзыва.

_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?

Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно

— С чего можно начать устный  отзыв? (внешность, поведение

— Только ли с внешности?

  1. Внешность.

  2. Кто такой?  Какое положение занимает среди челяди?

  3. Занятия, поступки, поведение героя.

  4. Ваше отношение к поступкам героя.

  5.  (Подготовка в группах)

По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)

Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным.

Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли.

Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

— Когда созревает желание уйти от барыни?

— Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

— Есть ли в рассказе счастливые?

— Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

— Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

— Счастлив кто-нибудь из дворовых?

— В чем вы видите причину несчастья героев?

— А кого можно назвать достойным уважения?

Работа с иллюстрациями.

-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?

 Подготовка к письменной работе.

— Так как это будет наш первый опыт написания сочинения — отзыва на художественное произведение, подумайте, что нам нужно еще для того, чтобы написать сочинение? (План)

-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)

Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.
  ( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы) 

  Пример сложного плана сочинения
      I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?      II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».      1. Кто такой Герасим?      2. Как он выглядит?      3. Какие поступки совершает?      4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?      5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

      III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

 -Кому я посоветую прочитать этот рассказ?

-Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.

Подведение итогов.

— С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?

-Чему научились на уроке?

-Кому можем посоветовать  прочитать этот рассказ?

Домашнее задание.  Подобрать рабочие материалы к уроку.

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinenie-gerasim-glavnyi-geroi-rasskaza-i-s-turg.html

Сочинение: Тургенев И. С. Муму Тема: Герасим главный герой рассказа «Муму»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.

Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.

С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик», трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих.

Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства.

Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу.

Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму. Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!

Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Ни у кого не спросясь, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни.

Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей..

Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

  1. Рассказ

    Создавая образ главного героя рассказа «Муму», автор говорит, что Герасим был самым замечательным, славным мужиком. Глухонемой от рождения, он был сложён богатырём двенадцати вершков ростом.

  2. Урок

    Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство,

  3. Документ

    С начала 40-х годов не только в российском обществе, но и в правительстве активно обсуждалась коренная русская проблема – уничтожение крепостного права.

  4. Рабочая программа

    Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.

  5. Урок

    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

Читайте также:  Нефритовое озеро туркана в кении

Источник: https://refdb.ru/look/1913033.html

Блог Юльчатки

Ребёнку предстояло написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа». Вместе с дочкой, точнее, после неё, я перечла «Муму» Ивана Тургенева.

Спустя четверть века, так сказать, вернулась к этому произведению.

Повесть написана талантливо, ребёнок – пятиклассник безоговорочно верит в то, что Герасим любит собаку, а Муму любит своего хозяина – спасителя (помните, он вытащил щенка из болота).

Тогда почему Герасим утопил Муму? Зачем? Если всё равно он потом ушёл от барыни.

Не иначе, как подчинился Судьбе, обделившей мужчину ещё при его рождении слухом и голосом. Может, и барыню Герасим видел, как Судьбу, и принимал её безоговорочно, повинуясь всем её капризам и приказам.

Но, думаю, что такие размышления явно не по силам детской психике и разуму.

Это не детская литература, на мой взгляд, нет здесь счастливого финала. И дочка не спросила меня, почему Герасим утопил Муму. Она спросила, как можно убить существо, которое тебя любит. И я считаю, что такая постановка вопроса для ребёнка более правильная.

И ответ тогда будет однозначный: «Барыня приказала, он исполнил». И не боялся Герасим наказания, как не боялся никого (его боялись), не знал он о нём ничего.

Герасим – «вещь», личная собственность хозяйки, а у вещи нет прав никаких.

Особенно нет права любить, и нет права защищать то живое существо, которым дорожишь.

Но вернёмся к тому, что девочке надо написать сочинение. Естественно, никто не учил детей, как нужно это делать правильно. Хорошо, что наша учительница по русскому языку понимает это. Потому и дала примерный план, по которому можно написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа».

*** Итак, сначала примерный план сочинения на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева». 1. Введение. Моё отношение к Герасиму. 2. Основная часть.

Кто такой Герасим? Как выглядит герой, что в его облике подчёркивает автор? Как проявляет себя герой в поступках? Как Герасим относится к людям и они к нему? Как автор относится к герою? Чем Герасим отличается от других героев?

3. Заключение. Почему Герасим уходит от барыни в родную деревню?

***
Теперь само сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева», написанное моей дочкой Светланой.

Главным героем рассказа И. С. Тургенева «Муму» является Герасим. Моё отношение к Герасиму хорошее, потому что он добрый (дарил подарки Татьяне, спас собачку из болота), трудолюбивый (во дворе и в его каморке всегда чисто и аккуратно), в общем, замечательный человек.

Герасим родился и жил в деревне, его силе можно было позавидовать. Наверное, этой силой и приглянулся мужчина барыне, и она забрала его в свой московский дом. Там Герасим стал работать дворником. Сначала он чувствовал себя несчастным, скучал, потому что привык жить в деревне. Одежда у Герасима была немножко плоховата.

Ему купили сапоги, кафтан на лето сшили, а на зиму – тулуп. Герасим – очень сильный, строгий, дружелюбный (всегда помогает всем), но чужих во двор не пускает, а остальная челядь его побаивается. Объяснялся Герасим с людьми знаками, потому что был глухонемым.

Герасим дарит Татьяне подарки, потому что она ему нравится, спасает собачку и ухаживает за ней, охраняет своих хозяев от воров. Он – хороший человек и поступки у него хорошие. Герасим считает людей «своими», а вот люди его побаиваются. Даже автор относится к герою своего рассказа хорошо. Он его уважает за хорошие поступки.

Герасим отличался от всех тем, что он был глухонемым. Но это не стало его главным отличием от других работников барыни.

Несмотря на то, что барыня лишила Герасима всего того, что он любил: жизни в деревне, Татьяны и собаки Муму, он нашёл в себе силы выполнить последний приказ и ушёл навсегда в свой деревенский домик. Так он стал независимым, не испугавшись даже, что его могут наказать за побег.

***
Вот так увидела моя Светлана главного героя Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму».


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости “НАЖАВ СЮДА

Источник: http://ulchatka.ru/archives/4200

Герасим – главный герой рассказа Ивана Тургенева «Муму»

Герасим является главным персонажем рассказа Тургенева « Муму». Он работал дворником у прихотливой барыни, при этом его особенность состояла в том, что Герасим был немой. Он обладал огромной физической силой, крупным телосложением, а также суровым характером. Но что же изменило мнения многих, которые перестали считать Герасима позитивным персонажем?

На написание данного рассказа автора вдохновил рассказ дворника, которого наняла мать Тургенева, поэтому вымышленной историю назвать нельзя. Получив работу дворника, Герасим знакомится с неизведанным ему миром, в котором царит несправедливость и жестокость.

В мире много зависти, лживости, а также лукавости. Барыня наделена всеми этими плохими качествами. Однажды Герасим спасает щенка, поэтому назвать его черствым очень несправедливо. Новая собачка Муму преданно любила своего нового хозяина. И, неожиданно для всех, барыня приказывает погубить Герасиму этого щенка. Повинуясь ей, он идет к воде и топит бедного Муму.

До сего времени созревает множество вопросов, которые касаются поступка Герасима. Как объясняют, такой поступок является неким протестом крепостному праву. Перед знакомством со щенком, Герасим влюбился в Татьяну, которая служила прачкой. Но барыня поступает очень жестоко, отдавая Татьяну за башмачника. Счастье Герасима познает краха.

После жестокого отношения к Муму, Герасим возвращается в родную деревню, где всегда будет в полном одиночестве, тяжело работая. Поэтому, следует сказать, что он не боится трудностей, а также отличается своим трудолюбием. Герасим, пусть и немой, и не мог высказать свои чувства, но все же сильно переживал из-за этой потери.

Читайте также:  Природа, растения и животные орловской области

Несмотря на довольно-таки странные поступки дворника, можно сказать, что он – сильный человек, который переступил через самого себя целых два раза.

Первый – когда смирился с потерей своей любви, а второй – когда погубил любимое ему существо. Пусть в некоторой степени нам это непонятно, но все же главное в сочинениях – это их суть и мораль.

Образ Герасима показал нам, что, несмотря на то, что происходит в твоей жизни, ты имеешь право выбора. Прежде всего, нужно поразмыслить, принесет ли какой-то поступок тебе самому счастье, или же просто удовлетворит чью-то прихоть.

Позитивный или негативный персонаж Герасим? Окончательный ответ на этот вопрос пока что не существует, ведь по поводу этого героя существует множество мнений и споров.

(6 votes, average: 4.33

Источник: http://school-essay.ru/gerasim-glavnyj-geroj-rasskaza-ivana-turgeneva-mumu.html

Герасим герой рассказа «Муму» — Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму»

Небольшие отрывки с «Воспоминаний о семье И. С. Тургенева» В. Житовой и рассказа «Муму». «Подъезжая к деревне, Вава. Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в край крестьянина.

Варвара Петровна велела остановить карету и подкрикнуть этого великана. Долго звали его издалека, к концу, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, симпатия отвечал каким-то мычанием.

Оказалось, что сие был глухонемой от рождения… Но мне калюется, как, исключая рост и красоту Андрея, этот недостаток, (то) есть придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну. Симпатия тут же решила взять немого во дворик, в число своей личной прислуги и в звании дворника…» «…Варвара Петровна щеголяла своим гигантом-дворником…

Поразительно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом рожа Андрея всегда сияло добродушной улыбкой…» «Крепко безвыгодный полюбилось ему сначала его новое житье. Сселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал…».

«Занятия Герасима по мнению новой его должности казались ему шуткой впоследств тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было шабаш, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув клапан, на всех проходящих, как бы желая настоять от них решения загадочного своего положения, так вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался нате землю лицом и целые часы леокал на мужские груди неподвижно, как пойманный зверь…

» В процессе сопоставления отрывков подумайтн по-над тем, какие реальные факты жизни положены в основу рассказа и какие изменения претерпели они в рассказе.

Тургенев писал о тех но событиях и тех же людях, которые были и в жизни, а он многое изменил: по сравнению с немым Андрееем у Герасима — героя рассказа «Муму» — дочиста другое отношение к внезапному переезду в город.

Попробуем отнести за счет, какое чувство возникает, когда мы знакомимся с отрывком изо «Воспоминаний» об отношении Андрея к жизни в городе и какое любовь охватывает нас, когда мы читаем об этом но строки рассказа Тургенева. Как писатель дал нам ущучить о переживаниях Герасима? Недаром, прочитав рассказ «Муму», В. Н. Житова писала: «…

я… подле всей своей любви и жалости к крепостным, даже и без- подумала пожалеть об Андрее… Надо было совмещать ту любовь и то участие к крепостному люду, которое имел отечественный незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до самого чувств и до внут-ренного мира нашего простолюдина». Изменил И. С.

Тургенев и быстрина событий в конце рассказа: если немой Андрей покорился барыне и остался послушным слугой, так герой рассказа Тургенева Герасим, выполнив приказ барыни пустить ко дну Муму, не смирился, а самовольно ушел в родную деревню.

«…Он спешил кроме оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину…

Возлюбленный шел… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и как один человек с тем радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его сиська; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, точно будто мать-старушка ждала его на родине, не хуже кого будто она звала его к себе после долгого странствования держи чужой стороне, в чужих людях…

…Он чувствовал ведомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, ни дать ни взять ветер, улетевший к нему навстречу, — ветер родины — ласково ударял в его моська, играл в его волосах и бороде; видел перед внешне белеющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его трасса И, как лев, выступал сильно и бодро… Сравним посередке собой оба отрывка и попытаемся ответить, почему Тургенев уделил такое упирать) на что описанию возвращения Герасима в родную деревню. Что изменилось в душе Герасима? Т. е. выразил новые чувства своего героя писатель?

Размышления держи эти темы завершаются обобщающим ответом на положение: почему Тургенев придумал совсем другую концовку к истории немого дворника? Беллетрист стремился вызвать у читателей сочувствие, сопереживание судьбе могучего, трудолюбивого, отзывчивого и справедливого человека, находящегося вот власти жестокой барыни-крепостницы.

Он хотел, затем чтобы судьба его героя воспринималась не как обособленный факт жизни, а имела более широкое значение: приблизительно Тургенев выразил свое отношение к крепостному праву, свою веру в нравственные силы крепостного человека, близкие надежды на близость перемен в судьбе народа. Свое расположение к изображенным картинам жизни И. С.

Тургенев высказывает не всего на все(го) в форме прямых авторских оценок («славный он был мужик» и т. д.), так и всей системой изобразительно-выразительных средств (детали портретных и пейзажных характеристик, повесть поступков, чувств и переживаний героев, их взаимоотношений), во всех отношениях богатством поэтического языка.

Он рисует картины жизни, давая им свою оценку, стремясь породить у читателей такие же чувства и мысли, какие волнуют его.

Источник: http://sochbox.com/gerasim-geroj-rasskaza-mumu-sochinenie-po-proizvedeniyu-i-s-turgeneva-mumu/

Ссылка на основную публикацию