Сочинение: “что такое обломовщина” (по роману и.а. гончарова “обломов”)

Что такое “обломовщина”? (по роману и. а. гончарова “обломов”)

Роман “Обломов” создавался в течение многих лет с большими перерывами. Начат он был в 1846 году.

Летом 1849 года после пятнадцатилетнего пребывания в столице Гончаров совершал поездку на родину. Им была уже написана первая часть “Обломова”, а остальные “гнездились” в голове.

На родине, в провинциальном Симбирске с его неподвижным, обломовским существованием, писатель получил возможность сопоставить написанное и реальную жизнь.

“…Я увидел, все это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить, что, словом, работа эта почти никуда не годится”, – свидетельствует автор. Работа над “Обломовым” прервалась.

Летом 1859 года у Гончарова наступил необыкновенный творческий подъем, это было связано с тем, что роман, наконец, обрел свою героиню. Вчерне почти закончив “Обломова”, Гончаров в конце августа приехал в Париж.

Роман, “необработанный, в глине, в сору, с подмостками, с валяющимися вокруг инструментами, со всякой дрянью”, он прочитал Тургеневу, Фету, Боткину.

В “Обломове” нашли свое отражение сороковые и начало пятидесятых годов: период глубокого и всестороннего кризиса феодально-крепостнического строя, породившего обломовщину. Определяя замысел романа, Гончаров отмечал: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаютсяпрежде времени в… кисель”.

Обломова превратила в кисель крепостная среда, крепостнические нравы, которые и подвергаются в романе последовательной и всесторонней критике. Сущность и происхождение обломовщины раскрывается в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения.

Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения “крещеной собственностью”, “тремястами Захаров”, что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами.

“Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – пишет Добролюбов об Обломове, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства”.

Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга, что кажется, “нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу”.

Апатия, неподвижность и нравственное рабство отражены Гончаровым даже во внешнем облике Обломова, изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который “наспал свои недуги”.

Обломову были присущи хорошие душевные качества, гуманность. В своих суждениях он нередко проявляет критическое отношение к бюрократизму, к пустоте светского общества.

Когда-то Обломов и читал, интересовался литературой, даже задумал научный труд, посвященный России, но все это кончилось все той же обломовщиной.

“Жизнь у него была сама по себе, – пишет Гончаров об Обломове, – Его познания были мертвы… Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, задач, положений… Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний *.

Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выраженная во всякого рода маниловских фантазиях, одолевавших лежащего на диване Обломова. Весь процесс его жизни рисуется как духовное и моральное оскудение личности.

Обломов встретил необыкновенную, чуткую девушку, горячо полюбившую его. Любовь вначале захватила и Обломова, но закончилась она все в том же обломовском духе. Лень, боязнь ломки привычного для него уклада жизни победили в Обломове чувство любви, ему не хотелось переживать ее тревог, нести какие-то обязанности.

Попытка Ольги Ильинской пробудить Обломова, вызвать его к деятельной жизни кончилась неудачей. В тоске Ольга спрашивает: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” – “Есть, – сказал он чуть слышно… – Обломовщина!” Это было последнее проявление его сознания, мысли…

В истории жизни Обломова много трагического. Если бы Гончаров избрал героем своего романа человека, лишенного духовной и нравственной жизни, то его жалкая судьба не взволновала бы читателя.

Но Обломов в изображении Гончарова – человек, в котором было заложено много хороших, подлинно человеческих стремлений и качеств. Недаром Ольга полюбила Обломова за его “голубиную кротость” и нравственную чистоту.

Сам Гончаров с немалой долей сочувствия относится к Илье Ильичу, когда в нем пробуждается сознание своего постепенного падения. Тоскливое настроение, охватывавшее порой Обломова, свидетельствовало о наличии в нем подлинно человеческих чувств, сопротивлявшихся обломовщине.

На примере своего героя Гончаров раскрывает губительное, тлетворное влияние страшной, засасывающей тины крепостнических нравов паразитической жизни помещичьего класса.

Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков Захар, о котором его барин Илья Ильич думает: “Ну, брат, ты еще больший Обломов, чем я сам”.

Гончаров видел в обломовщине не общенациональное, а социальное явление, продукт определенных общественно-исторических условий, крепостного строя. Изобличение обломовщины было подлинно патриотической заслугой писателя.

В статье об Обломове Добролюбов установил социально-психологическое родство Обломова с “лишними людьми”. Черты обломовщины великий критик отмечает и в Онегине, и в Печорине, и в Рудине.

Добролюбов раскрывает историческую связь между ними и Обломовым, поскольку все они являются выходцами из дворянской среды и воспитаны на почве крепостного строя.

Конечно, между “лишними людьми”, отличавшимися даровитостью, высоким интеллектуальным уровнем, идейными исканиями и неудовлетворенностью жизнью в обстановке крепостного строя, с одной стороны, и Обломовым – с другой, была большая разница.

Однако Добролюбов был прав, устанавливая, что такие черты, как праздность или “кипение в действии пустом”, неспособность к труду, нерешительность в критические моменты жизни, были не чем иным, как проявлением обломовщины.

Суждения эти критика поддерживают современные ученые: “Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что как человек он не желает заниматься в ущерб своему человеческому достоинству”.

Так естественно рождается вывод: “…образ Обломова представляет соединение нескольких идейных пластов, в некотором смысле даже противоположных между собой”. Он дан “в двух планах, которые, никогда не сливаясь, создают резкую контрастность”.

Если в первой части “Обломова” Гончаров обличает прежде всего обломовское в герое, который представляется ему лишь выражением и порождением среды, то в последующих за бездействием Обломова ему видится не только природная лень, воспитанное с детства иждивенчество, но и трагическая апатия – итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности.

В год публикации романа Д. И. Писарев предсказал: “Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными”. И действительно, вскоре герой Гончарова стал персонажем нарицательным. Оставаясь в главном самим собой, он в соответствии со временем менял среду своего бытования.

Так, в 1912 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Гончарова, А. Ф. Кони заметил: “Обломов уже не лежит на диване и не пререкается с Захаром. Он восседает в законодательных и бюрократических креслах и своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением злу сводит на нет вопиющие запросы жизни и потребности страны…”

(No Ratings Yet)
Loading…

Что такое “обломовщина”? (по роману и. а. гончарова “обломов”)

Источник: https://goldsoch.info/chto-takoe-oblomovshhina-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov/

Что такое обломовщина

10 класс

Сочинения по русской литературе

Что такое обломовщина

Центральный герой одноименного романа И. А. Гончарова до сих пор привлекает к себе внимание читателей и часто оказывается предметом горячих критических обсуждений.

Читайте также:  Уроки-конспекты по теме лето

Интересен ли в наше, отмеченное общественной активностью людей, время образ человека, олицетворяющего духовную и физическую лень и считающего ничегонеделанье нормой жизни? Изображая уникального лентяя, писатель поставил столько важных социальных и нравственных проблем, осветил такие стороны русской жизни, что становится понятно: автор показывает истоки и последствия обломовщины, утверждает, что общественно полезное дело — естественная и единственно плодотворная, духовно здоровая форма существования.

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя. Жизнь в движении характерна для сильных, энергичных и целеустремленных людей, жизнь в состоянии покоя — для ленивых, спокойных и беспомощных перед жизненными трудностями. В Обломове второй тип жизни преобладает над первым.

Гончаров считает, что жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родители, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью.

Им не нужно было зарабатывать себе на жизнь, они ничего не делали: за них работали крепостные крестьяне. При такой жизни человек погружается в беспробудный сон: он не живет, а существует. В семье Обломова все сводилось к одному: вкусно поесть и хорошо отдохнуть.

Особенности жизни Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая от возникающих перед ним трудностей, слабохарактерный отец, постоянный сон в Обломовке — все это сказалось на характере героя.

И Обломов вырос таким же сонным, апатичным и не приспособленным к жизни, как и его отцы и деды.

Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Обломов ничего не делает, ему все приносят «на блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Из этого оцепенения Обломова пытаются вывести сначала Штольц, а потом Ольга, но безуспешно.

Из-за своего бездействия Обломов постепенно угасает. Перед смертью его жизнь близка к существованию животного: герой смирился и покорился своей неспособности жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обломова мы видим, что жизнь — это движение.

Спать можно только в могиле или в раю, Обломова вырвали из рая — значит, остается только одно — смерть.

В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. Обломов тоже прошел проверку любовью. Любовь подтолкнула Обломова к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других, а Обломов не способен заботиться ни о самом себе, ни о других. Ему нужна любовь не равноправная, а материнская, —как любовь Агафьи Пшеницыной.

Жизнь Обломова в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, физически инертной, ненормальной и нездоровой. И Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти.

Автор так оценивает эту стадию жизни героя: «С летами волнение и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывается в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу: кто же способен увидеть что-то обнадеживающее в добровольном копании собственной могилы? А это копание — сущность внутренней деятельности героя, чьи природные задатки смолоду были загублены мертвящими обстоятельствами.

Илья Ильич сознает, что его губит обломовщина. То, что это явление губительно для общества в целом и для человека в отдельности, прекрасно объяснил Добролюбов.

Сам Гончаров видел в обломовщине социальное явление, продукт определенных общественно-исторических условий, крепостного строя. Изобличение обломовщины было настоящей патриотической заслугой писателя.

Глубокий и верный анализ обломовщины Гончаров нашел в статье Добролюбова. Имея в виду социальную и психологическую характеристику обломовщины, а не революционно-демократические выводы, которые делал в своей статье Добролюбов, Гончаров писал: «…

мне кажется, об обломовщине, т. е. о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя».

Роман Гончарова был использован Добролюбовым как острое оружие в обличении прогнившего крепостнического строя, в борьбе за интересы народа. Великий критик-демократ указал на «необыкновенное богатство содержания романа», глубоко раскрыл его социально-политический смысл, увидев в обломовщине порождение крепостнического строя, и расценил роман как протест против крепостничества.

Добролюбов писал: в романе «сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это —обломовщина…

» Оно «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести».

Понятию «обломовщина» великий критик придал широкое историческое значение. Он увидел ее проявления и на прежних этапах русской жизни. Добролюбов справедливо полагал, что у Гончарова были предшественники в изображении обломовщины.

К ним он отнес Пушкина, Лермонтова, Тургенева, создавших образы «лишних людей», — Онегина, Печорина и Рудина. Добролюбов раскрывает историческую связь между ними и Обломовым, потому что все они — выходцы из дворянской среды и воспитаны на почве крепостного строя.

Конечно, между «лишними людьми», отличавшимися высоким интеллектуальным уровнем, идейными исканиями и неудовлетворенностью жизнью в обстановке крепостного строя, и Обломовым большая разница.

Критик указывает на различия между этими персонажами — это различия, обусловленные разницей исторических периодов, к которым они относились, и своеобразием их темпераментов и поступков.

Но Добролюбов справедливо утверждает, что «над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества». Критик прав, говоря о том, что такие черты в героях произведений Пушкина, Лермонтова, Тургенева, как праздность или «кипенье в действии пустом», неспособность к труду, нерешительность в критические моменты жизни, являются проявлениями обломовщины.

Добролюбов отмечал, что обломовы в общественной жизни являются злейшими врагами рождающегося нового.

В иносказательной форме критик указывал, какая опасность таится в подобного рода обломовых для народного дела, выражал уверенность, что народ сметет с пути этих бездействующих болтунов в тот момент, когда осознает «необходимость настоящего дела» — революции.

Гончарову революционно-демократические идеи были чужды, но своим романом он содействовал борьбе с обломовщиной как со страшным социальным злом, сковывающим творческую жизнь народа, препятствующим его общественному, духовному и нравственному развитию.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/418.html

Сочинение на тему: Что такое «обломовщина»? | Литерагуру

Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа Гончарова «Обломов» в 1859 году. Роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. Смысл обломовщины и означает это самое влияние.

Поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. Люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни физически не могли подняться с дивана.

Таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа Гончарова.

Илья Ильич Обломов – дворянин. В детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. Позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в Петербурге, молодой человек.

Читайте также:  Собор святого петра

Ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. Целыми днями Обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. Его не могут растормошить ни активный делец Штольц, ни решительная яркая Ольга.

Апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие.

Что же могло стать причиной такого положения Ильи Ильича? Гончаров отвечает на этот вопрос в главе романа « Сон Обломова». Обломовка —  место, где провел свое детство герой и где его, без сомнения, научили воспринимать мир и общество по-особенному, «по-обломовски».

Деревня эта — царство покоя и умиротворения; жизнь проходит мимо ее жителей, да они и не особо гонятся за ней, провозглашая главными ценностями сон и еду. Их важнейшие примитивные потребности полностью выполнялись за счет крепостных. Следствием этого стало паразитирование на чужом труде, нежелание трудиться ни физически, ни умственно.

Обломовская праздность прививает маленькому Илюше ленивый образ жизни и инфантильность.

К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам.

К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять.

Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-na-temu-chto-takoe-oblomovshhina/

Как написать сочинение на тему “Что такое “обломовщина­”?

Сам роман Гончарова и его главное определение, которое проносится как лейтмотив всего романа, конечно это набившая оскомину многим людям обломовщина.

Сама по себе этот термин или определение русской диалектики души, считается негативным, так как как однозначно кажется на первый взгляд и если смотреть на него поверхностно, символизирует собой, только лишь отсутствие воли и полную бездеятельность.

Однако нотки душевной проблематики Обломова и эмоционально-нравственная окраска русского помещичьего уклада жизни и всех этих людей которые имели крепостных и прожигали жизнь на баллах, символизировала собой пустоту и снобизм.

Такие негативные качества, которые определенно трансфомировались в искусственные мероприятия этих людей и отсутствие в них всякой духовности и ума, показаны тем же Грибоедовым в его романе “Горе от Ума”. При этом, Грибоедов в своем произведении, не создает остроумного и активного Чатцкого.

Его задача, выглядит абсолютно в другом и направленна она на то, что бы показать, что все люди разные и есть некий альтернативный уход от этого жеманства, которое царило в быту привилегированного общества тех лет.

Сводится оно к тому, что есть люди, которые наделены тонкой душевной организацией и ранимой, но при этом, мечтательной натурой, которая при своей самодостаточности, может проводить время в перманентном единении от нежеланных ему людей.

Эти люди олицетворяют собой, весь свет в целом, за исключением его друга Штольца и возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской.

На этом фоне, мы можем наблюдать то, что при всей кажущейся омертвелости обломовщины, она порождает собой крайнею избирательность в контактах и действительно коррелирует с яркими современника общества.

При этом, безусловно стоит отметить и то, что обломовщине и герою который ее олицетворяет, в силу ее мягкости в душевном плане и отсутствии должной моторики, не хватает энергии на то, что бы дать отпор людям, которым все же удается проникнуть в ее пространство и изнутри ее разъедать, подавлять и даже пытаться полностью истребить. Речь конечно идет о брате Пшенициной, Иване Мухоярове. Однако заметьте, что Обломову, удается компенсировать свои слабости, за счет друга Штольца, которого ему удалось преобрести за счет того, что он обладал душевной безмятежностью и чистой души, так как именно благодаря ей, деятельный Андрей к нему и тянулся. Тут еще стоит сказать что разноплановые люди притягиваются к друг другу и именно поэтому, помимо Штольца, к Обломову тянулась и талантливая и прогрессивно мыслящая Ольга Ильинская и хозяйственная Агафья Матвеевна Пшеницына. Поэтому даже у такой как кажется слабой позиции в социуме, так же есть свои плюсы.

Конечно полная незаинтересованность в общем пороке общества от которого Обломов тотально абстрагировался и даже не хотел ничего менять, в итоге его доконало.

При этом, в этом романе, прослеживается некоторое перерождение обломовщины в сыне самого Обломова, Андреи, которого в итоге взялись воспитывать объединившись и Пшеницына и Штольц, который воссоединился в союзе с Ольгой Ильинской, с которой они в плане мировоззрения и образа жизни являлись более подходящей партией друг для друга.

В итоге остается надежда, сто человек являющейся сыном Обломова и безусловно унаследовавший его гены, сможет в дальнейшем, при воспитании таких людей в союзе, более успешно чем его отец адаптироваться в обществе где большинство людей, относящих себя к элите, не отличались чистотой души и искренностью.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1191640-kak-napisat-sochinenie-na-temu-chto-takoe-oblomovschina.html

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина»

Гончаров создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера.

Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России.

И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.

Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя – это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни.

Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс.

Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.

Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения.

Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни.

А далее мы знакомимся с «обломовщиной».

Что же такое обломовщина?

Как по мне, это болезнь и болезнь всепоглощающая. Понятие обломовщина в романе поднималось не раз. Главным симптомом заболевания является лень, бездействие и боязнь перемен.

Читайте также:  Природные ресурсы японии

Есть ли среди нас обломовщина и Обломовы сегодня? Как ни грустно это прозвучит, но обломовщина есть и сейчас. Эта болезнь просто неискоренима. Люди боялись перемен тогда, люди боятся перемен и сегодня. Они хотят что-то изменить, но хотят, чтобы это сделали другие.

Все мы любим перекладывать дела на кого-то, желая быть просто наблюдателями за происходящим. Не получается переложить свои обязанности на кого-то? Ну и пусть все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову.

А ведь нужно все менять, двигаться вперед, действовать, спотыкаться в своих начинаниях, падать, подниматься и идти дальше. Только так мы сможем достичь в жизни большего. И именно по такому принципу я собираюсь жить в дальнейшем.

Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина.

  • обломов
  • уважение к старшим обломова
  • обломов сочинениетема
  • обломовщина беда или благо мини сочинение
  • сочинение на тему что такое обломовщина

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina.html

Сочинение: Что такое обломовщина по роману И. А. Гончарова Обломов

Автор: Гончаров И.А.

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое “обломовщина”?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права.

Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так могущественна? Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права.

И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов…

лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване.

Но ведь когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? Однако Обломов ничего не хочет знать о труде.

По его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой.

“Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: “Барин!” Да, я барин и делать ничего не умею!” — говорит Обломов. Он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни.

Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломовке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”.

Такая жизнь и стала обломовским идеалом.

Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “Сон Обломова”.

Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве.

Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”. Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян.

Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”.

Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”. Мать Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов.

Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался сон: “…всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”.

Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой.

Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне.

Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь?” Их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”.

Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”.

Воспитание, полученное Ильей Обломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия и отразилось на всей его судьбе: “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить”.

Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, — это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что “сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование.

Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели.

И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: “Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть”. Но боязнь жизни оказалась сильнее.

Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел.

Ольга, так же как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. “Обломовщина” победила чувство любви.

Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни.

После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней, спокойной и ленивой, жизни. И он нашел для себя последнее прибежище — дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Обломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя.

С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” — “Есть, — сказал он чуть слышно…

— “Обломовщина”!” Так, в конце концов, сам Обломов нашел слово для обозначения того зла, которое погубило всю его жизнь.

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-297368.php

Ссылка на основную публикацию