Сеул: промышленность – не помеха экологии

Город-экогерой Сеул. Часть 1

Возможна ли в городе с плотной высотной застройкой, обилием людей и машин хорошая экология?

Долгое время я считала, что нет.

И была яростным противником высотной застройки именно потому, что на примере Москвы и городов ближайшего Подмосковья видела, как на месте милых и некогда зеленых районов, вырастают дома-монстры по 40 этажей.

Машин и людей становится больше, городские свалки стремительно растут, а парки и зеленые зоны деградируют, ощущается острая нехватка дорожной и социальной инфраструктуры. Воздух становится ужасным.

Жизнь в таком “прогрессе” скорее напоминает выживание.

Но, оказывается, есть на земле место, где, невзирая на небоскребы и машины, экология отличная. Это Сеул – столица Южной Кореи, город, который заставил меня поверить, что мегаполис может быть экологичным. Я только что вернулась оттуда, и впечатления у меня свежие.

Сеул – потрясающий город, он ломает представления о современном мегаполисе как об антиэкологичном месте. Сеул – город-экогерой. Я бы рекомендовала городским властям всех мегаполисов учиться преобразованию городской среды именно здесь.

В Сеуле удивительно чистый воздух, что невероятно для мегаполиса, где живет 24 млн (!) человек.

В Сеуле, да и во всей Южной Корее, экология – серьезный государственный приоритет. Большую политическую карьеру политик может построить благодаря опыту успешно внедренных экопректов.

Например, прошлый президент Южной Кореи Ли Мен Ба сумел занять свой пост во многом благодаря тому, что в бытность мэром Сеула ему удалось восстановить реку Чхонгечхон.

Фото с туристического сайта: tour.shamora.info/Отдых-в-Сеуле

Теперь со всего мира сюда возят туристов любоваться экочудом.

В эпоху индустриализации эту реку загнали под землю, такая история происходила во многих больших городах по всему миру, включая Москву. В итоге в жаркие летние дни мегаполисы превращаются в душные печи, где дышать нечем. Особенно это актуальная проблема для городов с жарким климатом, таких как Сеул.

Река в городе становятся настоящим спасением во время летнего зноя, давая естественную прохладу.

Сейчас по всему Сеулу можно увидеть вот такие реки с не забетонированными берегами. Выглядят они скромно и мило, но польза в жаркий день от них огромная.

Сеул – зеленый город. Деревьев здесь очень много. Особенно хорош Сеул осенью, когда деревья радуют глаз яркими красками – от зеленого до золотого и ярко-красного.

Парковые зоны в Сеуле организованы в непосредственной близости от высоток, в которых размещаются корпорации. У людей есть возможность выйти из стекла и бетона и оказаться в парке у пруда рядом вот с такой пагодой.

Деревья сажают даже на крышах!

Две самые острые проблемы мегаполисов – мусор и нехватка места под парки – в Сеуле решена блестяще. Здесь научились делать прекрасные парки на месте городских свалок! Потрясающей красоты парк Хонгечхон организован на месте стометровой свалки. Здесь я про это экологическое мегадостижение написала в подробностях: http://activatica.org/blogs/view/id/1361/title/par…

Помимо красоты и чистого воздуха парк на месте свалки является источником экологически чистой энергии. Газ, накопившийся в результате гниения мусора, обеспечивает энергией окрестные дома.

Я не стала фанатом высотной застройки после посещения Сеула, но убедилась еще раз, что “желание – тысяча возможностей”, даже мегаполис, превосходящий Москву по численности, может быть зеленым и человеческим.

В одном посте город-экогерой Сеул у меня не умещается, продолжение следует)

Источник: http://activatica.org/blogs/view/id/1383/title/gorod-jeko-geroy-seul-1-ch

Южная корея. сеул

сначала 60-х годов Южная Корея совершила беспрецедентный прорыв от одной из самых отсталых аграрных стран до высших орбит мировой экономики (“экономическое чудо”)развитие в таких областях как : автомобильной, судостроительной, сталелитийной промышленности, производстве бытовой техники и электронике быстрая индустриализация урбанизация города

ПЕРЕРАБОТКА ТБО. СЕУЛ

ПРОБЛЕМЫзагрязнение окружающей среды, достигшее беспрецедентных масштабов загрязнение морей, рек и озернехватка мест для образования свалок (65, 9 % территории страны занимают горы)неблагоприятная экологическая обстановка в Сеуле уменьшение численности населения в столицеРАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕв 1980 г. конституция Южной Кореи была дополнена новой статьей, провозгласившей право человека жить в нормальной природной среденаправление на создание правовых и экономических условий для развития утилизации отходов изменение отношения населения к этой проблемевведение системы налогов на выброс отходов

ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ТБО

жесткие экологические стандарты утилизации и захоронения отходов применение мер технического регулирования (нанесение соответсвующей маркировки)создание доступной и разветленной системы сбора опасных бытовых отходов, подкрепленную жесткими санкциями и экономическими стимуламизаконодательно введены меры экономического стимулирования компаний, занимающихся утилизацией и переработкой отходов проведение широкой пропагандистской кампании, направленной на изменение отношения населения к товарам из вторичного сырья изучение основных методов переработки отходов

РЕЗУЛЬТАТЫ

снижение себестоимости утилизации и переработки отходоврост спроса на товары из вторичного сырья

УСПЕШНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Чхонгенчхон”Остров орхидей”ЧХОНГЕЧХОН это 5,8 километровая река, протекающая через центр Сеула ручей был захоронен в 1978 г.

под автомобильную магистральоднако новая автомагистраль была очень шумной и сильно отравляла воздух исторического города в 2003-2005 году по инициативе тогдашнего мэра Сеула Ли Мён Бака (впоследствии – президент Кореи) реализовал проект стоимостью 380 млн долларов: речку снова раскопали, облагородили русло, благоустроили и озеленили берега, перебросили несколько мостов, оборудовали фонтаны, в результате чего берега Чхонгечхон стали любимым местом прогулок и туристических визитов. Пользу для экологии переоценить сложно, так же как и социальный эффект. В чистой воде плавают рыбы, за которыми с удовольствием наблюдают гуляющие, по вечерам устраивают лазерные шоу. Окрестности ручья сегодня – зона шоппинга и общепита, поскольку там расположены многочисленные рынки и ресторанчики.”ОСТРОВ ОРХИДЕЙ” (ПАРК КУБКА МИРА)Парк Кубка Мира был построен в честь 17 Кубка Мира ФИФА, проводившегося в 2002 году, и был открыт 1 мая 2002 года. На месте парка с 1978 года, в течение 15 лет, находилась городская свалка, на которую было свезено 92 млн. т. мусора. Затем это место было засыпано и превращено в экологический парк. Строительные работы для безопасного пользования парком длились около 6 лет (после засыпки свалки была разработана система по отводу вредных веществ, выделяющихся из мусора), а работа по созданию самого парка заняла больше года. Этот экологический парк находится возле Сеульского стадиона Кубка Мира и состоит из парка Мира,парка Нанчжи Ханган, Небесного парка и парка Зари. По выходным в парках Кубка мира собирается до 150 тысяч горожан и гостей корейской столицыhttp://koryo-reporter.livejournal.com/86500.htmlhttp://koryo-reporter.livejournal.com/86166.htmlРЕЗУЛЬТАТЫ ЭПвосстановление реки стало символом современной Кореи, стремящейся уже не к стремительной индустриализации, а к “медленной” жизни и возращению к природе создание политики “зеленого роста”курс на преобразование “заиндустриализованных” частей страны в экологические чистые районыПОЛИТИКА “ЗЕЛЕНОГО РОСТА”снижение выбросов в атмосферу парниковых газов и адаптация к изменению климата создание новых двигателей, использующих «зеленые» технологии повышение уровня жизни за счет «озеленения» жизненного уклада и превращение в образцовую страну с «зеленой» экономикойсоздание льготных условий для участия бизнеса в развитии экологических проектов и заинтересованности в них населенияИТОГИдостигнуто снижение себестоимости утилизации и переработки отходов тбо- источник вторичных ресурсов76% новой и возоновляемой энергии производиться из отходов мусора уровень развития корейских технологий в области производства энергии путем переработки мусора составляет около 60 % от показателя развитых стран

ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ (60-90 г.)

http://rsabc.livejournal.com/29792.html

СЕУЛ

население – 10 464 051 человек (2011)площадь – 605,25 км²сосредоточено 76% всего экономического потенциала страны 92% внешнеполитического потенциала 62% всех финансовых возможностей- по данным Сеульского Института развития, проектреставрации ручья Чхонгечхон добавил от 2,9 млрд до 20 млрд $ в местную экономику и создал 300000 новых рабочих мест в строительстве, машиностроении, недвижимости, розничной торговле.- каждый день, этото новое общественное пространство привлекает около 90000 посетителей.- загрязнение воздуха вдоль ручья упало на 36 процентов. Кроме того, летние температуры вдоль канала сейчас на 5 градусов ниже, чем в окружающих районах.- всего через четыре года после того, как ручей был открыт, количество видов рыб увеличилось с 4 до 25, птиц – от 6 до 36, насекомых от 15 до 192, и растений от 62 до 308-проект вывода Чхонгечхон на поверхность получил специальный приз на 9-ой Международной архитектурной биеннале в ВенецииНад ручьем Чхонгечхон возвышается 20 мостов, каждый из которых несет в себе какой-то определенный смысл, а стены вдоль ручья красиво украшены.Самые красивые и привлекательные места на всем протяжении ручья Чхонгечхон — это фонтаны на площади Чхонге, откуда берет свое начало ручей, мост Квантхонгё (считается, что если пройтись по этому мосту в первое полнолуние нового года по лунному каледарю, то весь год не будут болеть ноги), расписные стены в районе Тондэмуна, стена желаний, на которую можно повесить записку со своим желанием, и многое другое.К тому же, в окрестностях Чхонгечхона расположены такие известные достопримечательности, как дворец Токсугун, Сеульская площадь, Культурный центр императора Сечжона, улица Инсадон, дворцы Чхандоккун и Чхангёнгун и другиеАвторами ландшафтного проекта являются мастера команды «Mikyoung Kim Design» из Бостона: www.mikyoungkim.com Руководитель бюро: MIKYOUNG KIM http://www.architalx.org/mikyoung-kimhttp://rsabc.livejournal.com/29792.htmlhttps://vk.com/page-5603621_43772621Парк Мира. Ближе всего к самому стадиону Кубка Мира.На его территории есть пруд – озеро Нанчжи, детская площадка, сад и лес. Чаще всего его выбирают как место для пикникаПарк Нанчжичон.Здесь помимо прочего можно найти спортивную площадку Парк Нанчжи Ханган.Парк на берегу Хангана.Здесь есть палаточный лагерь, футбольное поле, баскетбольная площадкаНебесный парк. Один из самых примечательных из 5 тематических парков вблизи стадиона Кубка Мира. Парк находится намного выше других парков, на горе, и чтобы попасть туда надо сначала преодолеть “лестницу в небо” Основную часть парка занимает поле. С обзорной площадки открывается прекрассный вид на город.Еще одна местная достопримечательность – это ветряки. Электричество, которое они вырабатывают используется для освещения парковой территории.

Парк Зари.Проведя день в этих замечательных парках, к вечеру, к заходу солнца, если вас тянет к романтике, можно подняться в Парк вечерней зари и насладиться розовым закотом, отражающимся в речной глади

Источник: https://prezi.com/jfboyqv4-xf7/presentation/

Пак Вон Сун: Южная Корея готова поделиться с РФ высокими технологиями

Сеул — столица Республики Корея (РК) и главный во всех отношениях город этой азиатской страны. В нем проживает 10 млн человек — пятая часть населения РК, здесь находятся штаб-квартиры крупнейших южнокорейских корпораций и банков, сконцентрированы ведущие университеты и научные лаборатории — все то, что сделало Корею современным государством с передовыми технологиями.

Мэр Сеула Пак Вон Сун рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о перспективах экономического сотрудничества с Россией, интересах корейского бизнеса в РФ, а также о стоящих перед мегаполисом проблемах и вызовах.

— Это интервью планировалось в преддверии вашего визита в Москву в конце ноября, но в последний момент было объявлено о его отмене. Что произошло?

— Во-первых, хочу сказать, что ТАСС — это главное национальное агентство России, и для меня честь дать интервью именно вам.

У меня в конце ноября был запланирован официальный визит в Москву с целью продвижения туризма между нашими городами.

Но, как вы знаете, сейчас в Корее создалась чрезвычайная ситуация, поэтому мне пришлось отменить все запланированные визиты.

Я пришел к выводу, что мне необходимо остаться в Сеуле и позаботиться об обеспечении безопасности горожан.

— На Восточном экономическом форуме в сентябре президенты России и Южной Кореи договорились расширять экономическое сотрудничество между двумя странами. Как вы оцениваете состояние двусторонних экономических связей сейчас, есть ли у вас план содействия их развитию?

— Объемы двусторонней торговли между Россией и Южной Кореей выросли с $200 млн в 1992 году до $16 млрд в 2015 году, то есть за 20 лет они увеличились в 80 раз. И все же, учитывая существующий потенциал, еще имеются возможности для роста в таких секторах, как автомобилестроение и энергетика. Обе страны могли бы выстраивать сотрудничество на основе взаимодополняемости.

Россия известна достижениями в фундаментальной науке и связанными с ней технологиями, а также огромными энергоресурсами. Южная Корея также является одним из мировых лидеров в области технологий.

Поскольку 60 университетов и 28% всех научно-исследовательских лабораторий сконцентрировано в Сеуле, исследования, разработка и их внедрение могут быть проведены в пределах одного города.

Таким образом, если мы сможем объединить инфраструктуру Сеула и потенциал российской науки, то сможем создать взаимовыгодную модель экономического сотрудничества.

Россия играет одну из ведущих ролей в ЕАЭС, и в этом смысле можно рассматривать Москву как ворота в Европу и крупный экономический хаб Восточной Европы. Если удастся связать Москву с Сеулом, который является воротами в Северо-Восточную Азию, можно достичь очень многого, буквально творить новую историю экономики XXI века.

Я недавно выдвинул новый план, который предусматривает строительство Транскорейской железнодорожной магистрали и ее соединение с российским Транссибом. Это позволит нам объединить земли Приморского края, южнокорейские финансовые средства, технологии и рабочую силу Китая и Северной Кореи. В этом смысле связать Москву с Сеулом представляется крайне важным.

— Какие области сотрудничества между Кореей и Россией представляют для корейского бизнеса наибольший интерес?

Читайте также:  Загадки про насекомых, животных и птиц с ответами-раскрасками

— Проекты в области здравоохранения и медицины, наверное, являются одними из самых привлекательных секторов. Сеул в этом смысле очень конкурентоспособен, как в качественном смысле, так и в количественном.

К примеру, в Южную Корею каждый год прибывает 300 тысяч “медицинских туристов”. Среди них около 20 тысяч составляют россияне, и их число на протяжении последних трех лет каждый год росло в среднем на 49%.

 

Также я слышал, что в России активно формируется международный медицинский кластер, в котором иностранные компании могут оказывать медицинские услуги гражданам РФ.

В Сеуле находится биомедицинский кластер “Хоннын”, и мы считаем, что он мог бы поделиться своими ноу-хау с Россией.

Сеул, где сконцентрировано множество университетов, больниц, медицинских научных лабораторий, прилагает большие усилия для поддержки стартапов в области медицины и биотехнологий, помогая им выйти на глобальный рынок, включая российский.

— Какие значимые проекты в настоящее время осуществляет Сеул с российской стороной?

— В 2011 году в Цифровом городе в Соннаме открылся Российский научный центр (РНЦ). Правительство города Сеул и Корейский институт исследования электронных технологий (KERI) стали его учредителями, пригласив для работы там ведущих российских ученых в области нанобиотехнологий.

Недавно РНЦ разработал уникальный фемтосекундный лазер, который применяется в медицине и ряде других областей. В проект было вложено в общей сложности 29,9 млрд вон: 14 млн — правительством Сеула, еще 10,1 — KERI и 5,8 — российской стороной.

Сейчас в Центре трудятся 39 российских и 30 корейских ученых, которые ведут разработки в области солнечных батарей, полупроводников, медицинского диагностического оборудования и хирургических лазеров.

Это отличный пример корейско-российского сотрудничества в области научных исследований и разработки, и правительство Сеула старается внести вклад в развитие этого и подобных проектов.

Надеюсь, что мы сможем создать совместную платформу для бизнес-сотрудничества, на ее основе вместе выйти на глобальный рынок и получать выгоду благодаря коммерческому использованию уникальных технологий двух стран.

Совместно с Российской венчурной компанией, исследовательским центром РНЦ и KERI мы ведем активные обмены между двумя странами, включая проведение таких мероприятий, как “Бизнес-неделя Сеул—Москва”, Форум по политике сотрудничества, встречи представителей деловых кругов, подобные той, что состоялась в июне 2015 года. 

— В России сейчас идет подготовка к запуску первого в своем роде B2B веб-портала HAN-RO по продвижению экономического сотрудничества с Кореей.

Его цель — напрямую связать представителей корейского и российского малого и среднего бизнеса, помочь им найти партнеров и оказывать им информационное содействие.

Как вы относитесь к подобным проектам и существует ли нечто подобное в Сеуле?

— Онлайн-торговля в последние годы переживает мощный подъем и считается крайне перспективной в деле ведения бизнеса “без границ”. Правительство Сеула поддерживает малый и средний бизнес в поиске рынков, а также в сфере онлайн-торговли.

В этом году мы создали так называемый Сеульский распределительный центр специально для поддержки таких предприятий, помогая им найти новых партнеров за рубежом. Этот центр играет роль своего рода хаба для малых и средних предприятий, помогая рекламировать и реализовывать их продукцию за границей.

Это как раз то, в чем больше всего нуждаются небольшие компании, производящие качественную продукцию. Считаю, что такой центр является дверью к реальному партнерству, которое может в том числе начаться со знакомства компаний в сети Интернет.   

— Корея является признанным мировым лидером инновационного развития, в том числе в развитии оптово-распределительных центров. Многих российских специалистов впечатлили используемые на рынке Гарак технологии и результаты его реконструкции.

Недавно Национальная продуктовая корпорация из Москвы провела переговоры с компанией, управляющей этим рынком, — Seoul Agro-Fisheries & Food Corporation — по сотрудничеству в проекте по организации сети оптово-распределительных центров в РФ.

Каким вы видите возможное содействие мэрии Сеула в налаживании сотрудничества между корейскими и российскими компаниями по этому проекту?

— Мы считаем, что можем помочь Москве создать оптовый торгово-распределительный центр для сельскохозяйственной и рыбной продукции. У нас есть большой опыт и множество ноу-хау относительно того, как управлять таким центром и развивать его.

Мы готовы и стремимся поделиться таким опытом, и не только в сфере работы торгово-распределительных центров, но и в управлении и развитии системы метрополитена, общественного транспорта, водоснабжения и канализации.

Мы уже поставляем 42 связанные с этим технологии в 35 городов мира.

Сеул и Москва — мегаполисы с населением более 10 млн человек. У нас есть общие вызовы и общие задачи. Одна из них — обеспечение горожан безопасными, вкусными и разнообразными продуктами питания. И конечно, мы стремимся к сотрудничеству с Москвой в этом деле.

Я полагаю, что главное, чем мы могли бы поделиться с российской стороной, — это практический опыт работы. Сотрудники южнокорейской корпорации Seoul Agro-Fisheries & Food Corporation недавно побывали в Москве и осмотрели место расположения торгово-распределительного центра. Как я понимаю, в его создании также занята российская Национальная продуктовая компания с проектом “Агромир”.

Ее сотрудники могли бы приехать в Сеул и познакомиться с работой рынка Гарак и других подобных заведений.

Мы можем обсудить конкретные действия и шаги по поддержке российской стороны, обсудить конкретные детали, которые нужны для того, чтобы этот проект успешно развивался.

Затем, после того как будут обозначены имеющиеся проблемы, мы определим, как именно корейская сторона может помочь их решению.

Конечно, в процессе бурного развития мегаполиса мэрия Сеула сталкивается в том числе и с множеством вызовов и проблем и неизбежно допускает ошибки. Считаю, что очень важно делиться друг с другом не только историями успеха, но и историями неудач и ошибок.

— Бывали ли вы в России ранее и какие города в нашей стране вы хотели бы посетить?

— К сожалению, у меня пока не было возможности посетить Москву. Я очень ждал нынешней поездки, но, как я уже упоминал, ее пришлось отменить. Если честно, я бы хотел отправиться в Москву не самолетом, а поездом, через всю Россию.

Ранее я бывал во Владивостоке и в Приморском крае и мечтаю отправиться оттуда в Москву на поезде, проезжая Иркутск и другие города на Транссибирской магистрали.

Таким образом я бы получил новые знания о России и незабываемый жизненный опыт сродни тому, что описан в романе “Доктор Живаго”.

Я бы хотел побывать в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы лично увидеть их красоты. Я уверен, что мы могли бы многому поучиться у России, особенно в области культуры, искусства и науки.

В этом году мы отмечаем 25-летие установления побратимских отношений между Сеулом и Москвой. В ходе планировавшегося визита я намеревался поднять их на новый уровень.

Надеюсь, что в ближайшем будущем мне предоставится новый шанс посетить столицу вашей страны.

— Не могли бы вы выделить три самые большие проблемы, стоящие перед Сеулом, и что делает городское правительство для их решения?

— Конечно, мегаполис Сеул сталкивается со многими вызовами. Но если необходимо выделить только три главные, то первой я бы назвал качество воздуха, поскольку граждане имеют право жить в чистой и здоровой экологической среде, и мы обязаны им предоставить такую возможность.

Конечно, правительство Сеула принимает меры, направленные на улучшение экологии в городе, и мы добились на этом направлении определенного прогресса, но предстоит проделать еще длинный путь для того, чтобы сделать воздух в Сеуле кристально чистым. Однако значительную часть вредных веществ в воздухе приносит сюда ветер из Китая, и поэтому мы считаем важной работу на международном направлении, сотрудничая в экологической сфере с другими городами.

Вторая большая проблема — это безработица среди молодежи, уровень которой в Корее весьма высок. Эта проблема включает множество аспектов, в том числе необходимость развития промышленности, инфраструктуры, туризма, малого и среднего бизнеса, поэтому мы уделяем внимание всем этим вопросам.

Третья проблема перекликается с первой — это ответы на вызовы, спровоцированные глобальным изменением климата. В этой связи мы ведем работу над тем, чтобы сделать Сеул устойчиво развивающимся городом.

В частности, я возглавляю организацию “Международный совет местных экологических инициатив” (ICLEI), в настоящее время мы продвигаем проект “Одной АЭС меньше” и таким образом вносим вклад в изменение климата.

— Правительство Москвы в последние годы вплотную занялось транспортной проблемой. В ход идут различные меры, в том числе довольно непопулярные: рост стоимости парковки и штрафов, сокращение парковочных мест. Считаете ли вы ограничительные меры эффективными и что делает Сеул для того, чтобы решить транспортную проблему?

— Я считаю, что развитие системы общественного транспорта, борьба с заторами и создание удобной для жизни окружающей среды являются общими задачами для практически всех крупных городов мира.

Конечно, повышение штрафов и сборов является довольно эффективной мерой, поскольку снижает приток автомобилей в город, но в то же время это непопулярные шаги, которые сложно предпринимать в городах, где власти избираются на выборах.

Поэтому для решения проблемы пробок лично я предлагаю развивать систему рельсового общественного транспорта.

В Сеуле существует девять веток метро, и мы планируем дополнительно построить еще десять веток легкого метро, первая из которых будет завершена уже в конце текущего года. Легкое метро дешево, безвредно для экологии и может перевозить большое количество пассажиров.

Во-вторых, мы пытаемся изменить сложившуюся парадигму пристрастия к автомобилям, изменить ее, чтобы сделать город более дружественным для пешеходов. Например, в районе сеульского вокзала раньше проходило большое шоссе. Мы закрыли его и теперь создаем на его месте большую пешеходную зону.

Мы также трансформировали довольно много автомобильных дорог в трассы, предназначенные исключительно для передвижения на велосипедах, создали автоматическую систему аренды велосипедов.

В ней уже зарегистрировано около 100 тысяч членов, и мы планируем в следующем году увеличить число велосипедов для аренды до 20 тысяч и создать в Сеуле две трассы для велосипедистов.

Мы также активно развиваем систему каршеринга, которая предполагает отказ от владения автомобилем и аренду его лишь в те моменты, когда он нужен. В этом движении уже участвует около миллиона человек, что также позволило существенно уменьшить число машин на дорогах.

— Будучи мэром, вы много путешествуете по миру, побывали в самых разных уголках света. Есть ли у вас любимые города, в которые вам хотелось бы вернуться?

— У каждого города есть свои уникальные характеристики, своя история и традиции, поэтому мне сложно сказать, какой город на Земле лучший или какой худший. Европейские города отличаются изысканностью и сложной планировкой, но в мире есть и другие города, которые развивались иначе.

Например, испанская Гранада оставила у меня интересное ощущение смеси сладости с горечью; очень интересны города Шотландии, которые разительно отличаются от городов Англии. В Сеуле мы стремимся развивать собственную уникальность, связанную с его историей, культурой и традициями.

— По вашему мнению, какие идеи и решения может предложить Сеул Москве и, наоборот, позаимствовать у нее?

— Один из корейских ученых, который когда-то обучался в Москве, сказал, что, находясь в российской столице, каждый может наслаждаться культурой и искусством. Насколько я знаю, даже представители необеспеченных слоев населения, рабочего класса могут хотя бы раз в месяц позволить себе поход в оперу или театр.

Это означает, что в Москве есть необходимая инфраструктура, которая обеспечивает доступность культуры и искусства для населения. В Южной Корее довольно высокий доход на душу населения, но мы не можем позволить себе частые походы в театры или музеи.

Так что я думаю, у Москвы и России в целом мы могли бы позаимствовать опыт того, как сделать культуру и искусство общедоступными.

Вы знаете, что в недалеком прошлом Корея пережила разрушительную войну, диктаторский режим, бедность, однако мы добились демократии и стали промышленно развитой страной с высокими технологиями.

Читайте также:  Солнечная армия подсолнухов

Поэтому Сеул мог бы поделиться с Москвой опытом в области электронного правительства, систем Smart City, Digital City и социально ориентированной экономики, которая помогает решить проблему социальной напряженности.

— Наконец, последний вопрос, которым часто задаются прибывающие в Сеул иностранцы: почему в городе так мало мусорных урн? Это вынуждает людей бросать мусор на улицах, и некоторые районы из-за этого выглядят неопрятно или, говоря откровенно, попросту грязно.

— На этот счет в сеульской мэрии ведется ожесточенный спор. С одной стороны, если установить много мусорных урн на улицах, общий объем мусора в городе вырастет и город станет более грязным.

С другой стороны, очевидно, что мусор необходимо выбрасывать сразу, а не носить его с собой по часу в поисках урны или нести его домой. Пока что мы не знаем, какой вариант более эффективный.

Возможно, именно поэтому в прошлом сеульские власти демонтировали с улиц все урны, но сейчас мы постепенно возвращаем их на места.

Беседовал Станислав Варивода, Сеул

Источник: https://tass.ru/interviews/3810157

10 стран с самым грязным воздухом

Углекислый газ, безусловно, важен для биосферы Земли, но не в таких количествах, которые сегодня выбрасываются в атмосферу.

Впервые влияние человека на уровень CO2 в атмосфере было отмечено в середине XIX века и с тех пор неуклонно и стремительно увеличивалось.

Сейчас концентрация диоксида углерода достигла максимального уровня за последние 800 тысяч лет, а может, и за все 20 млн лет. Кто виноват? Перед вами — топ-10 стран, лидирующих по выбросу углекислого газа.

Канада: 557 млн тонн CO2 в год. Типичный образ Канады — девственные леса, кристально чистые озера, горы и реки, природа и простор. Несмотря на это Канада входит в десятку стран, выбрасывающих в атмосферу наибольшее количество диоксида углерода. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в октябре 2016 года правительство Канады заявило о намерении ввести налог на выброс углекислого газа.<\p>

Южная Корея: 592 млн тонн CO2 в год. Беженцы из Северной Кореи говорят, что жизнь в стране южных соседей — словно глоток свежего воздуха. Такая метафора может звучать как злая ирония: воздух в Южной Корее один из самых загрязненных в Азии, порой буквально удушающий. Весна в Сеуле — словно нахождение в одной комнате с человеком, выкуривающим по 4 пачки сигарет в день. В Южной Корее 50 угольных станций (и планируются новые), а в Сеуле проживает более 10 млн человек, и практически все пользуются автомобилями. В отличие от Канады, никаких мер, которые могли бы улучшить экологическую ситуацию, Южная Корея не предпринимает.<\p>

Саудовская Аравия: 601 млн тонн CO2 в год. По данным ВОЗ, столица Саудовской Аравии Эр-Рияд — один из самых загрязненных городов мира, и даже в Пекине в ваши легкие не попадает такая «таблица Менделеева», которая отравляет дыхание в Эр-Рияде. В данном случае проблема промышленных отходов усугубляется непростыми природными условиями, в частности, частыми и порой ужасающими песчаными бурями. Вопросы экологии в Саудовской Аравии считаются второстепенными, и, как и Южная Корея, государство не намерено сокращать объемы добычи нефти и газа и перерабатывающей промышленности.<\p>

Иран: 648 млн тонн CO2 в год. Город Ахваз в Иране, некогда служивший зимней резиденцией персидских царей, сегодня крупный металлургический центр и один из городов с самым загрязненным воздухом в мире. Например, в Москве среднегодовая концентрация РМ10 (мелкодисперсных частиц, которые являются важной составляющей загрязненности воздуха) составляет 33 мкг/м3, а в Ахвазе порой достигает 372 мкг/м3. Но проблемы с выбросами углекислого газа, увы, характерны для всей территории Ирана. В ноябре 2016 года были закрыты все столичные школы из-за смертоносных паров, душивших город. «Смертоносных» здесь — не фигура речи: за 23 дня от загрязненного воздуха погибли более 400 человек. Помимо нефтехимических производств, которые заметно ухудшают экологию, немаловажная причина такого положения в Иране — это санкции. На протяжении последних 38 лет после окончания исламской революции, жители Ирана ездят на старых автомобилях с низкокачественным топливом.<\p>

Германия: 798 млн тонн CO2 в год. Наличие Германии в этом списке удивляет так же, как и присутствие Канады. Но не стоит обманываться: помимо зеленых полей, хорошей экономики и эко-ориентации, в Германии немало крупных городов. Так, Штутгарт называют «немецким Пекином» — здесь нет смога, но уровень концентрации опасных частиц достаточно высок. В 2014 году концентрация частиц превышала допустимую норму в течение 64-х дней, что сделало воздух более грязным, чем в Сеуле и Лос-Анджелесе вместе взятых. В 28-и районах страны уровень загрязнения воздуха считается опасным. В 2013 году от повышенного содержания оксидов азота в воздухе скончались более 10 тысяч жителей Германии.<\p>

Япония: 1237 млн тонн CO2 в год. Япония занимает 5-е место в мире по уровню загрязнения, выбрасывая в воздух практически вдвое больше углекислого газа, чем Южная Корея. Но все это — гигантский шаг вперед по сравнению с тем, что творилось на островном государстве буквально 50 лет назад. Страшные синдромы, причиной которых стали загрязнения, например, болезнь Минамата (отравление тяжелыми металлами), погубили множество японцев. Лишь начиная с 1970-х годов власти Японии начали предпринимать шаги к тому, чтобы жить в более чистой среде. Экологическая ситуация в Японии немного ухудшилась после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году: катастрофа привела к тому, что почти все японские атомные электростанции были закрыты и заменены на угольные.<\p>

Россия: 1617 млн тонн CO2 в год. Да, Москва иногда демонстрирует особо опасные уровни загрязнения воздуха, но все же четвертую позицию России в списке стран с самым высоким содержанием CO2 в воздухе обеспечивают Челябинская область и индустриальные города Сибири. Новокузнецк, Ангарск, Омск, Красноярск, Братск и Новосибирск производят выбросов в атмосферу больше, чем многомиллионная Москва. Около 6% всех выбросов оксида углерода в России обязаны Челябинской области. Город Карабаш в Челябинской области в 1996 году был признан зоной экологического бедствия, а в СМИ его нередко называют самым загрязненным городом в мире.<\p>

Индия: 2274 млн тонн CO2 в год. По некоторым оценкам ежегодно от загрязнения воздуха в Индии погибают около 1,2 млн человек. Да, Индия заявляла о стремлении к более чистой энергии, но насколько это реально— большой вопрос. Экономика страны растет, при этом сотни миллионов жителей Индии все еще не имеют электричества и живут в нищенских условиях. Одно из крупных экономических достижений Индии за последние годы заключается в снижении зависимости страны от импорта угля: за счет роста собственной угледобычи, которую как раз Индия уверенно наращивает с каждым годом. Если приостановить эту угледобычу, воздух станет чище, но страна — беднее.<\p>

США: 5414 млн тонн CO2 в год. Несмотря на многочисленные программы по защите экологии и разработки в области зеленой энергии, США по‑прежнему среди лидеров по загрязнению окружающей среды. По данным доклада Американской ассоциации по борьбе с легочными заболеваниями за 2016 год, более половины населения страны дышит воздухом, уровень загрязнения которого крайне опасен. Это можно переформулировать так: 166 млн американцев ежедневно подвергают себя риску развития астмы, болезней сердца, онкологии из-за воздуха, которым они дышат. Наиболее загрязненные города сконцентрированы в солнечной Калифорнии.<\p>

Китай: 10357 млн тонн CO2 в год. Япония, Россия, Индия и США занимают соседние строчки в этом рейтинге, но даже если эти страны объединить в одну, то и в этом случае количество выбросов углекислого газа в воздух не сравнится с тем, что происходит в Китае: если бы загрязнение воздуха было олимпийским видом спорта, Китай стал лидером медального зачета. «Красный», наивысший, уровень загрязнения воздуха не редкость для многих городов Китая, как и сообщения о том, что миллионы жителей не покидают домов из-за токсичного смога. Ситуация с воздухом в Китае не становится лучше — всего лишь в декабре 2016 года концентрация мелкодисперсных взвешенных частиц РМ10 (мы говорили о них выше) превысила 800 мкг/м3. Для сравнения: безопасной с точки зрения ВОЗ средняя годовая концентрация РМ10 составляет 20 мкг/м3.<\p>

Источник: https://www.PopMech.ru/technologies/350332-10-stran-s-samym-gryaznym-vozdukhom/

Промышленная экология

Промышленная экология – наука, предметом изучения которой является взаимосвязь производственной сферы с окружающей средой, в которой обитает человек и животные организмы. Главной задачей промышленной экологии является снижение загрязнения среды путем модернизации производственных процессов.

Причем загрязнение веществами, и токсичными в том числе, далеко не единственный предмет изучения промышленной экологии, ведь различные отрасли промышленности оказывают влияние на среду шумом, теплом, электромагнитным излучением и многим другим.

Все эти факторы являются крайне угнетающими для человека и негативно влияют на окружающую природу в целом. Ученые пришли к выводу, что шумовое воздействие становится причиной серьезных стрессов у человека и отрицательно влияет на живые организмы в природе.

Активно изучается слабое электромагнитное излучение, а также тепловое загрязнение, как причина самых распространенных случаев хронического стресса. Это особенно отмечается вблизи тепловых электростанций, где высвобождаются в воздушную и водную среду огромные объемы тепла. А уж последствия повышения температурного режима в близлежащих озерах и прудах и вовсе непредсказуемы.

Промышленная экология и безопасность – актуальная тема для государств с активно развивающимся производством. Особую тревогу специалисты по промышленной экологии видят в систематическом загрязнении грунтовых вод и водоносных горизонтов.

Эта обеспокоенность связана с тем, что поверхностные воды можно подвергнуть очистке, а грунтовые очистить практически невозможно, поэтому эти источники воды еще длительное время будут причиной массовых отравлений всего живого.

Промышленная экология отдельное внимание уделяет атмосфере и открытым водоемам, так как именно они становятся первостепенной мишенью для разных отраслей промышленности.

Задачи промышленной экологии делятся на несколько основных направлений:

  • Очищение выбросов. Специалистами не только разрабатываются, но и активно внедряются новые, современные системы сооружений по очистке, которые становятся серьезным препятствием для вредных веществ, предотвращая их попадание в атмосферу и близлежащие водоемы. Тем не менее, предотвратить проникновение вредных веществ – это только лишь часть задачи, и этим не решается проблема. Важно решить судьбу уже сконцентрированных в окружающей среде промышленных стоков без ущерба для природы.
  • В задачи промышленной экологии также входит совершенствование существующих технологий производства при помощи повторного, а может быть и многократного использования отходов.
  • Известно, что многие отрасли промышленности по добычи ископаемых и промыслу работают по старинке, не вкладывая средства в модернизацию и экологическую безопасность, тем самым нанося серьезный ущерб окружающей среде. И именно ввиду использования устаревших методов добычи и промысла происходят неконтролируемые и безвозвратные разрушения ландшафтов, гибель огромных площадей плодородных земель, процессы, загрязняющие среду, уничтожаются многие виды животного и растительного мира. Промышленная инженерная экология сокращает ущерб деятельности человека посредством совершенствования технологий различных отраслей.
  • Промышленная экология способствует реализации проектов перехода на чистые, экологичные источники энергии.
  • Задачи промышленной экологии также охватывают сферу снижения вредности самого многочисленного автомобильного транспорта. Для современных городов – это самая важная проблема, которая напрямую взаимосвязана с энергетическим вопросом. На данный момент отмечаются попытки ее решения при помощи соответствующих фильтров и усовершенствования конструкции моторов, но неуклонный рост количества автомобилей сводит на нет все успехи промышленной экологии в этом направлении. Отмечено, что природные экосистемы до 90% энергии расходуют на процессы разложения и возвращение разнообразных веществ, в природный, биогеохимический круговорот. Социально-экономические системы тратят 90% разнообразных материальных ресурсов, преобразуя их в отходы, а основная энергия используется для производства и потребления.

Энергетика на страже экологии

Что касается предполагаемых источников энергии, то специалисты прогнозируют открытие различных энергетических источников для нужд человечества в будущем. Какую энергию мы будем использовать, атомную, или солнечную?

Многие предполагают, что фотоэлектрические системы могут стать более экономичным видом, но только в случае, если промышленности удастся улучшить эффективность фотоэлементов и тогда масштабное использование энергии солнца приведет к существенной экономии.

Когда солнечная энергия по своей стоимости приблизится к цене традиционных источников, произойдет молниеносный скачок рынка и солнечные панели станут ключевым решением энергетической проблемы.

Но все это в будущем, так как на сегодняшний день всего 13 % мирового потребления энергии приходится на возобновляемые источники.

Одной из популярнейших тем альтернативной энергетики является мусор, как источник энергии. Отрадно, что новейшие технологии постепенно приближаются к границам России. Литва запустила теплофикационную электростанцию, которая, сжигая коммунальные отходы, обеспечивает жителей теплом, значительно снижая затраты на энергоносители и сокращая необходимость использования природного газа.

Специалисты в области промышленной экологии Эстонии планируют в масштабах государства производить энергию на мусоросжигающем энергоблоке. Эта страна пока не практикует утомительную сортировку мусора, который в будущем планируется отсортировывать, для извлечения пригодных в повторном использовании материалов, но работы в этом направлении ведутся.

За час подобный энергоблок способен сжигать годовой запас мусора 70-ти домохозяйств и обеспечивать электроэнергией городок с населением в 9 тысяч человек с близлежащими деревеньками, при этом – также обеспечить теплом, которое будет стоить на 20% меньше традиционного.

Промышленная экология – это не только изучение, но и реальные решения насущных проблем окружающей среды. Современные научные достижения в разработках возобновляемых источников энергии не ограничиваются только областями ветряных, солнечных и водных энергоисточников.

Читайте также:  Испарение воды растениями

Ученые обращают внимание на другие источники получения экологически чистой энергии (энергия волн, сточных вод, биоэнергия), которые позволят не злоупотреблять природными ресурсами и сохранить органическое топливо – нефть, уголь, газ, древесину.

Кризис топливных отраслей и тактика халатного отношения к природе уже сейчас становятся причинами катастроф глобального масштаба. Настали времена повернуть промышленность лицом к экологии и активно внедрять современные достижения науки и техники.

Источник: http://zeleneet.com/promyshlennaya-ekologiya/13153/

Промышленная (инженерная) экология

Владимир Вернадский Эдуард Зюсс Джеймс Лавлок

Основной вопрос промышленной экологии: как снизить загрязнение среды в процессе производства.

Причем это не обязательно загрязнение веществами, в том числе и токсичными, что, конечно же, играет одну из самых значительных ролей в надвигающейся катастрофе.

Кроме прочего, промышленность загрязняет среду теплом, шумом, электромагнитным излучением и прочее, которые крайне угнетающе воздействуют как на человека, так и на природу в целом.

Так, например, воздействие шума является одной из главных причин стрессов и в человеческом обществе и в природе (особенно в среде животных). Не достаточно изучено влияние электромагнитного излучения, особенно слабого.

Есть предположения, что в хаосе электромагнитных волн, пронизывающих пространство (радиошум) могут иногда попадаться даже “волны-убийцы”, частота которых случайно временно совпадает с частотой жизненно важных процессов внутри организма, вызывая их сбой, который может иметь фатальные последствия (есть попытки объяснить этим участившиеся случаи неожиданной внешне беспричинной смерти). Конечно, эту информацию очень трудно проверить, но то, что электромагнитное излучение способно ухудшать наше состояние – это факт проверенный.

Тепловое загрязнение становится сейчас самым распространенным случаем хронического стресса. Особенно это заметно вблизи тепловых электростанций, высвобождающих в воздух и воду огромное количества тепла.

Так например, АЭС средних размеров, дающая 3000 мегаватт электроэнергии, производит в час более 5 млрд. ккал «бросового» тепла. Последствия повышения температуры в окрестных прудах и озерах различны.

Как правило, сначала это воспринимается живым миром вполне благоприятно, но со временем возникают стрессовые явления. Не поддается пока еще точным оценкам глобальное тепловое загрязнение среды.

Одной из наибольших опасностей считается загрязнение грунтовых вод и глубоких водоносных горизонтов. В отличие от поверхностных вод эту воду практически невозможно очистить. Поэтому она еще долго будут отравлять все живое в окрестности.

Но основную нагрузку несут на себе, конечно же, атмосфера и открытые водоемы. Мы можем эти загрязнения наблюдать непосредственно, поэтому они являются сигналами отрицательной обратной связи, которые могут спасти индустриальное общество от гибели, если оно будет адекватно на них реагировать.

Атмосфера и океан являются важнейшими подвижными буферными зонами, за счет которых существует весь живой мир биосферы. Они обладают достаточно большой емкостью, пределы которой нам неизвестны. Но не дай нам Бог, превысить эти пределы.

Мы уже привыкли к гибели локальных экосистем, вызванной антропогенным вмешательством. Но сверхдопустимое засорение буферных зон вызовет коренные изменения во всей биосфере.

К числу основных направлений развития инженерной экологии можно отнести следующее:

  1. Очистка выбросов. Разрабатываются и внедряются все новые системы очистных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ в атмосферу и в водоемы. Однако проблема этим не решается – куда девать эти вещества после того, как они выделены в концентрированном виде из промышленных стоков или дыма. В более простых вариантах происходит обычное складирование или захоронение этих веществ в малодоступных районах. Рано или поздно эта проблема к нам вернется в более неприятном виде.
  2. Совершенствование технологии производства путем повторного использования отходов. Надо отметить, что безотходные производства, о которых наделано много шума, в принципе, невозможны, это противоречит второму закону термодинамики. Другое дело, использование опыта природных систем, где вещество циркулирует в непрерывных круговоротах. Именно в этом видится сейчас основное направление совершенствования производства. Особое внимание следует уделить эффективности использования энергии, что позволит минимизировать потребность в энергии, а значит, снизить угрозу тепловой катастрофы.
  3. Совершенствование добывающих и промысловых отраслей промышленности. Здесь происходят практически неконтролируемые процессы разрушения ландшафтов, гибели пригодных для земледелия земель, загрязнения среды, непосредственное уничтожение растительного и животного мира планеты и т.п. Вождь одного из племен, которое живет сейчас за счет сжигания леса на своем острове и продаже древесного угля, на вопрос Кусто: “Как вы будете жить, когда вырубите все деревья” ответил: “Тогда наступит конец света”. Мы недалеко ушли от этого аборигена, но мы менее откровенны, мы умеем прикрыть свои поступки массой рассуждений о гуманности. Настоящий гуманизм предполагает еще и заботу о потомстве. Остается одна достаточно призрачная надежда на законодательство.
  4. Переход на экологически более чистые источники энергии. Пока это только мечта. Как уже говорилось, эффективность использования солнечной энергии не выдерживает никакой конкуренции с использованием горючих ископаемых. То же самое можно сказать и об энергии ветра, приливов, гейзеров и т.п. Единственная надежда в плане решения энергетической проблемы – это использование ядерной энергии, но управляемый термоядерный синтез еще не изобрели, а расщепление урана сопряжено с большими затратами. К тому же “экологическая чистота” таких источников энергии уже ни у кого не вызывает иллюзий. Есть еще надежда на будущих изобретателей. Только вот успеют ли они?
  5. Снижение вредности транспорта. Это одна из важнейших проблем современных городов, которая напрямую связана с энергетической проблемой. Сейчас эту проблему пытаются решать с помощью соответствующих фильтров и оптимизацией конструкцией моторов, но рост численности автомобилей перекрывает все успехи в этом направлении.

Впрочем, самая главная проблема не в том, что мы плохо преобразуем энергию или недостаточно очищаем выбросы. Наоборот, некоторые промышленные способы настолько эффективны, что могут даже конкурировать с природными системами. И с каждым годом эта эффективность будет повышаться.

Порок кроется в самом подходе: все во благо растущих потребностей человека. В одном из американских фильмов-боевиков символом американского общества был назван супермаркет. Именно магазин все больше и больше становится символом человеческой цивилизации, наиболее меткое название которой – “общество потребления”.

И все достижения промышленности направлены на усиление потребительских тенденций.

Источник: http://ekologyprom.ru/kurs-lekczij-po-ekologii/368-promyshlennaja-inzhenernaja-jekologija.html

Экология шума

Шум — одна из форм физического (волнового) загрязнения, к которому человек не может адаптироваться.

  • Акустическая экология
  • Экология звука
  • Акустический комфорт

Звук от реактивного самолета создает шум, по интенсивности превышающий шум толпы в 50 млн. человек, пишет известный французский эколог Филипп Сен-Марк.  Шум стал побочным явлением научно-технического прогресса.

Он мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда и отрицательно влияет на центральную нервную систему. Симфония городского шума складывается из многих факторов: скрежета и стука на транспорте, звука строительной техники, шума машин на фабриках и даже микротехники в домашнем хозяйстве.

Но автомобильный транспорт — главный источник шума в городах; на него приходится до 80% всех видов загрязнения.

Шум, как и звук, образуется вследствие механических колебаний частиц различной физической природы. С физиологической точки зрения различают низкие, средние и высокие звуки. Колебания охватывают громадный диапазон частот: от 1 до 16 гц — неслышимые звуки (инфразвук); от 16 до 20 тыс.

гц— слышимые звуки и свыше 20 тыс. гц — ультразвук. Область воспринимаемых звуков, т. е. граница наибольшей чувствительности человеческого уха, находится между порогом чувствительности и порогом болевого ощущения и составляет 130 дб.

Звуковое давление в этом случае настолько велико, что оно воспринимается не как звук, а как боль.

Единицей измерения интенсивности звука является бел (б) и децибел (дб), равный 0,1 бела, но они дают относительную величину, представляющую собой логарифмическое отношение двух одноименных физических величин с логарифмическим основанием, равным 10.  Для человека шум становится опасным, как только звук переходит границу 80 дб (в современных городах транспортные средства вызывают шум, превосходящий 100 дб).

Физиологически установлено, что усиление звука зависит не только от его силы, но и от частоты. Опытным путем обнаружено, что звуки одной силы, но разной частоты воспринимаются как звуки различной силы. Поэтому была введена новая физиологическая величина — единица громкости звука — фон. Фон и децибел равны, когда звук имеет частоту 1000 герц.

По интенсивности различают шум: первой степени — от 30 до 65 фонов, второй степени — от 65 до 90 фонов, третьей степени — от 90 до 110 фонов, четвертой степени — от 110 до 130 фонов.
По частоте шум также подразделяется на четыре группы: очень низкая частота — от 40 до 63 гц, низкая частота — от 80 до 125 гц, средняя частота — от 160 до 500 гц, высокая частота — от 6030 до 10 000 гц.

Шум стал патологическим явлением в крупных городах. Профессор Ф. Сен-Марк пишет, что в зависимости от силы и частоты шум вызывает головную боль, гул в ушах, бессонницу, учащение пульса, серьезные мозговые, нервные, сердечные расстройства.

Зафиксированы функциональные изменения организма под влиянием шума: повышение кровяного давления, нарушение функции щитовидной железы и коры надпочечников, изменение активности мозга и центральной нервной системы. Так, по данным, опубликованным в Великобритании, из-за шума каждый четвертый мужчина и третья женщина страдают нервными заболеваниями.

Каждый пятый больной в психиатрических клиниках Франции — жертва шума, а в шумных кварталах Нью-Йорка зарегистрировано умственное и физическое отставание в развитии детей.

По французским источникам, до 1971 года 341 человек покончили жизнь самоубийством в результате нервной депрессии, вызванной громкой музыкой и вообще шумом, интенсивность которого в Париже достигла в последние годы чудовищной силы.

Действию шума выше 102 дб подвергали куниц и получали у них за 10 недель повышение уровня холестерина в крови, развитую форму атеросклероза по сравнению с животными, которые так же, как и они, питались, но не подвергались действию шума. Специалисты утверждают, что шум негативно действует даже на зародыш.

Люди по-разному реагируют на шум. Часто это зависит от возраста, темперамента, здоровья, условий жизни и других причин. При одинаковой интенсивности шума люди в возрасте старше 70 лет пробуждаются в 72% случаев, а дети 7—8 лет — только в 1%.

Дети просыпаются от шума в 50 дб, а подростки — 30 дб. По данным, которые приводит Федеральный совет по вопросам науки и техники США, около 16 млн.

рабочих страдают от шума на производстве, что приносит ощутимый ущерб американской промышленности, достигающий 4 млрд. долл. в год.

Основной источник шума в городах — автомобили. В последнее время конструкторы ищут эффективные типы глушителей, которые нейтрализовали бы шум, создающийся движущимся транспортом. В городах можно снизить шумовой эффект за счет расширения проезжей части; при расширении улиц на 20—40 м уличный шум снижается на 4—6 дб.

Важную роль играет и сама конструкция путей, и организация транспорта, и площадь зеленых насаждений. Советские специалисты считают целесообразным создавать между проезжей частью и тротуаром зеленый пояс шириной 10—50 м (в зависимости от ширины улицы) из многолетних насаждений. Деревья должны быть лиственных пород и иметь густую крону.

Доказано, что зеленые насаждения снижают уровень уличного шума на 8—10 дб. Жилые здания должны быть «отодвинуты» от тротуаров на 15—20 м, а территория вокруг них обязательно озеленена. Весьма важна ориентация помещений внутри квартир: столовая и спальня должны находиться в самой бесшумной части квартиры.

Целый ряд исследований показал зависимость состояния здоровья от уличного шума. Например, построенная без учета экологической обстановки автотрасса Белград— Загреб, вдоль которой расположены жилые здания, ухудшает экологическую ситуацию в этих городах.

Во многих городах страны все или только часть магистралей переводятся под землю, тем самым сохраняются сотни гектаров свободной земли, а люди избавляются от шума. Исключительно своевременным стало предложение о строительстве белградской подземной железнодорожной станции.

Интересна находка группы румынских инженеров, которые в целях снижения шума создали конструкцию окон с двойными стеклами, при этом внутреннее стекло в несколько раз толще внешнего. При таком застеклении в 2 раза снижается интенсивность шума. Совершенно ясно, что для создания акустического комфорта необходима координация действий при разработке архитектурных, транспортных и других проектов.

Источник: http://wave.av-ue.ru/?p=414

Ссылка на основную публикацию