Реализм в искусстве (xix-xx вв)

Реализм в изобразительном искусстве XIX века Реализм

Реализм в изобразительном искусстве XIX века

Реализм • Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.

) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17— 18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в.

В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. • Жюльен Дюпре

Реализм • История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон — деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. • Теодор Руссо

Гюстав Курбе • Жан Дезир Гюст в Курбее ае ее — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. • Гюстав Курбе

Гюстав Курбе • Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык. » • «Веяльщицы»

Гюстав Курбе • Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» , собственный портрет, «Косули у ручья» , «Драка оленей» , «Волна» (все пять — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» , «Пожар» , «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы» , «Женщина с попугаем» , «Вход в долину Пюи-Нуар» , «Ораньонская скала» , «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. • «Похороны в Орнане»

Теодор Руссо • Теодор Руссо (15 апреля 1812 , Париж — 22 декабря 1867 , Барбизон) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы. Творчество Теодора Руссо относят к реализму.

Теодор Руссо • Руссо ввёл понятие « интимного пейзажа » , мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832 -33 гг.

он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836— 1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.

• Вид на Барбизон

Теодор Руссо • Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.

• Наиболее известные картины Теодора Руссо: • «Выход из Фонтенблосского леса» , «Старый Дормуар в Ба-Брео» , «Болото в ландах» , «Берег реки» , «Буря» , • «Пажити, с протекающей среди них рекой» , «Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой» , • «Коровы, пасущиеся у лесной лужи» , • «Заход солнца» и «Весенний полдень» , • «Рынок в Нормандии» , • «Конец октября» и «Каменные дубы» (гравированы самим художником). • В лесу Фонтенбло

Шарль Добиньи • Шарль-Франсуа Добиньи (15 февраля 1817 , Париж — 19 февраля 1878 , там же) — французский художник, участник барбизонской школы. • Добиньи стремился освободить пейзаж от поэтических и субъективных компонентов, и отображать природу непосредственно и без прикрас. Личное восприятие художника, считал Добиньи, не должно участвовать в отражении виденного.

Шарль Добиньи • Публика и художественная критика называли эскизные акварели Добиньи « прелестными, привлекательными и поэтичными » .

Хотя Добиньи к этому и не стремился, пейзажи, созданные на основе этих предварительных эскизов, также были признаны «поэтичными» .

Добиньи не пытался привнести в них поэтического настроения, и чтобы, в конце концов, избавиться от подозрений в намеренной поэтичности, он стал выбирать самые непривлекательные и невзрачные мотивы, стремясь только к абсолютной правдивости. • «Вечер»

Шарль Добиньи • Примечательными были старания Добиньи сохранить в своих произведениях спонтанность и непосредственность пленэра. За это он, в свое время, получил как похвалу, так и суровую критику. Но Добиньи остался верным своей технике письма, его объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью тем самым оказали в 60 -х гг. XIX в. влияние на импрессионистов. • «Крестьянский двор»

Джон Констебль • Джон Конст блее или Конст бль (11 ее июня 1776 , Ист-Бергхолт, Саффолк — 31 марта 1837 , Лондон) — английский художник. • Автопортрет

Джон Констебль • «Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке.

Его лучшие работы, включая знаменитые «Собор в Солсбери» , «Белый конь» , «Плотина в Дедаме» , «Телега сена» , связаны с этими местами и созданы в десятилетие зрелого творчества между 1815 и 1825 годом.

В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме. • В 1824 несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. • «Телега сена»

Жюльен Дюпре • Жюльен Дюпре (19 марта 1851 — 15 апреля 1910 ) — французский художник. • Жюльен Дюпре — один из главных художников-реалистов конца 19 века. Его пейзажи отличаются реализмом и отчетливостью. Он изображал тяготы жизни французских крестьян, а сельских женщин рисовал в героическом стиле. Картины Дюпре о жизни французского села наполнены уникальной живостью и свежестью.

Жюльен Дюпре Пейзажи Дюпре с облачным небом и разнообразными мотивами более динамичны, их ключевые цвета и спонтанные мазки бодры и свежи.

Жюль Бретон • Жюль Адольф Эме Луи Бретон (1 мая 1827 , Па-де-Кале — 5 июля 1906 , Париж) — французский художник, жанрист и пейзажист. • Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни.

Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски.

• «Первое причастие»

Леон Лермитт • Леон Лермитт (1844 -1925)- французский художник-реалист. • Все картины Лермитта посвящены жизни крестьян. Лермитт был сыном крестьянина и на собственном опыте испытал всю тяжесть крестьянского труда. В его картинах деревенский быт увиден как бы изнутри — жесты работающих людей убедительны, а отношения между ними достоверны. • «Жнецы»

Жюль Бастьен-Лепаж • Жюль Бастьен-Лепаж (1 ноября 1848 , Данвилье, Мёз — 10 декабря 1884 , Париж) — французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. • «День всех святых»

Критический реализм • Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Джона веретта Милле Эе. е • Наиболее известная картина — «Офелия» , где изображена возлюбленная Милле Россетти. • «Офелия»

Источник: http://present5.com/realizm-v-izobrazitelnom-iskusstve-xix-veka-realizm/

Русский реализм в изобразительном искусстве XIX в

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«РУССКИЙ РЕАЛИЗМ В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX в.».

Выполнила студентка IV курса

гуманитарного факультета

(специальность «Культурология»)

Шемякина Елена Николаевна

Преподаватель –

Гмызина Эльвира Викторовна.

Киров 2009

Особенностью исторического аспекта развития России в 30 — 60 годах XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А.

И.Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской.

С 40-х годов XIX века заслугами «натуральной школы» Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности».

Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе, русский театр – через Островского, русская музыка – усилиями «Могучей кучки», эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

Из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой живописи, предстояло сказать свое веское слово.

Во второй половине XIX столетия для живописи становится характерным критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность.

В этом виде искусств формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме.

Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Достоевского и Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени. Но в этой тесной связи с литературой была и своя обратная сторона.

Беря чаще всего непосредственно из нее все те остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями.

Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как замечают исследователи такая «иллюстративность погубила их живопись».

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики – И.Н. Крамской и В.В. Стасов и свой собиратель – П.М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в.

https://www.youtube.com/watch?v=7J27zIwfznM

В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти».

Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др.).

В квартире Крамского на 17-й линии Васильевского острова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находилась почти вся разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго.

А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Это было как бы «хождение в народ» художников.

Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г.). Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности.

Читайте также:  Имажинизм в литературе

Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в.

Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества.

В 70–80-х годах к ним присоединились более молодые художники, включая Репина, Сурикова, Васнецова, Ярошенко, Савицкого, Касаткина и др. С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу.

Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов. Вождем, теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской (1837–1887), в 1863 г. возглавивший и «бунт 14-ти», замечательный организатор и выдающийся художественный критик.

Для него, как и для его собратьев по организации, была характерна несокрушимая вера, прежде всего в воспитательную силу искусства, призванного формировать гражданственные идеалы личности и нравственно ее совершенствовать.

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.

Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения.

Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.

Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.

Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа.

Жанровая живопись «передвижников»:

Бытовой жанр.

Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества изображали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, и – с особой глубиной и размахом – И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы.

Василий Максимович Максимов (1844–1911) уже в первой многофигурной композиции со сложными эффектами освещения – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875, ГТГ) – приходит к основной своей теме – изображению крестьянской жизни, которую он сам, выходец из крестьян, знал прекрасно. Последующие картины лишены праздничного чувства.

В них во всей обнаженности встает образ нищей пореформенной России. Как почти каждый передвижник, Максимов был умелым режиссером. «Семейный раздел» (1876, ГТГ) «рассказывает» о том, как делятся братья и их жены. Борьба идет не на жизнь, а на смерть, но за что? За кучу тряпья на полу.

«Лихая свекровь» (1893) – о том, как изводит младшую невестку злая старуха в присутствии старшей невестки (или дочери?), и ужас всей сцены подчеркивается фигурой девочки, абсолютно инертной, привыкшей к подобным сценам, спокойно пьющей из блюдечка чай.

Наибольшим успехом пользовалась впоследствии много раз повторенная художником композиция «Все в прошлом» (1889, ГТГ), в которой Максимов, подобно Тургеневу и Чехову, создал грустный образ разоряемых «вишневых садов» и «дворянских гнезд».

Передвижники 70-х годов в рамках жанра умели поднять самые важные, самые острые проблемы общественной жизни, как это сделал Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) в картине «Земство обедает» (1872, ГТГ): «обедающие» (луком и хлебом) у парадного крыльца крестьяне, а в окне над ними – половой, вытирающий серебряную посуду для тех, кто действительно имеет голос в земстве.

Искренность веры русских крестьян показал Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905) в большой картине «Встреча иконы» (1878, ГТГ). Савицкий вообще мастер многофигурных композиций, в которых Стасов справедливо усматривал «хоровое начало». Еще в 1874 г.

он создал одно из первых в русском искусстве изображений труда – это «Ремонтные работы на железной дороге» (ГТГ), перекликающееся по теме с «Камнедробилыциками» Курбе. Наиболее значительна картина Савицкого «На войну» (1880–1888, ГРМ), задуманная художником еще в начале русско-турецкой войны и передающая всенародное горе.

Много времени и сил Савицкий отдал педагогической деятельности, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Пензенском художественном училище, в котором он был и директором.

В жанре бытовой, режиссерски прекрасно разработанной картины работал Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Он начал, как и Перов, с обычных наблюдений за жизнью «маленьких людей», не поднимаясь до социального обобщения, продолжал традиции бытописательской живописи 60-х годов («В приемной у доктора», 1870, ГТГ).

Но уже в середине и конце 70-х – в 80-е годы он пишет такие произведения, как «Посещение бедных» (1874, ГТГ), «Ожидание» («У острога», 1875, ГТГ), «Осужденный» (1879, ГРМ), «Крах банка» (1881, ГТГ), «Свидание» (1883, ГТГ), известные нам с детства, каждое из которых ставило острые вопросы современной жизни.

В такой незамысловатой с виду картине, как «На бульваре», им поднята, по сути, важнейшая проблема пореформенной России – разрушения деревни, пагубного влияния города на молодого деревенского парня.

Лихой подвыпивший мастеровой наяривает на гармошке, он бесконечно далек от тех бед и забот, о которых рассказывает ему приехавшая из деревни жена, держащая завернутого в лоскутное одеяло ребенка. Семья потеряла кормильца. Но и парень, вырвавшийся в городскую жизнь, оторвался от родной почвы и потерял себя.

Унылый осенний пейзаж, тонко написанный художником, подчеркивает разыгрывающуюся драму. Маковский сумел откликнуться на множество тем. Его картины вскрывают драматические судьбы не только отдельных людей, а целых слоев и поколений.

Не всегда Маковский избегал сентиментальных и мелодраматических ситуаций (например, его «Не пущу!»), но в лучших произведениях он оставался верен жизненной правде и поражал законченностью живописного рассказа, завершенностью картины, выросшей из повседневных житейских сцен, подмеченных его зорким глазом.

Исторический жанр.

Своеобразен путь развития в 70–80-х годах и исторического, батального жанра.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) стоит первым в ряду тех живописцев, которые, следуя просветительской вере в познавательно-воспитательную силу искусства, с протокольной беспощадностью стремились показать ужас войны, насилие захватчиков, религиозный фанатизм.

Свои выставки он устраивал в прямом смысле слова в разных частях света и идею передвижничества осуществил очень широко. По семейной традиции получив военное образование, окончив Морской кадетский корпус в Петербурге, Верещагин затем учился в Петербургской академии художеств и в Париже, а по возвращении в Россию уехал на Кавказ.

Там он сделал ряд зарисовок этнографически-документального характера, многие из которых разоблачают религиозный фанатизм. Верещагин создавал целые серии на одну тему. Одна из первых – Туркестанская – о войне в Средней Азии. Этнография Востока увлекала Верещагина не меньше, чем собственно баталии.

Со всей скрупулезностью и любовью к деталям, свойственным передвижникам вообще, а его художественному почерку в особенности, передает он красоты Востока («Двери Тамерлана», ГРМ).

Но рядом – не менее тщательно выписанные сцены зверств («Торжествуют», 1871–1872,– площадь перед мечетью утыкана шестами с головами русских солдат; «Нападают врасплох», 1871, ГТГ; «После удачи», 1868, ГРМ; «После неудачи», 1868, ГРМ, и т. д.). Всю ненависть к войне Верещагин выразил в картине «Апофеоз войны» (1871, ГТГ): гора черепов на фоне мертвого города.

На раме сам художник написал: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Стасов писал, что из Туркестана Верещагин «воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде его никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе». А сам мастер так определил свою творческую задачу: «Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью сколько у меня есть сил».

Источник: https://works.doklad.ru/view/hAPiDuaYu64.html

Реалистическое направление в культуре 19 века

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм.

Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.

Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.

Критический реализм базируется на следующих принципах:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», — писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.

Как направление реализм складывается в 30-е гг. 19 в. Реализм возник как реакция на романтическое искусство. Разочарование в революции – толчок к возникновению нового метода.

Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма.

Реализм первоначально не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Реализм имеет свои философские предпосылки – философия позитивизма – необходимость существования позитивных, научных знаний. Позитивизм предполагает рассматривать проблему человека и общества (развитие социологии).

Художественные предпосылки – литература просвещения. Реализм на первый план выдвигает идею понимания действительности, отвергает двоемирие.

Действительность как материя, полнота окружающего мира, реалисты стремятся показать множественность действительности. Взаимодействие человека с действительностью всегда существует независимо от воли человека.

Человек не может быть противопоставлен действительности (как у романтиков).

Реалисты, как и романисты, критикуют действительность, но критика основана на анализе, на научном подходе. Важна категория правды. Истина – одна, правды много.

Реалисты предлагают этический идеал, новую концепцию истории – актуальность, злободневность.

История понимается как становящееся событие, которое происходит здесь и сейчас, человек становится участником событий, художественно создает хронику своего времени.

Характерна новая концепция героя: типическое и индивидуальное. Акцент на типичность. Персонажи – индивидуальность – своя внешность, поведение и т.д.

Характерен процесс дегероизации, подчеркивается обыденность, повседневность.

Читайте также:  Фотосинтез растений. фотосинтез, как основа питания растений

Характерно обращение к крупным жанрам: история живопись, бытовая.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIXв. после революции 1848 г. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.

Ж.Ф.

Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» — значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»). Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832 — 1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства.

В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нина»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции.

Сильнейшая страница в истории французского критического реализма — его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования.

Расцвет английской живописи приходится в XIXв. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851).

Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»).

Он прославился также и как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Диана, строящая Карфаген» и др.).

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы.

Он впервые ввел в обиход живописцев XIXв. этюды. Лучшие его работы — «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др. Дж.

Констебль сыграл важнейшую роль в развитии европейской пленэрной живописи.

39. Реализм в русской литературе и искусстве

В литературе Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии.

Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения. Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма.

Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления.

В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов. Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах.

Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, — всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.

Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX—XX вв., «социалистический реализм»

Основные черты реализма:

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;

Историзм;

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;

Отражение связи человека и среды;

Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.

Реализм в русской живописи
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.

Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877).

открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями (в России – передвижничество).

Художник-реалист не является бесстрастным документалистом своей эпохи, не способным на художественный вымысел. Поэтому ему не чужды приёмы условности: гротеск, аллегория символ, фантастика. По отношению к своему герою художник-реалист часто занимает позицию стороннего наблюдателя, что вовсе не исключает авторского сочувствия, иронии или осуждения.

Русский реализм зачастую называют критическим реализмом, основателем которого принято считать Ивана Ивановича Шишкина. Критиковалась политика, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений и жизненная философия власть имущих.

В 1869 году Г.Г.Мясоедов выступил инициатором создания Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом.

Пылким сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских художников-реалистов. Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга.

В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок».

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.

Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения.

Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.

Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.

Реализм России, представители: Васнецов («Алёнушка», «Царь Иван Грозный», Мясоедов («Косцы», «Земство обедает»), Серов («Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками») Репин («Бурлаки на Волге», «Крёстный ход в Курской губернии»), Шишкин («Утро в сосновом бору», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес») , Маковский, Перов («Тройка», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», , Федотов («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»), Куинджи «Ночь на Днепре», Саврасов («Грачи прилетели», этюд «Весна»)

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x5b3b.html

Реализм в искусстве Франции 19 века

Поражение Парижской коммуны и усиление реакции вызвали глубокие изменения в художественной жизни Франции.

Противоречие между господствующей буржуазной культурой и культурой демократической, обозначившееся с первых шагов утверждения капиталистического общества, в последней трети 19 века стало необычайно резким и обостренным.

Последовательное развитие реалистической демократической культуры и ее подъем на новую социально-эстетическую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.

Бастьeн-ЛепажЦветочница

1882, Частное собрание

ДореБродячие акробаты

1874, Городской музей, Клермон

МесоньеСержант и солдаты

1874, Кунстхалле, Гамбург

Под покровительством же официальных буржуазных кругов пышно расцвело салонное искусство, в котором побеждает красивость, светская утонченность, любовь к занимательным и игривым сценам.

Оно прославляло буржуазные и монархические режимы либо уводило в мир античных легенд и аллегорий, утративших гражданственную доблестность классицизма, вызвавших появление различных вариантов слащавых «венер» и «истин».

Усилились условно-стилизаторские, подражательные стилям прошлых веков направления с преобладанием мистико-символических тенденций.

Господствующим направлениям буржуазного искусства противостояло реалистическое искусство, продолжающее развиваться в условиях идеологической борьбы, преследований и жесточайшей цензуры. Реализм в искусстве конца 19 – начала 20 века не был однороден.

В традиционной манере работали мастера демократического направления, такие как Жюль Бастьен-Лепаж (1848–1884), который изображал крестьян и городских жителей в полных искренности жанровых картинах («Любовь в деревне», 1882, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С.

Пушкина; «На сенокосе», 1877, Париж, Лувр; «Разносчик», 1882, Париж, Музей искусства декорации), или Леон Лермитт (1844–1925), автору правдивых картин, посвященных жизни тружеников («Расплата со жнецами», 1882, Париж, Музей современного искусства).

Большую группу составили художники, устремленные к новым средствам художественного выражения, развернувшие борьбу против буржуазной пошлости мещански ограниченного реакционного салонного искусства – Эдуар Мане, Огюст Роден и другие. Мане был в числе активных участников «Салона отверженных» – выставки произведений, отвергнутых официальным жюри в 1863 году и вызвавших скандальные нападки со стороны буржуазной критики.

Доре Гюстав. Картины →

Месонье Эрнест. Картины →

Бастьeн-Лепаж Жюль. Картины →

История зарубежного искусства →

Источник: http://smallbay.ru/article/art_france_realism.html

Реализм в европейском искусстве XIX века

Критика современного общества особой остроты достигла в живописи и особенно графике одного из совершеннейших рисовальщиков XIX века Оноре Домье исполнил около 4- х тысяч литографий. Домье как художник родился в дни июльской революции 1830 года.

Именно в атмосфере революции он нашел свою тему, своих героев, свой стиль. Стихия социальной и политической борьбы, условия газетной работы, обращение к массе.

Распрострапнению реализма способствовала его связь с аналиличным, позитивным духом века промышленной индустрии.

.Французское искусство середины XIX века представлено Камилем Коро и художниками, получившими название барбизонцев. Непосредственно в деревне Барбизон жили Руссо и Милле, остальные пейзажисты писали этюды в окрестных лесах.

Тяга к природе подчеркнуто противопоставлялась академизу.

На развитие пейзажной живоиси Коро и барбизонцев оказали влияние «малые голландцы» и Констебл, а также национальная традиция, представленная Пуссеном, Лорреном, Ватто и Фрагонаром.

Камиль Коро (1796 – 1875 гг.) в начале своего творческого пути много путешествовал по Италии и Франции. Он ставил своей задачей добиться передачи естественного освещения.

Его композиция продумана, четко разработаны планы.

В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом: его привлекают переходные состояния природы, он варьирует один и тот же мотив («Порыв ветра»), создает жемчужно — серебристую гамму, добивается богатства оттенков.

Во главе барбизонской школы стоял Теодор Руссо (1812 – 1867 гг.), в каждую свою работу вкладывавший огромный труд, по — многу раз переписывавший один и тот же холст. Его излюбленные мотивы — равнина, дубрава.

Художник объединяя изображение общим тоном, добивался передачи настроения. Шарль Франсуа Добиньи (1817 – 1878 гг.) предпочитал простые, обычно равнинные мотивы, любил писать воду и небо.

Добиньи чаще остальных барбизонцев работал на пленэре.

К барбизонцам примыкал Жан Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), подолгу живший в окрестностях Барбизона, писавший этюды вместе с Руссо. В творчестве Милле заняла главное место крестянская тема. Он несколько идеализирует патриархальность сельской жизни, от простого изображения деревенских сцен переходит к созданию обобщенных монументальных образов («Собирательницы колосьев») 1857 года.

Читайте также:  Как выучить рассказ с пересказом?

Гюстав Курбе (1819 -1877 гг.) начинал как романтик, но вскоре перешел к изображению непосредственной реальности.

Курбе, достаточно ограниченный, писал только то, что ему было с детства хорошо известно – быт жителей французской провинции, где жила его семья и куда он постоянно возвращался для работы.

Художник придает фигурам простых обывателей невиданную дотоле монументальность. В картинах «Похороны в Орнане» 1849 года и «Дробильщиках камня» 1849 – 1850 гг. даются точные портретные характеристики земляков Курбе.

Базовые понятия

Звериный стиль – стилизованное изображение реальных и сказочных зверей и птиц, либо частей их тел, причудливо переплетающиеся растительные и животные мотивы

Орнамент –(лат ornamentum – украшение) – узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов

Атриум в древнеримском доме – закрытый внутренний двор, куда выходили все помещения

Крипта – это место под хором и поперечным нефом, перекрывающася сводами на двух рядах колонн, — место погребения основателей монастырей, аббатов

Нартекс другое название притвор – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи, примыкающее к западной стороне храма

Неф ( лат Nаvis – корабль) вытянутое по оси запад-восток прямоугольное в плане помещение храма

Травея – пространственная ячейка нефа, ограниченная четырьмя устоями, несущими свод

Тимпан – улубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой

Контрфорс – устой или выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию

Аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа

Гризайль – живопись по стеклу, состоящая из одних серых тонов с узорами и немногоми красками.

Баптистерий (греч. Baptisterion – купель) – первоначально бассейн в римских термах с прохладной водой. В христианской архитектуре – отдельно стоящее сооружение, стоящее рядом с храмом для совершения таинства крещения. Баптистерий обычно имеет круглый или восьмигранный план и купольное завершение, в центре здания помещалась купель с тремя ступенями.

Фреска – ( ит. fresco – свежий, сырой) – живопись водяными красками по сырой и по сухой штукатрке. Основное связующее звено фрески – известь.

Бытовой жанр – ( фр. Genre) – жанровое искусство, с темами и сюжетами из повседневной жизни, крестьянского или городского быта

Гротеск — ( фр. Grotesque — причудливый) – орнаментальные мотивы и названные по остаткам античных стенных росписей, сохранившихся под землей, в древнеримксих подземных помещениях дворца, т.н. «гротах».

Ксилография

(от греч. Xylon – дерево и grapho – пишу) – гравюра на дереве. Печатная форма, называемая клише, оттискивается способом высокой печати – с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающенй в угнлубления, вырезанные между элементами изо бражения

офорт – фр. Eau fort – букв. крепкая водка, т.е.е азотная кислота) вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, зщатем покрывают доску увлажненной бумагой, получая оттиск на специальном станке.

Маньеризм (итал. Manierismo – прием, манера)

Рококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль – (rocaille – осколки камней, раковины) – характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины

Бисквит — (фр. biscuit) — Белый неглазурованный матовый фарфор, служивший для изготовления скульптуры, декоративных медалей, рельефов на посуде и вазах.

Сентиментализм — (от фр. sentiment – чувство) – течение в европейском и американском искусстве второй пол. 18 – начал 19 веков. Термин «сентиментализм» возник под воздействием названия попялрного романа Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», вышедшем в свет в 1768 году.

Натюрморт – ( фр. — nature morte мертвая природа

Эстофадо — тиснение и роспись по золотому фону, в результате чего поверхность дерева уподоблялась драгоценной парче

Бодегонес – (от исп. Бодегон – съестная лавка, трактир, погребок) – картины, имеющие жанровый характер

Люкарна – оконный прое различной формы в кате крыши или куполе

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада

Боскет – ряд образующих стену, близко посаженных деревьев или кустарников

Реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный) в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Литография — (от греч. lithos — ккамень и grapho – пишу) – вид тиражной графики, при котором оттиски выполняются переносом краски подл давлением с плоской поверхности камня (плотного известняка), на котором художник рисует литографическим жирным карандашом или жирной тушью. После травления камня кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.

Линогравюра ( англ. Linocut) — гравюра по линолеуму либо на сходном с ним полимерно- пластическом материале.

Источник: https://cyberpedia.su/14x109d7.html

1.7 Реализм (XIV-XVI вв. и XVIII-XIX вв.)

«Революция» Караваджо и «Караваджизм» в западноевропейском искусстве XVII века

От так называемого «реализма в широком смысле»…

Западная культура XIX века

Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США

1. Реализм — направление в искусстве, ставящее своей задачей правдивое отражение действительности в ее типических чертах. 2. Реализм — художественный метод, основанный на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни. 3…

Искусство Западной Европы второй половины XIX в.

1. Реализм

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных…

Культура Европы XIX–ХХ вв.

2. Реализм в европейской культуре ХIХ века

Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. К середине XIX в…

Культура индустриальной эпохи

2. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет-рии, направленности…

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

3.2 Реализм

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм. Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства…

Основные направления в культуре и искусстве XIX века

2. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму

В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия — реалистического. Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе…

Переоценка ценностей в культуре XIX века

2.Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

XIX век осознает себя, прежде всего, в философии и литературе. Для философии этого периода свойственно стремление познать человека во всей его целостности, те же задачи ставит перед собой и литература…

Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов

3. Реализм в Великобритании

Английский кинематограф также претерпел в 1950-1960 годы немалые изменения. Начало им было положено в 1954 году, когда Кэрел Рейс и Линдсей Андерсон основали движение «Свободное кино». Они выпускали картины…

1.1 Реализм

Термин «реализм» происходит от позднелатинского realis — что означает вещественный, действительный. Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах…

Русское искусство ХХ века

3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи

Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением…

Современные направления искусства

1.2.2 Реализм

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis — вещественный) — в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества…

Творчество Евгения Вахтангова как особое направление системы Станиславского

2.2 «Фантастический реализм» Евгения Вахтангова

Впервые Вахтангов начинает подходить к вопросам театральной «фантазийной» форме в маленькой постановке сказки поэта П.Г. Антокольского под названием «Кукла инфанты». Эта постановка была поручена Вахтанговым своему ученику Ю.А. Завадскому…

Тема брака в русской живописи

Глава I. Бытовой критический реализм в отечественной живописи XIX- начала ХХ вв. и место в нём темы брака

В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем «малые голландцы» пользовались в России успехом…

Эволюция иконостасной живописи в XVIII в.

Искусство второй половины XVIII — конца XVIII в

В начале 50-х годов XVIII в. в общественной жизни Украины происходят большие перемены, связанные с дальнейшим углублением феодальных отношений. В начале 80-х годов XVIII века окончательную ликвидацию остатки автономной Украины…

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/10468

Реализм в изобразительном искусстве XIX века. Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими. — презентация

1 Реализм в изобразительном искусстве XIX века<\p>

2 Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 1718 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки.<\p>

3 История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве.<\p>

4 Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 г. – 29 сентября 1930 г.)<\p>

5 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885)<\p>

6 Бурлаки на Волге (1873)<\p>

7 Портрет Павла Третьякова. (1833)<\p>

8 Крестный ход в Курской губернии ( )<\p>

9 Васи́лий Григо́рьевич Перо́в ( )<\p>

10 Мальчик – мастеровой, 1865<\p>

11 Утопленница, 1867г.<\p>

12 Савояр,<\p>

13 Проводы покойника, 1865<\p>

14 Алексей Кондратьевич Саврасов (12 мая 1830 г.-8 октября 1897 года)<\p>

15 Закат, 1870-е<\p>

16 Радуга, 1875<\p>

17 Зима, конец 1870-х — начало 1880-х<\p>

18 Грачи прилетели,1871<\p>

19 Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (15 мая 1848г.-23 июля 1936г.<\p>

20 Витязь на распутье,1878<\p>

21 После побоища Игоря Святославича с половцами,1880<\p>

22 Аленушка, 1881<\p>

23 Ковер-самолет, 1880<\p>

24 Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́(10 июня 1918 г.-31 декабря 1877)<\p>

25 «Порыв ветра», 1865<\p>

26 «Похороны в Орнане»,<\p>

27 « Автопортрет с черной собакой», 1842<\p>

28 Мастерская художника,1855<\p>

29 Иван Николаевич Крамской (8 июня 1837 г. 5 апреля 1887 г.)<\p>

30 Женщина с зонтиком, 1883<\p>

31 Портрет Н. А. Некрасова, Крамской, 1877 г.<\p>

32 Портрет астронома Отто Васильевича Струве, 1886<\p>

33 Неизвестная, 1883<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/819440/

Ссылка на основную публикацию