Рассказы об осени м. м. пришвина

Поэтические миниатюры об осени. Пришвин Михаил Михайлович

Автор: Пришвин Михаил Михайлович

Рассказы про осень

Птицы и листья

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами и между ними голубыми сияющими небесными полянками, и тут уже не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички.

Папоротник еше совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы.

Иван-да-Марья

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет землей, а летом мы принюхиваемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

Наклоняюсь к голубому цветку и с удоюльствием узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ива-на-да-Марья.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями.

Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок осени, я говорю потихоньку:

— Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы… Но только ведь это уже осень. Березки желтеют, трепетная осина шепчет:

«Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах… Нет опоры…» И так надо мне разлуку принять и куда-то

лететь вместе с листьями.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/poeticheskie-miniatyury-ob-oseni-prishvin-mixail-mixajlovich/

Осень в рассказах М. Г. Пришвина

Рассказ о природе осеннего времени года

    Начало осени Осинкам холодно Осенняя роска Ветренний день Роса Ноябрь Рябина краснеет Заводь Иван-Так-Марья Осенние письмеца Последние цветы

Начало осени

Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на лужайку, как в кринолине, и другая, боязливая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку.

Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному.

Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большее изменение и деревья все по-разному начинают переживать ноябрь

Я оглянулся вокруг себя. Вот купена, расчесанная кавычками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой купены находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное – петух.

Теперь в ямках расчесанных купен лежат не перышки птиц, а опавшие желтые письмеца.

А то вот старая-престарая сыроежка, огромная, как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтое письмецо березы

Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, будто бы им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в селах люди выходят на солнышко и сидят на завалинках

Осеннаяя роска

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Другая росинка в пазухе листа весь день просверкает.

Ветренний день

Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как самые охотники часто болтают между собой от излишка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника.

Бывает, охотник бодрый что-то рассказывает, но вдруг мигнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать.

Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли

Роса

Из полей, из лугов, из вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, луче сквозь лесной туман внедряются в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.

Зеленые дорожки в лесу все будто бы курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на письма, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфный провод. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфном проводе начинают сливаться одна из другого и редеть. Наверное, т же именно делается и на деревьях: там тоже сливаются капли

И когда, в конце концов, солнце стало порядочно греть на телеграфном проводе, большие радужные капли начали падать на землю.

И то же самое в лесу хвойный и лиственному – не дождь пошел, а будто бы пролились радостные слезы.

Особенно трепетно- радостна была осина, которая когда упала сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели

В это время и некоторые високонастороженние сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на воробьиные

Ноябрь

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую лужайку. Не посмитив прямо идти на ту сторону и пошел вокруг всей лужайки от березки до березки. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не хода, пока падают письма и шепчутся.

Слушает заяц: все ему кажется, будто бы кто-то шепчется позади и крадется.

Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не подвергнулся обману падающих писем, а именно вот тут кто-то воспользовался и тебя позади под шумок схопиввзуби.

Рябина краснеет

Утро малоросистое. Совсем нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, едва побольше молы, мотылька

Заводи

Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого оврага, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, горящей.

Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выкидается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки переворачиваются вверх животом, и хищник их поедается

Читайте также:  Постмодернизм в искусстве

Мелкой рибици (мальков) так много в воде, которая от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто бы кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже неважно берется, а сомы по ночам идут на жабу, только жаб в этом году по случаю сухмени очень мало, так же имело и пауков, и этими красными осенними на днях в лесу совсем нет паутины

Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые лужайки, как белые скатерти

Лилии били лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, измериться, то, наверное, нас и двух на них не хватило бы.

Иван-Так-Марья

Поздней осеннюю бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осеннюю пахнет нам снегом

Редко бывает, просмотрит солнце на какую-нибудь час, но зато которая же это радость! Тогда большое удовлетворение доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бур писем на вербе или очень маленький голубой цветок под ногой

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от бывшего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложный из очень мелких кудрявых письмец, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семян, чтобы в новом годе снова покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, поэтому она и опалая прежде Ивана

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:

– Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Осенние письмеца

Перед самым восходом солнца на лужайку ложится первый мороз.

Притаиться, подождать в краю, – что там только делается, на лесной лужайке! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей лужайке расстилать белые полотна.

Первые же лучи солнца забирают полотна, и остается на белому зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и купен долго еще хранятся беленькие клинушки.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Несет ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края

Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается никакое незнакомого письмеца. А вот осень пришла – и заботливый хозяин забирает свой урожай

Письма, падая, шепчутся, прощаясь навек. В них ведь так всегда: раз ты оторвался от родного царства, то и прощайся, погиб

Последние цветы

Снова морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одному з них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не взлетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел.

А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная бабка и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела.

И коньки в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, что взлетали с треском вверх, голубые и ярко-красные

Г. Пришвин “Поры года”

Прочитал статью?Голосуй!!!

Источник: http://yug-front.info/osen-v-rasskazax-m-g-prishvina/

Природа это чудо!

    Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку.

Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному.

Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

    Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное – петух.

Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная , как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.

Осинкам холодно

    В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Осеннаяя роска

    Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

Ветреный день

    Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника.

Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать.

Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли.

Роса

    С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.

    Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.

    И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю.

И то же самое в лесу хвойном и лиственном – не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы.

В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.

    В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.

Листопад

    Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.

Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется.

Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - кухонная плита

Рябина краснеет

    Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.

Заводь

    Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра, против нашей Казенной заводи.

Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, пылающей.

Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выбрасывается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевертываются вверх брюхом, и хищник их поедает.

    Мелкой рыбицы (мальков) так много в воде, что от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже плохо берется, а сомы по ночам идут на лягушку, только лягушек в этом году по случаю сухмени очень мало, так же мало и пауков, и этими красными осенними днями в лесу вовсе нет паутины.

    Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые поляны, как белые скатерти.

    Лилии белые лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, смериться, то, пожалуй, нас и двух на них не хватило бы.

Иван-да-Марья

    Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

    Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

    Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

    По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

    Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:

    – Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Осенние листики

    Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.

Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты.

Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.

    На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

    Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.

    Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

Последние цветы

    Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел.

А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела.

И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетавшие с треском вверх, голубые и ярко-красные.

Источник: http://znayki.ucoz.net/news/rasskazy_ob_oseni_m_m_prishvina/2015-03-14-13

Рассказом М. М. Пришвина «Осеннее утро»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:
М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели урока: 1). Ознакомить детей с рассказом

М.М. Пришвина «Осеннее утро».

2). Отрабатывать навыки осознанного

чтения.

3). Развивать умение работать в группе.

4). Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: 1). Карточки с текстами для групповой

работы.

2). Таблица- шифровка с названием

рассказа.

3). Осенние листья.

4). Портрет М.М. Пришвина.

5). Карточки с отрывками стихотворений

6). Скороговорки.

7). Г/З: П.И. Чайковский «Времена года»

8). Книги М.М.Пришвина.

1. Организационный момент. Постановка цели урока.
– Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,
Это время года….
осенью зовется.

– Правильно. Сегодня мы с вами вспомним и расскажем стихи об осени наших замечательных русских поэтов. Еще раз убедимся, как тонко и точно они рассказывают в своих стихотворениях об изменениях, происходящих в природе осенью, как лирично они описывают явления природы.

Также на уроке мы познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Пришвина. Вы узнаете о его творчестве и увидите, что и рассказы бывают поэтичными и могут создавать настроение. Давайте сегодня мы будем читать выразительно, красиво, четко проговаривая слова.

П. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

– А, чтобы речь наша была красивой, выразительной, мы с вами проведем речевую разминку. Для речевой разминки возьмем предложение. Пожалуйста, прочитайте его жужжащим чтением. Пока читаете, подумайте, что вы прочитали? (Пословицу)

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

– Как вы понимаете эту пословицу? (В ненастную погоду моросит дождь, дует ветер, срывает с деревьев листья, кружит их в воздухе и сбрасывает на землю.)

«Сверху льет,- идет дождь, а снизу метет – поздней осенью стелется по земле

снежная поземка).

– Прочитать пословицу по слогам. (Хором).

– Прочитайте пословицу целыми словами, четко проговаривая. (По рядам).

– Прочитайте пословицу скороговоркой. (Хором) / Трое учащихся читают пословицу по очереди/
Ш. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ РУССКИХ ПОЭТОВ ОБ ОСЕНИ.
Молодцы, ребята! Вы хорошо умеете слушать друг друга. А сейчас мы послушаем, как вы выучили стихотворения об осени. Поиграем в игру «Угадай-ка!»

1. Игра «Угадай-ка» (по карточкам)

– Посмотрите! На доске кленовые листья. Надо снять листок, посмотреть, какая цифра спряталась под ним, и найти в классе листок с такой же цифрой.

(Учащиеся снимают по одному листу и ищут лист с соответствующим номером).

– Посмотрите, на обратной стороне листочка написано стихотворение.

Прочитайте, что здесь написано. Назовите автора и название стихотворения.

– А теперь, пожалуйста, расскажи нам это стихотворение наизусть.

1). Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

(Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

2). Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море…

Читайте также:  Река лена в россии

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

( К. Бальмонт «Поспевает брусника…»)

3). Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

( А.Плещеев «Осень наступила»)

4). Словно как с испугу раскричавшись,

К югу журавли летят.

(А.Фет «Ласточки пропали…»)

5). О, буйные ветры, Скорее, скорей

Скорей вы сорвите с докучных ветвей!

( Ф.Тютчев «Листья» Хрестоматия, стр. 49)

2. –Молодцы, ребята! А кто еще знает стихи об осени? ( Четверо учащихся рассказывают стихи. 1). А.Толстой «Осень» с. 72. 2). С.Есенин «Закружилась листва золотая» с.73. 3).В.Брюсов «Сухие листья» с.74 4). И.Токмакова «Опустел скворечник…» с.75

3. –Спасибо, ребята! Вы замечательно читаете, выразительно рассказываете стихи. Что даже мне захотелось прочитать вам стихотворение:

А дальше, ребята, урок листопада,

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок прозвенит, одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей.

И парами, парами следом за нею.

За милой учительницей своею.

Торжественно мы покидаем село.

А в лужи с лужаек листву намело.

Глядите! На елочках темных в подлеске

Кленовые листья горят, как подвески,

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,

Как ветер листвою ее засыпает…

А в роще кленовой светлей и светлей,

Все новые листья слетают с ветвей.

– Это стихотворение Валентина Берестова привело нас в гости к русскому писателю Михаилу Михайловичу Пришвину.

1У. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРНИАЛА
1. Биографическая справка. С Михаилом Михайловичем Пришвиным нас познакомит (Фамилия, имя ученика).

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественное образование.

Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет.

Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Рассказы М.Пришвина имеют гуманистическое содержание. Герои его рассказов любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя были проникнуты большой любовью к природе.

– Да, повести и рассказы Михаила Михайловича Пришвина очень увлекательны. Прочитайте их, и вы увидите, что природа наша богата и разнообразна, красоту ее видит только тот, кто любит свою Родину и бережно относится к природе. В перемену подойдите к книжной полке и еще раз ознакомьтесь с книгами М.М. Пришвина. И, конечно же, обязательно прочитайте их.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

2). Работа по рассказу М.М.Пришвина «Осеннее утро».

А). – А теперь ненадолго мы возвращаемся в класс. Почему ненадолго? Это вы узнаете, познакомившись с рассказом М.М. Пришвина. Но сначала расшифруйте название рассказа.

О Е * Т 11 3 * 9
Н О Е Н 5 1 7 4
Е С У Р 6 2 8 10

– Для этого сравните две таблицы. Прочитайте буквы из правой таблицы в соответствии со следованием цифр в левой, и вы сможете прочитать название рассказа.

– Какое название у вас получилось? («Осеннее утро»).

– Правильно, этот рассказ написал Михаил Михайлович Пришвин.

Б). ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА
– Прежде чем мы познакомимся с рассказом «Осеннее утро» СЛОВАРИУС

____________ познакомит нас с выражением БАБЬЕ ЛЕТО.

БАБЬЕ ЛЕТО – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени; о поре в жизни женщины (от 40 до 50 лет). Большой толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова С.А.

– В рассказе встретятся слова, которые написаны на доске:

ПРО-БУЖ-ДА-ЕТ-СЯ – ПРОБУЖДАЕТСЯ

ПА-РА-ШЮ-ТИК – ПАРАЩЮТИК

РАЗ-ЛЕ-ТЕ-ЛИСЬ – РАЗЛЕТЕЛИСЬ

ПЕ-РЕ-ЛЕТ-НЫЕ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ

– Прочитайте сначала по слогам. – А теперь быстро, целыми словами

В). ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ПО АБЗАЦАМ. (3 УЧЕНИКА)

Г). БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ.

– Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? (Грустное) (Опадают листья. Природа становится скучной. Улетают птицы.)

– Подтвердите свой ответ словами М.М. Пришвина. (И так бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!)

– Прочитайте, как автор описывает падение листьев? (Листик за листиком падают с липы на крышу…)

– С чем сравнивает Пришвин листья? (С парашютиком , мотыльком, ,винтиком)

– Нравится ли вам наблюдать, как падают листья?

– Попробуйте описать свои впечатления.

Д). ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ.

– Понравился вам рассказ? Давайте прочитаем рассказ еще раз. (Два ученика)

– Что объединяет рассказ М.М.Пришвина с прочитанными нами стихами русских поэтов об осени? ( И поэты, и Пришвин любят свою Родину, воспевают родную природу. Они умеют в своих произведениях передать красоту и разнообразие нашей природы поэтическим языком).
Е). ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИВАНА БУНИНА.

– Давайте прочитаем еще одно стихотворение об осени на странице 79. (Чтение 1- го ученика)

– Какие строчки стихотворения доказывают, что стихотворение об осени? (Услышать листика шуршанье).

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грустное).

– Давайте прочитаем это стихотворение хором. Но сначала давайте представим, что мы в осеннем лесу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

– Найдите в классе кленовые листья, обведите их взглядом: 3 раза по часовой стрелке. 3 раза – против; закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу.

– А теперь прочитаем стихотворение Ивана Андреевича Бунина. (Чтение класса хором)

– Соответствует ли стихотворение Бунина настроению рассказа М.М.Пришвина? (Да. Оба произведения показывают грусть увядающей природы).

– Какие слова вы хотели бы выделить голосом? (Так светло, мертвое, в синей, в этой, листика).

– Где надо сделать длинные, а где короткие паузы? (Короткие паузы после запятых, длинные паузы в последней строчке после каждого слова – как бы прислушиваясь к шуршанию листьев).

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ(2 ученика)

У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:

– Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты?

-Правильно – это времена года. Назовите их.

Белый ковер…. зимой.

Зеленый ковер… весной.

Пестрый ковер… летом.

Ну, а желтый ковер, конечно же, …осенью.

2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

– Сейчас мы разделим класс на четыре команды. Каждая команда получит деформированный текст – описание природных изменений и явлений. Вы должны внимательно прочитать текст, определить какие явления природы подходят к описанию осени. (Выполнение и проверка заданий).

У1. ИТОГ УРОКА.

– Опустел скворечник – улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

– О каком времени года мы с вами сегодня говорили? (Об осени).

– Мы увидели осеннюю природу глазами русских поэтов и писателя М.М.Пришвина. Какой мы увидели осень?

– Вы хорошо умеете отмечать природные признаки и природные изменения осенью. А увидеть красоту родного края, природы, конечно же, нам помогают понять стихи и рассказы.

Они создают настроение, учат нас быть внимательными к природе, беречь и охранять ее. Любви к Родине учитесь у поэтов и писателей. Читайте! Полюбите чтение! И вы поймете, что книга – это чудо, способное удивить, увлечь вас.

Книга поможет вам в любой жизненной ситуации. Сделает вас духовно богатыми.

– Сегодня мы читали рассказ М.М.Пришвина. Обязательно познакомьтесь с его книгами и, поверьте, вы сделаете для себя много открытий и обретете новых друзей в рассказах М.М.Пришвина.

У11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Перечитать рассказ «Осеннее утро» и стихотворение И.А.Бунина.

2. Выполните задание 2, стр. 79. – Нарисуйте сначала словесную картину, затем постарайтесь изобразить ваши фантазии на бумаге.

Учитель МОУ «СОШ №19 г.Чебоксары» ИЛЬИНА Инна Петровна

Источник: http://mognovse.ru/htm-rasskazom-m-m-prishvina-osennee-utro.html

Ссылка на основную публикацию