Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения «черёмуха»

«Черёмуха», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка.

Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя.

На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса.

Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены.

Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов.

Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом.

Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки.

Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин.

В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила).

Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха.

Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре), сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится.

Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный.

Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке.

Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни.

Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Черёмуха»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/553-cheremuha-analiz

Анализ стихотворения «Черёмуха» Сергея Есенина

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор.

Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила». Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство.

Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит».

Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина.

Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам.

В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Анализы других стихотворений

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Всё ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

1915

Источник: https://45parallel.net/analysis/sergey_esenin/cheremukha.html

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 класс

Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок».  Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Стихотворение передает душевный подъем, в котором находится автор, через гармонию мира природы Есенин проецирует свои мысли и надежды на мир человеческий. Написано стихотворение двустопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Тема стихотворения- описание черёмухи, идея —  показать цвета, звуки, запахи, движения и ощущения, которые может испытать человек, увидев весной распускающуюся черёмуху.

Разнообразие выразительных средств рисует яркую картину впечатлений лирического героя.  Черемуха душистая — эпитет, создается образ дурманящего медового аромата, исходящего от цветов черёмухи.

  Ветки золотистые — эпитет, что кудри завила- сравнение, показывающее красоту  и близость этой красоты женской красоте.

Что доказывает использование Есениным олицетворения — что кудри завила (свойственно человеку). 

Медвяная роса — эпитет, сползает по траве, а значит природа находится в спокойствие  и прекрасна в своей естественной медлительности.

  Яркая зелень, сияет — так как пришла весна и вдохнула жизнь и краски во все живое.  Даже ручей – ожил, путем использования  метафоры- бежит, поет песни.

Словно ручей — это тайный поклонник, прекрасный юноша, который поет свои песни не случайно, а в знак восхищения прелестями девицы-черемухи.

Особый акцент Есенин в данном случае сделал на цвета, звуки и запахи, казалось бы то, что не возможно передать словами.  Но именно благодаря мастерству художника, мы слышим шуршание ручья, плеск его маленьких волн,  еле слышные движения росы, сползающей по стволу, трепетание молодых листочков.

Мы видим черёмуху во всей её красе, богатой, роскошной, в злате и серебре, как знатную модницу.  Она стоит, развесившись, словно барыня, никуда не торопясь, любуясь сама своим изяществом.

Мы ощущаем сладость росы, пряность зелени, едва уловимую свежесть каждой травинки и листика, радующихся приходу весны.

Все стихотворение являет собой пример олицетворения, ведь именно это позволяет поэту так чувственно, с человеческой стороны описать природу, проведя непосредственную параллель с миром людей.  Именно  такое детальное описание позволяет задействовать все органы чувств  неискушённого читателя, в момент знакомства с данным произведением.

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадямЗнаменитое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение
  • Анализ стихотворения Есенина Не бродить не мять в кустах багряныхРазлука с дорогим человеком способна навсегда оставить в сердце глубокий-глубокий след. Особенно, если это сердце бьётся в груди творческой личности, человека тонкой душевной организации, в конце концов, художника по призванию.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Мой демонНа написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные «сладости». Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову,
  • Анализ стихотворения Некрасова ДумаМысли людские не перестают проносится в голове покуда жив человек. Только думы у нас бывают разные: тяжелые, мрачные – негативные, или радостные, полные надежд, мечтательные. Они влияют на наше здоровье, формируют будущее,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы но твой портретПисатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера.

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/cheremuxa-3-5-klass

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина С.А

Одним прекрасным утром на столе своего отца заметил сборник стихов Есенина Сергея Александровича, и сам не знаю, что меня привлекло в этой книге. Я ее открыл произвольно, наткнулся на стихотворение Черемуха.

Читайте также:  Сказки разных стран о добре и мире

В этом стихотворении описывается черемуха, да так красиво и живописно, что не вольно перед глазами представился образ белоснежно цветущего дерева.

На мгновение мне даже показалось, что я почувствовал запах цветов черемухи.

Есенин очень живописно описывает черемуху, закройте глаза и произнесите эти первые строки стихотворения, представили? В своем стихотворении Есенин ассоциирует черемуху с живым человеком, используя сравнения листвы деревьев с кудрями, ветви золотистые. Невольно такое описание черемухи напоминает женский образ. Где белый цвет цветов это символ юности не испорченности девственной непорочности. Такие эпитеты поэтами не редко применялись к русским красавицам.

Читая это стихотворение, мое подсознание невольно выдало весенний пейзаж, когда все просыпается после зимних вьюг и холодов, как бы начала маленькой жизни, так называют обычно летний период времени в году.

Строки о росе воображаемой картине придают время, когда происходит действо, и почему то я уверен, что это время раннее весеннее утро, когда снега уже миновали, распустилась небольшая листва, и по утрам на листочках образуется роса, пахнущая утренней свежестью и туманом.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Применяемые эпитеты к описанию черемухи золотые кудри, серебряная роса, безусловно, говорит о ценности и красоте этого мгновения, которое нельзя ни с чем сравнить.

Особенно удачно картину дополняет шумящий ручеек, дочитав до этого момента, в конце стихотворения сложилась полная природная картинка, которую невольно хочется нарисовать на холсте, взяв в руки кисточку и краски.

Посмотрите, как интересно описывает окружающее состояние черемухи, а рядом у проталинки журчит серебристый ручеек, и ручеек песенки ей поет. Ручеек красиво описан благодаря поэту мы понимаем, что ручеек как живой.

В заключение своего сочинения хочу добавить, что Есенину очень хорошо удается природным явлением передавать свойства и настроения человеческой души. Это свойство типично русское, только русские люди могут говорить о бездушных предметах и явления как об одушевленных. Закрыв книгу, я даже не заметил, как пролетело время до обеда.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/10/analiz-stihotvoreniya-cheremuha-esenin.html

Сергей Есенин — Черемуха душистая: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею».

Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает».

Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах.

Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема.

Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Сергей Есенин — Черемуха душистая на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/sergej-esenin-cheremuxa-dushistaya/

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы.

Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе, именно там, он начал ценить окружающий его мир. При всем, при этом весна была одной из любимых пор года, так как все кругом пробуждается от длительной зимней спячки.

Для поэта, это было время душевного подъема, в этот период было написано стихотворения «Черемуха»

Именно, в этом произведении Есенин придает дереву человеческие черты, и черемуха преподносится нам в образе юной девы, у которой вместо веток золотистые кудри. Просто обворожительная гармония окружающей природы не может ,не откликнутся в пылком сердце автора.

Возрождение природы навевает на автора романтические мысли. Именно, по этой причине в произведении ручей выступает в образе влюблённого, молодого человека.

Это стала причиной, по которой Есенин проводит не зыблемую параллель между окружающей природой и людьми. По этой причине черемуха представлена в образе юной девы, а ручей представляется молодым юношей, между которыми возникло вечное чувство.

Он описывает дерево как робкую красавицу, возле которой постоянно крутится юноша ручей.

Такое образное восприятие окружающего мира присуще всей пейзажной лирики Сергея Есенина.

Он умел разглядеть то, что большинство из нас, из-за занятости, не замечают и очень точно и правдиво при помощи прекрасных слов смог передать удивительную красоту происходящих природных явлений, и сделать это так, что большинство из нас не могут остаться равнодушными. Хочется отметить что вся лирика начального этапа автора пропитана необыкновенной нежностью , чистотой и умиротворённостью.

Анализ стихотворения Черемуха по плану

  • Анализ стихотворения Перед дождем НекрасоваНекрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство
  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисманСтихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности… И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.
  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 классПосле прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал
  • Анализ стихотворения Заболоцкого ГрозаВ стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.
  • Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнямиЭто стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/cheremuha-5-klass

Творческая мастерская. Движение весны в стихотворении С. А. Есенина Черемуха

Цель урока:

  • познакомить детей со стихотворением С. Есенина“Черемуха”;
  • работать над пополнением словарного запасадетей;
  • прививать детям навыки выразительного чтения;развивать воображение, мышление.

Учебный материал, обслуживающий проведение
урока

:

  1. Портрет С. Есенина, пейзажи Рязанской области.
  2. Грамзапись П. И. Чайковского “Времена года”.
  3. Записи романсов на стихи С. Есенина.
  4. Карточки со словами: “радостное”, “светлое”, “праздничное”, “нежно”, “спокойно”, “немного

    робко”, “настойчиво”, “дерзко”, “вкрадчиво”.

  5. Карточки к игре “Собери слово”.

Ход урока

I. Вступительная беседа (сопровождается музыкальным оформлением, демонстрацией картин

родного края С. Есенина).

Учитель:

— Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков.

Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1825 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире: этот человек-Сергей Есенин.

Вы уже знакомились с ним через его произведения в начальной школе. (Дети вспоминают и называют известные им стихотворения). Сегодня мы еще раз обратимся к его творчеству, ближе с ним

познакомимся.

Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшения как погоды, так и настроения.

Но сегодня природа будто бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый двадцатилетний юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг его взору открывается чудо.

Черемуха, еще дремавшая, сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе. Казалось, каждый цветочек призывает всех:

полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

— Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта, в

душе его родились стихи.

— Как вы думаете, находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое по характеру стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое,

праздничное).

— Ну что же, на протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо опровергать наше

предложение. А сейчас вернемся в наш класс.

II. Словарная работа.

Вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? Подберите сравнения (данная запись делается

на доске)

— Черемуха душистая, как…

белая, будто…

кудрявая, словно…

— Ручеек звонкий, как…

прозрачный, будто…

— Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, звенит,

сверкает на солнышке).

— Представьте, пришла весна, на деревьях распускаются новенькие молоденькие листочки.

Вспомните, какие они?

— Зелень (какая?)…

— Роса (какая?)…

У Сергея Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы

размышляем, какая еще бывает роса, зелень.

— Продолжи фразу. Вкрадчиво…

У проталинки…

— Закончи предложение:

Черемуха душистая…

Зелень золотистая…

Ручей волной гремучею…

— Мы составили с вами замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Посмотрим, как это

получилось у него.

III. Чтение стихотворения учителем.

IV. Анализ текста.

Читайте также:  Дальневосточный морской заповедник объекты охраны: животные и растения

— Какое время года описывается в стихотворении? Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую,

просыпающую

природу. (С весною расцвела, проталинки).

— Какие цвета преобладают в стихотворении?
(Золотистый, серебристый)

— Какое настроение они создают? (Светлое, праздничное, веселое). Мог ли поэт с таким

настроением написать такое стихотворение?

— Прочитайте первое четверостишие и найдите в нем еще слова, которые создают впечатление

праздника? (Душистая, кудри завила).

— О ком так пишет автор? (О черемухе).

— Кто так обычно готовится к празднику?
(Девушка).

— С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, с
невестой).

— Какое слово нам помогает не только увидеть, но почувствовать картины, нарисованные автором?

(Душистая).

— Подберите к слову “душистая” слова, близкие
по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).

— Найдите в тексте, что произошло с черемухой?
(Весною расцвела)

— Почему “с весною”? Есть же другие фразы: “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать С. Есенин, говоря “с весною”, как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу, расцветает и

именно с нею расцветает и набирает силу черемуха)

— Почему С. Есенин называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от

цветочных тычинок).

— Прочитайте следующие четыре строки. Какое же слово использует С. Есенин для описания росы?

(Медвяная)

— Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно
произошло? (Мед)

— Какой мед? (Липкий, тягучий). Значит и роса на
коре черемухи тоже липкая и тягучая.

— Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).

— Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно
тянется).

— Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда
она появляется? (Когда лопаются почки, весной).

— Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные,

маленькие, сочные, мягкие).

— Какое слово выбрал С. Есенин для описания зелени? (Пряная). Почему? (Пряный — это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу. Листва молоденькая,

ароматная, горьковатая на вкус).

— Почему зелень сияет в серебре? (Блестит от
росы).

Вывод

(делается учителем): Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем-совсем маленькие листочки, еще мокрые, необсохшие от сока, сияют в серебре. Зелени

совсем мало.

— Какие же чувства хотел передать С. Есенин,
описывая черемуху? (Восхищение, восторг, радость).

— Прочитайте друг другу в парах рассмотренные строки так, чтобы показать, как поэт восхищается

красотой юной черемухи.

(Дети работают самостоятельно в парах)

V. Игра “Собери четверостишие”.

(Первое четверостишие “разрезается” по слову
и раздается группе детей).

Инструкция детям: “Чтобы было проще запомнить, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте его, подхватив заданную интонацию, как будто

читает один человек”.

— Найдите в тексте еще строки, описывающие
черемуху. Прочитайте.

— Какая прическа была у черемухи в начале
стихотворения? (Кудри завила).

— А какой внешний вид имеет черемуха в этом
четверостишии? (Развесившись стоит).

— Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке
горит).

Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной: 1 — пробуждающаяся черемуха, 2 — черемуха в полном

цвету).

— Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

Итак, черемуха изменилась. А изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он только еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни). С какой интонацией будем читать это четверостишие?

(Восхищенно)

(Дети работают самостоятельно в парах).

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично
работе с первым четверостишием)

— Какой еще образ, кроме черемухи, присутствует
в стихотворении?(Ручей) Найдите описание ручья.

— Какое слово говорит о размерах ручья?
(Маленький)

— В каких еще словах подтверждается, что ручей
маленький? Где он бежит? (В траве, между корней).

Этим С. Есенин заостряет наше внимание на том,
какой крохотный, тоненький и робкий ручеек.

— Какой ручей по цвету? (Серебряный) Почему? (Переливается на весеннем солнце, прозрачный,

пронизан солнечными лучами).

— Найдите слова, передающие действия ручья?
(Бежит, струится).

— Как понимаете слово “струится”? Подберите
близкое по значению слово. (Льется, течет).

— Почему С. Есенин использует именно
“струится”?

(Это значит — течет тоненькой узкой струйкой). Это опять подтверждает, какой ручей маленький,

несмелый, нежный.

— Как вы думаете, такой маленький, робкий, нежный совсем юный ручеек, какие может издавать звуки по

силе? (Тихие, спокойные, убаюкивающие, робкие).

— Попробуем передать голосом характер этого юного, нежного ручейка. С какой же интонацией будем читать это четверостишие? (Нежно, спокойно,

немного, немного робко, тихо).

(Дети работают самостоятельно в парах)

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично).

— Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте.

— Найдите слова, показывающие действия ручья. (Обдает волной). Сравни, что он делает до этого?

(Бежал, струился).

— Изменился ли ручей? (Да, была струйка,
появилась волна). У нашего ручья появилась сила.

— Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая, гремящая,

издающая шумы).

— Какой же ручей в этом четверостишии? (По силе — сильный; по звуку- шумный, громкий; по характеру- настойчивый). Он обдает ветки черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя

внимание. Вам никого не напоминает ручей? (Юношу).

— Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что черемуха изменилась. Теперь мы видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих переменах? Что придало силу, развитие черемухе и силу ручью? (Весна увереннее вступает в свои права, набирает

силу, а вместе с ней набирает силу и природа).

— Прочитайте две последние строки стихотворения. О чем может ручей петь песни

прекрасной черемухе? (О любви, о весне).

— Какое слово поможет выбрать тон голоса?
(Вкрадчиво — значит тихо, робко).

Итак, мы выяснили, что в первых двух строках (объедините их) ручей дерзок, настойчив, а в

последних (поет ей нежную лирическую песню).

— С какой же интонацией будем читать первые две
строки? (Настойчиво, дерзко).

— Вторые две строки? (Несмело, нежно, робко).
Попробуем передать голосом эти состояния ручья.

(Дети работают в парах).

— Почему же С. Есенин обращается дважды к
описанию ручья?

(1 — описание ручья; 2 — весна набрала силу).

— Какое же настроение хорошо чувствуется в
стихотворении? (Радостное, праздничное, светлое).

— Мог ли поэт с плохим настроением написать такое стихотворение? Значит, мы с вами в начале работы высказали верное предположение, что подтвердили анализом стихотворения. Посмотрите, с какой же интонацией мы будем читать стихотворение. (На доске по ходу анализа прикреплялись карточки с надписями : “восхищенно”, “нежно”, “спокойно”, “немного робко”, “настойчиво”, “ дерзко”, “нежно”, “

вкрадчиво”).

— Молодцы! Я вижу, вы хорошо прочувствовали интонацию, настроение. О чем еще нужно помнить, читая стихотворение? (О паузах). Вспомним виды

пауз. (Длинные, короткие).

— Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше

отношение.

(Самостоятельная работа в парах)

VI. Словесное рисование.

(Работа в группах по 4
человека).

1 группа “рисует” картину “Начало цветения”.

2 группа “рисует” картину “В полном цвету”.

Выберите художника от каждой группы.

— Представьте, что мы с вами художники. Вам надо нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сколько картин вы бы нарисовали?. (1 — начало

цветения; 2 — в полном цвету).

— Какие цвета возьмете? (Белый, голубой, зеленый,
золотистый, серебристый).

— Какой цвет будет преобладать больше всего?
(Золотой-все пронизано солнышком).

— Вспомните, какой рисунок вы рисовали до анализа стихотворения? Отличается ли он от этих картин? Чем? Можно ли понять стихотворение, увидеть его глубину, просто прочитав

поверхностно один или два раза?

(То, что мы задумываемся над каждым словом, проникаем в стихотворение, помогло нам глубоко, полно представить, почувствовать описываемые

картины).

VII. Музыкальное рисование.

Слушая стихотворение, вы представляли картины,
но не только. Мы еще вслушивались в звуки весны.

— Какие звуки мы слышали? (Звон ручья, шепот
листьев).

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, можно ли его считать музыкальной иллюстрацией к стихотворению, почему?

(Настроение, чудо, звуки весны).

— А если бы вы были композиторами, какую бы вы по характеру музыку написали бы? Какая она была бы по настроению? Какие инструменты выбрали бы вы для ее звучания? Почему? (Скрипка; нежные,

приятные звуки).

— Раз мы уже обратились к музыке, давайте вспомним песни, романсы, написанные на стихи С. Есенина.

(Дети и учитель называют известные романсы, прослушиваются записи отрывков некоторых из них: “Отговорила роща золотая”, “Клен ты мой…”, “Несказанное, синее, нежное”, “Выхожу один я на дорогу”, “Белая береза”, “Ты жива еще, моя старушка”). Это лишь некоторые из них.

Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому очень многие композиторы обращались к его словам. Они никогда не будут забыты. В каждом стихотворении С. Есенина чувствуется любовь к родному краю, к людям, к

природе.

— Как вы думаете, что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее

красотой?

— Давайте же будем любить и беречь каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным,

невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

VIII. Итог урока.

— Что вы открыли для себя на уроке? Я надеюсь, что урок вам запомнился и вам еще захочется открыть и

понять самого поэта.

IX. Домашнее задание.

— Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением, и строки

его еще свежи в памяти.

Дома вам остается только повторить его.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://goxi.ru/4808/

Творческая мастерская. Движение весны в стихотворении С.А. Есенина Черемуха

27.04.2017

  • Бодренкова Галина Кузьминична, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • познакомить детей со стихотворением С. Есенина
    “Черемуха”;
  • работать над пополнением словарного запаса
    детей;
  • прививать детям навыки выразительного чтения;
    развивать воображение, мышление.

Учебный материал, обслуживающий проведение
урока

:

  1. Портрет С. Есенина, пейзажи Рязанской области.
  2. Грамзапись П. И. Чайковского “Времена года”.
  3. Записи романсов на стихи С. Есенина.
  4. Карточки со словами: “радостное”, “светлое”, “праздничное”, “нежно”, “спокойно”, “немного

    робко”, “настойчиво”, “дерзко”, “вкрадчиво”.

  5. Карточки к игре “Собери слово”.

Ход урока

I. Вступительная беседа (сопровождается музыкальным оформлением, демонстрацией картин

родного края С. Есенина).

Учитель:

— Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков.

Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1825 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире: этот человек-Сергей Есенин.

Вы уже знакомились с ним через его произведения в начальной школе. (Дети вспоминают и называют известные им стихотворения). Сегодня мы еще раз обратимся к его творчеству, ближе с ним

познакомимся.

Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшения как погоды, так и настроения.

Но сегодня природа будто бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый двадцатилетний юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг его взору открывается чудо.

Читайте также:  Суперпоезда будущего - транспорт hyperloop

Черемуха, еще дремавшая, сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе. Казалось, каждый цветочек призывает всех:

полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

— Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта, в

душе его родились стихи.

— Как вы думаете, находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое по характеру стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое,

праздничное).

— Ну что же, на протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо опровергать наше

предложение. А сейчас вернемся в наш класс.

II. Словарная работа.

Вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? Подберите сравнения (данная запись делается

на доске)

— Черемуха душистая, как…

белая, будто…

кудрявая, словно…

— Ручеек звонкий, как…

прозрачный, будто…

— Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, звенит,

сверкает на солнышке).

— Представьте, пришла весна, на деревьях распускаются новенькие молоденькие листочки.

Вспомните, какие они?

— Зелень (какая?)…

— Роса (какая?)…

У Сергея Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы

размышляем, какая еще бывает роса, зелень.

— Продолжи фразу. Вкрадчиво…

У проталинки…

— Закончи предложение:

Черемуха душистая…

Зелень золотистая…

Ручей волной гремучею…

— Мы составили с вами замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Посмотрим, как это

получилось у него.

III. Чтение стихотворения учителем.

IV. Анализ текста.

— Какое время года описывается в стихотворении? Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую,

просыпающую

природу. (С весною расцвела, проталинки).

— Какие цвета преобладают в стихотворении?
(Золотистый, серебристый)

— Какое настроение они создают? (Светлое, праздничное, веселое). Мог ли поэт с таким

настроением написать такое стихотворение?

— Прочитайте первое четверостишие и найдите в нем еще слова, которые создают впечатление

праздника? (Душистая, кудри завила).

— О ком так пишет автор? (О черемухе).

— Кто так обычно готовится к празднику?
(Девушка).

— С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, с
невестой).

— Какое слово нам помогает не только увидеть, но почувствовать картины, нарисованные автором?

(Душистая).

— Подберите к слову “душистая” слова, близкие
по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).

— Найдите в тексте, что произошло с черемухой?
(Весною расцвела)

— Почему “с весною”? Есть же другие фразы: “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать С. Есенин, говоря “с весною”, как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу, расцветает и

именно с нею расцветает и набирает силу черемуха)

— Почему С. Есенин называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от

цветочных тычинок).

— Прочитайте следующие четыре строки. Какое же слово использует С. Есенин для описания росы?

(Медвяная)

— Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно
произошло? (Мед)

— Какой мед? (Липкий, тягучий). Значит и роса на
коре черемухи тоже липкая и тягучая.

— Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).

— Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно
тянется).

— Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда
она появляется? (Когда лопаются почки, весной).

— Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные,

маленькие, сочные, мягкие).

— Какое слово выбрал С. Есенин для описания зелени? (Пряная). Почему? (Пряный — это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу. Листва молоденькая,

ароматная, горьковатая на вкус).

— Почему зелень сияет в серебре? (Блестит от
росы).

Вывод

(делается учителем): Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем-совсем маленькие листочки, еще мокрые, необсохшие от сока, сияют в серебре. Зелени

совсем мало.

— Какие же чувства хотел передать С. Есенин,
описывая черемуху? (Восхищение, восторг, радость).

— Прочитайте друг другу в парах рассмотренные строки так, чтобы показать, как поэт восхищается

красотой юной черемухи.

(Дети работают самостоятельно в парах)

V. Игра “Собери четверостишие”.

(Первое четверостишие “разрезается” по слову
и раздается группе детей).

Инструкция детям: “Чтобы было проще запомнить, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте его, подхватив заданную интонацию, как будто

читает один человек”.

— Найдите в тексте еще строки, описывающие
черемуху. Прочитайте.

— Какая прическа была у черемухи в начале
стихотворения? (Кудри завила).

— А какой внешний вид имеет черемуха в этом
четверостишии? (Развесившись стоит).

— Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке
горит).

Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной: 1 — пробуждающаяся черемуха, 2 — черемуха в полном

цвету).

— Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

Итак, черемуха изменилась. А изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он только еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни). С какой интонацией будем читать это четверостишие?

(Восхищенно)

(Дети работают самостоятельно в парах).

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично
работе с первым четверостишием)

— Какой еще образ, кроме черемухи, присутствует
в стихотворении?(Ручей) Найдите описание ручья.

— Какое слово говорит о размерах ручья?
(Маленький)

— В каких еще словах подтверждается, что ручей
маленький? Где он бежит? (В траве, между корней).

Этим С. Есенин заостряет наше внимание на том,
какой крохотный, тоненький и робкий ручеек.

— Какой ручей по цвету? (Серебряный) Почему? (Переливается на весеннем солнце, прозрачный,

пронизан солнечными лучами).

— Найдите слова, передающие действия ручья?
(Бежит, струится).

— Как понимаете слово “струится”? Подберите
близкое по значению слово. (Льется, течет).

— Почему С. Есенин использует именно
“струится”?

(Это значит — течет тоненькой узкой струйкой). Это опять подтверждает, какой ручей маленький,

несмелый, нежный.

— Как вы думаете, такой маленький, робкий, нежный совсем юный ручеек, какие может издавать звуки по

силе? (Тихие, спокойные, убаюкивающие, робкие).

— Попробуем передать голосом характер этого юного, нежного ручейка. С какой же интонацией будем читать это четверостишие? (Нежно, спокойно,

немного, немного робко, тихо).

(Дети работают самостоятельно в парах)

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично).

— Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте.

— Найдите слова, показывающие действия ручья. (Обдает волной). Сравни, что он делает до этого?

(Бежал, струился).

— Изменился ли ручей? (Да, была струйка,
появилась волна). У нашего ручья появилась сила.

— Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая, гремящая,

издающая шумы).

— Какой же ручей в этом четверостишии? (По силе — сильный; по звуку- шумный, громкий; по характеру- настойчивый). Он обдает ветки черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя

внимание. Вам никого не напоминает ручей? (Юношу).

— Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что черемуха изменилась. Теперь мы видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих переменах? Что придало силу, развитие черемухе и силу ручью? (Весна увереннее вступает в свои права, набирает

силу, а вместе с ней набирает силу и природа).

— Прочитайте две последние строки стихотворения. О чем может ручей петь песни

прекрасной черемухе? (О любви, о весне).

— Какое слово поможет выбрать тон голоса?
(Вкрадчиво — значит тихо, робко).

Итак, мы выяснили, что в первых двух строках (объедините их) ручей дерзок, настойчив, а в

последних (поет ей нежную лирическую песню).

— С какой же интонацией будем читать первые две
строки? (Настойчиво, дерзко).

— Вторые две строки? (Несмело, нежно, робко).
Попробуем передать голосом эти состояния ручья.

(Дети работают в парах).

— Почему же С. Есенин обращается дважды к
описанию ручья?

(1 — описание ручья; 2 — весна набрала силу).

— Какое же настроение хорошо чувствуется в
стихотворении? (Радостное, праздничное, светлое).

— Мог ли поэт с плохим настроением написать такое стихотворение? Значит, мы с вами в начале работы высказали верное предположение, что подтвердили анализом стихотворения. Посмотрите, с какой же интонацией мы будем читать стихотворение. (На доске по ходу анализа прикреплялись карточки с надписями : “восхищенно”, “нежно”, “спокойно”, “немного робко”, “настойчиво”, “ дерзко”, “нежно”, “

вкрадчиво”).

— Молодцы! Я вижу, вы хорошо прочувствовали интонацию, настроение. О чем еще нужно помнить, читая стихотворение? (О паузах). Вспомним виды

пауз. (Длинные, короткие).

— Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше

отношение.

(Самостоятельная работа в парах)

VI. Словесное рисование.

(Работа в группах по 4
человека).

1 группа “рисует” картину “Начало цветения”.

2 группа “рисует” картину “В полном цвету”.

Выберите художника от каждой группы.

— Представьте, что мы с вами художники. Вам надо нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сколько картин вы бы нарисовали?. (1 — начало

цветения; 2 — в полном цвету).

— Какие цвета возьмете? (Белый, голубой, зеленый,
золотистый, серебристый).

— Какой цвет будет преобладать больше всего?
(Золотой-все пронизано солнышком).

— Вспомните, какой рисунок вы рисовали до анализа стихотворения? Отличается ли он от этих картин? Чем? Можно ли понять стихотворение, увидеть его глубину, просто прочитав

поверхностно один или два раза?

(То, что мы задумываемся над каждым словом, проникаем в стихотворение, помогло нам глубоко, полно представить, почувствовать описываемые

картины).

VII. Музыкальное рисование.

Слушая стихотворение, вы представляли картины,
но не только. Мы еще вслушивались в звуки весны.

— Какие звуки мы слышали? (Звон ручья, шепот
листьев).

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, можно ли его считать музыкальной иллюстрацией к стихотворению, почему?

(Настроение, чудо, звуки весны).

— А если бы вы были композиторами, какую бы вы по характеру музыку написали бы? Какая она была бы по настроению? Какие инструменты выбрали бы вы для ее звучания? Почему? (Скрипка; нежные,

приятные звуки).

— Раз мы уже обратились к музыке, давайте вспомним песни, романсы, написанные на стихи С. Есенина.

(Дети и учитель называют известные романсы, прослушиваются записи отрывков некоторых из них: “Отговорила роща золотая”, “Клен ты мой…”, “Несказанное, синее, нежное”, “Выхожу один я на дорогу”, “Белая береза”, “Ты жива еще, моя старушка”). Это лишь некоторые из них.

Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому очень многие композиторы обращались к его словам. Они никогда не будут забыты. В каждом стихотворении С. Есенина чувствуется любовь к родному краю, к людям, к

природе.

— Как вы думаете, что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее

красотой?

— Давайте же будем любить и беречь каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным,

невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

VIII. Итог урока.

— Что вы открыли для себя на уроке? Я надеюсь, что урок вам запомнился и вам еще захочется открыть и

понять самого поэта.

IX. Домашнее задание.

— Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением, и строки

его еще свежи в памяти.

Дома вам остается только повторить его.

Творческая мастерская. Движение весны в стихотворении С.А. Есенина Черемуха Ссылка на основную публикацию

Источник: http://8.orange3.ru/4126/

Ссылка на основную публикацию