Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения «береза»

Анализ стихотворения Есенина Береза

Начальные строки стихотворения «Белая береза под моим окном» знает каждый. Сейчас «Берёза» — одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина, но сам поэт не включил его в собственноручно составленный сборник. Такому лиричному и простому стихотворению отчего-то не нашлось места среди шедевров Есенина, зато нашлось места в сердцах и памяти его читателей.

Размер «Берёзы» — трёхстопный хорей с одной значительной особенностью – в каждом стихе есть пиррихий, то есть стопа, в которой тот слог, который должен быть ударным, остается без ударения. Такие пропуски придают стихотворению особое размеренное и плавное звучание.

Пользуясь средствами художественной выразительности, автор создает яркие и живые картины природы: используются эпитеты («белая береза», «на пушистых ветках», «в сонной тишине», «в золотом огне», «лениво обходя кругом»), метафоры и сравнения («…снегом//Точно серебром», «Снежною каймой//Распустились кисти//Белой бахромой»), олицетворения («…берёза…принакрылась снегом», «…заря, лениво//Обходя кругом»). Время «действия» — скорее всего, светлое утро (не такое ранее, чтобы было темно – цветовая гамма стихотворения светлая, но и не позднее – береза стоит «в сонной тишине», то есть тогда, когда ничто не тревожит покоя природы). Возможно, лирический герой наблюдает уединенный сельский пейзаж, и тогда временные рамки можно расширить до всего светлого времени суток.

В творческом наследии Есенина много стихотворений, в которых ярко и образно описана русская природа, но «Береза» выделяется на их фоне особым настроением света, чистоты и спокойствия.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Берёза».

Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет.

В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади, но юный поэт верен своей родине, он посвящает множество произведений красоте природы.

Название стихотворения Есенина «Берёза», казалось бы, выглядит слишком просто, но это совсем не так. Поэт вкладывал в название глубокий смысл.

Как и для многих других творческих людей, для Есенина берёза – это не просто дерево, она очень символична.

Во-первых, берёза для Есенина – это символ России, которую он бесконечно любил! Во-вторых, неоднократно в своём творчестве поэт сопоставлял ей образ женщины.

Стихотворение Есенина «Берёза» — это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого лирического героя.

Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться ей.

Кроме того, в его характере прослеживается много ноток наивности и инфантильности.

В раннем творчестве поэта, к которому и относится стихотворение Есенина «Берёза», всегда преобладала тема природы и деревни. Любовь к родине и окружающему миру – это один из самых важных талантов, которым был наделён поэт. Без этого невозможно представить стихотворение «Берёза» Есенина, да и любое другое его произведение.

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Береза»

Это замечательное стихотворение было написано великим русским поэтом в 1913 году, на этот момент юному поэту исполнилось едва ли 18 лет. В этом возрасте поэт уже жил в Москве и видимо скучал длинными вечерами, о деревенской глубинке в которой он родился.

От стихотворения идет положительная энергия, не смотря на то, что написано оно о типичном зимнем утре, когда достаточно холодно, от стихотворения веет каким-то теплом и нежностью. Большинство стихов Сергея Александровича воспевают поистине красивую русскую природу.

особенно ему это удалось в стихотворении «Береза». Само по себе стихотворение пропитано русским духом. Читая это стихотворение, невольно перед глазами создается образ русской глубинки, зима, мороз, тихо, под ногами скрипит снег.

Именно такая картинка создается в голове при прочтении этого стихотворения.

А вы вслушайтесь, как написан образ березы? С чем бы вы ее ассоциировали, читая стих? Белая береза, – сам по себе белый цвет, цвет чего-то невинного непорочного чего-то начинающегося может быть это новый день или новая жизнь которые подарил нам Бог. Сам по себе образ невесты из стихотворения напоминает мне нарядную русскую девушку перед свадьбой, которая наряжается и готовится к главному таинству в своей жизни.

Зима сама по себе у большинства людей ассоциируется с холодом метелями и ненастьем, а Есенин ее так описал, что даже и не думается о холоде, а думается о прекрасном утре.

В стихотворении Сергея Александровича очень хорошо прослеживается череда женских образов, вот обратите на это внимание и вдумайтесь в этот стих и вы найдете в нем как минимум два типично женских русских образа это зима и береза.

А как вы думаете случайность? Или нет? Может быть, юный поэт уже был влюблён? Но не будем заострять на этом внимание, ведь в его стихотворении есть и много других интересных сравнений. Например, Сергей Александрович неоднократно сравнивает снег с серебром.

Поэт в одной из строк так же сравнивает раннюю утреннюю зорьку с золотом, что лишний раз говорит о богатстве красок русской природы даже в такое унылое время как зима. В стихотворении Есенина «Береза» очень много метафор что делает его очень ярким выразительным, заметьте, что с первых его строк его хочется читать уже с выражением и спокойствием.

В заключении хотелось бы сказать, что стихотворение не большое по объему, но язык его очень богат и создает очень много образов и картинок в голове.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

«Белая береза», анализ стихотворения Есенина вариант №3

С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам.

Но для русского человека, несомненно, ближе всех будет береза. Ведь именно березку приятней всего встречать, «из дальних странствий возвратясь».

После экзотических деревьев, раскидистых пальм и удушливо-пахнущих тропических растений так приятно прикоснуться к белой прохладной коре и вдохнуть свежий запах березовых ветвей.

Недаром береза была воспета почти всеми русскими поэтами. О ней писали А. Фет. Н. Рубцов, А. Дементьев. О ней слагали песни, легенды, сказания.

Шло время, менялись власть и политический строй, проходили войны, вырастали курганы на бывших полях сражений, а береза как радовала сотни лет своим светлым ликом, так и продолжает радовать.

«Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» — так просто и одновременно горячо написал об этом важнейшем символе России русский советский поэт Александр Прокофьев.

Внес свою лепту в собрание сочинений о березе и замечательный лирик ХХ века Сергей Александрович Есенин. Выросший в Рязанской губернии, в селе Константиново, в обычной крестьянской семье, Сергей с детства видел березы под окнами своего родного дома. Они, кстати, все еще растут, пережив поэта почти на сто лет.

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей. никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами.

И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине». причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром».

кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне» .

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, ленивоОбходя кругом, Обсыпает ветки

Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», — утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном». Сережа Есенин создал для себя такой образ березы. который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

«Берёза» С.Есенин

Текст

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки

Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза» №4

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства.

Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России.

достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством.

Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности.

Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения.

Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом.

Читайте также:  Народный календарь: лето, август-жнивень

Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом.

Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения.

Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку.

Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Тема стихотворения Сергея Есенина — восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка.

Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега.

А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

Слушать стихотворение Есенина Береза

Темы соседних сочинений

← Белая береза↑ ЕсенинБрату человеку →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/esenina/bereza

Анализ стихотворения Есенина «Берёза» | Литерагуру

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

История создания

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Данное произведение было первым опубликованным стихотворением юного творца, и появилось оно в журнале под названием «Мирок» в январе 1914 года, причём поэт был указан под псевдонимом «Аристон».

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие.

Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.

  2. Картина в стихотворении – глубокая зима. Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами.

    Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.

  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность, возрождение и юность. В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер.

    Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки.

Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом.

Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения.

У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности.

У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает».

Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром».

Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-esenina-beryoza/

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения Есенина «Береза»

       Наверное, многие знакомы со стихотворением Есенина «Береза». Поэт написал его на начале своего творчества. На свет оно вышло в 1914 году, где было указано, что автором является некий Аристон. Тогда еще никто не мог предположить, что за этим псевдонимом скрывается огромнейший талант, который сможет проникнуть в сердца сотен людей. 

       Само стихотворение «Береза» часто выступает, как пример словесного рисования. Ведь здесь открывается не только талант описания, но и используются столь понятные для всех символы. Береза – это испокон веков символ России. Уже этот факт говорит о том, что автор не просто писал красивое произведение, а внес в него глубокий и серьезный смысл. 

       Вначале, мы видим, что автор просто любуется отдельной частичкой русской природы, но вскоре это перерастает в открытое восхищение всей русской землей.

В строках так много эпитетов, метафор и сравнений, что, волей не волей, а все больше углубляешься в этом удивительный мир.

В этом и состоит талант поэта – заставить человека в привычном для него увидеть нечто большее: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймою распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». 

       Береза здесь очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Каждый из нас видел зиму, березу зимой, но мы не задумывались о том, насколько это красиво. Игра слов, которой так проворно действует Есенин, помогла нам ощутить всю прелесть этих вещей. 

       Особенно мне понравились эти слова:

                    «И стоит береза,

                    В сонной тишине.

                    И горят снежинки

                    В золотом огне.»

       Здесь мы видим накал в описании березы. После плавных и мелодичных слов идет сильный накал мощи и величества. Также, нужно обратить внимание на такую простую фразу, как «под моим окном». Именно она дает нам ощущения близости с природой. 

       Стихотворение является одним из цикла произведения для детей. Именно поэтому здесь мы видим не просто глубокое художественное описание природы, но и наставление к тому, чтобы почитать ее и ценить, любить Родину всем своим сердцем. 

       Есенин не следил четко за построением строф. Они не отвечают всем правилам написания, но никого это не смущает, ведь оно так мелодично и легко ложиться на уста. 

       Поэт очень часто говорил о березе. В ней он видел и Родину, и простоту женской красоты. Это была его муза, из которой он так яро черпал вдохновение. 

Источник: http://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/152-analiz-stikhotvoreniya-esenina-bereza.html

Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора, но воспоминания о родном селе не покидают его и находят свое воплощение в творчестве.

https://www.youtube.com/watch?v=JBbs49ad9ZY

Стихотворение «Береза» относится к ранним произведениям Есенина. На тот момент ему исполнилось всего лишь 18 лет и его талант, как поэта, только набирает силу.

На первый взгляд, стихотворение кажется незамысловатым – всего лишь четыре четверостишья с простой рифмой, которые легко запоминаются.

Но цель этого стихотворения — представить себе образ березы и русской зимы, показать всю красоту и вернуться душой в родные места. Поэтому автор использует простые метафоры и эпитеты.

Образ березы был выбран не случайно. Для Есенина, как и для многих других поэтов, чьи произведения были посвящены Родине, береза символизировала духовную чистоту. Поэтому, переживая непростой период своей молодости, в котором он оказался вдали от родных мест, поэт поддерживает себя своими воспоминаниями.

В этом стихотворении он словно мысленно возвращается в свой дом и родное село.  Фраза «под моим окном» явно указывает читателю на то, что автор вспоминает время, когда он жил в деревне и наблюдал, как за окнами росли березы, которые цвели летом, а зимой накрывались снегом.

Есенин делает березу одушевленной и наделяет ее качествами молодой женщины, которой нравятся изысканные наряды и красивые украшения.

«Принакрылась снегом» — как бы указывается на то, что береза-женщина сама примерила этот наряд, словно украшенный серебром с белой бахромой на кистях.

И сама природа помогает ей в этом и делает ее наряд еще более изысканным и величественным – «заря посыпает ветки новым серебром».

В произведениях русского фольклора березу и иву всегда считали женскими деревьями. Но ива олицетворяла больше грусть и печаль. Всем хорошо знакомо выражение «плакучая ива».

Береза же, наоборот, олицетворяла положительные эмоции, от которых становится легко на душе. Березам рассказывали о своих душевных переживаниях.

О березах, как о чем-то родном и тесно связанном с Родиной, вспоминали те, кто был в чужих краях.

Именно поэтому Есенин придает березе такое большое значение. Береза еще не раз будет встречаться в его произведениях. В его творчестве образ березы соединила в себе Родину и женщину – то, что важно для каждого патриота, любящего свою Родину.

Анализ стихотворения Береза Есенина по плану коротко. 5 класс

Недаром автора прозвали певцом России, поскольку его работы – примеры родного края считаются основными. И даже там, где происходит описание таинственного востока, Сергей Есенин постоянно создает параллель заморских красот и спокойной, молчаливой красотой своей родины.

Произведение «Береза» создано поэтом в 1913г., когда Сергею Есенину исполнилось только лишь восемнадцать лет. Он живет в столице России, впечатленный ее масштабностью и безграничной суетливостью. Но в своей работе автор остается верным родному краю Константиново и, посвятил свое произведение обыкновенной березе, будто мысленно возвратился домой, в свою забытую ветхую избушку.

Кажется, что можно рассказать о простом дереве, которое стоит у тебя возле дома? Но именно с этим деревом у поэта связаны самые яркие и чувственные моменты детства. Рассматривая, как береза меняется в период года, Сергей Есенин убедился в том, что именно дерево считается главным символом страны, и она достойна того, чтобы ее запечатлеть в стихотворении.

Данное произведение немного грустное и нежное, наполнено тонкостью и мастерством. Зимний наряд, из легкого снега, поэт воспринимает как серебро, которое сверкает и играет всеми цветами радуги при восходе утреннего солнышка.

Для поэта, воспоминание о родном крае – это грусть, так как он знает, что вернется туда еще очень не скоро. Оттого произведение можно считать неким прощанием не только с родным краем, но и с детством.

Анализ стихотворения Береза по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/bereza

Сравнительный анализ стихотворений о березе поэтов 19 века и С. Есенина

Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром, понимали эту связь как кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. У жителей Японии таким тотемом выступала сакура, цветущая вишня. У монголоязычных народов- сосна, у англичан- дуб, у немцев- ель.

Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя каждый его вид сверхъестественными свойствами. Но больше всех почитались дуб и береза, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а также их хозяйственной значимостью.

Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой и олицетворял мужское начало. А береза – священное дерево в славянской мифологии, в этом дереве ценили женский дух. Как отмечает исследователь Т. А.

Вольшина в своей работе «Языческая мифология славян»: «почитание берез имеет отношение и к любовной символике наших предков». Славяне считали березу главным, мировым древом, опорою всей земли.

И не потому ли к образу белой березы – как опознавательному символу равнинной, центральной России обращались многие русские поэты.

Когда я прочитала стихотворения Фета, Тютчева, Сурикова, В которых встречается образ березы, а затем знаменитое стихотворение Есенина «Береза», то выяснила любопытную деталь: все стихотворения каким – то образом перекликаются. Есть в них что – то общее, а стихотворения Есенина, особенно ранние, весьма схожи с поэтическими зарисовками поэтов 19 века.

Возьмем, например, поэзию Сурикова. У Сурикова наряду с мажорными, жизнеутверждающими описаниями есть немало пейзажей, проникнутых грустной думой. Современный исследователь Ю.

Беляев даже считает их характерными для поэта: « в стихах о природе чувствуется глубокая душевная боль поэта. В них редко светит солнце, зато постоянно встречающиеся образы заката, метели, дождя, бездорожья приобретают символическое звучание.

Природа у Сурикова плачет, как бы соболезнуя людскому горю». В ряду этих символических образов – суриковские березы:

Кусты и тощие березы,

Стоят, как грустный ряд теней,

И капли, крупные как слезы,

Роняют медленно с ветвей.

(«В телеге тряской и убогой»)

По своему эмоциональному строю «тощие березы» Сурикова – антиподы «печальной» фетовской березе, траурный наряд которой вызывает у поэта противоположное чувство, чувство радости.

Игривый тон стихотворения Фета («Люблю грозу денницы / Я замечать на ней») чужд Сурикову, этой игривости нет и в стихотворении Есенина. Есенинская береза оригинальна, она противостоит как фетовскому, так и суриковскому восприятию.

У Сурикова «тощие березы» — воплощение уродства, безобразия русской жизни, они подчеркнуто антиэстетичны. У Есенина береза – красота и гармония самой жизни. И не в траурном наряде (как у Фета), а в игре света, словно окруженная серебряным сиянием стоит она в сонной тишине».

Такое восприятие зимнего пейзажа более последовательно, нежели в стихотворении Фета и восходит к пушкинской традиции, к его «Зимнему утру».

Сознательно или нет, но есенинское стихотворение полемично по отношению к фетовской «печальной березе», хотя тема у них общая.

А потому вместо условно – поэтического, устаревшего «денница» у Есенина – заря, а «траурный наряд» уступил место «белой бахроме», «снежной кайме», что придает образу белой березы более естественный облик в сравнении с фетовскими «гроздьями винограда», свисающими с концов ветвей.

Стихотворение Есенина словно выпето на одном дыхании. Оно — плод поэтического восторга, его пафос – умиление. Оно – величальная белой березе, русской природе. Береза, здесь спящая красавица, в окружении сонной тишины, покоя, безмолвия.

Ничто не нарушает величавого покоя (даже птицы, которые как у Фета, могут ненароком подпортить «красу ветвей»). Образная красота подчеркнута простотой размера, ритмикой стиха, тропами, передающими блеск, то ли зимнего утра, то ли вечера: белая бахрома, золотой огонь, новое серебро.

Белый, золотой, серебряный – такова цветовая палитра стихотворения. Цвет, точнее игра цвета, определяет движение поэтической мысли.

У Фета цвет отсутствует, а лирическое развитие создается за счет воспринимающего субъекта – он радуется при виде траурного наряда березы, он любуется игрой денницы на ней, ему жаль, если птицы стряхнут «красу ветвей».

Если сравнить поэзию Есенина с поэзией Фета, то у последнего в стихотворении «Чародейкою Зимой» цвет обозначен в общих чертах – его лес при зимнем солнце «весь вспыхнет и заблещет» / Ослепительной красой».

Вместо общего впечатления от красоты увиденного и выраженного достаточно отвлеченно (у Фета — «и прихотью Мороза / разубрана она», а у Тютчева «чудной жизнью он блестит») в стихотворении Есенина все детально прописано, конкретизировано.

Такой угол поэтического зрения дает свой эффект – береза у Есенина самодостаточна, именно она управляет течением поэтической мысли, а не переживания «я» как у Фета или впечатления лирической же «я» как у Тютчева. У Есенина «я» поэта лишь заявлено в первом катрене – «под моим окном», и только.

Но оно ощущается в атмосфере радостного праздника, который окружает его «натуру». « Береза она береза и есть». Поэт описал прекрасное дерево таким, каким видел его и весь мир в радостную, счастливую пору своей юности в кругу семьи, не знающей бедности, недостатка в чем – либо (как он позднее вспоминал).

В «Березе» вместе с тем сказалась близость поэта к фольклору, к народным гуляньям и хороводам, которые водились летом на праздниках в березовых рощах. А сейчас мне бы хотелось напомнить вам это стихотворение:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Это стихотворение гармонично выстроено и по поэтической мысли, и по пафосу, и по изобразительному ряду. О есенинской березе можно сказать, что она увидена «свежим глазом» юного человека, который открывает для себя мир, и все предстает перед ним, как в сказке, — в ярком освещении, в неожиданном, прямо волшебном ракурсе.

2. Анализ стихотворения С. Есенина.

Одним из ключевых слов в стихотворении является определение белая. Оно вызывает в памяти множество образов: белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь, белый свет, Белая Русь.

Белый цвет в старину на Руси отождествлялся с божественным. В древних памятниках слово белый означало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.

Образ белой березы вызывает ощущение радости, света, чистоты, начала новой жизни.

Тон задают строки первой же строфы: «Принакрылась снегом, точно серебром». Не будем говорить, как семантически богат этот образ: снег на время, неполнота действия, возможность будущего весеннего пробуждения.

Примечательна простота есенинского сравнения «точно серебром». Кажется, это первое, что приходит на ум, доступно каждому, не только поэту.

Но в этой простоте и заключено очарование сравнения и стихотворения в целом.

Создается одухотворенный образ березы, которая предстает живой, одухотворенной, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри, и стремление сохранить то очарование, что она излучает.

Строка «под моим окном» указывает на личную сопричастность происходящего поэту. Он не просто восхищен красотой природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональное впечатление сменяется постепенным проникновением в тайну существования дерева.

Во второй строфе белого цвета становится больше. Он приобретает разные оттенки, пространственность, осязаемость даже в таких деталях, как пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома.

Второй катрен придает зимней березе вид празднично украшенной елки: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустили кисти/ Белой бахромой». Картинно, даже сказочно, но одновременно и правдоподобно. Обсыпанная снегом береза – как невеста на смотринах.

Ее оглядывают со всех сторон: «А заря, лениво/ Обходя кругом»И незаметная поэтическая вольность – «Обсыпает ветки / Новым серебром. » Заря, как Дед Мороз или Снегурочка, обсыпает березу снегом.

Но мы «вольностей» не замечаем, каждое слово кажется единственно правдивым, потому что над словом царит ритм – величавый, эпически размеренный, и береза воспринимается как дородная русская красавица, принакрытая шалью с серебряной бахромой.

Заря воспринималась в народе как божественное явление, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни. В народе зарю ласково называли Зарею – зарницей – Красной девицей, Марьей Моревной, Морской Царевной.

В стихотворении особая роль зари подчеркнута союзом а, который одновременно и выделяет ее, и включает в общее движение жизни. Ее степенность, величавость выделены и пунктуационно – запятой (паузой при выразительном чтении), и графически – разрывом на две строки деепричастного оборота.

Заботливое внимание самой зари еще больше возвеличивает березу. Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь. Она щедро наряжает ее в драгоценные наряды, беспокоится о ней, как о любимом дитяти.

Подбор эпитетов замедляет течение образной мысли, и придает ей достоинство и спокойствие. Никто и ничто никуда не торопится.

Ничем не нарушаемая сонная тишина зимнего утра (или вечера) соответствует ленивой заре, вызывая впечатления тихо падающего снега. А того, кто наблюдает эту картину, будто бы и нет.

Такая отстраненность лирического «Я» от «натуры» характерна для юношеских стихотворений поэта.

Береза предстает самым прекрасным, самым дорогим деревом. Она как будто находится в самом центре мира, и все вокруг ощущает родственную связь с ней.

А может быть, береза явилась автору столь величественной, потому что вызвала в памяти образ дерева – великана, обнимающего «собой весь мир».

В существование всемирного дерева, «ветви которого обращены вниз – к земле, а корни простираются до самого высокого неба», верили древние славяне.

III Заключение

Сопоставление «Березы» со стихотворениями Сурикова, Тютчева, Фета показывает, что Есенин нашел свою нишу в обширной русской пейзажной лирике.

Его стихотворение ближе к тютчевскому «Чародейкою Зимой» с его праздничным волшебным блеском, чем к «Печальной березе» Фета. Но в то же время есенинская береза противостоит как фетовскому, так и суриковскому восприятию.

У Сурикова береза – воплощение уродства, безобразия русской жизни, а у Фета береза стоит в траурном наряде. У Есенина береза – красота и гармония самой жизни.

Поэт с великим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру. Ему удалось запечатлеть не только прекрасный миг бытия, но и воссоздать картину мироустройства.

В центре мира, в котором живет человек, находится дерево. В стихотворении открывается тайна познания света, которое начинается с удивления прекрасным.

Уже в «Березе» Есенин раскрылся как великий художник, слово которого таит в себе «великую бездну смысла».

Источник: http://www.hintfox.com/article/sravnitelnij-analiz-stihotvorenij-o-bereze-poetov-19-veka-i-s-esenina.html

Анализ стихотворения «Береза» Есенина С.А

Анализ стихотворения

«Береза» Есенина С.А

С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам.

Но для русского человека, несомненно, ближе всех будет береза. Ведь именно березку приятней всего встречать, «из дальних странствий возвратясь».

После экзотических деревьев, раскидистых пальм и удушливо-пахнущих тропических растений так приятно прикоснуться к белой прохладной коре и вдохнуть свежий запах березовых ветвей.

Недаром береза была воспета почти всеми русскими поэтами. О ней писали А. Фет, Н. Рубцов,  А. Дементьев. О ней слагали песни, легенды, сказания.

Шло время, менялись власть и политический строй, проходили войны, вырастали курганы на бывших полях сражений, а береза как радовала сотни лет своим светлым ликом, так и продолжает радовать.

«Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» — так просто и одновременно горячо написал об этом важнейшем символе России русский советский поэт Александр Прокофьев.

Внес свою лепту в собрание сочинений о березе и замечательный лирик ХХ века Сергей Александрович Есенин. Выросший в Рязанской губернии, в селе Константиново, в обычной крестьянской семье, Сергей с детства видел березы под окнами своего родного дома. Они, кстати, все еще растут, пережив поэта почти на сто лет.

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное,  из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей, никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом, 
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами.

И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине», причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром», кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне».

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ.  Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, лениво Обходя кругом,  Обсыпает ветки 

Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя,  – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», — утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном», Сережа Есенин создал для себя такой образ березы, который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

Источник: http://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3428-analiz-stikhotvoreniya-bereza-esenina-s-a

Композиционный и смысловой анализ стихотворения Есенина «Береза»

Искусство и развлечения 15 мая 2013

Есенину было 18 лет от роду, когда он покинул свое село, для того чтобы попытать удачу в большом городе. Словно волшебник, он оживляет в воображении читателя красоту привычных вещей. Фольклор и выразительность – вот что привлекательно в стихотворении «Береза».

Оно, как русская народная песня, наполняет душу теплом и светом. Стихотворение «Береза» Сергей Александрович написал в 1913 году, еще перед трагическими событиями в Российской империи, которые кардинальным образом повлияли на политику государства. Наряду со многими другими стихотворениями о природе, оно относится к раннему творчеству поэта.

В юности его внимание больше всего занимала тема крестьянского пейзажа.

Краткий композиционный анализ стихотворения Есенина:

«Береза» — один из тех стихов, в котором ясно можно увидеть, что его композиция основана на описании природы. Он состоит из четырех четверостиший.

Первое включает в себя основной смысл поэтического произведения: в нем писатель открывает читателю источник своего вдохновения. Главный композиционный прием – олицетворение.

К тому же анализ стихотворения Есенина указывает на отсутствие развития сюжета, кульминации и развязки. Это произведение уверенно можно отнести к пейзажному жанру.

Краткий ритмический анализ стихотворения Есенина дает общее представление о его форме. Игривость и легкость обеспечивает структура, в которой заложены три формы силлабо-тонического стихосложения: односложного хорея, пятистопного ямбического метра и двусложного дактиля.

Женская и мужская рифма постоянно чередуется между собой, причем первая строка заканчивается женской рифмой, а последняя — мужской. На протяжении всего стиха Есенин использовал одну и ту же рифмовку, которую называют «холостая»: в ней рифмуется только вторая и последняя строчки четверостишия (АВСВ).

Краткий фонетический анализ стихотворения Есенина: в большом количестве присутствуют протяжные гласные, в частности о и е, и сонорные согласные н и р. За счет этого интонация при чтении вслух получается ласковой и нежной.

Стиль Есенина полон чувственных переживаний, мгновенно наполняющих воображение читателя красноречивыми образами.

Смысловой анализ стихотворения:

Есенина хоть и привлекала городская жизнь, но в душе он остался верен красотам российской глубинки и, тоскуя по пейзажам малой Родины, писал много лирических стихов на эту тематику. Вот и у этого короткого, но от того не менее прекрасного, произведения темой является природа.

Главную роль в создании поэтического образа играет отношение к березе лирического героя, с которым ассоциировал себя сам Есенин. Анализ стихотворения и впечатления, которые оно вызывает, открывают читателю юность, легкость и романтичность автора.

На первый взгляд, название стихотворения «Береза» простое и незамысловатое, но оно олицетворяет собой глубокую привязанность поэта. Воспевать нашу родную березку – целая традиция устного народного творчества. Она для Есенина – это не только дерево: это символ России.

Кроме того, в своих стихах автор не единожды сравнивал образ любимой женщины с этим поистине русским деревом. Сама любовь к России являлась уникальным талантом Есенина, ведь это чувство – это то единственное, что может одарить поэта бессмертной славой.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения

Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмерт…

Искусство и развлечения
«Русь советская»: анализ стихотворения Есенина в контексте творчества поэта

Творчество замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895–1925 гг.) пришлось на переходную и вместе с тем очень тяжелую эпоху. Начало XX века было временем активных поисков средств выразительности во всех сфер…

Искусство и развлечения
«Шаганэ ты моя, Шаганэ». Анализ стихотворения Есенина. История создания

Ни один русский поэт не говорил о родном крае столь страстно и проникновенно, как Сергей Есенин. В 1924 году он посетил Кавказ, где создал полноценный поэтический сборник. Самое знаменитое стихотворение из этого цикла…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», ключевые моменты

Сергей Александрович Есенин… «Письмо матери» — стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.

Образование
Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине». Кому адресовано стихотворение?

Проведем анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине». К кому же обращался поэт? И что он хотел сказать своим произведением? Многих интересует вопрос: «Кому адресовано «Письмо к женщине» Есенина?». Прочитав эту ста…

Образование
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина: стилистические и композиционные особенности

А.С. Пушкин писал стихи не только на любовную тему или описания природы. Не меньшую популярность получили его знаменитые сказки, написанные в стихотворной форме. В их основу вошли сказочные истории, рассказанные поэту…

Искусство и развлечения
Александр Блок, «Скифы». Анализ стихотворения и краткое содержание

В этой статье будет представлен анализ стихотворения Блока «Скифы», а также его краткое содержание. Примечательно, что это последнее произведение поэта. Больше до 1921 г. (год смерти) он ничего не написал….

Искусство и развлечения
М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения и его краткое содержание. Лермонтова «Бородино» как один из лучших образцов патриотической поэзии

Правильно понять смысл, идею и значение произведения часто помогает его краткое содержание. Лермонтова («Бородино» — одно из самых известных стихотворений в русской поэзии) принято считать последователем П…

Искусство и развлечения
Стихотворения И.С. Тургенева «Собака», «Воробей», «Русский язык»: анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений

Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым …

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» и его предыстория

1961 год. Написано стихотворение «Родная земля». В Ленинградской больнице в последние годы жизни поэтессы, с эпиграфом из ее же стихотворения.Почему земляАнализ стихотворения Ахматовой &laq…

Источник: http://monateka.com/article/134140/

Ссылка на основную публикацию