Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения «весенние воды»

Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году, во время пребывания Тютчева в Германии. Как оказалось позже, автор подметил то, что весна в Европе не особо отличается от русской. За основную тему стихотворения взято описание весны.

Сюжет размещен в двух частях. В первой части идет описание еще спящей земли. Так как речь идет о ранней весне, то земля еще до конца не адаптирована к теплу, ведь ночи холодные. Среди главных признаков наступления весны автор подчеркнул появление весенних ручьев.

Вторая часть стихотворения повествует о наступающих майских днях. Тютчев считает, что именно майские дни самые теплые. Само ожидание тепла пробуждает вдохновение и новые чувства, как у природы, так и лирического героя. Состоит из трех строф.

Тютчев привнес в произведение динамику, показал непрерывное движение природы.

Тютчев с помощью повторов показал движение природы, а с помощью прямой речи одушевил ручьи. Также имеет место философский подтекст, ведь весна это пора когда оживают чувства, появляется ожидание чуда. Автор через обращение к природе показывает человеческую душу, её переживания и странствия.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Иванович Тютчев принадлежит к категории тех поэтов, которые особо тонко чувствуют свою связь с природой, замечают мельчайшие изменения в ней и отображают все это в своих стихах.

Его стихотворения наполнены шумом ветра, пением птиц, шелестом листвы, звонкими переливами родниковой воды, завыванием вьюг.

Поэт был настолько чуток и восприимчив, что без труда мог любые перемены в природе отобразить словами, это показывают и анализы стихотворений Тютчева.

Особое место в творчестве автора занимает пейзажная лирика, это и неудивительно, потому что так любить окружающий мир, как любил Тютчев, сможет не каждый. Ярким примером таланта поэта передавать словами удивительные пейзажи является стих «Весенние воды». Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько тонко он чувствует изменения в природе с наступлением весны.

Федор Иванович не раз говорил, что очень любит зиму, но это не помешало ему так живописно описать приход весны. Произведение было написано во время поездки поэта в Германию, и хоть он был под впечатлением чужого края, а не своей родины, но стих все же передал чарующее весеннее настроение, ведь эта пора года во всем мире вызывает схожие ассоциации.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» показывает, насколько точно поэт передает атмосферу ранней весны.

В том, что он изображает март, сомневаться не приходится, ведь на полях еще лежит снег, ночью зима злится и проказничает, но днем пригревает теплое солнышко. Под его лучами снег тает и превращается в веселые ручейки, извещающие всех о приходе весны.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько удачно поэт использовал прием аллитерации, чтобы сделать свое произведение более живым и насыщенным событиями.

Автор рассказывает о приближении весны, но он очень хорошо знает эту капризную пору года, что показывает анализ стихотворения Тютчева, поэтому уточняет, что по-настоящему теплые деньки придут лишь в мае.

В первой части произведения поэт использует большое количество глаголов, которые обозначают действие, быстрое развитие событий. Во второй части больше прилагательных, характеризирующих саму пору года.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, что автор в своей работе использует прием отождествления неживых объектов и явлений природы с живыми существами. Так, весну он сравнивает с молодой девушкой, а майские дни с веселыми и румяными детьми.

Применение метафор позволяет провести ассоциацию весенней погоды с человеческим настроением.

Приходит чистая и обновленная пора, после зимней спячки просыпается не только природа, но и зарождается надежда на новую жизнь, счастливые события, радостные и волнующие чувства.

В то же время автор, как бы со стороны, наблюдает за обновлением природы. Его молодость уже безвозвратно ушла и ему остается лишь наблюдать и любоваться вечно молодой весной, которая спешит сменить зиму и стать полноправной хозяйкой.

Весна преображает окружающий мир, делает его прекрасным и чистым. Эта пора ассоциируется с юностью, беспечностью, чистотой и новой жизнью.

Ручейки талого снега являются гонцами, извещающими не только о приходе тепла, но и о переменах, происходящих в душе каждого человека.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи.

Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла.

Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение.

Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят).

Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны.

Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание.

Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Весенние воды»

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году.

В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу.

Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.

В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф.

Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие.

Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней

Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

«Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи.

Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла.

Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение.

Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ).

Читайте также:  Реализм в искусстве (xix-xx вв)

Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны.

Поэт использует разнообразную палитру тропов. эпитеты («румяный, светлый хоровод». «молодой весны». «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет». «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны.

Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Жанр этого лирического произведения – простое стихотворение. Тема стихотворения – весна, её скорый и долгожданный приход после суровой зимы. Автор описывает, как весенние воды спешат быстрей оповестить весь живой мир о приближении яркой красавицы-весны, хотят, чтобы их радость разделили и все остальные.

Стихотворение пронизано бодрым, солнечным настроением. Тютчев буквально «заражает» нас этим счастливым ожиданием пробуждения природы. Создаётся впечатление, что мы сами готовы резво мчаться, как эти воды, речки, ручейки и радовать всех весенней весточкой.

Произведение построено просто, оно состоит из трёх четверостиший, которые нельзя разделить по смыслу, они составляют единый, непрерывный рассказ о «гонцах весны».

Стихотворение звучит красиво и гармонично. Ритм чёткий, быстрый, бодрый, он помогает передать «дружное» настроение «весенних вод», гласящих складно и в унисон.

Поэт, чтобы полностью раскрыть тему и настроение стихотворения, использует различные приёмы. Например, эпитеты: «молодой весны», «тихих, тёплых дней», «румяный, светлый хоровод».

Также здесь есть олицетворение: воды бегут, будят, гласят, весна идёт, она выслала гонцов. Ещё в стихотворении встречаются повторы: «Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут…», «Весна идет, весна идет…».

Все эти приёмы помогают автору очень точно передать мысли и чувства.

Главная идея стихотворения – готовность всей живой природы ждать с нетерпением весны, несмотря на всё ещё белеющие снега, а это наводит на мысль, что и человек также должен уметь ждать хорошее в своей жизни, несмотря на суровые дни.

Стихотворение вызвало у меня много положительных эмоций, ты как будто на самом деле погружаешься в этот предвесенний мир и ждёшь тёплых, «румяных» дней.

Послушайте стихотворение Тютчева Весенние воды

Темы соседних сочинений

← Венеция↑ ТютчевВесенняя гроза →

Картинка или рисунок Весенние воды

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/vesennie-vody

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» | Литерагуру

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь.

Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф.

Тютчев описывает одно из таких мгновений.

История создания

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Образы и символы

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя  стремительность, и приносят некую радость обновления:

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений.

Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения.

В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой,  мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Смысл

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Средства художественной выразительности

Ф.

Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы.

В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней.

Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-vesennie-vody/

«Весенние воды» (Тютчев): анализ стихотворения

В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении.

В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса.

Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость. Ее загадка продолжает занимать поэта до конца жизни («Природа — сфинкс. И тем она верней…» — 1869).

В стихотворении «Весенние воды» (Тютчев), анализ которого нас интересует, лирический герой всматривается в пейзаж ранней весны, когда в поле еще лежит снег, но на подтаявших пригорках появляются шумные ручьи. Они и названы весенними водами.

Их шум напоминает возгласы герольдов (от нем. «глашатай»), зовущих на праздник. Приход весны ассоциируется с торжественной процессией, впереди которой бегут вестники. Они будят природу, блистают своим нарядом, а главное — «гласят во все концы».

В первых же определениях и действиях заметно пересечение предметного и переносного планов: брег «сонный» перед праздником, но и из-за того, что пока пуст, на нем нет ни живности, ни людей, воды «блещут», как богато одетые рыцарские вестники, и в то же время это блестит растаявшая вода.

В образе весны видна не только реальная пейзажная основа, но и метафора, позволяющая придать ему возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. Начало нового годового цикла в жизни природы для лирического героя становится проявлением божественного начала. Оно наполняет его душу восхищением перед волшебством возрождения.

Весна предстает сказочной молодой принцессой, словно вышедшей из сказки о спящей красавице, пробужденной поцелуем прекрасного королевича (Перро Ш. «Спящая красавица», 1697), что напоминало о развязке романтического конфликта в балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1810—1817) и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).

Во втором четверостишии вестники, высланные ею вперед, разглашают жизнеутверждающую новость:

«Весна вдет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Два восклицания в речи герольдов передают ощущение торжества, праздника.

Читайте также:  Сочинение: описание картины пластова "сенокос"

В третьей строфе новость повторяет лирический герой (возглас помещается в тексте уже без кавычек). У него она вызывает сходные чувства, которые выражены тоже восклицательным знаком:

Весна вдет, весна идет!

Вслед за этим возгласом, акцентирующим, благодаря двусложным словам, составляющим стопу в ямбе (четырехстопном), маршевую отчетливость ритма, следует наблюдение за свитой весны.

Оно завершает две строфы, в которых в связи с перечислением интонация была восходящей (воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят, гласят во все концы: «Весна идет…»).

Метафора «весна ведет за собой» представлена как описание праздничного хоровода:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Мотив движения передает мысль о вечном возрождении жизни после периода зимнего сна. Неживая снежная бледность сменяется «румяным» цветом, холод зимы — теплыми днями, сон — весельем.

Рассматривая звуковые детали анализируемого стихотворения «Весенние воды» Тютчева, можно определить, что доминирует в восприятии природы: шум весенних вод (они шумят, будят, гласят) — это преддверие тишины (тихих, теплых майских дней), гармонии. Лирическому герою близки светлые, радостные настроения (светлый хоровод, толпится весело), вызванные приближением весны.

И в пейзаже, и на уровне субъективного ощущения прославляется правота жизни, что вносит философский оттенок в создание картины природы. Сочетание пейзажного и философского планов является характерной особенностью лирики Тютчева.

Природа вызывает у лирического героя его поэзии не потребность рассуждать, а волнение, пробуждение чувств, фантазии, творческих стремлений. Он ощущает себя ее частью, вглядываясь в ее тайны изнутри.

В центре стихотворений оказываются образы, прославляющие ее красоту.

Наблюдение сопряжено с возвышением, намерением приблизить счастливое переживание к читателю, превратив его в участника разворачивающегося действа, похожего на спектакль.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/vesennie_vody_tjutchev_analiz_stikhotvorenija/112-1-0-1116

Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану

Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей, только где-то виднеются белые комки не растаявшего снега.

Тютчеву очень нравилась весна, в его стихотворении можно увидеть радость и душевную доброту. Когда он писал первые строки, он находился на чужой земле. Поэт мог отметить, что приход весны за границей ничем не отличается от родной земли.

В его строчках можно увидеть, как пробуждаться земля после долгой зимней спячки, как начинает зеленеть трава и по речке плывет первый лед. Все уже знают о приходе золотоволосой красавицы, но продолжают бить в колокола.

Это можно увидеть в его строчках:

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!

Эти строчки наполнены весельем. Дух красавицы заполнил деревни и родную матушку Землю. Писатель владел поразительным талантом замечать всевозможные перемены природы.

По этой причине его пейзажная чувствительность настолько изобильна метафорой, которая дает возможность воспроизвести поразительную в своей красоте и первозданности картину времен года. Его любимой порой года была зима.

Белоснежное полотно, укрывающее землю, всегда его радовало. Поэтому поэт очень бережно относится к теме перехода, с грустью он пишет о пробуждении новой жизни.

Данное чувство писатель наиболее предпочитал, думая, что весна считается знаком юности. Она неугомонна и беспокойна согласно собственной сущности, и данное волнение постоянно побуждало у создателя простую печаль и понимание этого, что его юность осталась в прошлом, и ему остается только наслаждаться весною, которая торопится войти в собственные полномочия.

Анализ стиха 2

Анализируя стихотворение Тютчева «Весенние воды», можно увидеть творчество известного автора и писателя. Здесь присутствует сразу два мнения. Первое мнение, это радость о наступившей весне.

Весна всегда приносит много ярких и радостных впечатлений. Первый звон прилетающих птиц, теплые и согревающие лучи солнца, первые цветы и многое другое.

Как такое чудо природы может быть грустным? Второе мнение совсем отличается от первого.

Автор очень любил зиму, и если читатель этого не знал ему кажется все просто сказочным и удивительным. Но это не так, зима уходит и уступает свое место весне, это грустно для Тютчева. Зима его чарует своей красотой и белоснежностью.

Все кругом усыпано белым полотном снега, с небес на землю падают маленькие снежинки, а сам человек может наблюдать за всем этим удивительным чудом сидя дома у камина. Тютчеву очень нравилось всматриваться в даль и писать свои шедевры.

Но все не вечно, даже времена года. За каждой зимой идет весна, а за осенью снова зима. Автор это понимал и старался как можно ярче описать данное событие.

Весна вдет, весна идет. Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед.

В этих строчках можно увидеть много радости и тепла, которое излучает само творчество поэта. Каждый сам для себя выбирает личное мнение и анализирует его по-своему.

Анализ стихотворения Весенние воды Тютчев

Федор Иванович Тютчев – один из самых известных и величайших русских поэтов. В своем творчестве он раскрывал множество тем, одна из которых – мир природы. Автор видел в ней свет, божественную силу, жизнь.

То, что для других поэтов выступало как художественное олицетворение, Тютчев видел в этом веру в загадочную жизнь. Природа в поэзии Федора Ивановича наполнена настоящей жизнью: она переживает, грустить, словно как человек.

Автор также относится с непониманием к людям, которые не ценят такой невероятный дар.

К пейзажной лирике Тютчева относится и стихотворение «Весенние воды», которое автор написал в 1830 году. Мы видим прекрасную картину ранней весны. Мы чувствуем ту свежесть, тепло, которое дарит нам эта замечательная пора.

Природа просыпается после долгой, холодной зимы. Быстрый поток весенних вод символизирует окончательное пробуждение, они являются предвестниками весны. Их появление изображается очень динамично и живо.

Весенние воды весело протекают везде, звенят, шумят, наполняя жизнью и энергией все вокруг.

Как уже было сказано раннее, стихотворение относится к пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева. Произведение написано четырехстопным ямбом, а также с перекрестной рифмовкой.

Автор использует различные средства выразительности, к примеру, эпитеты(«румяный», «светлый», «теплый»), олицетворения(«весна идет»), различные метафоры, повторы.

Федор Иванович Тютчев также использовал аллитерацию, которая позволила ощутить читателю стремительные, бегущие весенние воды.

Сам Тютчев упоминал, что его любимое время – зима. Поэтому прощание с этим сезоном было достаточно грустным для него.

Однако в стихотворении «Весенние воды» совсем не ощущаются мотивы грусти, напротив, произведение наполнено радостью, теплом и светом наступающей весны.

Природа оживает и наполняется энергией, невероятный поток весенних вод пробуждает все вокруг. Весна символизирует что — то прекрасное и радостное. Федор Иванович смог ярко показать всю красоту этого времени года.

5 класс по плану

  • Анализ стихотворения Ахматовой Я научилась мудро житьСтихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой «Я научилась мудро жить» открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней. К написанию стихотворения послужили
  • Анализ стихотворения Ахматовой КлятваКогда началась Великая Отечественная война, поэзия была востребована и просто необходима не только для тех, кто защищал Родину, но и непосредственно для тех, остался по другу сторону. Жены, матеря и дети, жили в неведении, ужасе, страхе
  • Анализ стихотворения Есенина Синий туманВо всем творчестве Есенина, прослеживается чувство, которое можно очень смело охарактеризовать, как чувство ожидания смерти, конца, но все это прекрасно завуалировано любовной и пейзажной лирикой, которую поэт очень искусно излагает
  • Анализ стихотворения Брюсова СумеркиСтихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы
  • Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венокЕсенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/vesennie-vodyi-5-klass-po-planu

Анализ стихотворения «Весенние воды» Фёдора Тютчева

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы.

Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года.

Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России.

И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков.

Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки.

Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Читайте также:  Сочинение: "хлестаков и хлестаковщина" в комедии н.в. гоголя "ревизор"

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж.

Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая.

Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней.

И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты.

Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни.

Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

Анализы других стихотворений

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

1829, начало 1830–х годов

Источник: https://45parallel.net/analysis/fedor_tyutchev/vesennie_vody.html

Весенние воды Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики.

К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине.

Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Чем интересно творчество автора?

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.

Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него.

Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды».

При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего.

Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины.

В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март.

Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.В произведении «Весенние воды» Ф. И.

Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий.

Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа.

Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть.

Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым.

Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Особенности структуры написания стиха

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов.

Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет».

Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств.

Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.Стоит рассмотреть основные использованные тропы:
Эпитет. Это и румяный осветленный хоровод, и молодая весна, и тихие теплые майские дни.

Метафора. Это и хоровод дневного времени, сонность берега.

Олицетворение. Здесь весна приходит, а они гласят.

Повтор.

Иносказание.

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.

Источник: https://gfom.ru/vesennie_vodi_tyutchev.php

Ссылка на основную публикацию