Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения «как весел грохот летних бурь …»

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1951 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры – “незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты – “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1951 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично.

Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе.

Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг.

Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка.

Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке.

Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе.

Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы.

Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщена.

Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”.

Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/kak-vesel-grohot-letnih-bur.html

Анализ стихотворения Тютчева Как весел летних бурь

неординарная Ученик (101), закрыт 6 лет назад

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу.

Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 7 лет назад

Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Вероничка Каргу Ученик (23) 7 лет назад

Сергей Фиров Ученик (110) 1 год назад

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения: — пейзаж; — общественно-политическая; — любовная/интимная;

— философская.

Сюжет: — есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: — бытовую, повседневную — литературную, книжную — публицистическую

— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: акцентный стих; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест; верлибр (свободный или белый стих); _ _ _ дактиль; дольник; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный;

_ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма: аабб — парная; абаб — перекрёстная; абба — кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек) — как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — паралеллизм; — сравнение;

— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление;

— градация — например: светлый — бледный —

Ученик (138) 1 год назад

1автор, название, дата2тема и идея (о чём и как сообщает)3основные особенности языка (худ. средства. приувел. олицетвор. и тд+какие рифмы: переплётн парная и т д)

4моё восприятие стихотворения

Дарья Севрина Ученик (123) 3 недели назад

«Как весел грохот летних бурь…» Ф.Тютчев

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит».

Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины».

Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта.

Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой».

Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь. «

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь. «

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.

Читайте также:  Природа, растения и животные саратовской области

Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года.

В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное.

Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему.

Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист).

Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – ранняя осень.

Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков.

Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы.

Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Фёдор
Тютчев

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит».

Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины».

Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта.

Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой».

Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «19 октября 1825»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Помню я: старушка–няня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Никто ничего не отнял»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Слушать стихотворение Тютчева Как весел летних бурь

Темы соседних сочинений

← К Нисе↑ ТютчевКак неожиданно и ярко →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/kak-vesel-letnih-bur

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

Инфоурок › Литература › Презентации › Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

2 слайд Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой.

Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием.

Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

4 слайд Описание слайда:

Ф.И.

Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

5 слайд Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

6 слайд Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.

Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

7 слайд Описание слайда:

 Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала.

Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты.

В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

8 слайд Описание слайда:

 В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное.

Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему.

Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

9 слайд Описание слайда:

 Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето.

О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков.

Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

10 слайд Описание слайда:

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить.

Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность.

Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

11 слайд Описание слайда:

Ф.И.

Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

12 слайд Описание слайда:

Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какая строфа стихотворения содержит риторическое восклицание: Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1853 г.

Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО вторая НЕПРАВИЛЬНО третья ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль ПРАВИЛЬНО в 1851 г.

Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО тоска НЕПРАВИЛЬНО в 1849 г. ПРАВИЛЬНО первая

13 слайд Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

14 слайд Описание слайда:

5 Как вы оцениваете свои знания?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-fityutcheva-kak-vesel-grohot-letnih-bur-2357314.html

Презентация на тему ««Как весел грохот летних бурь» Ф.И. Тютчев — анализ стихотворения «

  • Скачать презентацию (0.27 Мб)
  • 49 загрузок
  • 3.1 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Читайте также:  Сочинение на тему: "сад осенью"

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему ««Как весел грохот летних бурь» Ф.И. Тютчев — анализ стихотворения » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов14
  • Аудитория
  • Словалитература теория литературы теория поэзии тютчев анализ
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь»
  • Слайд 2Как весел грохот летних бурь,Когда, взметая прах летучий,Гроза, нахлынувшая тучей,Смутит небесную лазурьИ опрометчиво-безумноВдруг на дубраву набежит,И вся дубрава задрожитШироколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой,Лесные гнутся исполины;Тревожно ропщут их вершины,Как совещаясь меж собой, –И сквозь внезапную тревогуНемолчно слышен птичий свист,И кой-где первый желтый лист,Крутясь, слетает на дорогу…
  • Слайд 3Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему? Что за картины появляются перед нашим внутренним взором? Опишите отношение поэта к происходящему в природе?
  • Слайд 4По каким приметам мы можем определить время года? Какие цвета использует Тютчев? Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении? Как они дополняют общую картину? Назовите приёмы звукописи. Какой из них использует Тютчев? Справка
  • Слайд 5Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Основные приёмы звукописи. Аллитерация — многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Ассонанс — многократное повторение однородных гласных звуков. Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
  • Слайд 6Какие средства выразительности используются в стихотворении? Для чего? Справка
  • Слайд 7Средства художественной выразительности (изобразительно- выразительные средства) Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются  фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом  –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Средства художественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
  • Слайд 8Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении? Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер? весел, тревожно, тревогу, опрометчиво прах (теперь мы говорим «пыль») Найдите книжные с высокой поэтической окраской. небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут 
  • Слайд 9Выпишите эпитеты, метафоры сравнения. Какова их задача в тексте? Справка
  • Слайд 10МЕТАФОРА  (от греч. metaphora  — перенос) —  вид тропа: переносное знание слова,основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое   сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,«словно» отсутствуют, но подразумеваются. ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton  — приложение)  — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,обладающее особой художественной выразительностью.   СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. 
  • Слайд 11Какова роль поэтического синтаксиса? Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы? Справка
  • Слайд 12Синтаксические средства (фигуры речи)   Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. 
  • Слайд 13Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Вывод Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу? Какие мысли пытается донести до нас?
  • Слайд 14Домашнее задание Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-kak-vesel-grohot-letnih-bur

Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

Вы знаете, что слова в стихах сохраняют свои лексические значения, благодаря чему мы создаем в воображении картину жизни. А в конкретном произведении они приобретают новое, более глубокое значение.

Это относится не только к тропам, а ко всем словам – в них возникает, как говорят ученые, «сверхзначение». Слово становится художественным образом, а нарисованная картина жизни – явлением искусства.

И такое слово-образ позволяет проникнуть в смысл произведения.

Давайте убедимся в этом, читая стихотворение Ф. И. Тютчева.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Вам, наверное, не раз приходилось летом наблюдать такую грозу – мощную, внезапно налетающую. Вы видели, как вдруг поднимается пыль на дороге, быстро темнеет небо, и возникает ветер такой силы, что вершины огромных деревьев гнутся и шумят.

А какое настроение появляется у вас при чтении? Уже в первой строке вы заметили эмоционально окрашенное слово весел, заметили и то, что все предложение представляет собой риторическое восклицание. А дальше идут слова иного эмоционального звучания: тревожно, тревогу.

Интонация создается эмоционально окрашенными словами, аллитерациями бурь, лазурь, опрометчиво, вдруг, на дубраву, задрожит, энергичным восклицательным первым предложением, сложная конструкция которого не мешает его стройности.

Заметьте еще анафоры – как, и, которые вместе с четырехстопным ямбом делают все стихотворение энергичным, радостно-тревожным возгласом.

И картину, и эмоцию поэт создает посредством книжных слов с высокой поэтической окраской: небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут и др.

С помощью таких слов Тютчев передает чувство восхищения силой стихии, радостного удивления и восторга: какая мощь в этой буре, покоряющей себе все! Вот архаизм прах (теперь мы говорим «пыль»), он придает речи возвышенно-поэтический характер.

Эту эмоцию усиливает инверсия: прах летучий. Сравните: «прах летучий» и «летучий прах», чувствуете, что выражение с инверсией более поэтично.

Гроза предстает в стихотворении живым существом, об этом говорит эпитет-олицетворение опрометчиво-безумно. Слово смутит означает «растревожит, приведет в смущение», отчего и небесная лазурь тоже становится одушевленной, способной тревожиться, смущаться. Дубрава же вообще «ведет себя», как человек.

Сначала она задрожит– это слово можно понять в прямом значении (деревья дрожат и гнутся), но деревья названы лесными исполинами, и тогда дрожь дубравы воспринимается как боязнь, трепет живых существ перед грозой. Деревья-великаны боятся, но все же сопротивляются какой-то неведомой силе, тревожно ропщут.

Роптать – в современном значении – выражать недовольство, обиду; устаревшее значение этого слова – производить шум, гул. Вместе с эпитетом тревожно это книжное слово является олицетворением и также несет возвышенную эмоциональную окраску.

А эпитеты широколиственнои шумно благодаря не только своему значению, но и фонетическому повтору (ш – но), и интонации (как вольготно расположились всего два слова в строке!) помогают читателю услышать шум деревьев и почувствовать, какой он величавый, торжественный.

Поэт передает не только чувство восторга, радостного подъема, но и тревоги – прочитайте вслух: смутит, задрожит, гнутся, тревожно, тревогу, первый желтый лист. Буря в своей удали сорвала с деревьев листья, повредила их, поэтому, хотя лето еще в самом разгаре, уже появился первый желтый лист, а это значит, что приближается осень.

Вроде бы речь идет только о природе и чувствах, которые вызывает гроза у поэта. Но явления природы так явно наделены человеческими свойствами, что мы понимаем: стихотворение рассказывает не только о грозе и дубраве.

Слова буря, гроза вызывают ассоциацию с невзгодами, переживаемыми человеком, со страстями, которые нередко оставляют неизгладимый след в душе, а то и ранят. И опрометчиво-безумно, конечно же не только гроза налетает, но и внезапно вспыхнувшая страсть.

И роптать может и человек, сопротивляясь ее губительной силе. А небесную лазурь можно также воспринять как внутреннюю безмятежность, которую разрушает страсть.

Однако это не аллегория, в которой картина нужна только для сообщения отвлеченной мысли. У Тютчева описание летней грозы само по себе прекрасно, оно открывает в природе ту стихийную силу, которую мы раньше не видели.

Но слова в художественном произведении всегда многозначны, они не только изображают что-либо и выражают чувство, навеянное этой картиной, они несут в себе мысль автора, и это всегда мысль о самых важных для человека вещах.

Вот и здесь судьба человека, его взаимоотношения с природой и его внутренний мир – основа поэтического произведения.

Познакомьтесь еще с одним стихотворением Федора Тютчева.

Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров она свила, Покров, накинутый над бездной. И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь, и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела… И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое.

День и ночь – извечное противостояние, человек по-разному ощущает себя днем и ночью, а для художника задача иная – суметь передать собственные впечатления от смены дня и ночи. Для осмысления образа-переживания давайте всмотримся в словесный ряд, обозначающий день.

Слова отрадный, любезный, золотой покров, светлое, живое несут положительную эмоциональную окраску. И вместе с тем день – покров, виденье, внешний, чудится давно минувшим сном — это нечто поверхностное, кажущееся, даже нереальное.

Что же такое день? Это явление прекрасное, но иллюзорное, дающее отраду душе, но отраду призрачную, красота, но будто внешняя, кажущаяся.

А ночь – святая, в чудном — нечто величественное, таинственное, манящее, смысл которого определяется словами: бездна, пред пропастию темной, неразгаданном, ночном. Ночь – не иллюзия, а реальность, что-то безграничное и страшное, таящее в себе угрозу. Так слова, посредством которых нарисованы день и ночь, сохраняя свое лексическое значение (благодаря чему вы можете

представить себе картины, которые, кстати, только намечены), в то же время получают в произведении новое, значение.

Ночь – вроде бы обычное и привычное явление, но поэт заставляет нас почувствовать священный трепет, наблюдая покров, накинутый над бездной.

Именно ночью, утверждает Тютчев, открывается истинная сущность человека: Стоит теперь, и немощен и гол, / Лицом к лицу пред пропастию темной.

Обратите внимание на то, что слово бездна относится и к ночи, и к душе: ночь – бездна, на которую накинут покров дня, и человек ощущает свою душу как бездну.

Что же таит в себе бездна души? В ней бессилен разум: «Упразднен ум, и мысль осиротела».

Это только в призрачном мире дня, в мире внешнем, у человека есть опора в разуме, устанавливающем пределы, а понять истинную, ночную сущность мира и бездну души усилием мысли невозможно, потому что они беспредельны.

Вдумайтесь в последнюю строку: что такое наследье родовое? Речь идет о тайных темных сторонах человеческой природы. Тютчев понимает это зло как первородный грех – наследье родовое.

Это чуждое, неразгаданное, ночное начало может проявиться в определенных обстоятельствах. Тютчев видел, что в ту пору, в середине XIX века (стихотворение написано в 1850 году), человек теряет опору – веру в Бога.

Читайте также:  Грязевые вулканы – природные spa-салоны

И годом позже он пишет стихотворение «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Стихотворение основано на реминисценциях – в Библии говорится о том, что растлилась всякая плоть на земле

(Быт. 6:11–13). Перефразированы также слова из Евангелия (рассказ об исцелении бесноватого отрока): «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

Тютчев говорит о духовном кризисе многих его современников, его заботит состояние человека, который гордится достижениями цивилизации, размышляет над проблемами мироустройства и не замечает, что все это заменило работу души. Растление духа – это утрата веры, а без нее человек становится духовно нищим, обычным потребителем. И, сознавая свою погибель, яростно жаждет веры.

Другие современники поэта (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и А. К. Толстой, А. Н. Майков, Н. С. Лесков) в своих произведениях утверждали, что подмена высоких истинных ценностей земными радостями порождает бездуховность. Позже известный философ И. А.

Ильин писал, что человечество в последние два века создало культуру без веры, «и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение».

Актуально звучат и в наши дни слова великого поэта. Перечитайте стихи Федора Тютчева и подумайте об этом.

«От жизни той, что бушевала здесь…»

Это стихотворение Тютчева создано в 1871 году под впечатлением его поездки по степям sОрловской губернии, где сохранились древние курганы.

От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело. Красуются, шумят, – и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.

Обратитесь вновь к своему воображению.

Что вы представили, читая стихотворение? Бескрайние степи под палящим солнцем, невысокие, заросшие рыжей травой курганы, раскидистые дубы на них? А может, сквозь завесу веков возникло далекое прошлое: русские воины в кольчугах и шлемах, их битвы с кочевниками, звон мечей и тучи стрел.

Но картины прошлого для поэта – не главное, они и занимают-то всего две строки в стихотворении. А главное – противопоставление человеческих деяний и природы. И возникающий вопрос-размышление: что же остается от людских дел после ухода человека из жизни, за что бились люди и проливали кровь свою?

Главные темы в творчестве Тютчева – человек и природа, предназначение человека в мире. И говорит он об этом средствами словесного искусства, создавая живые картины, образы-переживания.

Чтобы понять мысль поэта, надо вслушаться в интонацию стиха – медленного пятистопного ямба, характерного для элегий, и, конечно, внимательно вчитаться в текст. Вот первые две строфы.

Отметим словесный ряд: жизнь бушевала, кровь рекой лилась – два-три кургана, видимых поднесь; два-три дуба, раскинувшись и широко и смело, красуются, шумят … Эти образы содержат антитезу: человек – природа, прошлое – настоящее, движение – неподвижность, суета – величие, страсти – покой, разрушение – созидание, временное – вечное, смерть – жизнь.

Сравните слова бушевала и шумят. Дело не только в том, что первый глагол стоит в прошедшем времени, а второй – в настоящем, что, безусловно, само по себе важно. Еще важнее сопоставить их лексическое значение. Толковый словарь определяет первое слово так: «1.

Проявляться с необычайной, разрушительной силой (о ветре, воде, огне, чувствах). 2. Буйствовать, скандалить». В обоих значениях очевидна отрицательная эмоциональная окраска. А шуметь – значит издавать звуки, сливающиеся в нестройное звучание. Эмоция здесь нейтральная.

И вообще

положительная оценка относится не к деяниям людей, а к деревьям: широко и смело, красуются, шумят. Это всегда прекрасно, а не то, что исчезло, не уцелело. А как настойчиво, используя лексические и синтаксические повторы, утверждает поэт мысль о мимолетности человеческой жизни и вечности природы: «Что уцелело, что дошло до нас?..», «Чей прах, чью память…»

Вспомним другие стихотворения, в которых Тютчев размышляет об этом, например: «Певучесть есть в морских волнах…» Поэт видит в природе гармонию и чувствует разлад с нею человека с его призрачной свободой:

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?

В стихотворении «В небе тают облака…» то же противопоставление: вечности природы и – в подтексте – мимолетности человеческой жизни:

Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Интересно, во всем ли вы согласны с поэтом? Давайте подумаем. Да, природа живет по другим – цикличным – периодам: сменяются времена года, весна – рождение, осень – умирание, и опять тот же цикл. Поэтому природа знать не знает о былом.

Но можно ли согласиться, что человеческие деяния – подвиг бесполезный, а наша жизнь – призрачные годы? Неужели правда, что человек – лишь греза природы? И что нет разницы между добром и злом – ведь природа всех одинаково приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной? Смысловую значимость последней строки автор подчеркивает еще и тем, что меняет пятистопный ямб на шестистопный.

Не правда ли, стихотворение побуждает нас задуматься об этом?

Прочитав и проанализировав несколько произведений Ф. И. Тютчева, вы, конечно, обратили внимание, что философские размышления о человеке и мире поэт претворил в яркие художественные образы. Поэтому его стихи остаются живыми, волнуют и привлекают многие поколения читателей.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/blog/liricheskoe_stikhotvorenie_f_i_tjutcheva_kak_vesel_grokhot_letnikh_bur/2013-09-10-589

Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев не только поэт, он философ, пытающийся понять тайны бытия, место и роль человека в жизни. Самого человека в своих произведениях он отождествляет с путником, на дороге которого встречаются счастье и горе, приобретения и потери, слезы и радость. И.С. Аксененко сказал о Тютчеве: «Для Тютчева жить означает мыслить».

Но произведения Федора Ивановича имели не только философско-психологическую направленность: у него было много и лирических произведений, в которых он стремился передать восхищение красотой природы, ее понимание.

Тютчев был прекрасным пейзажистом, который великолепно описывал природу с помощью художественных образов. Но он не простой созерцатель природы, он пытается познать ее смысл, проникнуть в ее жизнь, словно в душу человека.

В природе Тютчев находит полную гармонию. Однако как и в человеческой жизни он видел противоречия и сложности, так и в проявлениях природы он видит «хаос» и «бездну».

Источник загадочной красоты, высшая сила — это природа. В произведениях Тютчева перед ней преклоняется человеческий разум:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Первый гром «резвится и играет», весна «блаженно-равнодушна», «покров наброшен златотканый» — все это вызывает живое волнение поэта. Его восхищают и приводят в полный восторг и грозы, и бури, и волнения на море. Все это находит отражение в начальных строках некоторых произведений Ф.

Тютчева: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…» и др. Когда я читаю стихи этого поэта, у меня возникают чувства, которые сходны с переживаниями и чувствами автора, владевшими им во время их создания.

При этом начинаешь ощущать прелесть и красоту окружающего мира:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Гроза всегда вызывает у человека страх. Эти же строки показывают грозу совершенно другой. Вся природа весело вторит ей: и поток проворный, и птичий гам не умолкает.

Впрочем, поэт видит природу и с другой стороны. Она у него выступает некой стихией, перед которой человек совершенно бессилен и одинок. Многое недоступно человеку, не все может он понять, поэтому мысль о таинственности и стихийности природы в душе у Ф. Тютчева вызывает тревогу и безысходность:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон,

То не гроза и не дума,

То вялый безотрадный сон.

Быстротечность человеческой жизни вызывает у поэта суеверный страх. Это чувство обостряется по ночам, когда обнажается бездна небытия, срывая с мира «ткань благодатного покрова»:

И бездна нам обнажена

 С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Но все те чувства, которые владели поэтом: радость, вера в торжество гармонии и красоты, грусть или тревога — переплелись в его стихотворениях с природой. Все это дает его лирике захватывающую силу: 

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет 

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Это стихотворение Тютчева показывает, что человек сознает обреченность своей короткой жизни, и соединение с природой дарит ему иллюзию продления и гармоничности своей жизни.

Некоторые же картины природы — всего лишь толчок к размышлению поэта над человеческой судьбой. Но буквально в каждом произведении Ф. Тютчева угадывается связь души человека с природой:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

 И сердце как ни полно ран,

Каким бы строгим испытаньям 

Вы ни были подчинены, —

Что устоит перед дыханьем 

И первой встречею весны!

Все стихи Ф. Тютчева о природе вызывают хорошее, позитивное настроение. Поэт, осмысливая жизнь природы и ее взаимодействие с жизнью человека, в своих произведениях преодолевает трагическое восприятие мира и приходит к светлому и радостному пониманию жизни.

Все лирические пейзажи Тютчева отражают его самые потаенные мысли и чувства, передают искреннее восхищение великолепием природы, тонкое восприятие звуков и красок. Это передается нам, читателям, через его стихи. Мне кажется, что так тонко и красиво о природе не говорил никто из русских поэтов до Тютчева.

Источник: http://lit-helper.com/p_Priroda_v_poezii_F_I__Tyutcheva

Ссылка на основную публикацию