Природа, растения и животные ингушетии

Встречи с птицей из красной книги. уникальная природа ингушетии

Наблюдения за живой природой большинству людей доставляют ни с чем не сравнимое удовольствие. Научившись однажды общаться с удивительным миром флоры и фауны, человек открывает для себя вселенную красоты и совершенства.

И вовсе не случайно, что древние предки ингушей, вдумчиво и внимательно вглядываясь в окружающий их мир, создали когда-то немало дошедших до наших дней историй, мифов, легенд, сказок и песен, героями которых стали населяющие наш край птицы и животные.

Бесстрашному и сильному орлу было суждено даже оказаться на современном Гербе Республики Ингушетия.

 КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ представления наших далеких предшественников донесли до нас миф о большой белой птице, с которой было связано возникновение мироздания. «На всей земле, на которой мы сейчас живем, когда-то была засуха. На всей земле не было ни капли воды, ни растений.

Прилетела огромная белая птица и опустилась на землю. Своим телом птица покрыла всю землю – такой огромной она была. От помета этой птицы возникли вода и семена. От этих семян, говорят, выросли на земле лес, трава, сады, зерновые. А из воды разлились моря, озера, реки.

Вода уничтожила засуху, а семена удобрили землю. От воды и семян пошла благодать земная”. (О возникновении благодати земной. Записал Ибрагим Дахкильгов в 1975 г. на ингушском языке в селении Алкун, информатор Л. Магиев).

Ингуши всегда питали к птицам особую любовь. А некоторые из пернатых стали для наших предков вестниками добра и благополучия. В бессмертном романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков» читаем: «…

вокруг на землю наступала цветущая весна. Приближался месяц богини плодородия Тушоли. Уже прилетела и бегала по траве ее священная курочка удод.

Вот и сейчас пронеслась она мимо, вспархивая полосатыми крылышками, словно ныряя в траву, остренькая, как веретено».

«Удод считался у вайнахов священной птицей, – писал профессор Д.Д. Мальсагов. – Убить удода – великий грех.

Если он вьет гнездо у кого-нибудь на чердаке или где-либо в укромном месте во дворе – это хороший признак, и гнездо удода старательно оберегается.

Женитьба в месяц тушоли, удода (в марте) – хорошо, а в следующий за ним месяц кукушки «бекаргабетта» – плохо, запрещается народным поверьем. Кстати, первоначальное название этой птицы утрачено: бекарг – «кукующая».

Названия птиц встречаются и в топонимике горной Ингушетии, где все дышит седой стариной. Любой ингуш знает, что один из наших древнейших башенных комплексов, и поныне поражающих своей величественностью, называется Эрзи (Орел).

Хочу признаться, что заинтересовался я «птичьей» темой на этот раз совсем не случайно. К этому меня подвигло увлечение моей давней знакомой Розы Даурбековой.

Работая в центральной библиотеке Малгобекского района, все свое свободное время она посвящает фотографии и охотно делится с друзьями прекрасными моментами увиденного ею через объектив фотокамеры.

Так и в моей электронной почте время от времени оказываются сделанные Розой снимки. И чаще всего это настоящие откровения, которые внимательному наблюдателю дарит богатая природа родного края.

Нынешней зимой Роза устроила настоящую фотоохоту за цаплями. Впрочем, это у нее не впервой. В то время, когда многие даже не знают, что эту птицу можно встретить в наших местах, в фотоархиве Р. Даурбековой она присутствует уже давно.

Цапля – дальняя родственница аиста. Орнитологи насчитали в природе более шестидесяти ее видов. Цапли распространены по всему миру, но где бы они ни обитали, селятся обязательно близ воды – у озер, рек и болот.

Это связано с их рационом – питаются цапли в основном разной водной живностью. Поэтому на ингушском языке цапля называется чкъаьрийдуарг – «рыбу поедающая».

Но эти грациозные птицы вполне могут полакомиться и грызунами.

В Малгобеке колония цапель облюбовала озеро на восточной окраине города. Однако нынешней зимой цапли стали прилетать в городской парк.

  Как рассказывает Роза Даурбекова, озеро, на котором обитают эти пернатые, замерзло, а в парк их влечет протекающий здесь ручей. Именно на этом ручье фотографу и удалось сделать нынешние замечательные снимки.

К слову сказать, при благоприятных условиях и если этой птице ничто не угрожает, она вполне может поселиться в центре города, как, например, уже давно живет в Стокгольме.

– Для народов мира цапля, имеющая много общего с журавлем и аистом, это, прежде всего, это символ любопытства, – говорит Роза Даурбекова. – Еще она символизирует бдительность и спокойствие. Цапля олицетворяет собой также такт и деликатность, потому что умеет взлетать, не замутив воды. В большинстве культур цапля является хорошим предзнаменованием.

В Египте она стала символом восходящего Солнца и почитается как творец света. В ней видят прообраз птицы Бенну – для египтян это аналог Феникса, символа возрождения и обновления жизни.

Как аллегорию верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями, цаплю иногда воспринимают христиане. В буддизме и даосизме цапля разделяет символизм журавля. В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление света и тьмы. В Китае она также служит и символом предков…

Несмотря на широкий ареал обитания цапли, орнитологи отмечают ее количественную малочисленность. В нашей республике она занесена в Красную книгу.

Республиканская Красная книга, рассказывающая о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой флоры и фауны республики, впервые вышла в Ингушетии в 2008 году.

Тогда в нее было включено 89 видов растений и 136 видов животных, которые являются редкими или имеют тенденцию к сокращению численности и ареала, находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране. Вошли в  Красную книгу также и те виды, современное состояние популяций которых неизвестно.

Как отмечают ученые, природа Ингушетии очень богата и ее уникальность обусловлена географическим положением (мы находимся в центральной части Северного Кавказа), а также сложным рельефом территории республики. У нас можно встретить «пришельцев» из Европы, Азии и даже Африки. При этом многие виды флоры и фауны Ингушетии являются эндемичными для территории Российской Федерации, то есть встречаются только у нас.

Для Розы Даурбековой, человека, увлеченного фотоделом и бесконечно влюбленного в природу, встречи с птицей из Красной книги стали еще одной возможностью обратить внимание окружающих на удивительную красоту родного края, которую мы должны сохранить для потомков.

Фото Розы ДАУРБЕКОВОЙ

Источник: https://onkavkaz.com/blogs/1791-vstrechi-s-pticei-iz-krasnoi-knigi-unikalnaja-priroda-ingushetii.html

Прекрасные горы Ингушетии

?ternovskiy (ternovskiy) wrote,
2014-07-09 10:00:00ternovskiy
ternovskiy
2014-07-09 10:00:00Горы Ингушетии – это то место, откуда не хочется уезжать.

Яркие зеленые луга, величественные пики гор, россыпь древних родовых башен, бурлящие реки, невероятные краски неба и причудливая роспись облаков… Всё это дарит своим гостям горная Ингушетия!Утром мы выехали из Магаса в сторону лечебно-оздоровительного комплекса Армхи.

Доехать туда можно двумя путями: или через Владикавказ и Северную Осетию – чуть больше часа, или через горы и Сунженский район, попутно посетив разные достопримечательности в горах. На это у нас ушло около 4-5 часов вместе с неторопливыми прогулками. Дорога идет по красивому ущелью вдоль реки Асса.

Горные породы топорщатся из земли как слоеные пироги, давая разыграться воображению в мыслях о том, какие силы всё это двигали и перемешивали. Взглянуть бы хоть одним глазком ;)Так рождается ингушский мёд! Такие автомобильные пасеки тут на каждом шагу.Асса шумит, её подхватывают окружающие горы и разносят песню реки по ущелью.

Сошедший склон обнажил древнюю могилу и частичку истории. Сначала предположили, что тут была похоронена грузинская царица Тамара. Но вроде бы никаких подтверждений этому нет.Напротив (середина огромной скалы с многократным увеличением) еле заметная небольшая крепость, неизвестно каким трудом возведенная в таком месте.

Легкие наполняются свежим горным воздухом, всё тянется вверх, кажется, что сейчас взлетишь. Такие ощущения могут быть только в горах. Может поэтому на Кавказе такие эмоциональные люди? Сложно удержать свои чувства в таком месте, устремляются они ввысь, как кавказские горы)Заглянули на стрельбище Таргим.

Скоро открывается, любой желающий может поупражняться в стрельбе из огнестрельного оружия.Мои результаты. Слева – автомат, справа – пистолет. Отстрелялся лучше всех)

Место называется нижний Пуй. Прямо у тира вот такие красоты!Ещё в 15 минутах езды отсюда находятся знаменитые башенные комплексы Вовнушки.

Опять разыгралось воображение)Ещё 10 минут и мы у одного из древнейших христианских памятников в России – Тхаба-Ерды (8 век).Вокруг – никого! Только природа Ингушетии и игривый ветер.А раньше тут кипела жизнь, храм был важным центром всей местности. Кстати, и Ивана Купала в Ингушетии тоже чтут и отмечают.

Это сердце горной Ингушетии, отсюда начала распространяться древняя архитектура, встречающаяся здесь на каждом шагу. Один из крупнейших комплексов – Эгикал.Нам же нужно ехать дальше, через перевал в сторону Джейраха! Местные горы входят в тройку лучших в мире по мнению российских бейсджамперов. Рядом с перевалом располагается центр бейсджампинга.

Добрались до гостиницы Армхи! Кроме гостиницы тут располагается всесезонный оздоровительный комплекс: горные лыжи, вело и мототрассы, крупнейший в регионе пейнтбольный клуб Брест.Канатную дорогу купили у автомобильной компании Porsсhe, с её корпоративного курорта. В развитие этого места частный инвестор (компания Акрополь) вложила уже 370 миллионов рублей.

С канатки открывается красивый вид на гостиницу Чайка с огромным бассейном, наполненным родниковой водой! Да, в кранах вода тоже везде родниковая, которую настоятельно рекомендуют пить.Пока тут две горнолыжные трассы, но в планах идти дальше по склону.

Вид отсюда открывается захватывающий!В летний же период тут гоняют на мотоциклах, которые можно взять в аренду и велосипедах. Кстати, на гору справа можно подняться!Обустроен тут и веревочный парк.Пейнтбольный клуб.Желающие могут подняться или спуститься по склону с помощью лестницыЗакат из номера гостиницы АрмхиУтром виды ещё красивее.

Обратно в Магас мы поехали другой дорогой, через Владикавказ. Вообше ближайший отсюда аэропорт – Беслан. От него до Армхи ехать меньше часа. От Магаса же – чуть больше часа. Как видите, доступность очень хорошая. В самом Армхи надо брать в прокат мотоцикл или искать машину, чтобы путешествовать по древним и невероятно красивым местам.

На многие горные пики можно подняться, что очень разнообразит ваш отдых и впечатления от этих мест!Джейрах и родовая боевая башня Цуровых.

Впереди Северная Осетия и Владикавказ!Скажите теперь, что вы не хотите в горы Ингушетии! ;))Есть конечно и особенности у этих мест, например, тут не продают алкоголь, не принято ходить в шортах и много других религиозных и культурных обычаев.На мой взгляд отдых в Ингушетии для активных людей, любящих нетронутую природу, тишину и физические нагрузки. Хотя можно конечно устроить и лайт-версию, но зачем лишать себя удовольствия подняться на самую высокую гору, я не знаю))Говоря о безопасности стоит отметить, что есть места, куда лучше не ходить, например, отдельные горные участки, где могут встретиться мины, отголоски войны. Так же в горах не редкость встретить медведей, змей. Лучше всего совершать серьезные прогулки с проводником.Но в большинстве случаев это просто “принять во внимание”, среднестатистическим туристам можно не напрягаться)Уезжать отсюда вам не захочется, а скучать по горам Ингушетии будете всегда ;)p.s. Да, цена вопроса – билеты около 12 000 рублей, проживание 1000 руб/сутки, остальное тоже не дорого.

Читайте также:  Смешанные и широколиственные леса россии

Много красивых фотографий Ингушетии у меня в Инстаграме – http://instagram.com/ternovskiy

Генеральный партнер блог-тура – ОАО “Курорты Северного Кавказа”, коммуникационный партнер – компания Мегафон.

За гостеприимство и организацию поездки огромное спасибо министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Ингушетии.

Часть 1 – Ингушетия. Назрань и Магас – http://ternovskiy.livejournal.com/302950.html

Источник: https://ternovskiy.livejournal.com/303170.html

Коммерческие объявления города Аргуна

И. Ю. Алироев

Географическое положение Чечни и Ингушетии довольно удобное. Своей южной частью они упираются почти в центр Большого Кавказского хребта, который граничит на юге с Гру­зией, на западе с Северной Осетией, на севере со Ставрополь­ским краем, на востоке и северо-востоке с Дагестаном.

Разнообразные климатические условия способствуют и мно­гообразию растительного мира. Здесь можно встретить как южные, так и северные растения, а если пересечь Чечню и Ингушетию с севера на юг, особенно осенью, можно видеть несколько времен года с присущей им растительностью.

Так, например, когда в марте — апреле в среднегорье вес­на, начинают цвести деревья, на плоскости конец весны, а в горах она только начинается. Чем выше в горы, тем лето коро­че.

Растительный мир Чечни и Ингушетии богат и разнообразен. В ее лесах растут ценные породы деревьев, а в долинах и лугах — разные виды трав. Поэтому неудивительно, если фло­ра нашего края поразила своим буйным разнообразием ее первых исследователей.

Около двухсот лет тому назад русский путешественник академик Гюльденштедт обратил внимание на «великое множество марены, из которой горцы добывали крас­ку и которую местные жители продавали на сторону до пяти тысяч пудов сушеной и двадцать тысяч пудов сырой».

Позднее М. Я. Ольшевский с восторгом писал о Чечне: «Богатая пажитями, пастбищами, лесами, водою, могла ли Чечня производить иное впечатление, как не «приятное»[1]. А один из

Первых исследователей растительности Веденского района В В.

Маркович, долгие годы проработавший лесником, с восхи­щением отзывался о лугах и лесах Ичкерии: «Путеводными и вместе с тем самыми обычными и распространенными для этой полосы можно считать следующие растения: малиновую круп­ноцветочную буквицу, горный девясил с крупными оранжевыми цветами, горный лень с темно-розовыми цветами, переходящи­ми в малиново-фиолетовый, нежно-розовая ромашка и астран — ции. Прибавьте к ним целое море белых и нежно-голубых коло­кольчиков и еще тысячи комбинаций этих четырех цветов, со­ставляющих живописные букеты, — и вы будете иметь пред­ставление о горной лесной поляне, обрамленной соснами, бе­резами, горным явором и рябиною… Приблизительно в конце февраля или начале марта вы увидите разбросанные по ваше­му участку желтые кучи, напоминающие вам копны сложенного хлеба. Это проснулась бредина и встречает весну в парчовом наряде. Ей обрадовались больше всего пчелы и жужжат уже вокруг нее, встрепенувшись после долгого сна, спеша полако­миться медовыми железками зазолотившейся бредины. Обра­тите ваш взор на южную сторону вашего участка — и вы там увидите среди темных пространств желтые пятна, иногда сли­вающиеся в целые полосы, это расцвел кизил среди спящих еще дубов. В конце марта и в начале апреля прежде всех начинает распускаться бук, и его острые, как иглы, почки при­нимаются выпускать на свет божий свою бледную, нежную зелень. Распускание бука идет зеленой полосой с подошвы до вершины, постепенно поднимаясь все выше и выше, причем, другие деревья кажутся среди светлой зелени как бы молоде­ющего бука черными пятнами. Достигнув самой высокой точки своего распространения, изумрудная полоса бука как бы зас­тывает на одном месте, и выше вы можете отчетливо наблю­дать другую древесную породу, расположенную полосой или куртинами с сильно красноватым оттенком. Полоса эта занята горным явором, от красноватых распускающихся почек которо­го и обусловливается оттенок всей полосы, что и дает возмож­ность ее выделить,.»[2]

С древнейших времен леса и травы играют огромную роль в жизни вайнахов. Из древесины они делали оружие для своей

Защиты и строили жилища, из лучших пород древесины изго­товляли разные предметы домашнего быта, из ценных деревь­ев и трав добывали краску и лекарства.

Позтому не случайно то, что они издавна научились обере­гать лес, сохранять ценные породы древесины, налагая на них табу, а впоследствии взимая штрафы за незаконно срубленное дерево в размере барана или быка.

Было время, когда за под­сечку ценного дерева из озорства общество приговаривало виновника к смерти.

Историческая зависимость вайнаха от ок­ружающего растительного мира выработала в нем уважение и преклонение перед растениями, которым посвящены многие легенды, а запрет произвольной рубки леса и уничтожения растительности сохранил и по сегодняшний день в сознании многих вайнахов уважение к растениям.

Как отмечали дореволюционные исследователи, Чечня и Ингушетия в недалеком прошлом представляли собой террито­рию с огромными девственными труднопроходимыми лесами почти вплоть до Сунжи и Терека.

Хищническое истребление леса в период Кавказской войны, когда буквально за один день вырубались целые массивы, оголяя пространство на многие десятины, а также массовая продажа его вайнахами на рынках Терского края после окончания войны, пожары — все это на­много сократило лесные богатства республики.

Царизм не жа­лел леса на вновь захваченных территориях: с катастрофичес­кой быстротой уничтожались ценные породы деревьев. Так, например, за короткий срок стал исчезать драгоценнейший вид дерева — тис, или, как его называли здесь местные жители, негной. По словам того же В. В.

Марковича, «особенно много было уничтожено негноя в конце семидесятых годов (кажется 71) во время проезда по так называемой «царской дороге», идущей из Дагестана через Ведено в г.

Грозный, императора Александра II, когда почти весь путь был уставлен негноевыми молодыми деревьями; все шатры и палатки на всех отдыхах царственного путешественника были убраны зеленью негноя, который за большую цену доставлялся во все пункты пути тысячами возов»1.

С решением вопроса подвоза в Грозный угля и перехода на газовое отопление сократилась вырубка местного леса и на дрова и для получения древесного угля. Для охраны леса были организованы лесничества, которые разрешали рубку только с позволения местных органов власти. С целью изучения леса и трав создавались научные общества, приглашались специали­сты.

Еще летом 1926 года, по заданию крайкома, в горной Чечне побывала экспедиция во главе с ботаником С. И. Виноградо­вым. В течение лета эта комиссия посетила четырнадцать пун­ктов горной Чечни (Ялхарой, Галанчож, гору Тазбичи, Химой, Хиндалой-Лам, Анди-Лам и др.) и описала 319 названий трав, встречающихся в исследованных районах1.

Заказником была объявлена территория Грозненского и Гу­дермесского районов, где имеются ценные травы для лекар­ственного сырья, а именно: «полынь таврическая — многолет­ник из семейства сложноцветных (является сырьем для полу­чения туаремизина, действующего по типу камфары и кофеи­на), марена красильная, корни которой служат сырьем для из­готовления препаратов, применяемых для лечения почечно-ка­менной болезни»[3]. Для озеленения городов республики на базе Грозненского лесхоза было организовано Грозненское городс­кое лесное хозяйство на площади 2920 гектаров.

Кроме того, многие лесные массивы с ценными породами деревьев были также объявлены заказниками. Для расширения площадей леса лесоводы вели подсадку леса, подсадку за­щитных насаждений на площади 1044 гектаров. Посажено око­ло 650 гектаров плодовых садов, 7150 гектаров грецкого ореха и других культур.

Изучение названий растений на вайнахских языках нача­лось еще дореволюционными исследователями, авторами ряда историко-этнографических работ. Особенно ценна в этом отно­шении вышеназванная работа В. В.

Марковича, где дается описание и названия (на русском, латинском и чеченском язы­ках) многих деревьев, кустарников и трав.

В послереволюцион­ный период в связи с созданием письменности на чеченском и ингушских языках, изданием газет, выпуском разнообразной по жанрам художественной литературы, изданием учебников и учебных пособий, переводов различной литературы, в том чис­ле художественной, назрела необходимость сбора и включения в словари многих названий лекарств Такая работа представля­ет большую ценность для лексики литературных языков чечен­цев и ингушей. Это объясняется прежде всего масштабом рас­пространения языка, его общественной функцией, участием в разработке таких наук, как ботаника, география, народная ме­дицина и др.

Отсюда возникает и необходимость изучения народных на­званий растений. В этом отношении младописьменные языки страдают отсутствием широкого круга исследователей народ­ных названий растений. Хотя интерес местных лингвистов к растительной терминологии вайнахов наблюдается[4].

Источник: http://argyn.org/flora-i-fauna-chechni-i-ingushetii/

Горная Ингушетия.(Джейрах – оазис в Ингушетии)

Горная Ингушетия — ГIалгIайче — удивительный оазис для требовательных туристов, которые наверняка сумеют соответственно оценить искуссное сочетание горных ландшафтов: здесь есть и альпийские луга, и сосновые рощи, и широколиственные леса, а так же вечно заснеженный Главный Кавказский хребет, межгорья и чистейшие водопады. Плюс ко всему — здесь исключительно чистый воздух, что позволяет ощутить полное слияние с природой

Оригинал статьи на LifeGlobe.net

В республике Ингушетия функционирует Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник с 1988г.

Горная зона Ингушетии славится красивейшими памятниками природы, такими, как Таргимская долина, ущелья рек Армхи и Асса.

Здесь находится множество памятников истории и культуры, наиболее значительными из которых можно назвать храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замки Вовнушки, архитектурные сооружения Хамхи, Таргим, Эгикал и другие.

Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Сотни лет стоят они взметнувшись в небо. Памятники повествуют о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Башенные комплексы строили порой на вершинах скал.

С чем это могло быть связано? Вопросы войны и мира всегда стояли остро для народов Кавказа. Для строительства башен места определялись так, чтобы о появлении врагов огненными сигналами разные селения могли сообщать друг другу о надвигающейся опасности.

Мы можем обратить внимание на одинокую башню, которая возвышается на пути от с.Фалхан к сс. Лежг и Ольгетти. Она являлась не только боевой, но и сигнальной. Она хорошо видна была в селениях Фалхан и Лежг, а свою очередь башня аула Лежг видна в с.Эрзи.

На западном склоне горы Мат-лом возвышается ещё одна одинокая башня, которая как бы нависает над селениями Эрзи, Шуаны и др.

Огненные сигналы, поданные в Джейрахе, достигли бы Фуртоуг, затем Харпе, Бейни и постепенно по всей стране… Башни строились на скалах как для защиты от врагов, так и для сохранения годной для обработки земли. Важным условием выбора места для поселения являлось наличие источника воды. К источникам воды предки ингушей относились с особой бережливостью.

Внимание к архитектурным памятникам Ингушетии было обращено ещё в ХVIII-XIX вв.; в 20-40годы ХХ века к их изучению приступили исследователи Л. П. Семенов, Н.Ф. Яковлев, Е.Крупнов, М.М.Базоркин, художники И.П. Щеблыкин и Х. Ахриев и др.

Каждая деталь местного быта, все встреченные археологические находки описывались ими с неизменной тщательностью. И.П. Щеблыкин, будучи художником, делал по ходу работ зарисовки средневековых построек.

Читайте также:  А.к. толстой "средь шумного бала...": анализ стихотворения

В последующие годы и на современном этапе продолжается изучение башенной архитектуры ингушей. “При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, — отмечал И.П. Щеблыкин, — они устойчивы и прочны.

Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешить и воплотить в реальные формы свои замыслы и фантазии”. Башенные комплексы, подобно самим горам Кавказа, имеют целостность, завершенность.

Некогда ингуши в горной зоне жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингушей), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. В силу своего места проживания и исторических судеб ингуши испытывали влияние различных религий: переднеазийского язычества, зороастризма, христианства, мусульманства. Л.

Семенов, проводивший археологические и этнографические экспедиции в горах Ингушетии, пришел к такому выводу: “В ингушских памятниках отражена смена трех религий, последовательно сменявших одна другую — языческая (наиболее древняя), христианская (начавшая проникать сюда около ХIIвека), мусульманская (проникшая около ХVIIвека)”.

Горы, скалы, бурный поток Ассы, башенные исполины, склепы — всё это Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.

У самого входа в Джейрахское ущелье раскинулось ингушское селение Фуртоуг. От былой боевой башни сохранилось лишь основание. Башни селения Фуртоуг приземистые. Они шире, ниже и мало ссужаются кверху. Такие башни называли “гала”. Они служили основным жилым помещением в эпоху средневековья. Склепы этого селения разрушены.

Святилище Мятцил

Джейрахское ущелье является крупным центром культуры ингушей. Селение Джейрах раскинулось по обе стороны дороги, а над ним — склоны могучей, скалистой горы Мат-лом и стройная высокая башня, с устремленной ввысь чешуйчатой верхушкой.

Гора Мат-лом кажется недоступной. Скалистые утесы напоминают тело гиганта. Змейкой вьётся тропинка по горному склону, через луга, по завалам. Навстречу ползут туманы, напоенные ароматами трав, холодным дыханием освежая лица путников.

На горе Мат-лом некогда находилось три святилища: “Сусон-дэла”, “Мятер-Дяла” и “Мятцил”. От первого святилища остались лишь руины. Остатки Мятар-Дяла находятся севернее от названного святилища. Оно полуразрушено.

Святилище “Мятцил” — культовое святилище с прямоугольным основанием и двускатной ступенчатой крышей. Архитектура здания лаконична и строга. С боковых сторон в него ведут два входа, каждый из которых завершается аркой.

В давние исторические времена здесь происходили грандиозные моления. Жителями гор этот храм почитался.

Старинные постройки селения Бейни расположены у подножия горы Мат-лом. Особенно красивы они на фоне неба с плывущими белыми облаками…

Далее тропинка в горах ведёт к селениям Лежг и Ольгетти, мимо одинокой боевой башни. Над селением Лежг возвышается высокая, очень стройная боевая башня. Селение Ольгетти, насчитывающее сотни лет заново отстроенное после стихийного бедствия в 2002году, живописно расположилось над долиной реки Армхи.

Севернее Лежги, на отроге горы Мат-лом находится Фалхан — крупный башенный посёлок замкового типа.

Замок Дзараховых, состоящий из соединений жилой башни с боевой выходит одной стороной к глубокому оврагу. Боевая башня в высоту достигает 25м. Интересны величественные склепы селения Фалхан.

Склеповый некрополь из 12-ти гробниц посёлка Фалхан находится на горном склоне на северо-западе от селения.

Некогда непреступный комплекс замкового типа селения Мецхал.

Находится он северо-восточнее селения Фалхан, на отроге горы Мат-лом. Здесь некогда находились обособленные, но тесно взаимосвязанные, мощные башенные замковые комплексы Точиевых и Котиевых. Этот башенный комплекс был административным и культурно-экономическим центром поздне-средневекового Джейрахско-Мецхальского горно-ингушского общества.

Селение Эрзи (Эрзи в переводе означает “орёл”). “В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Боевые башни замыкают со всех сторон селение, одна их них, прислонившись к пластам сланца, стоит у входа в аул.

Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы. Башни сложены в основном из речных валунов и лишь по углам встречаются массивные тесаные блоки… У основания башен лежат более крупные камни. Стены скреплены отдельными плоскими плитами.

Башенные постройки не имеют фундамента, они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу — материк.

Существовал такой обычай — место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство…

Постройки селения Эрзи позволяют довольно полно представить основные особенности архитектурного стиля”.

Жилые башни “гала” редко когда достигали высоты более 10 м. Были они двух- и трехэтажными. В центре башни находился опорный четырёхгранный столб. Крыша жилых башен была плоской.

Селение Эрзи

Особенно красивы в ауле Эрзи боевые башни. Они строились прочно, с учётом возможных случайностей. Боевая башня имеет один входной проём, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи.

Переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. Боевые башни в высоту достигают 25-30метров при ширине стен у подножия до 6 метров. Обычно завершается боевая башня пирамидально-ступенчатым покрытием.

Издали оно кажется чешуйчатым.

Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось очень торжественно. В народе были известны имена строителей. Они строили не только у себя на Родине, но и у соседних народов.

Они обладали прекрасным чувством меры, что и позволило им создать такие сооружения, которые смогли сохраниться до наших дней. Искусство своё передавали по наследству.

Исторические документы хранят имена ингушских мастеров, славившихся искусством возведения боевых пирамидальных башен, которые являются высшим достижением каменного зодчества северокавказских народов.

Эрзи

Строительство башни должно было закончиться в течение одного года — ровно через 365 дней. Если же это не удавалось сделать, то стройку приостанавливали, что было крайне нежелательно, так как в этом случае род признавался слабым.

Часто башни сочетаются с окружающим пейзажем и по цвету почти не отличаются от ближайших скал. Стены сложены из хорошо подогнанных камней. У подъёма к селению Эрзи стоят склепы. Рядом со склепами находилось святилище Эрзели.

Свидетель жизни многих поколений горцев река Армхи бурлит и клокочет как и сотни лет назад…

“В водах твоих, как в зеркале,

Явственно отражались Люди, деревья, скалы, Лошади, птицы, звери, Праздники и сраженья, Много событий разных..”

(Д.Мальсагов. “Поток Арамхи”)

Аул Нижнее Хули. Из этого селения вышли известные строители башен. Скалистые горы разрезают полотнища туч. Часто можно обратить внимание на то, как погружается в туман священная гора Цей-лом. На этой горе стоит святилище. О чём молились здесь жители гор — о мире, о жизни?

Аулы Дошхакле, Карт… остатки циклопических стен.

Дошхакле — башенный комплекс замкового типа на отроге горы Цей-лом в Галгаевском ущелье. Боевая башня, находящаяся в центре замка, достигала 28 метров в высоту.

Вскоре открывается панорама аула Эгикал. Эгикал является одним из крупнейших башенных комплексов горной Ингушетии. Расположен этот замковый комплекс на южном склоне горы Цей — лом, в двух километрах от реки Ассы и занимает площадь около пятидесяти гектаров.

По периметру аула находятся подземные, полуподземные, надземные захоронения домусульманского и мусульманского периода. В склепах — “солнечных могильниках” — видны останки предков ингушей. Мусульманские кладбища вплотную подходят к башенному комплексу.

На некоторых плитах — “чуртах” — сохранились тексты, написанные арабской вязью.

Селение Эгикал

Из Эгикала вышли десятки известных фамилий Ингушетии: Газдиевы, Базоркины, Аушевы, Ужаховы, Дахкильговы и другие ингушские фамилии. Каждый род имел своё фамильное кладбище.

В структурном отношении комплекс Эгикал имеет более ста различных по типу построек: боевые, полубоевые, жилые башни, святилища, склепы — круглые, башнеобразные, наземные и подземные.

Датируются они ХII-ХVII веками, хотя история комплекса уходит далеко вглубь веков.

О почтительной древности Эгикала свидетельствует и его название, восходящее к Страбону и Грузинским древним летописям. На эту же глубокую древность указывают и находки предметов куро-аракской культуры в Эгикале. В Эгикале было четыре боевых башни.

Сегодня из них осталась только одна стройная, высокая боевая башня, на ней углублённые изображения человеческой фигуры. “Снежные вершины,громады скал.

от сотворения мира в хаосе поднявшиеся к небу,дремучие леса, кипящие потоки шумных рек, луга, охваченные радугой цветенья и ароматом трав…”

И.Базоркин

Удивительно красивый край! Высокие горы, чистый воздух, необъятность, стремительные реки, кристальные родники… Вдали виды башенные поселки — это селения Хамхи, Таргим, Пуй.. Селение Хамхи было некогда известно своими прославленными джигитами.

Уникальным памятником средневековья является храм Тхаба-ерды. Он был построен ещё в IХ веке. Длина — 16,20 м., ширина — 7, 60м. В 1781 году впервые на его архитектуру обратили внимание путешественники Штедер, затем в 1811 году М.Энгельгардт, в 1886 г. В.Ф. Миллер.

Тогда ещё храм был в полной сохранности.

Ассинское ущелье. Храм Тхаба-Ерды. ХI-ХII вв.

Стены храма сложены из самого разнородного камня, фасад и отдельные детали храма облицованы плитами мягкого известкового конгломерата. Миллер В.Ф.

застал в полной сохранности барельеф на фасаде храма Тхаба-ерды: “В пространном сферическом треугольнике, окруженном как бы выпуклой рамою, представлены в середине человек, по-видимому, сидящий на седалище, с моделью церкви на голове; по бокам его две стоящие фигуры — правая (от зрителя) держит в левой руке крест, а правую положила на рукоять меча; левая фигура в епитрахили и с кистями винограда на плечах…В той же западной стене, по обеим сторонам среднего барельефа, вделаны плиты с изображениями двух ангелов; над барельефом — под коньком — ещё плита с неявственной человеческой фигурой, с рукою на рукояти меча”. Время сильно попортило изображения.

Храм Тхаба-ерды был центром для предков ингушей. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и др. Старейшины самых крупных селений возглавляли моления. Храм был высоко почитаем. Селение Таргим расположено ниже по течению реки Ассы.

В чём то оно напоминает селение Эгикал. Жилые постройки окружены боевыми башнями. Составной частью любого башенного комплекса Ингушетии всегда являются склепы — “солнечные могильники”.

Возводя башни, мудрые предки ингушей одновременно строили и наземные склепы, чтобы достойно проводить человека в иной мир.

Селение Таргим. ХVI-ХVII вв. В районе селения Таргим находился храм Альби-Ерды. Сегодня от него остались только остатки стен. Удивительным по стилю является башенный комплекс “Вовнушки”. И как только удавалось строить такие фантастические сооружения предкам ингушей?! Это какую развитую культуру и глубокие знания в различных областях науки они должны были иметь, чтобы так искусно вписывая в лоно природы, возводить на скалах стройные исполины.

Читайте также:  Ася: характеристика и образ героини одноименной повести и.с. тургенева

Селение Вовнушки. Башенные постройки ХVI-ХVII вв.

Джейрахско-ассинский государственный историко — архитектурный музей-заповедник — это десятки башен, множество склепов, святилищ и других сооружений. В Музей-заповедник входит более 100 уникальных архитектурных комплексов (с численностью от 10 до 60 памятников в каждом) разной степени сохранности.

Архитектура и схожа и отлична. В целом всей башенной архитектуре ингушей характерны такие черты как стройность, рациональность и прочность. Но при всей схожести башенные комплексы имеют свои особенности. В разных селах работали мастера, имевшие свой творческий почерк, свою архитектурную манеру.

Постройки башенной архитектуры это не только реальные свидетели прошлого, но и своеобразные памятники давно прошедших дней. Они напоминают о далеких, порой легендарных страницах истории ингушей, повествуют о материальном благосостоянии и мощи того или иного рода и их места в социальной структуре ингушского общества.

“Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо”, — писал исследователь Крупнов Е.

Башенная архитектура ингушей — это источник бессмертия народа, неповторимости, колоссальности его характера и яркое заявление о том, что смыслом жизни человека ингушского общества является высвобождение его беспредельной потенциальной духовной энергии. (Дзарахова З.М.-Т., к.и.н.)

Сегодня в этом чудесном уприродном крае работает лечебно-оздоровительного комплекса «Джейрах».

Научные исследования показали, что умеренно теплый сухой климат горной Ингушетии гораздо здоровее климата знаменитого швейцарского Давоса. В среднем за год здесь 140 солнечных дней (в Давосе — 97), количество осадков — 570 мм. (в Давосе — 632 мм.).

В 20-е годы прошлого века в ГIалгIайче был построен пользовавшийся большой популярностью Всесоюзный курорт «Солнечная долина Армхи». Уже в наше время усилиями Правительства Республики Ингушетия курорт был восстановлен. Построенный в 1999 г.

санаторий «Джейрах» — один из самых крупных горных курортов России (1200 м. над уровнем моря). Душевный покой и одухотворенность здесь такие же первозданные, как и много лет назад.

Появились лишь современные аксессуары — сауна, бассейн, спортивные площадки, фитнес-центр.

Расположив семиэтажное беломраморное здание на покрытом сосновым лесом склоне горы, авторы проекта сохранили многочисленные древние памятники истории и архитектуры Джейрахско-Ассиновского Государственного Музея-заповедника, окружающего лечебно-оздоровительный комплекс. Из окон комфортабельных номеров курорта, наполненных светом и воздухом, открываются превосходные виды горной Ингушетии.

Климат местности лечебно-оздоровительного комплекса «Джейрах» благоприятствует лечению больных с заболеваниями органов дыхания (хронических бронхитов, хронической пневмонии, бронхиальной астмы, бронхо-эктатической болезни), заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероза коронарных сосудов, ревматизма в фазе ремиссии, анемии), заболеваний центральной и периферийной нервной системы и других заболеваний.

Неповторимые по красоте горные ландшафты, уникальные памятники культурного наследия человечества делают отдых и лечение в этом красивейшем уголке Кавказа незабываемым.

Источник: https://galgamed.livejournal.com/6410.html

Природный заповедник “Эрзи”

Спокойствие на Кавказе давно забыто, а потому любые проявления мирной жизни ценятся там намного дороже, чем за пределами еще недавно погруженных в боевые действия республик.

Восстанавливать мирную жизнь сложно.

Так, появлению заповедника «Эрзи» в Ингушетии предшествовала тяжелая и кропотливая работа многих людей, сумевших добиться для уникального природного объекта статуса заповедника.

«Эрзи» стал сотым заповедником на территории РФ. Несмотря на его сравнительно небольшую территорию (всего шесть тысяч Га), ценность его очень велика — природа Ингушетии пострадала не меньше, чем города республики.

Основан заповедник был с целью сохранения уникальной природы края и ряда культурных достопримечательностей, располагающихся в Джейрахско-Ассинской котловине.

Что же особенного в природе этого участка юга России? Располагается он в  районе Большого Кавказа, благодаря чему рельеф здесь соответствует представлению о горных территориях — скалы, овраги, ущелья.

Многочисленные ручьи и реки, впадающие затем в Терек, постоянно меняют свои русла, попадая в каньоны, где они превращаются в шумные и стремительные потоки.

Благодаря характеру рек и ручьев, в этом районе можно увидеть большое количество красивых водопадов.

Климат заповедника «Эрзи» тоже не самый приветливый — лето здесь достаточно прохладное, а зимы — снежные, долгие. В высокогорных районах часто выпадают осадки…

Больше трети всей территории заповедника занимают леса — дубравы у подножий гор, буковые заросли на высоте до полутора километров, выше — сосна, дуб, береза, липа, рябина, граб… Климат на такой высоте в основном сухой. Еще выше — субальпийские луга, на которых местные жители пасут скот.

Картина здесь открывается удивительно красивая — горные ручьи, ровные луга, ледники, начинающиеся на высоте в три километра, заросли, расстилающиеся у подножий хребтов. Человек в заповеднике ощущает себя частичкой природы, одновременно понимая всю свою силу, ведь эта громада покорилась именно ему.

И важно осознавать, что многие годы вокруг кипят братоубийственные войны, вновь и вновь доказывающие преимущество царящей в природе гармонии перед тягой к убийству, завладевшей людьми.

Учитывая общую площадь заповедника, флора и фауна его достаточно разнообразны. Заповедник «Эрзи» стал приютом для многих растений, животных и птиц, занесенный в Красную книгу России. Среди них, например, береза Радде и ковыль красивейший, альпийский усач и степная дыбка, беркут и сапсан, леопард и большой подковонос.

В комплекс охраняемых объектов входят и исторические памятники Ингушетии — Май-Ламский комплекс святилищ, Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.

Ценность заповедника «Эрзи» очень велика для России, но огромную роль он играет, несомненно, для восстанавливающей мирную жизнь Ингушетии.

Источник: http://ObzorMest.ru/ingushetija/item/473-prirodnyj-zapovednik-jerzi

Природа Северной Осетии

Спортинг    Самая популярная сегодня разновидность спортинга – разработанный французами компакт-спортинг приближает…

Подробнее »

Активный отдых в Москве и Подмосковье      Сегодня многие люди стараются выбирать…

Подробнее »

Снаряжение для дайвинга    Всё в жизни с чего-то начинается. Дайвинг -…

Подробнее »

Как выбрать спальный мешок    Перед тем, как окончательно определиться с выбором…

Подробнее »

   Долины, горные ущелья и склоны хребтов покрыты лесами. Пояс лесной растительности занимает высотную ступень 800 (1300) – 2400 (2600) м. над уровнем моря.

Природа Северной Осетии   Нижняя часть горных склонов покрыта густым и невысоким лесом. В Северной Осетии растёт дуб, крушина, орешник, ольха, алыча, кизил, боярышник, груша, ясень, клён, яблоня, множество мелких различных кустарников. Деревья опутаны хмелем и диким виноградом.

Местами встречаются целые заросли бузины и папоротников. Колючие малинники преграждают дорогу. В поймах рек густые заросли облепихи высотой от 1,5 до 3 метров.   В верхнем поясе в основном буковые леса с примесью граба, липа, карагач, ясень, высокогорный клён. Вблизи троп встречаются широкие листья жгучего борщевика.

У верхней границы леса появляется берёза и сосна.

   Выше начинаются субальпийские и альпийские луга. Пояс субальпийской растительности расположен на высоте 1800 – 2800 метров над уровнем моря, насчитывает более 135 видов.

На северных склонах широко развиты субальпийские луга, представленные злаково-разнотравными и высокотравными растениями. Исключительная роль принадлежит формации овсяницы пёстрой, обитающей преимущественно на скально-осыпных склонах. Часто встречаются заросли рододендронов, относящихся к виду стлаников.

В марте-апреле они распускают бутоны белых и жёлто-белых цветов. Вечнозеленые растения-можжевельники перемежаются с карликовой берёзой. Субальпийские луга часто смешиваются с лесной зоной.

   Выше идут альпийские луга, располагающиеся на высоте 2700 – 3000 метров над уровнем моря. Здесь господствуют многолетние растения с хорошей корневой системой, хорошо переносящие холода: лишайники, мхи, злаки. Цветут белые и розовые анемоны, светло-сиреневые примулы, нежно-голубые незабудки.   Основной тип почв – горно-луговой, формируется под луговой растительностью альпийского и субальпийского поясов.

   В закрытых, засушливых котловинах растительность совершенно иная. Это настоящая степь, низкорослые травы – полынь, кипчак, шалфей, да редкие кустики можжевельника и шиповника, барбариса. На южных склонах – круглые, колючие кустики – подушечки астрагала. В нижней части – редкий смешанный лес, попадаются ядовито-жёлтые цветки азалии. Выше – низкорослые карликовые берёзы.

   Животный мир Северной Осетии

   Животный мир Северной Осетии разнообразен. Больше всего его обитателей проживает в лесной зоне и лишь выше, на границе леса и альпийских лугов – немногие особи.

Памятники Северной Осетии   Из крупнорогатых: олени, косули обитают на Пастбищном и Скалистом хребтах. На субальпийских лугах, у границы леса водится серна. В недавние годы начали разводить зубров, однако с течением времени поголовье их сильно уменьшилось. Косули часто спускаются в предгорье, на поля.

   Из хищников водятся волки, шакалы, больше всего их в Садоно-Унальской котловине. Шакал имеет длину до 80 см, вес – до 10-12 кг. На людей они обычно не нападают. Изредка можно встретить медведя, кабана.   На склонах и тропах попадаются змеи: уж, гадюка (медянка).

Гадюка – до 0,5 м длиной, грязно-бурая или сероватая с тёмной зигзагообразной полосой на спине, иногда чёрного цвета – ядовита. На камнях в тёплую погоду греются кавказские ящерицы. В пещерах обитают рукокрылые (летучие мыши) — сумеречные животные, вылетающие на кормёжку после 19 часов, питаются насекомыми.

   В высокогорье Северной Осетии, там, где скалы покрыты лишь мхами и лишайниками, водится дагестанский тур – крупное красивое животное. Вес его достигает 150 кг, длина рогов – до 1 м по изгибу (у самцов). Их численность порядка 1700 голов.

Поднимаются они до высот 4000 м, отлично двигаются по скалам, перескакивая с выступа на выступ. Часто можно встретить тура-сторожевика, гордо стоящего на высокой скале. При малейшей опасности они издают тонкий свист.

   В поясе альпийских лугов водится множество птиц. Из крупных хищных здесь обитает чёрный гриф. В вышине плавно описывают круги орлы. В непосредственной близости от снегов, до высоты 2800 м, держатся горные индейки-улары, вес до 3 кг. Улар – птица оседлая, населяет определённый участок. Ранним утром можно слышать их посвистывание. На открытых каменных площадках среди обломков скал гнездятся каменные куропатки-кеглики.
   Постоянные спутницы – альпийские галки. Имеют чёрное оперение и красивые ноги, короткий клюв. Гнездятся небольшими колониями только в скалах, кормясь плодами можжевельника. Весьма любопытны, слетаются туда, где можно чем либо поживиться.
   Всевозможные бабочки, стрекозы вьются вокруг. Часто можно видеть их на больших высотах, совершающих перелёты через перевалы.

Температурный режим    Хотя в походах ребята болеют, как правило, реже, чем дома (влияет психологический фактор: «Болеть нельзя»), но все же…

Подробнее »

   Экологические маршруты на Лосином острове    ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА   Протяженность 1 км, продолжительность 1 час, место проведения -…

Подробнее »

Обитатели кораллого рифа    Риф является самым богатым рыбой участком моря, так как кроме фауны, жизнеспособность которой обеспечивается прямым использованием его…

Подробнее »

Авиамоделизм    Многие мальчишки и, некоторые девчонки, в детстве были увлечены романтизмом полётов. Ведь это так здорово – управлять летающей машиной!…

Подробнее »

Источник: http://aktivnyj-otdykh.ru/pamyatniki-prirody/respublika-severnaya-osetiya.html

Ссылка на основную публикацию