Огонь – роль огня в жизни человека

В помощь обучающимся 2012. в жизни человека огонь играет очень важную роль. при помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. – презентация

1 В помощь обучающимся 2012<\p>

2 В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом.<\p>

3 Без огня сегодня невозможна жизнь челове­ка на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.<\p>

4 Мифы древних греков гласят, что огонь людям подарил титан Прометей. Он похитил огонь у богов Олимпа и был сурово наказан ими. Человек покорил огонь и научился управлять им. С помощью огня лю­ди стали готовить пищу, обогреваться, защищаться от нападения диких зверей.<\p>

5 Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Небрежное обращение с ним может привести к пожару.<\p>

6 Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.<\p>

7 Каждый шестой пожар в нашей стране возни- кает из-за игр с огнем. Пожарную опасность представляет брошен- ная го­рящая спичка или не затушенный окурок. К пожару может при- вести нарушение пра- вил пользования ЛВЖ.<\p>

8 ПОМНИТЕ!!! Пожар легче не допустить, чем тушить.<\p>

9 не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи; не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов; соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями; не нагревайте на огне незнакомые предметы, упа­ковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны; не оставляйте без присмотра электронагрева- тельные приборы;<\p>

10 не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки; не поджигайте тополиный пух и сухую траву; соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.<\p>

11 В нашей стране создана спе­циальная система, направленная на борьбу с пожа­рами, – пожарная охрана. Пожарная охрана в на­шей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану и др.<\p>

12 Государственная противопожарная служба явля­ется основным видом пожарной охраны. Государст­венная противопожарная служба организует и осуще­ствляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, бесплатно обеспечивает и осуществляет их тушение. Ее главная за­дача – профилактика пожа­ров.<\p>

13 Сообщите диспетчеру: причину вызова – загорелся стол, диван, … свой адрес: улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код; фамилию и номер телефона. Запишите фамилию дежурного.<\p>

14<\p>

15 1. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежнос­ти в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля. 2. Пожар легче не допустить, чем потушить. 3. Огонь приносит пользу, если человек обращает­ся с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но из-за небрежного обращения с ним может привести к пожару. «Пусть помнит каждый гражданин – Пожарный номер: ноль – один».<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/274602/

Роль огня в жизни человека

МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2» Локомотивный городской округ. Подготовил: воспитатель второй категории Вигнер Т.В.

Цель: Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и  отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня.

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомить детей с историей использования огня человеком.
  2. Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
  3. Научить детей осторожному обращению с огнём.
  4. Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём (спички, электроприборы и т.д.), об опасных последствиях пожаров в помещении, в лесу.
  5. Закрепить знания детей о вреде и пользе огня.
  6. Формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение.
  2. Развивать умение анализировать и аргументировать свои суждения, внимание.
  3. Развивать речь, обогащать активный словарный словарь (пожарная безопасность).

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать, в том числе товарищей, дополнять их ответы.
  2. Воспитывать уважение, интерес, любовь к профессии людей помогающие людям тушить пожар, к профессии пожарного.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о труде пожарных, чтение рассказов, стихотворений о пожаре. Заучивание стихотворений, пословиц о пожаре, рассматривание сюжетных картинок на противопожарную тематику, просмотр мультфильма С.Я. Маршака «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница», «Спаси».
  • Чтение литературных произведений о пожаре С.В. Михалков «Дядя Стёпа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  • Заучивание загадок об огне предметах связанных с ним, об электроприборах.
  • Выставка детских рисунков совместно с родителями.
  • Изготовление уголка в группе по пожарной безопасности.

Оборудование:

  • Плакаты и рисунки по пожарной безопасности,
  • иллюстрации с изображением различных пожарных ситуаций,
  • полезного применение огня, спички,
  • мяч для игры,
  • цветные карандаши,
  • пожарная машина для краски,
  • кисти,
  • салфетки,
  • непроливайка по количеству детей.
  • Музыкальное оформление, слайды.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте  загадку: «Он красив и ярко красен, но он жгуч, горяч, опасен» (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячелетия. Люди постепенно научились использовать силу огня.  Ребята скажите, для чего человеку нужен огонь? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы правильно: для приготовления пищи, греемся у огня, выплавляем металл.

Воспитатель: Огонь добыли древние люди, жили они в пещерах и у нас на Южном Урале в горах тоже жили пещерные люди. И чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер. Жизнь этих людей зависела от огня и поэтому они сами научились добывать его. Огонь добывается трением (слайд 4) или высеканием, когда люди били камнем о камень.

Воспитатель: На Южном Урале древние люди научились гончарному делу.

Воспитатель: Для обжига посуды тоже нужен был огонь. Люди стали делать печи для обжига. (слайд 7), а для того чтобы согреть дом люди стали делать печи и камины из камня.

(слайд 8). Затем люди придумали новый способ отопления – пустили по трубам воду. А сделать ее горячей помогает тоже огонь.

С помощью огня совершается много полезных дел, он верно служит людям в быту и на производстве.

Ребенок 1:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет

Ребенок 2:

Какой огонь добрый, красивый

От него исходит тепло

На привале он помог

Суп варил, картошку пек

Для похода он хорош

Но с собой не унесешь

Воспитатель: Но, случается, что из верного друга огонь превращается в коварного злодея и уничтожает все за считанные минуты.

Ребенок 3:

Да огонь бывает разный

Бледно-желтый, ярко-красный

Синий или золотой

Огонь добрый, огонь злой

Злой огонь – огонь пожара

Злой огонь – огонь войны

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны

Жители земного шара

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны.

Воспитатель: Очень опасна огненная стихия – пожар. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса , а главное гибнут люди и дети. Как же возникает пожар? (ответы детей)

Воспитатель: Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений люди, как правило забывают тушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояние, образуя новые очаги возгорание.

Воспитатель: Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов и очень большое количество пожаров связано с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол – вот пожар.

(Воспитатель достает коробочку и проводит  плоскостную  данетку. Дети догадываются, что это спичечный коробок)

Воспитатель: Спички наши помощники и друзья, но их нельзя разжигать и бросать ради забавы. Тогда они превращаются в злого врага для человека.

Ребенок 4:

Чтобы не было пожара

Нужно людям твердо знать

Спички детям не давать

И окурки не бросать

Ведь пожары на планете

Часто хуже, чем война

Те же жертвы, разрушения

И для жителей беда

Воспитатель: Ребята вы говорили, что причиной возникновения пожара могут стать электроприборы. Конечно же, хорошо, что вы помогаете своим родителям готовить обед или гладить белье. Но нужно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра утюг или плитка, газ, обогреватель. А уходя из дома нужно выключать все электроприборы.

Ребенок 5:

Если кто-то гладил брюки

И не выключил утюг,

Обязательно останется

Без дома и без брюк,

Ведь огонь не управляем

Очень много силы в нем

Мы вас просто умоляем

Осторожнее с огнем!

Воспитатель: Давайте представим, что случился пожар. Что делать? (ответы детей)

Воспитатель: А если в квартире много дыма? (ответы детей)

Воспитатель: Как вызвать пожарную команду если случился пожар?  (ответы детей)

Воспитатель: Кто приезжает на вызов? (ответы детей)

Воспитатель: Что нужно сообщить по телефону? (ответы детей)

Ребенок 6:

Если в комнате у вас

Слезы катятся из глаз

Так как дым клубами вьется

И огонь жует палас

Нужно мужество найти

К телефону подойти

Постараться вспомнить цифры

От 0 до 9

Смело трубку в руки взять

Ребенок 7:

01 сумей набрать

И назвать еще потом

Город, улицу и дом

И квартиру, где живете

И с каким она замком

И еще сказать фамилию свою

Также номер телефона, у которого стою.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что вы устали, и я вам предлагаю немного отдохнуть. Я вам буду кидать мяч по очереди, и говорить начало предложения, а вы это предложение должны закончить.

– что нужно делать, если возник пожар в квартире?

(позвонить по телефону 01)

– можно ли играть со спичками?

(нельзя, спички причина пожара)

– чем можно тушить пожар?

(водой, огнетушителем, песком, стиральным порошком, одеялом)

– назови номер пожарной службы?

(01)

– что мы должны сообщить, вызывая пожарных?

(адрес, ФИО, что и где горит)

– что нужно делать, если в квартире много дыма?

(закрывать нос и рот мокрым платком и двигаться к выходу)

– можно ли сушить вещи на электрических обогревателях?

(нет, это может быть причиной пожара)

– что нужно сделать, уходя из дома?

(убедится, что все электроприборы выключены и ничего не оставлено на включенной плите)

– можно ли пользоваться неисправными электроприборами?

(нет, так как может возникнуть короткое замыкание, которое может привести к пожару)

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю пройти на рабочие места и выполнить еще одно задание. Перед вами изображения пожарной машины, которые вам предстоит раскрасить, а чем, вы выберите сами. (дети проходят за рабочие места, раскрашивают пожарную машину)

Воспитатель Ребята,  подведем итог нашего занятия. Люди какой профессии спешат на помощь при пожаре? (ответы детей)

Воспитатель: Какими качествами дожжен обладать пожарный? (ответы детей)

Воспитатель: Работа пожарных очень опасная и рискованная. И для того что бы себя защитить как они одеты? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Также у пожарных есть дыхательные аппараты для тушения пожаров в сильно задымленных помещениях. А кто мне напомнит, чем оснащена пожарная машина? (ответы детей)

Ребенок 8:

Мчится красная машина

Разгоняя всех с пути

И спешат на помощь людям

Огнеборцы чтоб спасти!

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие? А что вам большего всего понравилось? А что вы запомнили из нашего занятия?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что мы не должны делать, чтоб не возник пожар

Ребенок 9:

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур –

Чтобы он не стал врагом

Будь осторожен с утюгом,

Не суши белье над газом

Все сгорит единым разом.

Ребенок 10:

Когда без присмотра

Оставлена печь

Один уголек целый дом может сжечь!

Возле дома и сарая разжигать костер не смей

Может быть беда большая

Для построек и людей!

Костер вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу

Ты о пожаре услыхал

Скорей об этом дай сигнал.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01

Воспитатель: Ребята! Соблюдайте правила пожарной безопасности! Это поможет сберечь жизни ваших родных, близких, друзей и главное самих вас.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/6691-ogon-v-gizni.html

Огонь – роль огня в жизни человека

Явление благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей – русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо – зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией.

Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь – горящую лампаду и пучки пылающих свечек.

К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, – пишут сотни верующих на десятках форумов. – А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию.

Технология огня, который не обжигает, проста – возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события.

И многие из них – те, что недостаточно проворны, – таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский.

Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами…

Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?..

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс.

Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог “как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы”».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу – миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди – это простаки, которые без обмана верить не смогут… Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский – честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. «Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» – прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. «По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела» – сообщил Гевонд Оганесян.

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком – довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь.

Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний.

Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение.

Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру.

Позже огонь добывался немного другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку – больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности – его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное – он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей – усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках – электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности – керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Значение огня в жизни человечества на всех этапах его существования заслуживает отдельного разговора. Вот уже полмиллиона лет, как огонь сделался непременным атрибутом человеческой жизни. В те бесконечно далекие времена его практическое значение было огромным.

Огонь — самая надежная защита от хищников. Огонь — источник тепла, давший возможность зажарить мясо, запечь плоды и коренья.

И, наконец, огонь — немаловажное средство обработки деревянных орудий (и копья, и дубины уже триста тысяч лет назад стали обжигаться для прочности)…

Однако не меньшую роль он играл в деле упрочения чисто человеческих, социальных отношений. Священный огонь — символ единства коллектива, источник его силы, своенравный друг и охранитель. Его нужно любить и беречь и быть с ним осторожным, дабы его неистовое могущество не обратилось против самого человека.

«Тепло домашнего очага» — как далеко в глубь человеческой истории уходит это понятие! Оно знакомо нам всем, хотя наши жилища давным-давно обогреваются не очагами, а батареями центрального отопления и электроприборами.

Но, пожалуй, в еще более глубокую древность уводит та тяга к огню, к живому пламени, которая заставляет современных людей сооружать в своих квартирах камины, гасить электричество и зажигать свечи на праздничном столе, собираться у походных костров.

Ко времени появления верхнепалеолитических племен охотников на мамонтов человечество уже давно знало огонь и в совершенстве владело основными способами его добычи. Судя по этнографическим данным, таких способов было три: «огневой плуг», «огневая пила» и «огневое сверло».

Первый способ самый простой и быстрый, хотя и требует очень больших усилий: по лежащей на земле деревянной дощечке с сильным нажимом водят концом деревянной палочки — как бы «вспахивают». Образуется узкий желобок, а в нем — древесный порошок и тонкая стружка, которая от нагревания при трении начинает тлеть.

К ней подсоединяется легко воспламеняющийся трут и раздувается огонь. Этот способ распространен сравнительно мало; чаще всего им пользовались на островах Полинезии (Чарльз Дарвин научился ему у жителей острова Таити).

Изредка он применялся австралийцами, тасманийцами, папуасами и некоторыми отсталыми племенами Индии и Центральной Африки, хотя везде здесь предпочтение отдавалось другим способам.

«Огневая пила» имеет много разновидностей, но все они сводятся к одному принципу: мягкий сухой кусок дерева, лежащий на земле, как бы «пилят» поперек волокон куском твердой древесины. Интересно, что австралийцы, довольно часто прибегающие к этому способу, используют в качестве основы деревянный щит, а в качестве пилы — копьеметалку.

Далее все происходило так же, как при «вспахивании» (только там работа велась вдоль волокон): образовывался и возгорался древесный порошок. Часто при таком способе в заранее подготовленную щель подкладывался трут. Иногда вместо деревянной дощечки в качестве «пилы» использовался гибкий растительный шнур.

Этот способ употреблялся в Австралии, на Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки.

Высверливание — самый распространенный прием добывания огня. Он состоит в следующем. Небольшую дощечку с заранее выдолбленным углублением кладут на землю и зажимают ступнями ног. В углубление вставляется конец твердой палочки, которую начинают быстро вращать между ладонями, с одновременным нажимом вниз.

Делается это настолько мастерски, что руки, невольно соскальзывающие вниз, периодически возвращаются в исходное положение, а вращение при этом не прекращается и не замедляется. Через несколько минут из углубления показывается дымок, а затем тлеющий огонек, который и раздувают при помощи трута.

Этот способ распространен практически у всех отсталых народов Земли. В усовершенствованном виде к стержню сверху присоединяется упор, а с боков — ремень, который попеременно тянут за концы, приводя сверло во вращение.

Присоединив к концам такого ремня небольшой лук, получим простейший механизм, довольно распространенный в первобытности: лучковое сверло. Далеко не каждый современный человек способен добыть огонь, вращая палочку между ладонями: здесь нужна большая сноровка, даже когда исходные материалы хорошо подобраны.

А вот с помощью лучкового сверла это, по-видимому, доступно многим… Попробуйте сами, только помните: дощечка должна быть из мягкой и сухой древесины, а палочка — из твердой.

А как же высекание огня ударами кремня о кремень? Казалось бы, наблюдая за искрами, возникающими при раскалывании кремня, людям было проще додуматься до такого способа получения огня, чем изобретать довольно сложные операции с деревом. Некоторые ученые считают именно так.

Б. Ф. Поршнев, например, полагал, что высекание огня, возникшее в процессе изготовления каменных орудий, предшествовало способам получения его трением. Такой же точки зрения придерживался и английский археолог К. П. Оакли. Однако этнографические данные говорят об ином.

Наиболее отсталые народы в XIX веке повсеместно добывали огонь трением, тогда как высекание огня (особенно ударами кремня о кремень) у них было распространено очень слабо.

С другой стороны, народы, стоящие на более высокой ступени развития, добывали огонь преимущественно высеканием (кремнем о железо или железную руду — пирит). Порой они тоже применяли трение — но лишь в ритуальных, культовых целях.

Да и опыты показывают, что хотя искра при ударе кремня о кремень образуется постоянно, «превратить» ее в огонь достаточно трудно, тогда как разжигание пламени трением доступно, при известном старании, даже современному человеку.

Не исключено, впрочем, что в некоторых случаях люди действительно вначале научились высекать огонь, и лишь потом стали добывать его трением.

По крайней мере, в языке одного из племен южно-американских индейцев термин, обозначающий добывание огня, происходит от слова «высекание ударом». Это явно говорит о какой-то давней (возможно, действительно первоначальной!), а в дальнейшем забытой традиции.

Я говорю: «забытой» — потому что и здесь, вплоть до недавнего времени, главным способом добывания огня служило опять-таки трение. Однако это — единственное исключение.

Очаги охотников на мамонтов

Первобытные народы отличаются большим искусством в хранении, поддержании огня. Вот что пишет, например, об австралийцах известный российский этнограф Н. А.

Бутинов: «Австралийцы очень искусны в устройстве и поддержании костра, он горит у них ровно, не давая большого и слишком яркого пламени.

Они смеются над европейскими колонистами, которые устраивают такие большие костры, что к ним опасно приближаться, а пользы от них мало, и поддерживать их долго они не умеют. Напротив, у своего маленького костра австралиец спокойно спит всю ночь, и печет, и жарит на нем пищу».

Нет сомнений в том, что этим искусством люди овладели очень давно. Свидетельство тому — остатки кострищ и очагов, находимые археологами.

Особенно интересны и разнообразны очаги на поселениях, датирующихся второй половиной верхнего палеолита, прежде всего — на стоянках с долговременными жилищами.

Здесь наряду с простыми очагами, представляющими собой чашеобразное углубление, заполненное золой и углем, встречаются гораздо более сложные конструкции.

Обкладка очагов камнями применялась издавна; известна она и в некоторых очагах виллендорфско-костенковской культуры охотников на мамонтов (Зарайская стоянка, верхний культурный слой). В других памятниках этой культуры кроме обкладки применялась обмазка глиной. Там же, где изготавливались керамические фигурки животных (Дольни Вестонице, Костенки 1/1), — отдельные очаги с глиняной обмазкой напоминали простейшие печи.

В непосредственной близости ко многим верхнепалеолитическим очагам в земле вырывались небольшие ямки.

Часть их использовалась для запекания пищи, другие служили опорами для столбиков (в них иногда встречаются вертикально торчащие кости, заклинивавшие эти столбики).

Сейчас мы устанавливаем на таких опорах перекладину, на которую подвешиваем котелок, чтобы вскипятить чай или сварить уху, а тогда они могли служить основой для вертелов, на которых жарилось мясо.

В основании некоторых очагов были выкопаны канавки. Порой такая канавка уходила от очага в сторону.

Зачем? Петербургский археолог Павел Иосифович Борисковский, нашедший такой очаг во время раскопок стоянки Костенки 19, существовавшей около 20 тысяч лет назад и тоже оставленной охотниками на мамонтов, предположил, что по такой канавке в очаг поступал воздух, усиливавший процесс горения. Был поставлен эксперимент: вырыты рядом два очага: с канавкой и без оной. Действительно, в первом из них пламя горело намного лучше.

Источник: https://realartist.ru/fire-the-role-of-fire-in-human-life.html

Тема 2. Огонь – друг и враг человека

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня.

Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца.

Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет. Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме-тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.

Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра.

В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло “оскорбить” огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках.  Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты.

Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языкахпламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы. Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление  восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной  пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его. В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что “… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело”. В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.  По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород,  города Поволжья. На голом месте, без крова и средств   существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные. ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное.

Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра-фический, красивый и нестрашный пожар.

Отсюда и рождает-ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.

Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель-ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем.

В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту. Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.

Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова  В.

Травинского: “Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с “малыми войнами” ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная “малая война с огнем”.

При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях  и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.

Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма  людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.

Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернет-ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».

Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку.

Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ .

      В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ.

Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью. В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов.

Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ – незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.

Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах.

Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках –  предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находятполимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.

В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети.

Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр-нуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.  Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей.

И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети. Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение.

Это приводи-ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей. Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще-ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое – кто  ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем.

В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть.

В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени-ях порой нелегко. 

Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку.

Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь темпера-тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики. Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи.

На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде. Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни-чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.

Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать. Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу.

Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.

А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас-положенных этажей, вызывая серьезные пожары.

Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар. Начало лета совпадает с обильным цветением тополя.

Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор-дову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.

Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.

Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ-ленном законном порядке.

Источник: http://54.mchs.gov.ru/folder/1463366

Роль огня в жизни человека

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Роль огня в жизни человека.

П.С.

  • Повторить знания детей о временах года, роли солнца в смене дня и ночи, времен года.

  • Познакомить с ролью огня в жизни человека, его отрицательной и положительной стороной.

  • Учить правильно обращаться с бытовыми приборами, познакомить с номером телефона пожарной службы.

Предварительная работа:

Знакомство с детской энциклопедией «Мир вокруг нас», рассматривание схем «Смена времен года», «Смена дня и ночи»,ди «Когда это бывает?», «Волшебная палочка», ведение дневника наблюдений за погодой.

Материал:

Мяч, схемы погоды, маска-шапочка «Солнце», картины с изображением огня, электроприборов, вф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами».

Ход занятия.

Каждое наше занятие мы начинаем с того, что отмечаем погоду. Главным метеорологом сегодня у нас работает________________.

(с помощью схем: солнце, облако, осадки, ветер ребенок на доске обозначает погоду дня)

Все согласны ? (принимаются дополнения и исправления)

Воспитатель загадывае загадку:

Всюду снег, в снегу дома

Привезла его…ЗИМА.

Я люблю зиму, а кто еще любит зиму? (бросает мяч одному из детей с вопросом: «За что ты любишь зиму?». Ребенок возвращает мяч с ответом. Требовать полного ответа, если кто затрудняется, спросить сильного ребенка, а затем попросить повторить ответ того, кто не ответил)

  • Какое время года наступит за зимой?

  • Что происходит весной в природе?

  • Какое время года наступит после весны?

  • За что вы любите лето?

  • Когда листья на деревьях становятся разноцветными?

  • Что еще происходит в природе с наступлением осени?

  • Почему происходит смена времен года? (земля вращается вокруг солнца)

  • Почему происходит смена дня и ночи? (земля вращается вокруг своей оси)

Игра м/п «Смена дня и ночи»

  1. Роль огня в жизни человека.

Дайте мне скорей ответ: что же дарит людям свет? ( солнце, звезды, огонь…)

Конечно огонь! Ведь и солнце, и звезды – это все гигантские огненные шары, просто они так далеко от нас, что мы видим или небольшой шар (солнце), или маленькие точки (звезды). Не было бы солнца, не было бы жизни на нашей планете. Как вы думаете, почему? (было бы холодно и темно).

Правильно. Если мы подставим солнышку свои ладошки, что почувствуем? (тепло). Представьте, что все небо затянуто тучами. Прошла неделя, а солнца нет.

И вдруг оно вышло, когда все уже устали ждать, что мы почувствуем? (радость, станет веселее, все будут улыбаться…) Всем нам станет радостно, солнечно. С давних пор человек очень хотел себе завести дома маленькое солнышко.

Вспомните сказки: перо Жар-птицы, Аленький цветочек (показ иллюстраций). Даже древнему пещерному человеку хотелось иметь маленький огонек (рассказ о том, как пещерный человек научился добывать огонь).

Физминутка.

Шли годы, пролетали целые столетия. Человек научился освещать себе дорогу факелом, палку с углублением, в которое наливали смолу. Потом люди поняли, что и масло не плохо горит. Так появились масляные лампады – глиняные или металлические «чайники» с маслом, сквозь носик которых пропущен фитиль.

Эти лампады коптили много-много столетий. И только потом научились делать свечи. В русской избе зажигали лучину – тонкую сухую щепку.

Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки (зачем?) Более ста лет назад люди научились получать из нефти керосин и изобрели керосиновые лампы.

Наш русский инженер Лодыгин сделал первую электрическую лампочку, а вот выпускать на производстве стал Эдисон, поэтому ее и называют лампочкой Эдисона. Так человек научился бороться с темнотой. Но только ли для этого нужен нам огонь? Вспомните, где живет огонь у вас дома, для чего он нужен?

Это все добрые дела огня. Но огонь скрывает в себе страшную силу. Если он выходит из-под контроля – быть беде! Что за несчастье может случиться? (можно обжечься, прожечь дырку на рубашке, пожар и т.д.). Что нужно делать в таких случаях, научат ваши друзья Смешарики.

  1. Просмотр вф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами»

  2. Итог.

Почему беда случилась с Барашем и Лосяшем? Кто им помог? Вывод: «Спичкм детям не игрушка!»

Почему случился пожар у Нюши? Кто ей помог? По какому номеру нужно звонить в случае пожара?

МДОУ №9

«Золотой петушок»

занятие по экологии из блока «Стихия огня»

в подготовительной группе

2009г.

  1. Презентация

    2. Вступительное слово учителя– Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

  2. Документ

    В наше время Сознание человека является очень значимым для видимого и невидимого мира. Сознание не дается человеку Богом, в отличие от Тонких тел, а рождается в нем, растет и формируется в течение всей его жизни.

  3. Документ

    Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее роли в жизни человека должно строится

  4. Классный час

    Участившиеся случаи пожаров, зачастую по вине детей, вновь и вновь заставляют нас, работников образования, искать новые методы, формы работы с обучающимися на противопожарную тематику.

  5. Документ

    Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы.

Источник: https://refdb.ru/look/1567311.html

Ссылка на основную публикацию