Николай болконский: характеристика и образ героя в романе л.н. толстого «война и мир»

Образ и характеристика Николая Болконского, «Война и мир»

Меню статьи:

Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы.

Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль.

Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

Семья Николая Болконского

Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

Отношение к дочери

Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. . Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

Отношение к сыну

Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно.

«Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.

И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.

Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.

Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя».

Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.

Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие.

Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

Отзывы о Николае Болконском

На мой взгляд, князь Николай Болконский – хороший человек, который стремится во что бы то ни стало воспитать в дочери замечательные качества и с этой целью использует жесткие методы, хотя в некоторой степени мне жаль Марью.

Бедная девушка терпит от отца притеснения, придирки, но между ними не возникает явных конфликтов, потому что она, любя отца, держит себя в рамках и старается не выплескивать эмоции и обиды наружу.

Именно благодаря таким людям удерживается мир в семьях».

«Герой романа Льва Толстого «Война и мир» князь Николай Андреевич Болконский очень рационально и правильно использует свое время.

Это качество очень ценно, ведь когда человек дорожит каждой минутой, когда он пунктуален и точен, жизнь течет размеренно, и не бывает беспорядка.

Приучать детей к точности, справедливости, порядку, умению контролировать себя – дорогого стоит, даже если для этого используются жесткие методы, как в отношении князя Николая к дочери Марье. Она получила от отца ценные уроки и, несмотря ни на что, благодарна за это».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-nikolaj-bolkonskij.html

Интересные герои в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Главным героем в романе — эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту.

Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности.

Таким образом, народ — это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои.

Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою жену. Изначально его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Когда попадает на войну, отправляется в действующую армию.

Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском и Аустерлицком сражении. На втором сражении был тяжело ранен. И в этот момент именно тогда началось духовное перерождение героя.

Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Андрей Болконский понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности. Все подвиги и слава не имеют значения.

В этом же эпизоде Князь Болконский видит Наполеона и понимает все ничтожество этого человека. Позже в Петербурге происходит вторая встреча с Наташей, в душе князя Болконского появляется надежда на счастье.

Не менее интересный герой романа — эпопеи «Война и мир» Наташа Ростова. Вначале Наташа изображена задорной девочкой. Она все время излучает любовь и нежность к окружающим. Жизнь для нее это нескончаемый праздник. Со временем Наташа становится обаятельной девушкой. На первом в своей жизни балу она боится, что останется без приглашения на вальс.

Но в танце с Андреем Болконском, она испытывает робость, страх и надежду на успех. Она не обращает внимание на мнение других. Наташа хоть и дворянка, но близка к простому народу. Татьяна живет сердцем и эмоциями, а не разумом. Чувства Наташи искренние и показываются во всем: в том, как улыбалась, смотрела, двигалась. Она имеет чистую и красивую душу.

А внезапная заинтересованность Курагиным — из-за одиночества. Она, по-настоящему тосковавшая по Андрею, поэтому и обратила внимание на Курагина, который помогал отвлечься и справиться с временной потерей. Со временем девушка поймет, что Анатолий пустой и бессердечный человек. Героиня мучается от совести за сделанную ошибку.

Но потом, у постели умирающего Андрея Болконского, искупает ее сильной волей и бессонными ночами, ухаживая за ним.

Андрей Болконский и Наташа Ростова обретают смысл жизни в любви друг к другу. Именно она помогла им осмыслить главное в жизни. Поставить верные приоритеты и выбрать правильные ценности жизни.

Главные черты характера Наташи, которые привлекли князя Болконского — это умение дарить радость, наслаждаться этим и желание получить то же самое от всех окружающих. Любовь к Наташе перевернула душу князя Андрея, вернула его к жизни.

Читайте также:  Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения "береза"

К сожалению, Андрей Болконский не смог полностью понять сущность души своей невесты, он лишь почувствовал ее свет, без которого он уже не смог жить.

«Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым».

Однако «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты», в семье Болконских — на уважении и послушании («Я не позволю себе судить его [отца] и не желала бы, чтоб и другие это делали»)!
Марью объединяет с Наташей стремление найти себя в жизни, пытаются оказать помощь всем нуждающимся и осчастливить всех сразу. Обе показывают свою любовь к ближнему. Их главное различие в образе и скале жизни Наташа привыкла к веселью, балам, гостя. Она живет полноценной жизнью. А Марья наоборот живет в имении отца, как в темнице. Жизнь ее однообразна и скучна.

Источник: http://resoch.ru/interesnye-geroi-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Характеристика семьи болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинения по литературе: Характеристика семьи болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Большая часть романа «Война и мир» Л. Н. Толстого посвящена русскому дворянству начала XIX века.

Читателю представлен целый ряд семей, которые, по сути, близки друг другу — в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, посещают гостиную Анны Павловны Шерер, танцуют, развлекаются, ведут светские беседы.

Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза.

Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских — это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким «чистокровным» военным.

Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: «…главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности.

Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту». И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича.

Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому.

Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались…

» Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела.

Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: «Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал».

Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность.

Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

Наверное, было бы неверным считать, что старый князь бесчувственный и жестокосердный, нет, просто он не привык показывать свои чувства, слабости даже родным. Во-первых, он сам так воспитан с детства, а во-вторых, служба в армии преподала ему еще один урок: он увидел, как слабохарактерные люди, обладавшие высокой моралью, проигрывали тем, кто был твердым и целенаправленным.

В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей — Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям.

Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял.

Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном.

В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П.

Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: «…чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу…». Она не красива, но и не дурна — это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина.

У нее одна-единственная подруга — Жюли, да и та лишь по переписке.

Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая. Почему же эта героиня так одержима верой, почему принимает у себя нищих, странников? Быть может, она просто не находит в жизни такого человека, который способен понять ее, посоветовать что-то дельное… Мне кажется, что именно от одиночества она обращается к Богу.

Странники же, в ее представлении, приближаются к образу Христа. Порой кажется, что княжне Марье эти чужие люди ближе, чем отец и брат. Андрей Николаевич Болконский — сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях.

Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея — маленькая княжна Лиза.

Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость? Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире.

С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Казалось бы, Наташа — это тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, однако мы не видим, чтобы этот герой открыл душу своей любимой. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим.

Живет внутренней жизнью. Таким образом, старинный дворянский род Болконских хранит свои традиции и передает их новому поколению.

Источник: http://historylib.net/xarakteristika-semi-bolkonskix-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Образ и характер характеристика Николая Болконского по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Одним из образов романа “Война и мир” Л. Н. Толстого, вызывающим симпатию автора, является образ Николая Андреевича Болконского. Это генерал-аншеф, князь, отправленный в отставку во время царствования Павла I, сосланный в свою деревню Лысые Горы и проживавший там безвыездно. Прототипом образа Николая Андреевича был дед Толстого по матери, князь Н. С.

Волконский, к которому автор испытывал глубокое уважение.

К своему герою писатель тоже относится с теплотой. Он рисует человека с тяжелым характером, но умного, умеющего глубоко чувствовать. Он и детей – княжну Марью и князя Андрея – воспитывает в соответствии со своими моральными принципами.

Князь Болконский живет в деревне, но ему некогда скучать – он слишком бережно относится к своему времени, не вынося безделья и праздности. Он прежде всего ценит порядок во всем. Все его дни заняты занятиями с Марьей, работой в саду, написанием мемуаров.

Николай Андреевич любит своих детей, но в силу своей сдержанности, не показывает этого. Наоборот, он излишне придирается к княжне Марье, но только потому, что не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, которые интересуются лишь интригами да сплетнями.

По отношению к детям князь Болконский суров, ценя свою фамильную честь, он говорит сыну: “Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. г. цыплакова "мороз и солнце"

сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!” Отправляя князя Андрея на войну, он не обнимает сына, не говорит напутственных слов, лишь молча глядит на него. “Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета”. За этой сердитостью скрывается глубокое чувство любви к сыну и тревоги за него.

После того, как за Андреем закрылась дверь, “из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания”.

И в этих звуках мы слышим всю гамму невысказанных чувств старого князя, которые он испытывает по отношению к сыну, но которые считает лишним произносить вслух.

Внешняя характеристика персонажа проста. Николай Андреевич “ходил по-старинному, в кафтане и пудре”, герой отличается невысоким ростом, “в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз”.

Характер героя отличается требовательностью и резкостью, но справедливостью и принципиальностью. Князь Болконский умен, горд и сдержан. Интересуют старого князя и политические, и военные события, происходящие в стране.

Князь, как глава поколения Болконских, описанных в романе, сам обладает чувством долга и патриотизма, порядочностью, благородством и воспитывает эти качества в своих детях. Семья Болконских имеет резкие отличия по сравнению с другими семьями высшего света. Для Болконских характерны трудолюбие и жажда деятельности.

Старый князь твердо уверен в том, что “…только две добродетели – деятельность и ум” являются главными в мире. И в своей дочери княжне Марье он желает воспитать эти добродетели, поэтому и обучает ее математике и другим наукам.

Во время похода французов на Москву князь Болконский исполняет должность главнокомандующего ополчения. Николай Андреевич не смеет отказаться от этой должности, поскольку руководствуется чувством патриотизма, долга и любви к Родине.

Продолжая характеристику героя, нельзя не сказать о еще одной положительной черте всей семьи Болконских и Николая Андреевича в частности. Это близость к народу, желание вникнуть в его проблемы и понимание их. Старый князь заботливо относится к своему хозяйству, не притесняя крестьян.

Образ Николая Андреевича Болконского описан автором как воплощение всего поколения русских патриотов, высоконравственных людей. Но это не уходящее поколение. Подобным отцу был его сын – Андрей Николаевич. Такие люди будут всегда в авангарде русского народа, пока живы их потомки. Об этом свидетельствует еще один маленький герой романа – Николенька Болконский.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-nikolaya-bolkonskogo-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Болконские в романе л. н. толстого «война и мир»

Время действия романа Толстого «Война и мир» – одна из самых значительных эпох в истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно, она поднята до уровня общечеловеческого значения. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество.

Толстой воспроизводит его облик и историческое развитие на протяжении жизни трех поколений. Воссоздавая без прикрас «дней Александровых прекрасное начало», Толстой не мог не затронуть предшествующей екатерининской эпохи. Эти две эпохи представлены двумя поколениями людей.

Это старики: князь Николай Болконский и граф Кирилл Безухов и их дети, которые являются продолжателями отцов. Взаимоотношения между поколениями – это прежде всего семейные отношения. Ведь в семье, по мнению Толстого, закладываются духовные начала личности и нравственные моральные понятия.

Рассмотрим сына и отца Болконских, их взаимоотношения друг с другом.

Князь Николай Андреевич – представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, вызывая, однако, почтение, которым по праву пользуется ее представитель – старик Болконский – у соседских помещиков. Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому

поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами.

Уже то, что при Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям. В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери – боевого генерала.

С именем этого человека связана семейная легенда: гордец и атеист, он отказался жениться на любовнице царя, за что был сослан сначала в далекий северный Трумант, а затем в свое имение под Тулой. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед отечеством.

Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек и карьеристов, таких как Курагин.

Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека. Старик Болконский, правда, ценит и любит графа Кирилла Безухова. Безухов был фаворитом Екатерины, некогда слыл красавцем и пользовался успехом у женщин. Но первоначальная философия наслаждения жизнью графа Кирилла с годами претерпела изменения, может, поэтому теперь он стал ближе и понятнее старику Болконскому.

У Андрея много общего во внешности и во взглядах с отцом, хотя в том, что касается последних, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят как отечеству, так и другим людям.

В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта. Сына и дочь он воспитал в строгости и привык распоряжаться их жизнью. Старый Болконский не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой.

Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие».

У Андрея было много утонченности, стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский. Но если с Андреем он все-таки считался, даже потом прислушивался к его мнению, то его отношения с дочерью были гораздо более сложными.

Безумно любя Марью, он предъявлял непомерные требования к ее образованию, характеру, талантам. Он вмешивается и в личную жизнь дочери, вернее совсем лишает ее права на эту жизнь. Из-за своих эгоистических побуждений он не хочет выдавать дочь замуж. И все же, в конце жизни старый князь пересматривает свое отношение к детям.

Он с большим уважением относится к взглядам сына, по-новому смотрит на дочь. Если раньше религиозность Марьи была предметом насмешек со стороны отца, то перед смертью он признает ее правоту, Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно – у сына.

Старик Болконский верил в прогресс и будущее величие родины, поэтому служил ей всеми силами. Даже будучи больным, он не выбрал позицию стороннего наблюдателя в войне 1812 года. Князь Николай Болконский создал свой отряд ополчения из крестьян-добровольцев.

Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти.

Читайте также:  Природа, растения и животные пермского края

Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона.

Если в начале романа он воспринимает Наполеона, как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая

его отца, перерастает у князя Андрея в идеи служения миру, единения всех людей, идеи всеобщей любви и единения человека с при родой.

Андрей начинает понимать те христ анские мотивы, которыми руководствовались в жизни его сестра и которые он не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает вой ну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую.

Война – это убийство, а убийстве несовместимо с человеческой природой. Может быть, поэтому князь Андрей погибает не успев сделать ни одного выстрела.

Надо вспомнить еще одну черту сходства обоих Болконских. Оба они всесторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Поэтому, при всей их внешней строгости, они гуманно относятся к своим крестьянам.

Крестьяне Болконских зажиточны, князь Николай Андреевич всегда в первую очередь учитывает нужды мужиков. Он заботится о них и при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Это отношение к крестьянам перенял у отца и князь Андрей.

Вспомним, что он, возвратившись после Аустерлица домой и занявшись хозяйством, многое делает для улучшения жизни своих крепостных.

В конце романа мы, видим еще одного Болконского. Это Николинька Болконский – сын Андрея. Мальчик почти не знал своего отца. Когда сын был маленький, Андрей сначала воевал в двух войнах, затем надолго задержался за границей из-за болезни.

Умер Болконский, когда сыну исполнилось 14 лет. Но Толстой делает Николиньку Болконского преемником и продолжателем идей своего отца.

Уже после смерти князя Андрея младшему Болконскому снится сон, в котором отец приходит к нему, и мальчик дает себе клятву жить так, чтобы его «все узнали, все полюбили, все восхитились» им.

Таким образом, в романе Толстой представил нам несколько поколений Болконских. Сначала боевого генерала – деда старого князя Николая. Мы не встречаем его на страницах «Войны и мира», но о нем упоминается в романе.

Затем старого князя Николая Болконского, которого Толстой описал очень полно. Представителем молодого поколения показан Андрей Болконский, один из любимых героев Толстого. И наконец, его сын Николинька.

Именно ему предстоит не только сохранять традиции семьи, но и продолжать их.

Источник: http://www.slavkrug.org/bolkonskie-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Величайшее произведение русского писателя — роман Л. Н.

Толстого “Война и мир” — освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны.

Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев.

Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде.

При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.

    Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград.

Князь Андрей по своей натуре — патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.     Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа.

Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины.

Один из них — князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”.     Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” — не остановили Болконского. “От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, — отвечал он.

    Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена.

Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, — говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “…

в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни.

Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.

    После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей — очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей — разумом.

    И вновь Андрея постигает глубокое разочарование. В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий — циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя — Анатоля.

    Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию — в армию. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “… весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”.

    Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы.

И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей.

Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире.

Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/4949-obraz-andreya-bolkonskogo-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию