Народы казахстана: культура, традиции и обычаи

Традиции и обычаи казахского народа

Культура каждого народа содержит свои традиции, обычаи и обряды, переходящие от одного поколения к другому.

Традиции и обычаи казахского народа создавались в течение нескольких столетий. Они гармонично переплетаются друг с другом, охватывая самые разные моменты жизни казахов.

Обычаи, относящиеся к рождению ребенка

Их в казахской семье существует очень много. В традициях для детей заложены старинные верования национальности и опыт, приобретенный в течение нескольких веков.

Рождение ребенка — это радостное событие для любой семьи. Если в семье нет детей, то нет и счастья.

Казахи верили, что наибольшая опасность поджидает ребенка в первые 40 дней его жизни. В эти дни его нужно тщательно оберегать от нечисти, которая способна заменить дитя. Злая сила, по казахскому поверью, не переносит зажженного огня и дневного света, именно поэтому 40 ночей возле колыбели ребенка должен гореть свет.

До 5-6 летнего возраста девочек и мальчиков воспитывают одинаково, поэтому и в одежде для младенцев нет никаких отличий по полу. Даже обереги, которые пришиваются на нее, одинаковы и для мальчишек, и для девчушек. По обряду рождение ребенка отмечается в первый день, когда молодежь без приглашения приходит на шилдехана (праздник в честь новорожденного).

Через 40 дней проводится традиция колжа (угощение для матери). В это же время производился еще один ритуал — вывод ребенка из 40 дней, особенностью которого являлся его срок.

Ребенка окунали в соленую воду, а после купания выливали на него 40 ложек ритуальной воды. Для парнишек — днем раньше, чтобы рос сильным и смелым; для девочек — днем позже, чтобы росла прилежной и послушной.

В этот же день ребенку впервые состригали ногти и волосы.

Самым интересным казахским детским обрядом являлся тусау кесу, что означает «разрезание пут». Ноги ребенка, который только начинает ходить, перевязывались черно-белой пряжей из шерсти.

Право перерезать веревочку давалось энергичной и многодетной женщине. Разрезая шнур, она как бы передавала свои лучшие черты характера. Потом шнур сжигался.

Обряд символизирует открытие новой жизни, а цвет пряжи — ее непостоянство.

Обряды, относящиеся к воспитанию ребенка

У казахов есть немало обрядов по воспитанию детей. После проведения праздника, посвященного 40 дням жизни ребенка, младенца проносили под стременем коня уважаемого и достойного человека. В конце обряда хозяин коня благословлял ребенка.

Ребенок вырастал, и ему сообщали, под стременем кого он был пронесен. Это способствовало воспитанию у детей сознательности и ответственности, они остерегались совершать плохие поступки.

Если вместе с рождением ребенка появлялся на свет жеребенок или верблюжонок, его дарили младенцу. За этим животным был особый уход, его берегли, он не подлежал продаже. Еще совсем маленьким ребенок помогал ухаживать за своим животным, учился заботиться о нем и ценить его.

Казахи, ведущие в прошлом кочевую жизнь, учили своих детей ездить верхом с раннего детства. В связи с этим у казахов есть немало обрядов с участием лошади. Например, первое сажание в седло.

Ребенка сажали на скакуна в детское седло специальной конструкции, оно было безопасным, так как полностью исключало падение с лошади. В честь новоявленного наездника устраивался праздник.

В первые дни и годы жизни за ребенком ухаживала мать: она кормила его, прививала навыки гигиены. Настоящее воспитание ребенка начиналось с 5-6 лет. В этом возрасте его начинали приучать к домашним делам. Мальчики оказывали помощь мужчинам, заботясь о домашних животных. Девочки помогали матери, занимаясь женскими делами.

В возрасте 3, 5 или 7 лет мальчику делали обрезание крайней плоти (сундет). Сундет — главный религиозный казахский обряд, пришедший к ним из арабских стран.

По этому поводу родителями мальчика устраивался большой праздник. На нем проводились скачки на лошадях и различные игры. Родственники поздравляли мальчика и дарили ему подарки.

После этого ритуала мальчик становился членом религиозной общины и переходил в следующую возрастную группу.

До 7-8 лет девчушкам стригли волосы, брили их наголо, но с этого момента они начинали отращивать косы. Примерно с этого времени начиналось разнополое воспитание детей.

Свадебные обряды и традиции

Свадьба казахов — одна из самых лучших и красивых традиций, она является также главной в их жизни. По традиции казахов, запрещается вступать в брак, если молодые из одного рода и являются родственниками меньше, чем в 7-м колене. Эти запреты предупреждают кровные смешения, способствуют рождению здоровых детей и невымиранию нации.

Родители начинали искать невесту своему сыну задолго до его совершеннолетия. Выбиралась подходящая семья, узнавали, нет ли в ней наследственных болезней. Для достижения брачного соглашения отец жениха приезжал к родителям невесты. Можно было доверить это важное поручение и близкому другу.

Но вот соглашение о браке достигнуто, назначается день преподнесения стороной жениха обязательного киита (одежды, скота или украшения) отцу невесты. Родители невесты, приготовив в этот день угощение, зовут в гости всех родственников.

В ходе проведения пира решаются все вопросы, касающиеся будущей свадьбы. Перед отъездом гостей родственники со стороны невесты одаривают их взаимными подарками. Каково материальное положение семьи, таковы и подарки. На этом первый этап свадебного обряда заканчивается. Наступает новая фаза отношений между будущими родственниками.

По традиции жених должен выплатить семье невесты калым. Его размеры определяются исходя из материального положения семьи жениха. Для богатых семей калым составлял табун лошадей в 77 голов, для средних семей — 47 голов, для небогатых — 17. Семья, не имеющая такое количество лошадей, калым выплачивала другими домашними животными.

День свадьбы определялся лишь в том случае, когда был отдан почти весь калым. Родители жениха проводили жертыс-той, приглашенные на него родственники и друзья привозили дорогие подарки, дополняя ими недостающую часть, предназначенную для невесты. Взаимопомощь и взаимовыручка — основные черты казахского народа.

Проведя обряд, родители жениха сообщали стороне невесты о приготовленных свадебных подарках. Семья невесты намечала день приема гостей, и жених вместе с родственниками отправлялся к невесте. Ему запрещалось входить в ее жилище вместе со своими родителями.

Он, спешившись с коня, отступал в сторону, не добравшись до юрты невесты 300-500 м.

Пока родители невесты встречали родственников жениха и гостей, подружки невесты и женщины помоложе отправлялись встречать жениха.

У дверей теща, встречающая будущего зятя, осыпала его конфетами и сладостями, беря их из большой чашки. Молодежь и дети наперебой собирали пищу с земли.

Обычай имеет у казахов название шашу, он показывает, что родители невесты от всей души желают жениху благополучия и счастья.

Звучит домбра, танцы сменяются песнями, пир, затеянный в честь жениха, в полном разгаре. Но жених и невеста не имеют права разговаривать, они только обмениваются взглядами. На следующий день 2-3 выбранные молодые женщины оценивают свадебные подарки. Кроме того, подарок должен получить каждый родственник со стороны невесты и особый выкуп дается ее матери, обычно это бараны для свадьбы.

После оценивания подарков на свадьбу определяется день ее проведения. Обычно ее проводят через 15-30 дней. Казахский свадебный обряд не освещается муллой. Достаточно исполнения всеми присутствующими свадебной песни аужар. Первый день свадьбы отмечался в доме жениха без невесты. Праздничный пир давали в честь старейшего члена рода, дающего напутствие молодому джигиту.

На второй день едут за невестой, перед ее отъездом в дом жениха готовится угощение для всех соседских джигитов и девушек. На пире певцы поют для невесты утешительные песни. Лицо невесты при подъезде к дому жениха закрыто вуалью.

Родители жениха при встрече посыпают ее сладостями. Войдя в юрту, молодые в первую очередь кланялись старшему поколению и присутствующим гостям. Певец начинал петь песню в честь невесты и постепенно убирал покрывало с ее лица.

В песне перечислялись и обязанности будущей жены.

Свадебный обряд сопровождался как традиционными песнями, так и скачками, различными соревнованиями по верховой езде, пиршеством. Свадьба заканчивалась, и молодые начинали вести самостоятельное хозяйство или вместе с родителями мужа.

Казахские праздники

Наурыз. Дата празднования — день весеннего равноденствия. Этот «новогодний» праздник посвящен весне. У казахов существует поверье: Наурыз отпразднован щедро — год пройдет благополучно. Перед праздником в жилищах наводился порядок, возвращались долги, забывались ссоры.

В ночь перед праздником все емкости наполнялись молоком, зерном, чистой колодезной водой как символ пожелания изобилия молока, богатого урожая и своевременного дождя. В этот день все относились друг к другу доброжелательно, при встрече обнимались, желали счастья, чтобы беды и невзгоды обошли стороной.

Праздник Наурыза открывала встреча рассвета. Во время встречи рассвета, все, от мала до велика, вооружившись лопатами и кетменями, расчищали родник или арык. Потом все вместе под командованием почтенных старцев садили деревья.

После выполнения ритуальных мероприятий наставало время для праздничного представления. Казахи веселились, пели песни, написанные для этого праздника, состязались в скороговорках, отгадывали загадки.

Всюду слышались поздравления друг другу с наступлением Нового года. Проходили традиционные скачки, устраивались спортивные соревнования, проводились массовые игры.

Праздник прекращался с заходом солнца. В конце его празднования разжигался костер. От него зажигались факелы, и люди совершали обход всех окрестностей селения. На этом праздник заканчивался.

Рази-айт, или Праздник разговения. Его празднование проходит 1-2 числа месяца Шавваль. Это религиозный праздник, он проводится в честь окончания поста предыдущего месяца.

Начинается день с общей молитвы, затем идет праздничная трапеза раздают милостыни бедным людям. Казахи, сев на коней верхом, объезжают для приветствия всех родственников.

Праздник не обходится без национальных увеселительных игр и мероприятий.

Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения

Отмечается на 71 день после праздника разговения. Он считается у мусульман главным. Продолжительность праздника 2-3 дня.

Обряд имеет историческую основу. Много лет назад жителю Северной Аравии, который носил имя Ибрахим, приснился сон: к нему явился Аллах и повелел для испытания его веры незаметно подняться высоко в горы и отдать в жертву Аллаху своего любимого сына Исмаила.

Но когда Ибрахим, взобравшись на гору, хотел лишить жизни мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, отправил в качестве искупительной жертвы ягненка. Вот почему в этот день во время праздника все мусульмане приносят в жертву овец и ягнят.

Часть мяса используется семьей для праздничной трапезы, остальное раздается бедным. Перед жертвоприношением все собираются в храме на общую молитву, которая является обязательным ритуалом праздника.

В этот день в любом доме готовят трапезу, все принимают поздравления друг от друга. Проводится обязательное традиционное состязание кокпар (конные скачки с борьбой за тушу козла).

Это связано с изменением ритма и уклада их жизни. Современные казахские женщины не хотят посвящать свою жизнь лишь домашнему хозяйству и воспитанию детей. Они стремятся быть наравне с мужчинами.

И наоборот, происходит возрождение некоторых обрядов, это касается детских и свадебных обычаев.

Стало популярным проводить казахскую свадьбу с соблюдением всех этапов свадебной церемонии.

Источник: http://GidPoLetu.ru/chto-posmotret/tradicii-i-obychai-kazaxskogo-naroda.html

Культура Казахстана

Культура КазахстанаОцените материал

Географическое положение, многовековая история и культура Казахстана повлияли на многообразие и уникальность наследия страны.

Одно из уникальных изобретений Евразийского кочевого народа дошедших до наших дней это юрта.

По традиции казахского народа, прибывшего гостя встречают в юрте за накрытым столом с изысканными национальными блюдами и напитками.

Прекрасное оформление предметов быта и обихода, украшенные изделии из металла, дерева и кости говорят о неповторимости культуры казахского народа. Тюркский народ издавна считался искусным народом в применении и изготовлении войлока.

Отдельного внимания заслуживают изделия из благородного белого серебра отражающие свою красоту в оригинальных ювелирных изделиях, увидев их, несомненно, возникнет желание приобрести.

Культура Казахстана славится во всем мире и архитектурными достопримечательностями.

Читайте также:  Природа, растения и животные австралии

Религия Казахстана

По числу приверженцев религиями, преобладающими являются ислам(72%) и христианство(26%). Доминирующая религия Казахстана влияет на все сферы жизнедеятельности народа. В целях предотвращения межэтнических конфликтов, в Казахстане официально запрещено создавать религиозные политические движения.

Экономика Казахстана

География Казахстана определила развитие и многообразие отраслей промышленности: пищевая, легкая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая.

По объему запасов горных руд государство Казахстан занимает 1-ое место среди стран СНГ по свинцу и хромовым рудам, 2-ое по наличию запаса серебра, нефти, меди, марганца, никеля, цинка, и фосфорного сырья, 3-ье место по запасам угля, газа и серебра.

Экономика Казахстана, имея быстрый темп развития, положительно сказывается и на развитии туристической индустрии: увеличение числа курортов и туристов, посещающих страну.

Наука Казахстана

Во временной период 1991-2001 гг. наука Казахстана достигла высоких результатов, некоторые даже имеют мировой уровень.

Искусство Казахстана

Во второй половине 1920 года возрождается казахская национальная живопись и профессиональное искусство Казахстана. В 1926 году состоялось открытие первого театра в городе Кзыл-Орде. Позже появилось еще несколько театров, действующие и по сей день: Театр кукол, Театр оперы и балет, и Русский драматический театр.

Кухня Казахстана

Кочевой образ жизни народа сыграл немаловажную роль в технологии приготовления национальных блюд: еда не теряет качества относительно долгое время. Кухня Казахстана сочетает в себе как мясные, так и кисломолочные яства.

Из мясных блюд широкую известность во всем мире приобрела казы (колбаса из конского мяса и жира). Казахский бешбармак так же является основным блюдом стола.

Попробовав эти национальные блюда на их родной земле, вы навсегда запомните этот изящный и неповторимый вкус.

Обычаи и традиции Казахстана

Большое значение в формировании и разнообразии культуры Казахстана сыграл ее многонациональный состав проживающего здесь населения. Культура отражает их своеобразие и уникальность Неотъемлемой частью культуры является обычаи и традиции Казахстана.

Одним из главных праздников, отмечающийся в Центральной Азии – это Наурыз, и Казахстан не стал исключением. Наурыз мейраме символизирует приход весны и начало Нового года.

Пришедших на праздник гостей встречают в разукрашенных праздничных юртах и угощают самой вкусной едой.

Спорт Казахстана

Тяжелая атлетика, бокс, футбол, различные виды борьбы и хоккей являются основными видами спорта в республике. Спорт Казахстана популярен во всем мире альпинизмом. Спортивная школа альпинизма была известна еще в годы СССР, и настоящее время остается ведущей в СНГ.

  • Карта Чад
  • География Эритреи
  • Культура Эритреи
  • Туризм Эритреи
  • География ЦАР

Наверх

Источник: https://travel247.ru/country/asia/kazakhstan/515-kultura-kazakhstana

Традиции и обычаи казахского народа

Культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Бережное отношение к традициям и неуклонное следование им является достойным примером для подражания. Всеми этими положительными качествами наделен казахский народ, который строго придерживается национальных традиций.

Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались столетиями, еще с времен возникновения казахского ханства. Некоторые казахские традиции и обряды за такой долгий период времени немного трансформировались под современные и слегка претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной.

Традиции в казахской семье

Самым основным в жизни каждого казаха является его семья. Каждый уважающий себя человек с детства знает свой род до седьмого колена во всех подробностях. Уважение к старшим людям прививается малышу еще с пеленок – тут недопустимым считается вести спор со старшим человеком, и тем более повысить на него голос.

Не так давно родители сами выбирали своим детям подходящую партию, и считалось грехом нарушение их воли.

Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей.

Обычай давать калым за невесту остался, также как и то, что невеста должна иметь приданное, но несколько видоизменился – ведь не у многих сейчас в запасе имеется табун лошадей и отара овец.

Раньше, на протяжении длительного времени, невестка в семье не имела никакого права голоса и была практически служанкой своего мужа и его родителей. Сейчас положение очень изменилось. В семье между невесткой и свекрами царит дружественная атмосфера, а свекровь не считает зазорным исполнять все домашние обязанности наравне с ней.

С рождением ребенка молодая мать обретает новый статус. По обычаю первой увидеть и поздравить роженицу может только ее мать. Как и у некоторых славянских народов у казахов тоже есть поверье, что младенец уязвим в первые сорок дней после рождения. В это время посещать молодую маму не разрешается.

Многие традиции, связанные с маленькими детьми, перекликаются с нашими – нельзя качать пустую колыбельку, нельзя открыто восхищаться младенцем. Детей разного пола до пятилетнего возраста растят вместе, а после воспитанием мальчика занимаются мужчины, а девочкой женщины.

Казахские семейные традиции чтятся очень строго.

Казахские праздники и традиции

Наурыз – самый любимый и ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего равноденствия. Люди одевают национальные одежды и ходят с дарами и подношениями друг к другу в гости. Народные гуляния в этот день повсюду.

Еще один интересный обычай – дастархан, символизирующий гостеприимство. Эта казахская народная традиция известна далеко за пределами страны. В любое время дня и ночи, если в дом постучался человек и попросил помощи, пищи или ночлега, ему не могут отказать. При этом никто не задает лишних вопросов, не расспрашивает гостя о его проблемах.

Дастархан устраиваетсяи по праздникам. Тогда от угощений ломятся столы, а гостям предлагаются самые лучшие блюда. Почетный гость традиционно получает баранью голову, приготовленную определенным образом. Гость делит ее между участниками пиршества в соответствии с рангом каждого.

К традициям и обрядам казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития. По-особому заваренный чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким столиком. Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю или члену семьи. Традиции казахов – это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год.

Источник: https://womanadvice.ru/tradicii-i-obychai-kazahskogo-naroda

Особенности и традиции

Казахстан – необычная страна с особой, самобытной культурой, которая формировалась на основе древних традиций, обычаев и обрядов, и постепенно стала принимать в себя ряд форм западной культуры.

К одной из главных особенностей казахского национального характера относится крайняя гостеприимность, и это не просто слова. Любой хозяин считает себя обязанным принимать любого гостя, даже неожиданного, как величайшую радость, подаренную дому богом.

Это закон, который никто не осмеливается нарушать. Гостя положено накормить самой вкусной едой, какая только есть в доме, и сделать всё, чтобы он чувствовал себя в безопасности и комфорте.

Недаром в Казахстане существует обычай дарить гостю любую понравившуюся ему вещь.

Важное место в воспитании юного казаха занимает обучение его принципам уважения и почтения к своему роду, своим предкам и просто к старшим.

Показательно, что практически каждая казахская семья очень дорожит генеалогическими записями о своём родословном древе, которое зачастую охватывает не менее 30 поколений.

Положено бережно хранить семейные реликвии, предметы, принадлежащие предкам (такие, как одежда, сёдла, украшения).

Чаще всего казахи не проявляют агрессии, их главными ориентирами являются мир и терпимость. Возможно, именно этой национальной особенностью объясняется отсутствие в казахской истории существенных столкновений на национальной или религиозной почве.

Жители Казахстана уделяют большое внимание взаимоотношениям с окружающими их людьми, не испытывают стремления к индивидуализму. Например, положено приглашать новых соседей в гости, чтобы установить хорошие отношения.

Мнение других людей имеет значение для казаха. И особенно внимательными к народной точке зрения должны быть те, кто занимает руководящие позиции в обществе.

Любой руководитель в первую очередь должен думать о благополучии своих подчинённых, уважать их.

Население

В общей сложности численность населения Казахстана приближается к 16,5 млн. человек. Среди них выделяют представителей порядка 30 различных национальных групп.

Самой многочисленной в стране национальностью являются казахи (их около 60 %), на втором месте русские (порядка 25 % населения).

При этом почти сплошь русское население проживает в Северном Казахстане (Кустанай, Петропавловск, Павлодар), а вот в таких городах, как Чимкент, Тараз, Кзыл-Орда, Туркестан живут сплошь этнические казахи.

Намного меньше в стране украинцев (4 %), узбеков (3 % населения), немцев (3 %). Оставшаяся часть состоит из уйгуров, белорусов, татар и других народов.

Язык

Государственным языком республики Казахстан является казахский язык. При этом, за редкими исключениями, практически каждый житель страны понимает устную русскую речь, а также умеет писать и читать по-русски.

Больше всего русский язык распространён в тех районах, где и преобладающее население русское. На русском же языке ведётся общение в политической сфере, хотя в официальном делопроизводстве постепенно начинается переход на казахский.

Религия

Преобладающее большинство населения Казахстана исповедует ислам, мусульман-суннитов в стране около 70 %. Довольно много в стране представителей православного христианства (примерно 26 % жителей). Оставшаяся часть населения Казахстана либо придерживается других вероисповеданий, либо предпочитает атеистические представления.

Самым «исламским» регионом Казахстана являются южные районы, где наиболее сильны традиции и консервативные принципы.

Здесь же началась организация радикальных исламских движений типа «Хизбут Тахрир» или «Исламской партии восточного Туркестана», которые объявлены властью незаконными, т.к.

в Казахстане по закону запрещается существование политических движений, основанных на религиозных убеждениях.

Правила поведения

В Казахстане существует довольно много правил поведения (в целом они называются «адет»), которые стоит помнить туристу, чтобы не ударить в грязь лицом при общении с местным населением.

Казахи очень внимательны к открывающему любое общение приветствию. Гость, приехавший из долгой поездки, должен поприветствовать аксакалов и других уважаемых людей данного поселения. Плохим тоном считается, заходя в помещение, здороваться только со знакомым человеком, а всех прочих игнорировать.

Само казахское приветствие производится рукопожатием двумя руками. На востоке страны кое-где положено здороваться только правой рукой, при этом левая прижимается к груди. Но больше распространено при встрече объятие, сопровождающееся прижиманием грудью друг к другу. Женщина обычно не здоровается с мужчиной за руку, максимум слегка касается его гостью руки.

Очень большое число правил связано с пребыванием в гостях и трапезой. Заходя в казахский дом, нужно разуться сразу в прихожей и убрать обувь куда-нибудь в сторону.

Стоит помнить, что, заходя даже ненадолго в дом казаха, нельзя отказываться от хотя бы минимальной еды. При этом гость должен присесть, есть стоя считается неуважением к дому.

Если вы едите угощение в чужом доме, нельзя делать это с мрачным лицом, такой вид может быть расценен как недовольство пищей или самими хозяевами.

На казахский этикет большое влияние оказывают принципы старшинства. Например, младшему нельзя пересекать дорогу старшему. Именно аксакалы определяют посадку гостей за столом, порядок произнесения тостов, распределение блюд и др.

Более молодые за столом (дастарханом) никогда не сидят выше стариков, только если у них есть особые заслуги. Самый уважаемый и старый человек садится во главе стола (такое место называется «тор»).

Старших людей также нельзя перебивать, а на все вопросы давать спокойные, чинные ответы.

При зевке тыльная сторона ладони должна прикрывать рот. Грязная одежда, как и голый торс не одобряются при застолье.  Муж и жена не должны сидеть за столом порознь. Уезжая, нужно попрощаться не только с хозяевами, но и с соседями. 

Читайте также:  Природа, растения и животные хабаровского края

Национальные праздники Казахстана

1-2 января — Новый год;

 7 января – Рождество;

 8 марта — Международный женский день;

 16 марта — День Республиканской гвардии;

 22 марта — Наурыз-мейрамы;

 1 мая — Праздник единства народа Казахстана;

 7 мая — День защитника Отечества;

 9 мая — День Победы;

 31 мая — День памяти жертв политических репрессий;

 6 июля — День столицы;

 30 августа — День Конституции;

 25 октября — День республики;

 ноябрь-январь — Курбан-мейрамы (Курбан-байрам);

  16 декабря — День независимости.

Источник: https://www.vipgeo.ru/countries/kazakhstan_tradicii.html

Традиции и обычаи в казахской культуре

Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравствен­ных ценностей казахской культуры.

В истории любого народа осмысление прошлого заклады­вается основа и перспективы развития буду­щего. Как отмечает президент Н.А. Назарбаев «… Казахи — наследники великих цивилизаций -сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами.

И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [1].

Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но, несмотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока.

В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характери­зующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность.

Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятель­ности каждого народа.

Со времени возникно­вения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к от­дельному человеку систематически переда­вались знания, трудовые навыки, нормы пове­дения, материальные или духовные ценности.

Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.

Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.

Например, на шильдехане — празд­нестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека.

Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное имя для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу -укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья; тусау кесу — первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать.

В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.

Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той — праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.

Игры и праздники во все времена имели огромное  общественное значение. Возникно­вение их относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последова­тельно сменявшихся форм, соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа.

Игры и развлечения выполняли такие функции, как воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др. Широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельностью общества.

Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и др. Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию, входящих в систему поминальных и погребаль­ных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первона­чальную суть, развиваясь и перерождаясь.

Примером может служить аламан байга, кокпар. Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. Самым боль­шим праздником, по сведениям исследователей, считались поминки с конскими скачками.

Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов.

При этом ежедневно проводи­лись какие-нибудь игры, состязания, и заключи­тельный день завершался грандиозной скачкой, которая и составляла славу поминок. Среди семейно-родовых торжеств не менее значи­тельным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением.

Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными.

Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости.

Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), тор­жество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той). Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шильдекана связывали с поверьем, «согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их«.

Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней. Аламан байга — скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время.

Аламан байга является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрики­вали родовые кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.

Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байга).

Жарга дарыс — состязание на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади раннего возраста, если у них имелись задатки. Этим занимались спе­циальные мастера (жоргашы).

Сайыс — едино­борство всадников на пиках, представляет собой старинную военизированную игру, устраивае­мую только на особо крупных торжествах. Бойцы для поединка выставлялись из различных родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана.

Участники снаряжались необходи­мой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка — выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство. Аударыспак -борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла.

Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владе­нием конем. Обычно такие мастера выстав­лялись на состязаниях от целого аула и рода. Происхождение кокпара имеет несколько истоков:

1)  участники  игры  изображают хищных степных волков, нападающих на стада;

2)     возможно, что таким образом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали от плена раненого батыра;

3)     связана с борьбой фратрий за тушу тотемного животного.

Жамбы ату — стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Его происхождение связано с военно-прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в.

Кумыс алу, один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и отважного управления конем.

Смысл игры состоит в том, чтобы всадник на полном скаку должен поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом интервале. Боль­шой популярностью в народе пользовались борьба (казакша курес), разновидность которой встречались и у других народов Средней Азии.

Казакша курес проводился на всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.

Кыз куу (догони девушку) -конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т. ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней.

В видоизмененной форме дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадьбы и иных торжеств. Игра проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный поворотный столб или мету.

По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит — догнать ее. Если джигит догонял ее до линии поворота, то, как победитель имел право обнять и поцеловать девушку.

Если же он не догонял девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила ему многочисленные удары плетью. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось долгое время, чтобы забыли о ней.

Алты бакан (буквально «шесть столбов») -казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время.

Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую­ нибудь веселую песню, остальные подхваты­вали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга. Ак суек (белая кость) — развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры.

Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ак суек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстро добраться до исходной позиции.

Читайте также:  Н.а. некрасов "в дороге": анализ стихотворения

Если он благополучно добежит до места, то представители побежден­ной команды в качестве компенсации развле­кают победителей, чаще всего песней. Наряду с молодежными играми широко были распро­странены и детские игры. Самые любимые из них — альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана.

В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы. Среди игр интеллектуальных любимой был тогыз кумалак — настольная игра. Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9.

Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.

Игра называется тогыз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. Одним из древнейших развлечением казахов была охота, в особенности, охота с ловчими птицами, слу­жившая подспорьем в скотоводческом хозяй­стве. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи.

Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Секреты дрессировки династии охотников-беркутчи передавали из поколения в поколение.

Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки — степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов. На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь — соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.

Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает Наурыз.

Современное казахское название Нового года — Наурыз пришло из персидского языка: нау — новый, руз — день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны — днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ.

Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике зарождения жизни. Главное ритуальное блюдо древнего праздника — наурыз коже.

Наурыз коже включает в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.

Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо, причем обязательно коп­чености составляющие прошлогодние запасы.

Весной люди спешат обновиться физически и духовно — освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, пригла­шают гостей, одаривают родных. В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в доме. Тысячи людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в национальных видах спорта — казакша курес, тогыз кумалак, скачках и играх на конях — кыз куу, байга.

Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие» [2]. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ — один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.

Литература

  1. Назарбаев Н. А. В потоке истории. — Алматы: 1999, с.23.
  2. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. — Алматы, 1993. — С. 5
  3. Мырзаханұлы Ж.. Қазац ұлты. — Алматы, 1989.­139 б.
  4. Қазац халцыныц дэстүрлі мэдениеті. Ғылыми мацалалар жинағы. — Алматы, 2004.
  5. Орынбеков М. С. Ежелгі цазацтардыц дүниетанымы. — Алматы, 1994. — 56 б.

Фамилия автора: Г.К. Абдигалиева, А. Нукеджанов

Источник: https://articlekz.com/article/8368

Обычаи и традиции казахского народа

Как и у большинства народов мира, традиции казахов складывались веками, прошли испытание временем и дошли до наших дней, претерпев некоторые изменения и условия соблюдения традиций.

Традиции казахского народа

Свадебные традиции

Свадьба, как и у большинства народов, у казахов имеет большое значение. Зарождается новая семья, потомки которой станут носителями и продолжателями традиций своего народа. Свадебные традиции казахов должны проходить с соблюдением определенных условий.

Свадебные традиции

Родословная

Тщательно изучается родословная жениха и невесты. Только после одобрения старейшин рода дается добро на свадьбу.

Родословная

Родственники в браке

Согласно традиции, в брак не могут вступить представители одного или ближайшего рода. Эта традиция свято блюдется во избежание кровосмесительных браков, которые могут дать неполноценное потомство.

Родственники в браке исключены

Жить по обе стороны реки

Согласно заветам, жених и невеста должны проживать на территориях, разделенных семью реками.

Жизнь на разных территориях

Согласие аксакалов

Даже выполнив все условия, жених должен получить согласие на проведение свадьбы от аксакалов своего рода.

Согласие аксакалов

Выбор родителей

Обычно жениха и невесту выбирают по соглашению родителей. При достижении договора назначается день, в который родственники жениха подарят отцу невесты подарки «киит». Обычно это лошадь, халат и другие предметы. 

Выбор родителей

Застолье

В день, когда преподносится «киит» родители невесты организовывают застолье, на которое приглашаются родственники невесты и жениха. Для этого застолья обязательно режется баран (только не черного цвета). Гостям преподносят пиалы с айраном, в котором плавают кусочки зажаренного курдючного сала. Родственников жениха, покидающих гостеприимный дом, одаривают подношениями. 

Застолье

Калым

С этого дня родственники жениха обязаны выплатить родителям невесты калым. Величина калыма зависит от благосостояния рода жениха. В старые времена богатый жених выкупал невесту за 77 лошадей.

Современные женихи выплачивают калым в эквиваленте стоимости этих лошадей. Чем беднее жених, тем меньше калым. При передаче калыма жених устраивает «Жертыс-той», на котором все желающие могут оценить величину калыма.

Эта традиция сохранена до наших дней. 

Жених отдает калым за невесту

Невесту увозят

После этого ритуала, семья невесты дает знать, что готова отвезти невесту в дом жениха. В день, когда невесту перевозят в дом жениха, ее облачают в одежду красного цвета, а лицо закрывают вуалью. Родители жениха осыпают голову переступившей порог невесты сладостями. Кроме традиционных свадебных песен, состоятельные женихи устраивали скачки на лошадях. 

Невесту увозят

Жена – имущество мужа

Со дня свадьбы жена считается неотъемлемой частью имущества мужа. Это особенно ярко проявляется в случае внезапной смерти мужа. Тогда жена на условиях имущества передается в собственность брата мужа и только, если он откажется от нее, вдова может выказать желание выбрать мужа из рода бывшего мужа. Дети, рожденные в браке до смерти мужа, остаются с матерью.

Жена — имущество мужа
Свадебный обряд казахов

Другие традиции

Наурыз

Наурыз – праздник весны, который проводят в день весеннего равноденствия. Наурыз не является религиозным мусульманским праздником, его отмечают в честь пробуждения природы. По обычаю, считалось, чем щедрее будет отмечен праздник, тем благодатнее будет весь год.

Наурыз

Канун праздника

Накануне праздника люди приводили в порядок свое жилище, мирились со всеми, с кем были в ссоре, прося у них прощение за нанесенные обиды. В ночь перед наступлением праздника все емкости в доме наполнялись зерном, айраном, ключевой водой. Тогда весь год наполнен зерном и айраном и будет в достатке питьевой воды, что при проживании в степи, являлось немаловажным условием. 

Праздник весны

Празднование

Празднование Наурыза начиналось с рассвета, когда все население собиралось у родника и расчищало его исток, что соответствовало народной мудрости: «Увидишь родник – расчисти его исток». После очищения родника под руководством аксакалов проводили посадку деревьев и только после проведения этих ритуалов, глашатаи обходили все дворы, приглашая к началу празднования. 

ПразднованиеСовет

В каждом доме открывали достархан, накрытый угощением. Перед тем как приступить к трапезе, мулла читал молитву. Если хотите отпраздновать Наурыз по всем традициям, запомните это правило.

Наурыз

Конь в казахских традициях

Конь считался для казахов основным богатством. Это связано было с тем, что казахи вели кочевой образ жизни, в которой конь был основным средством передвижения. Казахи до сих пор чтят традиции, связанные с лошадьми. Уже трехлетнему мальчику седлают лошадь, обучая его, веем премудростям верховой езды.

Из волос конской гривы и хвоста делают оберег, который мальчик носит всю жизнь на шее. Священной считалась палича – плеть для лошади. Палича, пропитанная потом лошади отгоняла от всадника злых духов, а подвешенная в изголовье роженицы помогала при родах. Плеть несла особую значимость в жизни казахов.

Представитель знатного рода Джильбай говорил: «Если не будут уважать меня, то будут уважать мою плеть». 

Конь в казахских традициях

Праздник разговения Рази-айт

Рази-айт — это религиозный мусульманский праздник, который отмечается в день завершения мусульманского поста рамадана. По предписанию Корана каждый правоверный мусульманин должен ежегодно соблюдать пост. В течение рамадана ему не разрешается днем есть, пить, предаваться развлечениям. Пост очень строгий. Только после заката солнца и до его восхода позволяется, есть и пить.

Днем можно только читать Коран и работать. В первый день Рази-айт повсеместно устраиваются празднования. Перед разговением мулла читает специальную молитву, после которой можно приступить к угощению. В этот день приветствуется раздача милостыни бедным и угощение всех родственников.

Казахи в день Рази-айт объезжали на конях свои владения, заезжая к родственникам и знакомым, устраивали конные национальные игры. 

Праздник разговения Рази-айт

Праздник жертвоприношения Курбан-Байрам

Праздник Курбан-Байрам является одним из наиважнейших мусульманских праздников. Празднование происходит на 71 день после праздника разговения и длится 3-4 дня.

По преданию одному из пращуров народа Северной Аравии Ибрахиму во сне явился Аллах, который повелел принести в жертву сына Ибрахима, как доказательство его приверженности мусульманству. Когда Аллах увидел, что Ибрахим готов жертвовать своим сыном, Аллах послал ему жертвенного ягненка.

С тех пор в день Курбан-Байрам мусульмане всего мира несут на жертвенник ягнят и овец. Мясо жертвенных животных отдают бедняками и готовят праздничное угощение.

Праздник жертвоприношения Курбан-Байрам

Как соблюдают эту традицию в наши дни?

Современные условия горожан не позволяют устраивать пожертвования из животных. Только еще в сельской местности жители соблюдают эту традицию. Горожане, да и любые мусульмане могут в этот день отнести в мечеть пожертвования в виде денег, которые идут на обустройство школ при мечетях или приносят угощение, которое раздается бедным и нищим.

Курбан-Байрам — традиции казахского народа
Вывод:

Казахский народ, как и любой другой чтит свои традиции и обычаи. Есть много праздников и обрядов, которые соблюдаются по всей строгости даже в настоящее время.

Обычаи и традиции казахов

Источник: http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-kazahskogo-naroda

Ссылка на основную публикацию