Народы азии: культура и традиции

Азиатские культуры

Азиатские культуры — это собирательное название традиционных культурных общностей стран и коренных народов в географическом пространстве Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, каждая из которых трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими единой культурной историей и традициями большой культуры.

Признание азиатских культур как комбинации нескольких крупных культурных общностей подразумевает, что традиционные культуры стран и народов, входящих в указанные культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения.

Рамки этих общностей очерчиваются или весьма широко — включённостью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций — арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия азиатских культур с понятием «восточные культуры», или же локально ограничиваются районами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, что позволяет более точно и чётко определить специфику азиатских культур в их общности и особости. Немецкий востоковед О. Веггель (Институт культурных исследований, Гамбург) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию азиатских культур. Хотя «Азия» (в работе немецкого исследователя — это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближнего и Среднего Востока, Средней, Центральной и Северной Азии не включаются в это понятие, как и культуры народов этих регионов в понятие азиатских культур) — таким образом, это, скорее, географическое, чем культурологическое понятие. В употреблении термина «азиатские культуры» есть определённый смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур указанного ареала Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая исторически более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание исторически более древних, чем в других культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. По мнению Веггеля, в системах ценностей азиатских культур и в образе мышления азиатских народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от евро-американского стремления к дифференциации и размежеванию.

За многие годы сравнительного изучения западной и азиатской культур в науке сложились стереотипы, в которых динамизму первых противостоит статичность вторых, «молодости» первых — «старость» вторых, ориентации на свободу — ориентация на деспотизм, понятийной культуре — эмоциональная, историческим и посюсторонним доминантам мышления — неисторические и потусторонние, материалистичности — духовность. Эти оппозиции столь же спорны, сколь и недостоверны, поскольку многое из приписываемого западной культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Основное же различие состоит в том, что азиатские культуры стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентаций. По мнению многих исследователей, истоки этой черты азиатских культур — в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Её суть определяется признанием гармонии трёх начал — Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно, так как в созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Всё, что происходит в одной из трёх сфер, имеет свои параллели или аналогии в других (так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют политические беспорядки). Параллелизм трёх сфер — небесной, земной и человеческой — существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех азиатских культурах. В конфуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трёх сфер прослеживается наиболее отчётливо. В мире, построенном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порождённое им стремление к гармонии определили и характер отношения азиатских народов к природе, экономической деятельности и властным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, преобразовывать и эксплуатировать её, для мировосприятия и поведения азиатских народов характерно стремление к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Религиозное сознание азиатских народов гораздо менее дифференцировано, чем европейских (так, для китайца или японца, например, так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он — буддизм, синтоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови). Для азиатского населения в целом (за исключением мусульманского) характерна веротерпимость: восточная религиозная мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозных, областей знания и нетеологических концепций, как это имело место в западном христианстве. Более того, азиатские религиозные системы никогда не подвергались искусу рационализма.

В общей картине азиатских культур выделяются пять основных субкультур:

  1. Первый тип — метаконфуцианский, включающий культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населением (прежде всего, Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие «ячеечные» группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценностей.
  2. Второй тип — культуры народов, исповедующих теравада-буддизм — тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием доминирующих в этих районах производственных социальных структур, характеризуемых в специализированной литературе обыкновенно как «рыхлые». Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти.
  3. Третий тип — индуистский, включающий различные, но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые социокультурные ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах.
  4. Четвёртый тип — исламский, в котором сильно влияние местных доисламских традиций. В этом типе выделяются две подгруппы культур:
    • малайско-исламскую — Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур;
    • индо-исламскую — Бангладеш, Пакистан, Мальдивы.
  5. Пятый тип — католический, включающий большинство населения Филиппин. Филиппинский католицизм испытал на себе сильное влияние дохристианских местных традиций. Психология большой семьи — одна из наиболее важных характерных черт этого типа субкультуры.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7175

История.ру

Хозяйственный и политический упадок Средней Азии не мог не отразиться на состоянии культуры ее народов.

В Бухарском и Хивинском ханствах упадок культуры обнаруживается в преобладании в литературе суфийских мотивов, панегиризма, манерности и усложненности языка. Эта литература, придворная и религиозная по преимуществу, создавалась на узбекском и таджикском языках.

Наряду с нею развивалась литература, более тесно связанная с интересами и жизнью городских ремесленников.

Писатели, этого направления резко противопоставляли свое творчество придворной поэзии. Таков, например, таджикский поэт Сайидо Насафи (умер между 1707—1711 гг.), писавший касыды, посвященные не царям, а простым ремесленникам — булочнику, маляру.

В своей аллегорической поэме «Хайвонотнома» (сказание о животных), где общественные пороки олицетворены в образах зверей, он предоставляет последнее слово победителю—муравью, который повторяет слова народной мудрости: «Муравьи, объединившись, одолевают и льва».

Очень близок к нему по идеям и мотивам творчества узбекский поэт Турды (умер ок. 1700 г.), вышедший из племенной знати, но проживший значительную часть своей жизни в нужде. Его стихотворения просты и выразительны.

В них поэт осуждает произвол беков и призывает к свержению недостойного хана, к прекращению феодальных усобиц, разоряющих народ, и к объединению враждующих узбекских племен.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

В XVII в. сложилось героическое сказание туркменского народа «Кёр-оглы», в котором отражены исторические события, происходившие задолго до этого на территории Туркмении.

В XVII—XVIII вв. широкое распространение получили да станы — эпические произведения, своеобразно сочетающие поэтическую и прозаическую формы. Особенной популярностью пользовались дастаны Андалиба Мухаммед Гариба (1710—-1770). В его творчестве наряду с суфийскими идеями заметно обращение к народным мотивам.

Еще большее значение имело творчество Махтум-кули, крупнейшего туркменского поэта (род. в 30-х и умер в 80-х годах XVIII в.), получившего общенародное признание и оказавшего большое влияние на последующих туркменских поэтов.

Из историографов этого периода наиболее известны: хивинский хан Лбулгази, автор книг «Родословное древо тюрков» в «Родословное древо туркмен», летописцы Мухаммед бин Вали («Море тайн в достоинствах известий»), Мухаммед-Амин Ярокчи («Океан историй»), Мухаммед-Юсуф Мунши («Мукимханова история»), Myxaммед-Амин Бухарский («Убайдулло-нома»).

Огромное влияние имел на развитие среднеазиатской литературы индийский поэт, писавший по-персидски, Мирза Абдулкадыр Бедил (1644—1721).

Некоторые поэты восприняли социальные мотивы, выраженные в его стихах в весьма усложнен ной, трудно доступной форме.

Другие толковали его творчество в реакционно-суфи§] ском духе и подражали его сложному стилю.

В культуре казахов и киргизов огромное место занимало устное творчество, разнообразное по жанрам и содержанию — лирические, трудовые и обрядовые песни, богатырский эпос, в котором отразилась освободительная борьба казахов и киргизов против джунгарских феодалов.

Крупнейшим произведением героического эпоса является «Манас», в течение столетий создававшийся киргизскими народными певцами-импровизаторами (акыны).

Обычно все празднества, пиры знати и т. п, сопровождались наряду со спортивными играми состязаниями певцов и сказителей.

Поэзия была тесно связана с музыкой: акыны импровизировали не только песню, но и музыкальный аккомпанемент к ней.

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/kultura-narodov-srednej-azii.html

Лекция 8. Народы Восточной Азии

План:

1. Этногенез и этническая история.

2. Хозяйство и материальная культура.

3. Особенности социальных отношений. Духовная культура.

1. Обширный регион Восточной Азии охватывает КНР, Японию, КНДР, Корейскую Республику, Монгольскую Республику .

В конце V — начале IV тысячелœетия до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур.

Один из них был расположен в восточном приморском районе современного Китая (провин­ции Цэянсу и Чжэцзян), где возникла культура Цинляньган.

Вероятно, именно на базе населœения культуры Цинляньган сложилась группа этносов, австронезийская по языку, которая по зднее получила наименование ʼʼвосточные иʼʼ. Одновременно с культурой Цинляньган на западе, в долинœе главного притока Хуанхэ реки Вэйхэ возникла в конце V — начале IV тысячелœетия до н.э.

другая развитая неолитическая культура — Яншао. Западная ветвь яншаосцев стала впоследствии основой формирования предков тибето-бирманских народов, восточ­ная же вошла в состав древнекитайского этноса.

Трудно определить время проникновения на Японские островах первонасельников – протоайнов, сформировавшихся, вероятнее всœего, в части Юго-Восточной Азии. Племена южного происхождения участвовали и в происхождении древних корейцев.

В начале I тысячелœетия до н.э. на Среднекитайской равнинœе проходил длительный процесс сложения древнекитайского этноса, самоназванием которого, стало ʼʼхуасяʼʼ.

Примерно в тот же период в степях Монголии складывается этническая общность алтаеязычных кочевников сюнну. На смену сюнну в лесостепной зоне Монголии в первых веках нашей эры пришли монголоязычные сяньбийцы

В VII- XII вв. на территории Восточной Азии сложились всœе основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населœения Вост. Азии.

Этот период отмечен процессом консолидации японского и корейского этносов, формированием предков современных маньчжуров, сложением тюркской этнолингвистической общности, обособлением отдельных народов тайской группы, созданием государственности у предков современных тибетцев, завершением процесса этногенеза монголов и сложением этнической общносги современных китайцев. К началу XX в. из всœех крупнейших этносов Восточной Азии наиболее консолидиронанными были японцы и китайцы.

В таких странах, как Китайская Народная Республика и Монголия, за последние десятилетия отчетливо прослеживаются процессы сближения различных этнических общностей, существующих в рамках единых государств. Этому способствует распространение культуры и языка численно преобладающего этноса, объединиющего вокруг себя другие народы страны.

В современную эпоху одной из закономерностей этнических процессов является преобладание в ряде регионов этнообьединитсльных процессов над этноразделительными.

Читайте также:  Создание спектроскопа: первые шаги в новую астрономию

Процесс внутренней консолидации этих этнических общностей проявляется в культурном и языковом сближении ранее обособленных субэтнических подразделœений и формирования у них четкого самосознания.

Именно появление единого самосознания и, как следствие этого, общего этнического самоназвания может рассматриваться как свидетельство завершения консолидации народа. В то же время, по-видимому, еще рано говс окончательном сложении таких народов Южного Китая, как мяо и яо.

Вместе с тем в современную эпоху происходит своеобразный возрождения тех небольших по численности этносов, которые еще сравнит. недавно казались уже полностью ассимилированными своими сосœедями. В Китае характерно, в частности, для маньчжуров, почти полностью утративших свою и традиционную специфику материальной культуры.

То же явление наблюдается сейчас в Японии, где потомки древнейшего населœения архипелага айны, фактически растворившиеся в среде японцев, выступают за изучение молодежью айнского языка, восстановление народного ремесла,этнического самосознания — важная тенденция развития современных народов Восточной Азии, прослеживающаяся также и в большинстве регионов Земли.

В Восточной Азии представлены пять крупных языковых семей: алтайская, сино-тибетская, австронезийская, кадаи и австроазиатская. Исключение в данном смысле состаляют айны, занимающие в этой классификации изолированное положение.

Алтайская семья языков делится на три основные группы. К первой из них: тюркской — принадлежат в Восточной Азии уйгуры, салары, казахи и киргизы (ареал расселœения основной массы тюркских народов находится в Синьцзяне — Западном Китае).

В монгольскую группу входят монголы МНР и Внутренней Монголии на территории КНР, а также проживающие в КНР дунсян. Тунгусо-маньчжурская группа представлена главным образом на сев- востоке КНР — это прежде всœего маньчжуры, а также сунгарийские народы (хэчжэ), эвенки и орочены.

Сегодня к алтайской семье часто относят также корейский и японский языки (что еще требует доказательств).

Сино-тибетская семья представлена в Китае двумя группами языков китайской и тибето-бирманской.

К первой из них относится китайский язык с его многочисленными диалектами, степень расхождения между которыми сопоставима с различиями между отдельными тюркскими, славянскими или романскими языками.

В тибето-бирманскую группу входят языки тибетцев, а также ицзу, туцзя, хани, лису, наси (всœе эти народы населяют юго-западную часть КНР).

Австроазиатские языки распространены в наше время, главным образом, запределами рассматриваемого региона — в Юго-Восточной Азии. На территория Китая они представлены группой мон-кхмер.

С австро-азиатскими языками нередко сближают и языки семьи мяо-яо.

Австронезийская семья, на языках которой говорят преимущественно за пределами Восточной Азии — в Юго-Восточнои Азии и Океании. Представлена языками коренного населœения острова Тайвань (гаошань).

Подавляющее большинство коренного населœения Восточной Азии принадлежит к монголоидной большой расе первоначальное формирование которой происходило именно в данном регионе.

В расовом отношении народы Восточной Азии обнаруживают, таким образом, гораздо большее единство, чем в языковом.

Монголоидная большая раса должна быть подразделœена на две малые расы, обычно именуемые н отечественной антропологической литературе тихоокеанскими и континœентальными монголоидами.

Южноазиатская группа тихоокеанских монголоидов представлена много­численными народами, обитающими на юге КНР.

Сложен вопрос о месте, занимаемом в антропологической классификации народов Восточной Азии современными японцами.

Морфологически они занимают промежуточное положение между восточноазиатскими и южноазиатскими монголо­идами, причем в их антропологическом типе прослеживаются черты, заметные также и в облике мон-кхмерских народов Южного Китая .

Своеобразен антропологический тип айнов, отличающийся относительной светлокожестью и сильным развитием третичного волосяного покрова.

2. В Восточной Азии отчетливо прослеживается непосредственная связь хозяйственно-культурных типов с географической средой, прежде всœего с природно -климатической зональностью, характером ландшафта.

С этой точки зрения данном регионе представлены различные хозяйственно-культурные типы двух географических поясов — теплого (субтропического и отчасти тропического) и умеренного.

Существенное влияние на формирование хозяйственно-культурны типов оказывает степень увлажненности: в аридной зоне умеренного пояса исторически сложились совершенно иные типы хозяйственной деятельности, нежели в других зонах того же пояса. Большое значение имеет в данном отношении вертикальная зональность (в высокогорных районах складываются специфические хозяйственно-культурные типы).

Отдельные черты хозяйственно-культурных типов лесных собирателœей и охотников теплого пояса можно и в наши дни обнаружить, к примеру, у мон-кхмерских народов КНР В качестве пережитка у некоторых тунгусо-маньчжурских народов КНР прослеживаются отдельные черты хозяй­ственно-культурного типа таежных охотников.

Хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев умеренного пояса сложился на Средне-Китайской равнинœе еще в конце V тысячелœетия до н.э. Выращивание в поймах рек засухоустойчивых культур(чумиза и просо). На юге некоторые особенности ручного земледелия остались и поныне у гаошань Тайваня , хайнаньского ли и мяо –яо.

Стоит сказать, что для них характерно вырашивание корнеплодов и клубнеплодов( таро, ямс, батат) ,а также рисосœеяние. Основные орудия палка копалка и мотыга. Третий ХКТ — пашенные земледельцы умеренного пояса , ставший господствующим у китайцев, корейцев, мавньчжуров после широкого распространения желœезных орудий с сер.

I тыс.до н.э. Тягловое животное – буйвол.

Зерновые культуры: пшеница, просо, чумиза, менее — рис. Характерны бобовые- соя. Среди распространенных технических – хлопчатник, тут.

Среди народов юга Вост.ьАзии распространен ХКТ земледельцев теплого пояса( в т.ч. юг Кореи и Япония). Основа – рисосœеяние с использованием буйволов и бесполозного плуга.Овощеводство и цитрусовые. Технические – чай и масличные, хлопок. У народов горных регионов юга Вост.Азии (тибетцы, ицзу) сложился тип пашенных земледельцев высокогорий, возд. тяжелым плугом гречиху овес и ячмень.

Четвертая группа ХКТ связана со скотоводческим населœением монгольских, тюркских и тунгусо –маньчжурских народов. На территории совр еменной Монголии уже в сер.

I тыс. до н.э. складывается ХКТ кочевников аридной зоны.

Разнообразие типов жилищау народов Восточной Азии определяется особенностями хозяйственно-культурных типов.

Образ жизни осœедлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных ж|илищ тогда как у кочевников преобладают различного рода разборно- переносные жилища.

Специфика хозяйственного уклада и естественно-природ.среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.

У земледельческих народов Восточной Азии жилище должна быть дифференцировано исходя из уровня пола относительно поверхности.

Отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция, где тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены таковых не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать.

Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Вост. Азии — китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов.У уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича и тесаного камня.

К серединœе I тыс. н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным дёревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани натягиваемый на каркас из жердей

Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно — культурного уклада.

ʼʼИзобретениемʼʼ кочевников были штаны совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами.

Помимо штанов основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата͵ причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху).

У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледель­цев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсœе.

При этом на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата — перемещение на юг северной границы субтропиков). Сегодня у большинства народов КНР распро­странена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локаль­ные различия в покрое и орнаментации.

Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки. повязываемой выше талии длинным кушаком.

На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.

В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй — для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты.

Молоко, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, кстати, никогда не употрябляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов — простокваши, кумыса, масла, сыров.

Мучные блюда — кусочки теста͵ сваренные в бараньсм жире, поджаренное тесто, замешанное на пенках ,не являются основными.

Напротив у всœех земледельцев имеется противопостовление ʼʼосновнойʼʼ еды( мучной и крупяной) и ʼʼвторостепеннойʼʼ(мясной, рыбной, овощной).

Среди различных видов ʼʼосновной едыʼʼ абсолютно преобладал рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употреблялись пареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки, а также разнообразные лепешки.

ʼʼВторостепенная едаʼʼ готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всœего путем жарки в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами.

Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют. Многие народы юга Восточной Азии (в частности,таи) предпочи обычному рису клейкие сорта͵ которые на севере используются только в праздничной пище. Вместе с тем, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба.

3. У многих народов Восточной Азии вплоть до недавнего времени сохранялись пережиточные формы клановой (патронимической) организации, накладывающей отпечаток на многие стороны общественного сознания и семейного быта.

У китайцев патрилинœейная группа родственных семей, поддерживающих определœенное общественное, идеологическое и отчасти также и хозяйственное. Браки внутри такой группы семей были запрещены.

В условиях сохранения патриархальных и феодальных пережитков в деревне предписываемая традицией взаимопомощь членов клана маскировала отношения имущественного неравенства и эксплуатации.

Традицией клановая организация послужила основой объединœения китайцев-эмигрантов (хуацао) в условиях чуждой для них среды обитания. Во всœех странах, где сейчас есть более или менее значительные общины хуацяо повсœеместно существуют корпоративные обьединœения однофамильцев. Сходные с китайскими есть также у корейцев.

Особенности социальной организации в известной мере находят свое отражение в специфике систем личных имен. Внешним признаком принадлежности к определœенной группе родственных групп (клану) у народов Восточной Азии чаще всœего является общее клановое имя. Исторически оно восходит к имени или прозвищу первопредка, иногда к названию первоначального посœелœения клана.

Многие черты культуры народов Восточной Азии сформировались под воздействием тех или иных религиозных представлений. Хотя ни одна из мировых религий не возникла на территории данного региона, большинство из них в какой-либо мере получило распространение у восточноазиатских народов. В меньшей мере это касается христианства.

Читайте также:  Природа, растения и животные индонезии

Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буд­дизм. Наибольшее историческое значение имела среди них школа ʼʼчаньʼʼ (ʼʼдзенʼʼ — япон.). У монголов и тибетцев господствующей религией стал буддизм-ламаизм.Особенностью религиозных систем, сложившихся у большинства народов Восточной Азии, был их глубокий синкретизм.

Пришлые религии впитали в себя различные традиционные местные верования.

Богатая мифология народов Восточной Азии типологически должна быть поделœена на несколько отдельных циклов, причем выявление совпадающих иных вариантов мифа, существующих у разных народов, нередко должна быть указанием на древние генетические или ареальные связи. Одним из важнейших является цикл космогонических мифов, повествующих о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба и человеческих существ, созданных богинœей Нюйва (китайцы), Аматерасу (японцы) .

Самостоятельный цикл составляют этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемистические представления. Эпос занимает важное место в фольклоре китайцев (цикл ʼʼТроецарствиеʼʼ), ицзу (ʼʼАшмаʼʼ) и других народов Восточной Азии. Особенностью, китайского героического эпоса является своеобразное переплетение устных и книжных версий.

Высоким уровнем художественных достоинств отличается народная поэзия, наиболее древние образцы которой представлены в антологиях ʼʼШицзинʼʼ и ʼʼЮэфуʼʼ (Китай), ʼʼКокинсюʼʼ (Япония).

У многих восточноазиатских народов поэтическое творчество по-прежнему неотделимо от музыки; это органическое единство до сих пор характерно для мяо -яо (любовная лирика).

Одной из важных особенностей духовной культуры народов Восточной и Азии является существование у них длительной письменной традиции. Древней системой письма в данном регионе была древнекитайская иероглифика, начала II тысячелœетия до н.э. и непрерывно развивающаяся вплоть до наст. времени.

Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/116499_lekciya_8_narody_vostochnoy_azii

Культуры народов Африки

2 июля 2014

Африканские народы отличаются своими особенностями в различных частях материка, ведь не только музыка Африки изменяется от региона к региону, но и вся культура.

Изначально на формирование этих отличий влияли природные условия, которые на континенте разнообразны. Так как африканские территории огромны, то на них возникали многочисленные этносы и народности, каждая из которых имеет свои черты, уникальные и колоритные.

При этом традиции Африки южнее Сахары отличаются от тех обычаев, которые сложились на севере материка, где культуры народов Африки и Азии максимально объединены за счёт длительного сотрудничества и арабского влияния.

А вот Чёрная Африка, как называют основную часть с негроидным населением, является олицетворением истинной культуры местных народов, ведь здесь имеется и древняя магия Вуду и многочисленные традиционные ритуалы, и удивительный фольклор.

Все народы Африки делятся на три группы относительно их социально-экономического прогресса:

  • кочевые племена, занимающиеся охотой – бушмены, пигмеи;
  • народы юга, центра и востока, занимающиеся земледелием и скотоводством – это большая часть всех жителей;
  • народы севера и северо-востока, издавна утратившие свои корни, связавшись со средиземноморскими народами.

Многочисленные культуры народов Африки, относящихся к негроидной расе, менялись и сейчас различны в каждой стране. Они, однако, имеют и общие черты, связанные с отношением африканцев к земле, жизни и традициям. Их верования, проявленные в местных религиях, ориентированны на то, чтобы жизнь продолжать и возобновлять.

Даже в африканской музыке как и в любых других фольклорных произведениях, можнозаметить упоминания о связи поколений, ведь предки всегда почитались особенно. Такой же контакт присутствовал и со всеми детьми – имеющимися и будущими.

Так как мифы в культуре народов Африки и Азии указывают на непрерывность цикла жизни и смерти, то африканцы всегда старались сопровождать эти важнейшие события пышными ритуалами.

Нужно отметить, что мнение о большом количестве богов у африканцев ошибочно, ведь племена, обычно, признавали одного Бога главным, при этом был целый арсенал всевозможных существ, руководящих природными явлениями и помогающих людям взаимодействовать с природой.

Этим объясняется и постоянное стремление древних людей преподнести различные дары, чтобы задобрить или отблагодарить своим покровителям. Чаще всего этим занимались специальные жрецы, которые под африканские ритмы устанавливали связь с неведомым миром. Однако основной их функцией было не соблюдение религиозных обрядов, а более практичные нужды:

  • гадание;
  • врачевание;
  • вызывание дождя;
  • обеспечение хорошего урожая.

Для культуры народов Африки такие люди важны, ведь они:

  • по роду передавали тайные знания;
  • сохраняли фольклорные произведения, древние песни, танцы и сказания;
  • оберегали традиции и контролировали их исполнение.

Чтобы культурное африканское наследие, богатое и колоритное, передавалось в точности, у древних африканцев была масса всевозможных ритуалов, которые поддерживали рамки существующих устоев.

И если современная африканская музыка полна радости, оптимизма и энергии, то изначально музыкальные произведения отражали воинственные настрои, необходимые для защиты и поддержания баланса имеющихся традиций.

Менее всего изучена культура тех народов, которые проживали на юге Африки (бушмены), так как их традиции не пережили колониальный период. Узнать об их жизненном укладе можно лишь из описаний путешественников, которые бывали ранее в тех землях:

  • в их культуре особое место занимал загробный мир, так как они верили в воскрешение мертвецов и в превращения в животных;
  • из культов у них имелся охотничий – для успешной охоты они постоянно проводили всевозможные поклонения и молитвы.

Пигмеи Центрального субрегиона Африки свои культурные особенности сохранили по сей день:

  • главное почитаемое божество – лесной дух;
  • сильные тотемические верования в различных животных;
  • специальные обряды – инициации, после которых подросток становился взрослым и полноценных членом племени.

Народы, живущие в Тропической части и южнее, называются банту, они образовались за длительный период миграций многочисленных родственных народов, при этом они научились выживать в различных условиях. Всё это обусловило формирование их культуры:

  • культ предков, которые покровительствовали живущим;
  • задабривание духов умерших;
  • элементы тотемизма.

Культуры народов Африки и Азии

Северная Африка находится в географической близости к Азии и Средиземноморью, поэтому и их культуры объединяются в связи с многочисленными связями между народами.

Чаще всего миграционные процессы направлялись именно вглубь Чёрного континента, ведь выходцы из Азии направлялись на юг или запад:

  • Судан;
  • Ливия;
  • Восточная Сахара;
  • Эфиопия;
  • Атлантика;
  • Средиземноморское побережье.

Эти же направления совпали с информационными потоками, вследствие чего культуры народов Африки и Азии в определённой мере смешивались и дополнялись знаниями и традициями.

С арабскими торговцами в Африку проникало и мусульманство, первыми мусульманами стали жители Судана и Чада. Особое влияние на культуру этого региона оказали финикийцы, которые строили на побережье колонии с первого тысячелетия до нашей эры.

Европейское влияние, долго действующее на североафриканские земли, ослабевало с появлением арабов и ислама, который практически повсеместно вытеснил доселе распространённое тут христианство. В результате здесь расцвела арабо-андалузская цивилизация со своей особой культурой.

И сейчас культура этого региона отличается от остальных территорий, где популярна музыка регги и другие типичные африканские обычаи, ведь здесь основную массу населения составляют не коренные народы, а приезжие, те же, кто остался здесь издавна, подверглись сильному влиянию арабов и европейцев.

Источник: http://afrika-raj.ru/kultura-afriki/kultury-narodov-afriki.html

Культура народов Центральной Азии

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 24Следующая ⇒

Результаты развёртывающихся исследований прошлого Центральной Азии свидетельствуют о выдающейся роли региона в истории культуры. Сравнительно недавнее открытие археологами самобытных культур древней Центральной Азии показало их самостоятельность от цивилизации древнего Ирана и несостоятельность традиции видеть в них периферию Персидской империи.

Взаимодействие разных культур, сформировавшихся в своеобразных экологических условиях, а также ранние и тесные связи с другими цивилизациями Востока являются специфическими чертами древней Центральной Азии. Местные культуры эпохи античности стали фундаментом последующих культур, блиставших в одно время с Европой Средневековья.

В шестом тысячелетии до нашей эры на юго-западе Центральной Азии появилась джейтунская неолитическая культура. Племена вели оседлый образ жизни, выращивали ячмень и пшеницу, разводили мелкий домашний скот.

Поселки джейтунцев состояли из глинобитных домов с центром – святилищем, украшенным живописными рисунками.

К четвёртому тысячелетию до нашей эры земледельческо-скотоводческие общины типа джейтунской осваивают технологию изготовления меди, разводят крупный рогатый скот и верблюдов.

Среди наиболее изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии цивилизация Алтын-Депе. Центры протогородской цивилизации были защищены крепостными стенами, выполненными из кирпича-сырца. Особый интерес исследователей вызвал культовый комплекс Алтын-Депе.

В него входили хранилища, дом главного служителя культа, захоронения служителей культа. Храмовый комплекс был посвящён богу Луны. Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Алтын-Депе с культурами Месопотамии и Хараппской цивилизации долины Инда.

Выделяют три социальные группы Алтын-депенской цивилизации: ремесленники и земледельцы; знать общин; вожди и жрецы (служители культа).

В захоронениях представителей высшего слоя обнаружены украшения из золота, серебра, слоновой кости, в том числе привезённые из далёких регионов.

К середине второго тысячелетия до нашей эры культуры юго-запада Центральной Азии переживают упадок. Основные центры культуры региона перемещаются к среднему течению Амударьи.

Находки из раскопок укрепленных поселений говорят о связях с культурой Алтын-Депе. Некоторые предметы свидетельствуют о растущих связях с Месопотамией и Эламом.

К началу первого тысячелетия до нашей эры юг Центральной Азии стал зоной высокоразвитых оседлых культур Древнего Востока.

Одновременно с ростом культур в оазисах юга на севере распространяются племена степных скотоводов. Своеобразные условия взаимодействия кочевников севера и оседлых племен юга определяют характер развития цивилизаций Центральной Азии.

Основой технического прогресса этого периода является железо. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба функционируют эффективные ирригационные системы. Создаётся оазисная система расселения.

Центрами оазисов были крупные поселения с крепостями, построенные из кирпича-сырца. Впечатляют размерами дворцы правителей. Сходные по типу культуры были распространены на территории Бактрии и Согда.

В процессе включения территории культур Центральной Азии в свою державу, Ахемениды столкнулись с мощным противодействием кочевников, в античных источниках называемых массагетами. В конечном счёте, лишь оазисы вошли в состав сатрапий. Процесс вхождения сопровождался противоречивыми тенденциями.

Так, Бехистунская надпись свидетельствует о факте грандиозного народного восстания в Маргиане во главе с вождём по имени Фрада. Сепаратисты были разгромлены. С пятого века до нашей эры наступает период относительно стабильного развития. Крупным центром становится столица Согда город Мараканда (на месте современного Самарканда).

В регулярной международной торговле одним из самых популярных стал путь через Бактрию в Индию. Следуя традициям империи, местные правители строят монументальные дворцы.

Сокрушив империю Ахеменидов, Александр Македонский встретился едва ли не с самым упорным сопротивлением именно в Центральной Азии. Серьёзное противодействие его войска встретили в Согде. Восставшие во главе с представителем знати Спитаменом три года противостояли армии Александра, пока восстание не было подавлено по тем временам чрезвычайными методами.

Читайте также:  Аркадий кирсанов: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева "отцы и дети"

Женитьба Александра Македонского на Роксане, дочери знатного бактрийца, свидетельствует и о политическом значении региона. Согдийцы и бактрийцы вошли в состав армии Александра. В Бактрии, Согде и Парфии были основаны города, получившие традиционное наименование – Александрия. После смерти Александра Македонского Центральная Азия вошла в состав государства Селевкидов.

Антиох, сын основателя державы Селевка, энергично начал восстановление региона (с 292 года до нашей эры). Его столицей стали Бактры (Балх). Центральная Азия вступила в полосу относительной стабилизации. С подъёмом экономики усилился сепаратизм как тенденция к политической самостоятельности.

Около 250 года до нашей эры Бактрия, а затем Парфия отпали от государства Селевкидов.

Среди независимых государств Центральной Азии выделяется Греко-Бактрия. Здесь сохраняется эллинистическая структура власти: правящая элита состоит из греков и македонян. Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены на современной территории Афганистана и Таджикистана.

Например, храм с пожертвованиями представляет собой единство традиционной для региона культуры с греческими предметами, в том числе греческого культа.

Во взаимодействии двух основных тенденций – расширения владений греко-бактрийцев в направлении Индии и бесконечного дробления некогда единого государства – разворачивается дальнейшая история Греко-бактрии.

По другому пути пошло развитие Парфии. Вскоре после провозглашения независимости, Парфия была завоевана кочевниками. Предводитель Аршак провозгласил себя царём в 247 году до нашей эры. Через 80-90 лет начинается стремительное распространение Парфии на запад до Месопотамии.

В середине второго века до нашей эры движение кочевых племён привело к гибели Греко-бактрии и существенно ослабило Парфию. В начале нашей эры Парфия теряет независимость.

Парфянский период считается временем интенсивного развития городской культуры. Археологи, востоковеды советского периода создали так называемый парфянский архив, на основе которого восстановили культуру эпохи первых Аршакидов. Завоеватели кочевники-парны оказали определяющее влияние на социальную структуру Парфии.

Местное оседлое население, по свидетельствам античных авторов, находилось между рабством и свободой (разумеется, в понимании греков). Обработка земли стала для крестьян-общинников государственной повинностью, включающей плату значительных налогов. Большую роль играл труд рабов. Система управления была эффективной.

В культуре Парфии синтез местных элементов с греческим началом проявляется в большей степени, чем в Греко-бактрии. Раскопки в культовом центре Парфии Митридатокерте выявили тип построек, отражающий иранский и более древний стили.

Так называемый квадратный зал является типичным иранским «храмом огня». Все постройки испытали воздействие эллинской архитектуры, прежде всего в интерьере храмовых зданий. Разнообразна скульптура города.

Особую известность получила мраморная статуя Афродиты, так называемая Родогуна. Образцами эллинистического искусства являются ритоны из слоновой кости. Явной особенностью парфянской культуры является разрыв между крупными городами и аграрной провинцией.

В сельских поселениях не найдено ни одного произведения искусства; люди жили в маленьких жилищах из сырца, чрезвычайно простых по убранству.

Исследователи отмечают постепенное усиление роли зороастризма в духовной жизни Парфии. Есть сведения, что при царе Вологезе была проведена первая кодификация Авесты.

Культура Маргиены сильно отличается от культуры Парфиены (древний центр Парфии). Разительное отличие состоит в том, что в Маргиене часто встречаются терракотовые статуэтки, как полагают, изображающие местных богов, а в Парфиене их нет. В Маргиене господствовал зороастризм.

В первые века нашей эры сюда проникает буддизм. Культура Маргиены больше тяготела к культуре Бактрии.

Завоевавшие Бактрию кочевники скоро и успешно восприняли традиции оседлой культуры; в первом веке нашей эры проводятся новые каналы, строятся города, распространяется греческое письмо. Наследник кочевой культуры правитель Герай называет себя кушанцем, а на своих монетах языком символов передает единство традиций кочевой степи и эллинистической государственности.

Предположительно в первом веке нашей эры политическое объединение на территории Бактрии стало именоваться Кушанским царством. Наибольшую известность получил царь Канишка. В состав царства вошла завоёванная часть северо-западной Индии.

Центром Кушанской державы становится Пурушапура (ныне индийский Пешавар).

Единое Кушанское государство, простиравшееся от Ганга до Амударьи, распалось и прекратило своё существование под ударами Сасанидов в середине четвёртого века нашей эры.

Кушанцы унаследовали многие традиции бактрийской культуры. Основу экономики составляло поливное земледелие, в городах интенсивно развивались ремесло и торговля. Развитая инфраструктура позволяла успешно торговать с Римом и Китаем.

По Великому шёлковому пути на Запад и Восток вывозили пряности, благовония, драгоценные камни, сахар, рис, хлопчатобумажные ткани. Из Рима ввозили ткани, одежду, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина.

У кушанцев и римлян пользовались высоким спросом китайские шелк, кожа и другие изделия.

Высокоразвитая культура Кушанского царства сплавила в единстве достижения древневосточной цивилизации, традиции эллинизма, искусство Индии и стиль кочевых племен степей Евразии. Носителями культурных эталонов царства становятся кушанские города. Памятники буддизма этой эпохи декорированы скульптурами, рельефами и живописью.

В раскопанном буддийском пещерном монастыре строения открытого типа чередуются с пещерными кельями. В другом – наземном – монастыре, богато украшенном раскрашенной скульптурой и живописью, выявлено воздействие эллинистического портрета. Надписи выполнены на пракити – так называемом среднеиндийском языке.

Среди памятников светской культуры выделяют святилища Сурх-Котала (Северный Афганистан). В надписях главного храма с алтарём огня нашли название комплекса – Храм Канишка-Победитель. С официальными культурами и религиями сосуществовали местные верования, народная массовая культура.

Пожалуй, самым интересным памятником народной культуры являются многочисленные терракотовые статуэтки, обнаруженные как в городах, так и сельских поселениях. Кушанское культурное влияние испытали соседние страны, в том числе другой регион древней Центральной Азии – Согд.

В руинах его столицы Мараканде, известном под именем Афрасиаб, обнаружено влияние греческих образцов. Надписи на памятниках Согда выполнены на согдийском языке с использованием арамейской графики.

Особое положение занимал Хорезм (низовья Амударьи). В эпоху перемещения кочевников, не позднее первого века нашей эры, Хорезм оказался под их властью. В четвёртом веке до нашей эры, когда Хорезм отделился от государства Ахеменидов, в нём существовала развитая городская культура. Благодаря раскопкам, выявлена специфика города древнего Хорезма.

Важнейшей частью была цитадель многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс, в котором залы были богато украшены росписью и скульптурой. В рельефах господствуют кушанские мотивы, прослеживаются эллинистические традиции и связи с культурой кочевых племён.

Город отличается прямоугольной планировкой: перекрещивающиеся улицы соединяют кварталы, состоящие из отдельных построек. Материальной основой письменных документов являются пергамент и древесина. Обнаруженные фрагменты хозяйственных документов выполнены арамейской письменностью, приспособленной к специфике хорезмийского языка.

Из записей в хозяйственных документов стало известно, что численность общин, размещавшихся в отдельных постройках кварталов, достигала от 20 до 40 человек. При домах были рабы.

Основные достижения древней Центральной Азии были связаны с развитием оригинальных местных культур – бактрийской, парфянской, согдийской и хорезмийской. В четвёртом-пятом веках нашей эры городские цивилизации переживают глубокий кризис, как предполагают исследователи, не столько из-за нашествия кочевых племён хионитов и эталитов, сколько по внутренним причинам.

Культурное наследие древних цивилизаций оказало заметное влияние на развитие культур Центральной Азии. Возможно, астрономические достижения позднего периода стали возможными благодаря простейшей обсерватории Хорезма.

Эпические сказания древних культур стали источником средневековой культуры. Непрерывность традиции ощущается в творчестве живописцев, скульпторов, архитекторов.

Значительным было влияние культур Центральной Азии на регионы древнего Востока и античного мира.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4×757.html

Традиции народов Азии

Национальные обычаи и традиции Индии.

В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района Индии. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу.

Несмотря на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым сохраняя национальную самобытность.
Индия – одна из немногих стран, которая сохранила свою цивилизацию, обычаи и традиции с древнейших времен, впитывая лучшее от многочисленных завоевателей, но оставляя свое исконное .

Индия – родина одной из современных великих религий — буддизма.

Национальные обычаи и традиции Японии.

Японцы чрезвычайно замкнутая нация. Было время, когда они не пускали на свою территорию европейцев.
В стране особый стиль воспитания детей, развивающий высокую самодисциплину. Так, родители никогда не водят первоклассников в школу. Первый раз дорогу в школу показывает старший брат или старшеклассник-сосед. Плакать по японским понятиям неприлично, поэтому в Японии трудно встретить плачущего ребенка.
Традиционное японское искусство — оригами. Складывая квадратные листы бумаги, они делают фигурки животных и другие предметы.
В стране сосуществуют две основные религии — синтоизм и буддизм. Среди японских христиан преобладают протестанты.
Отличительная черта религиозной жизни Японии — веротерпимость и смешение верований, культов и обрядов из различных религий. Буддизм исповедуется в форме махаяны, представленной множеством сект.

Национальные обычаи и традиции Китая.

Современные города Китая становятся все более похожими на европейские, однако в сельской местности еще осталось немало своеобразного, унаследованного от давних времен.

Из животных китайцы больше всего почитают тигров. Это символ любви и благоденствия, мощи и силы.
Религия — в стране можно выделить две исконно китайские религии — конфуцианство и даосизм и сильно трансформированный буддизм, представленный множеством различных направлений и школ. В сельской местности широко распространены традиционные верования, а в западных районах страны — ислам. Существуют также и христианские общины.
Свадебные обряды в Китае всюду разные, но очень оригинальные. Так, в провинции Сычуань во время свадьбы к новобрачному из села невесты и от жениха в село невесты направляются в лучших своих нарядах с подарками мужчины и женщины, девушки и юноши. Свадьба продолжается и день и ночь в течение 3—5 суток.Кончина любого человека в Китае не считается глубоким горем. По народным поверьям, смерть не прерывает связи души покойного с его родственниками. Душа и в загробном мире продолжает участвовать в хозяйственной и обрядовой жизни семьи, помогает и защищает от злых духов, ходатайствует за всех членов семьи перед Властителем Неба — Юйхуаном. Траурный цвет в Китае — белый.

Источник: http://geography-masha.blogspot.com/2009/05/blog-post_8921.html

Ссылка на основную публикацию