Народ калмыкии: культура, традиции и обычаи

Калмыцкие обычаи и традиции — как живут люди в этой республике?

Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня нам предстоит заглянуть в юго-восточный уголок европейской части России, где в междуречье Дона и Волги раскинулась Калмыкия. Это единственная страна в Европе, где исповедуют буддизм. Данная религия сильно повлияла на калмыцкие обычаи и традиции.

О них мы и поговорим.

Историческое прошлое

Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.

На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.

Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.

Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.

В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.

Калмыки и лотос

Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.

Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»

Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.

Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.

Повседневная жизнь

Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие юрты, утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.

Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.

Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.

Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.

Символичные кушанья

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.

Лепёшки:

  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.

Главные торжества

Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.

В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.

Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.

И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

Народная этика

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.

Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.

Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.

Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.

Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.

Родственные связи

В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.

Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.

Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.

Свадебное таинство

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.

Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.

После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

Заключение

Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой.

Друзья, всего доброго! Если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/kalmyckie-tradicii

Традиции и обычаи народов Калмыкии

Калмыки — это жители европейской части нашей необъятной родины. Они говорят на монгольском языке. Данная статья посвящена тому, какие яркие традиции присущи народу.

Традиции народов Калмыкии

Огни Нового года

Новый год в Калмыкии

Новый год в Калмыкии зовется Зула. Отмечать его было принято в последних числах декабря (22 декабря в день солнцеворота). Праздник этот народный, древнейший. Но учитывая тот факт, что калмыки буддисты, то празднество проходило в буддийских храмах.

На калмыцком языке, зула означает лампадка, огонь. В Новый год было принято разжигать костер. При этом огонь должен был быть максимально большим. Считалось, что этот огонь возвращает солнцу всю его силу, а значит, солнце будет греть еще теплее.

Что касается храмов, то в этот день тут было принято разжигать лампады. По манере огня люди читали свое будущее. После этого необходимо было обойти храм по солнцу, в руках должен находится священный предмет — икона с буддийскими божествами, книги и другие.

А также надо было не забыть оставить дары (сладкие продукты, молочные изделия) на жертвенном столе.

Огни Нового года

Цаган cap

Цаган сар в Калмыкии

Цаган сар означает первый месяц весны. Если переводить это словосочетание с калмыцкого, то оно означает «белый месяц». В это время принято поздравлять всех с окончанием холодов и зимы, а также с тем, что пришла весна.

Также это время известно тем, что готовятся к перекочевке по окончании приплода у скота. Отмечается праздник в первое полнолуние весны. Этот праздник отмечался в каждом доме. Все ходили друг к другу в гости, угощали яствами.

Человек, который пришел поздравлять с праздником, должен был встать на одно колено и ладонями прижимался ко лбу. Самое большое ожидание этого праздника — рассвет.

Несколько столетий назад было принято собираться во дворе храма, а по появлению первых солнечных лучей, проходила общая молитва. После всех действий храм обходили по часовой стрелке.

Цаган сар

Есть ли приношение даров этот праздник?

Да, как и в предыдущем случае, тут не обошлось без даров (жертвоприношения). В дар приносили молочные продукты, мясо. Кстати, храм обходили уже после приношения жертвы.

Праздник единства земли и воды (Урюс)

Урюс  — главный праздник лета. Отмечался он в первое летнее полнолуние. В этот день было принято приносить жертву духам, чтобы они даровали годную траву на пастбищах для отменного кормления скота, а также чтобы скот хорошо плодился и размножался.

Если скот будет здоров, будет размножаться, то и скотоводы будут жить богато с обилием еды, их дети будут здоровы и не будет ни в чем нужды.

Чтобы все это было у калмыцкого народа, в этот праздник было принято собрать весь имеющийся скот возле дома, обрызгать головы скота молочком, кумысом.

Урюс в Калмыкии

Джангар и Джангариада

Эпос Джангар

В 1990 году было 550-летие создания эпопеи Джангар. Герой олицетворяет настоящего борца за свободу и независимость, который дарует эти блага народу вместе со своими друзьями. В честь юбилея эпоса решили приурочить праздник.

Джангар и Джангариада — празднованиеСовет

Читайте также:  Стихи об осени: и. а. бунин "осень. чащи леса..."

Если вы хотите посетить какое-нибудь народное калмыцкое празднество, то рекомендуем вам ехать сюда во второе воскресенье сентября. В этот день проходит празднование Джангаириада — спартакиада, созданная в честь эпоса Джангар. В этот день проходят яркие гулянья, спортивные состязания, а также театрализованные постановки.

Праздник тюльпанов

Фестиваль тюльпанов

Калмыкия славится своими тюльпановыми полями. В апреле вся Калмыкия озаряется яркой красотой тюльпанов всевозможных цветов. А праздник тюльпанов приходится на второе воскресенье апреля. В Калмыкии в этот день гуляет и стар, и млад.

Праздник тюльпановВывод:

Калмыкия — это самобытная страна, которая не оставит равнодушным никого. Традиции и обычаи Калмыкии — это яркие празднества, гулянья, удивительные истории.

Традиции и обычаи народов Калмыкии

Источник: http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/traditsii-i-obyichai-narodov-kalmyikii

«Обычаи и традиции калмыцкого народа»

Старинные народные обычаи и обряды калмыцкого народа

Цель мероприятия:

Сохранение культуры и традиций народов, проживающих на территории Республики Калмыкия;

Развитие творчества и инициативы учащихся;

Знакомство детей с историей, традициями старинных обычаев и обрядов калмыцкого народа.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о старинных обычаях и традициях нашего народа.

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей — народная этика.

Например, если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.

Когда двое разговаривают, а со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор — это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание.

Когда в какой-либо семье горе или несчастье, а пришедший в их дом поднимал шум или скандал — это позорно для такого человека.

Когда человек, встречаясь, сердечно приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо — это считалось зазнайством и осуждалось всеми.

Если находившийся в гостях после чаепития опрокидывал чашку вверх дном — это считалось крайне неприличным, т.к. характеризовало его как неблагодарного человека и означало, что он больше в гости к этим людям не придет. Или когда человек, побывав в гостях и переночевав там, утром не дал себе труда попрощаться с хозяевами и, уходя, к тому же сильно хлопнул дверью — это означало то же самое.

У калмыков, как и у всех народов, было множество традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них оставались почти неизменными, а другие с течением времени устаревали, забывались и исчезали. Многие обычаи пришли из глубины веков, в них сказывались и тяга простого народа к украшению своего быта, и его нравственно-эстетические идеалы, и древние суеверия.

Было так заведено, например, что женщины по утрам открывали дымоходы кибиток слева направо; человек, уходя на работу или по другим делам, также проходил вокруг очага слева направо, к месту назначения подъезжали с левой стороны, при встрече с человеком проходили слева от него. То есть все делалось по направлению движения источника жизни — солнца — слева направо.

Многие обычаи создавались и распространялись под воздействием религии. Для безграмотных калмыков гелюнги, багши и ламы были почти святыми. Им крепко верили и очень их уважали. Служители религиозного культа были людьми грамотными. Лучшие из них для освоения буддийской религиозной науки посылались в Тибет и Монголию.

Проучившись там несколько лет, они возвращались домой самыми почитаемыми людьми, с духовными званиями и саном.

Темные степные калмыки с восхищением говорили о них: «Смотрите, не только в Чёря (главный храм калмыцкого духовенства), но даже в Тибете и в Монголии побывали, освоили великую религиозную науку!»

Люди ежедневно молились бурханам, четыре-пять раз в году ездили в монастырь (хурул) на богослужения, совершали подношения богу — кто деньгами, кто скотом, очищались от «грехов», творили приношения земле, воде, огню. И, во всяком случае, за указаниями и наставлениями обращались к священнослужителям.

ОТПРАВЛЕНИЕ ДУШИ

Когда по старости, болезни или в результате несчастного случая умирал в семье человек, то обязательно приглашали ламу для отправления души покойного на тот свет.

Лама, прибывший для отправления души покойного, разложив перед собой молитвенник, читал его вслух и временами позванивал в маленький колокольчик.

Потом он делал из приготовленной для этого случая глины иди ржаного теста различные фигурки — человека, овцы, коровы, лошади и верблюда.

Почитав над ними молитвы, он дул и плевал на каждую фигурку, заставляя следовать ему всех членов семьи покойного.

После этого лама просил кого-либо из них бросить все эти фигурки на северную сторону от кибитки. Завершая ритуал, он говорил:

— Душа покойного отправлена по правильному пути, блуждать не будет. Потом лама сворачивал молитвенник, перевязывал его шнуром и легонько стукал молитвенником по голове каждого присутствующего. На этом он заканчивал панихиду, за которую его вознаграждали деньгами и вещами. Богатые дарили животных.

УКРОЩЕНИЕ ЗЛОГО ЯЗЫКА Когда в семье заболевал ребенок, то в первую очередь обращались за помощью к гелюнгу. Гелюнг, осмотрев ребенка и заглянув в молитвенник, устанавливал болезнь: «Злой язык омрачает, надо укоротить его — и все пройдет». Затем священник заставлял кого-либо из женщин свить из белой и черной овечьей шерсти тонкую веревку примерно в метр длиной.

На одном из концов веревки он делал петлю, которую надевал на шею больного ребенка. Другой конец веревки держал мужчина с острым ножом в руке. По команде священника он отрезал веревку короткими кусками. Священник говорил ребенку: — Молись богу и духовенству! (Ребенок молился, кивая головой в знак согласия).

Священник, читая молитву, приговаривал: — Освободи, бог, от зависти людей — срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). — Освободи, бог, от яда черствых людей — срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). — Освободи, бог, от недуга — срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки).

— Освободи, бог, от зависти людей, говорящих, что он богатый — срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). — Освободи, бог, от зависти людей, говорящих, что он живет чужим добром,- срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). — Освободи, бог, от всяких проклятий — срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки).

И так продолжалось до тех пор, пока не кончалась веревка. Тогда священник отдавал распоряжение снять с шеи ребенка петлю и вместе с отрезанными ранее веревочными кусками сжечь ее и закопать золу у порога жилища. Родители ребенка, довольные тем, что «злой язык» укрощен, а ребенок «освобожден» от недуга, делали гелюнгу подношение.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ У калмыков существует давным-давно установившийся обычай — с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего — на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы — воротник».

Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: — когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня; — когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; — раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; — когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; — на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом — остальные — сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком; — младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; — пожилым уступали дорогу. Здесь же нужно заметить, что особого уважения удостаивались со стороны окружающих беременные женщины. Если молодая женщина, допустим, невестка, была в положении, то даже свекор уступал ей дорогу, говоря при этом: «Проходи, дорогая! У тебя — две души, два сердца!..» Был в нашем народе и такой хороший обычай — молодым водки не пить, а при старших особенно. На праздниках и свадьбах водку, вернее, самогонку (араку) подавали только гостям пожилым, молодым ее не давали. Парни и девушки обходились без крепких напитков: танцевали, пели и играли в различные интересные игры. Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго осуждали, а он стыдился за свой проступок. Поэтому пожилые, умудренные опытом люди предупреждали всегда молодежь: «Водка разрушает все, кроме собственной посуды». Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас. БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ ПО СЛУЧАЮ НОВОСЕЛЬЯ Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания — йорелы: — Живите счастливо на новом месте! — Пусть дом ваш будет подобен дворцу с открытыми дверями, чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто, чтобы всегда у вас были гости и чтобы всегда было у вас изобилие! И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом — первым делом устраивают угощение, приглашают всех близких и слушают благопожелания от родных, друзей, товарищей. ОЧИЩЕНИЕ ОГНЕМ Кочевые калмыки с ноября по март уходили на зимовку. С наступлением весны, когда начинали таять снега и степи покрывались зеленой травой, калмыки выходили из зимовий на летние пастбища. Перед уходом с места зимовки складывали кибитки и домашний скарб на телеги, навьючивали на верблюдов. В двух местах разжигали костры. В них бросали старые непригодные вещи и по горсти соли. Между этими кострами проезжали сами и прогоняли скот. Это так называемое «Очищение огнем» производилось для освобождения от болезнетворных микробов и всяческой рухляди, накопившейся за долгие зимние дни. Молились огню — этим очистительным кострам, придавая обряду огромное значение.

«Обычаи и традиции калмыцкого народа»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/obychaiitraditsiikalmytskoghonaroda

Традиции и обычаи калмыцкого и казахского народов

     Здравствуйте  уважаемые  члены жюри и ….

     Этим летом в Крыму я познакомилась с девочкой по имени Айса. Она родом с Элисты, крупнейшего города республики Калмыкия. Айса много рассказывала про свои национальные праздники.

На основе ее рассказов у меня сложилось мнение, что наши обычаи и традиции одинаковы. Позднее мама мне сказала, что это не так.

И мне стало интересно узнать о калмыцких традициях и сравнить их с нашими казахскими обычаями.

     Поэтому тема исследования –

Читайте также:  Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Традиции и обычаи калмыцкого и казахского народов.

     Россия многонациональная страна и проживающие в ней люди должны уважительно относится к обычаям и традициям различных народов.

     ЦЕЛЬ – выявить сходства и различия в традициях и обычаях калмыцкого и казахского народов.

     Мы предположили, что в традициях этих двух народов много общего.

     Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу о традициях и обычаях калмыков и казахов на примере чайной церемонии и праздновании Нового года;
  • сравнить национальную одежду двух народов;
  • определить традиционную калмыцкую и казахскую кухню;
  • изучить особенности национальной борьбы калмыков и казахов.

     Объект исследования – калмыцкий и казахские народы

     Предмет исследования –традиции и обычаи калмыков и казахов

     Методы исследования:

  • изучение литературы
  • собеседование
  • сравнение
  • изучение и обобщение

     Сравним две национальности по нескольким критериям:

  • По принадлежности к этнической группе: калмыки — монгольский народ ойратской группы, казахи — тюркский.
  • По численности населения в России казахов больше, чем калмыков.
  • По вероисповеданию: отличие и в религии калмыки —  исповедуют тибетский буддизм, казахи – мусульмане-сунниты.

     Оба народа относятся к чаю как к «божественному напитку» и имеют свою чайную церемонию, отличающуюся друг от друга. Например, калмыки чай пьют после трапезы, казахи наоборот чаепитием открывают любое традиционное застолье.

     Также отличие в том, как пьют чай, калмыки пьют россыпной чай не заваривая, казахи же наоборот предварительно заваривают в чайнике.  Общим в церемонии чайной является то, что чай наливают в пиалу и не до краев, показывая этим свое уважение к гостю.

     Новый год у обоих народов является одним из главных и традиционных праздников. У калмыков этот праздник называется Зул и празднуют 22 декабря, у казахов отмечают дважды: 1 января согласно европейской традиции, и 22 марта после наступления весеннего равноденствия. Само празднование конечно отличается друг от друга.

     В мужском стиле одежды имеются похожие черты, например, бешмет калмыка и чапан казаха очень похожи по форме.

     Женская одежда у обоих народов очень красочная и разнообразная. У калмыков бииз длинное платье,у казахов койлек рубаха платье. На каждом элементе одежды у народов свои орнаменты… но общим является растительный узор

     Если сравнивать национальную кухню, то тут также можно найти сходства, например: лапша с мясом и луком (у калмыков это хурсын-махан-гуйртяган, у казахов это бешпармак); мучные изделия (у калмыков это борцоки, у казахов это баурсаки),; береки; кумыс

     Также и калмыки, и казахи имеют свою национальную борьбу, правила которых очень схожи: одинаковые стойки, разрешенные захваты, например, за пояс, куртку, штанины; технические действия, такие как подсечки, зацепы ногами.

     Вывод. Таким образом, традиции у калмыцкого и казахского народов имеют как сходства, так и различия. Кухни между собой похожи, однако, у каждого свои национальные блюда и обычаи в их употреблении и преподнесении к столу.

 На первый взгляд можно подумать, что одежда схожа внешне. Однако, у каждого из них свои национальные узоры на одежде.

 К общим традициям можно отнести наличие своего вида национальной борьбы, которые схожи между собой в некоторых приемах.

     Цель работы достигнута, я нашла сходства и различия в культуре двух народов. Гипотеза получила частично опровержение. Все задачи реализованы. Калмыцкий и казахский народ совсем разные культуры.

     В нашей области разных народов не счесть.  Не надо пророком быть, все это знают: мы дружно жить почитаем за честь-уважение к культуре в этом нам помогает.

     Спасибо за внимание. Я готова ответить на Ваши вопросы.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/09/19/traditsii-i-obychai-kalmytskogo-i-kazahskogo-narodov

50 оттенков «здравствуйте»

Всегда здороваетесь со знакомыми? Калмыки – «правнуки» ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия, — пошли значительно дальше. В их языке существуют варианты приветствий на все случаи жизни!

При встрече калмыки говорят менд, что дословно переводится как «здоровье». Интересно, что в зависимости от контекста и статуса визави слово это применяется в различных вариациях. Просто менд – аналог русского «привет» — так здороваются с  ровесниками или младшими. Старших, особо уважаемых или же нескольких человек сразу приветствуют словом мендвт, что трактуется как пожелание здоровья.

Ещё несколько веков назад все личные письма калмыков начинались со слов мендин бичг, что дословно переводится «письмо здоровья». Менд суртн – вежливое уточнение о том, как поживают и здоровы ли родственники собеседника из других мест. Передавая привет знакомым произносят менд килюлтн. Людям, отправляющимся в путь, в качестве пожелания попутного ветра и доброй дороги говорят менд амулнг иртн.

Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и «дарителя».

Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.

Жилища и быт калмыков

Самоназвание представителей этого народа на калмыцком языке — хальмг или хальмгуд, на монгольском —  халимаг. В настоящий момент, если верить Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории России проживает 183 372 калмыка, есть небольшие группы калмыков и за границей. Большинство исповедуют буддизм (тибетская школа Гелуг).

До начала позапрошлого столетия в селениях калмыков хотонах жили в основном семьями. Дома в хотонах ставили в круг и в любой момент могли перенести. По центру пасли скот, там же проходили общие сборы жителей селения. В девятнадцатом веке калмыки «осели»: появились постоянные, не поддающиеся перевозке дома, планировка хотона стала линейной.

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад.

Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл.

Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами.

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные.

Традиционная одежда

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах.

На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку. На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их «краснокисточные».

Традиционная мужская обувь — красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки.

Женщины также предпочитали синие штаны и белые рубахи, но другого фасона: длинные, с открытыми воротами и разрезами до талии спереди. Начиная с подросткового возраста, девушки надевали поверх рубахи и штанов камзол, плотно стягивающий фигуру, который не снимали даже ночью, во время сна.

Также носили похожий на длинное платье ситцевый или шерстяной бииз, стянутый на талии поясом с накладными металлическими бляхами. Ещё одним вариантом костюма был бирз – широкое платье без пояса. Головным убором женщин была маленькая шапочка, похожая на берет, с твёрдым обручем внизу.

Когда женщина выходила замуж, она заплетала волосы в две косы и пропускала их через специальные накосники.  Как и мужчины, калмычки носили кожаные сапоги.

И мужчины, и женщины любили украшения. У калмычек, естественно, они были более разнообразны: серьги, заколки, шпильки из всех возможных материалов от золота до кости, с драгоценными камнями или без. Мужская часть населения обходилась серьгой в левом ухе, кольцом и браслетом-амулетом.

5 интересных фактов о Калмыкии и калмыках

  • Калмыкия – самый безлесный регион России.
  • Покровитель сайгаков – буддийское божество плодородия и долголетия Белый Старец. Поэтому на сайгаков запрещено охотиться в те моменты, когда они собираются в стаи: считается, что Белый Старец их доит.
  • Для изучения известного калмыцкого эпоса «Джангар» существует отдельная научная дисциплина «джангароведение».
  • В Элисте проходит посвященный вышеупомянутому произведению праздник «Джангариада».
  • Калмыки упоминаются в стихотворениях А.С. Пушкина «Памятник» и «Калмычка», а также в романе «Капитанская дочка» (сцена с калмыцкой сказкой).

Источник: http://nazaccent.ru/content/25236-50-ottenkov-zdravstvujte.html

Культура Калмыкии / Национальный туризм

Духовная культура калмыцкой народности опиралась на определенные навыки и национальные — общемонгольские и ойратские — традиции, приобретенные в ходе многовекового исторического развития.

В дальнейшем, по мере укрепления политических, экономических и культурных связей калмыков с другими народами России, особенно русским, калмыцкая культура стала приобретать новые черты.

Эти новые черты, обогатив и преобразив унаследованные традиции, составили основу самобытной культуры калмыцкой народности, сложившейся в новых исторических условиях.

В Калмыкии проводится работа по созданию правовых, организационных, экономических условий для работы учреждений культуры и искусства, сохранению и развитию традиционных видов творчества, реализации государственной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов, проживающих на территории республики.

Базисную основу культуры и искусства составляют 3 театра, Государственное гастрольно-концертное учреждение «Калмконцерт», 2 музея, 3 театра, 175 библиотек, 246 клубных учреждений, училище искусств, 33 детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, 5 профессиональных музыкально-хореографических коллективов.

Входят в жизнь традиционные праздники Зул, Цаган Сар, Рождество, Наурыз, Святки, Проводы Зимы, проводятся конкурсы народной песни, танца, устного народного творчества, выставки народных мастеров. Возвращаются полузабытые народные песни, пословицы, обычаи, праздники и немалую роль в этом играют народные коллективы и клубные учреждения.

Устное народное творчество. Духовная культура калмыцкого народа нашла свое яркое проявление в устном народном творчестве.

Оно включало в себя все известные мировому фольклору жанры — эпос, сказки, пословицы, поговорки, загадки и пр.

, а также некоторые специфические жанры, составляющие национальную особенность калмыцкого фольклора, — кемялгн (состязание в красноречии на празднествах), йёрелы (благопожелания), магталы (восхваления) и др.

У калмыков не было профессионального театра и ансамблевого искусства. В народе были известны только формы сольного исполнения так называемой длинной песни (ута дун), исполнявшейся на вечерах в честь гостей или на свадьбах (хюрме). Сольными исполнителями были сказители, аккомпанировавшие себе на музыкальном инструменте.

Любимой формой было унисонное исполнение голосом и игрой на домбре, сопровождавшееся пляской (домбрин чикенду келлгк). В калмыцкой эпической поэме «Джангар» описывается хур — музыкальный инструмент, сходный с русской скрипкой. Он продолжал бытовать у калмыков и в середина XIX в.

В настоящее время на пропаганду популяризацию традиционной культуры, воспитание эстетического вкуса, приобщения к шедеврам музыкальной и художественной классики направлена деятельность профессиональных театров и коллективов.

Читайте также:  Экспрессионизм в литературе

Хорошо зарекомендовали себя творческие коллективы: Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан», Государственный театр танца «Ойраты», «Национальный оркестр», Камерный хор.

В научно-экспозиционной работе приоритеты принадлежат пропаганде краеведческой тематики, истоков национальной культуры, народных промыслов и ремесел, культовых ценностей, предметов быта, иконописи.

По данной последней паспортизации памятников истории и культуры на территории Калмыкии более 233 памятников истории и культуры, 200 тыс. археологических памятников.

Из общего числа памятников 5 объектов находятся под государственной охраной Российской Федерации.

Социальные комментарии Cackle

Калмыцкий национальный костюм

Источник: http://www.russia-open.com/rus/regions/south/kalmyik/KalmykiaKaleidoskop/Kultura/

Традиции и обряды народов России: Калмыки

Введение.

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс.

человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др.

(по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.

Этноним и его  происхождние.

Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в  родственных калмыкам монгольских  языках такого слова нет)

Существует несколько  версий происхождения слова «калмык»: халимаг — от мобильности, «летучести»  ойратов; «улан залата хальмгуд»  — от названия национального головного  убора (шапки с красной кисточкой) и даже от слова «хольмг» — «смешанный».

На сегодняшний день наиболее основательной  и аргументированной является версия, по которой слово «калмык» (халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившийся», «оставшийся». В Русском  государстве ойратов именовали  калмыками с 70-х годов XVI в.

Однако следует заметить, что волжские ойраты на протяжении почти двух столетий не называли себя калмыками. Они постепенно усваивали это название, и только к концу XVIII в. оно официально утвердилось  как самоназвание.

Большая часть  современных исследователей соглашается  с Бакуниным в том, что калмыки  получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги  до Оби в XVI веке). Некоторые советские  и российские учёные обнаруживают корни  этнонима в Восточном Туркестане.

В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а  с конца XVIII века его стали употреблять  и сами калмыки, использовавшие до этого  общий для западных монголов этноним  — ойраты.

Этногенез

Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в  конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии  на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже  переместившиеся на Нижнюю Волгу  и в Северный Прикаспий.

В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и ряд соседних регионов, впоследствии ставших частью калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику.

Со временем в состав народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты.

Краткая этническая история.

В начале XVII века часть ойратских  тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём  Василием Шуйским и в ответ  на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания  и защиты от ханов Казахского и  Ногайского получило полное согласие.

 Процесс вхождения  калмыков в Россию был завершён  в 1657. Первоначально для кочевания  калмыкам были выделены земли  по Иртышу, Оми и Ишиму.

 Постепенно  они осели в низовьях Волги  на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое  ханство во главе с ханом,  а позднее наместником.

 По приблизительным  подсчётам, численность калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. 

прошествии многих поколений  они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени  прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и  социальным расслоением.

Этнический принцип  в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению.

Специфика «малых этносов» сохраняется и сейчас, обозначается термином «улусизм» и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных калмыков.    

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. калмыков. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию.

Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы. 

В 1920 была образована Калмыцкая  АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую  АССР. В 1943 калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней  Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет.

Её следствие — гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957—58 автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания.

В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, с 1994 — Республика Калмыкия.

Лингвистическая характеристика(языки,диалекты,говоры)

Калмыцкий язык (самоназвание хальмг келн) — национальный языккалмыков, живущих на юге европейской части России (Республика Калмыкия. Также имеется близкородственный язык ойратов Западного Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Кукунор) и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки).

(в Монголии и Синьцзяне проживают примерно по 170 тысяч ойратов). Некоторые исследователи объединяют их в один язык с правами диалектов, однако же научно-подтвержденных данных не имеется.

Несмотря на это стоит отметить, что длительное разделение ойратских групп и калмыков и использование различных письменностей сильно на языки не повлияло, разговорно ойратский и калмыцкий языки практически тождественны.

Калмыцкий язык принадлежит к монгольской семье алтайской языковой макросемьи. Определённое влияние на калмыцкий язык оказали тюркские, угорские и тунгусские элементы, влившиеся в состав калмыцкого этноса.

На калмыцком языке создана  богатая многовековая собственная литература. 

Калмыцкий язык внесен UNESCO в список языков, находящихся под угрозой исчезновения. Указанная ситуация языкового сдвига (переход на русский язык) возникла после насильственной депортации калмыцкого народа в 1943—1957 гг. Примерно с 1970—1980 гг.

калмыцкий превращается в анклавный язык, он вытесняется из городов и остается только в некоторых калмыцких сёлах (с подавляющим населением калмыков). Дети в г. Элиста в подавляющем большинстве не имеют представления о калмыцком языке, не владеют им. Калмыцкий остаётся средством общения лишь в некоторых селах, в основном Кетченеровского района Калмыкии.

Юнеско отмечает, что все носители калмыцкого — билингвы (то есть свободно владеют русским). Число носителей калмыцкого языка с каждым годом уменьшается.

Антропологическая характеристика

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монголоидным народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монголоидным разрезом глаз, смуглой кожей и чёрными прямыми волосами.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и  зрения калмыков, их выносливость и  прекрасную приспособленность к  суровым природно-климатическим  условиям с жарким засушливым летом  и холодной малоснежной зимой.

Субэтнические группы.

В составе калмыцкого народа имеется  деление на субэтносы — родоплеменные группы, наиболее крупными из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (иначе большие дэрбэты, дэрбеты, дюрбеты, дорвуды), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и бузавы, в исторический период известны этнонимы «чорос» и «зюнгар» (иначе джунгары). Названия торгоутов, хошутов, дербетов, олётов впервые упоминаются ещё в древней монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» в 1240 году. Группа бузавов появилась значительно позднее — в XIX веке, она сформировалась из донских,кубанских и терских калмыков, нёсших постоянную службу в казачьих войсках.

В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших какому-либо субэтносу. После перехода большей части калмыков с середины XIX века к оседлому образу жизни улусы получили от российских властей статус административно-территориальных единиц[12].

В настоящее время деление на родоплеменные группы проявляется  в быту и политической жизни народа. Оно поддерживается большой частью российских калмыков, а также калмыками, эмигрировавшими из России (см. раздел История. Эмиграция калмыков в США и страны Европы). В современной литературе специфика калмыцких «малых этносов» получила название «улусизм».

Поселения.

До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели  семейно-родственный характер. Традиционное поселение имело круговую планировку — наиболее удобную с точки  зрения обороны при кочевом образе жизни.

В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К  моменту прихода в Россию калмыки  сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами — семейно-родственными поселениями.

Женатые дети ставили свои кибитки  недалеко от кибитки отца. С начала XIX века появились стационарные посёлки  с линейной планировкой.  

Жилище 
Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка — это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на четырёхколёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки.

Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой.

Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками.

Со временем повозка исчезла, но термин «кибитка» сохранился. Землянки и полуземлянки — жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце XIX века у зажиточных и знатных калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные — в западных.

В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более  типичны двух- и трёхэтажные дома на 4—12 квартир. В городах — типовые  многоэтажные дома. 

Традиционнные занятия

Основу традиционной экономики  составляло кочевое скотоводство (преобладали  овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). Скот круглогодично  содержался на пастбище, с 19 в. стали  запасать корм на зиму. В середине XIX века с возникновением стационарных посёлков калмыки начали разводить  свиней.

Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти XIX века разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях калмыки сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён).

В середине XIX века возникает садоводство, с начала XX века — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

  
Развиты художественные ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков). Основа современного хозяйства — пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность. 

Одежда

В конце XIX — начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись  из русских фабричных тканей. Для  верхней теплой (зимней) одежды и  головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и  т. д.

 Национальная мужская  одежда была однотипна для  всего калмыцкого населения, каких-либо  особых различий не отмечалось.

 Нательное белье мужчины  состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких  тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили  из темного материала, преимущественно  из нанки, богатые и зайсанги  — из черной шерсти или сукна.  По сообщению И. А. Житецкого,  в конце XIX в. брюки такого  типа у знатных людей украшались  нашивными лампасами (тасамте  шалвур) из позумента. 

Поверх рубахи калмыки  носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже  бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные  дни, в зимнее время — при поездке  в другие хотоны.

 Вторым видом верхней  одежды взрослых мужчин был  распашной эрмег — армяк из  толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый  в талию со многими сборками  на поясе, с разрезом спереди.

 Обычной зимней одеждой  калмыков всех улусов была  овчинная шуба, шитая в талию  со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла  собой тот же бюшмюд. Подолы  и края рукавов обшивались  каймой из цветной ткани или  меха (из мерлушки, у богатых и  знатных — из выдры, бобра,  соболя, куницы).

 Высоко ценилась жеребковая  шуба (доха) свободного покроя, сшитая  из шкур скинутых или павших  жеребят, шерстью наружу. Воротник  делали из черной мерлушки. Доха  была доступна только богачам,  имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь  в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки  надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает  на то, что они были заимствованы у русских соседей.

 Из зимней одежды  также широко распространены  были овчинные брюки, шитые  шерстью внутрь, укреплявшиеся на  поясе при помощи гашника.

 Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные  люди носили дорогие нарядные  шубы — йучи, которые делались  из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур  соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной  дорогой тканью. Полы и края  рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых  барашков (ягнят). Такие шубы высоко  ценились и являлись предметом  гордости богачей и гелюнгов.

 Мальчики носили нательное  белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины.  В богатых и знатных семьях  они носили бюшмюд кавказского  типа. П. Небольсин видел, что  калмыки украшали свой бюшмюд  галунами и газырями — нашивками  для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова.  Бюшмюд и шубы перетягивались  сверху узким поясом. 

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/tradicii-i-obryady-narodov-rossii/161294.1947118.page1.html

Ссылка на основную публикацию