Н.в. гоголь “ночь перед рождеством”: описание, герои, анализ произведения

Анализ повести “Ночь перед Рождеством”

Анализ повести Гоголя “Ночь перед Рождеством” (1831)

Ночь перед Рождеством

История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи.

Он утверждал тем самым культурную самобытность Украины, хотя которую и называлась тогда Малороссией и входила она в состав

Российской империи, однако, имела свою неповторимость.

“Ночь перед Рождеством” написана на основании воспоминаний писателя о праздновании великого христианского праздника. Нередко он и сам был среди колядующих, брал участие в веселом рождественском празднование.

Как верующий человек, автор отразил в произведении незримое присутствие нечистой силы и ее борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола (черта).

В чем же секрет “Вечера на хуторе близ Диканьки”? Почему изящный и образованный Петербург зачитывался украинскими повестями М. Гоголя? Народные образы, созданы Гоголем в литературе, слишком отличались от столичной среды. Это был блестящий расцвет молодого таланта художника, однако только первый шаг в большом пути, где его ожидали новые повороты и перекрестки.

Все события в повести протекают в Сочельник “Святой вечер”. В этот праздничный вечер христиане готовят 12 различных постных блюд, всей семьей собираются и читают молитвы. Все в ожидании первой звезды, так как после нее появления можно разговеться.

Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутя), приготовленная исключительно из даров природы, – она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил.

Именно в Сочельник происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой.

В повести “Ночь перед Рождеством” таких событий много: ведьма перевоплощается в Солоху, черт – на лошадь, а кузнец Вакула сумел оседлать даже самого черта, слетать за одну только ночь до Петербурга и достать у царицы черевички для своей возлюбленной Оксаны.

В сюжете повести Н. Гоголя “Ночь перед Рождеством” оказались традиции украинского вертепа – народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) – где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле.

В верхнем ярусе зрителям или читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем – сценки из народного быта насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе).

Наиболее положительным персонажем вертепа был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.

В повести действуют традиционные персонажи народного украинского вертепа – баба (Солоха, Ткачиха, Переперчиха), голова, дьяк, казак, кузнец, красавица (Оксана), Царица, кум. Верхний и нижний ярусы повести Н.

Гоголя “Ночь перед Рождеством” не отделённые, а тесно связаны между собой.

Величественная история Рождества спроектирована на земной мир, где человек борется с чертом (дьяволом) за свет, добро и счастье в своей жизни.

В повести оказались традиции украинской народной сказки с ее традиционным сюжетом и героями – красавица и герой, который стремится получить любовь.

Красавица испытывает героя, он получает тяжелое задание – пойти далеко, за тридевять земель, и принести заветный предмет (в повести – башмачки).

Герой, наделенный чертами украинского казака, должен проявить смекалку, силу и настойчивость в выполнении задания, чтобы достичь своего счастья.

Представители нечистой силы – ведьма и черт – показаны М. Гоголем в домашнем быту, они приобретают человеческие черты и перевоплотившись действуют рядом с человеческими персонажами. Черт имеет черты сельского головы, а ведьма способна превращаться в обычную женщину – Сваху.

Солоха, на удивление, изображена как красивая ведьма. Она сильно не вредит главным героям, хотя в определенной мерой влияет на ход событий. В украинской народной традиции черт и ведьма имеют другие названия. В народе их прямо не называли, чтобы не навлечь злые силы.

То, что Солоха – ведьма и приходится матерью коваля Вакулы, соответствует традициям украинского фольклора. Герой, наделённый волшебной силой, имеет волшебное происхождение.

Кроме того, позитивный герой в фольклоре должен пройти духовные испытания, преодолеть нечистую силу и выйти в новую жизнь.

Издавна в народе бытуют верования: чтобы месяц способствовал благополучию семьи, проводили обряд, виде жертвоприношения вареников или галушек, что по форме были похожи на месяц. Отголосок недавних мифических представлений мы находим в повести Н. Гоголя в изображении Крысы.

Кроме того, этот персонаж также вобрал черты запорожца. Автор рассказывает о том, что Крыса когда-то жила Запорожской Сечи, а затем поселилась в Диканьке.

Как и другие герои, Крыса наделен волшебными чертами и особенным знаниям, поэтому он подсказывает Вакуле, что черт у него сидит за спиной

События в этой повести происходит во времена правления царицы Екатерины II. Николай Гоголь отразил пренебрежительное отношение петербургской знати (кроме Потемкина) к казакам. Петербург и Диканька, противопоставленные между собой, как чужое и холодное пространство непонятное для обеих сторон.

В “своем” пространстве героям тепло даже в морозную ночь, они живут в гармонии с природой. А в Петербурге все представляется странным, неестественным. Здесь важны другие ценности, а свет (в отличие небесного Диканьки) является искусственным (иллюминация, диаманты на руках Потемкина). Но смелость и храбрость Вакулы удивили царицу, и она дарит ему черевички для Оксаны.

Всё-таки, герой, получается, выходит победителем с чужого для него пространства.

Особенности художественного произведения в повести “Ночь перед Рождеством”. В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” царит разговорная стихия. Специально для этой книги М. Гоголь создал образ вымышленного рассказчика – пасечника Рудого (рыжего) Панька.

В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории – реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве.

“Ночь перед Рождеством” складывается с отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но тесно связаны друг с другом.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-povesti-noch-pered-rozhdestvom.html

Кратчайшее содержание рассказа «Ночь перед рождеством» (Н. В. Гоголь) | Литерагуру

Рассказ этот включен в цикл историй «Вечера на хуторе близ Диканьки», записанных и пересказанных гостеприимным пасечником Рудым Панько. Его очень краткое содержание необходимо ученику, ведь украинский фольклор сложен для понимания, и не помешало бы дополнительно прояснить основные события произведения. дабы понять и запомнить сюжет.

(275 слов) Рождественской ночью, когда месяц только взошел на небе, а молодежь собирается на колядки, черт ворует с небосвода месяц. В это же время кузнец Вакула приходит к дочери казака Чуба Оксане. Она насмехается над влюбленным парубком и говорит, что выйдет за него, если только получит черевички как у самой царицы.

Раздосадованный парубок идет домой. А дома мать Вакулы, ведьма Солоха, принимает у себя по очереди черта, сельского голову, дьяка, а потом и отца Оксаны Чуба. Испугавшись голову, черт залезает в один из мешков на полу хаты.

В такой же мешок прячется голова, с приходом дьяка. Дьяк тоже вскоре оказывается в мешке из-за Чуба. А с приходом Вакулы, в мешок лезет и Чуб. Вакула выносит мешки из хаты, не замечая их тяжести, но встретив Оксану с толпой колядующих, бросает все, кроме самого легкого.

Бежит он к Пузатому Пацюку, который, по слухам, сродни черту. Ничего от Пацюка не добившись, несчастный кузнец снова оказывается на улице, и тут из мешка на него прыгает черт. Перекрестив его, Вакула приказывает нечисти везти его к императрице в Петербург.

Тем временем, из мешков выбираются Чуб, дьяк и голова.

Вакула, оказавшись в Петербурге, уговаривает запорожских казаков взять его с собой на прием в царицын дворец. Там он просит у Екатерины царские её башмачки, а получив их, поскорее отправляется домой.

На хуторе уже пошли слухи, что Вакула от горя и помешательства покончил с собой. Оксана узнает об этом, не может спать всю ночь, а не увидев поутру всегда набожного кузнеца в церкви, понимает, что любит его.

Вакула же от усталости проспал церковную службу, а проснувшись, идет свататься к Оксане с черевичками. Чуб дает свое согласие, как и его дочь, которой уже не нужны никакие туфли.

Отзыв: Как и все произведения Гоголя, «Ночь перед Рождеством» не лишена мистической тематики.

Любовь, которой то помогает, то препятствует нечистая сила, остается главной темой почти каждой истории этого цикла. И все это на фоне быта украинского хутора, с бесценным колоритом.

А для более точной передачи картины – истинно гоголевская лексика, с использованием «говорящих» фамилий и народной разговорной речи.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-rasskaza-noch-pered-rozhdestvom-n-v-gogol/

Ночь перед Рождеством Содержание: Н.В. Гоголь История Сюжет Анализ произведения Характеристика героев Презентацию подготовила Ученица 5А класса МОУ СОШ. – презентация

1 Ночь перед Рождеством Содержание: Н.В. Гоголь История Сюжет Анализ произведения Характеристика героев Презентацию подготовила Ученица 5А класса МОУ СОШ 10<\p>

2 Гоголь Николай Васильевич ( гг.) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.<\p>

3 В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).<\p>

4 В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.<\p>

5 В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие ( гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.<\p>

6 В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ. 1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.<\p>

7 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.<\p>

8 История Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по- разному хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы гг. Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт- Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара (цензурное разрешение 31 января 1832 г.).<\p>

9 Сюжет Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.<\p>

10 Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды. К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».<\p>

11 Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.<\p>

12 В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает. Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице».<\p>

13 Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки. В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула.<\p>

14 Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».<\p>

15 Анализ произведения Этой повестью открывалась вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшая в свет в 1832 году. Однако написана была «Ночь перед рождеством» в своей первоначальной редакции значительно раньше, скорее всего еще в 1830 году. По сравнению с черновой редакцией, сохранившейся в рукописной тетради Гоголя, изменениям подверглась преимущественно вторая часть повести описание приезда Вакулы в Петербург, и в особенности сцена жалобы запорожцев.<\p>

16 Кроме того, в повести сделаны были цензурные купюры, которые сейчас восстанавливаются по черновой рукописи. Так, несомненно по цензурным соображениям, не были помещены шутки Вакулы, крестящего черта, и слова запорожца, протестующего против притеснений: «Помилуй, мамо! зачем губишь верный народ? чем прогневили?». В «Ночи перед рождеством» Гоголем также широко использован фольклор. Образ черта, крадущего месяц, история чудесного полета его с Вакулой восходят к народным, фольклорным источникам. В «Книге всякой всячины» имеется такая запись Гоголя: «Существует поверье, что ведьмы снимают и прячут звезды».<\p>

17 Известно в фольклоре и изображение того, как черт через печную трубу влетает к ведьме на свидание. Образ черта в «Ночи перед рождеством» близок и к комической фигуре беса в «вертепной» драме. Действие повести относится ко второй половине XVIII века, что видно из описания поездки кузнеца Вакулы в Петербург, во дворец Екатерины II. Встреча запорожских депутатов с Екатериною, стремившейся привлечь запорожцев к борьбе против турок и татар, жалобы запорожцев на притеснения со стороны правительства отражают реальные исторические события. Царское правительство, охотно принимая помощь запорожцев, в то же время всячески стремилось ограничить «вольности» Сечи и подчинить ее полностью своему влиянию.<\p>

18 «Напасти», на которые жалуются запорожцы, ото постройка правительственных крепостей вокруг Сечи, проекты ликвидировать запорожское войско и тем самым «поворотить» запорожцев в «карабинеры», то есть в регулярные войска. Протестуя против притеснений запорожцев, депутаты указывали на их верность государственным интересам России, имея в виду участие запорожцев в освободительных войнах с турками и крымскими татарами. В числе лиц, окружающих Екатерину, Гоголь изображает Д. Фонвизина автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».<\p>

19 Белинский выделил эту повесть в цикле «Вечеров»: «Ночь перед рождеством», по словам критика, есть «целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни».<\p>

20 Характеристика героев Кузнец Вакула Оксана Солоха Казак Чуб Чёрт Пацюк<\p>

21 Кузнец Вакула веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт не враг. Ухватив нечистого за хвост и погоняя святыми словами, крестами и молитвами, Вакула мчится в Петербург, к царице, за подарком для своей капризной ненаглядной. Своей скромностью и простотой он до того очаровывает царицу, что она по просьбе кузнеца дарит ему свои любимые черевички. Так, благодаря решительности, находчивости, силе своей любви Вакула выполняет задание, которое вначале кажется совершенно невыполнимым капризом легкомысленной девушки. Настойчивость и упорство Вакулы, его многочисленные достоинства, его любовь и верность все-таки не оставили равнодушной красавицу Оксану. Она жалеет, что была так неласкова и сурова в отношениях с ним, и понимает, что тоже влюблена. Кузнец Вакула<\p>

22 Оксана Оксана – гордая и заносчивая, она сначала не хотела обращать внимания на то, как ласково разговаривает с ней Вакула и с какой любовью он на нее смотрит. Девушка поставила условие: если кузнец Вакула принесет ей черевички, которые носит царица, то она тот же час выйдет за него замуж. А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог спей! – решил он. – Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана ? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться…» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца. Когда до Оксаны дошли вести, что кузнец утонул, она смутилась, она и верила и не верила, всю ночь не могла уснуть… «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все-таки она была обыкновенной, чуткой, хорошо воспитанной украинской девушкой, которая видела себя в будущем женой любящего мужа и хорошей хозяйкой. Наутро в церкви « Оксана стояла как будто не своя… На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глаз ах…» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше ».<\p>

23 Солоха – расчетливая и хитрая женщина, ловко управляющаяся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков, что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович, и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма». Солоха<\p>

24 Казак Чуб Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.<\p>

25 Чёрт Чёрт – в славянской мифологии злой дух. Это существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Он способен превращаться в чёрную кошку, собаку, свинью. Чаще – в человека, странника, кузнеца, младенца. Может принимать облик знакомого: соседа, мужа и т. п. Чёрт в народных поверьях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступления, самоубийство, пытаются заполучить душу человека. Чёрт показан Гоголем как хитрый проказник. “Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул, было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад …. побежал далее”. Чёрту оставалась последняя ночь шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Он очень обрадовался, что может отмстить кузнецу. “Теперь то попался кузнец!” – думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе голубчик все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! … в моих руках”. Но Ничего не получилось у этого проказника. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен”.<\p>

26 Пацюк Пацюк – это эпизодический персонаж. Прошлое его туманно: был когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Он поражает своей внешностью: небольшого роста, весьма увесистый, в широчайших шароварах, Пацюк, когда двигается по улице, похож не на человека, а на винокуренную кадь. Возможно, кому-то, хорошо знакомых с русскими былинами, вспомнится образ Идолища Поганого: противник Ильи Муромца в долину две сажени печатных, а в ширину сажень была печатная, а головище что ведь люто лохалище, а глазища что пивные чашища, а нос-от на роже он с локоть был. В обоих случаях и в литературном произведении, и в былине при описании внешности героев используется приём гиперболы. Однако, сравнив два описания, можно сделать вывод, что если Идолище Поганое рисуется неизвестным былинным сказителем самыми чёрными красками и производит отталкивающее впечатление, то гоголевский Пацюк такого действия на читателя не оказывает. В описании внешности последнего чувствуется скорее снисходительная усмешка писателя, особенно когда автор говорит, что в последнее время запорожец редко где появлялся, потому что пролезать в двери делалось для него с каждым годом всё труднее. Более того, Гоголь отмечает, что жители Диканьки часто обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село все… узнали, что он знахарь.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/760591/

Анализ «Ночь перед Рождеством» Гоголя

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно – ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Мистицизм и реальность в повести

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

Но тем не менее произведение не вызывает у читателей чувства страха, наоборот забавные образы и смешные сцены, заставляют нас искренне улыбаться.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Пушкин «Бесы»: образы , мистика как отражение внутреннего мира автора
Следующая тема:   Метерлинк «Синяя птица»: истинное и ложное, поиски счастья героями

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/gogol-noch-pered-rozhdestvom

Краткое содержание рассказа Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Н. В. Гоголь работал над произведением, которое носит название «Ночь перед Рождеством», в период 1830-1832 гг. В центре рассказа читатель видит развивающиеся любовные отношения между главными персонажами, а вокруг них юмористически изображена сельская жизнь во время большого праздника.

Герои произведения

  • Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
  • Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
  • Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
  • Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
  • Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
  • Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» — краткое содержание

Рассказ начинается с эпизода, показывающего, как в небо на своей метле поднялась страшная ведьма и стала воровать звёзды. Ещё одним дерзким преступником оказался обыкновенный черт, незаметно для всех положивший в карман месяц. Таким образом, ночь перед Рождеством оказалась совершенно лишена всякого света.

Далее, Н. В. Гоголь объясняет мотивацию черта. Дело в том, что Вакула-кузнец намалевал картину христианского Страшного суда, где это тёмное создание подверглось унижению. Черт знал, что силач и отчасти живописец вознамерился навестить свою возлюбленную. Украв свет на небосклоне, он надеялся разрушить планы молодого человека.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» — Добрая попойка

Отец Оксаны вместе с кумом Панасом намерен провести вечер у дьяка и напиться, как подобает казакам. Выйдя на улицу, мужи замечают, что ступать по кромешной темноте практически невозможно. Несколько подумав, они все же решают идти к дьяку вслепую.

Оксана после ухода отца Чуба осталась дома одна. Она любуется своим отражением в зеркале. Пришедший Вакула застаёт девушку за этим приятным занятием. Кузнец нежно обращается к Оксане, изливает душу, но в ответ получает лишь усмешки и издевательские остроты. Добрый молодец впадает в несвойственную печаль, решая, что красавица совсем его не любит. Слышен стук, Вакула спешит открывать дверь.

Сплошная неразбериха во тьме

На улице становилось холоднее. Черт и ведьма Солоха возвращается через дымоход в дом кузнеца. Хозяйка ждёт к себе в гости Чуба, которого она выделяет особо среди своих поклонников. Черт, видя, что отец Оксаны уходит от собственного дома, устраивает сильнейшую метель в надежде возвратить знатного казака в хату.

Чуб и кум расходятся в разные стороны. Отец Оксаны стучится к себе и слышит возмущённый возглас Вакулы. Кузнец, не разобравшись в кромешной тьме, избивает Чуба.

Последний делает вывод, что пока сына Солохи нет дома, к ней можно наведаться. В это время завистливый черт, перелетая от трубы к трубе, теряет из своего мешочка месяц.

На рождественском дворе становится ясно, а метель совсем стихает. На улицах появляются колядующие девушки.

Далее, Гоголь в знаменитом рассказе «Ночь перед Рождеством» повествует о весёлых сборщицах, отправляющихся в дом казака Чуба.

Красавица Оксана видит на ногах одной из них прелестную обувь и ясно даёт понять Вакуле, что желает подобный дар.

Девушка шутливым тоном объявляет: «хочу те черевички, какие сама царица носит! Принеси их, и я выйду за тебя замуж». Кузнец со всей душой обещает достать своей возлюбленной это «сокровище».

В доме у ведьмы

Продолжая изложение краткого содержания, скажем, что в мешке около печи спрятался сам черт. Ведьма вскоре начинает встречать гостей.

Первым в дом Солохи наведался голова, который только и успевает выпить чарку водки, как к ворожее нагрянул дьяк. Испуганный поклонник спрятался во втором тюке.

После прихода Чуба, священнослужителю также пришлось залезать внутрь последнего мешка.

Наконец, возвращается расстроенный кузнец. Казак спешно прячется в третьем тюке, где уже сидит неудачливый служитель церкви.

Когда мать выходит из дому, Вакула решает выбросить все три набитых мешка, не замечая тяжести от досады после разговора с Оксаной.

На улице силач встречает колядующих и свою возлюбленную, она вновь повторяет остроумное и невыполнимое предложение. Рассерженный кузнец бросает мешки на землю, забирает самый лёгкий и убегает.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» — поиски трудностей

Вакула приходит в гости к местному целителю Пацюку, который знаменит своим мистицизмом. Молодой человек просит познакомить его с чёртом, могущим исполнить его желание.

Пацюк намекает на то, что нечистая сила находится за плечами Вакулы. Черт пугается своего положения и желает подписать контракт на основание крови.

Кузнец игнорирует его пожелания, хватает беса за хвост, седлает, словно коня, и приказывает лететь в Петербург на царский двор.

В это же время колядующие девушки решают унести оставленные мешки и уходят за санями. Кум, который ранее был в кабаке, уносит Чуба и дьяка в собственный дом. Во время ругани Панаса и жены, несостоявшиеся поклонники Солохи вылезают из тюка и утверждают, что решили разыграть комедию . Оставшийся мешок увозят к Оксане. Увидев внутри смущённого главу, Чуб удивляется хитрости деревенской ведьмы.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» — прямиком в столицу и обратно

В Петербурге Вакула встречает запорожцев и с чертовой помощью уговаривает их взять себя на приём к Екатерине. Нечистый прячется в кармане у кузнеца.

Когда царица спрашивает у пришедших об их просьбе, влюблённый силач простосердечно просит подарить ему такие же черевички, как у Екатерины.

Она отвечает любезностью и удовлетворяет просьбу, правительнице нравиться слушать и пришедших запорожцев.

В Диканьке расползаются слухи о том, что Вакула или повесился, или утонул. Оксана расстраивается, потому что больше не увидит любящего её человека. Кузнец добирается до родной деревни и прогоняет от себя черта. Утром он отправляется с черевичками в хату Чуба.

Отец благословляет просьбу кузнеца о женитьбе на Оксане, которая полностью открывается, намекая на то, что любит Вакулу без всяких даров. Чтобы закончить «Ночь перед Рождеством» в сокращении, скажем, что после свадьбы жених разрисовывает свой дом, где изображает черта в преисподней.

Разбор краткого содержания

В рассказе «Ночь перед Рождеством» автор показывает интересных персонажей и события сельского быта.

  • Каждый из героев обладает свои уникальным достоинством, а недостатки с явным добродушием высмеяны самим писателем.
  • Так как в произведении находятся мифические персонажи, следует говорить о попытке смешать реальность и фантазию, выдать сон за явь.
  • Повесть учит и предупреждает, смешит и намекает, соблюдая самобытный художественный стиль пересказа фантазии автора.
  • Гоголь с большой любовью и иронией рисует реальных селян, умеющих счастливо одержать победу над похитителями света и надежд.

На заметку!

После изучения краткого содержания, настоятельно рекомендуется читать полное произведение.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-nochi-pered-rozhdestvom-gogolya.html

Анализ произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством» Помощь по литературе

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами.

Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством».

Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта — кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием.

Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой.

В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает. Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля.

Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью». выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент». на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек.

Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз — желание иметь черевички, «которые носит царица».

Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре — Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице — верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку.

Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие…

Вакулы в Петербург за черевичками — все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого — сказки и реальности — вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание.

Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий.

Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором — не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает.

Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство.

Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички.

К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине.

Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство.

Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо.

Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже — в повестях «Вий» и «Заколдованное место» .

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/5429_analiz_proizvedeniya_gogolya_noch_pered_rozhdestvom.htm

План урока по литературе на тему: «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении». (6 класс)

Тема: «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении».

Цель: Развитие навыков сбора, анализа, синтеза, обобщения, оценивания, навыков

коллаборативной работы, морально-нравственных качеств в процессе

формирования знаний учащихся по героям повести, мифическим образам и их роли

в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Прогнозируемый результат. Знать основные понятия по изучаемой теме. Уметь

применять полученные знания на практике.

Тип урока: изучающий.

Вид урока: нестандартный.

Оборудование, нагл. пособия: ИКТ, презентация, постеры, маркеры, стикеры, текст

произведения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, словесный, поисковый,

информационно-коммуникативный.

Ход урока.

I. Оргмомент.

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке. Создание коллаборативной среды. Разминка. «Какое качество, по вашему мнению, главное в характере человека?»

  2. Деление на МГ при помощи конфет.

  3. Вызов: О чем будем говорить на уроке? Слайд № 1

  4. Постановка темы и целей урока перед учащимися.

Сегодня наш урок, посвящен произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы будем говорить с вами о героях повести, об использовании Н. В. Гоголем мифических образов и их роли в произведении.

  1. Запись числа и темы урока учащимися. Слайд № 2

II. Подготовка к основному этапу урока учащихся. Слайд № 3 (Заставка)

1. Упражнение «Конверты». Группам раздаются вопросы. Каждая из групп задает

остальным свой вопрос. Выслушивает ответы, дополняет. Слайд № 4-9

Что вы знаете о христианском празднике Рождестве Христовом?

Как называется вечер накануне рождества?

Чем занимаются православные в рождественскую ночь?

Какой символ несет в себе звезда, носимая православными во время колядования?

Что такое колядка?

Каким образом связаны между собой христианство и язычество?

Что такое в вашем представлении фантастика?

Что такое в вашем представлении реальность?

Какие существа относятся к низшей мифологии?

Дать определение термину «мифологема.

2. Взаимооценка.

III. Основной этап урока. Слайд № 10

Слово учителя. Назовите героев произведения. Какие из них являются мифологическими существами, а какие – реальными? Слайд № 11

1. Задание по МГ. Отобразить на постере все, что вы знаете о персонаже: Вакуле,

Оксане, Чубе, Черте, Солохе. Анализ образов-персонажей. Слайд № 12

2. Защита постеров учащихся у доски.

3. Взаимооценка.

4. Предварительное задание. Составить небольшое сочинение-рассуждение по

образам героев. «Нравится ли герой и почему?» Защита своих работ учащимися по

группам.

5. Взаимооценка.

Каково отношение сельчан к потусторонней силе? Слайд № 13

Почему чёрт именно в эту ночь должен был «выучивать грехам добрых людей»? Кого из образов-персонажей можно назвать главными? Как влияют на судьбу главных героев представителисил зла? Слайд № 14

IV. Закрепление полученных знаний.

  1. «Кто быстрее?» Слайд № 15

Используя данные иллюстрации, найдите их отображение в тексте.

Можно ли по иллюстрациям и цитатам из текста сделать вывод о внутреннем

перерождении героини.

  1. Задание по группам. Охарактеризовать двух противоположных героев по стратегии « Даймонд – бриллиант».

1. Вакула

2. Добрый, набожный

3. Работает, любит, путешествует, ненавидит, мешает

4. Злой, коварный

5. Чёрт

3. Игра « Путешествие по страницам произведения». Слайд № 16-25

Вопросы-ответы

Перечень вопросов:

Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула?

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Сколько персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у

Солохи?

Какая царица в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» пожаловала Вакуле

черевички?

Кто и зачем украл месяц?

За что черт мстил кузнецу?

Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?

Как можно укротить черта?

Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта?

V. Подведение итогов урока.

  1. Какой вывод можно сделать, проанализировав образы произведения? Слайд № 26

Оксана Красота, Любовь, Вера Вакула

Побеждают зло.

Чёрт

2.Просмотр видеоролика фильма «Ночь перед Рождеством» (1961г). Слайд № 27

3. Просмотрев видеоролик, проанализировав образы героев произведения, какой

можно сделать вывод? «Ночь перед Рождеством» – красивая сказка о любви, где

несмотря на трудности герои обретают счастье. Слайд № 28

Можно ли связать повесть Гоголя с нашей современной жизнью?

4. Слайд № 29. Высказывание Гоголя о своём творчестве.

VI. Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание». Слайд № 30 (Заставка)

VII. Домашнее задание. Перечитать эпизоды, рассказывающие о взаимоотношениях

Вакулы и Оксаны. Слайд № 31

VIII. Оценивание.

IX. Напутственное слово. Звезда – это символ счастья, удачи, надежды на лучшее и

пусть каждый, уходя с урока унесёт с собой в душе звёздочку – частичку нашей

любви и веру, что в конечном счете Любовь, Красота и Доброта спасут мир.

Слайд № 32 (Заставка)

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/n._v._gogol._noch_pered_rozhdestvom._geroi_povesti._mificheskie_obrazy_i_ih_rol_v_proizvedenii.-52436.htm

Анализ повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”

Повесть “Ночь перед Рождеством” также принадлежит к циклу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд.

Основное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки – кузнеца Вакулы, “силача и детины хоть куда”, и героя всех русских поверий – беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства.

Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички – такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки.

В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир “Вечеров

на хуторе”, отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя.

Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения.

Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами.

В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, “живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой”.

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным.

Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости.

И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое.

И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. “Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру”.

Герои повести – самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал “первым признаком истинно художественного произведения”. Со всеми героями “Ночи перед Рождеством” вы как будто давно знакомы.

Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит галерея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качествами обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива.

Уважаемый всеми голова, почитаемый Чуб – похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов “отломать с досады бока первому попавшемуся человеку” после разговора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жителях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха.

И действительно, как много комичных по своей природе сцен в “Ночи…”! Разве не смешон почтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок.

Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: “А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? – Дегтем лучше! – сказал голова”.

Юмором пропитано, казалось бы, все повествование: описание чудачеств ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой привыкли называть его художественный метод -“смех сквозь слезы”. Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

В повести “Ночь перед Рождеством” есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это позволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана просит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург. Вакула у императрицы. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Источник: http://home-task.com/analiz-povesti-n-v-gogolya-noch-pered-rozhdestvom/

Ссылка на основную публикацию