М. ю. лермонтов «узник»: анализ стихотворения

Анализ Стихотворения Лермонтова «Узник»

Стихотворение «Узник».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Узник» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, когда поэт был арестован за сочинение стихов на смерть Пушкина и находился в здании Главного штаба. К нему допускали только камердинера, приносившего обед.

Лермонтов попросил его заворачивать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворе­ний: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед…».

Также поэт переработал старое стихотворение — «Желание» («От­ворите мне темницу..»). Так был создан «Узник». Он был впер­вые напечатан в «Одесском альманахе на 1840 год».

Стихотворение построено в виде монолога лирического ге­роя, стилизованного поэтом под народную, «тюремную» песню. Стиль его — романтический, мы можем отнести его к вольнолю­бивой лирике.

В основе композиции произведения лежит принцип антите­зы. Свобода и сиянье дня противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскры­вает нам в первой строфе.

Основные образы ее — «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и воль­ный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчерк­нуто использованием глаголов в форме повелительного накло­нения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на об­ретение свободы.

Он словно неразрывно сливается с этими об­разами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи.

Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления своей волшебной меч­ты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколь­ко они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяже­лая — заперта, черноглазая красавица — в своем «пышном тере­ме», добрый конь — «в зеленом поле».

Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая антитетична по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее на­строение здесь — тоска и безысходность:

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.

Интересно, что стихотворение с таким же названием есть и у А.С. Пушкина. Однако настроение и общий смысл этих стихов различны.

Лирический герой Пушкина не чувствует своего оди­ночества: его зовет верный товарищ — «орел молодой», мысли и чувства героя устремлены в будущее, он свободен душой.

Герой же лермонтовского стихотворения остро чувствует собственное одиночество, отсюда пессимизм и безотрадность его чувств. Если пушкинский «Узник» заканчивается описанием воли, простора,

то у Лермонтова концовка стихотворения — это описание «го­лых стен», тусклого луча лампады и мерных шагов часового.

Стихотворение написано четырехстопным хореем с пирри­хием. Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: поэтические фольклорные эпитеты («черногри­вого коня», «в зеленом поле»), инверсию («в пышном тереме сво­ем»), сравнение («в степь, как ветер, улечу»), метафору («тускло светит луч лампад Умирающим огнем»).

Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосу­ществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения узник лермонтов
  • анализ стихотворения лермонтова узник
  • узник лермонтов анализ

Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-uznik/

Анализ стихотворения Лермонтова Узник

Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.
Начинается стихотворение как залихватская народная песня.

Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм. 

Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.

Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода.

Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».

Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.

Анализ стихотворения Лермонтова «Узник». Тяжелые переживания поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов – это один из тех поэтов, произведения которого очень эмоциональны, проникновенны и заслуживают самой высокой оценки литературных критиков. Но более 150-ти лет тому назад за смелость и упорство высказанных мыслей Михаил был на время помещен под стражу.

Этот период был одним из сложных в жизни великого поэта, поэтому в тюремных стенах им было написано несколько особенно проникновенных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» поможет нам раскрыть душевные переживания автора.

Для начала давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Текст стихотворения «Узник»

Данное рифмованное произведение написано с помощью техники четырехстопного хорея. Логически его можно разбить на три части, каждая которой из которых является завершением предыдущей и носит определенный характер.

Начинается стихотворение «Узник» Лермонтова с просьбы автора отворить ему темницу и показать сияние нового дня, что вполне предсказуемо, ведь тюрьмы того времени действительно напоминали темницы из сказок о Кощее Бессмертном.

Кроме желания выйти на свободу, Михаил рассказывает и о своей тоске по черноокой девице и смелому коню, но во второй части произведения прослеживаются панические строки о том, что темница высоко, а возлюбленная очень далеко.

Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» приводит к пониманию психологизма таких резких переходов от одного настроения к другому. Третья часть произведения повествует о полной безысходности.

Анализ стихотворения №3

Политическая цензура 18-го века не позволяла найти развитие многим авторам. Сложный период был и тогда, когда писал стихотворение «Узник» Лермонтов. Анализ данного произведения позволит нам рассмотреть состояние автора в тот момент, когда он находился в тюремных стенах из-за своего творчества.

Первая часть показывает нам Лермонтова волевым и смелым человеком. Его желание вскочить на ретивого коня и умчаться к возлюбленной говорит о том, что пыл поэта не усмирят даже несправедливые оковы. Михаил Лермонтов был известен обществу, в котором вращался, в качестве бунтаря со свободной идеей, именно поэтому многие люди уважали его.

Душа поэта

Проводя анализ стихотворения Лермонтова «Узник», необходимо остановиться и на второй части.

Она представлена читателю словами, в которых прослеживается сомнение в собственных силах и медленное осознание безысходности сложившейся ситуации.

Таким подавленным и обезоруженным окружение Михаила совсем не привыкло видеть своего товарища, именно поэтому все свои истинные чувства поэт мог передать только в стихах, в жизни по-прежнему оставаясь непреступным.

Подбираясь к третьей части стихотворения, мы медленно подходим и к его основному смыслу. Упаднический дух повествования говорит нам о том, что поэт устал бороться за независимость с обществом и уже готов признать поражение. Период заключения был для Лермонтова неким осознанием суровой действительности, с которой творец боролся на протяжении всей своей короткой жизни.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник»

Приём использования различных цветов, на мой взгляд, убедительный. И «синяя» 3-я строфа приведёт детей к мысли о торжестве свободы в стихотворении А.С.Пушкина. Восклицательный знак выражает торжественность свободы, полёта. А многоточие продолжает мысли героя о свободе.

Пушкин-романтик в пору подъёма общественного сознания, надежд, рождённых победой в войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нём веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для человека естественно.

Тема тюрьмы, темницы характерна для поэзии 1-й пол. XIX века (В. Жуковский «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу 1813», баллада «Узник» 1819; К.Рылеев «Тюрьма мне в честь…» 1826).

Стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова приобретают черты конкретно-биографического характера.

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (в феврале 1837 г.).

В стихотворении М.Ю.Лермонтова один узник и мир воли и темницы, поэтому понадобится два цвета: синий и чёрный. Прийти к этому выводу можно через проблемный вопрос: сколько цветов понадобится для выделения слов-образов в этом стихотворении, почему?

Стихотворение начинается с образа воли. Выделим ключевые слова 1-й части (обведём синим цветом): сиянье, день, девица, конь, ветер. Если в «Узнике» А.С. Пушкина в начале стиха мы увидели удвоение образа неволи (узник и орёл), то здесь некое удвоение свободы «сиянье дня». Сиянье – яркий свет, свечение, блеск; день – светлое время суток.

С первых строк стихотворение наполнено жизнью, движением, желанием. На это указывают глаголы повелительного наклонения: отворите, дайте. Эти глаголы обвели чёрным («узник в темнице») и синим («желания, переносящие на волю»)

Выделим чёрным слова-узника (мне, темница, я ). Рассказ ведётся от первого лица, все мысли образы мечты принадлежат герою стихотворения, узнику, в отличие от героев А.С.Пушкина.

Обратим внимание на то, что слова «темница» и «сиянье дня» оказались рядом. Эти слова мы можем назвать текстовыми антонимами. Темница – сиянье дня, соотношение воля – неволя. Сразу видим приём антитезы. Контраст лежит в основе всего стихотворения.

Впрочем, как и в нашем сознании (см. начало первого урока В.К.).

Постоянные эпитеты «черноглазую, черногривого, младую » делают образы стиха народными, фольклорными. Иван-царевич, чтобы стать счастливым, добыл коня, Елену Прекрасную и жар-птицу. Герой стихотворения хочет улететь. Сравнивает себя с ветром. В фольклоре сон, в котором скачешь на прекрасном коне, предвещает исполнение желаний, возвышение.

Обстоятельства времени действия (прежде, потом ) указывают на последовательность событий, их реальность. Рифма последних строчек держится на глаголах, что усиливает полноту чувств (поцелую, вскачу, улечу ) динамику, веру в мечту.

Вторая часть стихотворения «Свобода недосягаема». Проследим как меняется настроение, мироощущение героя в этой части.

Выделив слова темницы и свободы, увидим, что слов, концептуально связанных с темницей, стало больше: три в первой строфе (отворите, темницу, дайте ), шесть во второй (тюрьма, дверь тяжёлая, замок, далёко, узда ). Слова свободы остались прежними, народными, песенными. Они повторяются: черноокая, конь, ветер. Ощущение народной песни усиливают гласные и преобладание сонорных мягких согласных [н, н к, м, ч, л, л ]

Строфа начинается противительным союзом «но». Он и задаёт идею всего стиха. Обстоятельства места «высоко», «далёко» делают мечты героя недосягаемыми. И даже окно – связь с миром – не становится таковым, оно «высоко».

Значит, герой находится внизу, в подвале. Ему ничего не видно. Именное сказуемое (тяжёлая ) и несогласованное определение (с замком ) усиливают ощущение неволи, ограниченность пространства, в котором находится узник.

Опять же темнице противопоставлена воля: «конь в поле », «по воле » «без узды », т.е. его движения ничего не сдерживает, нет ограничений (исходя из лексического значения слова). «Хвост распустив » – однокоренные слова пустить, отпустить также сочетаются с «на волю». Но конь один, как и герой стихотворения. Появляется мотив одиночества, характерный для всей лирики Лермонтова.

На образе коня в этой строфе хочется остановиться особенно. Конь весел, игрив, «хвост по ветру распустив» Конь молод, беззаботен. Может быть, поэтому на воле. Если Пушкинский узник соединяется с орлом, то узник Лермонтова как бы противопоставляет себя коню. У героя Лермонтова нет «отрады».

Ещё один фольклорный образ – терем. Представим его себе. Терем пышный, высокий, прочный, девичий. Туда нет входа мужчине. Притяжательное местоимение «свой» убеждает читателя в этом («Черноокая далёко, в пышном теремё своём» ). Эта часть стихотворения безлична, здесь словно нет героя. Мир неволи в первом предложении: окно тюрьмы высоко. Всё остальное – прекрасный мир воли.

Читайте также:  А. с. пушкин "19 октября": анализ стихотворения

Что же объединяет узника с миром свободы? Мечты и желания. Но они недосягаемы.

3-я строфа. Темница. Здесь мы опять видим «я» героя, его мир, его чувства. В этой части нет мира воли. Герой одинок, у него нет «отрады». Предложим ребятам создать словарь настроения строфы.

Лексика создаёт ощущение одиночества, грусти, тяжести, безысходности: одинок я, нет отрады, стены голые, тускло, умирающий огонь. В первой строфе темница противопоставлена сиянью дня. И символы свободы сильные, яркие. В последней части стихотворения почти нет образов свободы.

Третья строфа противопоставлена первой. И насколько сильны образы свободы вначале, настолько «давят» слова темницы. Составим таблицу текстовых антонимов: сиянье дня – умирающий огонь, черногривый конь – безответный часовой, степь – стены кругом. «Стены (множественное число) голые кругом».

Круг замкнулся, замкнута дверь темницы, герой ходит по кругу и не может вырваться. И даже свет, луч не создают ощущения тепла и освёщенности: свет тусклый, а огонь умирает.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник» №5

Лермонтов также как и Пушкин в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».

Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня.

Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя.

Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.

«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».

Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную.

Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям.

Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Узник»

Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.

Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.

Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.

Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание.

Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме.

А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.

Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…

Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.

И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.

Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.

анализ стиха Лермонтова «УЗНИК»

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.). А. П.

Шан-Гирей вспоминает: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива». «Я, матерь божия, ныне с молитвою».

«Кто б ни был ты, печальный мой сосед». и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу». прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой». «Academia», Л. 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу». 1832 г. ) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил.

В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см.

перевод Козлова — «Молодая узница»). и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант». «Осужденный». «Цепи» — см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов». Л. 1924, стр. 55—57, где приведен сравнительный материал) .

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник». как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине». 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня». строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»).

Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. — «Письма». т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах». — «Отеч. записки».

1840, №

6, 7, 8, 9, 10 класс

Послушать стихотворение Лермонтова Узник

Темы соседних сочинений

← Тучи↑ ЛермонтовУмирающий гладиатор →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/uznik

«Узник» М. Лермонтов

«Смерть поэта» — пожалуй, самое известное произведение Лермонтова. Написано оно в 1837 году и посвящено трагической гибели Пушкина в результате дуэли с Дантесом. В свое время стихотворение вызвало недовольство властей. Михаил Юрьевич попал под арест. За расследованием следил лично Николай I.

За молодого поэта вступились друзья Александра Сергеевича и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, пустившая в ход все свои связи. В итоге Лермонтов оказался в Нижегородском драгунском полку, действовавшем на Кавказе. В высшем обществе к ссылке отнеслись по-разному.

Кто-то искренне сочувствовал Михаилу Юрьевичу, кто-то испытывал по отношению к нему враждебные чувства.

Согласно воспоминаниям троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, стихотворение «Узник» сочинено в феврале 1837 года. В это время Михаил Юрьевич как раз находился под арестом за «Смерть поэта». В тюрьме писать приходилось при помощи спичек, печной сажи и вина на клочках, сделанных из завернутых в серую бумагу кусочков хлеба.

«Узник» представляет собой переработку стихотворения «Желанье», датируемого 1832 годом. От оригинала неизменными остались только начальные четыре строки. В «Желанье» тюремная тема раскрывается довольно абстрактно. Здесь преобладает условно-символическое изображение тягот жизни арестанта. «Узник» отличается большей конкретностью.

В нем ощущается влияние автобиографического опыта. Изменения, которым подверглось стихотворение «Желанье» при превращении в «Узника», характерны для развития тюремной тематики в русской литературе девятнадцатого столетия. Романтического героя – абстрактного «пленника» или «узника» – постепенно вытеснил более конкретный образ «арестанта».

На смену романтической «темнице» пришла вполне реальная тюрьма.

Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком.

Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.

В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня.

В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».

Критика девятнадцатого века к «Узнику» отнеслась неоднозначно. Например, Белинский отзывался о нем неодобрительно. Стихотворение это он считал недостойным имени Лермонтова.

Источник: http://pishi-stihi.ru/uznik-lermontov.html

Анализ стихотворения «Узник» Лермонтова М.Ю

Удивительное по глубине и содержанию лермонтовское стихотворение «Узник», которое поэт написал под влиянием на него декабристского движения и того, что сделали дворяне, стремясь сделать свободным весь народ.

Известно, что молодой и очень талантливый поэт Михаил Лермонтов в своих произведениях затрагивал много тем.

Одна из них — это тема свободы, которой как раз и посвящен его стихотворный текст, который имеет такое глубокое название — «Узник».

Вольное лермонтовское стихотворение показывает читателю, что всегда стоит идти к своей мечте, быть вольными, ведь оказаться на свободе и узнать, что это такое.

Несмотря на то, что произведение это небольшое по — своему объему, но зато оно очень глубокое и емкое.

Молодой поэт в своем произведении попытался воплотить все мечты человека, который в некоторых жизненных ситуациях могут быть зависимы, и терять свою личную свободу. По сюжету он описывает человека, который оказывается за решеткой и мечтает о свободе.

Читайте также:  Вода - роль воды в природе и жизни человека

Но лирический герой автора не просто сидит за решеткой. Он видит, что там, на свободе, прямо под его окном ходит орел, который так же, как и герой внутреннее свободен.

Он ходит вокруг темницы, словно чувствуя, что за решеткой находит его брат по мыслям, по взглядам. Поэтому он также готов клевать кровавую пищу.

Лишь бы быть независимым и свободным, но зато его мечты стремятся к далеким морям и горам, где дышится легко и где светло, так как люди там свободны.

Поэт делает удачные попытки описать те чувства, мысли и желания человека, который вдруг оказался за решеткой. И совсем неважно, как он очутился в тюремных застенках, другое дело то, что, что он чувствует и к чему стремится.

Главное, что, находясь в тюрьме, человек остался верен себе и продолжает мечтать и стремиться к чему-то, к свободе.

А ведь известно, что пока он мечтает, ждет и надеется, то он будет счастливым человеком, так как знает и понимает, что он хочет в этой жизни.

Для молодого поэта Лермонтова тюрьма — это не просто сумрачное здание, где люди страдают и гибнут. Это не то место, где в каждой камере сидят узники.

Так для человека, по мнению автора, может стать даже комната в собственном доме, или ссылка в родное имение, где кажется таким близким и знакомым, но радости оно может и не приносить.

Но было у молодого поэта и другое сравнение, например он сравнивал тюрьму и неволю с жизнью в армии, где тоже страдали люди, и порой им приходилось еще хуже, чем в тюрьме.

Молодой и талантливый поэт Михаил Лермонтов пытается в своем стихотворении «Узник» дать объяснение того, что такое тюрьма. Но рассматривает его с разных сторон, поэтому и объяснений у него получается два.

Например, стены его комнаты или даже квартиры легко могли стать камерой для человека, чья душа проситься на свободу и волю. А те, кто находится за дверью этой комнаты, могут быть часовыми, которые не смогут дать ответы на все вопросы. А может быть, это даже сама смерть вдруг стала часовым.

Но вот смерти точно уже невозможно задать вопросы, так как она на них отвечать не сможет. И все тогда будет бесполезно!

А каковы же мечты узника, который томится в заточении? Поэт старается описать мгновение, когда будет стремление к свободе, стремление к мечте. А нужно такому узнику всего-то ничего — свободу, любовь, мечту.

На воле его постоянным спутником будет лишь только ветер, который будет знать все его мысли. И это не только мечты узника, но, наверное, и самого молодого поэта. Ведь каждый человек мечтает дышать свободно и без всяких условностей.

А ведь в мире человек постоянно от чего-то или кого-то зависит, и Лермонтов показывает, что эта зависимость тоже есть заточение.

Практически каждый человек мечтает быть свободным и независимым, но добиваются этого меньшинство. А когда человек вдруг неожиданно получает долгожданную свободу, то он даже не знает, что с ней потом делать. И тогда может возникнуть сомнение или вопрос о том, а зачем стремился к этой свободе, зачем она вообще-то нужна. И, узник, мечтает, но это не значит, что его мечты сбудутся.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Философская тема проходит через лермонтовское стихотворение, которое читается на одном дыхании.

Видно, что поэт и сам не раз задумывался над темой свободы и вольности, о том, нужна ли она человеку, как стать свободным человеком и что может принести свобода человеку, если он не подготовлен к ней.

Но самое интересное, что поэт искал и пути, которые помогут привести всю страну, и народ, который живет на его родной земле к свободе. Вольность может быть дана человеку, но он должен понимать, зачем она дана, иначе это уже будет не во благо человеческой жизни, а ей во вред.

Трогательное лермонтовское стихотворение, повествующее об узнике, интересно по своей композиции и по своей идеи. Узником своих желаний может стать любой человек, но нужно всегда стремиться к высоким нравственным идеалам.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-lermontova-uznik.html

Анализ стихотворения Лермонтова Узник 9 класс

Самое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился: его арестовали.

Родные вступились за него, бабушка подняла все свои связи, и для Лермонтова была приготовлена более мягкая участь: ссылка на Кавказ. Но пока поэт сидел в тюрьме, ему тоже хотелось писать стихи. Правда, писать приходилось спичками и подобием чернил. В таких условиях появилось стихотворение «Узник». Оно мрачное и тягостное, но осознаёшь это не сразу.

Начинается «Узник» весело и задорно. Лирический герой кричит: дайте ему коня, девицу и сияние дня! Отворите ему стены тюрьмы! Он расцелует девицу, вскачет на коня и помчится в поле наслаждаться свободой. Радость сквозит в первом восьмистишии. Герой всё может, ему все двери открыты… или нет?

Он вспоминает, что двери тюрьмы ему никто не откроет. Дверь тяжела, и на ней висит замок. Зарешёченное окно высоко. Красавица живёт в своём тереме, скучает или нет – неизвестно. Конь мчится по полю без узды и седла, он наслаждается свободой без всадника. Кому, как не коню, вдыхать воздух поля.

Совсем не то. Реальность оказалась мрачнее сладких грёз. Наш герой всё-таки сидит в тюрьме, он удерживается там по неизвестным причинам, и никто его не собирается выпускать. Что делать? Ничего. Сидеть и скучать. Лермонтов спасался стихами, а как коротает свои дни лирический герой – неизвестно. Второе восьмистишие мрачнее первого.

Герой одинок, и нет ему отрады. На стенах тюрьмы нет украшений, радующих глаз, они голые, серые и скучные. Свет лампады догорает, и скоро всё погрузится во тьму. Всё, что слышно в каменном мешке – мерный шаг часового. И царит ночь. Таков тюремный быт лирического героя, и таким был тюремный быт Лермонтова. Это уже не мрак, а депрессия.

Но это правда. Стихотворная правда, без которой никуда. Она не обязана быть красивой и сладкой, совсем нет. Она должна показывать жизнь без прикрас, потому что только такое искусство переживёт столетия и будет читаться потомками.

Лермонтов написал мрачное стихотворение, потому что сам сидел в тюрьме. На Кавказе будет совсем другая поэзия, но пока так.

Анализ стихотворения Узник Лермонтова

Лермонтовым в период, когда его арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.

Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе — ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе.

Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях.
Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы.

Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.

Кульминация «Узника» спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.

Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям.

Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить.

Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.

6, 8, 9, 10 класс, по плану. Художественное средства

  • Анализ стихотворения Сурикова Зима 5 классСтихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой — это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.
  • Анализ стихотворения Гумилева КенгуруНиколай Гумилёв и Анна Ахматова не смогли создать счастливый брак. Анна считала, что она согласилась на брак с навязчивым молодым человеком только из-за того, что опасалась самоубийства Гумилёва. Он догадывался, что Анна любит его не особо,
  • Анализ стихотворения Фета Летний вечер тих и ясенВ этом прекрасном произведении, которое по своей сути носит чисто лирический характер, который очень тесно граничит с пейзажной лирикой, лирический герой показывает всю прелесть русской природы, которая готовится подвести итоги прожитого дня.
  • Анализ стихотворения Ахматовой РеквиемАнна Ахматова выдающаяся женщина, на долю которой выпало слишком много испытаний. Главную и немало важную роль для написания поэмы «Реквием» сыграли личные проблемы поэтессы. Страшные годы, в которых оказалась страна,
  • Анализ стихотворения Брюсова СумеркиСтихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/uznik-9-klass

Михаил Лермонтов — Узник: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Анализ стихотворения «Узник» Лермонтова

Стихотворение «Узник» является одним из самых известных и популярных в народе произведений Лермонтова. Немаловажную роль играют обстоятельства, при которых оно было написано.

Поэт находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта», поэтому воспринимался в демократических кругах в качестве невинной жертвы, пострадавшей за свои убеждения. Лермонтова угнетало не только заключение, но и отсутствие чернил и бумаги.

За время нахождения под стражей он все-таки сумел написать несколько стихотворений, используя обгоревшие спички и бумажные обрывки. В этой «романтической» атмосфере и было создано произведение «Узник».

Стихотворение написано в несвойственном для Лермонтова стиле. Его ритм, конструкция и использованные образы несут в себе черты народного фольклора. В каком-то смысле первые две строфы напоминают волшебную сказку о приключениях главного героя.

Он заключен врагами в темницу, но не теряет оптимизма и сразу же заявляет о своих законных правах. Герой не просит и не умоляет, он громко требует: «Дайте мне… черноглазую девицу, черногривого коня!». В этих древних народных образах заключается все представление автора о свободе и вольности.

Лермонтов даже не упоминает о какой-либо мести недругам. Поцеловав «красавицу младую», герой стремительно уносится верхом в бескрайнюю степь.

Читайте также:  Н. а. заболоцкий "не позволяй душе лениться...": анализ стихотворения

Во второй строфе оптимизм автора идет на спад. Волшебные образы еще не пропадают, но уже значительно отдаляются. Дверь темницы заперта на тяжелый замок, «черноокая… в пышном тереме», «конь в зеленом поле». Образ коня описан более подробно. Он подчеркивает одиночество и безнадежное положение лирического героя.

В третьей строфе автора уже полностью охватывает пессимизм. Конец стихотворения резко контрастирует с началом. Узник прощается со своими волшебными иллюзиями и принимает суровую действительность. Его охватывает чувство невероятного одиночества.

Жизненное пространство от необъятной степи сворачивается в четыре «стены голые», освещенные слабым светом лампады. Этот огонек только усиливает тоску заключенного. Единственными звуками в полной тишине становятся размеренные и однообразные шаги часового.

Эпитет «безответный» указывает, что охране было строго запрещено общаться с узником. Поэтому даже близкое присутствие хоть какого-то человека ничего не меняет.

Оригинальная конструкция и содержание стихотворения «Узник» сделали его впоследствии популярной народной песней. Оно особенно ценилось среди различных революционеров и противников царской власти.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Узник на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-uznik/

Анализ стихотворения михаила лермонтова «узник»

ALLPOETRY

2018-03-14 15:51:16

«Смерть поэта» — пожалуй, самое известное произведение Лермонтова. Написано оно в 1837 году и посвящено трагической гибели Пушкина в результате дуэли с Дантесом. В свое время стихотворение вызвало недовольство властей. Михаил Юрьевич попал под арест. За расследованием следил лично Николай I.

За молодого поэта вступились друзья Александра Сергеевича и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, пустившая в ход все свои связи. В итоге Лермонтов оказался в Нижегородском драгунском полку, действовавшем на Кавказе. В высшем обществе к ссылке отнеслись по-разному.

Кто-то искренне сочувствовал Михаилу Юрьевичу, кто-то испытывал по отношению к нему враждебные чувства.

Согласно воспоминаниям троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, стихотворение «Узник» сочинено в феврале 1837 года. В это время Михаил Юрьевич как раз находился под арестом за «Смерть поэта». В тюрьме писать приходилось при помощи спичек, печной сажи и вина на клочках, сделанных из завернутых в серую бумагу кусочков хлеба.

«Узник» представляет собой переработку стихотворения «Желанье», датируемого 1832 годом. От оригинала неизменными остались только начальные четыре строки. В «Желанье» тюремная тема раскрывается довольно абстрактно. Здесь преобладает условно-символическое изображение тягот жизни арестанта. «Узник» отличается большей конкретностью.

В нем ощущается влияние автобиографического опыта. Изменения, которым подверглось стихотворение «Желанье» при превращении в «Узника», характерны для развития тюремной тематики в русской литературе девятнадцатого столетия. Романтического героя – абстрактного «пленника» или «узника» – постепенно вытеснил более конкретный образ «арестанта».

На смену романтической «темнице» пришла вполне реальная тюрьма.

Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком.

Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.

В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня.

В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».

Критика девятнадцатого века к «Узнику» отнеслась неоднозначно. Например, Белинский отзывался о нем неодобрительно. Стихотворение это он считал недостойным имени Лермонтова.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/863/lermontov-m-yu

Сравнительный анализ стихотворений Узник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова факультативное занятие по словесности в 9-м классе

  • Якубович Ираида Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • формировать умения и навыки сопоставительногоанализа лирических произведений разных авторов;
  • развивать ассоциативное мышление и творческоевоображение учащихся.

Оборудование:

портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, выставка книг, толковый словарь под

ред. С.И. Ожегова.

План урока.

  1. Слово учителя.
  2. Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.
  3. Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

На сегодняшнем уроке мы сопоставим два стихотворения разных авторов с одинаковым названием – “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю.

Лермонтова.

Опрос по основным литературоведческим понятиям с записью на доске (словарная работа): метафора, гипербола, эпитеты, сравнения, антитеза

и т.п.

  1. Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.

Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Узник”
(читает заранее подготовленный ученик).

Учитель: Давайте обратим внимание на первую строку пушкинского “Узника”. Какую эмоциональную окраску несут здесь

существительные? (Они передают мрачное, тяжелое положение узника – лирического героя

стихотворения).

Учитель: Звучат слова о неволе: нет тепла, уюта, (“сырой”), нет свободы (“за решеткой”), нет движения (“сижу”), нет света (“в темнице”). Какое

чувство нарастает в первой строфе? (Ощущение неволи; движения второго узника-орла – тоже однообразны, скованны: “махая крылом”, “клюет”,

“бросает”…)

Какое значение здесь имеет слово
“гуляет”? (Работа с толковым словарем. “Гулять” — двигаться свободно, избирать путь по

своему желанию).

— Мы видим, что на смену напряженной интонации второй строфы приходит интонация возвышенно

напевная. Благодаря чему? (Благодаря параллельной связи предложений: (2,3,4 строки раскрывают содержание первой, усиливая чувство) и повторам лексическим (пора туда, где), повторам синтаксическим (сходство предложений), повторам фонетическим (пора — брат – пора- гора – края –

ветер да я).

Учитель: Все это позволяет читателю ощутить, что лучше свободы ничего нет, что это естественное состояние мира и что человек – частица его – должен быть свободным. Это стихотворение приобрело народно – песенный характер, стало песней, которая выражает

стремление к свободе.

Вывод. Итак, стихотворение было написано в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, Пушкиным-романтиком, воплотившим мечту человека о свободе. Это его желание естественно. Прошло 17 лет, и другой поэт, М.Ю.Лермонтов, пишет свое

стихотворение “Узник”.

  1. Анализ стихотворения “Узник”
    М.Ю.Лермонтова.

Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова
“Узник” (читает заранее подготовленный ученик).

— Каков размер этого стихотворения? (Четырехстопный хорей, автор подчеркивает пессимистическое начало в настроении

лирического героя).

— Какова интонация начала стихотворения?
Обратите внимание на глаголы. (“Отворите”, “дайте”, “поцелую”, “вскочу”, “полечу” —

отмечается динамичность происходящего).

— Найти значение слова “динамичность” в
толковом словаре (Динамичность – быстрота,
скорость).

— Какой эмоциональный смысл несут слова: “сиянье дня”, “черноглазую девицу”,

“черногривого коня”, “красавицу”, “сладко”? (Положительный).

— Какой художественный прием лежит в основе
этого стихотворения? (Антитеза).

Красота, воля есть в мире, но не для узника, а во 2 и 3 строфах показано то, что окружает узника: “окно высоко”, “дверь тяжелая с замком”, “стены голые кругом”, “тускло светит луч лампады”, “мерными шагами ходит …безответный

часовой”.

— Как меняется эмоциональная окраска лексики? (“Одинок”, “нет отрады”, “тускло”,

“умирающим”).

— Есть ли здесь связь с пушкинским
стихотворением? В чем она проявляется? (Появляются символы свободы, гармонии с миром: “черноглазую девицу”, “красавицу младую”, “черногривого коня”, “в степь, как ветер,

улечу”).

— Чем же является “свобода” для узников
Пушкина и Лермонтова? (Важнейшим благом,
человеческой ценностью. Это у них общее).

— А различие проявляется в чем?

  • А.С. Пушкин “Узник”. Сначала – тоска узника по воле, затем – реализуемая мечта о свободе; стихотворение заканчивается на мажорной, радостной ноте. Мы понимаем, что поэт верит в возможность свободы, торжество которой вконце стихотворения вполне реально.
  • М.Ю. Лермонтов “Узник”. В начале стихотворения поэт воспевает свободу, а в конце появляется чувство безнадежности; лирический герой абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал. Свобода здесь предстает как недостижимая мечта, котораясталкивается с жесткой реальностью.

Учитель:Итак, сопоставление двух стихотворений с одинаковым названием “Узник” Лермонтова и Пушкина помогло нам понять чувства и мысли каждого поэта, увидеть разницу в их

мироощущении.

Прочитать стихотворение А.Фета “Узник”. Сравнить это стихотворение со стихотворением А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Отметить, чем

различаются стихотворения и что у них общего.

Литература:

  1. Альбеткова Р.И. “Учимся читать лирическое произведение”: (Книга для учащихся). – М.: “Дрофа”, 2003. –(За страницами школьного

    учебника).

  2. Лермонтов М.Ю. “Избранные произведения”.- М.:
    “Художественная литература”,1987.
  3. Маймин Е.А. “Опыты литературного анализа”.- М.:
    Просвещение, 1972.
  4. Пушкин А.С. “Сочинения в трех томах”. Том 1.- М.:
    “Художественная литература”, 1985.
  5. Я иду на урок литературы”: 10 класс: Книга для
    учителя.- М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000.

Источник: http://koshkinsad.ru/2911/

Анализ стихотворения Лермонтова Узник

Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.

Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое не одобрили высокопоставленные чиновники. За свое творчество автор попал под арест.

Так как писать в тюре было не на чем, то Лермонтову приходилось икать подручные средства: спички, вино, сажа, кусочки серой бумаги от хлеба.

Стихотворение «Узник» написано четырехстопным хореем. Сюжет произведения условно можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой оптимистичный, желает жить, он уверен, что воля близка. В душе арестанта есть надежда на спасение. Он представляет себя ветром в степи. И в то же время герой тоскует по черноокой девушке и смелому коню.

Во второй части стихотворения все надежды героя рухнут. Он начинает осознавать, что свобода далеко от него, на воле только его конь, который разгуливает по широким полям. В завершающей части говорится о безвыходности героя. Узник чувствует себя одиноким и никому не нужным. Кругом голые стены, лампа, которая скоро потухнет.

А видит он только часового, который гуляет за его дверями. Часовой будто смерть поджидает узника.

Сюжет произведения можно трактовать иначе: в юности человек строит планы и возлагает надежды на лучшее будущее, с годами начинает осознавать, что жизнь пролетела и финал уже близок, а в конце – каждый остается один на один со смертью.

Тема произведения – свобода и воля. Для узника она кажется неосуществимой мечтой.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов использует перекрестную рифму, а в конце – парную. В произведении автор использует средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.

Таким образом, узник стремится к свободе, но осознает, что это желание неосуществимо. У него не осталось сил бороться с несправедливостью, и он готов сдаться.

Анализ стихотворения Узник по плану

Анализ стихов автора:

Узник

Возможно вам будет интересно

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича «Бесы» с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью.

Стихотворение было написано поэтом в 1957 г. по поводу необыкновенно раннего московского снегопада. С первого взгляда произведение кажется простым и похожим на обыкновенную детскую считалочку. Это подчеркивается многократно повторяемым рефреном

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение

Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе

Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-uzn/

Ссылка на основную публикацию