Л.н. толстой «кавказский пленник»: описание, герои, анализ произведения

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века.

Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен.

В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.

Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.

Толстой Кавказский пленник

Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе.

Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили.

Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие. Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.

И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп.

Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя.

Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.

Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.

Толстой Кавказский пленник главные герои

В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки.

Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства.

Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.

Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.

Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.

Толстой Кавказский пленник главная мысль

Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.

План

1. Жилин получает письмо от матери
2. В дороге офицер попадает в плен
3. Костылин также в плену
4.

Письма о выкупе
5. Место жительства в плену и условия проживания
6. Первая попытка побега. Неудачный побег
7.

Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка

  • для читательского дневника жанр и тема Толстой кавказский пленник
  • толстой кавказкий пленник жанр и тема для читательского дневника

Источник: http://sochinyshka.ru/tolstoj-analiz-proizvedeniya-kavkazskij-plennik-plan.html

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – моя главная книга жизни

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей № 4»

Секция «Мои главные книги жизни»

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого –

моя главная книга жизни

                                        Автор: Афанасьева Анастасия,

                                                     учащаяся 5в класса

                                                                           МОУ «Лицей № 4» г. Саратова

                                                            Научный руководитель: Абакуменко С. В.,

                                                                    учитель русского языка и литературы

Саратов, 2010 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2

Глава I «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни………3

  1. «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»…..3
  2. Особенности человеческих отношений в рассказе………4

Заключение……………………………………………………………..7

Литература………………………………………………………………8

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..……….9

Введение

В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации.

Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни.

Таковым становится и образ «кавказского  пленника» –  человека высокой нравственности.

Вообще, в XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.

 Так, в рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков.

Цель работы заключатся в отслеживании и объяснении причин становления и развития характеров героев рассказа, их нравственности.

Перед нами стоят следующие задачи:

    1.    провести анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;

    2.    выделить отличительные черты каждого из героев;

    3. определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника».

Объектом исследования выступает  характер героя, как носителя нравственности, нравственных ценностей.

Предметом исследования становится непосредственно сам художественный текст – «Кавказский пленник».

Глава 1

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни

  1. «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»

«Кавказский пленник» – последнее произведение в «Русской книге для чтения». В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть лучшим своим произведением, потому что, по его мнению, именно здесь ему удалось наиболее естественно использовать лучшие художественные средства народной поэтики.

Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования, произведение написано в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла. Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир».

И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.

И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью.

Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере –  все то, что людям кажется привычным и нормальным»[1].

Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.

Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза – спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим  анализом.

Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого»[2].

Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Он бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя.

Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин). Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

  1. Особенности человеческих отношений в рассказе

Надо сказать, что подробное, «бытовое» описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала.

«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Характер главного героя соответствует фамилии, он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.

Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя.

Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был»[3], «Хоть невелик ростом, а удал был»[4], — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л.

Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел»[5]. Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.

В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка»[6].

Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Читайте также:  Рассказ: иван шмелёв "рождество"

Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание.

Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании, а не в революциях. Так в данном рассказе утверждаются любимые мысли Л. Н.

Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои.

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности.

Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала»[7].

Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика.

Ко времени написания рассказа Толстой окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению «прижиться» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды.

Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет «Азбуку» для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны.

«Кавказский пленник» напечатан в 4-й книге «Русских детских книг для чтения», то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен.

Также, нами был проведен опрос среди 5-7 классов (60 человек) нашего лицея. Результаты анкетирования представлены в приложении.

Заключение

Итак, чтение рассказа «Кавказский пленник» увлекает читателя. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной.

Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе – вот особенности восприятия литературного произведения, но читатель должен и развиваться, обогащать восприятие, учиться проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Обращает на себя внимание нравственная проблематика рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает следующую  проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких – нет и почему?

Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и глубоко актуальны, потому что в жизни все большее место занимают отношения дружбы, товарищества.

Литература

  1. Афанасьева Т.М., Толстой и детство, М., 1978 г.
  2. Буланов А.М., Философско-этические искания в русской литературе 2 половины XIX века, М., 1991 г.
  3. Войнова Н.М., Русская литература XIX века, М., 2004 г.
  4. Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература.        5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.
  5. Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.
  6. Толстой Лев Николаевич//Краткая литературная энциклопедия.-т.7.-М., 1972.
  7. Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.
  8. Шкловский В. Лев Толстой.-М.,1963 – (ЖЗЛ).

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Знаком ли Вам рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

«Да, знаком» – 54 человек.

«Что-то слышал» – 5 человек.

«Затрудняюсь ответить» – 1 человек.

  1. Помните ли Вы, кто является главным героем рассказа?

«Да, помню» – 54 человека.

«Затрудняюсь ответить» –  6 человек.

  1. Какими, на Ваш взгляд, чертами характера обладает главный герой – Жилин?

«Храбрость, отвага»  – 45 человек.

«Честность, преданность, благодарность»  – 31 человек.

«Заботливость, доброжелательность»  – 22 человека.

«Предупредительность, дальновидность»  – 14 человек.

  1. Как Вы считаете, является ли образ главного героя «характером народным»?

«Да, считаю»  – 48 человек.

«Скорее нет, чем да»  – 8 человек.

«Нет, это не «народный характер»  – 4 человека.

  1. Считаете ли Вы рассказ «Кавказский пленник» своеобразной книгой жизни?

«Да, считаю»  – 40 человек.

«Скорее нет, чем да»  – 16 человек.

«Нет» – 4 человека.

[1] Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.

[2] Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.

[3] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.

[7] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/06/17/kavkazskiy-plennik-l-n-tolstogo-moya-glavnaya-kniga-zhizni

Образ и характеристика Жилина в рассказе Толстого Кавказский пленник сочинениие

Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война.

Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги.

Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.

Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.

Несмотря на все тяготы и трудности нахождения Жилина в плену, он ведет себя как настоящий мужчина, истинный офицер.

В отличие от Костылина, который оказывается на самом деле трусливым человеком, Иван отгоняет от себя грустные мысли, вынашивая план побега, не отчаивается и начинает заниматься привычными для него делами.

То он своими руками делает татарским детишкам глиняные игрушки, занимается ремонтом оружия, даже оказал помощь в лечении одного знатного татарина. Жилин – добрый и трудолюбивый парень, он не может отказать в помощи человеку, которому плохо.

Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.

Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.

Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.

С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.

Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.

В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Сочинение про Жилина

Главный герой рассказа — русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.

Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа.

Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес.

Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.

Два пленника ведут себя по – разному. Костылин, и так показавший себя предателем в пути, падает духом, постоянно ноет, жалуется. Жилин же, наоборот, что бы отогнать грустные мысли, старается занять себя любым возможным делом. Он и часы своим мучителям чинит, и оружие. Заводит дружбу с девочкой Диной и дарит ей глиняных куколок.

За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.

Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.

Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.

И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.

Фамилию «Жилин» автор дал своему герою как характеристику – крепкий и физически и морально, выносливый.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-zhilina-v-rasskaze-kavkazskij-plennik

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами — Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

Читайте также:  Природа, растения и животные хабаровского края

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин — только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».

«А Костылин — мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.

А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей.

Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.

На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.

Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Здесь искали:

  • сравнительная характеристика жилина и костылина
  • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • характеристика жилина и костылина

Источник: http://sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhilina-i-kostylina-geroev-rasskaza-kavkazskij-plennik/

Кавказский пленник главные герои | Инфошкола

30 Ноябрь 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   29754

Жилин и Костылин в рассказе Л.Н. Толстого два главных героя: Жилин и Костылин. Они
офицеры русской армии, служили на Кавказе. Автор с первых страницпротивопоставляет своих героев. Уже их фамилии показывают разницу их характеров.

Жилин и Костылин

Жилин — от слова «жить». Он может выжить в любых условиях, что и происходит. Жилин мне представляется высоким стройным человеком. Он привык доверять слову офицера, поэтому он верит Костылину. что тот его не бросит.

Фамилия Костьшин происходит, по моему мнению, от слова «костылю). Это никчемный человек. Он может только хвастаться. Костылин ничего не может сделать для себя сам. Когда они с Жилиным в первый раз сбежали из плена, Костылин начал плакать. Сначала ему жали сапоги, потом он стер ноги. Костылин был грузным и толстым мужчиной. Несмотря на это, Жилин взвалил его себе на плечи и долго нес.

Герои противопоставляются и своими характерами. Жилин умеет быть добрым. Он простил Костылину его бесчестный поступок и помог ему при побеге. Жилин делал Дине игрушки, хотя она была дочерью врага.

Днем жилин что-то мастерит, а ночью копает подкоп, чтобы потом сбежать. Костылина же ничто не интересует, кроме своей персоны. Жилинне может сидеть без дела. Он ремонтирует в татарском ауле разные вещи. А Костылин сидит просто так.

Он сидит в сарае и считает дни, когда придет письмо, или спит.

Костылин не хочет принимать и понимать других людей. Но Жилин не идеальный человек. Когда они первый раз сбежали, Жилин думает о Костылине: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать!» Но в то же время он все равно его не бросил.

И хотя побег был неудачен именно из-за Костылина, Жилин второй раз предложил ему бежать с ним. Костылин отказался. Я думаю, что он просто хотел отсидеться. Он не пошел с Жилиным, потому что боялся боли.

А еще Костылин представил, что с ними будет, если поймают во второй раз. Костыпин — трус.

Жилин сумел прижиться во враждебном ему обществе, поэтому смог не только выжить, но и сбежать из плена. Костылин ничего не предпринимал, чтобы освободиться самому. Конец рассказа подводит итог противопоставлению двух героев.

 Жилин освободился сам, он сумел сбежать из плена. Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч, привезли еле живого. Еще одна деталь: Жилин остался служить на Кавказе. А о Костылине автор ничего не говорит.

Скорее всего он уехал домой, чтобы рассказывать трагическую историю о своем плене.

Источник: https://info-shkola.ru/kavkazskij-plennik-glavnye-geroi/

Кавказкий пленник – художественный анализ. Толстой Алексей Николаевич

В середине прошлого столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай Первый послал свои войска завоёвывать кавказские земли.

Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых торных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Русские обозы двигались от одной крепости к другой только под усиленной охраной.

Лев Николаевич Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских (Войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Кавказкий пленник.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Друзья — Толстой и Садо, по кавказскому обычаю, поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца.

И вот, .когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным.

Однако Садо не растерялся. Он грозно целился. из ружья в приближавшихся преследователей и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.

Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Она и теперь хранится в московском Музее Л. Н. Толстого.

Во время Кавказской войны, тянувшейся более двадцати лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.

Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их жизни в плену.

События Кавказской войны запечатлены Толстым в рассказах «/Кавказский пленник», «Набег» и «Рубка леса», написанных в годы его службы в армии.

Через полвека писатель снова вернулся к кавказской теме и написал замечательную повесть «Хаджи-Мурат».

В этих произведениях Толстой сурово осуждал царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа.

Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племён.

В то же время в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам.

Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает, как храбрый русский офицер Жилин был взят ногайскими татарами в плен и увезён в аул. Жители аула со страхом смотрели на пленника. «Как на зверя косятся», — говорит Толстой.

А один старый горец, бывало, «как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся». Он чуть не застрелил пленника за то, что тот подошёл близко к его сакле. Семь сыновей этого старика погибли на войне, а восьмого он сам убил, когда сын перешёл к русским.

Этот старик «первый джигит 'был, он много русских побил, богатый был».

Такие джигиты, как этот старик, ненавидели не только русских, но и всех других «иноверцев», чуждых мусульманской религии. Ослеплённый ненавистью, старик требовал немедленной расправы с пленником.

По-другому относились к Жилину простые горцы. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за весёлый, общительный характер, за ум.

Героиня рассказа юная Дина тоже сначала боялась Жилина. Вот как об этом рассказывает писатель.

Отец велел Дине принести воды напоить пленника. Дина принесла жестяной кувшинчик, подала воду и «сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого».

А когда Жилин напился и подал ей кувшин — «как она прыгнет прочь, как коза дикая». Но с каждой новой встречей страх Дины проходил.

Добрая и отзывчивая девочка всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала ему чем могла.

Дина спасла Жилина, когда ему после неудавшегося побега угрожала казнь. Чувство жалости и любви к хорошему, ни в чём не повинному человеку помогло Дине преодолеть страх. Рискуя своей жизнью, она освободила Жилина из неволи.

(Школьники нередко называют «Кавказского пленника» рассказом «про Жилина и Костылина». И действительно, спутником Жилина и его товарищем по плену был офицер Костылин. Это грузный, неповоротливый, трусливый человек, по вине которого Жилин попал в плен. — Из-за него же не удался и. первый побег пленников из аула.

Сравнивая их поступки, их поведение в трудные минуты, их характеры и даже внешний облик одного и другого, мы видим, что все симпатии «писателя ла стороне Жилина — простого, честного, храброго и стойкого в беде человека, смело идущего навстречу опасностям.

А на таких людей, как Костылин, ни в чём нельзя положиться. Они и товарища подведут в трудную минуту и себя погубят. На пути из плена Костылин совсем выбился из сил и стал уговаривать Жилина: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».

Нет сомнения, что на месте Жилина он так бы и сделал. А тот, хотя и сердился на Костылина и устал не меньше, чем он, но ответил твёрдо и решительно: «Нет, не пойду, не годится товарища бросать». Подхватил обессилевшего Костылина на плечи и с тяжёлой ношей двинулся дальше.

Только так и могут поступать настоящие воины.

Читайте также:  Канада. география, описание и характеристики страны

Рассказ «Кавказский пленник» написан с поразительным искусствам. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула. Не многие из художников слова умеют описывать природу так, как умел Толстой. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.

Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит».

Всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой.

Несколькими красочными штрихами Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев.

Вот Дина — с её чёрными глазами, которые в темноте светятся, «так и блестят, как звёздочки», с её ручонками «тоненькими, как прутики», с её звонкам, радостным смехом.

Вот Жилин — ладный, ловкий, невысокий ростом, очень живой, подвижный, приметливый. А вот его неудачливый спутник Костылин — «мужчина грузный, пухлый…».

Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Фразы здесь нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее: «Выехал Жилин вперёд…

», «Хотел он подняться…», «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая…» и т. д.

Так строя фразы, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким к разговорному.

«Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» — учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», — говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну.

Став учителем, Толстой понял, что для народных сельских школ нужны хорошие учебные книги и пособия.

«Азбука» Толстого и явилась хорошей учебной книгой, по которой учились «грамоте несколько поколений русских детей. «Азбука» «состоит из четырёх книг. Каждая из них содержит басни, сказки, увлекательные рассказы. Толстой включил в «Азбуку» много загадок, (пословиц, поговорок.

Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала.

Для этого он много занимался физикой, математикой, астрономией и другими науками, знакомился с «греческой, индийской, арабской литературами, изучая сказки, были, исторические предания многих народов.

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». «Кавказский пленник» вполне отвечал этим требованиям, и писатель был им очень доволен.

Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Познакомившись в школьные годы с героями этого рассказа, мы запоминаем их на всю жизнь.

Такова сила настоящего, большого искусства.

К. Ломунов

Источники: Толстой Л. Н. Кавказский пленник. Рассказ. Рис. Ю. Петрова. Чечено-Ингушское книжное «издательство, Грозный, 1978. 48 с.

Аннотация: В этой книге вы прочитаете о приключениях храброго и умного русского офицера Жилина, попавшего в плен к горцам и сумевшего убежать из плена.

Рассказ этот так замечательно написан, что каждый, прочитав его в детстве, запоминает на всю жизнь его героев.

Источник: http://www.testsoch.info/kavkazkij-plennik-xudozhestvennyj-analiz-tolstoj-aleksej-nikolaevich/

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Цель:

обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы

Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

ВЫВОД

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

СПАСИБО

ЗА УРОК!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/zhilinikostylinsravnitielnaiakharaktieristikaghieroievrasskazalntolstoghokavkazskiipliennik

Материалы к урокам

Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев) Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики — «Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). Вместе с ребятами составляем план  и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

214306 просмотров

Спор о принципах (взгляды Базарова и Павла Петровича Кирсанова)
Сравнительная таблица

333085 просмотров

Учимся писать сочинение
Тема1. «Спор о принципах» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Как понимать тему? Под принципами понимаются общественная позиция, философские взгляды, отношение к любви, природе, искусству. Следовательно, в сочинении нужно ответить на вопрос: в чем суть разногласий…

7744 просмотров

Тест А3
Составлен учениками 10а класса лицея №226

1115 просмотров

В1 Словообразование
Материал с сайта Перовой Инессы Николаевны

971 просмотров

А24
А24

1008 просмотров

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Презентация. Выполнила ученица 9г класс Кочурова Анастасия

1488 просмотров

А23
А23

808 просмотров

А21, А22
С сайта Е.А. Захарьиной

798 просмотров

А 20
А 20

774 просмотров

А15
А15

801 просмотров

Тесты ЕГЭ А19, А20
С сайта Е.А. Захарьиной

1343 просмотров

Таблицы по пунктуации
вся теория

1974 просмотров

Таблицы по орфографии
вся теория

1769 просмотров

н и нн в разных частях речи
теория и упражнения

1746 просмотров

Подготовка к ЕГЭ
Это папка, составленная и материалов, взятых в Интернете, а также разработанных мною или учениками для подготовки к ЕГЭ (теория, тесты)

1577 просмотров

Способы передачи чужой речи (презентация) Автры: ученики 9 г класса Кочурова Анастасия, Гогин Михаил, Останен Валерия, Иванова Александра

Способы передачи чужой речи.

1163 просмотров

Виды аргументов для сочинения в формате ГИА и ЕГЭ

1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев, о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай. Обязательно указать место, время, имена, подробные обстоятельства, источник…

2510 просмотров

Источник: http://www.berestovitskaya.ru/materialy-k-urokam/literatura/uchimsya-pisat-sochinenie-zhilin-i-kostylin-sravnitelnaya-kharakteristika-geroev/

Ссылка на основную публикацию