Купальская ночь в русской литературе

Купальская ночь в русской литературе

(Картина художника Кожина С. Л. Иван Купала. Гадание на венках)

Ночь на Ивана Купалу – самый яркий праздник славянского лета. Корни его уходят в незапамятную древность. Этот праздник окружён мифами и легендами.

Он очень поэтичен: романтика любви и тайны пронизывает Купальскую ночь, расцветая в строках фольклора. Но не только в народных песнях отражена красота Купальской ночи.

Писатели и поэты XIX – XX веков тоже обращались к мифологической тематике купальских костров и цветущего папоротника.

Самым впечатляющим описанием ночи на Ивана Купалу русская литература обязана Николаю Васильевичу Гоголю: «Дикой бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных.

Тут же и простые листья папоротника. Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь.

Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя…».

А вот строки из стихотворения «Купальская ночь» Петра Якубовича:

Видимо для глаза и для уха слышно Вырастают травы; расцветает пышно Папоротник вещий, и с разрыв-травою

Шепчется, кивая яркой головою…

Сергей Есенин, певец русской природы и русских традиций, обращается к теме Купальской ночи в двух стихотворениях.

За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало,

Погорают мох и пни…

Нетрудно заметить, что в этом стихотворении поэт берёт за основу традиционные обрядовые песни. Жизнеутверждающее начало вплетается в есенинские строки: «Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех…».

А вот другое стихотворение этого поэта:

Матушка в купальницу по лесу ходила, Босая с подтыками по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли…

Лирический герой рождается в Купальскую ночь:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Но будет ли счастье у «внука купальской ночи»? Или ждёт его судьба-разлучница? Чувствуется тоска в строках стихотворения, перебирает поэт тёмные струны купальской лиры. Не всегда ночь на Ивана Купалу обещает счастье. Есть у этого праздника и тёмная сторона, таинственная, запредельная…

Эта сторона языческого праздника нашла своё отражение в народных сказаниях о поисках цветущего папоротника, о разгулявшейся нечисти, о попытках найти разрыв-траву, отворяющую любые двери.

Мифологическое наследие народа вплелось и в произведения русских литераторов, слилось с душевным надрывом, психологическими исканиями.

Например, как в стихотворении «Цветы» поэтессы Серебряного века Черубины де Габриак:

Акаций белые слова Даны ушедшим и забытым, А у меня, по старым плитам,

В душе растёт разрыв-трава.

Максимилиан Волошин использует образ разрыв-травы для создания образа России:

У нас в душе некошенные степи. Вся наша непашь буйно заросла Разрыв-травой, быльём да своевольем.

Размахом мысли, дерзостью ума…

А Павел Антокольский с разрыв-травой сравнивает… женщину!

Она сама ― явление природы, Как молния или разрыв-трава. Как все красавицы и все уроды,

Она всегда по-своему права.

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2413

Праздник Ивана Купалы

Происхождение этого летнего праздника связано с язычеством. Ежегодно он отмечается 7 июля и приурочен к церковному празднику Рождества Иоанна Крестителя. Встреча Иванова дня (ночь на Ивана Купалу) сопровождается традиционными обрядами, связанными с водой, огнём и травами.

Праздник славится мистическими поверьями о разгуле ведьм, русалок, об очищении человека от грехов и легендой о цветущем папоротнике, над которым в эту ночь можно загадать любое желание.

В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок – символ девичества), поиски цветка папоротника и конечно, купание в утренней росе.

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. 

Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Удивительная ночь, с неба звездочка упала.

Я гоню печали прочь, ведь сегодня — ночь Купала,

Тайна ночи так сладка, так манит к себе нещадно,

Я гоню печали прочь и внимаю сказке жадно.

Песни, танцы, хороводы, и костры, и плеск весла,

И реки прохладной воды, той, что весла унесла.

И плывут венки, качаясь, вдоль по темной по реке.

Слышишь смех? Он, отражаясь, исчезает вдалеке.

То русалочки-плутовки и легки, и веселы,

Их кудрявые головки наклонились у ветлы.

То хохочут, то лепечут, шепот, игры и возня.

Точно маленькие дети: чур, не трогайте меня!

На березках покачались и исчезли — нет как нет!

На Ивана на Купала так все было много лет.

С неба звездочка упала, покатилась за лесок

И растаяла, пропала, как в тумане голосок.

Татьяна Петровская

***

Иванова ночь

Мы выйдем в сад с тобою, скромной,

И будем странствовать одни.

Ты будешь за травою темной

Искать купальские огни,

Я буду ждать с глубокой верой

Чудес, желаемых тобой:

Пусть вспыхнет папоротник серый

Под встрепенувшейся рукой.

Ночь полыхнет зеленым цветом,

Ведь с нею вместе вспыхнешь ты,

Упоена в волшебстве этом

Двойной отравы красоты!

Я буду ждать, любуясь втайне,

Ночных желаний не будя.

Твоих девичьих очертаний –

Не бойся — не спугну, дитя!

Но если ночь, встряхнув ветвями,

Захочет в небе изнемочь,

Я загляну в тебя глазами,

Туманными, как эта ночь.

И будет миг, когда ты снидешь

Еще в иные небеса,

И в новых небесах увидишь

Лишь две звезды — мои глаза.

Миг! В этом небе глаз упорных

Ты вся отражена — смотри!

И под навес ветвей узорных

Проникло таинство зари.

Александр Блок

***

В ночь на Ивана Купала

В июле ночь такая есть:

Когда огни погаснут в окнах,

И папоротник вспыхнет весь

Цветами в полночи глубокой.

Не на полянах, а в лесу,

В глубокой чаще он запрятан,

Там ищут дивную красу

Всю ночь девчонки и ребята.

Тот, кто найдёт его сиянье

И свет холодный, не горячий,

Тому все клады станут явью,

А с ними счастье и удача.

Из богородицкой травы,

Из лопуха, Иван-да-Марьи

Венки плетут для головы

Травинки хрупкие ломая.

Потом зажгут костёр огромный,

Где с очищающим огнём

Сгорит весь страх пред силой тёмной

И станет видно, словно днём.

Уже другой костёр творили,

Волхвы свой кончили обряд,

И в виде куклы бог Ярило

Был тоже пламенем объят.

В реке, купаясь и в росе

Народ русалок не боялся,

А красотой цветов в косе

Никто совсем не удивлялся.

И под покровом тайной ночи

Не умолкали соловьи.

Везде, в душистых травах сочных

Вершились таинства любви.

А по языческому чину

Плывут венки по лону вод,

Горят и светят их лучины

На этот звёздный небосвод.

Юрий Краснокутский

***

Ночь на Ивана Купала

Как Купальская ночь хороша…

В обрамлении лунного света…!!!

Ты в неё окунёшься, дыша

Ароматами пряного лета…

Уловив тонкий запах цветов,

В разнотравье лугов утопая,

Сбросишь груз и забот…и грехов…,

Эту ночь полной грудью вдыхая…

Искупались в реке небеса.

У костра до утра-хороводы…

И зелёные нимфы глаза

До рассвета с ума тебя сводят!

В них — любви растворённой — туман…

И загадка миров параллельных

И луны…бесконечный обман…

На границе меж светом и тенью..

Поглощающей нежности свет,

Отражённая тайна Вселенной,

Отблеск мира, которого нет,

Но который влечёт неизменно…

А она, невесома, легка…

Совершенно тебя «заморочив»,

Упорхнула, как Фея с цветка,

На краю фиолетовой ночи…

Ускользая на грани мечты…

И оставив пыльцу на ладошке,

Чуть касаясь ступнями воды,

Убежала…по лунной дорожке…

На рассвете умойся росой,-

И видений тех — как не бывало…

То ли — быль, то ли — явь, то ли — сон…

То ли — ночь на Ивана Купала….

Ольга Лукашева

***

Иван Купала

С Аграфены на Ивана собирал траву в ночи.

Завтра будешь ты купаться.

Для меня венок сплети…

Земляника заспевает, красных девок в лес зовёт.

Завтра будешь ты купаться.

Завтра ты к костру придёшь?

Зацвела «жар-цвет», играя огоньками в темноте.

Завтра будешь ты купаться.

Завтра я приду к реке?

Сергей Софер

***

Купала

Стелятся травы волною,

Не высыхает роса.

Северной светлой страною

Я заблудилась в лесах.

Звонкого лета макушка –

Посередине миров

Щедрая птица кукушка

Дарит мне дар из даров.

Ах, насчитала немало,

Жизни купель до краев.

…Носит лесами Купала

Сердце шальное мое.

Татьяна Игнатьева

***

Папоротник

Предвечерний час объемлет

Окружающий орешник.

Чутко папоротник дремлет,

Где-то крикнул пересмешник.

В этих листьях слишком внешних,

В их точеном очертаньи,

Что-то есть миров нездешних…

Стал я в странном содроганьи,

И на миг в глубинах духа

(Там, где ужас многоликий)

Проскользнул безвольно, глухо

Трепет жизни жалкой, дикой.

Словно вдруг стволами к тучам

Вырос папоротник мощный.

Я бегу по мшистым кучам…

Бор не тронут, час полнощный.

Страшны люди, страшны звери,

Скалят пасти, копья точат.

Все виденья всех поверий

По кустам кругом хохочут.

В сердце ужас многоликий…

Как он жив в глубинах духа?

Облик жизни жалкой, дикой

Закивал мне, как старуха.

Предвечерний час объемлет

Окружающий орешник.

Небо древним тайнам внемлет,

Где-то крикнул пересмешник.

Валерий Брюсов

А вы отмечаете праздник Ивана Купалы?

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2014/07/blog-post_7.html

Праздник Ивана Купала: история и традиции. Как гадать на Ивана Купала

Летом мы редко заглядываем в календарь и не задумываемся, какой сегодня праздник. Ведь каждый теплый денечек – уже радость. Между тем, в июле есть почти официальный повод для гуляний — Ивана Купала.

Стародавний праздник в славянской культуре имеет несколько названий: Иванов день, Купальская ночь, Ярило, Травник. Классики русской литературы — Гоголь и Есенин — описывали его в произведениях. И не зря этот день упоминают и воспевают великие люди.

Древние традиции, посвященные природе, солнцу, любви, очаровывают, заинтересовывают, манят волшебством по сей день.

Ивана Купала: значение и история праздника

Наши пращуры чествовали летнее солнцестояние — 23-24 июня — рубеж, после которого ночь становится длиннее, зима ближе. День, с которого великое светило медленно, но теряет силы, на смену теплу незаметно подкрадываются холода. Торжество персонифицирует Купала. Одни источники называют его славянским богом плодородия, другие – фольклорным персонажем, возникшим по недоразумению летописцев.

В старину люди верили, что именно в этот день четыре стихии — вода, огонь, земля и воздух, а также растения, обладают необыкновенными очищающими и излечивающими свойствами.

Но, вместе с тем, цикл купальских праздников считали и самым опасным периодом года. По поверьям, нечисть набирала силу, могла являться людям, шкодить и заманивать к себе. Особенно боялись ночи на Ивана Купала, в которую русалки, водяные, лесные духи, ведьмы обретали невиданную мощь.

Так было до крещения Руси. Клирики поступили мудро, они не искоренили полностью древние обычаи, а приурочили праздник к рождеству Иоанна Предтечи (7 июля). Образ святого ассоциируют с ритуальным купанием, очищением, омовением.

Паства далеко не сразу осознала филигранную разницу между привычными устоями и церковными обрядами.

Прошли века, смысл языческих верований забыт, но древние обычаи до сих пор практикуют в глубинке и весело возрождают в больших городах.

Традиции на Ивана Купала

Особенное место в традициях на Ивана Купала принадлежит легендам о папоротнике. Ведь только раз в году, в ночь на Купайлицу, на непродолжительное время распускается необыкновенный цветок.

Счастливчику, который, несмотря на трудности и ухищрения лесных духов, сумеет найти его и сорвать, повезет в любви и богатстве.

Но мероприятие считали опасным: в дебрях, у каждой тропинки, камешка, деревца, ожидали встречи с ведьмой или лешим, потому на поиски цвета папоротника отправлялись лишь настоящие смельчаки.

Волшебство июльского праздника Ивана Купала завораживает чистотой и поэтичностью, но в нем есть и практические моменты.

Например, люди верили, что в купальскую ночь растения приобретают магические свойства, потому в комнатах больных развешивали множество цветов, которые к утру должны были избавить человека от хвори.

Целители до сих пор считают «правилом хорошего тона» пополнить запасы лечебных трав на год вперед именно в этот период. Знахари читают заговоры и молитвы Иоанну Крестителю, прося святого защитить от порчи, кровотечений, болезней головы.

Внимание, существует современная разгадка легенды, даже две.

Бытует мнение, что волшебные цветы путали с мерцанием светлячков. Жучки пугаются шороха шагов, и садятся они далеко не на все папоротники. Вот почему не каждый храбрец мог сорвать чудо.
В соответствии с другой теорией, летом, когда жарко и душно, некоторые папоротники источают ядовитые запахи, вызывающие галлюцинации.

Другая красивая традиция связана с кострами. И в наше время в ночь на Ивана Купала разжигают очищающий огонь, вокруг которого танцуют, водят хороводы, в него кидают одежду больных людей, прыгают через него.

Ловко и высоко перепрыгнешь — весь год будешь здоров и счастлив, а если зацепит пламя, то наоборот, будут сопутствовать неудачи. Пары, взявшись за руки, перескакивают огонь, чтобы в будущем им сопутствовали любовь и взаимопонимание.

Читайте также:  Спутник планеты земля: луна

Хозяева скота проводят животных между кострами, чтобы те не болели и не умирали.

Народ верил, что в этот день водяные и русалки покидают пруды, реки, озера, а сама вода становится целебной. Потому люди купались, набирались жизненной энергии. Если же естественного водоема поблизости не было, то растапливали бани и парились в них.

Почивать в объятиях Морфея в купальскую ночь не принято, ведь русалки, лешие и другая нечистая сила на пике активности, потому им не трудно утащить за собой спящего. Порог дома обязательно закидывали колючей крапивой, препятствуя попаданию ведьмы в сени, а коней запирали в стойле, чтобы их не похитили для поездки на шабаш, откуда ни одна лошадь не возвращалась.

Вы скажите – сказка, мы согласимся. Но какая красивая!

Как гадать на Ивана Купала?

Ворожба – занятие богопротивное, но захватывающее и молодежь, и даже людей степенных. Все хотят узнать судьбу, выяснить: исполнится ли желание, когда появится долгожданная любовь. В летний солнцеворот на вопросы отвечают высшие силы и сама природа.

Вы видели, как 7 июля в селах девушки плетут венки и пускают их по реке. А знаете, что обозначает сие действие? Символу круговорота в природе придают следующие значения:

  • быстро отплывает, не тонет — удачное замужество, долгая жизнь;
  • чей венок отдалится дальше других, та будет самой счастливой;
  • травы расплелись – не быть невестой в текущем году;
  • утонет заветный круг – жди обмана от коварного суженого.

Венки кидают и через костер. Женихи стараются схватить плетения любимых на лету, обретая таким способом новый статус – суженый. А из обладательниц венков, упавших в огонь, раньше выйдет замуж та, чей сгорит первым.

По обычаям, гадая на желание, кидают небольшой камушек в реку или таз с водой. После считают расходящиеся круги: четное количество – положительный ответ, нечетное – нежелательное развитие событий.

Аналогично ворожат на кленовом листе. Важно только выбрать деревце именно этой породы. Подумайте о сокровенном и поднимите приглянувшийся листок.

Четное количество острых углов символизирует исполнение желания, и наоборот.

Следующее простое гадание — на двух ромашках. Девушки обрывают стебли, а цветам дают имена (свое и возлюбленного), пускают их в реку. Плывущие рядом ромашки обещают паре совместное будущее, расходящиеся – к ссоре.

На исполнение желаний проще всего гадать по созревшему одуванчику: нужно сорвать цветок и подуть. Если вся белая шапка улетит, задуманное сбудется в скором времени, половина – результат позитивный, но не скорый, если же останется большая часть семян, увы, исход неблагоприятный.

В интересном гадании на Ивана Купала участвуют лошадки. Необходимо подумать о будущем, глядя на животное, а потом некоторое время проследить за его поведением:

  • опустит голову – проблемы в любовных отношениях;
  • махнет слева направо — в жизни присутствует лживый человек;
  • ударит копытом — желание сбудется;
  • переступит с ноги на ногу – пора собираться в путь.

Да, праздник Ивана Купала утратил былое значение и красоту. Но в деревнях и селах все еще следуют традициям: разжигают костры, прыгают через них, устраивают хороводы, пускают венки по воде.

Источник: https://sitelena.ru/prazdniki/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-i-tradicii.html

Что на самом деле творили люди в ночь на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купала считалась одной из самых страшных в году, так как в это время, согласно поверью, граница между человеческим и потусторонним миром до предела истончалась. Самой надежной защитой от всевозможной нечисти были всевозможные ритуалы.

По стечению обстоятельств славянский праздник Ивана Купалы совпадает с христианским празднованием Рождества Иоанна Предтечи, что всегда заставляло церковнослужителей давать первому крайне предосудительную оценку.

К примеру, автор «Стоглава» писал: «Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством».

Этнографы, описывающие вакханалию на Ивана Купалу, находили ей более емкое определение – «ритуальные бесчинства». Их инициатором была преимущественно молодежь, которая собираясь в группы, буйствовала в деревнях всю ночь.

В южных и юго-западных областях России возбужденная толпа воровала дрова, разбирала телеги и ворота, подпирая ими двери домов или затаскивая их на крыши.

Таким способом молодые люди выискивали колдуна: они знали, что обычные селяне отнесутся к их шалостям спокойно, а тот, кто связан с нечистой силой обязательно прогонит.

Особенно буйно проходила купальская ночь в Полесье.

Там молодежь раскидывала повсюду сломанные калитки, бочки, лодки, сани, инвентарь, переплетала дороги веревками и кишками зарезанного скота, перекрывала в жилищах дымоход, бросала в колодцы ульи, разгоняла лошадей, учиняла пожары. Характер этих действий этнографы связывали с сакральной функцией охранения и очищения: главное в эту таинственную ночь не допустить высвобождения нечистых духов.

Защита от нечисти красной нитью проходит через все купальские ритуалы. Хозяева, опасавшиеся, что ведьма нагрянет в их дом или в хлев, обвешивали помещения всевозможными атрибутами – зеркалами, крапивой и даже рваными штанами. В Малороссии было принято обтыкать двор осиновыми колышками, а на столе оставлять воткнутые ножи и другие колюще-режущие предметы.

Праздник Ивана Купала ассоциировался не просто с вседозволенностью, но и с раскрепощением сексуальных нравов, как у парней, так и у девиц.

Неслучайно его называли «развратным славянским празднованием» или «торжеством всеобщего вольного брака».

По преданию купальская ночь снимала все запреты на интимные отношения, а в купальских песнях нередко можно встретить сюжеты о сестре и брате, о свекре и снохе, которые нарушали традиционные брачные нормы.

И уж тем более допускались вольности между юношами и девушками, которые еще не вступали в брак. Более того, в эту ночь от всяких обязательств друг перед другом освобождались пары, которые в будущем только собирались начать семейную жизнь. Теплая летняя ночь, легкие наряды и хмельные напитки лишь усиливали сексуальные желания вовлеченных в игрища молодых людей.

Эротизация Ивана Купала не в последнюю очередь должна восприниматься как олицетворение культа плодородия. Неслучайно один из купальских обрядов предполагал поклонение соломенному чучелу Ярила с прикрепленным внушительных размеров детородным органом, перед которым раскладывали всевозможные яства.

Среди главных атрибутов Иван Купала – очищающие костры. Молодежь обычно натаскивала огромное количество хвороста, создавая подобие пирамиды. В центре конструкции устанавливали высокий шест, на который насаживали колесо, смоляную бочку и конский череп, что символизировало мировое древо. Разжигать костер непременно нужно было «живым огнем», добытым трением.

По традиции к очистительному огню приглашались все женщины селения – та, что отказалась прийти могла быть обвинена в ведьмарстве.

Ведьмой считали и девушку, не перепрыгнувшую костер – ее, не прошедшую очищение огнем, обливали водой и хлестали крапивой.

А, к примеру, в Киевской губернии девушка, лишившаяся невинности до свадьбы, не имела права прыгать через купальский костер, так как по поверью могла его осквернить.

Омовение водой – не менее действенный способ очиститься в купальскую ночь, чем прыжки сквозь огонь. Девушки считали, что утренняя роса не только очистит кожу от угрей и прыщей, но и избавит человека от болезней, порчи и сглаза.

Широкой популярностью среди славян пользовался обычай, когда нарядно одетых односельчан прямо на дороге обливали водой, не только чистой, но и смешанной с грязью. Подобное озорство превращалось в настоящее соревнование между группами молодежи.

Когда эта затея им порядком надоедала, полностью обнажившись, юноши и девушки предавались совместным купаниям.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-na-samom-dele-tvorili-lyudi-v-noch-na/

Купальская ночь

23 июня/6 июля 

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, самая короткая ночь в году. По народным поверьям это ночь разгула нечистой силы, лучшее время для порчи посевов и домашнего скота. В купальскую ночь собирали колдовские и лекарственные травы, совершали очистительные обряды. 

_________

Купальская ночь

Купальская ночь (ночь накануне Ивана Купала, Иванова ночь) — самая короткая ночь в году и, по народным поверьям, одна из самых страшных: она относилась к тем временным периодам, суточному и календарному, когда границы между человеческим и потусторонним мирами были наиболее проницаемы. В народном календаре купальская ночь составляла важную часть празднования Ивана Купала.

 Рассказы о купальской ночи, как о времени разгула нечистой силы, бытовали повсеместно. Русские люди полагали, что ночь накануне Ивана Купалы имела особое значение для представителей иного мира. Они так же, как и люди, ожидали этого срока, чтобы получить цветок папоротника, наличие которого обеспечивало сохранение их демонологической природы.

Колдуны, ведьмы, колдуньи, оборотни, «волховитки» считали купальскую ночь своим праздником; чтобы отметить его, они, по поверью, собирались на Лысой горе в Киеве. Свои сборища они устраивали также на болотах или на деревьях. Крестьяне отмечали их необычное поведение в это время. «На Ивана колдуны ходят, на клюках едут, волосы развеваются», — говорили псковичи (АРЭМ. Ф.10. Оп.1. Д.

78. С. 61об.). Жители Касимовского у. Рязанской губ. были уверены, что ведьмы проводят купальскую ночь следующим образом: они впрягаются вместо лошади в телегу и ездят по деревне. Деятельность представителей потустороннего мира, в том числе и людей, связанных с ним, заметно активизировалась в это время.

В основном эта деятельность была направлена во вред людям, животным и хозяйству в целом. Купальская ночь считалась лучшим временем для порчи посевов.

В полях делали «пережины» («прожины») — выстригали или сминали дорожку колосьев, шедшую обычно через все поле из угла в угол, вокруг поля, две дорожки, пересекавшиеся крестом («кресты»), — «заломы» и «закрутки», представлявшие собой горсть связанных или сломанных колосьев. Производство пережинов и заломов приписывали действиям лешего, полевого, нечистого духа, «стриги».

Но большинство крестьян считало, что этим занимаются колдуны, колдуньи, ведьмы, знахари, русалки (см. Русалка 2); для их обозначения существовал определенный термин — пережинщики, пережинальщики, спорыньевщики.

Мифические персонажи в этом случае выступали в роли помощников: «их (пережины) делает женщина при помощи беса», «нечистая сила держит его (колдуна) за ноги, он срезает колосья ржи», пережины «делают колдуньи по ночам будто бы для того, что им нечистая сила натаскивает хлеба на целый год» (Терновская О.А. 1984. С. 119). Пережинами и заломами занимались, как правило, женщины.

Согласно материалу быличек, женщина-пережинщица, придя в полночь на чужое поле, снимает с себя крест, пояс и всю одежду, оставаясь нагой или в белой нижней рубахе, распускает волосы, «потом кланяется на четыре стороны без креста, берет серп и жнет.

Нажав порядочный пук колосьев, она руку с ними пригибает к спине, а потом правой рукой со спины через голову берет и вяжет сноп» (вологск.; Терновская О.А. 1984. С. 120). Калужские пережинщицы срезают колосья, привязав небольших размеров серп к левой ноге; пошехонские (ярославск.) с этой же целью укрепляют на ноге святую икону. В Костромской губ. колдуньи, пережиная поле, ездят по нему верхом на ухвате, а во Владимирской губ. — верхом на кочерге. Местами рассказывают, что делая пережин, колдун или колдунья ходят по полю на голове «кверху ногами», срезая колосья ножницами. Описывая этот процесс, крестьяне говорят, что пережинщики «катятся по полю» или «ходят колесом». 

В результате пережинов и заломов крестьянин лишался своего урожая, а его поле плодородия; пережинщики же, наоборот, все это приобретали.

Перед тем, как идти в чужое поле, колдун открывал двери помещений, где обычно хранилось зерно, поскольку предполагалось, что во время колдовского действия хлеб с чужой полосы сам будет «сыпаться в сусеки».

Чтобы хлеб никогда не переводился в житницах пережинщика, ему следовало найти и пережать лучшие колосья; к ним относились споринки — стебли с несколькими колосками. Они имели особое значение — в восточнославянской традиции споринок (спорыш, спорынья) считался символом плодородия.

Разыскав и собрав спорые колосья, колдун тем самым мог «вынять спорину у других домохозяев и иметь ее у себя» (Терновская О.А. 1984. С. 122).

Эти колосья колдун бросал на свое поле или привязывал в амбаре над сусеком, будучи уверенным, что в течение последующего года из них непрестанно будет стекать рожь, которая нажинается крестьянами в первый день жатвы, или хранил дома, используя колосья в качестве лекарства, а также для того, «чтобы лучше было колдовать». Залом или пережин мог нанести вред и непосредственно человеку. По традиции, жатву на поле, где пережаты или заломлены колосья, начинали только после того, как их освятит священник или приглашенный знахарь снимет колдовство. В противном случае, человек, прикоснувшийся к залому или начавший жать на пережатом поле, может заболеть или даже умереть. Крестьяне уверяют, что «как жнешь, руки ломит, те заломы» (Песни Псковской земли. 1989. С. 113). 

Читайте также:  Борис пастернак: жизнь и творчество

Стараясь защитить свои посевы от посягательств ведьм, крестьяне зачастую проводили купальскую ночь в полях. Мужчины, возглавлявшие семьи, прятались во ржи с косами.

При появлении колдуний-русалок, которые, по словам крестьян, «носились вдоль поля», они выскакивали из засады и пытались подсечь их под ноги косой (рязанск.). На следующий день смотрели, кто из деревенских женщин неожиданно захромает, та и объявлялась колдуньей.

Ведьмы не решались приблизиться к полям и в том случае, если там всю ночь гуляла молодежь и жгли костры (см. Купальский костер). Об этом говорится и в песнях, сопровождавших эти гулянья: 

                    «Иван да Марья, на горы Купаля                     Иван Марью кличет, Иван Марью кличет:                     — Неси, Марья, ключи, неси, Марья, ключи.                     Замкнем ведьме голос, замкнем ведьме голос,                     Чтоб ведьма по полю, ведьма не летала».                                   (Песни Псковской земли. 1989. С. 181. № 213.) 

В купальскую ночь от колдовских действий мог пострадать и домашний скот. В образе животных (собаки, свиньи, кота) или птиц (вороны, совы) колдуны и ведьмы старались проникнуть в чужой двор. Попав в помещение, где находилась скотина, они, как правило, доили коров, чтобы «отнять» у них молоко.

В результате порчи корова худеет, перестает давать молоко: начинает доиться кровью; то молоко, которое должны получать хозяева, по мнению крестьян, стекает в подойник ведьмы.

Желая предотвратить это, крестьянки в Иванову ночь прятали подойники и стульце, используемое во время дойки, а также ошейники, снятые на это время с телят, и веревку-«привязку», которой привязывали теленка во время дойки.

Чтобы ведьма не проникла в хлев — помещение, где стояла скотина, — хозяева обходили двор с воскресной молитвой, а в дверях клали молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем. Оберегая хозяйство от нечисти, глава семьи вечером, накануне Ивана Купалы совершал обход усадьбы, читая молитвы у каждого столба ограды и при закрытии ворот.

С этой же целью чертили на воротах дегтем кресты, а перед воротами клали борону вверх зубьями. «Подбежит колдовка, прыгнет и застрянет в зубьях», — так объясняло свои действия русское население Сибири (Болонев А.Ф. 1975. С. 77). Средством для отпугивания колдунов служила крапива, разложенная на ночь у окон и дверей (см. также Ивановские травы).

Помимо этого в течение ночи хозяин дома несколько раз выходил на улицу или во двор и стрелял из ружья в воздух, полагая, что заставит приблизившихся колдунов разбежаться. В купальскую ночь по традиции собирали волшебные, колдовские и лекарственные травы (см. Ивановские травы), гадали на будущее, узнавая свою судьбу в основном с помощью ивановских трав.

Именно в эту ночь желающие могли обрести магические знания и предметы. Чтобы стать знахарем, необходимо было отправиться в лес, взяв с собой Васильевский огарок (см. Васильев вечер). Отыскав место, где растет наибольшее количество трав разных сортов, следовало очертиться огарком и ждать полуночи.

«В полночь заговорят травы, и всякая трава начнет сказывать своим голосом, от какой она болезни лечит. Та скажет: я лечу от хрипоты, другая: я от ломоты… И пойдут промеж них разговоры, разговоры, всякая трава начнет как бы хвастаться, а ты только сиди и слушай» (тобольск.; Неклепаев И.Я. 1903. С. 202). Затем предлагается, расчертившись огарком, нарвать этих трав.

Человек, решившийся на этот смелый поступок, становился большим знахарем: он обладал знаниями относительно всех трав. 

В ночь накануне Ивана Купалы некоторые из крестьян пытались получить заветную косточку, которая имела свойство шапки-неведимки. Для этого необходимо было достать черную кошку и сварить ее в котле в бане, топящейся по-черному.

Кости кошки следовало внимательно перебрать: каждую протирали полотенцем и смотрели через нее в зеркало.

Та кость, через которую человек, держащий ее, не увидит своего отражения в зеркале, и является предметом поисков — она дает возможность своему хозяину быть невидимым для других.

материал подготовлен
Зимина Татьяна Александровна

Источник: http://ethnomuseum.ru/kupalskaya-noch-1

Праздник Ивана Купала

«В роще зелененькой соловей щебечет, соловей щебечет;
Там девушка мыла веночек пустила из барвиночка, с барвиночка.
Плыви, плыви, веночек, хороший из барвиночка, за миленьким, за миленьким …»

История праздника Ивана Купала уходит в те времена, когда древние жители Европы и Руси поклонялись языческим идолам и богам.

У нас его именуют:

  • Иванов день,
  • Рождество Иоанна Крестителя,
  • солнцеворот,
  • Купалье,
  • Иванова ночь,
  • Лада,
  • Лель.

Латыши называют его Лиго, немцы – Лаго, индоарийцы – Лила. Почти у всех европейских народов день Ивана Купала издревле приходится на время летнего солнцестояния и ассоциируется с репродуктивными силами Земли и всего живого, включая, разумеется, род человеческий.

В древнеславянской мифологии был такой бог Купала (бог Солнца), который был женат на красавице Заряде. В честь этой пары и устраивали наши предки гуляния – воспевая зрелое плодородное лето и зеленый покос. Лингвисты усматривают в слове «Купала» корень «купа» (вкупе, вместе), который означает единение.

По другой версии все началось с того, что Купалу в детстве разлучили с родной сестрой. На этот счет существует древняя легенда.

Легенда «О брате Купале и его сестре Костроме»

У огнебога Семаргла и богини ночи Купальницы были дети близнецы — сын Купала и дочь Кострома. Семаргл был властелином огня и Месяца, хранителем посевов и домашнего очага. Он дарил людям жизнь и мог принимать облик крылатого пса.

А жена его, Купальница, была одной из самых мудрых и добрых богинь в славянской мифологии. Это у нее месяц под косой, это у нее во лбу звезда горит. Это она покровительствует всем земным водоемам, а лесные Мавки у нее помощницы. Но с возлюбленным мужем-Огнем своим Купальница-вода может соединиться только раз в году.

Так вот, жили эти близнецы со своей матерью на берегу полноводной реки Ра. Говорят, что русло этой древней реки почти полностью совпадает с руслом Волги.

Много бы лет они так провели вместе в счастье и здравии, если бы однажды Сирин, птица смерти, не прилетела на берег Ра и не стала там петь свои волшебные необыкновенно красивые грустные песни.

Все, кому довелось их услышать, теряли разум и покорно следовали за птицей смерти в ее царство Нави.

Несмотря на предупреждения матери, любопытные, как и все детки, Кострома и Купала побежали послушать прекрасноголосую птицу. Сирин и гуси лебеди подхватили Купалу и унесли непослушного мальчика в Тмутаракань. А Костроме удалось спастись, и она вернулась жива-здорова к матери Купальнице.

Через годы Кострома превратилась в необычайно красивую девушку. Гуляла как-то сестренка-богиня берегом Ра, нарвала луговых, пахучих трав и заплела их в венок. Надев его на голову, девушка повстречала Ветер.

И стала она с ним спорить, говоря ему, мол, не сорвать Ветру венок с головы, не выйдет никогда Кострома замуж. Не понравилась Ветру хвальба молодой самоуверенной красавицы, сорвал он венок и бросил его в реку.

А в это время по реке плыла ладья, а в ладье был Купала, он и подобрал венок.

Дело в том, что если юноша в те давние времена подбирал венок, сплетенный девицей, то это означало, что он собирается взять ее в жены. Поднял Купала глаза к берегу, увидел там незнакомую девицу-красавицу, приглянулась она ему. Купала тоже понравился девушке. Влюбились они друг в друга с первой секунды.

Со свадьбой тянуть не стали, позвали гостей-богов на щедрое пиршество. Пришли боги, но сказали Купале о том, что взял он в жены собственную сестру только после свадьбы. Такой страшный грех кровосмешения влюбленные могли искупить только смертью. Кострома попыталась утопиться в озере, да не вышло у нее, превратилась она в русалочку, лесную Мавку, а Купала бросился в огонь.

Боги так сурово наказали возлюбленных, что и сами ужаснулись своей жестокости. Решили они загладить вину свою перед сестрой и братом, но вернуть им облик человеческий уже не сумели, а превратили их в прекрасный цветок Иван-да-Марью с желто-огненными и сине-фиолетовыми как озерные воды цветами.

Говорят, что в старину этот цветок носил другое имя Купала-да-Мавка, но потом со временем его переименовали. Но ауру эротики, таинственности и любви этот праздник не утратил до наших дней.

Иоанн Креститель

С приходом на наши земли Христианства этот веселый и таинственный праздник, сохранив свои древние традиции, приобрел новые черты.

Этот день считается датой рождения Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) – 7 июля по новому стилю и 24 июня по старому стилю.

Таким образом, Купалье, приходившееся на солнцеворот, было со временем смещено, поскольку церковный православный календарь отстает от обыкновенного на 14 дней.

Иоанн был рожден за полгода до Иисуса Христа в семье священника Захария и Елизаветы. О том, что у них будет необыкновенный сын, родителям еще до зачатия сообщил Ангел.

Иоанн провел свою жизнь в лучших традициях аскетизма, своим истовым служением Богу и чистой верой этот человек заслужил большое уважение среди жителей Иудеи, его паствы. Иоанн крестил покаявшихся в реке Иордан, крестил он и самого мессию – Иисуса Христа.

Проповеди Предтечи дошли до царя Ирода, который подарил его голову на серебряном блюде своей дочери Саломее в качестве награды за прекрасно исполненный танец. Вот так мученически закончилась жизнь одного из самых известных христианских проповедников.

Древние традиции и обычаи празднования Купалы

Христианская Церковь предпринимала неоднократные попытки искоренить народные обычаи Купайлы, но, судя по всему, так и не смогла. Наши предки-язычники не отличались особой праведностью, особенно в этот день.

Традиции празднования дня Купалы всегда включали в себя целый комплекс обрядов и мероприятий, каждое из которых было наполнено достаточно глубоким смыслом.

Некоторые из них сохранились до сей поры, некоторые обряды почти утрачены.

Плетение купальских венков

Девушкам в этот день и ночь предписывалось носить цветочные венки, которые символизировали честь, красоту и счастливую судьбу обладательницы. Во время плетения веночков из медвежьего ушка, лопуха, Иван-да-Марьи и богородицыной травы матери приговаривали: «Плети, дочка, венок тугой да красивый, чтобы люди сразу оценили тебя, какая ты дочь, каких родителей».

Марена

На месте празднования, обыкновенно у водоема, устанавливалось срубленное молодое дерево, нарекалось Мареной, ее верхушка украшалась разноцветными лентами, фруктами, свечами и цветочными гирляндами. Венок следовало плести под Мареной.

После того, как венки одевались на головы, девушки принимались водить вокруг Марены хоровод и петь купальские песни, чтобы отпугнуть лешего. В качестве Марены обычно использовали черноклен, вербу, ель или березу, иногда для этого брали пихту или сосну.

Во время хороводов молодые мужчины пытались разными способами украсть Марену либо ее украшения. Однако девушки не позволяли им это делать.

В конце ритуала и парни, и девушки либо сразу топили деревце, либо сначала сжигали в купальском огне, а потом огарок сбрасывали в речку и как можно быстрее убегали, чтобы спастись от ведьм.

В некоторых местностях в качестве Марены использовали живое прибрежное деревце.

Купальский огонь

Мужская половина населения славянских поселений готовила костер. Старики занимались добычей «живого огня», перетирая сухие щепки, именно им доставалась честь поджечь Купальский огонь.

А молодежь сносила на кострище не только древесный хворост, но и старую утварь и даже деньги. В костре сгорали со старыми вещами все беды и несчастья, суля достаток и тепло жилищам.

Часто в огонь попадали вещи и одежда больного ребенка, ведь болезнь сгорала вместе с вещами.

Есть поселения, где купальский костер обустраивали на верхушках самых рослых деревьев, размещая на них снопы, бороны и метлы. После того, как крона дерева сгорала, дерево не рубили. А на следующий год опять утраивали праздник возле него.

Прыжки над костром – обязательный ритуал. Прыгали, как правило, парами, взявшись за руку, стараясь подпрыгнуть над пламенем как можно выше, ведь это сулило богатый урожай и удачный брак. В пару попадали девушка, пустившая в воду свой венок и парень, поймавший этот венок в воде. Это служило залогом будущей свадьбы и благополучия пары.

Девушка в этот день могла сама подобрать себе парня, спросив его: «Спасибо есть?», если девушка нравилась ему, тогда он отвечал: «Да» и целовал ее.

Читайте также:  Климат и времена года дальнего востока

Кстати, девушкам, познавшим плотскую любовь до замужества, не разрешалось прыгать через костер, дабы не осквернять его чистоту.

Этот обряд означал то, что в костер сжигал весь негатив, накопленный за весь год. Если человек не мог прыгать через костер, то он мог просто посидеть возле огня и попросить его спалить все плохое и гнетущее.

Символ Ивана Купалы – это символ солнца, горящий круг. Его бросали в воду вместе с деревом, к которому он был прикреплен. Таким образом, наши предки соединяли вечно разлученных супругов – богиню Купальницу и огнебога Семаргла.

Купальская вода

В этот день девушки отдавали свои венки воде и гадали по тому, как венок будет плыть. После обряда пускания венков все оправлялись искать цветок папоротника и целебные травы.

На рассвете следовало собирать росу, пить ее и умываться ею, считалось, что она продлевает молодость и усиливает женскую привлекательность. Целительным считалось и хождение босыми ногами по такой росе. Купальской росой следовало обрызгать избу и все, что в ней находилось: она уберегала жилище от порчи и всякой нечисти.

Наши предки считали, что в это утро в капельки росы вселяются души покойников, которые ожидали продления жизни, перерождения. На это время снимались все моральные запреты, молодые люди бегали по росе обнаженными, обменивались венками, купались в озерах и речках, заканчивалось все занятиями пылкой любовью.

В казацких селах были купальские криницы, вода из которых именовалась живой. Ее пили, обрызгивая окружающих, ведь она избавляла от хандры и депрессии, несла в себе здоровье, красоту и счастливые дни.

Обряд обливания проходил после того, как догорал костер, при этом водой поливали всех, включая домашних животин.

Чтобы будущее потомство родилось здоровым, женщине следовало окунуться с головой в купальскую ночь.

По нашим обычаям вода заряжается дважды в год, но в отличие от крещенской воды, которая считается целебной для души и тела, купальская вода обладает животворящими качествами. Поэтому крещенскую воду считают мертвой, а купальскую – живой.

Самый сильный заряд вода имеет в ночь Ивана Купала — с 6 на 7 июля с 12 ночи до 4 утра.

В некоторых местностях в эти дни избегали купания в озерах или речках — вил (речных ведьм) и русалок боялись.

Накануне Ивана Купала две недели праздновали вилы свои зеленые святки, в это время им даже на землю разрешалось выходить и заманивать на дно речное всех тех, кому «посчастливилось» их повстречать.

Русалки весело бегали по земле босоногие, с распущенными великолепными волосами, в белых холщевых рубашках и заманивали в свои хороводы с тихим омутом доверчивых путников.

Легенда о папоротнике

«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и другие около себя». Н.В. Гоголь

В славянских традициях трудно найти более волшебную ночь, чем ночь на Купайла и самым ярким подтверждением этого является поверье об огненном цветке папоротника.

Наши предки знали, что среди всех растений не цветет лишь папоротник. В тоже время им было хорошо известно, что растению, для того, чтобы дать жизнь своему «потомству» нужно зацвести. Поэтому они верили в то, что исключительный, чудесный цветок папоротника появляется в ту ночь, когда цветут все растения, и может принести счастье и удачу тому, кто увидит невиданное.

Чаще всего за цветок папоротника принимали фосфоресцирующих в темноте светлячков. А если учесть магическую атмосферу, царившую во время этого праздника, не мудрено, что люди одновременно боялись и хотели найти этот алый цветок.

В народе говорят, что в купальскую ночь активизируются ведьмы, черти и лесная нечисть. Они изо всех сил стараются отпугнуть тех, кто пошел искать цвет папоротника.

Но уж если его найдешь, то обретешь дар предвидения, способность находить клады и отворять самые мудреные замки, станешь повелителем над темными силами, сможешь понимать язык растений и животных, менять свой облик или вовсе стать невидимкой.

Как получить огненный цветок

Красочное описание того, как добыть огненный цвет папоротника, дано в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Старые люди советовали заприметить подходящее растение еще с вечера, под ним нужно было расстелить ту скатерть, на которой куличи на Пасху святили, взять освященный нож и начертить им круг вокруг куста, скатерти и себя. За этот круг нечистая сила не попадала.

Но, чтобы защитить себя еще следовало взять свяченую воду и окропить ею себя и папоротник, не переставая читать молитву.

С приходом темноты придут и черти, которые будут всячески пугать человека, выть дурным голосом, бросаться камнями и ветками. Главное при этом не выйти за пределы круга.

Ровно в полночь папоротник должен дать яркий блестящий цветок – уголек, который сразу падает на подготовленную скатерть. Человек при этом не должен растеряться и быстро спрятать цветок за пазуху.

После этого можно идти домой, но при этом нужно знать, что ни в коем случае нельзя оглядываться, потому что по пятам будет идти черт со своей свитой, звать человека знакомыми голосами, плакать, умолять помочь. Если поддаться крикам и обернуться, тут-же мертвым упадешь. А если проявишь силу духа и пересечешь порог своего дома, считай, что удача никогда не покинет тебя.

Обереги для тела, души и жилища

Но не все так просто. Прежде пуститься на поиски огненного цветка следовало провести ряд ритуалов. За день до праздника парились в банях целебными травяными вениками, включавшими листья березы и крапивы, трижды проговаривая: «Забери хворь, березовый куст, чтоб не щемило, чтоб не болело!».

Ночью по окнам следовало разложить крапиву. Нарвав в полночь травы зверобоя, изготавливали из него оберег и подвешивали его у входной двери.

В день Ивана Купала занимались сбором колючих растений (крапивы, шиповника и проч.), сжигали их, затем посыпали пеплом под окнами и порогом. Этот пепел не пускал в дома ни злодеев, ни бедность, ни болезни.

Говорили, что этот обряд помогал и в личной жизни.

Чтобы уберечься от воров в углу избы прятали цветок Иван-да Марьи. Когда вор приходил во двор, цветы – брат с сестрой начинали разговаривать друг с другом, а злодею казалось, что это хозяева болтают друг с дружкой.

https://www.youtube.com/watch?v=MoSA7JwiqYE

Купальская ночь наделяет растения чудодейственными свойствами, способностью разговаривать с животными, переговариваться между собой, передвигаться в пространстве. Считалось, что масло, собранное на муравьиной куче в купальскую ночь имело целебные свойства.

На купальские праздники гадали, в эти дни можно получить самые верные предсказания. На Купайлу запирали лошадей. Наши предки искренне верили, что хитрые ведьмы так и норовят безвозвратно увести коней на Лысую гору и использовать их в своих черных делах.

Купальские приметы

  • Если за эту ночь перепрыгнуть через 12 заборов и перелезть через 12 огородов, жди исполнения всех желаний.
  • Если пара, перепрыгнув через костер, не разомкнула рук, значит, их ожидает счастливый прочный брак.
  • Если на Иванов день пронести через хлев или стадо голову медведя и затем закопать ее посреди двора, это убережет домашних животных от падежа.
  • Если на Купала собрать веник из березы, дуба и рябины, то парясь таким веником в бане, можно избавиться от всех хворей. Не помешает такой веник и корове во время отела.
  • Ребенок, зачатый в эту ночь, будет здоров и счастлив.
  • В эту ночь не дозволялось спать, потому что во сне можно попасть в руки ведьмам, лешим и прочим чертям.

Если вам интересны традиции этого праздника, можете еще почитать о гадальных купальских обрядах в следующей статье.

А если вам интересно узнать о свойствах магических и колдовских трав, которые знахари собирали на Ивана Купала, смотрите с другой статье.

Хотите – верьте гаданиям и приметам, хотите – нет, но нам кажется, что какая-то доля истины в этом есть. Мы всегда знали, что в этот день надо плести венки, прыгать через костер или обливать друг друга водой.

Но совсем не задумывались о том, что несут в себе эти древние традиции, не видели в них никакой духовной составляющей. Как оказалось, наши предки были проще, мудрее и чище нас, сегодняшних, если не телом, то душою.

Елена Степанская, © zakustom.ru

Источник: http://zakustom.ru/ivan-kupala.html

Цикл стихов «Купальская ночь»

07.07.2018

День Ивана Купалы считается древним языческим праздником, который посвящён дню летнего солнцестояния и наивысшему расцвету природы, после которого день начинает укорачиваться.

Иванов день и Купальская ночь ‒ самый длинный день и самая короткая ночь в году.

Этот народный праздник известен мистическими поверьями о разгуле ведьм, об очищении человека от грехов и легендой о цветущем папоротнике, над которым в эту ночь можно загадать любое желание. Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сказочной.

ஓજஓજஓ

#1
Купальская ночь

Катерина Лоскутова

Свет костра Купальской ночи ‒Дышит мистикой огонь.Взгляд влюблённый ‒ очи в очи,

И в руке лежит ладонь.

Свет костра разгонит темень,Мрак отступит, злясь в ветвях.Ночь Купалы ‒ это время,

Что в людей вселяет страх.

Но подарит и надежду,Если ночью у рекиВ белых вышитых одеждах

Пустить на воду венки,

Запалить костёр высокий…С суженым сомкнув ладони ‒С ним пройти огонь и воду,

Не боясь любой дороги.

Так любовь свою проверишьМагией Купальской ночи:Приоткрой у тайны двери ‒

Любовь твоя сильнее прочих.

ஓજஓજஓ

Ой, венок купальный мой!Ты плыви, мой дорогой,Мимо берега реки

И подольше не тони!

ஓજஓજஓ

#2
Ночь на Ивана Купалу

Любовь Нарижная

Отсчитали кукушки,Не поют соловьи,Собирались подружки

Погадать о любви.

Лишь на травы упалаГолубая роса,Ночь Ивана Купалы

Начала чудеса…

И мелодией нежнойЗаплетались цветы,Наполнялись надеждой

Молодые мечты.

Замирали сердечки,И с девичьей рукиУплывали по речке

Юных душ огоньки.

В покрывале тумана,В изумрудном венкеНочь купала Ивана

В серебристой Оке.

ஓજஓજஓ

Есть в июле день чудесный ‒Это праздник повсеместный:Во всю ночь гулянье будет,

Веселятся в праздник люди!

ஓજஓજஓ

#3
Купальская ночь

Сергей Никулов

От седых времён Сваро́гаРусь ведёт годам отсчёт.Сквозь века бежит дорога,Старины забылось много,

В сказках, разве что, живёт.

Летней ночью на полянеДревний ясень рассказал,Как встречали праздник ранеНаши пращуры ‒ славяне.

Что услышал ‒ записал:

«Месяц-шут в рогатой кикеУхмыляется с небес.Как неверны, жутки, дикиСкачут по деревьям блики.

Изумлённый замер лес.

Сноп огня в ночи пылаетИ не гаснет до утра.Гладь речную освещает,Искры к звёздам поднимает

Жар купальского костра.

Берег в травах утопает,В омут свесилась лоза.В глубине огни мерцают ‒За весельем наблюдают

Не русалочьи глаза?

Ветер спит в речной осоке.Всё любовью дышит тут.Утром вольные потокиРечки русской синеокой

Грёзы девичьи возьмут.

Если же венок гаданьяНе утянет водяной,То по древнему преданьюСбыться суждено желанью ‒

Быть ей к осени женой.

У костра волной веселье ‒Мчится вихрем хоровод.Чище соловьиных трелейГуслей звон, напев свирелей ‒

Ночь Купальская идёт.

Звук рожков пастушьих низок,В пары делит хоровод.Звёзд на небе ‒ сотни снизок!Тёмный бор манящ и близок,

Вглубь возлюбленных зовёт.

Хрустнет ветка за спиною ‒Сердце девичье замрёт:»Чуры-Пращуры со мною!Кто там? ‒ Чудище лесное?!

Или милый Лель идёт?»

Тянет от реки туманом,Как кружится голова…Травы отдают дурманом,Чуть бесстыдным, сладко-пьяным,

И звучат любви слова.

Льётся по холстине платьяВьющихся волос поток.Сватов, видимо, встречать ей ‒Жарки милого объятья,

На траву скользит венок…

Полночь близко, тьма густеет,Лес ночной страшит. И вотУгольком горячим тлеет,Вспыхнет, жарко заалеет ‒

Это папоротник цветёт.

Непроста к нему дорога,Хоть и кажется близка.На пути препятствий много ‒Колдовская сила строго

Стережёт бутон цветка.

Кто цветок добыть сумеет ‒Будет словно князь богат.Свойство дивное имеет:Плен заклятий одолеет ‒

Выдаст драгоценный клад.

И сейчас, вот этой ночью,Распустился чудный цвет.Убедишься сам воочию,Вон цветёт. И близко очень.

Счастья попытай, поэт!»

«Не нужны богатства кладов,Не за ними я пришёл.Есть любовь со мною рядом,Ласковым встречает взглядом ‒

Я свой клад давно нашёл».

Блекли звёзды. Ранним утромПервый луч зари сверкнул.Показалось ‒ перламутромХвост русалки златокудрой

Возле берега блеснул.

ஓજஓજஓ

Поздравления с праздником Ивана Купалы в стихах и прозе с открытками

ஓજஓજஓ

Может вам будут интересны и другие разделы:
Поздравления (разные) в стихах и прозе с открытками
Пожелания (общие) в стихах с открытками
Афоризмы по темам с картинками
Юмор с картинками
Стихи с картинками
Тайна имени
Китайский гороскоп

Гадания
Обо всём

Если страничка оказалась Вам интересной и полезной или у Вас есть чем поделиться,
оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Будем Вам очень благодарны. ☸ڿڰۣ–

Источник: http://ladies.by/raznoe/stihi/kupalskaya_noch/

Ссылка на основную публикацию