Имажинизм в литературе

Имажинизм

Имажинизм это литературное (и художественное) течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе исканий русского авангарда, в частности — футуризма. Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 В.Г.Шершеневичем, С.А.Есениным, А.Б.Мариенгофом; в нее вошли И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков, Р.

Ивнев, а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов; близок к ним драматург и поэт Н.Р.Эрдман. В первой «Декларация» (1919) «оруженосцы» имажинизты, используя те же приемы грубого эпатажа, что и футуристы, провозглашали «единственным законом искусства, единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов.

О, вы слышите в наших произведениях верлибр образов». Ориентация на «образ» диктовала определенные приемы его построения: «Образ — ступенями от аналогий, параллелизмов — сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения — вот орудие производства мастера искусства… Образ — это броня строки.

Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия», — подчеркивалось в «Декларации», вышедшей почти одновременно в двух изданиях: «Сирена» (Воронеж, 1919. No 4) и «Советская страна».

На первый план выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности (символизм), не слово — название вещи (акмеизм), не слово-звук, так называемый «заумный язык» (кубо-футуризм), а слово-метафора: шокирующее новизной восприятия соединение отдаленных по значению предметов или явлений («Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф» — «Исповедь хулигана», 1921, Есенина). Сам процесс возникновения имажинистского образа (намеренное разрушение предметного значения слова путем сопоставления непохожих предметов, явлений, понятий) виден в стихотворении Шершеневича «Принцип примитивного имажинизма» (1918): «И ресницы стучат в тишине, как копыта, По щекам, зеленеющим скукой, как луг…» и в стихотворении Есенина «Не напрасно дули ветры…» (1917): «Плещет рдяный мак заката На озерное стекло. И невольно в море хлеба Рвется образ с языка: Отелившееся небо Лижет красного телка».

Термин «имажинизм»

Термин «имажинизм» заимствован у англо-американского литературного течения имажизм, знакомство с которым состоялось благодаря статье З.А.Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец»).

Однако русские имажинисты никогда не называли англо-американских имажистов своими предшественниками, хотя и те, и другие сохраняли зависимость от некоторых принципов теоретика футуризма — итальянского писателя Ф.Т.Маринетти.

Само название «новых поэтов на русской почве» появилось в таком написании: «Я по преимуществу имажионист, то есть образы прежде всего», — писал Шершеневич, бывший эгофутурист и будущий наиболее радикальный теоретик имажинизма в книге «Зеленая улица» (1916).

В следующем манифесте «2×2=5: Листы имажиниста» (1920) Шершеневич развивал свою теорию, обеспечивавшую победу образа над смыслом и освобождение слова от содержания: «Стихотворение не организм, а толпа образов… Ритмичность и полиритмичность свободного стиха имажинизм должен заменить аритмичностью образов, верлибром метафор»; «лозунги имажинистской демонстрации: образ как самоцель. Образ как тема и содержание» (Поэты-имажинисты,).

Модернизм испаноамериканский

«Каталогом образов» (по примеру имажистов) назвал Шершеневич стихотворение из своей книжки «Лошадь как лошадь» (1920).

В его творчестве преобладали урбанистические и богемные мотивы, тема любви и искусства при общем декадентско-нигилистическом настрое лирического героя (не случаен его интерес к французским символистам: перевел «Цветы Зла», 1857, Ш.Бодлера, стихи А.Рембо).

Поведение имажинистов, как и футуристов, отличалось скандальностью. Основав «Ассоциацию вольнодумцев», новые поэты проводили свои «заседания» в кафе под названием «Стойло Пегаса». Творчески они объединились вокруг издательств «Имажинисты» и «Чихи-Пихи», а также вокруг журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасное» (1922-24).

Как манифест были восприняты имажинистами и есенинские «Ключи Марии» (1920). Поэт так сформулировал свое отношение к свободе творчества при новой власти: «Нам… противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове».

Но именно в «Ключах Марии» Есенин утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным (в этом проявилось несогласие поэта с ортодоксальным имажианистами). Истоком своей поэзии Есенин назвал народную словесность и обряд, а целью поэта — одухотворение вещного мира.

Позднее Есенин признавался, что его имажинизм берет начало в образности «Слова о полку Игореве». По сути он возглавлял «умеренный» фланг имажинистов, крайности которого в 1921 пытался критиковать в печати как «простое акробатство».

Элементы имажинистского эпатажа, «эстетики увядания» (мотивы одиночества в городе, темы гибнущей России, «избяной Руси», мотивы бродяжничества, богемной жизни) отразились в «Кобыльих кораблях» (1919), стихах «Я последний поэт деревни…» (1921) ив цикле «Москва кабацкая» (1924).

Направление, течение, школа

В творческой практике все поэты-имажинисты отступали от своей теории. Но и в самих эстетических декларациях обнаруживались черты различия. Мариенгоф выступил как теоретик в двух работах: в книге статей «Буяностров. Имажинизм» (1920) и в статье «Корова и оранжерея» (Гостиница для путешествующих в прекрасное. 1922. No 1).

В первой он утверждал, что «образ не что иное как философская и художественная формула», сближал искусство с церковным таинством причащения и видел предназначение современной поэзии в соединении реализма и мистицизма. Во второй он, как и Есенин, назвал источником своих образов «Слово о полку Игореве», а также традиции народной словесности и русской поэзии 18 века.

На поэзию Мариенгофа оказали влияние ранний Маяковский и Есенин. Излюбленный лирический образ — поэта, жонглирующий образами, бунтарь-пророк, представитель богемы; мотив города звучит с болезненным надрывом («Анатолеград», 1919; «Развратничаю с вдохновеньем», 1919-20).

Поэт опубликовал сборники «Витрина сердца» (1918), «Руки галстуком» (1920), «Новый Мариенгоф» (1926), также «Роман без вранья» (1927), посвященный дружбе с Есениным.

Как теоретик выступил Грузинов в книге «Имажинизма основное» (1921), назвав истоком поэзии интуитивное познание: поэзия создается в состоянии сновидения-откровения, когда обнажаются глубинные связи между вещами, не постижимые разумом. Поэт находился под влиянием Есенина; написал книгу «С.Есенин разговаривает о литературе и искусстве» (1927).

В стихах (сборники «Избяная Русь», 1925 и «Малиновая шаль», 1926) главная тема — деревня, воссоздаваемая в натуралистически-вещных образах. Для Кусикова, как и для других поэтов-имажинистов, типичны эпатажные образы («О если б вбить в рассвет алмазный гвоздь И жизнь свою на нем повесить!..

» — «Буревестник», 1919), а также мотивы тоски, одиночества («Тоска на плетне лошадиным черепом Скалит зубы сквозь просинь в осеннюю даль…» — «На Арбате», 1919), «больной любви», отрицательного отношения к городу. Мистические устремления сказались в сборнике «Зеркало Аллаха» (1918). Попытки сочетать мистику христианства и ислама отличают поэму «причащения» «Коевангелиеран» (1920), название которой составлено из слов «Коран» и «Евангелие».

Объединение имажинистов не было долговечным. 31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты».

В «Почти декларации» (Гостиница для путешествующих в прекрасное.

1923) имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка — стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер — «образу эпохи», «композиции характеров». С отказом от принципа автономности «малого образа» И. терял главное основание для самостоятельного существования. Шершеневич говорил об имажинистах как о течении, которое перестало существовать в результате общего кризиса поэзии.

Слово имажинизм произошло от французского и английского image, что в переводе означает — образ.

  • ТЕГИ
  • ИМАЖИНИЗМ
  • литературное течение
  • течение

Следующая статьяИмпрессионизм

Источник: https://www.litdic.ru/imazhinizm/

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Апетян М. К., Черкасов В. А. Литературное течение Серебряного века — имажинизм // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 233-234. — URL https://moluch.ru/archive/177/46117/ (дата обращения: 15.11.2018).



Период, названный в русской литературе «Серебряный век», характеризуется возникновением множества течений, одним из которых является имажинизм. Данное литературно-художественное течение получило свое название от английского слова “image” — образ. Имажинизм в России возник в послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Термин “имажинизм” заимствован у авангардной школы англоязычной поэзии — имажизма, но следует отметить, что русских имажинистов нельзя считать приемниками имажистов, так как теоретическая программа имажинистов во многом перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное отрицание этими группами друг друга.

Некоторые имажинисты ранее участвовали в объединение футуристов [1, c. 16].

Представители имажинизма справедливо находили его корни в собственном творчестве середины 1910-х. Основная теория имажинизма заключена в выражении «образы прежде всего», целью творчества его представителей было создание образа.

Главным выразительным средством имажинизма является метафора, часто переходящая в целые метафорические цепи, которые сопоставляли различные элементы прямого и переносного образа.

Кроме того, характерными для творческой практики имажинистов являются эпатаж и анархические мотивы [3, c. 145].

Первый имажинистский сборник был напечатан в губернской типографии осенью 1918 года, а первый поэтический вечер имажинистов прошел 29 января 1919 г. в Московском отделении Всероссийского союза поэтов.

На следующий день вышла декларация в Воронежском журнале «Сирена» (№ 4), а 10 февраля в газете «Советская страна» были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов», под которой подписались следующие поэты: С. А. Есенин, Р.Ивнёв, А. Б.

Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, художники Б.Эрдман, Г.Якулов [1, c.18].

Со временем в теоретических взглядах имажинистов происходит важное изменение: «малый образ теряет федеративную свободу, входя в органическое подчинение образу целого», — гласит Почти декларация 1923 г., в которой звучит призыв творить человека и эпоху, принципы психологизма и строгого логического мышления возводятся в ранг канонических.

Важное место в практике течения занимало слияние искусства и повседневной жизни, личные отношения между его представителями часто становились литературным фактом, так как большое значение имела не только эстетическая позиция соратника, воплощенная в творческую деятельность, но и внелитературное поведение, бытовое общение и дружеская связь [2, c.

40].

К имажинистскому движению наряду с подписавшими Декларацию присоединились поэты: И. Грузинов, А. Кусиков, Н. Эрдман, М. Ройзман, В. Эрлих и др. Возник «Орден имажинистов». В 1923 г. в Петрограде был основан «Воинствующих орден имажинистов», не получивший широкой известности.

Имажинистское течение унаследовало от футуризма стремление к скандальным, эпатирующим выступлениям и программным акциям. Представители имажинистской школы, полные революционных стремлений, выдвинули требование аграмматической поэтики, развернули борьбу против приставок, глаголов, прилагательных, а также выступали за динамизацию существительных. С. А.

Есенин входил в костяк объединения, одним из главных источников образности Есенина была народная мифология, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение», датированные 1921 г.

и драматическая поэма «Пугачев», вышедшая в 1922г. [4, c. 86].

Имажинисты имели успех в различных видах творческой деятельности, в частности книгопечатании и книготорговле, им принадлежало несколько собственных издательств: «Имажинисты», «Чихи-Пихи», «Сандро». В 1922 г.

имажинисты начали издавать журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», ко времени закрытия которого в 1924 г. было выпущен 4 номера.

Кроме того, имажинистам принадлежали кафе «Стойло Пегаса», два книжных магазина, они владели кинотеатром «Лилипут» [4, c.88].

Будучи друзьями и соратниками в жизни члены имажинистской общины впоследствии оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству, в сугубо поэтических вопросах между ними не было абсолютного единства. В.

Шершеневич в «Листах имажиниста» вел полемику с теоретическими идеями Есенина, которые были высказаны в работе «Ключи Марии».

Читайте также:  Глобальное изменение климата на планете земля

Кроме того, он критиковал поэтическую практику других поэтов, утверждая, что «соединение отдельных образов в стихотворение есть механическая работа, а не органическая, как полагают С. Есенин и А. Кусиков» [2].

31 августа 1924 года в газете «Правда» Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо, в котором объявили о роспуске группы имажинистов по своей личной инициативе.

С конца 1927 года, времени, когда Иосиф Сталин провозгласил первый пятилетний план и «культурную революцию», резким изменениям подвергся и литературный мир. В данный период началась активная пролетаризация культуры, в связи с этим невозможным стало само существование широкого спектра литературных направлений.

Тем не менее, русский имажинизм за время своего существования сыграл заметную роль в литературном процессе.

Имажинизм как литературное течение внес существенный вклад в культуру рифмования, потребовав лирического единства композиции стихотворения, способствовал настойчивым поискам в области обновления поэтики, неординарности метафорического мышления.

Кроме того, постулаты и принципы стихосложения, выдвинутые имажинистами, явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

Литература:

  1. Бандурина Н. С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16–18.
  2. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997. С.40–45.
  3. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.:Иваново, 2007. С. 145.
  4. Шершеневич В. Г. Существуют ли имажинисты? // В мире книг. 1987. № 11. С. 86–89.

Основные термины (генерируются автоматически): имажинист, творческая деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/177/46117/

ИМАЖИНИЗМ

[от французского image — образ] — направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914—1918 (основатели его — Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции.

Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена» (Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др.

Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи», книжной лавки и небезызвестного в свое время лит-ого кафе «Стойло Пегаса». Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась. Теория И.

основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И.

«Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» («Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутренней формой слова».

«Рождение слова речи и языка из чрева образа, — говорит Мариенгоф, — предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии». «Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова».

Если в практической речи «понятийность» слова вытесняет его «образность», то в поэзии образ исключает смысл, содержание: «поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова» (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: «смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме.

Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа» (Шершеневич, 2u00D7;2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим «каталогом образов», естественно не укладывается и в правильные метрические формы: «vers libre образов» требует «vers libre’a» ритмического: «Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов» (Мариенгоф). «Стихотворение — не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич).

462 Ориентация на образность естественно привела имажинистов к разработке самых разнообразных приемов построения образа. «Образ — ступенями от аналогии, параллелизмов, сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и закрытые, приложения политематического, многоэтажного построения — вот орудия производства мастера искусства» («Декларация»).

К этому следует прибавить, что повышение образности достигалось имажинистами не только разнообразием и сложностью всех этих схем построения образа, но и неожиданным сопоставлением далеких представлений, по принципу «беспроволочного воображения» (Маринетти), «сбитием чистого и нечистого» на основании «закона о магическом притяжении тел с отрицательными и положительными полюсами» (Мариенгоф), употреблением ранее нецензурных выражений (имажинисты «похабную надпись заборную обращают в священный псалом») — так. обр. они надеялись стать новаторами и «перещеголять» футуристов. «Что такое образ? — Кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». «Когда луна непосредственно вправляется в перстень, надетый на левый мизинец, а клизма с розоватым лекарством подвешивается вместо солнца» (Мариенгоф). Изощряясь в образотворчестве, частью навеянном лингвистическими этимологиями, частью же создаваемом по случайным созвучиям слов (ср. автобиографический «Роман без вранья» Мариенгофа), имажинисты готовы целиком принять упреки в неестественности, надуманности, так как «искусство всегда условно и искусственно» (Шершеневич). Близко соприкасаясь в этом пункте с О. Уайльдом, Шершеневич местами явно и довольно поверхностно перефразирует эстетские теории английского парадоксалиста. Впоследствии [1923] имажинисты отказались от крайностей своей теории, признав, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение и т. п.) должен быть подчинен образам высших порядков: стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, характер, — «образу эпохи», «композиции характеров» («Почти декларация», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» № 2). Здесь уже начало конца И., т. к. с отказом от принципа автономности «малого образа» имажинизм в большой мере теряет основания к самостоятельному существованию. Следует впрочем сказать, что в своей творческой практике имажинисты шли совсем не столь далеко, как в теории. У самого Шершеневича (не говоря уже о Кусикове и Есенине, к-рые и теоретически не признавали принципа механического сцепления образов) едва ли можно найти произведение, действительно являющееся «каталогом образов», поддающимся чтению «с конца к началу» и не объединенным единой лирической темой и более или менее явным общим содержанием. Общая физиономия

463 школы определяется лишь высоким удельным весом «малых образов», специфическим характером их: своеобразной семантикой (в этом отношении имажинисты весьма смело осуществляли свои теоретические требования), развернутостью в конкретно-метафорическом плане, когда каждому звену метафоры соответствует определенное звено метафоризируемого ряда: «Изба старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин) «Черпаками строк не выкачать

Выгребную яму моей души» (Шершеневич). Детальнее охарактеризовать всю школу в целом едва ли возможно: в ее состав входили поэты весьма разнородные как по своим теоретическим взглядам и поэтической практике, так и по социальным и лит-ым связям: между Шершеневичем и Мариенгофом, с одной стороны, и Есениным и Кусиковым — с другой, — больше отличия, чем сходства. И.

первых насквозь урбанистичен, И. вторых — не менее руристичен: та и другая струя является выражением психологии и бытия различных социальных групп, столкнувшихся на перекрестке путей деклассации и деградации разных классов.

Поэзия Шершеневича и Мариенгофа — продукт той деклассированной городской интеллигенции, к-рая утеряла всякую почву, все живые социальные связи и последнее пристанище нашла в богеме. Все творчество их являет картину крайнего упадка и опустошенности.

Декларативные призывы к радости — бессильны: поэзия их полна упадочнической эротикой, насыщающей большинство произведений, загруженных обычно темами узко личных переживаний, полных неврастенического пессимизма, обусловленного неприятием Октябрьской революции. Совсем отлична природа И.

Есенина, представителя деклассирующихся групп деревенского зажиточного крестьянства, кулачества. Правда, и здесь в основе лежит пассивное отношение к миру. Но эта черта сходства — абстракция от совершенно другого комплекса предпосылок. И.

Есенина идет от вещной конкретности натурального хозяйства, на почве к-рого он вырос, от антропоморфизма и зооморфизма примитивной крестьянской психологии. Религиозность, окрашивающая многие из его произведений, также близка примитивно-конкретной религиозности зажиточного крестьянства. Так. обр. И.

не представляет собою единого целого, а является отображением настроений нескольких деклассированных групп буржуазии, в мире «самовитых слов» ищущих убежища от революционных бурь. Библиография: I. См. библиографию в статьях об отдельных поэтах-имажинистах. II. Венгерова З., Английские футуристы, «Стрелец», сб. I, СПБ., 1915; Декларация имажинистов, журн. «Сирена», Воронеж, 30/I 1919; Шершеневич В., 2u00D7;2=5, М., 1920; Мариенгоф А., Буян-остров, М., 1920; Есенин С., Ключи Марии, М., 1920; Грузинов И., Имажинизма основное, М., 1921; Соколов И., Имажинистика, (изд. «Орднас», М., 1921; Григорьев С., Пророки и

464 предтечи последнего завета. Имажинисты, М., 1921; Львов-Рогачевский В., Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922; журн. «Гостиница для путешествующих в прекрасном», М., № 1—4 за 1923—1924 гг.; Авраамов Арс.

, Воплощение, М., 1921; Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Редько А., Литературно-художественные искания в конце XIX — начале XX в., Л., 1924; Полянский В., Социальные корни русской поэзии XX в., в кн. Ежов И. С. и Шамурин Е. И., Русская поэзия XX в., М., 1925; Шамурин Е. И.

, Основные течения в дореволюционной русской поэзии (там же); Розенфельд Б., Есенин и имажинизм, ст. в сб. «Есенин, жизнь, личность, творчество», М., 1926. III. Никитина Е. Ф., Русская литература от символизма до наших дней, М., 1926; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М.

, 1928, и др. Б. Розенфельд

Источник: https://slovar.cc/lit/enc/2142097.html

Имажинизм — В мире литературы. 11 класс. А. Г. Кутузов — Произведения школьной программы

Имажинизм

Образ, и только образ… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия.

«Декларация», 1919

«Выявление жизни через образ». Имажинизм (от англ., франц. image — образ) — литературное течение, которое возникло в России в первое послереволюционное десятилетие. Во многом имажинизм «вырос» из футуризма.

Используя те же приемы эпатажа, поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Георгий Якулов провозгласили «единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов».

На первый план в эстетике имажинизма выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности, как в символизме, не слово — название вещи, как в акмеизме, не слово-звук, как в кубофутуризме, а слово-метафора. Оно шокировало новизной восприятия, оно соединяло отдаленные по значению предметы или явления.

В. Шершеневич

И ресницы стучат в тишине, как копыта,

По щекам, зеленеющим скукой, как луг.

С. Есенин

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло.

И невольно в море хлеба

Рвется образ с языка:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

В 1919 году была опубликована «Декларация», авторы которой заявили: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание — это слепая кишка искусства — не должны выпирать… из произведений… Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию…

должно было погибнуть от истерики». Имажинизм, как и футуризм, был течением авангардистским, отрицающим традиции. Стремление классической литературы к целостности объявляется имажинистами «обанкротившимся», старомодным и не отвечающим новым реалиям действительности.

Читайте также:  Природа, растения и животные италии

Приверженцы нового литературного течения проповедуют идею «точного языка», предметность и конкретность образа. Тематика их произведений «нейтральная» и несущественная, ей надлежит отступить перед «чистой образностью».

За этими декларациями стоит вызов романтической эстетике и гуманистической концепции человека.

Имажинисты предлагали отказаться от непосредственного личностного переживания как материала художественного творчества, подражанию природе противопоставляется искусство, основанное на идее логической сконструированности. «Надсодержательность» нового видения мира и человека предлагается имажинистами как самодостаточный поэтический прием.

Назначение поэта-имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка, к намеку на некую поэтическую реальность. Это было и слабой и сильной стороной имажинизма. Слабой потому, что имажинисты настаивали на принципиальном разрыве искусства и жизни, сильной — потому, что возвратили поэзии строгость форм.

Интересен и тот факт, что сам термин «имажинизм» был заимствован у англо-американского течения, которое объединило в своих рядах Т. С. Элиота, Д. Г. Лоренса, Э. Паунда. Однако русские имажинисты не считали «зарубежных коллег» своими предшественниками. Это проявилось даже в том, как они писали иноязычное слово: «Я по преимуществу имажонист…» {В. Шершеневич).

Однако, провозгласив идею самоценности слова-образа, а главное — неизбежность антагонизма искусства и реальности, в творческой практике все поэты-имажинисты отступали от своей же теории. Может быть, поэтому и объединение поэтов-имажинистов не было долговечным. Одним из первых о своих расхождениях с собратьями по перу заявил Сергей Есенин.

В статье «Быт и искусство» он напишет: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все». Возможно, эта несогласованность и привела к тому, что через три года группа была распущена. «В «Почти декларации»…

имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка — стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер— «образу эпохи», «композиции характеров».

С отказом от принципа автономности «малого образа» имажинизм терял главное основание для самостоятельного существования » (А. Ревякина). Так закончилась очередная попытка русских поэтов «преодолеть» время.

Вопросы и задания

Подготовьте небольшое сообщение, устное или письменное (последнее может быть выполнено в форме небольшой статьи для учебника), о творчестве одного из поэтов-има- жинистов.

Задания для тех, кому интересно.

Прочитайте «Ключи Марии» Сергея Есенина и подумайте, почему это произведение было воспринято имажинистами как своеобразный манифест.

 



Источник: https://scribble.su/school-literature/lit-11-kutuzov/25.html

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Слайд 1

Особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе) часть вторая Автор презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №560 Санкт-Петербурга Васильева Марианна Анатольевна Имажинизм

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, с.Константиново,Рязанская губерния — 28декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества ) имажинизма .

Слайд 3

Поэт входил в костяк объединения. К моменту образования группы у С . Есенина уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии », размышление о творчестве в целом и словесном искусстве в частности.

В нем выражалось стремление творчески овладевать «органической фигуральностью» русского языка и содержался ряд соображений об опоре на национальную стихию и фольклор.

Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения.

Слайд 4

Среди своих товарищей по «Ордену» он был, пожалуй, самым известным и самым востребованным поэтом, его творческие вечера давали в два-три раза больше сборов, чем чьи бы то ни было.

Вскоре слухи о том, что в новом кафе замечательно читает замечательный поэт, распространились по всей Москве. Почитателям Есенина, осаждавшим «Стойло Пегаса», приходилось приходить загодя, чтобы занять хотя бы стоячее, в дверях, место.

До этого у Есенина тоже случались успехи, но ТАКОГО не случалось никогда. Так, в 1920 году имажинизм принес ему настоящую славу.

Слайд 5

Период с 1919 по 1923гг. стал переломным в творчестве С.А . Есенина. Именно в этот период он получил широкую известность среди читающей публики, а также ее любовь.

Официально этот период не имеет названия, но я бы назвала его «Периодом имажинизма ». В «берлинской» автобиографии 1919год Есенин назовёт лучшим годом в своей жизни.

Наряду с образованием имажинизма этот год ознаменовался для него новой стезей в поэзии.

Слайд 6

Как известно, в начале ХХ века слушатели отзывались не столько на содержание стиха, сколько на силу личности исполнителя. И такие поэмы, как « Инония », «Преображение» для устного исполнения не очень-то годились. Публика схватывала лишь фрагменты — целое не доходило.

Есенин, у которого было абсолютное чувство аудитории, очень скоро понял: сложные тексты пишутся для глаза, для восприятия на слух нужна иная, более простая и четкая форма. И он почти в порядке эксперимента написал стихи, которые впоследствии будут печататься с названьем «Хулиган».

Такое названье Есенин выбрал не случайно, и в литературных кругах и в прессе этой кличкой его окрестили уже давно, а он просто махнул на это рукой и согласился: хулиган так хулиган, как хотите.

Это стихотворение было первым, в котором поэту удалось реализовать долго не дававшуюся ему задачу: научиться писать так, чтобы и себя не терять, и быть понятным широкой публике . Дождик мокрыми метлами чистит Ивняковый помет по лугам. Плюйся ветер охапками листьев, Я такой же, как ты, хулиган.

Бродит черная жуть по холмам, Злобу вора струит в наш сад. Только сам я разбойник и хам И по крови степной конокрад. Кто видал, как в ночи кипит Кипяченых черемух рать? Мне бы в ночь в голубой степи Где-нибудь с кистенем стоять.

Слайд 7

В стихах 19-20х годов Есенин расширяет смысл каждого слова и заставляет читателя взглянуть на него по-новому. Но, несмотря на благополучно складывающуюся карьеру и жизнь, в его поэзию закрадываются печальные и даже в каком-то смысле философские ноты.

Они начинают звучать еще в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…» и продолжают в таких стихах, как «Я последний поэт деревни…», «Душа грустит о небесах …»… Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну… О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину…

Слайд 8

Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенинвыразил и в поэме «Сорокоуст» (1920), написанной примерно в тоже время.

Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка, имеет глубокий внутренний смысл: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? «Конь стальной, — замечает по этому поводу поэт, — победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни …»Поэту кажется, что «электрический восход, ремней и труб глухая хватка»- все это «механически мертвое», что деревне угрожает «железный гость».

Слайд 9

В поэзии Есенина трагически зазвучала тема противостояния города и деревни. В «Сорокоусте» (1920) город — враг, который «тянет к глоткам равнин пятерню»; сама природа — в состоянии гибели: «Головой размозжась о плетень, / Облилась кровью ягод рябина»; крестьянин переживает духовный кризис: «И соломой пропахший мужик / Захлебнулся лихой самогонкой».

Эта же тема — в стихотворении «Песнь о хлебе» (1921). «Мир таинственный, мир мой древний…» (1922) представляет конфликт города и деревни как метафизическую трагедию: город не просто-, железный враг, он еще и дьявол («Жилист мускул у дьявольской выи»). Победа железного, то есть неживого, ассоциировалась в сознании поэта с социализмом «без мечтаний».

Слайд 10

*** Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть… Здравствуй ты, моя черная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. Жилист мускул у дьявольской выи И легка ей чугунная гать. Ну да что же! Ведь нам не впервые И расшатываться и пропадать . Пусть для сердца тягуче колко, Это песня звериных прав!.. …Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав. Зверь припал… и из пасмурных недр Кто-то спустит сейчас курки…

Вдруг прыжок… и двуногого недруга Раздирают на части клыки. О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты не даром даешься ножу! Как и ты, я, отвсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты, я всегда наготове, И хоть слышу победный рожок, Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу…

Все же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу.

Слайд 11

В 1925 году течение имажинизм распалось : в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков , в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов ». Сам Есенин в своей биографии 1925 года написал: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить.

Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом».

Слайд 12

XX век в русской литературе ознаменовался появлением на свет множества литературных направлений. Их организации открывались на каждом шагу. Символисты, центрафугисты , неоромантики, футуристы, конструктивисты и даже ничевоки. Так появился и имажинизм.

В отличие от, допустим, футуризма или акмеизма, он почти не оставил следа в людской памяти, забыты и имена его приверженцев. Но одно имя — имя Сергея Есенина, самого талантливого из имажинистов, всегда будет жить в русской литературе.

Имажинизм помог Есенину смотреть на мир и рисовать его новыми, до этого неизвестными красками и образами.

Слайд 13

Список и сточников Имажинизм http://ru.wikipedia.org . Шершеневич В.Г. http :// ru.wikipedia.org . Мариенгоф А.Б. http :// www.hrono.ru/biograf/bio_m/mariengof_ab.php Великолепный Мариенгоф http ://www.rulife.

ru/mode/article/663 / История русской литературы XX века http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook046/01/part-007.htm Имажинизм и имажинисты http ://slova.org.ru/n/imazhinizm / http :// knowledge.allbest.ru/literature Стихотворения http :// feb-web.

ru/ Обои для рабочего стола http:// misterforex.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/10/imazhinizm-osobennosti-literaturnogo-napravleniya-imazhinizm-v

Имажинизм в литературе: определение и особенности. Представители имажинизма в русской литературе 20 века

Искусство и развлечения 2 ноября 2015

Читайте также:  Река енисей в россии

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы.

Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возросшим ритмом жизни.

Распад привычной картины мира и возникновение альтернативной с особенной остротой затрагивало весь литературно-художественный процесс. Прежде всего это касалось молодых художников и поэтов.

Происхождение термина «имажинизм»

Сам термин «имажинизм» в литературе является заимствованием у авангардистской поэтической школы Англии. Эта школа получила название имажизма. Расскажем вкратце о ней.

В российской печати первые сведения об английских имажистах появились в 1915 году. Именно тогда была опубликована в сборнике «Стрелец» статья «Английские футуристы» З.А. Венгеровой.

В ней говорилось о поэтической группе из Лондона, во главе которой были Т. Хьюм, Э. Паунд, Р. Олдингтон, Т. Элиот.

Имажизм, появившийся в Англии в 1910-х годах, ставил перед собой вполне определенную художественную задачу. Она была не абстрактно-поэтической, а конкретной и жизненной — следовало прямо воспроизводить действительность.

Шаблонным, истертым поэтическим клише имажисты противопоставляли «свежие», необычные образы (по-английски — image, откуда и возникло название этой школы). Они стремились обновить поэтический язык.

Это отразилось в их теориях свободного стиха, образа.

Когда возник имажинизм в русской литературе?

Термин «имажионизм» в России появился в книге «Зеленая улица…» В.Г. Шершеневича, опубликованной в 1916 году. В ней еще не порвавший связей с футуризмом автор назвал себя так. Шершеневич обратил особое внимание на содержание поэтического образа, а не на его форму. Именно он стал главным идеологом нового направления.

В 1918 году Шершеневич заявил о появлении «имажионизма» как явления более широкого, чем футуризм. Современный термин закрепился с 1919 года. С той поры часто появлялись понятия «имажинисты» и «имажинизм» в литературе.

Краткое определение последнего можно дать следующее: литературное течение, утверждавшее главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму.

Видео по теме

«Декларация» имажинистов

Имажинизм в литературе нашей страны сыграл заметную роль. Во всех известных энциклопедиях появились статьи о нем. Группа имажинистов, образовавшаяся в то время, ставку делала на образность. Именно она считалась основной чертой поэтического творчества.

В 1919 году в журнале «Сирена» была опубликована «Декларация» — первый манифест нового направления. Поэты утверждали, что выявление жизни с помощью образа и его ритмики является единственным законом всяческого искусства, его несравненным методом.

В этом документе была представлена творческая программа приверженцев нового направления. Утверждалось, что в структуре художественного произведения ключевое значение имеет образ. На его теории строилась вся программа.

Из текста «Декларации» мы узнаем, что имажинизм в литературе имеет следующую основу: специфическое понимание его представителями роли эстетического воздействия образа. Именно впечатление от последнего, искусственно сконструированного, является определяющим в поэзии.

«2х2=5»

Еще одно теоретическое обоснование нового направления — трактат Шершеневича (на фото выше) под названием «2х2=5». Автор его видел поэзию родственной математике. Ему представлялись ненужными любые попытки интерпретации текста, за исключением авторских. Ради возникновения образа утверждался принцип равенства нечистого и чистого. Это оборачивалось порой откровенно плотскими изображениями.

Язык с точки зрения имажинизма

Свое видение языка предложили те, кто создал имажинизм в литературе. Представители его сформулировали мысль о том, что язык поэзии является уникальным. На ранней стадии развития, как полагали они, он был весь пропитан образными представлениями.

Поэтому представители имажинизма в русской литературе считали логичным изучать истоки языка. Таким способом они хотели обнаружить исконные образы различных слов. Более того, анализируя традиционное словообразование и свойства языка, они начали создавать образы сами. Однако исследователь Д.Л.

Шукуров отмечает, что то, как понимали художественное слово имажинисты, номиналистично и предельно рационализировано.

Стремление к изначальной образности слова

Представители нового направления объявили своей главной целью именно уникальный образ, а не просто необычное слово. В.Г. Шершеневич переосмыслил опыт футуристов, в частности, созданную ими теорию «заумной поэзии». Он создал другой вариант концепции так называемого «самовитого слова». Под последним следовало понимать основу триады из трудов А.А. Потебни по языкознанию.

Ученый в составе слова выделял его содержание («внутреннюю форму»), изначальную образность и внешнюю форму. Отвергая формально-звуковую и содержательную стороны, имажинисты свое внимание акцентировали именно на образности. Они стремились максимально насытить ею произведения. Однако при этом имажинисты стремились, чтобы образы не были часто встречающимися.

Отсутствие единства среди имажинистов

В поэтических вопросах, несмотря на наличие некоторой общности, не было абсолютного единства среди представителей нового направления. Соратники и друзья в жизни, они были приверженцами совершенно разных подходов к творчеству (на фото в центре — Есенин, слева — Мариенгоф, справа — Кусиков).

Вряд ли возможно детально охарактеризовать имажинизм в литературе 20 века. В состав школы входили поэты, имевшие весьма разнородные теоретические взгляды и особенности творчества, разные как по литературным, так и по социальным связям.

Между Мариенгофом и Шершеневичем, с одной стороны, и Кусиковым и Есениным — с другой, можно найти больше отличий, чем сходства. Насквозь урбанистичен имажинизм первых, а вторых — руристичен. Обе эти струи выражают бытие и психологию разных социальных групп, которые столкнулись во время деклассации.

Все это делает непростым ответ на вопрос «Что такое имажинизм в литературе?». Определение его характерных особенностей порой приводит к выявлению противоположностей.

Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Поэзия Мариенгофа (фото его представлено выше) и Шершеневича — продукт городской деклассированной интеллигенции, утерявшей почву. Она нашла свое последнее пристанище и социальные связи в богеме. Творчество этих поэтов являет картину опустошенности и упадка.

Бессильны декларативные призывы Мариенгофа и Шершеневича к радости. Упаднической эротикой наполнена их поэзия. Темы, которые раскрываются в ней, связаны с глубоко личными переживаниями.

Они полны пессимизма, который был обусловлен неприятием этими поэтами Октябрьской революции.

Природа имажинизма Есенина

Природа имажинизма Есенина совершенно иная. Он был представителем зажиточного деревенского крестьянства, кулачества, которое также было деклассировано. Правда, и в его творчестве можно увидеть пассивное отношение к миру.

Однако предпосылки его были совсем иными. Имажинизм Сергея Александровича идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности. Именно на почве последнего вырос он.

В основе его — зооморфизм и антропоморфизм примитивной психологии крестьян.

Полемика имажинистов

В «Листах имажиниста» В. Шершеневич полемизировал с работой Есенина «Ключи Марии», в которой были высказаны его теоретические идеи. Кроме того, он критиковал поэзию собратьев по искусству.

Шершеневич писал, что соединение в стихотворении отдельных образов — работа механическая, а не органическая, как считают А. Кусиков и С. Есенин. Стихотворение — толпа образов, а не организм. Из него можно вытянуть без ущерба один из них или вставить еще десять. С идеями С.

Есенина полемизировал также А. Мариенгоф в своей работе под названием «Буян-остров».

Он считал, что современное народное искусство непременно «должно быть сумеречным». Другими словами, это «второй сорт», «полуискусство», «переходная стадия», впрочем, необходимая для массы.

А в жизни самого искусства она не играет никакой роли. Есенин ответил своей статьей «Быт и искусство». Сергей Александрович писал, что собратья его не признают согласования и порядка в сочетании образов и слов.

И в этом они неправы.

Раскол

Таким образом, назревал раскол. В 1924 году он оформился. Тогда в газете «Правда» появилось «Письмо в редакцию», которое написали С. Есенин и И. Грузинов. Они объявили, что в качестве создателей имажинизма решили довести до всеобщего сведения, что в известном прежде составе группа «имажинисты» объявляется распущенной.

Роль имажинизма в русской литературе

До сих пор среди литературоведов идут споры по поводу того, стоит ли поместить имажинизм рядом с такими направлениями, как футуризм, акмеизм и символизм. Возможно, правильнее это явление рассматривать в ряду многочисленных течений, существовавших в литературе в 1920-х годах.

Тем не менее, значительный вклад, внесенный в культуру рифмования его представителями, а также требование единства стихотворной композиции с лирической точки зрения и другие поиски в области поэтики стали актуальными в 1920-е годы.

Они служили ориентиром для ряда авторов, творивших во второй половине 20 века и развивавших модернистские традиции.

Теперь вы знаете, как продолжить фразу «имажинизм в литературе — это…». Кратко мы охарактеризовали это направление, назвали основных его представителей. Вы узнали об основных идеях, которые привнесли в искусство приверженцы этой школы. Особенности имажинизма в русской литературе во многом были выражением эпохи, в которую жили его представители.

Источник: fb.ruОбразование
Знаете ли вы, что такое художественная литература? Художественная литература: определение и особенности

Что такое художественная литература? Каковы ее особенности, почему литература считается искусством? Огромное количество книг в домашней библиотеке большинства людей говорит о том, что чтение и восприятие литературных …

Отношения
Что такое «золотой дождь» в сексе: определение и особенности

Данная статья затронет слегка экстравагантную тему – мокрый секс, или известный всем «золотой дождь». В сексе обмен мочой помогает раскрыть некоторые грани взаимоотношений и вынести их на новый уровень за счет н…

Образование
Психолого-педагогическое сопровождение — это… Индивидуальное сопровождение: определение и особенности

Что представляет собой психолого-педагогическое сопровождение? Каковы его особенности? Данный вопрос является актуальным, поэтому заслуживает детального изучения.Сущность и спецификаПод воздействием ра…

Самосовершенствование
Исследование лонгитюдное: определение и особенности проведения

Гуманитарные и общественные науки имеют большую методологию. Традиционно цели и задачи определяют глубину исследования, оно может состоять из одного или более этапов. На число повторений процесса сбора информации непо…

Бизнес
Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета

Для предотвращения создания опасной зоны работы башенного крана в стесненных условиях за границами стройплощадки либо при размещении на площадке помещений, в которых могут находиться или находятся люди, либо иных преп…

Компьютеры
Что такое автотюн: определение и особенности

Ни для кого не секрет, что современные исполнители используют разного рода программное обеспечение для обработки вокала: по необходимости или для придания необычного звучания. Сегодня же мы расскажем о такой популярно…

Образование
Психический факт – это… Определение и особенности

Психические факты – это такие вещи, как восприятие, чувства и суждения. В конечном счете они вызываются физическими фактами, зависящими от физических и биологических функций, которые необходимы для сознания. Име…

Образование
Русская литература 20 века, период становления, основные представители

История русской литературы 20 века начинается в 1881 году. Переходный период между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 2…

Здоровье
Патологический процесс — это… Патологический процесс в организме: определение, стадии и особенности

Здоровье — важная ценность жизни. Лишь благодаря полному физическому и психическому благополучию человек может достигать поставленных целей, быть действительно счастливым, испытывать радость от общения с миром. …

Искусство и развлечения
Психологизм в литературе — это… Психологизм в литературе: определение и примеры

Что такое психологизм в литературе? Определение этого понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе – это и…

Источник: http://monateka.com/article/126319/

Ссылка на основную публикацию