Госпожа хлестова: характеристика и образ персонажа в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

Образ и характеристика Хлестовой в комедии Горе от ума Грибоедова

Анфиса Ниловна Хлестова – один из второстепенных персонажей комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. Интересно, что прототипом изображённой поэтом московской барыни является та же знаменитая Наталья Дмитриевна Офросимова, которую под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, изображённой Л.Н.Толстым в романе “Война и мир”.

В отличие от оригинала, героиня “Горе от ума” не так умна, но имеет такой же вздорный характер, также бесцеремонно общается с окружающими.

Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь – властных, откровенных, во многом жестоких.

Хлестова не лезет за словом в карман, речь имеет живую и яркую. Она говорит не всегда грамотно, но искренне, не пытаясь кому-то понравиться, все, что приходит в голову.

В доме Фамусова уверенность Хлестовой объясняется ещё и тем, что она своячница хозяина. Чацкого она знает с тех пор, когда он ещё был ребёнком, тем не менее именно она поддерживает и развивает слух о его сумасшествии, объясняя сначала его истоки чрезмерным употреблением вина и шампанского, а потом причинами, связанными с образованием.

На балу она привлекает внимание тем, что все знает, со всеми спорит, милостива с теми, кто ей старается угодить, с остальными – не церемонится. Для неё, что арапка, что собачка – одинаковы: все служит ей развлечением.

Хлестова – типичная московская барыня, которая живет слухами и сплетнями, страдает от безделья, третирует близких. В комедии “Горе от ума” Хлестова находится среди тех, кто представляет “век минувший”, против которого выступает с критикой Чацкий.

Как и другие второстепенные персонажи, которые составляют нравоописательный фон сюжета, Хлестова тем не менее наделена индивидуальными характеристиками.

Несмотря на то, что Хлестова появляется на периферии пьесы, она представляет определённый характер с определенными чертами, а не какое-то амплуа, типаж.

Как и в других персонажах, в проявлениях характера Хлестовой присутствуют и отрицательные, и положительные черты: так легко подхватив слух о сумасшествии Чацкого, барыня тут же выражает надежду, что его все-таки вылечат. Характер Хлестовой сформирован московской дворянской средой: Грибоедов разоблачает не ее личные недостатки и пороки, но общество, которое способствует формированию таких характеров.

Вариант 2

Анфиса Хлестова является самой яркой героиней второстепенных образов комедии «Горе от ума». Впервые героиня появляется на 3 действий во время ужина в доме Фамусова. Этот женский образ Грибоедов создал со знаменитой светской барыни Натальи Офросимовой.

Анфиса Хлестова не отличалась особым умом, но имела вздорный нрав. Кроме того героиня не отличалась хорошим воспитанием и могла бесцеремонно разговаривать с людьми. Хлестова может выражаться ярко и пронзительно. В ней есть жестокость, властность и откровение.

При этом она может выражаться неграмотно и не пытается никому понравиться. Анфиса является свояченицей Фамусова и поэтому ведет себя уверенно, живя в его доме. Анфиса была пожилой и богатой дамой 65 лет. Она всегда была сердитой и злой.

По словам Фамусова, героиня никогда не была замужем и не имела детей.

При появлении на балу Хлестова привлекает к себе внимание бесцеремонными разговорами. Она начала спорить с теми, кто пытался ей угодить. А тех, которые просто хотели с ней заговорить, она за людей не воспринимала.

Анфиса была типичной городской барыней, которая любила сплетничать, третировать родственников и маяться от безделья. У нее была собачка и своя рабыня чернокожая девушка, которая является просто игрушкой для богатой госпожи.

  Несмотря на свою бесцеремонность и необразованность, героиня всегда следовала моде светских женщин

В обществе Хлестова занимала высокие должности. Автор указал, что Анфиса Ниловна была первой фрейлиной императрицы Екатерины. Также она руководила помещиками и знала, кто насколько богат. Особой слабостью дворянки была карточная игра.

Анфиса Хлестова относится к отрицательным образам комедии Грибоедова. Своим поведением Хлестова не вызывает никакой симпатии и сочувствия со стороны читателей. Ее характерными чертами являются грубость, необразованность, чрезмерное хамство, бесцеремонность.

Она всегда следовала моде и не имела своих предпочтений. При этом героиня симпатизировала Молчалину, который мог льстить и уделять особое внимание каждой женщине. Характер и взгляды героини сформировались в дворянской семье и в обществе богатых людей.

Подобные отрицательные качества не сближают Хлестакову с Натальей Офросимовой.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Когда я читал «Горе от ума», больше всего мне запомнился второстепенный герой — Анфиса Ниловна Хлестова. И запомнилась она мне, конечно, не с лучшей стороны.

Она должна была быть образованной женщиной в силу своего чина и возраста, ей шестьдесят пять лет, но каково было моё огорчение, когда она не только не поддержала Чацкого, не услышала его мысль, но ещё и согласилась с Фамусовым насчёт того, что Чацкий, вероятно, сошёл с ума. Но обо всём по порядку.

Анфиса Ниловна — это пожилая госпожа, богатая дворянка, для которой всё, что есть в её собственности, будь то люди или вещи, всё это — лишь повод для развлечения. Фамусову она приходится свояченицей, потому что она тётя Софьи. У самой Хлестовой, наверняка, есть дети.

Точной информации по этому поводу автор не даёт, но он говорит, что у какой-то свояченице Фамусова есть дети, так что можно сделать вывод, что намёк как раз на Анфису Ниловну.

По характеру она очень злая и постоянно сердится, но, как и почти все гости Фамусова на званом ужине, придерживается моде, подтверждение этому служит её светский наряд и маленькая собачка-шпиц, которую она носит с собой.

В то же время она купила и слугу-арапку, так называет она чернокожую девушку, которая тоже является отчасти забавой для госпожи Хлестовой.

Можно сказать, что чин и место в обществе Анфисы Ниловны — самые высокие на тот момент в Москве, она даже была первой фрейлиной у жены Петра I, Екатерины I, хотя это и подвергается сомнению, ведь действия комедии происходят в 1822 году, тогда как Екатерина умерла в 1727 году. Ещё одной важной деталью образа Хлестовой можно считать её всеведение в делах других помещиков, она в курсе, у кого сколько крепостных, кто насколько богат.

Анфиса Ниловна говорит, что не видит смысла в образовании, что очень меня поразило, потому что я думал, что невозможно добиться таких успехов в иерархии общества, как она, не изучая совсем ничего, но она опровергает все мои теории. Также Хлестова довольно азартный человек, она постоянно играет в карты, а на вечере обыгрывает княгиню Тугоуховскую.

Подводя итог, можно сказать, что Хлестова — один из самых отрицательных персонажей комедии. Персонаж, который не вызывает ни доли сочувствия или симпатии.

Она грубая, резкая, хамоватая и необразованная представительница высшего класса общества, которая, как и многие персонажи комедии, глупо следует моде, отрицает образование и подаёт симпатии Молчалину, который льстит ей и всем, кого видит. Хлестова — типичный представитель «фамусовского общества».

  • Человек и общество в произведении На дне Горького сочинениеЧеловек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова
  • Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинениеВ данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.
  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир ТолстогоТворчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать
  • Анализ рассказа Чехова Злой Мальчик сочинениеСвои ранние произведения Антон Павлович Чехов изложил в сборнике, выпущенном в 1883 году, «Пестрые рассказы», где особого внимания заслуживает книга «Злой мальчик».
  • Сочинение на тему Мой велосипед (описание велосипеда) 5 классМного – много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо, эмоции просто переполнили меня.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/obraz-i-harakteristika-hlestovoj-v-komedii-gore-ot-uma

Характеристика и образ Хлестовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Главная тема комедии «Горе от ума» – противостояние идеологий «века минувшего» и «века нынешнего». Чтобы в полной мере раскрыть идею пьесы, Грибоедов наряду с главными героями ярко и правдиво изображает и второстепенные образы. Один из них – Анфиса Ниловна Хлёстова, которая приходится свояченицей Фамусову и принадлежит к «остатку екатерининского века».

Хлёстова помещица – крепостница, пожилая дама, ворчливая, своенравная и, по словам Фамусова: «Спорить голосиста». В светском обществе она имеет большое влияние и поэтому бесцеремонна в общении.

Автор наделил её «говорящей» фамилией, что имеет важный смысл для драматической сатиры. Хлёстко и остроумно она характеризует окружающих. На вечеринке у Фамусова она успевает поспорить почти со всеми.

Загорецкого назвала «лгунишкой, картёжником и вором», в беседе с Софьей назвала Фамусова «полоумный твой отец». Она не стесняется обидеть человека и скептически относится к тем, кто стоит ниже её социальной лестницы.

Вздорная барыня может похвалить лишь тех, кто перед ней преклоняется. За лестные слова о собачке она благодарит Молчалина, но прощаясь, указывает на то, что его место всё же в «чуланчике».

Старая дама любопытна, пользуется слухами и всё про всех знает. Во время спора с Фамусовым о количестве душ Чацкого она заявила: «Уж чужих имений мне не знать» и на его календарную ссылку заявила, что «всё врут календари».

Она быстро подхватила слух о сумасшествии Чацкого и сделала вывод, что он «с ума спрыгнул, чай, пил не по летам». Вслед за другими она согласилась с тем, что учение – вред и можно сойти с ума от этих «…пансионов, школ, лицеев».

Жестокость, властолюбие, необразованность – всё это пороки крепостнического общества и они в полной мере присущи барыне Хлёстовой. Соблюдая моду на слуг – арапов, она приехала на званый ужин с моськой и «арапкой – девкой». Она не считает эту служанку за человека, называет её «чёрт сущий» и просит покормить их вместе с собачкой остатками со стола.

В отличие от других персонажей автор наделил образ Хлёстовой яркими индивидуальными качествами. Она не преклоняется перед всем иностранным, как другие. Её речь проста и грубовата, порой не всегда грамотна. Но она одна из всех жалеет Чацкого и надеется на его выздоровление, потому что помнит его ребёнком и даже «за уши дирала, только мало».

Грибоедов причисляет эту героиню к силам «века минувшего». Но он критикует не только пороки помещицы. Больше всего он осуждает крепостнические порядки и те консервативные силы, которые подвергают гонениям мыслящих людей и не желают преобразований в России.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Хлестова по сути это одна из самых запоминающихся личностей второго плана произведения “Горе от ума”. Грибоедов нас знакомит с ней на вечере у Фамусова. Полное имя свояченицы Анфиса Ниловна Хлестова.

Мы видим образ властной, грубой, сердитой, старой бабки и не далекой барышни от современного московского общества, но она является очень уверенной женщиной, которая легко может пустить слухи или поддержать их, тем самым подпортив репутацию, терроризирует близких и страдает тунеядством.

Дама властная и безапелляционная, не лишенная ума, верно оценивает многих персонажей. Для нее главное в человеке богатство и статность. В этой зловещей старухе Грибоедов запечатлел тип столичной барыни сплетницы. На этом вечере Героиня пытается привлечь к себе внимание тем, что показывает своим видом знание обо всем, спорит со всеми и ласкова с теми, кто старается ей угодить в чем-то.

С другими людьми она старается не церемониться. Что боярин, что собака, все служит потехой для нее. Этот Персонаж располагается между тех, кто пытается передать в “век минувший”, напротив которого открывается Чацкий с его критикой к ней. Как и другие иные персонажи второго плана, которые оформляют этнографическое поле сюжета.

Когда Хлестова слышит неуместный, как ей кажется, вздор Чацкого, она прежде всего осведомляется, кем он является по званию, как только узнав, что это “просто Чацкий”, дает волю своему пожилому недовольству.

Автор данной книги разоблачает не ее плохие черты, а народ, который способствует к образованию таких типов людей. Ведомо в виде персонажа Хлестовой, познавали проживавшую в свое время столичную барыню Офросимову Настасью. Ученые считают Офросимову макетом Хлестовой.

Госпожа находилась в браке и имела детей. Она была чрезвычайно известна, и о ней сохранилось много смешных рассказов.

Также читают:

← Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума ← Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовФамусовское общество в комедии Горе от ума → Образ и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума →

  • Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 классНа картине четыре главных действующих лица, – две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, – это другой конь и конюх
  • Сочинение Дагестан – мой край роднойДагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Дагестан входит в состав республик Российской Федерации, расположен на юге России, в Северо – Восточной части Большого Кавказа. Столицей является город Махачкала
  • Сочинение Обломов – коренной народный наш типМногие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване
  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 классаПейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени
  • Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждениеПроблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма
Читайте также:  Алексей константинович толстой: жизнь и творчество

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/harakteristika-i-obraz-hlestovoj-v-komedii-gore-ot-uma

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  Скачать сочинение

    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.

Но комедия с радостью была принята декабристами, которые почувствовали ее революционный пафос.     Грибоедов представил в комедии картину нравов своего времени, то есть 10-20-х годов XIX века, поэтому Москву этого периода принято называть “грибоедовской”.     Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы.

Они, так же как и мужские, влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Женщины в пьесе – представительницы “века минувшего”, поэтому они обладают такими же качествами, как и мужчины.     Главной героиней комедии является Софья, дочь Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте.

Она умна и хорошо воспитанна, как большинство богатых московских девушек того времени. Воспитанная на французских романах, она составила в своем уме облик идеального героя “своего романа”. Молчалин как будто специально создан для этой роли: “услужлив, скромненький, в лице румянец есть”.

Софья достаточно умна и понимает, что с таким мужем она сможет руководить семьей и домом. Ей гораздо спокойнее будет с безмолвным “мужем-мальчиком, мужем-слугой” Молчаливым, чем с резким обличителем Чацким или с полковником Скалозубом, который “слова умного не выговорил сроду”.

Софье будет легче последовать примеру Натальи Дмитриевны, которая распоряжается своим мужем как хочет.     Отдельный разговор – служанка Лиза. Она сохраняет традиционное амплуа для классицистической комедии — она субретка, молодая горничная, помогающая своей госпоже в делах сердечных. Лиза искренне любит свою хозяйку и помогает устраивать встречи с Молчаливым.

Но последний влюблен в Лизаньку, та же, узнав об этом, все же продолжает помогать своей госпоже, а сама говорит про себя:     А я… одна лишь я любви до смерти трушу.     Яркая представительница самой старшей части московского общества – Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова.

Это отпечаток екатерининского века с “арапкой-девкой и собачкой”, которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают ее совета, делают все с оглядкой на нее и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе.

    Все остальные женские образы являют собой особый пласт типичных московских барынь. Они таскаются по балам и званым вечерам, чтобы выдать замуж своих незадачливых многочисленных дочерей, охотно сплетничают, без устали всех обсуждают и судят. В комедии дамы являются главными распространителями новости о безумии Чацкого. Все сразу поддаются сплетне, как гипнозу.

    Князь же и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, типичными московскими девицами, умеющими, по словам Фамусова, “себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой”, также типичны.

Тугоуховские -обедневший княжеский род, и поэтому князю и княгине нелегко выдать своих шесть дочерей замуж:     К нам на вечер, в четверг, проси скорее     Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!     Они таким образом стараются набрать женихов для своих дочерей.

    Наталья Дмитриевна- московская модница с “мужем-мальчиком,     мужем-слугой”, который слушается ее во всем и которым она вертит как хочет. Дополняют картину женского общества графиня-бабушка с внучкой-сплетницей, старой девой, вечно всем недовольной: “Зла в девках целый век, уж бог ее простит”. Все это женские образы, характерные для “грибоедовской Москвы”.

Все они похожи: речь их изобилует галлицизмами, они все до единой сплетницы, а главное что их объединяет — чрезмерная любовь к мундиру и особенно к военным: “И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть”. Их портреты очень схожи друг с другом.     Кроме главных женских персонажей, в комедии присутствуют также и внесценические. Это Прасковья Федоровна, княгиня Власова, Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”, а также княгиня Марья Алексевна, которую так боится даже Фамусов. Все эти героини, казалось бы, не столь уж и нужные, играют большую роль в изображении картины московского общества, они расширяют и дополняют ее. Введение внесценических персонажей в пьесу подчеркивает типичность сценических и делает изображение более обширным и рельефным.

    Женские образы влияют и на развитие конфликта в произведении, на завязку, кульминацию и развязку. Все это делает их роль в пьесе значительной.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055501184864066613

Готовые школьные сочинения

Апр 22 2010

Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого.

Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого.

Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты.

Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный.

Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного.

Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически.

У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы.

Правдивый тип в литературе – это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.

Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде.

Принцип обобщения” через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.

Грибоедов сумел дать не только картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности его времени, но й выявить основной конфликт эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью.

Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной войны.

Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между ее персонажами, придавая содержанию «Горя от ума» единство и монолитность.

Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей – с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова.

«Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-xlyostovoj-v-proizvedenii-griboedova/

Женские образы в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» на Сёзнайке.ру

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место. Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья — главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза — субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах.

Однако драматург вводит и новаторские приемы: главная героиня далеко не идеальна, а из «влюбленных» соперников она выбирает не лучшего, а худшего, что уже более характерно для реализма.

В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку, хотя каждый из женских образов обладет индивидуальностью.

Московские дворянки представлены графиней Хрюминой, Натальей Дмитриевной Горич, графиней Тугоуховской и Хлестовой, все они воплощают собой «век минувший» в комедии.

Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня — «командирством», а Хлестова — резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи.

Читайте также:  Леса: характеристика и виды

Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию. Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер?..

Богат?» Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересоваться. В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть». Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими.

Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними — они князья.

К военному мундиру уважение тоже велико: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки», — с иронией замечает автор. Да, дамы любят военных, потому что «и золотой мешок, и метит в генералы», а генеральский чин — это и почет, и богатство. Везде один расчет!

Однако московское общество, и в особенности женское, довольно романтично. Оно увлекается всем «новым», «неизведанным» — иностранным:

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция…

Такой же толк у дам, такие же наряды. ..

Так характеризует дамское общество Чацкий в своем монологе о французике из Бордо.

Героини комедии читают французские романы, им «сна нет от французских книг», а потом влюбляются в вымышленных героев или, как Софья, в «безродных», в тех, кого они могут облагодетельствовать.

Эта «высокая» культура и чувствительность порождены отсутствием знания каких бы то ни было русских традиций. Все очень поверхностно, все напускное, но все «с ужимкой и прыжком».

Московские барышни очень кокетливы, причем слово «барышня» следует употреблять и в отношении замужних дам. В обществе ведутся разговоры о нарядах: «о тюрлюлю атласном» и о складочках, стонут, охают, страдают.

Но кокетничают не только девицы на выданье. Наталья Дмитриевна замужем, но это не мешает ей получать удовольствие от балов и приемов, флиртовать.

Ей весело: «Признайся, весело у Фамусовых было?» — спрашивает она у мужа, который ей вовсе не мешает.

В Москве муж низведен до положения домашней собачки. Молчалин отзывается о шпице Хлестовой точно так же, как Наталья Дмитриевна о своем муже:

«Ваш шпиц — прелестный шпиц», «Мой муж — прелестный муж».

Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом.

Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей».

«Муж — мальчик, муж — слуга из жениних пажей» — так можно охарактеризовать положение московских мужчин. Они бесправны, вся власть находится у женщин.

Впрочем, дамы Москвы обладают властью еще более страшной — они судьи всему, именно они создают общественное мнение. В обществе «злые языки страшнее пистолета», поэтому мнение других так важно.

Ведь одним неосторожным словом можно загубить жизнь человеку, испортить его репутацию. Фамусов трепещет перед тем, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Он знает, что стоит ей что-нибудь обронить о ком-то, как сразу об этом будет знать вся Москва.

Так Софья, сказав: «Вот нехотя с ума свела», — заклеймила Чацкого навеки, объявив сумасшедшим.

Сплетни расползаются по городу моментально, так как все хотят показать свою осведомленность. И хотя нельзя сказать, что только дамы разносят сплетни по Москве, они играют в этом немаловажную роль.

Причем в комедии упоминаются и внесценические персонажи, которые имеют немалую власть в обществе.

Например, взбалмошная Татьяна Юрьевна, «из Петербурга возвратясь», приносит разные «новости», в ее власти и возможность «раздавать чины» и, бесспорно, создавать репутацию.

В комедии есть образ, который нельзя полностью отнести к «веку минувшему», но тем не менее он принадлежит фамусовскому обществу. Это — образ Софьи.

Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Ее отец — столп московского общества. Он практичен, рачительный хозяин, держит дом в Москве, искренне любит свою дочь и желает ей счастья, но к своей цели он идет любыми путями.

А Софья — дочь своего отца: она любит комфорт, но «шляпки и булавки» обременительны для кошелька Фамусова. Героиня умна, целеустремленна, умеет лгать и изворачиваться во имя своей цели.

Она обманывает отца, не смея сказать ему о своей любви к Молчалину.

Софья, как и остальные дамы, увлекается чтением сентиментальных французских романов, где описывается «неравная» любовь между прекрасной богатой девушкой и безродным юношей. Именно из книг она почерпнула свой идеал, воплощенный в образе Молчалина.

Все это роднит героиню с другими представительницами московского общества, но, в отличие от них, она способна на глубокие чувства. Ее любовь к Молчалину действительно искренна и сильна настолько, что она готова забыть о предрассудках:

Что мне молва: кто хочет — так и судит.

В Софье нет стремления подняться по социальной лестнице. Она не преклоняется перед чинами. Говоря о Скалозубе:

Он слова умного не выговорил

сроду,

Мне все равно, что за него, что

в воду, —

героиня отвергает устои «века минувшего»: ей нужен человек, а не только мундир. Однако Софья не может увидеть в Чацком свой идеал (его резкий ум пугает ее), а видит его в Молчалине, оставаясь поэтому представительницей «века минувшего», а со временем она, возможно, станет копией Натальи Дмитриевны.

Образ Софьи в комедии Грибоедова неоднозначен. В ней есть и хорошее и плохое. Вся галерея женских образов, выведенных в комедии, нова для литературы первой четверти XIX века.

Героини — не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами. Несмотря на то что все они типичны, все же каждая из них — это индивидуальность.

В этом и заключается заслуга Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7599-jenskie-obrazi-v-komedii-aleksandra-griboedova-gore-ot-uma

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Коллекция сочинений: Женские образы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума»

Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря.

В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Этот конф­ликт нашел отражение в пьесе “Горе от ума».

Принадлеж­ность к какому-либо лагерю стала одним из принципов орга­низации системы образов, в том числе и женских.

К “веку минувшему» относятся все гостьи на вечере у Фамусова.

Прежде всего это типичная русская барыня екатеринин­ского времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи, свойственные “всем московским». Свояченица Фамусова “от скуки взяла с собой арапку-девку». Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об образова­нии:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

В унисон процитированным звучат слова другой предста­вительницы старшего поколения, княгини. Тугоуховской, вспоминающей профессоров Петербургского педагогического института, которые “упражняются в расколах и в безверьи», и своего племянника, князя Федора, учившегося у них.

Еще одна колоритная представительница старой москов­ской знати — это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть идеологом своего века.

Единственное разумное замечание, которое мы услышим от нее: “Когда-ни­будь я с бала да в могилу».

Это отголосок философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и крестин: су­ществование графини — это бал, заканчивающийся смертью. Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления ко­мизма пьесы.

Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим супругом.

Ее фраза “Мой муж — прелестный муж…» перекликается со словами Молчалина, сказанными Хлестовой: “Ваш шпиц — прелест­ный шпиц…» Тем самым когда-то деятельный Платон Ми­хайлович уподобляется декоративной собачке.

Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, од­нако, близка и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова Фамусова: “Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой…» Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — гра­финя-внучка.

Все московские невесты — те самые “девицы», любящие военных, отличающиеся благонравием и патриотиз­мом, о которых говорит Фамусов в монологе о Москве.

Но в то же время именно княжны произносят так возмутившие Чацкого слова: “Ах! Франция! Нет в мире лучше края!» Пре­клонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется и в изобилии галлицизмов в их речи.

Идеолог “века минувшего» дает характеристику не только молодежи; он не забывает дам, которые “судьи всему, везде, над ними нет судей». Это, конечно, о Хлестовой, наверное, о Хрюминой. Но в своем монологе Павел Афанасьевич упоми­нает других:

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

О последних двух в комедии выскажутся еще Чацкий и Молчалин. Первый посмеется над традиционной любовью ко всему французскому княгини Пульхерии Андревны, второй расскажет нам о необыкновенной влиятельности Татьяны Юрьевны. Это черты неиндивидуальные. Они присущи каж­дой из перечисленных дам, а вероятно, и загадочной Марье Алексееве, мнения которой так боится Фамусов.

Из всех героев “Горя от ума», принадлежащих к фамусовскому лагерю, только Скалозуб пока более или менее незави­сим от женщин. Свободны от их влияния и представители “века нынешнего». Все остальные боятся дамского суда.

Женские образы, встречающиеся в произведении, либо служат для усиления комизма (это и тетушка Софьи, у кото­рой из дому сбежал “молодой француз», и княгиня Ласова, ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна Алексеевна, которая “с ума сходила восемь раз»), либо как-то связаны с действую­щими лицами (Прасковья Федоровна и вдова докторша упо­минаются в календаре Фамусова. Настасья Николаевна — родственница Скалозуба, дочь барона фон Клоца — жена Ре-петилова). Все эти внесценические персонажи помогают рас­крыть характеры действующих лиц.

Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Эти героини включены в любовную интригу. Поэтому многое в них обусловлено традициями трактовки комедий­ных образов.

Но в то же время обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки.

В соответствии с системой ампира Софья должна бы быть идеальной героиней. Но в 4Горе от ума» этот образ неодно­значен. С одной стороны, дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми учителями — “побро­дягами», сентиментальными французскими романами.

В сло­вах и поведении девушки проглядывает мечта о “муже-слуге». Но с другой, Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: “Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!» Гончаров И. А.

видел в дочери Фамусова “задатки недюжинной натуры». Действительно, только она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком Чацкого.

Любовь Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему ее обществу.

Не укладывается в рамки образа субретки и Лиза. Конеч­но, она сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее ка­чествам Фамусов не застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить господину. “Позвольте мне, су­дарь…» — начинает она, когда Павел Афанасьевич говорит о своем “монашеском» поведении.

Веселость служанки отмеча­ют Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнитель­ных к основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после Чацкого) резонера, давая характеристику Фа­мусову, Скалозубу, Чацкому, обобщая идеи московского об­щества (“…

Грех не беда, молва не хороша»), высказывая мысли Грибоедова:

…Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они служат для выполнения стоявшей перед авто­ром задачи, заключавшейся в том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее противоречиями и перспективами на будущее.

Источник: http://www.rlspace.com/zhenskie-obrazy-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума» – Cкачать сочинение

Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила.

Читайте также:  Digital matte painting - техника 2d/3d графики

Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московского дворянского общества. На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга.

Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии.

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак.

Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».

Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним.

Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный».

Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости».

Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, – «муж-мальчик», «муж-слуга».

Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька.

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов.

Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе.

Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова.

Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

  • Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых,
  • Тот и жених, а также «Кто беден – тот тебе не пара».

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее.

Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.

Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает.

В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.

Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царьком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами».

Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции.

С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов – они « офранцузились ».

Загорецкий больше других эпизодических героев «задействован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор».

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупается своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой».

В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе.

Характерная черта одного из основных героев комедии – Молчалина – совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер».

Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мошенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине – будущем Загорецком.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлесто-вой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек – все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» – и тотчас про них забывает.

В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак.

Образ «Нестора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен.

В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий говорит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад».

Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем».

Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторжен-ных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями.

Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества.

Самым последним, к «Шапочному разбору», на бал является Репетнлов.

Этот персонаж в изображении Грибоедова – человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Ре-пе'шлов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой – тем, что поет, еще двое – просто «чудесные ребята», а Ипполит Маркелыч Удушьев – «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин ^.

не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого.

В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.

Источник: http://schooltask.ru/xarakteristika-vtorostepennyx-personazhej-v-komedii-gore-ot-uma/

В комедии а. с. грибоедова «горе от ума»

Поиск Лекций

Идейно-композиционная роль образа Софьи

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конф­ликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества.

Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего об­щества, против сословных привилегий и крепостной зависимости.

Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный обще­ственный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 го­да, — в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя.

Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества нака­нуне 1825 года.

На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев — борьба «века нынешнего» с «веком минувшим», борьба двух мировоззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века.

С одной стороны, представители феодальной реакции, крепо­стной старины — Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина; с другой — пе­редовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусо­ва встает идеал минувшего века.

Это был век Екатерины с ее вельможа­ми и льстецами придворными, век покорности и страха, развращенных нравов, когда безумное мотовство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бесправием крепо­стных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравившихся собак. Вот этот век и стал идеалом барского, фамусовского общества, которое живет по принципу «и награжденья брать, и ве­село пожить».

Выразителем устаревших феодальных институтов является, конечно, сам Фамусов.

Он убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Си­бирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просве­щения («Уж коли зло пресечь — собрать все книги бы да сжечь»).

Это, наконец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмы­кающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собственного обогащения.

Защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просве­щения противопоставляется в комедии Чацкий. «Это — декабрист, это — человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайней мере на горизонте обетованную землю», — писал о Чацком А. И. Герцен.

Между единомышленниками Фамусова и Чацким находится одна из главных фигур комедии — Софья, тоже пережившая свое «горе от ума». Именно ей отводится непростая, но очень важная роль — «отражать ата­ки» Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. «Софья на­чертана неясно», — отмечал в свое время А. С. Пушкин.

Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого не­заурядного человека, как Чацкий, вызвали его любовь, и отрицательны­ми, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование.

В поведе­нии Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким, трезвым умом и сентиментальными, пустыми переживаниями.

Что же привлекало Чацкого в Софье? Что выделяло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отно­шениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам.

Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: «Я виню себя кругом». А Молчалину презрительно приказывает убраться из дому до зари. Сильный, гордый характер девушки не может не вызвать симпа­тию, участие в ее судьбе.

Видимо, и Чацкий всегда восхищался этой са­мостоятельностью, решимостью Софьи, всегда надеялся на ее понимание, поддержку, особенно когда «без памяти» влюбился. Его юношеского чувства «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест».

Не случайно, вернувшись на родину и встретившись с Софьей, он постоянно взывает к разуму любимой, не верит в ее душевную слепоту.

Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения — сен­тиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влия­нием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеаль­ном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.

Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась крити­чески осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», губящей все живое, что сама незаметно становится ак­тивной защитницей ее интересов.

Источник: https://poisk-ru.ru/s39281t1.html

Ссылка на основную публикацию