Борис пастернак: жизнь и творчество

Борис Пастернак биография

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат.

В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан. В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета.

В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение.

На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель.

Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию.

На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”.

Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

  • Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Пастернака

После прочтения краткой биографии Пастернака – проверьте свои знания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/pasternak-boris.html

Биография Бориса Пастернака: его жизнь и творчество

Оглавление:

Борис Пастернак входит в число лучших писателей и поэтов 20-го века. Его имя известно как в России, так и во всем мире: это один из нескольких советских лауреатов Нобелевской премии по литературе. Биография Бориса Пастернака тесно связана со всей российской истории первой половины 20-го века.

Юность Бориса Пастернака

Борис Пастернак родился в 1890 году в семье известного художника Леонида Пастернака, годом ранее переехавшего из Одессы в Москву. Кроме него в семье было еще трое младших детей.

В доме Пастернаков всегда было много людей. Леонид Пастернак дружил с некоторыми известными художниками того времени – Левитаном, Ге, Поленовым. Также в доме нередко бывали писатели, в числе прочих – Лев Толстой и Райнер Мария Рильке, познакомившийся с Пастернаками в 1900 году. С известными людьми биография и творчество Бориса Пастернака были связаны и далее.

В 13 лет Борис Пастернак заинтересовался музыкальной культурой и в течение следующих шести лет написал несколько сонат. В том же возрасте он упал во время верховой прогулки и сломал ногу. Нога срослась не совсем правильно, в результате чего у поэта всю жизнь оставалась небольшая хромота.

Кроме прочего, это значило, что он не подлежит воинской повинности. Позднее Пастернак придавал особое значение этому эпизоду своей биографии.

В гимназию Пастернак пошел в 1901 году, во второй класс. Несколько лет в том же заведении двумя классами младше обучался Маяковский. В одном классе с Маяковским обучался младший брат Пастернака, Александр.

Однако плотное знакомство между двумя поэтами произошло позднее.

Гимназию Пастернак окончил с максимально возможными баллами и получил золотую медаль. Некоторое время он сомневался относительно будущей судьбы и хотел стать композитором и музыкантом, однако, в итоге отказался от этой возможности.

Первые шаги Пастернака в литературе

В 1908 он поступил в Московский университет на юридическое отделение, откуда позднее перевелся на философское. В то время Пастернак много путешествует и начинает писать стихи.

В Марбургском университете он изучает философию под руководством Германа Когена, в 1912 году с семьей помещает Венецию.

После занятий с Когеном он оставляет попытки стать философом и начинает активно участвовать в различных литературных кружках символистов, постсимволистов, футуристов.

Первые стихотворения поэта были напечатаны в начале 1913 года. В конце этого же года вышла в свет первая поэтическая книга, называвшаяся «Близнец в тучах». Сам писатель позднее характеризовал книгу, как незрелую, и в 1928 году многие стихотворения были переработаны и вошли в новый цикл – «Начальная пора».

Сплетение судеб Пастернака и Маяковского

В 1914 году Борис Пастернак сблизился с футуристическим содружеством «Центрифуга» и одним из его участников, русским писателем классиком – Маяковским. Поэты стали близкими друзьями. Ранний Маяковский перенял многое у Пастернака, а в творчестве Бориса Пастернака проскальзывают нотки Маяковского.

Видео о биографии Бориса Пастернака

Несколько лет спустя начались размолвки. Маяковский окончательно отошел к футуристам. Пастернак, интересуясь множеством направлений, всегда оставался индивидуалистом. Это послужило причиной практически полного разрыва их дружеских отношений.

Окончательный разрыв был, можно сказать, односторонним, и произошел, когда Маяковского уже давно не было в живых. Полемика Бориса Пастернака и позднего Маяковского происходила в 1950-х годах.

В 1957 году в своем автобиографическом очерке Пастернак писал, что окончательно отошел от Маяковского, когда счел, что закончилась литература, и обозначил этот период как время после самоубийства Есенина. Он критикует позднего Маяковского за стихи, склонность к футуризму.

Пастернак не понимал несвязную ритмику, нарочитую бессодержательность и другие особенности позднего Маяковского, после написания «Мистерии-буфф».

Жизнь Пастернака после революции

В 1921 году родители и сестры Пастернака уехали из СССР и остановились в Берлине. Пастернак начинает переписываться с родственниками, а через них и с другими представителями русской эмиграции, к примеру, с Цветаевой. В следующем году поэт женился на художнице Евгении Лурье, а еще через год у них родился сын Евгений.

В 1920-х годах Пастернак достаточно активно работает. В 1922 году публикуется главная книга того периода – «Сестра моя – жизнь», готовившаяся с 1917 года. Было опубликовано множество других работ, в том числе:

  • «Девятьсот пятый год»
  • «Спекторский» — стихотворный роман

Пастернак постепенно подходит к прозе. До середины 30-х его признает и официальная советская власть. Он становится одним из основателей Союза писателей, и говорит официальную речь на его первом съезде в 1934 году.

На том же съезде Бухарин предлагал дать Пастернаку официальное звание – лучшего поэта СССР. В течение четырех лет несколько раз переиздается его собрание сочинений.

Существует множество фото Бориса Пастернака того времени.

В личной жизни Бориса Пастернака также произошли изменения. Он разводится с первой женой и женится на бывшей жене пианиста Нейгауза – Зинаиде Николаевне Еремеевой.

С 1936 года многое начинает меняться.

Пастернака начинаю обвинять в несовременном мировоззрении и оторванности от жизни, требуют, чтобы он «перестроился» как тематически, так и идейно. Тогда же Пастернак пишет письмо Сталину с просьбой освободить мужа и сына Ахматовой. В тот раз их освободили.

Позже поэт отказался подписать открытое письмо советских деятелей культуры с поддержкой расстрела Тухачевского. Многое делается демонстративно: так, Пастернак неоднократно посещал дом арестованного Пильняка.

В 40-х годах основным средством существования Пастернака становятся переводы. В числе переводов – каноническое изложение «Фауста», многие шекспировские трагедии. Военные годы Пастернак проводит в Чистополе, в эвакуации.

Травля Пастернака в СССР

Писатель утверждал, что «Доктор Живаго» — это вершина его творчества. Роман создавался на протяжении десяти послевоенных лет.

Роман, описывавший жизнь и судьбу дореволюционной российской интеллигенции, был принят неоднозначно. Советские критики встретили его резко негативно.

Неоднозначная позиция автора по отношению к октябрьской революции и дальнейшим глобальным преобразованиям послужила причиной того, что роман был запрещен к печати.

Так началась травля, с небольшими перерывами продолжавшаяся до конца жизни писателя.

Травля Бориса Пастернака проходила весьма своеобразно. Многие из обличителей не читали роман, в результате чего сложился советский «мем» — «не читал, но осуждаю». Ввиду того, что роман не был опубликован в СССР при жизни писателя, не читал его практически никто.

Видео о трудностях в жизни писателя Бориса Пастернака

С 1957 года «Доктора Живаго» начали печатать на западе. Первое издание вышло в прокоммунистическом итальянском издательстве Фельтринелли, далее были Великобритания и другие страны. В результате Пастернак был лишен членства в Союзе писателей, в советской прессе неоднократно выдвигались призывы лишить его советского гражданства и выдворить из страны.

Среди людей, негативно воспринявших роман, были такие известные писатели, как:

  • К. М. Симонов, редактировавший журнал «Новый мир»
  • Э. Казакевич
  • Б.Н. Полевой и многие другие писатели и критики

Нобелевская премия

Начиная с 1946 года Борис Пастернак неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию. В 1957 его обошел философ Альбер Камю, вновь выдвинувший кандидатуру Пастернака в 1958 году.

В том году Пастернак оказался вторым после эмигрировавшего Бунина лауреатом высшей литературной премии.

Интересно, что в том же году премию получили и несколько советских физиков – Франк, Черенков и Тамм, чье награждение отрицательной реакции не вызвало.

Из-за негативного восприятия присуждения Нобелевской премии в советских литературных, политических и иных кругах, Пастернак пишет телеграмму, в которой отказывается от награды.

Он исключен из Союза писателей, однако, остается членом Литфонда, что позволяет ему делать переводы, публиковать свои работы, получать гонорары и как-то существовать. На Западе публикуется его стихотворение «Нобелевская премия».

Читайте также:  Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи

Против Пастернака заводится уголовное дело, но прокурору Руденко не удалось доказать, что публикация произошла с его ведома. На последних фото Бориса Леонидовича Пастернака уже заметны следы будущей болезни.

Болезнь и смерть писателя

В 1959 году писателю ставят диагноз – рак легких. По мнению современных исследователей болезнь была спровоцирована нервным истощением на фоне очередной травли. Умер писатель 30 мая 1960 года.

Писатель прожил не так много. Годы жизни Бориса Пастернака – 1890-1960. Основное признание пришло к нему через десятилетия после смерти.

В 1987 году Пастернака вернули в Союз писателей, отменив постановление об исключении, как незаконное.

В следующем году впервые в стране был официально опубликован роман «Доктор Живаго». Еще через год сын Пастернака получил в столице Швеции Нобелевскую медаль и диплом.

В дальнейшем было издано множество сборников и собраний сочинений Пастернака, несколько биографий.

В 2005 году было выпущено одиннадцатитомное собрание сочинений, включившее в себя практически все, что создал писатель. Четыре тома были отведены богатейшей переписке.

А Вам нравится творчество Бориса Пастернака? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-biografiya-borisa-pasternaka-ego-zhizn-i-tvorchestvo-8306.html

Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных Нобелевской премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы.

Борис Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в интеллигентной семье. Мать — пианистка, карьера которой началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса. Отец — художник и член Академии художеств.

Некоторые его картины были приобретены известным меценатом для Третьяковской галереи. Отец Бориса дружил со Львом Николаевичем Толстым и занимался иллюстрированием его книг.

Борис был первенцем, после него в семье появилось еще трое детей.

Борис Пастернак с братом в детстве

С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев Толстой, композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, Левитан и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.

Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин, под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с золотой медалью. Параллельно обучается в консерватории.

Борис Пастернак в молодости

В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от музыкальной карьеры.

Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства.

Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.

В 1908-м становится студентом юрфака Московского университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 1912 г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.

Первые шаги в творчестве

Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение.

Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи.

На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.

Источник: https://24smi.org/celebrity/3958-boris-pasternak.html

Жизнь и творчество Бориса Пастернака

Жизнь и творчество. Борис Пастернак — крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он начал литературную работу еще до Октября, в десятых годах. 1912 го­дом помечены стихотворения, которыми обычно открываются ныне кни­ги поэта.

В 1914 году Пастернак выпустил первый свой стихотворный сборник — «Близнец в тучах», а в 1917 году второй — «Поверх барьеров» Борис Пастернак родился в Москве и рос в атмосфере искусства, — с детства видел художников, музыкантов, писателей, с которыми обща­лась и дружила его семья.

Гостями Пастернаков бывали Лев Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель.

Будущий поэт получил философское образование в Московском университете. Он прошел предметы композиторского факультета кон­серватории. Но в 1912 году, оборвав занятия и музыкой и философией, осознает себя поэтом.

Пастернак входит в кружок молодых московских литераторов, создав­ших объединение «Центрифуга». Оно примыкало к движению футурис­тов.’Позднее Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским, личность и творчество которого произвели на него неизгладимое впечатление.

В двадцатые годы Пастернак полностью отдается поэтическому творчеству, пишет он и прозу. Тогда же появляются его первые перево­ды. Широкую известность Пастернаку принесла книга стихов «Сестра моя — жизнь» (1922), посвященная Лермонтову.

Затем выходит сборник «Темы и вариации», создается роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции — «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Эти поэмы стали событием в советской поэзии, их высоко оценил Максим Горький.

Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в под­московном поселке Переделкино. Он пишет стихотворения, в которых в полный голос звучит патриотическая тема.

О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: «Я дежурил в ночи бом­бардировок на крыше двенадцатиэтажного дома — свидетель двух фугас­ных попаданий в это здание в одно из моих дежурств, — рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно об­наружившие во мне прирожденного стрелка».

Стихи, созданные позднее в эвакуации, — такие, как «Зима прибли­жается», «Ожившая фреска», «Победитель» (о прорыве блокады Ленин­града), «В низовьях», «Весна», — образуют прекрасный лирический цикл, в ко тором предстает образ автора как гуманиста и патриота.

Все послевоенные годы были заполнены у Пастернака напряжен­ный трудом. В ту пору он пишет прозу, много переводит. Много сил и времени отнимает работа над романом «Доктор Живаго». Роман охваты­вает события с 1903 по 1929 год и повествует о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную эпоху.

Получив отказ из редакции журнала «Новый мир», куда был отдан? роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому из­дательству.

Выход романа за рубежом, а также последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался), вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака.

В ответ на критику и как не­лепость воспринимаемые сегодня предложения покинуть страну поэт отвечал, что он не мыслит себя вне России, вне Родины.

Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали вы­ражением внутренней свободы, радости, смелости, преодолевающей страх смерти. Это роман о мучительных страданиях интеллигента в годы революции, но это и роман о большой любви.

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Выход романа за рубежом, и последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался), вызвало со сто­роны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осужде­ние творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость воспри­нимаемые сегодня предложения покинуть страну поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу хода нет.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

(«Нобелевская премия»)

Весной 1960 года поэт серьезно заболел, и 30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Хоронили поэта при сте­чении многих сотен почитателей, ярким весенним днем. В тот день буй­но цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлы­нул дождь, с грозой и молниями, — такие грозы его всегда зачаровывали.

Все, кто знал Пастернака, помнят густой, гудящий звук его голоса. Весь его облик: смуглое, с огромными лучистыми глазами лицо, его от­крытость и доброта, пылкость и впечатлительность, непосредственность его реакций необычайно выделяли его.

С первых своих шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк. У него свой собственный строй художественных средств и приемов.

К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло, ставило в тупик. Они были чрезмерно насыщены метафорами.

Уподобления, к которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или слу­чайных.

Самая обычная картина иногда рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом В вихре метафор и стремительно набе­гавших друг на друга образов читатель порой путался и недоуменно по­жимал плечами.

Прерывистые, взбудораженные, как бы задыхающиеся строфы мно­гим было трудно читать. Будто торопясь зафиксировать поток явлений, Пастернак в своих ранних стихах пропускает несущественное. Он пре­рывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю о них дога­дываться.

Иногда он даже не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежа­щего.

Так, к примеру, построено у него стихотворение «Памяти Демо­на», где герой лермонтовской поэмы в тексте стихов ни разу не обозна­чен даже местоимением «он».

Приходил по ночам

В синеве ледника от Тамары,

Парой крыл намечал,

Где гудеть, где кончаться кошмару.

Пастернак ставил перед собой цель уловить и передать в стихах под­линность настроения, подлинность атмосферы или состояния.

Чтобы воссоздать в стихе мысль, картину, чувство в их слитности и текучести, в их первозданной свежести, поэт вырабатывал раскованный синтаксис.

В результате стихотворение напоминало речь удивленного чем-то, вне­запно заговорившего человека, слова которого вырываются как бы сти­хийно, сами по себе.

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете, —

Готовый навзрыд при случае, —

Или есть свидетель.

Любое явление Пастернак стремится словно бы захватить врасплох, описать его, как он однажды выразился, «со многих концов разом»; « сравнения и уподобления дробятся и множатся, обступая взятый объект со всех сторон. Мир предстает двигающимся, пульсирующим, в отсве­тах и рефлексах.

Тут «образ входит в образ» и «предмет сечет предмет». Стремление «поймать живое», «мгновенная, рисующая движение живо­писность» — так определял впоследствии эту манеру письма сам Пастер­нак.

Вот, например, какими точными и в то же время необычайными, непривычными в поэзии штрихами передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:

Текли лучи. Текли жуки с отливом.

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко ес­тественный лирический напор. Строчки его стихов, по выражению Вик­тора Шкловского, «рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, на­бегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда». Стремительный натиск образов, поток красок, света…

Лучшие стихи Пастернака из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. С чувством художествен­ной радости отмечаешь в них и «узкие свистки» парохода близ набереж­ной, и «тяжесть запонок» у капель, «намокшую воробышком сиреневую ветвь».

На всю жизнь запоминаются строки о том, как «синее оперенья селезня сверкал над Камою рассвет», или как сыплет жуками сонный сад — и «со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят». У сти­хов Пастернака есть свойство западать в душу, застревать где-то в угол­ках памяти.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Зоркий глаз поэта улавливает сходство грачей с обугленными грушами, в суме­речном «нелюдимом дыме» у трубы на крыше видит фигуру филина. А в другом случае «дым на трескучем морозе» сравнивает с известным из­ваянием, изображающим Лаокоона.

Мрак, клубящийся в лесу, напоми­нает поэту темные углы и приделы кафедральных церковных соборов — поэтому мрак «кафедральный»; ветряная мельница — «костлявая», и у нее виден «крестец».

Когда Пастернак пишет, что «воздух криками из­рыт», то и этот образ можно считать живописным: внутренним взором хорошо видишь, что сообщает поэт.

Живописная деталь у Пастернака служит лишь общей выразитель­ности стихотворения. Этой же цели подчинены звуковые аллитерации, особенно частые в ранний период его работы. «Забором крался конок­рад, загаром крылся виноград», — пишет Пастернак, рифмуя всю стро­ку насквозь.

Сцепленье схожих звуков в строке, «ауканье», перекличка таких звуков скрепляет текст, обогащает его ассоциациями. Посмотри­те на строку: «Как опий попутчику опытным вором» («Урал впервые»).

Читайте также:  Глобальное изменение климата на планете земля

Или на стихи о Бальзаке: «Париж в златых тельцах, дельцах, в дождях, как мщенье, долгожданных».

Фонетические связи в стихе («инструментовка») таят некую взаимо­связь рисуемых реальных предметов.

В стихотворении «Весна» («Что почек, что клейких заплывших огарков… «) два первых четверостишия инструментованы на звуки «п» и «р», с опорой на гласную «а»: апрель, парк, реплики, гортань, пернатые, аркан, гладиатор — все эти слова как бы стянуты единой фонетической сетью. Своими звуками они говорят о терпкой и хрупкой атмосфере ранней весны.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе.

Поэт не рав­нодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю Едва ли не главная тема всего его творчества — благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислу­шивается к наступавшей весне в стихотворении «Все сбылось».

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на предмет на природу. Поэт как бы убежден, что и внешние предметы, сама при­рода смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени.

Пейзаж и автор как бы действуют заодно. И часто не поэт рас­сказывает о дождях и рассветах, а они сами, от первого лица, ведут речь о поэте.

Этот прием, в котором проглядывает огромное пантеистичес­кое чувство, — один из самых характерных у Пастернака.

Явления природы для него как бы живые существа. Дождик топчет­ся у порога («скорей забывчивый, чем робкий»), другой дождь ходит по просеке «как» землемер и метчик», гроза — чем-то угрожая! — ломится в ворота.

А вот «дом упасть боится» вместе с ослабевшим, выписавшимся из больницы человеком, чей синий узелок в руках окрашивает синью весь воздух.

Иногда у Пастернака не поэт, а тот же дождь пишет стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго, до зари Кропают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри.

В стихах Пастернака предстает перед нами и Урал («На пароходе», «Урал впервые»), и Север («Ледоход», «Отплытие»), и родные поэту ме­ста близ Москвы («После дождя», «В лесу». «Любка»), Именно Пастер­нак, делясь никогда не покидавшим его чувством, сказал нам о сокро­венной ценности всего живого:

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».

Он мог с великим мастерством и пристальностью нарисовать мельчайшие приметы осеннего сада, пропев настоящий гимн деталям, замечая и сурьму листьев рябины на коврике за дверьми, и страдающие губы об­реченных на гибель астр («Давай ронять слова…»).

И он же написал «Ночь», где «всем корпусом на тучу ложится тень крыла», где «в про­странствах беспредельных горят материки».

Ранние страницы Пастернака требовали усилий читателя, его, как сказала Марина Цветаева, сотворчества, работы воображения. С течени­ем лет поэзия Пастернака становилась прозрачней, ясней.

Новый слог вызревал уже в его поэмах «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», в романе в стихах «Спекторский», появившихся во второй половине двадцатых годов.

Книга лирики «Второе рождение» (1932) тоже несла эти черты простоты и ясности.

Сам поэт считал рубежом, отделяющим новую его манеру от пре­жней, 1940 год. Многое в своих старых стихах Пастернак в ту пору стал отвергать. Осуждая всякую манерность, он тяготел к классической фор­ме.

Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность.

«Я всегда стре­мился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану», — писал Пастернак в январе 1928 года Максиму Горькому, упрекавшему поэта в хаотичности его образов.

Выразить сущность, «не исказить голоса жизни, звучащего в нас», — вот что становится альфой и омегой поэтики Пастернака. В новом сво­ем стиле он создавал редкостные по силе вещи.

Со времен Блока и Есе­нина, как мне кажется, в русской лирике появилось не столь уж много таких могучих стихотворений, какие писал Пастернак в последние двад­цать лет своей жизни, — «Сосны», «Ожившая фреска», «Август», «На Страстной», «В больнице», «Ночь» и другие.

Чаще всего это, как в стихотворении «Сосны», — пейзаж-размыш­ление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее.

И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к родине, к скромным людям тру­да! Разговорное просторечие, так называемые прозаиэмы, самый обык­новенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде — все это одухотво­рено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака — неповторимого русского лирика — оста­нется в истории литературы навсегда. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.

Источник: https://prepodka.net/zhizn-i-tvorchestvo-borisa-pasternaka/

Жизнь и творчество Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью.

Свои творческие опыты сам писатель скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием».

Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзией.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении.

Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга».

После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин.

После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений.

Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году.

Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию.

Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Анализ творчества

Наибольшее поэтическое влияние на поэта оказали Р. М. Рильке и Маяковский.

Пастернак черпал вдохновение в символизме, также в творчестве видны оттенки футуризма, что объясняется участием поэта в литературных кружках обоих течений.

Главная философия творчества – сложные отношения мира и человека. Пастернак видит своего лирического героя противопоставленным бессмысленному и злобному миру.

Поэт искренне восхищается красотой окружающего мира, рисуя его наполненным эмоциями и чувствами, делая живым.

Значимое место в творчестве уделено теме образа поэта и поэзии в целом. Пастернак считал, что творческий человек должен служить высокому искусству, а не использовать его для получения славы.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pasternak-boris/3866-zhizn-i-tvorchestvo-borisa-pasternaka

Борис Пастернак. Подробная биография

Борис Леонидович Пастернак родился 19 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.

Воспитываясь в профессионально-артистической семье, Пастернак рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией.

В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета; весной 1912 едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы.

Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет.

В альманахе «Лирика» (1913) впервые опубликованы стихи Пастернака. Летом 1913 года, после сдачи университетских экзаменов в Москве, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914). В предреволюционные годы Пастернак участник футуристической группы «Центрифуга» (И.

Асеев, С. Бобров и др.). Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но Пастернак органически не приемлет символисткой надмирности и сверхчувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре.

В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьем» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым) и немецкой (Р.М. Рильке).

Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (опубл. 1922), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом.

Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Пастернака опосредственно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов.

Пастернак рвет с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи.

Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

В 1922 Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы. А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

Читайте также:  Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».

Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923, вторая — 1928), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927) Пастернак предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным еще языком.

В следующие годы Пастернак обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924) и роман в стихах «Спекторский» (1931), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.

В 1930-1931 Пастернак создает книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора.

Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен».

Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.

В 20-е годы Пастернак занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х гг. он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили.

На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов.

Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли, Китса, Верлена, Петёфи.

Перед войной Пастернак создает цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчетливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936).

В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающие дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор».

Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.

Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922, № 1) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Пастернака.

После войны Пастернак решает вернутся к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» — интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием, связанным с активным действием.

В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции.

С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.

Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением Пастернака из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.

Биография

Произведения

  • Во всем мне хочется дойти
  • Зимняя ночь
  • Ландыши

Критика

Ключевые слова: Борис Пастернак, биография Бориса Пастернака, Нобелевская премия по литературе, Доктор Живаго, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Бориса Пастернака

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20161211-biografiya-borisa-pasternaka

Борис Пастернак, биография, история жизни, творчество

В еврейской семье, в Москве, в 1890 году родился Борис Пастернак. Семья будущего поэта была приобщена к искусству уже не одно поколение. Родители Бориса были людьми творческими и прививали любовь к искусству своим детям.

Частыми гостями в поместье Пастернаков были известные и одаренные художники и писатели, которые тесно дружили между собой. Первым выбором жизненного пути для писателя стала музыка. Больше шести лет юный композитор и музыкант увлеченно изучал и сочинял музыкальные произведения.

В 1900 году ему отказали в зачислении в 5-ю московскую гимназию из-за большого набора учащихся. Этот инцидент был решен самой дирекцией которые увидев одаренного юношу пришли к решению зачислить его через год на старший курс.

В 1903 году поэт получил серьезную травму ноги, из-за которой у него осталась хромота на всю жизнь. В 1908 году Пастернак с отличием закончил гимназию получив отличные отметки по всем направлениям.

Юность

Следующим пунктом в планах молодого человека стала Московская консерватория. Ему удалось поступить на выбранный им факультет подготовки композиторов с первого раза.

Несмотря на то что все складывалось как нельзя лучше Бориса не устраивало текущее положение дел, и посоветовавшись с профессором он сменил факультет на филологический. Пастернак был человеком одаренным во всем за что брался, поэтому у него не возникало никаких затруднений в достижении филологических высот.

В этот период он активно сочиняет стихи и практикуется в написании небольших рассказов. Незадолго до окончания учебы Пастернак вместе со своей семьей посетил Венецию. Этот прекрасный город вдохновил его на написание поэзии и на признание в любви Иде Высоцкой.

Если со стихами все сложилось удачно, то в делах любовных молодой человек потерпел сокрушительное фиаско. В 1912 году окончив обучение в университете Пастернак даже не забрал свой диплом считая это лишней тратой времени.

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу.

В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика». Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики.

В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров». Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями.

В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Золотой период в творчестве

С началом 20-тых годов творчество Бориса Леонидовича начали активно поддерживать высшие круги советского общества. «Охранная грамота» автобиографические заметки которые находились в разработке долгий период жизни поэта наконец-то были завершены.

В начале 30-тых годов Пастернака признали лучшим поэтом СССР, но к сожалению никаких официальных документов, на эту тему выпущено не было. В 1931 году писатель расторгает свой брак и выпускает «Второе рождение». В этот же период он знакомится с З. Н.

Нейгауз в которую моментально влюбляется. Через год пара узаконила свои отношения и отправилась в путешествие в Грузию. Через семь лет у пары появился первый совместный ребенок, сын, которого назвали Леонид. В 1935 году поэт посетил съезд писателей в защиту мира, который проходил в Париже.

Накаленная обстановка и частые стрессовые ситуации привели к нервному срыву.

Жесткая цензура в СССР

Не малый вклад в развитие бессонницы у писателя внесли неудачные попытки давней подруги Пастернака, Анны Ахматовой вызволить сына и мужа из тюрьмы. В тяжелый после военный период многие мужья и сыновья были несправедливо заключены под стражу советскими властями. В попытке помочь своей подруге Пастернак составляет прошение об освобождении невинных людей.

Такое активное поведение отрицающее советскую власть привело к тому что Бориса Леонидовича и всех выступавших с Анной Карениной подвергли жестокой критике и цензуре и некоторое время вовсе исключили из печати. В связи с жесткими рамками установленными правящей силой СССР поэту пришлось потратить не один год на переводы.

В попытке обеспечить свою семью он периодично забрасывал поэзию и методично работал над сложными переводами.

С началом новой войны Пастернак хоть и сам был в довольно шатком финансовом положении всеми силами помогал эвакуировать людей из Чистополя. В 1943 году в мир выходит сборник «На ранних поездах», ярко описывающий военное время и передающий всю палитру эмоций, которые переживают убитые горем люди.

В 1946 году поэт встретился с Ольгой Ивинской, которая запала в душу любящему сердцу Пастернака. Однако любовь к жене не позволила развестись и поэтому Ивинская стала вечной «музой» для писателя.

В 1952 году у Бориса Леонидовича случился первый инфаркт, долгие дни, проведенные в лечебном заведении, вдохновили его на написание стихотворения «В больнице». Через три года после этого мрачного происшествия писатель спустя десять лет работы завершает роман «Доктор Живаго».

Это был безусловный прорыв как в творчестве самого писателя, так и в развитии литературы СССР. Это был мировой успех, многие страны выпускали «Доктор Живаго» в несколько тиражей.

Нобелевская премия и последствия

В 1958 году поэта наградили Нобелевской премией, это была огромная честь, от которой, однако он был вынужден отказаться.

Советские власти были против подобных наград среди писателей СССР, плюс ко всему все еще натянутые отношения после помощи Ахматовой, ситуацию не улучшали. В 1959 году, не имея другого выбора Пастернак отправился со своей благоверной в Грузию, которую горячо любил.

В Грузии его всегда принимали радушно, и многие друзья поддерживали его взгляды на жизнь. Не желая мириться с несправедливым отношением, поэт сочинил весьма провокационный стих «Нобелевская премия».

За такую смелую попытку отстоять свои права его привлекли к уголовному делу по статье «Измена Родине». Однако успех и популярность, которые имел Борис Леонидович, очень быстро свели судебные разбирательства к нулю.

Закат жизни

В 1959 году писатель начал работу над еще одним крупным романом «Слепая красавица». Его планы были разрушены новостью о раке лёгких, который обнаружили вовремя простого осмотра у врача.

Понимая, что жизнь постепенно покидает его, писатель исповедовался своей близкой подруге Е. А. Крашенинниковой.

В 1960 году Борис Леонидович скончался в своем доме, на его похоронах присутствовали множество людей, которые уважали его смелый и неповторимый писательский труд.

Интересные факты:

  • У Пастернака был выдающийся, но строгий отец. Он считал, что подросший сын сам должен заботиться о хлебе насущном, поэтому практически ему не помогал. Другое дело мама: в 1911 году она дала Борису 200 рублей, чтобы сын съездил поучиться за границу. Деньги были от уроков и многолетней экономии на хозяйстве.

    На эти средства Пастернак год учился философии в университете Марбурга.

  • Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет. В 1958 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства.

    В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.

  • Фамилия писателя могла быть не Пастернак, а Постернак. Именно так значится в документах отца Бориса, Леонида. Кстати, по рождению он и не Леонид вовсе. У него два имени: Абрам и Исаак.

    Последнее было занесено в метрические книги, первое же попало в бумаги мещанской управы, а оттуда – в гимназические документы.

  • Еще в начале 20-х годов семья и родители Бориса Пастернака эмигрировали из СССР и обосновались в Берлине. С тех пор он вел с ними переписку.

    Для самого поэта 20-30-е годы были успешными, стихи издавались и выпускались сборники. Его даже хотели объявить «лучшим советским поэтом».

Награды:

  • Нобелевская премия по литературе (1958 год)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»

Источник: http://ThePerson.pro/boris-pasternak/

Ссылка на основную публикацию