Аркадий кирсанов: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева «отцы и дети»

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера в цитатах

Аркадий Кирсанов — один из центральных героев романа «Отцы и дети» Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.

Смотрите: 
Все материалы о Евгении Базарове
Краткое содержание романа
Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Аркадия Кирсанова

Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин. Ему около 23 лет. Он только что окончил университет. Аркадий — сын помещика Николая Кирсанова и племянник Павла Петровича Кирсанова.Молодой и наивный Аркадий попадает под влияние нигилиста Евгения Базарова.

Аркадий тоже «старается» быть нигилистом. Но на самом деле в душе он — мягкий, сентиментальный и великодушный человек.

Со временем Аркадий понимает, что он не создан быть нигилистом. Тогда его дружба с Базаровым заканчивается. Романтичный и сентиментальный Аркадий влюбляется в юную красавицу Катю.

Они женятся и заводят детей.

Возраст Аркадия Кирсанова — 23 года: «…недаром же мне и минул двадцать третий год…»

Аркадий — потомственный дворянин:

«…Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…»

Внешность Аркадия Кирсанова:

«…к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата…» «…раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели…» «…Он сбросил с себя шинель…»

Аркадий еще мальчик, «птенец»:

«…А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…» «…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» «…Что значит молодость! – произнес спокойно Базаров…» «…Ах да! птенец этот!..» «…В тебе есть молодая смелость да молодой задор…»

У Аркадия звонкий юношеский голос:

«…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…»

Аркадий Кирсанов — образованный человек. Он окончил Университет в Петербурге:

«….В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…» «…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*…»(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)
Аркадий Кирсанов — помещик с либеральным взглядами на крепостное право: «…либеральный барич…»

Аркадий Кирсанов не богат, но у него есть некоторое состояние:

«…я и не богат…» «…Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…»

Аркадий — веселый человек:

«…весело отвечая на отцовские ласки…» «…так весело посмотрел на отца…»

Аркадий — жизнерадостный человек:

«…промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!..» «…Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую…»


Аркадий — любящий сын. Он уважает и любит своего отца и дядю:

«…Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, «…Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…»

Аркадий дорожит дружбой Базарова (в начале романа):

«…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой…»

Аркадий восхищается, благоговеет перед своим учителем Базаровым (в начале романа):

«…Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…» «…Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…»

Аркадий старается казаться взрослым:

«…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы…»

Аркадий старается казаться развязным, как Базаров:

«…Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…» (*стал развязнее). «…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…»

Аркадий называет себя нигилистом:

«…Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий…»

Аркадий только делает вид, что — нигилист. В душе он далек от нигилизма:

«…Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..» «…Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом…»

Аркадий ничем не занимается (в отличие от Базарова):

«…Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…» «…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»

Аркадий — умный человек:

«…убедилась, что он умен…»
Аркадий — великодушный человек: «…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств…» «…Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..»

Аркадий — справедливый человек:

«…Надо быть справедливым, Евгений…» «…Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…»

Аркадий — робкий человек:

«…Ты робеешь, мало на себя надеешься…» «…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость…» «…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…» «…он почувствовал невольную робость…» «…робость овладевала им…»

Аркадий — невинный, целомудренный юноша:

«…Вот еще! Какой невинный!..» «…Господа, уж это что то на Бедлам похоже стало, – заметил он вслух…»

Аркадий — скромный человек:

«…Помилуйте, – возопил Аркадий, – какой же я великий мира сего? И к роскоши я не привык…»

Аркадий — ласковый человек:

«…– Полно, папаша, полно, сделай одолжение! – Аркадий ласково улыбнулся…» «…Мы познакомились, отец! – воскликнул он с выражением какого-то ласкового и доброго торжества на лице…»

Аркадий — нециничный человек:

«…Аркадия покоробило от цинизма Базарова…»У Аркадия нежная душа: «…Ну, не сердись, неженка…» «…Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..»

Аркадий — эмоциональный человек:

«…Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…»…»

Аркадий способен плакать, когда его переполняют чувства:

«…Он чувствовал, что слезы приступали к его главам…» «..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…» «…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…»

Аркадий — мягкий человек:

«…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…»

Аркадий любит природу:

«…Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..» «…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…»

Аркадий любит музыку:

«…вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку…» «…сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…» «…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…» «…– Вы какую музыку больше любите? – Классическую Моцарта люблю…»

Аркадий плохо танцует:

«…Танцую, только плохо…» «…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»

Аркадий любит красиво говорить:

«…О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…» «…Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…»

Аркадий — миролюбивый человек. Он не любит ссориться:

«…Ну, полно, – шепнул Аркадий и пожал украдкой своему другу руку. – Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений…» «…Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами…»

Аркадий — хозяйственный помещик. Он занимается своим имением:

«…небогатый край этот нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…» «…Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…»

Аркадий хочет быть полезным для общества:

«…я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе…»

Аркадий верит в брак:

«…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…»В конце романа Аркадий женится на Кате, сестре Анны Одинцовой: «…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…»Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-arkadij-kirsanov-obraz.html

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Аркадий Кирсанов является одним из главных персонажей произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Аркадий Кирсанов – это молодой человек двадцати трех лет.

Сын помещика, недавно закончивший школу, молодой дворянин Аркадий попадает под влияние Базарова. У молодого человека мягкий характер и, как бы он ни старался стать похожим на Базарова, по натуре он совершенно другой.

Поэтому он влюбляется в молодую и красивую девушку Катю, женится на ней и прекращает свою дружбу с Евгением Базаровым.

Аркадий – совсем еще мальчик со звонким, юношеским голосом, хоть и старается казаться взрослым. Он очень веселый и жизнерадостный. Герой очень любит своего отца и дядю. В отличие от своего отца, который живет по своим правилам и принципам, Аркадий легко попадает под влияние более сильных личностей.

Наверное, это происходит потому, что молодому человеку гораздо проще зависеть от кого-то, ведь это освобождает его от ответственности за принятые решения. Если решения не принимать, то и «взятки гладки». В начале произведения читатель замечает, что Аркадий восхищается Базаровым, чуть не молится на него.

Он очень дорожит своей дружбой с этим молодым нигилистом и хочет быть на него похожим.

Аркадий очень мягкий, великодушный человек, и может даже заплакать от переполнявших его чувств. Герой видит в людях только хорошие качества, не любит ссор и старается первым пойти навстречу в случае возникновения разногласий. Герой очень любит природу и музыку, но плохо танцует.

Аркадий очень хозяйственный. У него не возникало отвращения при мысли о работе с землей, он мечтал об «агрономической деятельности». Когда он приезжает домой и видит разрушенные деревенские дома и оборванных мужиков, он всем сердцем хочет исправить положение и помочь, только при этом абсолютно не представляет как это можно сделать.

Аркадий в произведении выступает как связь между старым и новым, эдакое промежуточное звено. Скорее всего, он увлекся нигилизмом, потому что вступил во взрослую жизнь и сам хотел казаться взрослым, самодостаточным человеком со своими взглядами, даже если эти взгляды он перенял у Базарова.

Сочинение про Аркадия Кирсанова

Роман “Отцы и дети” — это переплетение, столкновение двух противоположных жизней. Два поколения становятся лицом к лицу чтобы начать беспощадную войну за собственные интересы, отстоять своё видение мира.

Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире. Именно поэтому старается придерживаться нигилистических взглядов. Но автор показывает, что Кирсанов младший все же тянется к великодушию и добру этого мира.

“Птенчик” — так нежно Тургенев характеризует Аркадия, ведь он человек без жизненного опыта и личного мнения. Отец предоставил своему сыну возможность выбрать путь в жизни, поэтому Кирсанов три зимы провёл в Петербурге, приобретая степень кандидата.

Бесспорно, уверенные речи Базарова меняют мнение юноши в некоторых вопросах. Он рьяно вступает в спор с отцом и дядей, однако их опыт и авторитет заставляет его замолчать. В остальном же, Аркадий проявляет себя как “либеральный барин”, желает продолжить дело отца в селе, но хочет облегчить непосильный сельский труд, реформировать хозяйство.

Кирсанов — тактичен и вежлив, хотя отец имеет отношения с девушкой его возраста, которая родила ему ребёнка, он не против их отношений, снисходительно к ним относится.

Тонкая душа героя показывает как сильно он любит природу и отчий дом. Три года в большом городе не отбили у него хватку к прекрасным русским полям и приветливым людям.

Когда он едет домой, то наслаждается каждым мгновением проведённым на природе.

Отреченные взгляды Базарова на любовь и брак не повлияли на мечтательного Аркашу. Он нашёл свою единственную — Катю, сестру Одинцовой, вмести они создали прекрасную семью, обзавелись детьми. Аркадий Кирсанов не смотря ни на что верит в святость брака, поэтому венчается в церкви. Своим решением он показывает, что перед Богом несёт ответственность за свою супругу.

Хотя Кирсанов дорожит дружбой с более опытным человеком — Базаровым, но семейные ценности, сельский быт, уют берут верх.

Аркадий представитель нового поколения, но уважение к своим родным не позволяет ему перечить установленным традициям, а лишь найти для себя что-то своё и жить счастливо.

Роман “Отцы и дети” показывает глубочайшую разницу в мировоззрении поколений, однако поддерживает мысль, что будущие поколения не должны отрываться от своих корней, а искать связывающую нить. Этой нитью является покладистый, умиротворенный юноша — Аркадий Кирсанов.

Читайте также:  Аполлон николаевич майков: жизнь и творчество

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/obraz-i-harakteristika-arkadiya-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова «Отцы и дети», внешность, характер

Меню статьи:

Образ Аркадия Кирсанова неотъемлемо воспринимается читателями в сравнении с образом Евгения Базарова. Противоположность героев позволяет ярче воспринять сильные и слабые стороны этого персонажа, узнать о привязанностях Аркадия и путях их формирования.

История жизни

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете.

Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение.

В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Аркадий не особо огорчается этим событием – он влюблен в сестру Анны – Катю и намерен жениться на девушке. Впоследствии у них рождается первенец – сын Николай.

Характеристика личности

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни».

Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время.

Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства.

«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий – робкий, не циничный и не жестокий человек. Однако нельзя утверждать, что Аркадий мягкотелый, беспринципный человек. У него хорошо развито чувство справедливости. Ради отстаивания справедливости, Аркадий готов преступить через свою робость и стеснительность. В ссорах с Евгением он не может дать ему жесткий отпор, хотя все же пытается противостоять своему «другу».

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию.

Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Исходя из того, что Кирсанов не был «настоящим» нигилистом, дружеские отношения его с Базаровым были обречены и ограничивались лишь временными рамками. Случая для размолвки долго ждать не пришлось.

Небольшая тень сомнения на предмет своей отличности от Евгения у Аркадия закрадывается еще в самом начале их пребывания в родовом поместье Кирсановых – Базаров порой слишком резко критикует Николая и Павла Кирсановых, чем неприятно поражает своего друга, ведь Аркадий питает глубокое уважение и привязанность к своему отцу и дяде.

В дальнейшем к этому присоединяются ухаживания за Анной Одинцовой. Благодаря вынужденному сближению с Катей Локтевой (сестрой Анны) Аркадий осознает свою романтическую привязанность и отказывается от общения с Евгением.

«Я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе» – говорит он. Таким образом, дружба Евгения и Аркадия изживает себя.

Отношения с Катей

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.

В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой.

Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей.

Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Аркадий и Катя обвенчались в церкви в тот же день, что и Феня с Николаем Петровичем.

Обе свадьбы проходили без особых пиршеств и празднований – это было совсем не важно для любящих людей: «Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». В результате у Аркадия и Кати рождается сын, которого назвали Николаем.

Отношения с родственниками

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним.

Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно.

Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.

Аркадий придает существенно значение браку и семье. Он, вместе с дядей, убеждает отца в необходимости сыграть свадьбу с Феней.

Таким образом, Аркадий Кирсанов является милым и добрым молодым человеком. Он дружелюбен по своей натуре и в первую очередь пытается найти в человеке положительные качества.

Его робость, стеснительность и неуверенность в себе играет молодому человеку плохую службу.

Однако в критических ситуациях Кирсанов находит в себе силы, чтобы преодолеть эти свои недостатки, что делает этот образ еще более симпатичным.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-arkadij-kirsanov.html

Характеристика и образ Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

В своем романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев хотел передать ограниченность и несостоятельность дворянского класса. И выбранные им образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Николая Петровича тому подтверждение.

Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей, думая, что поможет ему избежать ответственности и принятия важных решений. Именно поэтому он начинает общаться с Евгением Базаровым и хочет быть на него похожим.

Аркадий Кирсанов по своей натуре добрый и мягкий человек. Он переживает за бедняков, за свой родной край, хочет сотворить много хороших дел, хочет что-то изменить в лучшую сторону, но как воплотить все это в жизнь он не представляет.

Аркадий, как и его отец, которого он очень любит, старается видеть в людях только хорошие черты. Он жалеет нищих, сопереживает родителям Базарова, хотя сам Базаров считает Кирсанова за это слабаком, говорит, что у того слишком нежная душа, называет его размазней.

Из-за этого Аркадий почти всегда проигрывал споры с Базаровым, хоть и говорил больше него. Аркадий очень любит много и красиво говорить. Именно он определяет Базарова как нигилиста, человека, не принимающего принципы и авторитеты.

Евгений же, прекрасно видя натуру Аркадия, считает его речи неприличными.

Базаров пытался перевоспитать Аркадия под себя, но понял, что у него это не получится. Он не понимает, что мягкий характер Аркадия – это заслуга его мечтательной натуры, любящей искусство и всё прекрасное.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова и пребывает в полном восторге от своего друга, старается во всем на него походить, даже сам называется нигилистом.

Однако, со временем, он начинает от него отдаляться, не сумев справиться со взятой на себя ролью, и становится более самостоятельным.

Базаров, прощаясь с Аркадием, говорит, что тот не создан для горькой обыденной жизни, что в нем нет злости, а имеющийся молодой задор в их деле не сгодится. Аркадий и сам понимает, что дружба с Базаровым – это порыв молодости и что он никогда не смог бы стать лидером.

Прощаясь с Базаровым, Аркадий забывает всё плохое, что тот сделал за время их дружбы и  не может сдержать слез, однако, вечером того же дня он уже не вспоминает о своем наставнике. Не смотря на то, что Аркадий был его учеником, Базаров не смог оставить после себя следа в жизни молодого человека.

 Взрослея, Аркадий начинает всё лучше понимать своего отца и сближается с ним. Он так же видит свое предназначение, и так же хочет творить добрые дела, только вот свои идеалы он видит гораздо ближе, чем ему казалось раньше.

Также читают:

← Герасим и Татьяна в рассказе Муму ← Образ и характеристики Гаврилы в рассказе Муму↑ ТургеневОбраз и характеристика Муму → Характеристика Татьяны в рассказе Муму →

Читайте также:  Настольный японский садик из песка и камней своими руками

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/harakteristika-i-obraz-arkadiya-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti

Аркадий Кирсанов

Иван Сергеевич Тургенев, написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи.

Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы.

Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

История происхождения

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

Иван Тургенев

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий.

Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция Базарова и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе.

Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Образ и характер

Аркадий Кирсанов

Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, Николай Петрович Кирсанов – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием.

Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам.

Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть.

Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом.

Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой Анны Одинцовой, в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.

Анна Одинцова

Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности.

Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения.

С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

«Отцы и дети»

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов Павлом Кирсановым.

Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму.

В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.

Евгений Базаров

Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма.

Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову.

Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание.

Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте.

История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни.

Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Экранизации

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.

Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова

В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен Юрий Васильев.

Актер Александр Ратников

Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года Авдотьи Смирновой познакомил публику с интерпретацией образа Александром Ратниковым.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/4264-arkadii-kirsanov.html

Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

 В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же — нигилист.

Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы.

Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил.

У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим.

Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..

» Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет.

«Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы…

но как их исполнить, как приступить? » Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее.

По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..

Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами.

Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он — лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки».

Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия — следствие художественной одаренности его натуры — поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях.

Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией.

Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова. На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог.

По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…

для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, — его мнимый ученик и последователь.

Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее.

Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, — вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой…

Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…

» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова. При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки.

Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ».

Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов — лучший из учеников Базарова.

Другие «последователи» Евгения — Евдокия Кукшина — изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку.

Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного.

Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде.

Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова. Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом.

Читайте также:  Люди уходят, дома разрушаются, деревья остаются

Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники — недалекие, но послушные исполнители.

Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Источник: http://www.nitpa.org/obraz-arkadiya-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti/

Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети сочинение

Как может показаться на первый взгляд, Аркадий Кирсанов, один из главных персонажей романа «Отцы и дети» воспитываясь в любящей семье, станет достойной сменой своим родителям, ведь даже день свадьбы сына и родителей выпадает на одно и тоже число. Однако, как только читатели поближе узнают этого героя, они понимают, что Аркадий очень сильно уступает и даже проигрывает в сравнении с Николаем Петровичем.

Сам старший Кирсанов, отец Аркадия всю свою жизнь проживает исключительно по своим лишь принципам и правилам, можно сказать по своим понятиям. Так же Николаю Петровичу удается прожить свою жизнь достаточно просто, но при этом достойно.

Даже его родной брат и единственный сын не в силах повлиять на этого мягкого и аккуратного во всех отношениях человека. Его решение совершенно не возможно изменить или направить в неправильное русло.

Единственный сын, Аркадий живёт совершенно другой жизнью. Он привык с самого детства от кого-то зависит, не в силах самостоятельно принимать решения, и быть в полном ответе за них. Ему гораздо проще подражать кому-то, нежели самостоятельно проживать свою жизнь.

Именно поэтому, он не долго думая, в очередной раз подражая, следом за Базаровым утверждает: “Мы не признаем авторитетов”.

А после сказанных слов, читатели могут увидеть, как он паникует и пасует перед уверенностью и настойчивостью Анны Сергеевны.

К сожалению этот герой не в состоянии отвечать, за свои слова и действия, и очень быстро способен от них отказать в пользу других людей.

Но, стоит отметить, что в конце концов он решает поступить так, как подсказывает его сердце: осознав, что Одинцова не видит в нем мужчину, он незамедлительно “переключается” на другую девушку Катю, которую считает более доступной. Этим Аркадий очень сильно отличается от других героев, которые способны на настоящее и крепкое чувство.

Сочинение Характеристика и образ Кирсанова

У каждого автора существует идея написания своего романа или произведения. Вот и Тургенев решил показать сложные взаимоотношения между поколениями и написал роман « Отцы и Дети ».

Вся суть романа построена на столкновение социальных отношений между молодым и старым поколением. Ярким персонажем становиться Кирсанов Павел Петрович. Что можно скачать про этого персонажа.

Сын генерала, его мечта стать военным, так и произошло к своим 28 годам, он осуществил все свои мечты в реальность.

В качестве образования на Пажеском корпусе, дало ему возможность стать военным офицером. Он во всем шел напролом любил веселья, развлечения и женщин.

Но все пошло не так как он планировал все из-за его любви к одной очаровательной даме, которая разбила все мечты и надежды на светлое будущие.

Любовь к княгине Р, довела его то того он забросил свою службу, все время был в разъездах по загранице, и за 10 лет он стал одиноким и некому не нужным.

Что конкретно можно сказать про этого героя романа.  Павел Кирсанов – аристократ, сохранивший все аристократичные привычки на всю жизнь. Ему сложно найти общий язык с простым русским народом. Он понятия не имеет, о чем с людьми говорить. Его увлечения, хобби чтение книг на английском языке, живя за границей старается придерживаться образа иностранца во всем касаемо даже имиджа.

Аркадий Кирсанов родился в семье, где царила любовь и уважение, мальчиком он был хорошим, добрым и любящим свою семью. Он целеустремленный окончил университет, и вернувшись домой, он видит то, что родной дом и люди живущие там ленивы и недовольны своим существованием.

Ему хотелось изменить внести, что-то новое в этот круг общения, но что именно он так и не понял. Аркадий был безумно рад возвращению в родной его дом, где все родное запахи любимые и родные лица.

Пока Аркадий получал образование, его отец принял в дом девушку, которая его не просто очаровала, а и родила ему сына.

На эту новость, что у Аркадия родился брат порадовала она его, он был безумно рад за своего отца. У Аркадия Кирсанова был наставник, друг которому во всем подражал и считался с его мнением. В спорах Аркадий всегда показывал красноречие, для того чтобы его друг Базаров уважал и ценил их дружеские отношения.

На любовном фронте у Аркадия все сложилось весьма отлично. Он сперва себе нашел друга в образе молодой девушке Катерины с которой ему было легко и просто в общении. Но прошел совсем небольшой промежуток во времени и он понял, что она та самая девушка, о которой он мечтал всю жизнь.

Они поженились с Катериной, и у них родился сын.

Если рассматривать Курсановых по отдельности они отличаются друг от друга кардинально. Кирсанов зрелый все жизнь живет по своим принципам легко и достойно. Некто не мог повлиять на его решения из членов его семьи.

А Кирсанов Аркадий совсем противоположность всегда велся на поводу у своего наставника и подражал ему. Отец и сын совсем живут по-разному.

И скорее всего старшему Кирсанову хотелось чтобы его сын его был успешней чем он сам, но к сожалению такого не произошло.

Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети

  • Сочинение Моя подруга (описание внешности)Меня зовут Маша Иванова. Я учусь в пятом классе. Мою лучшую подругу зовут Женя. Она третьеклассница. А еще она моя двоюродная сестра. Но это не важно. Вместе нам очень хорошо
  • Сочинение про Петра 1В истории нашего отечества много ярких и неоднозначных личностей. Это Екатерина II, Павел, Петр III, Сперанский и многие другие. Но наиболее запоминающимся человеком из курса истории для многих стал Петр I.
  • Что такое совесть сочинение рассуждение 15.3 9 класс ОГЭЧто же такое совесть? В чем она проявляется? Мне кажется, что совесть – это внутренний бог в самом человеке, который никогда не позволит быть несправедливым, злым, завистливым, корыстным, ставить свои цели и амбиции выше других. Человек,
  • Сочинение Папа подарил Вите ножик 6 классВо дворе у нас жил мальчик по имени Витя. Последнее время он ходил очень грустный. И вот однажды он подбежал к нам с улыбкой на лице. Он просто сиял от радости. По его выражению лица можно было определить, что он нам хочет,
  • Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза сочинениеВарвара, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и свояченица Катерины, яркий персонаж второго плана, в пьесе «Гроза». Эта молодая девушка под воздействием постоянных нотаций матери, будучи от природы, правдивой и честной, научилась врать,
  • Сочинение Образ Герасима в рассказе Тургенева Муму 5 классПроизведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» характеризуется многообразностью. Каждый из героев, за которыми мы можем пронаблюдать в течение всего рассказа, не случайный.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti

Образ Аркадия Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» пародия или образец?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Образ Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» — пародия или образец?

В школьном изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда сохранялась второстепенная позиция Аркадия Кирсанова. Этот герой в литературоведении занимает строго вторичную роль: оттеняя достоинства Евгения Базарова, он олицетворяет безволие и пассивность либеральной молодежи.

Однако трудно не заметить, что характер этого героя показан в развитии: он, как истинный двойник Базарова, проходит почти те же испытания — поиск своего пути в жизни и испытание любовью, такие традиционные для русской литературы.

Самобытность пути Аркадия Кирсанова в том, что он, в отличие от Базарова, идущего своей дорогой, стремится освободиться от чужого влияния, повзрослеть.

Говоря в романе о будущем поколении, Тургенев, на наш взгляд, давал не единственный положительный образ — Базарова — героя, опередившего время, а создал портрет современного ему поколения, спокойно глядящего в будущее — Аркадий Кирсанов и Катя.

Молодость Аркадия — потакание его капризам, восторженность отца, материальная защищенность — не требовала от героя решительных поступков, не ставила перед выбором; Аркадий привык полагаться на мнение окружающих, отца, дяди, а позднее, в университете, эту нишу заполнил нигилист Базаров.

В литературоведении подробно анализируется карикатурный нигилизм Кирсанова-младшего, но речь пойдет не об этом. В романе Аркадий ставится в такие жизненные рамки, когда он, литературный тип недоросля, вынужден самостоятельно оценивать жизнь, вырабатывать собственный взгляд на вещи, его окружающие.

Возлюбленная отца Фенечка, сводный брат, юношеская влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову, любовь к Катюше, разрыв с другом, необходимость отстаивать интересы семьи — все эти обстоятельства превращают Аркадия из восторженного студентика в самостоятельную личность, импонирующую как автору, так и многим читателям.

Почему же пути Кирсанова и Базарова разошлись так внезапно. Предположим, что ссоры и дуэли Евгения и Павла Петровича не было, сохранились бы дружеские отношения? Думаю, нет.

В основе противопоставления этих героев — разные системы ценностей: высшая жизненная ценность для Евгения Базарова, на наш взгляд, самоутверждение отдельной личности, ее интеллектуальное развитие; для Аркадия, воспитанного в дворянских патриархальных традициях, важны другие люди, прежде всего семья, а интеллекту предшествует духовность, любовь.

Именно любовь и семья делают героя взрослее, ответственнее; презрительное, холодное отношение Базарова к этим ценностям заставляет Аркадия сомневаться в его теории. Рассуждения Базарова о своих родителях: «Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я…

я чувствую только скуку и злость», — удивляют Аркадия. Только из необходимости постоять за свою семью рождается в душе младшего Кирсанова первый робкий протест: «Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем».

Рассмотрим два объяснения в любви: Базарова и Анны Одинцовой и Аркадия и Кати.

Анна Сергеевна делает влюбленного в нее Базарова ничтожнее и слабее, она буквально вытягивает из него признание, зная, что для Евгения признание в любви равносильно признанию в ошибочности теории, ставшей для него смыслом жизни.

В русской литературе XIX века любовные отношения главных героев почти традиционны: духовно сильная героиня и герой, которому не хватает уверенности в себе, стойкости (Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Печорин и галерея влюбленных в него героинь, Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, Катерина Кабанова и Борис Григорьевич и т.д.). В объяснении Базарова и Одинцовой — ситуация наоборот: Евгений пытается быть верен себе даже в унижении, Одинцова — самоутверждается за его счет. При чтении этого эпизода создается впечатление, что это театр одного актера, а реплики Одинцовой — ремарки публики. Базаров признается не столько Анне Сергеевне, сколько себе самому, глядя, как в зеркало, в оконное стекло. Чтобы доказать что-то себе, требуется немало душевных сил, поэтому он ожесточенно — искренен. И для героя и для героини эта любовь — пропасть, но Одинцова толкает туда только Базарова, а сама остается на краю.

Совсем иным выглядит объяснение Аркадия и Кати. Не случайно ему предшествует разговор Кирсанова с Анной Сергеевной — только отказ от юношеской влюбленности заставит читателя поверить в искренность внезапной любви Аркадия к Кате.

В этом объяснении два равноправных партнера, юная Катюша в этом эпизоде кажется старше и мудрее своей сестры: она не требует признания, но и не помогает Аркадию — она делает возлюбленного сильнее, перекладывая на его плечи то, о чем сама догадывается. Катюша не по-детски тонко определяет характер как Базарова, так и Аркадия: «Он хищный, а мы с вами ручные».

Именно эта семья, семья молодых Кирсановых, по нашему мнению, призвана олицетворять поколение «детей» в романе Тургенева, пока время базаровых еще не пришло.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/76302.html

Ссылка на основную публикацию